После литургии Патриархи благословили макет, по которому планируется восстановить уникальный памятник средневекового грузинского зодчества построенный при царе Баграте III в 1003 году. По свидетельству послов русского царя Алексея Михайлович в XVII в., внутреннее убранство храма было украшено прекрасными мозаиками и фресками, которые пострадали от турок, взорвавших церковь в 1691 г. Вечером на руинах храма был отслужен молебен, после которого вся делегация направилась в драматический театр им. Ладо Месхишвили, где состоялось открытие вечера, посвященного храму Баграта, на котором приветственное слово произнесли Патриархи, президент Эдуард Шеварнадзе, выступили известные деятели науки, а затем зрителям был предложен концерт классической музыки. На следующий день, 22 сентября, Патриархи посетили храмы Хонской епархии и отслужили там краткие молебны. Первые два храма – кафедральный собор в Хони и церковь в Ианети освящены в честь святого Георгия. Патриарх Варфоломей обратил внимание на особое почитание этого святого среди грузин и пожелал им непрестанного заступничества святого Георгия, которое принесет им победу и возможность преодолеть все трудности. Предстоятель Константинопольской Церкви поздравил и поблагодарил ктитора храма в Ианети А.А.Леквейшвили и оставил в память о своем визите кадило. В Хони Патриарха ожидали горожане, взрослые, дети, с пальмовыми и банановыми ветвями, цветами, которые бросали ему под ноги, когда он шел в храм. Этот прием так тронул Патриарха Варфоломея, что после, во время завтрака, он поделился с присутствовавшими, что впервые в жизни его встречали, как некогда жители Иерусалима Христа. Следующей была недавно построенная церковь Пресвятой Богородицы в Баши. Теплая встреча в Хонской епархии заставила Патриарха Варфоломея вспомнить родину: «Здесь я почувствовал себя дома. В моей родной деревне на Имбросе такая же красивая природа, как у вас. Там живут такие же милые и простые люди, как вы. Это труженики, у которых всего одна корова и одна коза и при этом они очень счастливы и духовно богаты. Я вижу, что и вы такие… Я не скажу, что богатство само по себе плохо – плохо, когда из-за него забывают о духовном. Желаю, чтобы вы всегда оставались вместе с вашим Патриархом и не переставали думать о Церкви».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Во 2-й пол. XVI в. по инициативе Баграта III в Патриаршество Евдемона I и в правление имеретинского царя Георгия II (1565-1585) роспись собора была продолжена. Портреты Евдемона I, имеретинских царей и членов их семей изображены на сев. стене храма. Во главе длинного ряда исторических лиц XVI в. представлен основатель мон-ря - св. царь Давид с моделью храма в руках. Программа росписи собора в XVI в. включает литургические композиции: «Божественная литургия», «Причащение апостолов», «Поклонение жертве», а также развитый цикл со сценами земной жизни Христа, циклы детства и Успения Богородицы, акафист и прославление Богоматери, изображения святых. При царе Георгии II по заказу Антона Мацкверели был расписан сев. притвор. В росписи представлены житийные сцены св. Иоанна Предтечи, «Умножение хлебов», изображения отдельных святых. К XVII в. относится роспись 2 нижних регистров зап. рукава, исполненная по заказу католикоса Захарии (Квариани) . Портрет ктитора помещен на юго-зап. устое храма. В этой части росписи представлены сцены Страстного цикла и изображения святых. Были расписаны также сев. придел храма, каменный киворий в нартексе, где помимо сцен земной жизни Христа изображены исторические лица XVII в. 2-ярусный иконостас собора был выполнен из тесаного белого камня. В нач. XX в., по свидетельству прот. Давида Гамбашидзе, здесь были помещены наиболее чтимые иконы Г., в т. ч. Хахульская и Ацкурская, а также икона Спасителя, украшенная в XIII в. царем Давидом Нарином. С правой стороны внутри храма помещалась дубовая рака, выложенная изнутри серебряным листом, с выгравированными на нем именами святых, чьи мощи там покоились; рака была украшена стараниями братии Новоафонского мон-ря, нашедшей приют в Г. во время русско-тур. войны. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца по преданию, основана на месте явления царю Давиду Строителю вмч. Георгия, к-рый указал расположение буд. храма. Это крестово-купольная постройка с 3 гранеными апсидами, с куполом на высоком барабане, опирающимся на выступы стен и на 2 круглых столпа, высеченные из цельного камня; рукава креста повышены относительно боковых апсид и юго-зап. и юго-вост. частей здания. Храм хорошо освещен: в барабане купола расположено 8 высоких окон, в апсиде - 3, в юж. и сев. рукавах - по 2 окна, в зап. части - 3 окна.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Схвавский монастырь в Рачинском уезде. Схвавский монастырь находится при селении Схвави. Он существовал уже в XVII веке. В 1872 г. приписан к Челишскому монастырю. Хопский Успенский Богородичный монастырь в Зугдидском уезде. Эта второклассная необщительная обитель расположена на левом берегу р. Хоти, в 30 в. от уезд. г. Зугдиди. Храм его освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Цагерский монастырь в Лечхумском уезде. Цагерский монастырь находится в селении Цагери, на правом берегу р. Цхенисцхали. Прежде он был кафедральным епископов сванетских, а с 1884 г. приписан к Намарневскому монастырю. В храме этого монастыря хранится серебряный крест грузинского царя Георгия I (921–956) и находится гробница Григория Дадиани, скончавшегося в 1804 году. Цаишский монастырь в Зугдидском уезде. Цаишская обитель находится при р. Джуме, в селении Цаиши, недалеко от местечка Зугдиди. С 1884 г. она приписана к Намарневскому монастырю. В храме ее сохраняется крест Баграта III, царя Абхазии и Карталинии (980–1014). Челишский монастырь в Рачинском уезде. Этот второклассный общежительный монастырь находится в селении Никорцминда, в 45 в. от селения Они, являющегося главным пунктом уезда. Его храм освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Шемокмедский Спасский монастырь в Озургетском уезде. Второклассный Шемокмедский необщежительный монастырь находится в селении Шемокмеди, в 5 в. от своего уездн. г. Озургети. Управляет им архимандрит. Женские обители Василиско-Златоустовский монастырь в Сухумском округе. Эта общежительная обитель находится в 12 в. от г. Сухума и в стольких же верстах от берега Черного       моря, близ селения Михайловского, на берегу р. Гумисты. Монастырь основан в 1898 году на месте, где был, по преданию, погребен Иоанн Златоуст . Здесь были развалины древнего храма. Он был восстановлен сестрами и в 1900 г. освящен во им св. Иоанна Златоуста . Возле этого храма и была в 1901 г. открыта Василиско-Златоустовская обитель. За алтарем храма стоит высеченный из камня гроб значительных размеров, извлечённый при раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм святого Георгия Победоносца По преданию, основан на том самом месте, где святому царю Давиду Строителю явился великомученик Георгий и указал ему место будущего храма. Никаких сведений о времени построения церкви в литературных источниках не сохранилось. Строение не имеет и первоначальных надписей. При датировке архитектуры памятника многие исследователи брали в основу изображения исторических персонажей на фресках и, неправильно определяя личность последних (так, имеретинский царь Баграт III (1510-1565), был принят ими за Баграта III, царя объединенной Грузии в XI веке) выдвигали и неправильную дату построения храма — XI век. Искусствоведческий подход к изучению памятника — анализ внутреннего пространства церкви — показывает, что по пропорциональному своему построению его нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII—XIII веков. Однако, широкое применение мотива утопленных в стену наличников вместе с некоторой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов отводят храм от выше упомянутого периода, с достаточной достоверностью относя время его создания к середине XIII века. Вместе с тем, такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и противопоставления ее дополнительным, несколько затемненным пространственным формам, и вход с запада, ставят этот памятник изолировано в кругу хронологически примыкающих к нему зданий и заставляют видеть здесь воздействие решений главного храма. В грамоте, данной в 1519 году имеретинским царем Багратом III и его супругой Еленой монастырю Гелати, интересна одна фраза, которая сообщает, что церковь святого Георгия «некогда была для царицы (или цариц), а теперь мы сделали ее успальницей и костницей». Т. Жордания понимает это выражение как: «для погребения только цариц», Н. Бердзенишвили считает, что церковь была построена для поминовения именно царицы Елены. Учитывая, что Русудан царствовала до 1245 года, становится возможным предположить связь между ней и назначением церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05397

В грузинском Кумурдо реставрируют собор X века Кумурдо — руины епископской церкви ТБИЛИСИ. Более трёх недель назад в Кумурдо начались работы по реставрации церкви Сурб Амбарцум (Святого Воскресения), сообщает jnews.ge . С 5 июля здесь проводятся земельные работы по выравниванию прилегающей территории, во время которых находят человеческие останки. Собор Сурб Амбарцум села Кумурдо Ахалкалакского муниципалитета был построен в X веке. Как сообщает ru.wikipedia.org, Кумурдо — руины епископской церкви, которые находятся на склоне горы в нескольких километрах от Вардзии (Южная Грузия). На стенах храма сохранилось множество надписей. Одна из них гласит, что фундамент храма был создан «с Божьей помощью» во время правления царя Леона — царя Абхазии — в 964-м году. Другие записи на стенах рассказывают о сооружении южной галереи в период Баграта IV (1027—1072), и также о реконструкции храма в XVI веке. В церкви основательно разрушена кровля, барабанный купол и входной портал. Но сохранился крестообразный фасад, справа от которого тянется стена с арочными нишами. «Сейчас идут работы по очистке территории, камни мы уже разложили. По окончании этих работ будут проведены археологические раскопки, вслед за чем начнутся работы по реставрации», – заявил журналистам археолог, реставратор Бесик Колбая. Программу реставрации собора X века в Кумурдо осуществляет Национальное агентство защиты культурного наследия Грузии. Весь процесс реставрации продлится 3 года. Камни для реставрации церкви специально будут вывозиться из карьеров села Абул. Было проведено специальное исследование, по результатам которого установлено, что при строительстве церкви были использованы именно эти камни. По словам Бесика Колбая, через несколько дней из Тбилиси приедут археологи, чтобы провести раскопки. Jnews.ge будет освещать процесс реставрации церкви периодически. Церковь Кумурдо (Гумбурдо) - одна из спорных церквей в Грузии, которая стала предметом дискуссий по поводу принадлежности между армянами и грузинами. Но все сходятся в одном: этот эпохальный собор нуждается в капитальной реставрации. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/6479190.html

Новый расцвет культуры и искусства, следствие блистательной деятельности Давида Строителя, одержавшего решительную победу над турками в Бибгорской битве и освободившего в 1122 г. Тбилиси, приходится на XI-XII вв. Здания чаще всего сооружены по заказу крупных феодалов и членов царской фамилии, чем продиктован размах, торжественность. В первой половине XI в. фигуративная скульптура входит в декоративный убор храма. Более развитая, светлая и торжественная композиция. После XI в. дальнейшие искания прерываются, останавливаясь на типологии крестовокупольного храма. Фигурные рельефы к XIII в. прекращают существования. После монгольского нашествия в 20-х гг. XIII в. масштабы строительства резко сокращаются, но не прекращаются (Сапара, Зарзма). Дальше учащаются нашествия — монголов, затем Тамерлана, османской Турция... Строительство угасает. Грузинские храмы построены из камня, редко из кирпича (Кинцвиси, Тимотесубани). Поражает размах архитектуры и монументальной живописи — все огромное, величественное, постройки из больших кусков тесаного камня, фрески небывалых для Византии размеров. Посвящения храмов поздние из-за вынужденных после нашествий переосвящений. Стены богато украшены рельефами с изображениями заказчиков, сюжетами библейской истории. Необычную форму имеет алтарная часть — апсиды не выпуклые, как в классическом византийском или древнерусском храме, но в виде сужающихся ниш, уходящих вглубь ровной стены. Внутренняя поверхность стен зачастую оставлена без росписей, иконостас одноярусный. Пол храма покрыт надгробными плитами заказчиков, настоятелей обители. Здесь неуместно описывать в подробностях весь наш маршрут –каждый день мы смотрели по 5-8 памятников. Расскажу о самых замечательных. Кумурдо (964 г.). Храм стоит на горном плато в исторической провинции Джавахети, в 12 км от районного центра Ахалкалаки. Архитектор –Сакоцори. В плане шестиапсидная купольная церковь с западным удлиненным рукавом. Кладка тесаных камней бордо, розового, зеленоватого необычайно красочна, сохранились рельефы с изображениями матери царя Баграта III Гурандухт и ее брата абхазского царя Леона, ангелов, символов евангелистов. Церковь сильно разрушена. Храм заброшен, богослужения не совершаются.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

При строительстве базилик в Грузии появилась тенденция к укорочению их плана. В нач. VI в. были приняты 2 новых типа бескупольной архитектуры. 3-церковная базилика, представляющая собой строение, где вместо разделяющих нефы колонн использовались стены, а церкви соединялись между собой дверями, имели коробовые своды, средняя была выше и обширнее боковых (Ванати, Квемо-Болниси, VI в.). Этот тип получил распространение только в Грузии и особенно часто встречается в Кахети (Амидастури в Вачнадзиани, Зегаани, Натлисмцемели (св. Иоанна Крестителя) в Сабуе, VI-VII вв.; Вакири, VIII-IX вв.) и Абхазии (Ст. Гагра, Абаата, VI в.; Амбара, Мюссера, VIII-IX вв.). Др. тип - 2-нефная церковь, главный неф к-рой высокий и широкий и боковой - низкий и узкий (редкий архитектурный тип, но распространенный почти во всей Грузии) (Шалаури в Кахети, VI в.; Бзиана в Картли, VIII в.; Килда в Джавахети, Х в.). Для этих архитектурных типов характерны уменьшенные пропорции. Главный принцип груз. зодчества раннего периода заключался в стремлении к созданию центрического пространства. Со 2-й пол. VI в. центральнокупольный тип храма становится основным; первые постройки имеют небольшие размеры и простую структуру: крестообразный план, вост. рукав к-рого заканчивается апсидой, купол, опирающийся на выступы стен с помощью тромпов (ранние церкви мон-рей Шиомгвиме и Икалто, малая крестовая церковь в Мцхете). Строили также храмы в форме триконха (Иси, IX в., ныне на территории Турции). К этому же типу относятся памятники развитого средневековья (Ошки, Х в.; храм Баграта в Кутаиси, 1103; Алавердский кафедрал, XI в.). Тогда же появляются церкви с планом в виде тетраконха, занимавшего особое место в развитии груз. зодчества. Самый простой тип тетраконха встречается в церкви в Дзвели-Гавази (нач. VI в.), где 4 апсиды соединены куполом. В кафедральном соборе Ниноцминда композиция усложняется: к 4 апсидам добавлены закругленные соединительные пазухи. Завершающим этапом развития типа тетраконха можно считать храм Джвари в Мцхете (586/7-604), строительство к-рого относят уже к классическому периоду груз. зодчества. К 4 апсидам добавлены по углам квадратные комнаты, соединяющие их полукруглые ниши изящной формы придают композиции завершенность. Храм увенчан куполом на 8-гранном световом барабане, опирающемся на тромпы. Фасады храма 3-частные: 3-гранные снаружи апсиды возвышаются над боковыми помещениями, отделенными от основного объема неглубокими, плоскими нишами. Храм возведен на священном месте, где 1-й христ. царь св. Мириан воздвиг крест, его подножие до наст. времени сохраняется в интерьере церкви. В 545-586 гг. картлийский эристав Гуарам построил рядом с крестом небольшую церковь; храм Джвари был возведен сыном Гуарама Степанозом I и его братом Деметре Ипатосом. Их рельефные изображения, а также Адарнасе Ипатоса с сыном Степанозом II высечены на гранях вост. апсиды.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Сперва дорога идет зигзагами по крутому откосу скалистого хребта, затем спускается в долину, по которой едва заметной струйкой бежит горная речка Цкал-Цители, или Красная Речка, и, наконец, крутым подъемом восходит к монастырю. Монастырь раскинут на высоком западном склоне огромной горы. Окрестности его покрыты отчасти вечно зеленеющим лесом, среди которого там и сям выглядывают отдельные фермы, башни, церкви и утопающее в зелени леса и винограда селение Гелати. К западу стелется долина Цкал-Цители, к северу вдали тянутся громадные горы и известковые скалы, представляющие резкий контраст с остальною, кипящей жизнью, природой Гелати. И среди этой роскошной обстановки стоит древняя Гелатская обитель. Первоначально незначительный мужской монастырь, построенный грузинским царем Давидом Возобновителем (1089–1125), Гелати, благодаря счастливым обстоятельствам, быстро поднялся и стал в ряду первых монастырей Грузии. Он служил усыпальницей царей грузинских и имеретинских, из числа которых здесь доселе показывают гробницы Давида Возобновителя и царицы Тамары, а в XVI веке, по желанию имеретинского царя Баграта III-ro, он был обращен в епископию и стал резиденцией епископов. Вместе с возрастанием значения Гелатского монастыря, возрастало и его материальное благосостояние: он обогатился царскими вещевыми складами и многими земельными угодьями. Видимыми свидетелями древнего величия монастыря доселе служат три храма: соборный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, св. Георгия – к востоку от главного храма и св. Николая – к западу, и множество драгоценных вещей, хранящихся в монастырской ризнице. На нем нет особого отпечатка изящества, который поражает доселе в развалинах Багратова собора в Кутаисе. Камни, из которых складено здание, огромны, особенно по углам. Один из них имеет более двух сажен в длину и одну в ширину. Местная легенда гласит, что он положен собственной рукой Давида, и кто увидит его перстень, тот отчасти поверит тому (Записки общества любителей кавказской археологии, кн. 1, стр. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Начал он с Синаксаря, который был не полностью переведен святым Евфимием. Потом трудился над Книгой Бытия и Четвероевангелием, затем над Апостолом, Требником и, наконец, над Минеей. Спустя несколько лет он избран был настоятелем Иверской обители. Уже будучи настоятелем, преподобный собрал материалы и составил житие святого Евфимия. Построив новый храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы, он поставил там в новой мраморной раке святые мощи Евфимия. Около него была поставлена рака с мощами святого Иоанна, отца Евфимия. В храме покоились также мощи и других грузинских подвижников. Он повесил над гробницами неугасимые лампады и святые иконы, и великой благодатью преисполнил Господь этот храм. Крышу этого храма нужно было покрыть свинцом. Не зная где его взять, Георгий, игумен обители, поехал в Константинополь и явился прямо во дворец. К нему вышел сам император Константин Мономах. – По какому случаю пришел ты к нам, человек Божий? – спросил он с радушием. – Радуйся о Христе, самодержавный государь! – отвечал Георгий. – Я, один из твоих слуг, осмеливаюсь просить тебя дать нам свинец на покрытие соборного храма Пресвятой Богородицы, чтобы он от дождей не пришел в разрушение, и да приносится в нем молитва о здравии и благополучии твоего величества и всего дома твоего. Свинец был отправлен на Афон вместе с мастерами. Кроме того, император дал Иверской обители новые грамоты на ее владения. Спустя годы святой Георгий снова побывал в Царьграде. Он с некоторой братией представился иверскому царю Баграту IV и его матери, царице Марии, которые встретили его с радостью, так как знали его еще отроком. При этом царица Мария приняла от рук блаженного иноческое пострижение и послала в Иверскую обитель богатые дары. Святого Георгия она избрала своим духовником. Царь же предложил ему епископскую кафедру в Чкондийской епархии, где в соборном храме он приготовил для себя царскую усыпальницу. Но святой сумел отклонить от себя это предложение и вернулся на Афон. Собираясь приступить к книжным трудам, он сделал несколько попыток отказаться от игуменства. Наконец ему удалось взять увольнительную грамоту от царя Баграта. Он ушел на Черную гору близ Антиохии. А около 1056 года царица-инокиня Мария попросила его, своего духовного отца, отвезти в Иерусалим пожертвования от иверского царского двора. Самой ей нельзя было ехать, так как Иерусалим находился тогда под властью сарацин, и это было опасно. Для святого Георгия это тоже было небезопасно, но он, взяв с собой двух братий, отправился в путь. Он все исполнил, а также помог иверскому иерею Прохору, строившему в Святой Земле храм в честь Животворящего Креста Господня. А потом прислал сюда и богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лишь через 7 лет, получив от духовника Георгия Затворника строгое взыскание за то, что не приступил к переводу священных книг, Г. С. решился принять иерейский сан и приступить к переводам. Он был назначен сначала деканом и начальником над певчими соборного храма, в 1044 г. был избран настоятелем Иверского мон-ря. В первую очередь он перевел с греч. языка Устав К-польского собора Св. Софии и Великий Синаксарь (куда входили уставы К-польской Церкви и мон-ря Феодора Студита - см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон ), по к-рому велось чинопоследование богослужения в Студийском мон-ре. О значении этой работы прп. Георгий Мцире писал, что «это та основа, без которой невозможно управлять Церковью» ( . С. 128). Г. С. установил в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы драгоценную раку для мощей прп. Евфимия и с почестями перенес их из ц. Иоанна Крестителя; позже из ц. Всех святых перенес и мощи прп. Иоанна Святогорца. После долгих поисков Г. С. смог найти мощи и др. подвижников Ивирона, согласно афонскому обычаю похороненных на месте их подвига. Так, в притвор юж. части соборного храма он перенес мощи святых Арсения Ниноцминдского и Иоанна Грдзелисдзе. Г. С. сразу же по прибытии на Афон приступил к сбору сведений о прп. Евфимии и об Иоанне Святогорцах, об их учениках, о строительстве мон-ря и о начале монашеской жизни в Ивироне. Используя рукописи прп. Евфимия, он создал жития преподобных, содержащие точные сведения об истории мон-ря и о грузино-визант. отношениях. В 1050 г. Г. С. посетил К-поль и испросил у визант. имп. Константина Мономаха свинец на покрытие собора, а также новые хрисовулы, подтверждающие старые, о расширении монастырских территорий и о подтверждении права грузин на Ивирон. В 1054 г. в связи с приездом груз. царя Баграта IV († 1072) и его матери Мариам Г. С. вновь посетил К-поль. Царица пожелала принять монашество из его рук. Заботы о мон-ре отнимали у Г. С. все время, и он скорбел, что вынужден урывками заниматься переводом священных книг. Приведя все монастырские дела в порядок, он оставил Афон и направился на Чёрную Гору.

http://pravenc.ru/text/164429.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010