Наиболее значительным среди кафедральных соборов является храм Светицховели в Мцхете, где с XII в. груз. монархи венчались на царство и находили упокоение. В отличие от 2 первых кафедралов он на протяжении веков оставался действующим и до наст. времени воспринимается как символ торжества национального духа. По преданию, собор возведен на месте захоронения хитона Господня; в его интерьере сохранились фрагменты построенных здесь и позднее разрушенных церквей: в IV в. по указанию св. равноап. Нины была возведена деревянная церковь, затем вместо нее в кон. V в., в царствование св. Вахтанга Горгасали, построили каменную 3-нефную базилику с выступающей апсидой. В 1010-1029 гг. вытянутые стены базилики включили в здание совр. храма, к-рый, несмотря на многократные разрушения и восстановления, в основном сохраняет облик XI в. Его возведение связывают с именем католикоса Мелхиседека. Надпись на вост. фасаде сохранила имя зодчего - Арсукидзе, не дожившего до завершения строительства. Имя Арсукидзе упоминается и в др. надписи, на сев. фасаде, рядом с ней находится рельефное изображение кисти руки с зажатым угольником - символом профессиональной принадлежности. Перестраивая храм, зодчий повысил средний неф, возвел купол на барабане, с помощью парусов опирающийся на столбы, ранее делившие базилику на нефы; над частями боковых нефов, примыкающих к подкупольному пространству, возвел стены боковых рукавов планового креста, угловые межрукавные ячейки. В целом по размерам Светицховели продолжал линию развития архитектуры храмов Ошки и Баграта с той разницей, что здесь только вост. рукав креста имеет апсиду, а композиция плана основного объема вписана в прямоугольник наружных стен. С запада к храму примыкают нартекс и притвор; вдоль сев. и юж. стен располагались дополнительные помещения (разобраны в XIX в.). В XV в. были переложены части сводов и стен, заново выведен купол; в XVII в. надстроена верхняя часть барабана. В декоре Светицховели преобладает разного масштаба аркатура, украшающая все поверхности внешних стен; боковые повышенные стены зап. рукава оформлены аркадами из 3 арок.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Затем предстоятели Церквей посетили кафедральный собор Св. Троицы, строящийся на горе пророка Илии. Патриарх Варфоломей благословил архитектора и строителей. Он сказал, что возносит молитвы ко Господу, чтобы как можно скорее строительство было завершено и в храме отслужена первая литургия. Журналистам, ожидавшим его во дворе храма, Патриарх Варфоломей сказал: «Это церковь увенчает патриаршеское служение Его Святейшества и Блаженства Католикоса-Патриарха Илии, который очень многое сделал за последние двадцать пять лет на благо Грузинской Церкви и грузинского народа, в сердцах которого он возродил храмы духа. Я благодарю государство за помощь православию. Желаю, чтобы Церковь и люди шли в Грузии по одному пути и к одной цели». В кафедральном соборе Мцхеты Светицховели Патриарх Варфоломей передал грузинскому народу икону великомученика Георгия со словами, что добро всегда побеждает зло. Там же он благословил три пары молодоженов. Вечернюю службу Патриархи отслужили в кафедральном Сионском соборе Тбилиси. После службы Патриарх всея Грузии Илия напомнил о богоизбранности Грузии, о том, что в этом уделе Богородицы грузины всегда ощущали особую благодать. Он благодарил Бога за то, что сегодня люди возвращаются в Церковь не только в Грузии, но и во всем мире. От имени Священного Синода и всей православной Грузии он пожелал Вселенскому Патриарху еще долгие годы служить благу православия во всем мире. Патриарх Варфоломей выступил с ответной речью и сказал, что сегодня воюют друг против друга в Грузии люди, ушедшие из Церкви. «Они сироты, потерявшие Отца. От этого случаются конфликты, стрессы, депрессии. Я прошу Бога, чтобы Он дал силы грузинам вернуться к Нему, любить друг друга и жить мирно». Константинопольский Патриарх вручил настоятелю Сионского собора отцу Георгию (Гамрекели) наперсный крест. 21 сентября, в день открытия торжеств, посвященных храму Баграта в Кутаиси, Патриархи отслужили торжественную воскресную литургию в соборном храме монастыря в честь Пресвятой Богородицы в Гелати. На литургии присутствовал президент Грузии Эдуард Шеварнадзе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Я спросил Баграта, почему он наградил своих героев этим странным украшением. Значит ли это, что все друг другу изменяют, или он видит в людях демоническое начало? Неужто все превратились в бесов? – Нет, – ответил художник. – Просто мне так хочется. Я не видел ни у кого таких персонажей. Это оригинально. Это мое новаторство. – Но тогда можно изображать людей на трех ногах с семью ушами. Это тоже будет новаторством? – Конечно. – А как быть со смыслом? – Каждый открывает смысл сам. Так мы приглашаем зрителя к сотворчеству. Ну что тут скажешь… Вот такие были, с позволения сказать, «искусствоведческие» беседы. Однажды Иван показал мне дом, где жил до переезда в Москву. Меня позабавило название улицы – Бесики. Было это накануне воскресного дня и, договариваясь о встрече на следующий день, я сказал, что пойду на литургию в собор Сиони. Иван обещал подойти к концу службы. Богослужение в соборе Сиони Он пришел за несколько минут до чтения Апостола. Оглядел молящихся в храме, кивнул мне и сделал несколько шагов к амвону. В это время диакон стал кадить. Я видел, как широкая спина Ивана вздрогнула. Он громко чихнул и быстро направился к двери. В храм он до конца службы не вернулся. После «Отче наш» многие стали выходить. Я тоже вышел и увидел Ивана. Я направился к нему, а он нагнулся и заговорщицки тихо произнес: – Оглянись и посмотри на человека, стоящего справа от двери. Я оглянулся и увидел высокого мужчину в элегантном пальто. Он раскланивался с выходившими из храма. Одних удостаивал кивком головы, другим улыбался во весь рот, с третьими троекратно лобызался. – Это Звияд, – сказал Иван. – Какой Звияд? – Гамсахурдия. Я стал внимательно разглядывать его. Мало что говорило о том, что этот суетливый человек станет президентом Грузии. Я помнил его покаянное выступление по Центральному телевидению, когда он клялся больше не диссидентствовать. Мне казалось, что после этого ему остается только отсиживаться в глухой провинции. – Откуда ты его знаешь? – спросил я Ивана. – Мы учились в одной школе. Только я уже заканчивал, когда он появился. Но о его подвигах рассказывали соседские ребята. Все знали историю о том, как его отец – известный писатель Константин Гамсахурдия – встречался в тайной пещере Эльбруса с Гитлером. Звияд утверждал, что его отец обладал тайными знаниями, и им очень интересовались оккультисты Третьего Рейха. А сам он собирался организовать восстание против коммунистической власти еще будучи школьником. В седьмом или восьмом классе он подбил одного талантливого отличника – знатока химии – сделать бомбу. И тот сделал и взорвал ее на пустыре. На этом терроризм и закончился. Их допрашивали в КГБ. По молодости наказывать не стали, но обещали посадить, если те продолжат свои опыты или будут высказывать что-нибудь против советской власти.

http://pravoslavie.ru/59069.html

Св. гроб Спасителя, по описанию Антонинову, сиял весь златым украшением и драгоценными камнями; там целовали и ореховую дщицу с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», бывшую на вершине креста Его. В Раме, на пути к Вифлеему, находился источник сладкой воды, никогда не иссякавший, ибо однажды утолил жажду Богоматери. Многочисленны были иноки в Вифлееме во дни Антонина; он упоминает о гробнице, которую сам ископал себе блаженный толкователь Св. Писания Иероним, недалеко от яслей Господних. За полпоприща от Вифлеема показывали гробы Давида и Соломона, что весьма странно, ибо известно по преданиям, что гробы сих царей на Сионе, в самом Иерусалиме. Поклонники обрели в Вифлееме и церковь св. Давида, на месте его рождения, которой нет теперь и следов. Гораздо прежде сего времени, ко дням императора Константина Великого , относят грузины первоначальное основание монастыря Крестного, близ Иерусалима, царем своим Мирианом. Их царственные летописцы Вахтанг и Вахуштий утверждают, хотя и без свидетельства исторического, что первый христианский царь Грузии Мириам, обращенный к вере св. Ниною, ходил на поклонение Св. мест и там приобрел для обители то место, где сохраняется корень от Честного Древа. По народному преданию грузин, праведный Лот, племянник Авраама, насадил чудесным образом три дерева, певк, кедр и кипарис, которые срослись в одно. Царь Соломон срубил его для Храма, но оно оставалось не употреблённым до времени распятия Господня, и под главным престолом обители крестной и поныне показывают его корень. – Митрополит Грузинский Тимофей, посещавший Св. места в минувшем столетии, видел в сем монастыре древнюю грамоту, в которой описаны баснословный поход иверского царя Вахтанга Гург-аслана, для завоевания Св. мест, в V столетии, и поселение грузин в окрестностях Иерусалима. Но вторичное основание или обновление монастыря Крестного грузины относят царю своему Баграту III, который и поныне изображен на стенах соборной церкви. Он украсил и другие святилища, чрез посредство соотечественника, благочестивого Прохора, инока лавры св. Саввы, и после Баграта, жившего в X веке, грузинские цари не преставали изливать свои щедроты на Св. места Палестинские. XVI. Разорение Иерусалима персами

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

2005. С. 24). В 1923 г. церковь была закрыта. Часть древностей удалось спасти благодаря усилиям Г. Бочоридзе, их перевезли в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Село было переименовано в Синатле (Свет). В кон. 80-х гг. XX в. ему вернули историческое название, в церкви было возобновлено богослужение. Архитектурный комплекс Н. сильно пострадал во время землетрясения 1991 г.: частично был разрушен зап. притвор кафоликона, треснули купол и барабан, юго-сев. часть фасада, большая часть юж. части перекрытия обрушилась. Реставрационные работы при непосредственном участии еп. Никорцминдского Авраама (Гармелии) проводились почти до кон. 90-х гг. XX в. ( Двали. 1996). В 2012 г. была отреставрирована настенная роспись. В авг. 2015 г. прошли праздничные торжества, приуроченные к 1000-летию постройки храма. По инициативе католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) был установлен ежегодный праздник никорцминдоба (накануне Успенского поста, 31 июля по ст. ст.). Святыни По сведениям исследователей, в XIX в. ризница Н. еще была «весьма богата не только иконами и обыкновенной утварью, но и предметами более ценными» ( Уварова. 1894. С. 136). Древности Н. были выявлены и изучены М. Броссе ( Brosset. 1851. P. 57-59), Н. П. Кондаковым и Д. З. Бакрадзе ( Кондаков. 1890. С. 58-63), П. С. Уваровой ( Уварова. 1894. С. 136-140), А. Кутателадзе ( Кутателадзе. 1894. С. 45-58), исп. Амвросием ( Хелаей; католикос-патриарх Грузии 1921-1927) ( Амвросий ( Хелая). 2011. С. 179-197), прав. Евфимием Такаишвили ( Такаишвили. 1963. С. 89-103), Г. Бочоридзе ( Бочоридзе. 1994. С. 110-122), Г. Чубинашвили. Мощи До нач. XX в. в обители в деревянном ковчеге хранилась частица мощей (локоть) свт. Николая. Согласно преданиям, эта святыня была привезена из Византии по случаю бракосочетания царевны Елены, племянницы визант. имп. Романа III Аргира, и царя Грузии Баграта IV в 1030 г. В 20-х гг. XX в. мощи были перенесены в Кутаисский музей (ныне утрачены). Бочоридзе также писал о мощевике с ящичками для разных частиц, изготовленном из доски. Иконы

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Большое значение для Церкви имело восстановление в сер. XI в. прп. Прохором Грузином († 1066) при содействии Баграта IV Крестового мон-ря в Иерусалиме, на том месте, где, по преданию, Лотом были посажены кипарис, певг и кедр, к-рые позже переплелись в одно дерево, срубленное царем Соломоном для строительства иерусалимского храма (по церковному Преданию, дерево не было использовано и долгое время лежало во дворе храма; позже из него был сделан крест, на к-ром распяли Христа). В IV в. этот участок земли передали в дар св. царю Мириану; в V в. св. Вахтанг Горгасали выстроил здесь мон-рь. В Крестовом мон-ре подвизалось множество насельников, здесь были переписаны десятки рукописей, переведено множество лит. памятников, созданы оригинальные произведения. В 1083 г. в Родопских горах (совр. Болгария), в 30 км от Филиппополя (совр. Пловдив), вел. доместик Византийской империи Григорий Пакуриан основал Петрицонский (Бачковский) мон-рь. В. Силогава Устройство грузинских монастырей Сведения о груз. мон-рях, имеющих каждый свой устав, сохранились фрагментарно. Значительное влияние на формирование груз. типиконов оказал т. н. палестинский, или иерусалимский, устав, принятый в лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима (VI в.) и имевший ключевое значение для всего вост. христианства: начиная с X-XI вв. Типикон св. Саввы использовался во всех Вост. Церквах. В посл. четв. Х в. на Афоне широко развернулась груз. монастырская деятельность; для нужд Иверского мон-ря на груз. язык была переведена к-польская редакция Типикона. В 1-й четв. XII в. некий Иоанн перевел Типикон мон-ря Симеона Чудотворца (близ Антиохии), выполненный под редакцией св. Саввы и содержавший элементы литургической практики афонских мон-рей. В XVIII в. католикос Антоний I (Багратиони) исправил груз. Типикон в соответствии со славянским. Помимо Типикона св. Саввы в груз. мон-рях были приняты также уставы Студийского мон-ря (К-поль) и Лавры прп. Афанасия (Афон). Известны также т. н. ктиторские типиконы, разработанные ктиторами для основанных ими мон-рей.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В 1-й пол. XVI в. на территории К. е. были образованы новые епархии: Хонская и Гелатская (Гаенатская) в Имерети, Никорцминдская в Раче, Джуматская , Шемокмедская, Хонская в Гурии, что существенно сократило площадь К. е. В состав Гелатской епархии (1519) вошли вост. части К. е. В документе об основании новой кафедры ее границы описаны следующим образом: «Вверх по Риони и от города Кутаиси, по эту сторону Квирилы и вплоть до границы с Кацхи, начиная с Хреиты до Рачинской горы, вся Окриба… по ту и эту стороны были поселки и села» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 250). Отсюда можно заключить, что вост. граница К. е. стала проходить по нижнему течению р. Цкалцители до впадения ее в р. Квирила. Земли выше устья Цкалцители и населенные пункты на левом берегу р. Риони до с. Кацхи (совр. Чиатурский муниципалитет) оставались в К. е. В том же году из состава К. е. была выделена Хонская епархия, граница между ними прошла по р. Губисцкали, правому притоку Риони (ПГП. 1970. Т. 3. С. 279-343). На севере Рачинский хребет отделил К. е. от Никорцминдской епархии, на юго-западе граница между К. е. и Джуматской епархией проходила по р. Саирао и далее по вершинам Сакинуле, Бугкари, Меписцкаро, на юге Месхетский хребет отделял К. е. от Ацкурской епархии (КЦ. 1959. Т. 2. С. 453; Парижская хроника. 1980. С. 41). Роспись конхи алтаря кафоликона мон-ря Гелати Образование К. е. связано с объединением груз. царств и княжеств в единое царство, с выходом западногруз. христ. епархий из юрисдикции К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. К. е. была создана на завершающем этапе объединения страны в последнее 20-летие Х в. на территориях, окормлявшихся кафедрами в Родополе (груз.- Варцихе) и Петре (груз.- Цихисдзири) Лазской митрополии К-польского Патриархата (Георгика. 1952. Т. 4. Ч. 2. С. 140). Во время археологических раскопок в Кутаиси в 2005 г. в интерьере храма Баграта были обнаружены остатки разновременных базилик, наиболее ранняя относится к IV в. ( Ланчава. 2007. С. 166). В этот период, т. н. ахалкалакоба (от - новый и - город) началось возрождение города: на горе Архиели была выстроена 6-угольная крепость, с 3 сторон защищенная крутыми склонами, с запада - двойной стеной с 2 прямоугольными башнями и воротами. В сер. IV в. возле нее вырос т. н. внутренний город, обнесенный стеной метровой ширины, выполненной в рим. технике строительства opus incertum. Помимо замка со множеством помещений, прямоугольной казармы (26×12,3 м) и др. была выстроена большая 3-нефная базилика (38×29 м). В сер. V в. началось возрождение городской жизни. Среди зданий внутреннего города выделился комплекс бань V-VII вв., включавший баню анфиладного типа, дровяной склад, водный резервуар, зал для отдыха и малую церковь. Был проведен новый водопровод с горы Тетрамица. Большая базилика IV в. была переделана и облицована крупными квадрами (opus reticulatum), еще одна, малая, базилика была основана в цитадели.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Единством иконографической программы отличается оформление храма в Ошки. Барабан и обрамления окон декорированы небольшими рельефами с изображениями животных. На фасадах размещены высеченные в горельефе крупные ангелы, поименованные в вырезанных в камне и отмеченных красной краской надписях, прп. Симеон Столпник (выше окна зап. фасада), композиция «Деисус» с фигурами ктиторов, братьев: эристава эриставов Баграта († 966) и царя Давида III Куропалата († 1001), держащих модели храмов. Над окном юж. фасада изображен орел, «когтящий добычу». Программа, определившая декор фасада, повторена в интерьере. Она включает царские портреты с именами и титулами изображенных, «Деисус» с подписанным изображением коленопреклоненного Григола (утрачен в 2000), фигуры святых Симеона Столпника, Космы, Дамиана, Нины с указанием их имен, а также ангелов (все высечены на столбе юж. галереи). В X в. стало традиционным включать в рельефные композиции исторических лиц: ктиторов, царей и цариц, представителей знати и духовенства, а также строителей и др. мастеров, определяемых по надписям, одежде, атрибутам. Ктиторы с моделями церквей в руках предстоят Христу (рельефы уравельской Агары, Ахалцихе, колонна Ошки), Богоматери с Младенцем (Бениси, Цкаростави, Зегаани, Корого), святому (напр., вмч. Георгию, Ахашенский рельеф из Джавахети) или молитвенно воздевают руки перед Богородицей (обрамление алтарного окна церкви в Вале), перед ангелом (Орджалари), перед крестом (Кваисаджвари, Иджарети, Зеда-Тмогви). Фигуры устроителей храмов представлены держащими модели церквей (Долискана, Бредза, Шипиаки, Петобани, Цаиши); 4 мирянина, имена к-рых высечены на полях, в одинаковых позах простирают руки в молитве (Адзикви). На рельефах маленького храма в Корого, расположенного в горном регионе Грузии - Мтиулети, изображены 3 фигуры, молитвенно предстоящие кресту, к-рый можно истолковать и как план самой церкви; рельефы иллюстрируют этапы строительства храма: обработку камня, доставку его на арбе, приготовление раствора, освящение церкви и т. д. В центре композиции помещена фигура благословляющей храм Богородицы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Местами, так как еще в IX веке Абхазия и Имеретия, отделившись от Иверии политически, имели и своего особого Католикоса. Известно, что Грузины в цветущее время своего Царства, владели в Иерусалиме и его окрестностях 11 монастырями, из которых главный монастырь Св. Креста, по их преданию, построен еще в V веке Иверским Царем Татианом обновлен в половине IX века Грузинским монахом Прохором, при помощи Царе Баграта Курополата и оставлен во власти Грузин до конца XVII века, и заключал в себе 5 церквей в 220 келий. Монастырь сей имеет и до ныне в Тифлисе подворье во имя Св. Креста, сады, земли и обязанных крестьян, пожертвованных Царями Грузинскими. Доходы с этого истока поступают ныне в пользу Греческой Иерусалимской Патриархии, которая даже не заботится поддержать древний Соборный храм бывшей Грузинской обители, драгоценный для всего Грузинского народа, по сохранившимся в нем фрескам с изображением Грузинских Царей-ктиторов обители. В одном из пределов этого храма я сам видел, в 1858 году, груду Грузинских рукописных книг, оставленные на жертву сырости, червей и зеленых скорпионов; между этими рукописями я нашел и две Славянских: Евангелие XIII века Болгарского периода, и Громняк, одну из отреченных книг XIV века. Из городских Грузинских монастырем долее прочих принадлежал им монастырь Св. Николая; в стене его храма, обращенной к Патриаршему саду, есть плиты с Грузинскими надгробными надписями. Если бы Греческое духовенство не руководствовалось в своих отношениях к нам единственно узкою, себялюбивою политикою Фонара, то оно давно само бы предложило России принять в свое ведение принадлежавшую Грузинам часть Св. Мест, как законное ее наследие, но, к сожалению, выше упомянутая причина указывает Греческому духовенству совершенно ивой, ложный, путь. Отступая, и часто быстро (как, ва пр., в Горной) пред натиском Латин, оно из году в год теряет по нескольку Св. Мест, и в то же время ревниво следит, чтобы ни один камень из них не достался Русским. Кто знает историческую сторону наших Русских построек в Иерусалиме, дело о возобновлении храма в долине Пастырей в Вифлееме, и о построении монастыря на Фаворе, тот знает, что я сказал о сем гораздо менее того, что известно на месте всем другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Еще одно сокровище, утешительное для сердца русского, показал мне митрополит: серебряный малый кивот, с частицами святых мощей и оконечностью одного из гвоздей Господних, в мастике. Он сказал мне, что, когда сын царя грузинского Вахтанга Шах-Наваза, Арчил, несколько раз возводимый на престол Имеретинский, бежал в последний раз из своего непрочного царства в единоверную Россию, он взял из сего кивота священный гвоздь, чтобы принести его в дар царственным своим покровителям. Тогда бывший католикос Абхазии, скорбя об утрате такого сокровища для родной земли, нагнал царя Арчила за вратами города, и умолил его отломить, хотя малую частицу священного гвоздя, на память его долгого хранения в соборе Кутаисском. Местное предание, записанное в летописях грузинских, свидетельствует, что гвоздь сей послуживший к распятию Господню, прислал был в дар императором Константином первому христианскому царю Грузии Мириану, при его крещении, чрез св. Евстафия епископа Антиохийского, вместе с подножием честного креста; святыня сия была положена в великолепном соборе Манглисском, развалины коего еще существуют за сорок верст от Тифлиса. Император, Ираклии, воюя в VII веке против Хозроя персидского, унес с собою в Царьград Манглийское сокровище, за не покорность тогдашнего властителя Грузии Стефана; но в XI веке Баграт IV, женившись на дочери императора Романа Аргира, Елене, испросил себе обратно заветную святыню, принадлежавшую его предкам, вместе со многими другими, которыми обогатил он свое царство, и положил честной гвоздь в довершенном им соборе. Гвоздь сей теперь хранится в Москве в Успенском соборе, а в ризнице есть позлащенный венчик или кивот, устроенный в половине XIII века, царем Иверским и абхазским Нарин-Давидом, сыном Русудане, как начертано на венчике грузинскими буквами. Митрополит велел открыть северные двери Успенской церкви и ввел меня на середину бывшего великолепного собора, ныне обращенного в почетное кладбище. О суета сует! Храм, для которого два великие Баграта истощили сокровища своего царства и искусство лучших художников Греции, ибо действительно, судя по остаткам, это был самый превосходный из всех храмов Грузии, теперь служит усыпальницею, пределы коей обозначены стенами бывшего храма! Нельзя и доселе довольно надивиться тонкости высоких стен, которые, однако, поддерживали такое большое здание, и красоте наружных изваяний, местами уцелевших около арок и окон, особенно со стороны алтаря. Один только рисунок может их изобразить, потому что они неуловимы словом, и от времени до времени все более истребляются. Входный портик, противоположный алтарю, напоминал древние притворы базилик римских с колоннами; но теперь это безобразная масса обрушенных капителей и камней, с остатками изваяний. Северная стена храма более других уцелела и на ней еще сохранилось под окном, обвитым изящными арабесками, изображение знамения Богоматери греческого письма, пострадавшего от времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010