Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Никорцминда [Николаосцминда, Цминда Николози; груз. ], муж. мон-рь (VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). До 1-й пол. XVI в. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Расположен в центре одноименного села, в 10 км к юго-западу от г. Амбролаури (груз. историческая пров. Рача). Архитектурный ансамбль, окруженный оградой, включает в себя стоящий на возвышении кафоликон во имя свт. Николая и 3-этажную колокольню 1863 г. к северо-востоку от него. Собор, богато украшенный рельефами и расписанный (1660-1670), в 2007 г. был внесен в предварительный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. История Сведения об основании и о раннем периоде существования Н. сохранились в лапидарных надписях кафоликона и в Никорцминдской грамоте (1070-1080). Четырехстрочная надпись на тимпане зап. входа церкви гласит: «Христе, Сыне Божий, возвеличь во здравии и долгоденствии коронованного тобою Баграта, царя абхазов, ранов и куропалата картвелов. И возрасти сына их Георгия, по Твоему изволению, с ходатайством святого первосвященника Николая» (КГН. 1980. Т. 2. С. 54-55, 201). Долгое время ученые (М. И. Броссе, Д. Бакрадзе, А. Кутателадзе) отождествляли царя Баграта с Багратом IV (1027-1072); однако груз. историк и исследователь древностей Г. Бочоридзе убедительно идентифицировал его как Баграта III (978-1014). В научной лит-ре принято его мнение, поэтому время основания храма относят к 1010-1014 гг. Современником Баграта III, представителем царской власти в пров. Рача, являлся эристав эриставов и новелиссим Нианиа (Там же. С. 101, 209). Его имя было упомянуто в надписи на сев. стене храма; со временем облицовочная плита с надписью упала и во 2-й пол. XIX в. была использована при обновлении пола церкви. Надпись сильно пострадала. В 3-й и 4-й строках надписи перед именем Ниании группу графем (т. е. - покровителем перед Господом) Броссе ошибочно прочитал как имя Давида Мампали (по др. источникам неизвестен) ( Brosset. 1851. P. 56; Уварова. 1894. С. 133; Такаишвили. 1963. С. 84-85; Бочоридзе. 1994. С. 100-101). На зап. фасаде кафоликона справа от окна упомянут модзгвари ( - учитель, наставник) Георгий (КГН. 1980. Т. 2. С. 102-103, 209), один из первых настоятелей мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Досифей (Церетели). Икона. Нач. XXI в. (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820). Принадлежал к имеретинскому княжескому роду, представители к-рого занимали высшие гос. должности в Имерети: отец Николоз был меабджретухуцеси (министр вооружения), дед Папуна - сардали (военачальник) В. Имерети, двоюродный брат Зураб - сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора); двоюродная сестра Дареджан была супругой восточногруз. царя Ираклия II (в Кахети - 1744-1762, в Картли-Кахети - 1762-1798). Занимая Кутаисскую кафедру, Д. проявлял заботу о развитии хозяйства епархии и возвращении захваченных груз. азнаурами церковных земель и крестьян: он скупал их на личные средства и жертвовал мн. церквам и мон-рям Зап. Грузии, в частности Джручи в 1779 г. (Кут. E 455), Мгвимеви в 1808 г. (Кекел. H 1705) и др. Кутаисскому кафедральному собору, храму Баграта, он пожертвовал изготовленный по его благословению настоятельский крест ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 424). Вблизи храма Баграта Д. имел небольшой жилой дом, разрушенный после его смерти. С 60-х гг. XVIII в. Д. жил также и во 2-й резиденции Кутаисских митрополитов - в с. Маглаки (близ Кутаиси). Д. являлся активным сторонником восстановления единства Грузии: вместе с западногруз. деятелями того времени К. и З. Церетели, П. Микеладзе, И. Абашидзе и др. он входил в состав делегации Имеретинского царства, обратившейся в 1790 г. к царю Картли-Кахети Ираклию II с предложением о воссоединении царств и княжеств Зап. и Вост. Грузии ( Иоселиани. 1978. С. 15) После кончины католикоса Зап. Грузии Максима II (Абашидзе) (30 мая 1795) имеретинский царь Соломон II назначил Д. преемником католикоса. Однако интронизация Д. так и не состоялась. В документах этого периода Д. подписывался как «Преосвященнейший митрополит Кутаисский и правитель Католикосата» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 1105, 1119).

http://pravenc.ru/text/180311.html

Атени Сиони. 2-я пол. VII в. [Груз. ], храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Расположен в c. Атени к югу от г. Гори, в ущелье р. Тана (груз. историческая пров. Шида-Картли). Возведен во 2-й пол. VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе (682/86-689), относится к кругу архитектурных памятников т. н. переходного периода типа Джвари . Из сир. послания VI в., в к-ром еп. Симеон из мон-ря Бейт-Мар (Сирия) угрожает анафемой епископам Картли, собравшимся в Атени, известно о существовании здесь церкви еще до VII в. (Draguet R. P. 59-89). Археологические раскопки 1969-1970 гг. на площадке (24 ´ 19 м; высота 22 м), где находится А. С., показали наличие под его основанием остатков базилики V в. (фрагменты барабанов, баз, капителей, четырехгранных колонок от амвона или алтарной преграды из проконесского мрамора, обломки каменных крестов). Факт возведения ныне стоящего центральнокупольного храма отмечен в однострочной арм. эпиграфической надписи на юж. фасаде, относимой по палеографическим признакам к VII в. В ней указано имя строителя А. С.- зодчего Тодосака, вместе с к-рым трудились упомянутые также в арм. надписях мастера Аарон, Гиорг, Григор, Дапс. Согласно др. концепции, надписи на арм. языке и ряд рельефных композиций, сопровожденных надписями на арм., были созданы при восстановительных работах кон. X в. На стенах юго-вост. и сев.-зап. угловых помещений в 80-х гг. VII в. высечены надписи с перечнем пожертвований эрисмтавара Нерсе I на строительство храма. Среди множества др. груз. надписей на асомтаврули (в т. ч. греч. и евр. тексты), нусхури и мхедрули - надпись 711 г., к-рая повествует о восшествии на престол Степаноза Мампала, сына эрисмтавара Нерсе I, и о посылке ему короны визант. кесарем Филиппиком (Варданом). Там же находится надпись об установлении поминального дня Нерсе и десятистрочная фресковая надпись, сделанная Георгием, сыном Степанозы, о кончине Степаноза Мампала 14 окт. 739 г. Рядом находятся эпитафии царице Гуарамавр (837) и феодалу Сумбату (885). В юж. апсиде - рифмованные стихи на груз. языке 1-й пол. IX в. и надпись 835 г., повествующая о нашествии Буги Турка. Из надписи 980 г. в зап. апсиде известно об облицовочных работах, проведенных в интерьере храма при царе Баграте III; в пространной надписи на юж. фасаде храма зафиксировано, что в строительстве г. Атени (1060-1068) по распоряжению царя Баграта IV принимали участие Мириан, сын Тархуна, и глава атенской крепости Гурганели. На фасадах храма сохранились также сир., греч., араб., персид., церковнослав. надписи, множество надписей паломников и надписи офиц. характера.

http://pravenc.ru/text/76764.html

ЮНЕСКО начинает мониторинг реставрационных работ в храме Баграта в Западной Грузии 17 октября, 2009. Редакция " Правмира " ЮНЕСКО начинает мониторинг реставрационных работ, которые проводятся в храме Баграта в Кутаиси (Западная Грузия). Группа мониторинга должна установить, насколько восстановительные работы соответствуют стандартам международной организации. В Кутаиси, вместе с экспертами ЮНЕСКО, будут работать представители Грузинской Патриархии и министерства культуры, спорта и охраны памятников Грузии. Храм Баграта в Кутаиси был возведен в правление Баграта III как главный собор его царства и освящен в честь Успения Богородицы в 1003 году. Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован святой благоверный царь Давид Строитель. Во время нападения турок в 1691 г. взрыв пороха разрушил кровлю и купол; в этом состоянии собор и дошел до наших дней. В 1994 году внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. В 2001 году передан Грузинской Православной Церкви. Атенский Сиони — монастырь в селе Атени (10 км к югу от Гори), построенный в первой половине VII века зодчим Тодосом по образцу мцхетского храма Джвари. Сохранились росписи 1080 года. Храм перенес нашествие шаха Аббаса I, разжегшего в его стенах костер. В настоящее время здесь возобновились богослужения. Источник: Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/yunesko-nachinaet-moni...

В соборе Баграта обнаружено богатейшее в истории грузинской археологии захоронение Тбилиси, 5 августа 2009 г. Кутаисская археологическая экспедиция обнаружила в соборе Баграта захоронение, которое, по горячим следам, было датировано VII-IX веком. Археологи нашли золотые кольца, серьги и другие драгоценности в беспрецедентном количестве, передает Благовест-инфо. Захоронение, предположительно, принадлежит царице или высокопоставленной особе при царском дворе, сообщает Грузия Online. Количество драгоценностей настолько велико, а найденные экспонаты настолько важны с научной точки зрения, что на место обнаружения вызвали правоохранителей. По данным на ночь с 4 на 5 августа весь периметр собора контролировала полиция. На прилегающую к Багратскому собору территорию до сих пор никого не пускают. Журналисты тоже не имеют возможности войти в собор, который охраняется сотрудниками госохраны. Археологи временно приостановили работу у обнаруженного сегодня захоронения, так как там сейчас находятся эксперты. В Кутаиси прибыл председатель агентства по защите культурного наследия Грузии Николоз Вачеишвили. По его заявлению, новая находка приоткроет завесу над тайной. По предположению историков, захоронение принадлежит одной из цариц Эгриси-Абхазии, личность которой можно установить. По заявлениям специалистов и членов экспедиций, обнаруженное сегодня захоронение не имеет аналогов в Грузии по богатству и количеству золота, сообщает Интерпрессньюс. Министр культуры, охраны памятников и спорта Грузии Николай Руруа поздравил всех любителей истории, спецмалистов и неспециалистов, с уникальной находкой на территории храма Баграта в Кутаиси. Выступая в эфире телекомпании «Рустави-2», министр заявил, что обнаруженное захоронение высокопоставленной особы, в котором найдено беспрецедентное количество золотых украшений и драгоценностей: серьги, ожерелья, браслеты, и т.д., нуждается в основательной защите от охотников за сокровищами, Все превентивные меры приняты оперативно, и обнаружение защищено от возможных актов вандализма силами грузинских правоохранителей, оцепивших захоронение.

http://pravoslavie.ru/31469.html

Интерес представляют описания иконы оставленные русскими послами XVII века Алексеем Иевлевым и НикифоромТолочановым . В 1651году во время посещения храма Баграта (храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году) в Кутаиси А. Иевлев касаясь находящейся в храме иконы Пресвятой Богородицы,пишет,что священник храма монах Гавриил и его сыновья Сехний и Симон рассказали следующее: «Раньше эта икона находилась в Гурии в главном храме города-крепости Палиастоми. У главного священнослужителя этого храма Силибистро было видение. (Силибистро же в свою очередь был далеким предком и родственником священнослужителя Гавриила.) Во сне явившаяся Силибистро Божья Матерь, велела ему вынести ее икону из Палиастоми и отвезти ее в город-крепость, т.к. городу крепости Палиастоми грозило погружение в воду. Главный священнослужитель не поверил сну. После первого явления Пресвятая Богородица дважды являлась Силибистро с тем же наказом. Но он и в этот раз не поверил и никому не сообщил об этом. Сам священнослужитель жил за пределами города-крепости вблизи другого храма. Но вскоре исполнилась воля Божья и город-крепость вместе с населением погрузились в воду. Икона же Пресвятой Богородицы по Божьему указу была спасена. По Божьей воле,она свободно воспарила в небеса. Когда главный священнослужитель Силбистро увидел данное чудо, низ пал перед чудодейственной иконой и слезно просил отпущения грехов и благодати. Приблизившись к чудодейственной иконе он вознес руки, и она плавно опустилась на них. После этого Пресвятая Богородица опять явилась Силибистро и приказала ему отнести икону с ее ликом в Кутаисскую город- крепость. Он повиновался приказу. С того дня по наши дни потомки главного священнослужителя Силибистро живут вблизи этой чудодейственной иконы Божией Матери.Эта икона была доставлена в Кутаисскую город- крепость во времена царя Георгия,внука царя Давида ( А.Иевлев. Отчетное описание пребывания послом в Имеретии 1650-1652 г.г. Изд.: И.Цинцадзе 1968 г. Стр. 139).

http://pravicon.com/info-685

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДЕМОН I (Чхетидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (1557-1578). Еще будучи епископом Гелатским (1543-1557), Е. поддерживал политику царя Имерети Баграта III (1510-1565), затем выступал на стороне царя Георгия II (1565-1583/85), который стремился к объединению Зап. Грузии в единое государство, к принятию общего для всех свода законов. Во время предстоятельства Е. западногруз. царства и княжества воевали между собой, ослабляя мощь гос-ва, усилилась агрессивная политика Османской империи, направленная против Абхазии, участились набеги переселенцев с Сев. Кавказа. Е., поддерживаемый Багратом III, перенес резиденцию Абхазского католикоса из храма во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (ныне Пицунда) в мон-рь Гелати , в ц. во имя вмч. Георгия,- кафедральный центр Гелатской епархии. В Зап. Грузии под председательством Е. и при участии католикоса-патриарха Вост. Грузии состоялся Собор Абхазского (Западногрузинского) Католикосата , созванный по инициативе царя Баграта III. Участниками Собора был разработан документ «Законы католикосов» (см. в своде законов гражданского права груз. царя Вахтанга VI Багратиони (НЦРГ. S 3683, Q 575) - ПГП. Т. 1. С. 393-397). Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» пишет, что в него вошли 23 постановления о гражданских и церковных правах населения Зап. Грузии, в т. ч. была установлена мера наказаний за преступления (напр., за торговлю пленными была предусмотрена смертная казнь через повешение) и исправлены ошибки в церковном уставе (КЦ. 1973. Т. 4. С. 824). При Е. были восстановлены и расписаны Рождественский и вмч. Георгия храмы Гелати, сожженные в 1510 г. турками, храмы во имя Пресв. Богородицы в мон-ре Мокви и Бичвинте, получившие название «Евдемоновские приделы». Е. пожертвовал Гелати мн. церковные святыни и архиерейские облачения, среди которых - крест и золотая чаша, украшенные драгоценными камнями (ПГП. Т. 3. С. 386-387), «предстоятельский крест» (ГМИГ), изготовленный по заказу Е. в 1565-1578 гг., и др. ( Сакварелидзе. 1987. Т. 2. С. 67). В 1568 г. по заказу Е. из золота была изготовлена главная святыня Католикосата - чудотворная Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери Одигитрия, именуемая также «Бичвинтская Богородица», о чем сообщает надпись, сделанная католикосом на иконе. Образ был помещен в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте, позже перенесен в ц. вмч. Георгия в Гелати.

http://pravenc.ru/text/187049.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И КОНСТАНТИН АРГВЕДСКИЕ [груз. ] († 740), великомученики (пам. 2 окт.) Грузинской Православной Церкви. Мученичество Д. и К. А. было составлено анонимным автором в XI в. (Кекел. Q 762, XIII-XIV вв.; Кут. 4, 1565 г.; Кекел. A 518, 1708 г.; A 130, 1713 г.; A 170, 1733 г.; Н 2077, 1736 г.; Н 1672, 1740 г. и др.). Метафрастическую редакцию в XVII в. составил католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) и включил в свою «Мартирику». Известно 5 рукописей, содержащих синаксарную редакцию мученичества (Paris. Georg. 4. Л. 13об-14. XIII-XIV вв.; Кекел. А 508, 2-я пол. XVI в.; ЦГИАГ. Фонд др. рукописей. Ед. хр. 302. Л. 486-491, 1705-06 гг.; Кекел. А 111, 1703-1715 гг.; А 425, 1718 г.). Д. и К. А. приходились друг другу близкими родственниками и были вельможами (эриставами) Аргвети (Зап. Грузия). Будучи прекрасными полководцами, они возглавили груз. ополчение против вторгшегося в Грузию араб. военачальника Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого). Д. и К. А. были взяты в плен, Мерван пытался переманить их в свое войско, убеждая принять ислам, предлагая богатство и почести. Исповедав Христа, Д. и К. А. в течение 9 дней подвергались мучениям, после чего были утоплены в р. Риони. По свидетельству агиографа, в том месте, где река образовала водоворот, тела великомучеников чудесным образом освободились от пут и камней, к-рые были привязаны к ним, всплыли на поверхность и приблизились к берегу. 3 луча света озарили тела великомучеников, и христиане, укрывавшиеся в лесах, по этому знамению нашли святых. Приблизившись к берегу, люди услышали Божий глас, повелевший всю ночь нести святых на восток и похоронить там, где процессию «застанет рассвет». Д. и К. А. были похоронены в сожженной арабами церкви возле р. Цкалцители. По повелению царя Баграта (вероятно, IV (1027-1072)) в XI в. здесь был основан мон-рь Моцамета (груз.- мученики), где были упокоены мощи великомучеников (почивают в мон-ре до сих пор). Считается, что Мученичество Д. и К. А. было написано по заказу царя к освящению храма.

http://pravenc.ru/text/168560.html

В ближайшие недели начнется реконструкция храма Баграта в Кутаиси 23 января 2008 г. 09:49 Президент Грузии Михаил Саакашвили подписал документ о восстановлении храма Баграта в Кутаиси. Работы начнутся в ближайшие недели. Об этом Михаил Саакашвили заявил 21 января в полуразрушенном храме Баграта, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Перед входом в храм Михаила Саакашвили и его супругу Сандру Руловс встретил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II . Они вошли в храм, где Предстоятель Грузинской Церкви отслужил молебен, после чего М. Саакашвили поклялся на Библии, что сделает «все для воссоединения Грузии». Как напоминает «Интерфакс», четыре года назад, за день до своей инаугурации, М.Саакашвили также дал клятву о служении народу в городе Кутаиси, в храме Гелати, где похоронен царь Давид Строитель. Илия II передал Михаилу Саакашвили икону Рождества Христова, привезенную из Вифлеема. «Грузинская Церковь всегда остается силой, которая объединяет Грузию. И этот храм является символом единой Грузии и знаком того, что Бог вам поможет», — сказал Патриарх. По его словам, икона Рождества Христова будет хранить президента, его семью и всю Грузию. Как заявил президент Грузии Михаил Саакашвили, его инаугурация неофициально началась накануне здесь же в Кутаиси, в храме Гелати, где он побывал на могиле царя Давида Строителя, и завершилась в понедельник в храме Баграта. «Мы завершаем церемонию и начинаем созидание. В этом храме, как символе силы Грузии, даю обещание, что по благословению и под покровительством Его Святейшества в ближайшее время начнутся широкомасштабные работы, с привлечением лучших специалистов, по восстановлению храма Баграта в прежнем сиянии для новой Грузии», — заявил Саакашвили, слова которого цитирует агентство «Новости-Грузия». Митрополит Кутаисский и Гаэнатский Каллистрат представил соглашение о реконструкции храма Баграта, подписанное Католикосом-Патриархом всея Грузии и Константинопольским Патриархом Варфоломеем I в 2003 году, в дни празднования 1000-летия собора. Но с тех пор, сказал владыка Каллистрат, сделан лишь макет.

http://patriarchia.ru/db/text/354496.htm...

Свято-Успенский собор в Кутаиси (Баграти) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Багратахрам, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году. Позже храм был очень сильно поврежден, а в начале XXI века - восстановлен. Содержание История [ править править код ] Храм Багратахрам, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году. Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован Давид IV Строитель. Во время нападения турок в 1691 году взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося. В 1770 году артиллерия русского генерала Тотлебена уничтожила Кутаисскую крепость и всю восточную часть храма Баграта. В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия, в 2001 году передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения. После переизбрания на второй президентский срок Михаил Саакашвили на церемонии инаугурации пообещал воссоздать храм «в первоначальном виде». В ответ на критику со стороны искусствоведов и реставраторов президент заявил: «По этому вопросу я не изменю своего мнения. Баграти должен быть восстановлен и должен вновь предстать перед Грузией во всём своём великолепии». В июле 2010 года ЮНЕСКО потребовало прекращения строительства на территории памятника и внесло его в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, но несмотря на это работы по реконструкции храма продолжились. Планировалось, что восстановление собора будет завершено осенью 2012 года. 17 июня 2012 года католикос-патриарх всея Грузии Илия II призвал прекратить ведущиеся работы и согласовать все детали восстановления со специалистами из ЮНЕСКО.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010