Сооружения изобилуют надписями с упоминанием имен царей Баграта III, Георгия I, Баграта IV, царицы Мариам и др. царственных особ, католикосов-патриархов всей Грузии Мелхиседека I и Иоанна V Окропири , еп. Кумурдойского Зосимы, крупных сановников и местных феодалов. О еп. Зосиме известно, что в царствование Баграта IV (1027-1072) он выстроил придел храма Кумурдо, «облачил алтарь, потир, дискос, крест» и «украсил икону Спаса рукою Давида, золотых дел мастера» (Там же. С. 85-86). Эта икона стала одной из известных святынь К. е.; на ней кумурдоели присягали на верность католикосам-патриархам всей Грузии и позже - Мцхетским (Восточногрузинским) католикосам-патриархам. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно которой в чине венчания царя на царство кумурдоели занимал 8-е место среди 36 архиереев Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после кизикели (Кизикского архиерея) и перед ниноцминдели (Ниноцминдским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 48; Грузинские док-ты. 1982. С. 82). В позднее средневековье в иерархии 13 епископов Самцхе-Саатабаго епископ Кумурдойский занимал 2-е место после мацкверели (Ацкурского архиерея) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). С кон. XIV в. Джавахети постепенно перешла во владение самцхетских атабагов Джакели, которые, стремясь не только к политическому, но и к церковному сепаратизму, подстрекали самцхетских архиереев против католикосов-патриархов всей Грузии. Однако им не удалось добиться церковного отчуждения Самцхе: католикос-патриарх всей Грузии Давид IV (Чавчавадзе) (1443/47-1459) прибыл в монастырь Сапара , отлучил от Церкви непокорных епископов, в т. ч. и кумурдоели (имя неизв.), и хиротонисал новых. Кумурдоели стал еп. Иоанн (Ласурисдзе). После него Кумурдойского епископа избирали самцхетские атабаги. Они направляли кандидата в Мцхету на утверждение католикоса-патриарха, которому новый архиерей был обязан дать клятву верности. В обязанности кумурдоели были внесены дополнительные пункты: он должен был поминать католикоса-патриарха при богослужении и в своих молитвах, хранить верность католикосу-патриарху, не причинять вред атабагам Самцхе, не вступать в союз с отлученными католикосом-патриархом архиереями, не посягать на владения католикоса-патриарха, в частности на монастырь Вардзиа и его имения («Книга верности Иоанна Кумурдоели Картлийскому католикосу Давиду» (1401-1459), «Книга верности Герасима Кумурдоели Картлийскому католикосу Евагрию» (1505-1503), «Книга верности Зосима Кумурдоели католикосу-патриарху Грузии Василию VI» (1519-1528) - ПГП.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

На протяжении веков М. оставался важным религ. и адм. центром Квемо-Картли. Значение М. было настолько велико, что во 2-й пол. X в. в календарь мон. Иоанна-Зосима было внесено празднование Манглисского Креста (20 мая, отмечается до сих пор) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67). М. пользовался особым вниманием первых царей единой Грузии - Баграта III (978-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072). В 1-й пол. XI в. почти по всей Грузии были возведены храмы, по своей грандиозности превосходящие церковные здания предыдущих эпох. Именно в это время был основательно перестроен храм М. Инициаторами нового строительства стали царь Георгий I и еп. Манглисский Квирике, сведения об этом сохранились в эпиграфике кафоликона М. В лапидарной надписи на входной арке юж. портика указано имя Георгия I ( Шанидзе. 1926. С. 227-228; Барнавели. 1961. С. 8), над южной дверью - еп. Квирике (не сохр.) ( Такаишвили . 1913. С. 138). Имя строителя храма (не было прочитано) упоминалось в несохранившейся надписи над окном южного входа портика храма (копия, выполненная М. И. Броссе, хранится в РНБ: Фонд М. Броссе, коробка Р 19). В надписи также была указана дата постройки храма - 1020 г. (240 г. по груз. системе летосчисления короникон), которая подтверждается грузинскими и армянскими источниками ( Такаишвили. 1913. С. 138-139; Шанидзе. 1926. С. 235; Барнавели. 1961. С. 18-20). Та же дата была указана в надписи юж. входа (утрачена): фрагменты архивольта, содержащие группу букв, обозначающих число, были найдены в 1948 и 1954 гг. во время экспедиции Ин-та истории груз. искусства (хранятся в ГМИГ; Такаишвили. 1913. С. 138; Барнавели. 1961. С. 15-17). Т. о., становится известно, что к 1020 г. были окончены основные работы по строительству храма, прерванному, видимо, из-за начавшейся в 1021 г. войны с Византией. После заключения мирного договора в 1023 г. М. был окончательно достроен (сев.-зап. стена и зап. портик) ( Двали. 1974. С. 65-66). В сер. XIX в. груз. историк Д. Мегвинетухуцесишвили (1815-1878) на территории штаб-квартиры Карабинерного полка близ новой полковой церкви нашел камень, увезенный из М. и содержавший надпись с датой окончания строительства храма: «Слава Тебе, Господи... освятили в первый день луны, месяца февраля... в короникон 247 (1027 г.)» ( Такаишвили. 1913. С. 139; Двали. 1974. С. 39-40). Груз. палеограф Т. Барнавели группу букв вместо (в 1-й день луны) читает как (в архиерейство) ( Барнавели. 1961. С. 20-21). Архитектурный анализ храма позволяет утверждать, что этот камень принадлежал западному портику ( Двали. 1974. С. 66).

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦХИ (Мацховари) [груз. ], муж. мон-рь Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Рождества Христова (1010-1014, обходная галерея 1-й пол. XI в.). Расположен в центре с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, груз. историческая пров. Имерети, Зап. Грузия), на левом берегу р. Кацхура. История Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Церковь была построена основателями Клдекарского эриставства представителями крупного феодального рода Багваши. Один из влиятельных азнауров (феодалов), Рати Багваши, присоединил к своей вотчине царские земли - Триалети и принадлежащее царству Картли правобережье р. Кура. За это царь Грузии Баграт III в 980 г. изгнал его из Клдекари, и Рати Багваши поселился в своем имении в Аргвети. Здесь он построил Кацхскую церковь, которая была освящена во имя Св. Троицы. Эти сведения подтверждаются лапидарной надписью над юго-западным входом в церковь, выполненной асомтаврули : «Пресвятая Троица, восславь утвержденного Тобой Баграта, царя абхазов и картуелов, таойцев и ранов, Кахети и всего Востока, Великого куропалата» (такую титулатуру царь Баграт III имел с 1010). Впервые надпись зафиксировал акад. Н. Я. Марр ( Brosset. 1851. Р. 95), его прочтение было откорректировано груз. историком В. Беридзе, к-рый издал ее ( Беридзе. 1950. Т. 3. С. 67). Др. надпись, высеченная над входом в церковь, также содержит обращение к Св. Троице; в ней упоминается настоятель храма Джигваис-дзе. Очевидно, вскоре после постройки храма здесь был учрежден мон-рь. Историк П. Иоселиани относил основание храма к 1032 г., времени правления в Грузии Баграта IV. Историки нач. XX в. прот. Сергий Булгаков и Л. И. Денисов считали, что мон-рь был основан в 1027-1073 гг. В древности К. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии ГПЦ. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Церковь являлась одним из центров Аргветского эриставства и служила усыпальницей Багваши: здесь похоронены эристав эриставов Рати Багваши и Липарит Багваши (в монашестве Антоний). После того как роль Багваши на политической арене Грузии уменьшилась и царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) подверг депортации представителей рода, обитель и др. владения Багваши были переданы мон-рю Гелати и вошли в новооснованную Гелатскую (Гаенатскую) епархию ГПЦ. Постепенно К. пришел в запустение.

http://pravenc.ru/text/1683961.html

В соборе размещено 6 приделов: во имя св. праведных Иоакима и Анны, вмц. Марины, ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, свт. Николая Чудотворца и мц. Ирины. По преданию, в Андреевском приделе находится могила св. царицы Тамары; придел Всемилостивого Спаса служил усыпальницей мн. груз. царей; предполагается, что здесь погребены царь Баграт с супругой Еленой, цари Ростом и Симон. Богоматерь с Младенцем. Фрагмент мозаики конхи апсиды собора Рождества Пресв. Богородицы. XII в. Богоматерь с Младенцем. Фрагмент мозаики конхи апсиды собора Рождества Пресв. Богородицы. XII в. К первоначальному декору внутреннего пространства храма относится датированная XII в. мозаика конхи алтарной апсиды с ростовыми изображениями Богоматери Никопеи и предстоящих архангелов Гавриила и Михаила (нижняя часть осыпалась, в XVI в. заменена фреской). Мозаика отличается плотной, тщательной кладкой из маленьких кубиков смальты. Ее создатель, груз. мастер, в совершенстве владел принципами декоративного оформления визант. искусства. К 1125-1130 гг. относится фресковая роспись нартекса, отличающаяся высоким художественным уровнем исполнения. Сохранились изображения 7 Вселенских Соборов, «Чудо св. Евфимии на Халкидонском Соборе», «Вознесение Креста». Небольшой юго-вост. придел храма, служивший усыпальницей царя Давида VI Нарина (1247-1293), украшает роспись палеологовского стиля. Царь изображен дважды: вместе с супругой, дочерью Михаила VIII Палеолога, и как монах. В живописи юж. притвора храма сохранились фрагменты развернутой композиции «Страшный Суд», портрет царя Баграта V (1360-1393). В 20-х гг. XVI в., в период проведения восстановительных работ при царе Баграте III, были украшены росписью купол и алтарная апсида собора. К этому же хронологическому слою относятся портрет Гелатского архиеп. Мелхиседека (Сакварелидзе), помещенный в алтарной апсиде, и портреты имеретинского царя Баграта III с супругой Еленой, изображенных в композиции коронования. Парный ктиторский портрет раскрыт под росписью 2-й пол. XVI в. в сев. притворе: Христос благословляет царскую чету, а ангелы передают инсигнии власти: корону, меч, лоры, сферу с пейзажем города, отождествляемым с Нов. Иерусалимом, характер пейзажа ассоциируется с природой Имерети, а Голгофский храм - с собором Рождества Пресв. Богородицы в Г.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Внутри храма сложены в груды остатки колонн и капителей, некогда украшавших этот храм: капители украшены изображениями, сюжеты которых заимствованы из царства растительного и животного: здесь видны львы, терзающие ланей, совы по углам, гриф, терзающий сирену, виноградные ветви, человеческие фигуры во фригийских шапках. На южной внешней стороне уцелели на самой стене колонки и арки, украшенные изображениями человеческих лиц; с северной стороны – надпись арабскими цифрами «223»: это год построения собора, так как 223-й год от начала третьего понтийского хроникона, т. е. от 780-го года, указывает на 1003-й год (223 + 780=1003); здесь же находится архитектурное украшение в виде бараньей головы, а над северными дверями – едва заметное фресковое изображение Знамения Богоматери. На западной стене также снаружи сохранились следы изображений ангела и Баграта III-ro и следы фрескового орнамента, прикрывающего первоначальный скульптурный орнамент. По словам ученого французского путешественника Дюбуа де Монперё, постройка этого храма, который представляет собой лучший памятник Грузии, начата была грузинскими архитекторами и окончена греками, присланными для этой цели византийским императором Романом Аргиром, тестем Баграта III-ro; а потому кутаисский собор совмещает в себе все то, что есть замечательного в двух стилях – армянском и византийском. Прибавим со своей стороны, что вернее было бы видеть в этом памятнике соединение художественных черт Грузии, Византии и Персии. Грустное чувство невольно охватывает душу при виде этих печальных, но все еще величественных развалин, и припоминается известное пророчественное изречение о мерзости запустения на месте святе... Но пора нам отправиться в Гелати. В 8–9 верстах от Кутаиса к северо-востоку находится известный в истории Кавказа Гелатский, или Генатский, монастырь, получивший свое название, вероятно, от главного храма в честь Рождества Богородицы (γεναθλιακν – рождество). Если Кутаис, помимо своей древности, славится своим живописным местоположением, то Гелати значительно превосходит его в этом отношении, так что весь путь от Кутаиса до Гелати представляет целый ряд самых разнообразных и роскошных картин природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Композиция плана церкви Кумурдо близка к структуре храма Никорцминда (1010-1014, Рача, Зап. Грузия): 5 апсид и 6-й прямой зап. рукав открываются в 6-угольное центральное пространство храма; по сторонам вост. апсиды - жертвенник и диаконник, сообщающиеся с юго-вост. и северо-вост. апсидами. Зап. рукава заканчиваются 2 прямоугольными помещениями с полукруглыми нишами апсид. Внутренний план не выявлен во внешних формах храма, близкого к типу свободного креста. С запада и юга к зданию примыкают притворы. Никорцминда - самый богатый орнаментальным декором и сюжетными рельефами храм Грузии. Фасады, барабаны куполов, притворы украшены аркатурой, поясами и наличниками с геометрическим орнаментом, в к-рый включены изображения фантастических животных, сюжетными рельефами. В Х в. в Кахети были построены 2 небольшие, но значительные по художественной ценности церкви в Кветере, 4-апсидная, отличающаяся простотой, совершенством и изяществом форм, и в Бочорме, 6-апсидная (пострадала от взрыва в 1920), внутренние стены к-рой покрыты росписями XII в. В переходный период и в Х в. интенсивно развивалось гражданское строительство, в значительной степени представленное дворцами епископов. К этому времени относятся руины дворцов в Некреси, Череми, Ванте и Вачнадзиани (Кахети): 2-этажные здания вытянутой формы, с широкими и высокими арочными окнами; на 1-м этаже находились помещения хозяйственного назначения, на 2-м - жилые помещения: зал и анфилада маленьких комнат. Собор в мон-ре Ошки. Ок. 961 г. Собор в мон-ре Ошки. Ок. 961 г. В эпоху церковного и политического объединения Грузии (рубеж X и XI вв.) особое значение приобрело строительство кафедральных соборов (в Ошки в Тао-Кларджети, храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Картли и Алаверди в Кахети), воспринимавшихся как символы духовной силы и единства нации. Эти соборы, возведенные в 4 основных регионах Грузии, свидетельствуют о новом художественном мышлении: увеличились размеры зданий, более вытянутые пропорции приобрели барабаны куполов, окончательно сложилась новая декоративная система фасадов, отличающаяся динамичным ритмом арок и высокой техникой резьбы. Церкви схожи по структуре и масштабам: массивные крестово-купольные здания с вытянутым зап. рукавом. Храмы Ошки, Баграта и Алаверди представляют собой триконхи, где 3 рукава креста, кроме западного, заканчиваются апсидами.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури. Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. XIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель). Территория В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р.

http://pravenc.ru/text/62536.html

«И прежде предрекли о тебе, нетленная, лики пророков: Давид назвал тебя кивотом чистоты, Соломон вместилищем, Исаия облаком, родительницею Эмануила; я же, веруя сему приступил к украшению святого твоего образа, дабы мне удостоиться стать одесную Сына твоего, подобно пророкам. Я всего севера и Абхазии католикос Евдемон Чхетисдзе, оковал и украсил сей образ пресвятые Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии с Сыном; самый образ золотом и драгоценными камнями, и жемчугом светло украсил, а поле и дверцы серебром, и поставил в храме Пицундской Божией Матери, для моления и всегдашнего поминовения, прощения и утешения грешной моей души и оставления грехов моих, аминь. Христе! помилуй душу Мамии Дадиана, и будь покровителем его во веки и сына его Дадиана Леона прославь Господи в сей и другой жизни, аминь. Окован и окончен сей образ хроникона 256, от сотворения мира в 7406 году, от РХ 1568, индикта 11-го». Другая икона, столь же драгоценная, есть верный список с Пицундской, с теми же ликами святых. На втором серебряном её окладе изображены апостолы, Предтеча, Златоуст и Николай чудотворец, а на складнях благовещение; тут же и лики царей Георгия и Тамары, богато ее украсивших в начале XVII века. На горнем месте тесного алтаря написаны знамение Богоматери, два верховные апостола и что весьма странно три отрока Вавилонских. На стенах фрески гораздо лучшей кисти нежели в соборе; они не уступят живописи Сионского в Атенском ущелье. Царь Баграт и супруга его Елена, с сыном, особенно замечательны; лице Баграта выражает мужественную красоту. Напротив его неизвестные царь и царица, вероятно Георгий и Русудань, и еще царевич Александр, бывший впоследствии царем, и Теймураз сын Баграта. Трудно различить и привести в летописный порядок сие родословие в лицах, полустертых на стенах храма. Владетель Абхазии, с особенным благоговением, приложился к иконе Пицундской Божией матери, сему древнему достоянию его народа, и просил меня списать для него надпись с задней доски. «Если когда-либо, говорил он мне, восстановится опять опустевший храм Пицунды и туда возвратят нашу священную икону, то я могу вас уверить, что все мои подданные обратятся к христианству, ибо они до сих пор уважают святое место, даже и магометане. Самая вера начала упадать в наших пределах с тех пор только, как унесли оттуда Пицундскую Божию матерь». Такие слова, в устах владетельного князя Абхазии, были весьма замечательны и достойны внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДЕМОН I (Чхетидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (1557-1578). Еще будучи епископом Гелатским (1543-1557), Е. поддерживал политику царя Имерети Баграта III (1510-1565), затем выступал на стороне царя Георгия II (1565-1583/85), который стремился к объединению Зап. Грузии в единое государство, к принятию общего для всех свода законов. Во время предстоятельства Е. западногруз. царства и княжества воевали между собой, ослабляя мощь гос-ва, усилилась агрессивная политика Османской империи, направленная против Абхазии, участились набеги переселенцев с Сев. Кавказа. Е., поддерживаемый Багратом III, перенес резиденцию Абхазского католикоса из храма во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (ныне Пицунда) в мон-рь Гелати , в ц. во имя вмч. Георгия,- кафедральный центр Гелатской епархии. В Зап. Грузии под председательством Е. и при участии католикоса-патриарха Вост. Грузии состоялся Собор Абхазского (Западногрузинского) Католикосата , созванный по инициативе царя Баграта III. Участниками Собора был разработан документ «Законы католикосов» (см. в своде законов гражданского права груз. царя Вахтанга VI Багратиони (НЦРГ. S 3683, Q 575) - ПГП. Т. 1. С. 393-397). Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» пишет, что в него вошли 23 постановления о гражданских и церковных правах населения Зап. Грузии, в т. ч. была установлена мера наказаний за преступления (напр., за торговлю пленными была предусмотрена смертная казнь через повешение) и исправлены ошибки в церковном уставе (КЦ. 1973. Т. 4. С. 824). При Е. были восстановлены и расписаны Рождественский и вмч. Георгия храмы Гелати, сожженные в 1510 г. турками, храмы во имя Пресв. Богородицы в мон-ре Мокви и Бичвинте, получившие название «Евдемоновские приделы». Е. пожертвовал Гелати мн. церковные святыни и архиерейские облачения, среди которых - крест и золотая чаша, украшенные драгоценными камнями (ПГП. Т. 3. С. 386-387), «предстоятельский крест» (ГМИГ), изготовленный по заказу Е. в 1565-1578 гг., и др. ( Сакварелидзе. 1987. Т. 2. С. 67). В 1568 г. по заказу Е. из золота была изготовлена главная святыня Католикосата - чудотворная Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери Одигитрия, именуемая также «Бичвинтская Богородица», о чем сообщает надпись, сделанная католикосом на иконе. Образ был помещен в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте, позже перенесен в ц. вмч. Георгия в Гелати.

http://pravenc.ru/text/187049.html

Грузинский президент отметил, что встреча с Лавровым — его первая официальная встреча после инаугурации. «Мы постарались, чтобы любая неприятность в наших отношениях не присутствовала в ходе избирательной кампании президента Грузии. Время не разбрасывать, а собирать камни», — сказал Саакашвили. Во второй половине дня в тбилисском отеле «Мэрриот» прошла встреча Сергея Лаврова с лидерами оппозиции. На ней присутствовали представители ведущих оппозиционных сил страны, в том числе Объединенной оппозиции, партии «Новые правые», Лейбористской партии. Встреча с представителями оппозиции длилась более полутора часов. «На всех встречах в Тбилиси, включая встречу с Михаилом Николаевичем Саакашвили, с Католикосом-Патриархом Илией II, на встрече с представителями оппозиционных партии, было подтверждено искреннее стремление российского руководства нормализовать отношения с Грузией. С нашей стороны было отмечено, что мы услышали заявления как властей Грузии, так и оппозиции, в пользу нормализации наших отношений. И мы подтвердили нашу готовность к этому, при понимании, конечно, что за словами должны последовать конкретные шаги. Мы к этому готовы, рассчитываю, что к этому будет готова и грузинская сторона», — заявил Сергей Лавров журналистам, подводя итоги проведенных встреч. «Грузинский народ всегда был и будет другом России, нас связывают столетия совместной истории, беды и радости.  И я убежден, эта история далеко не окончена, это касается и текущего времени», — подчеркнул глава российского МИД. Сегодня, 21 января, в храме царя Баграта в Кутаиси (Западная Грузия) Михаил Саакашвили присягнет на Библии в присутствии Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и членов Священного Синода Грузинской Православной Церкви. Саакашвили и Илия II официально откроют работы по реконструкции храма Баграта, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Между тем объединенная оппозиция по-прежнему не признает официальных итогов Центральной избирательной комиссии Грузии и заявляет, что не считает Михаила Саакашвили победителем на досрочных президентских выборах 5 января. Кандидаты от оппозиции набрали в общей сложности около 42 %.

http://patriarchia.ru/db/text/352980.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010