В лучшие эпохи ислама мудрыми властителями и наместниками обращалось также большое внимание на устройство и на поддержание в исправности путей сообщения, водопроводов и плотин. Земледелие и торговля получили могучий толчок. Пространства непроизводительные и лежавшие до того впусте превращены были в культурные оазисы систематической канализацией. В Сицилии с большим усердием занялись культурой маслины, хлопчатника и сахарного тростника. В Испании равнины Гранады, Мурсии и Валенсии снабжены были так хорошо оросительными запрудами и водопроводами, что страна стала производить в изобилии всякого рода продукты. Благодаря проникшей во дворцы вельмож роскоши, пришли в весьма цветущее состояние разные ремесла и промыслы. Отдельные провинции халифской империи наперерыв старались добиться известности изготовлением дорогих шелковых тканей. Шелковая промышленность уже при сассанидах была высокоразвита в Персии, при халифате же она процвела еще более. В фабрикации разных шелковых материй Багдад занял первое место; с особенно-выдающимся мастерством в нем выделывались парчовые ткани. Случалось часто, что материи привозились сначала в Багдад и оттуда под именем Багдадских снова возвращались на родину. Восточные области халифатства, кроме шелка, доставляли также шерстяные и бумажные ткани. Западная Азия славилась своими кожевенными изделиями и выделкой полотен. В Сирии процветала стеклянная промышленность, в Египте фабрикация писчей бумаги. С III столетия гиджры с дорогой египетской бумагой с успехом начала соперничать дешевая писчая бумага, выделывавшаяся на Востоке из хлопка. Торговля бумагою получила чрезвычайно широкое развитие; в продолжение целых столетий и Запад снабжался бумагой с мусульманского Востока. Превосходно выделывались затем, и именно в Персии, металлические изделия, оружие разного рода, накладки и высечки в его орнаментации. Процветанию торговли весьма благоприятствовали паломничества, которыми освящалась любовь к путешествиям. Пророк дозволил заниматься во время их торговлей; поэтому богомольцы брали с собой в путь произведения своей родины и обменивали их дорогою или в Мекке на чужеземные товары. Пророк выразил благорасположение свое к торговле и иначе. В коране (сура 45) говорится: «Бог есть Тот, кто подчинил вам море, чтобы по Его велению пробегали там корабли, искали щедрых даров Его и чтобы вы были благодарны». Мысль о том, что корабли «высокие, как горы, и по морю плавающие», составляют особое божеское благодеяние людям, встречается выраженной в коране не менее двенадцати раз.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Он стал идейным вдохновителем движения «Авелей Цион» (Плачущие по Сиону). Аль-Кумиси был убежден, что разрушение храма не является основанием для того, чтобы забывать о священном городе. Каждый верующий должен насколько возможно часто совершать паломничества в Иерусалим, размышлять о Торе на Св. земле и оплакивать разрушенный храм. К кон. IX в. в Иерусалиме сформировалась значительная караимская община. Иерусалим превратился в важнейший караимский центр. В течение нек-рого времени К. даже возглавляли евр. общину города и выступали от ее имени перед мусульм. властями. Лишь в 20-х гг. X в. гаон Иерусалимской иешивы , опираясь на поддержку багдадских властей, сумел лишить караимских лидеров их главенствующего положения в евр. общине Иерусалима. Тем не менее до кон. XI в. караимская община Иерусалима переживала период культурного подъема. Одним из наиболее выдающихся караимских авторов, оставивших описание иерусалимской общины, был Сахл бен Мацлиах ха-Кохен (910-990). Первым его известным произведением стало послание к Яакову бен Шмуэлю, лидеру раббанитской общины в Каире и последователю Саадии Гаона. Яаков обвинил Сахла, приехавшего в Каир и активно проповедовавшего среди местных раббанитов, в стремлении внести смуту в мирную общину. Сахл написал Яакову серию из 10 кратких респонсов и послание на иврите, в к-рых обращался ко всей общине Каира (чтобы сделать свои идеи доступными для большего числа читателей, Сахл хотел перевести послание на арабский язык, но неизвестно, осуществил ли он это намерение). Послание открывается стихотворением, в котором критикуются главные положения раввинистического иудаизма. Основная часть послания включает ответ Яакову и ивритский перевод миссионерской проповеди, которую Сахл произнес по-арабски перед слушателями-раббанитами. Обличая Яакова бен Шмуэля, Сахл обращается к караимской общине с призывом снять с себя тяжкое бремя, наложенное ее учителями, и вернуться к чистой и незамутненной вере Моисея, имея в виду караимство. Послание Сахла представляет собой огромную ценность как самый ранний аутентичный памятник караимской миссионерской проповеди.

http://pravenc.ru/text/1470393.html

школ для мальчиков и отдельно для девочек, а также колледж для священников и диаконов. После начала первой мировой войны, 1 июля 1915 г., Архиепископ Кентерберийский официально объявил о закрытии англикан. миссии в И. Вместе с англиканами с 1905 г. работали и лютеране. В 1906 г. была основана нем. евангелическая Ассоциация в поддержку Ассирийской Церкви. Был организован издательский центр и открыт приют. В 1891 г. С. Цвемер и Дж. Кантиной основали миссию Реформатской Церкви в США в Басре. Они открыли в городе школу и больницу, а позднее создали также отд-ния в Эль-Амаре и Багдаде. В нач. XX в. на ситуацию в сиро-христ. сообществе И. влияли, с одной стороны, активизация набегов курдов-барзан при шейхе Абд ас-Салиме (1908-1912), с к-рыми тщетно пыталась справиться османская администрация, с другой - введение воинской повинности для немусульман в 1909 г. Существовали также разногласия между халд. и ассир. общинами по вопросам о статусе и об офиц. регистрации. В посл. четв. XIX в. И. стал объектом борьбы между Британской и Германской империями. В связи с открытием богатых месторождений нефти в районе Мосула и прокладкой Багдадской железной дороги противостояние европ. гос-в в И. обострилось. В нач. XX в. на Великобританию приходилось ок. 2/3 импорта и 1/3 экспорта месопотамских вилайетов, при этом реализация их продукции зависела от англ. экспортеров. Британцы также активизировали экспансию в бассейн Аравийского м. В Кувейте, номинально подотчетном Басрийскому вилайету, шейхом при поддержке британцев стал Мубарак, представитель рода ас-Сабах. Он заключил договор с вождем крупного племени аль мунтафик Садун-пашой, подписал тайный договор о «союзных отношениях» с Лондоном и отказался подчиняться тур. губернатору. В июле 1913 г. Стамбул подписал с Великобританией соглашение о Персидском зал., по к-рому признал Кувейт автономным княжеством. В февр. 1913 г. в Багдаде и в Басре прошли митинги в поддержку плана, выдвинутого бейрутской Лигой реформ. План включал требование предоставить араб.

http://pravenc.ru/text/673821.html

СССР, Великобритания и США вскоре де-юре признали новый режим. Временная Конституция от 26 июля 1959 г. провозгласила равенство всех граждан перед законом и гарантировала им демократические свободы, уравняла женщин в правах с мужчинами и запретила религ. и языковую дискриминацию. Вышли из подполья и были вновь созданы профсоюзы, крестьянские союзы и др. общественные орг-ции. Политические партии, включая ИКП, хотя и не были формально узаконены, также свободно осуществляли свою деятельность. Правительство освободило политзаключенных и амнистировало участников Курдского восстания 1943-1945 гг. В адм. органы Мосула, Киркука, Эрбиля и Сулеймании, а также в состав центрального руководства вошли представители курдов. В сент. 1958 г. был учрежден департамент Мин-ва образования для развития просвещения в сев. ливах, где стала разрастаться сеть курдских начальных и средних школ, расширилось количество курдоязычных публикаций и изданий. Республиканские власти приступили к преобразованиям, нацеленным на укрепление гос. сектора экономики. Закон об аграрной реформе (сент. 1958) урезал площади угодий крупных землевладельцев на 50% с условием выплаты им денежной компенсации за конфискованные земли, к-рые распределялись среди безземельных. Содействие властям в дележе сельскохозяйственных площадей (прежде всего в ливах Эль-Амара, Эль-Кут и Эн-Насирия) оказали крестьянские союзы. Под предлогом защиты национальных интересов была запрещена деятельность мн. иностранных фирм. В марте 1959 г. И. вышел из Багдадского пакта, автоматически прекратилось действие англо-ирак. договора 1955 г. Правительство Касема денонсировало соглашения с США и заявило о выходе из стерлинговой зоны. В мае 1959 г. брит. военные базы на территории И. были окончательно ликвидированы. Новые власти восстановили дипломатические отношения с СССР (18 июля 1958). В окт. 1958 г. было заключено советско-ирак. торговое соглашение, по к-рому за традиц. предметы своего экспорта И. получал из СССР машины и оборудование для предприятий и потребительские товары.

http://pravenc.ru/text/673821.html

конфедерации Кара-Коюнлу Кара-Юсуфу, а в 1432 г. превратилась в арену борьбы между Кара-Коюнлу и их соперниками Ак-Коюнлу, одержавшими верх в 1466 г. Как реликты их гегемонии в И. сохранились территории компактного расселения туркмен в районах Мосула и Талль-Афара. Первыми проявили недовольство курдские беки, пользовавшиеся ранее широкой автономией. В 1514 г. некоторые из них перешли под покровительство османов, а в 1515 г. в В. Месопотамии вспыхнуло восстание под предводительством знатных курдских родов, активное участие в котором приняли и христиане-ассирийцы. Повстанцы, выбив кызылбашей из ряда городов, дважды обращались с просьбой о защите к османскому султану Селиму I, к-рый в 1516 г. принял Сев. Ирак под свое покровительство. В 1529 г. восставшие при поддержке местного населения захватили Багдад и также отправили делегацию в Стамбул. В 1533 г. наследник Селима султан Сулейман I Кануни со 140-тысячным войском и с мощной артиллерией выступил в «поход на два Ирака». В дек. 1534 г. султан уже принимал в Багдаде посланцев из Ср. Двуречья и от бедуинских племен с заверениями преданности. Стремясь к поддержанию межконфессионального мира, османские власти пожаловали как суннитским, так и шиитским мечетям значительные вакфы. Сулейман торжественно посетил наиболее почитаемые суфийские святыни - мечеть шейха Абд аль-Кадира аль-Джилани, могилу Маруфа аль-Кархи и гробницы Алидов в Казимайне (Эль-Казимии) - места поклонения шиитов-имамитов. Восстановлен был и мавзолей Абу Ханифы. Османы построили мощный флот, к-рый был необходим, чтобы сдерживать морскую экспансию португальцев, регулярно поддерживавших Иран в войне против И. Османо-сефевидские войны продолжались в 1548-1549 и 1554-1555 гг. Сефевиды потерпели поражение, и шах Тахмасп I признал И. частью Османской империи. Права османов на И. были закреплены в мирном договоре, заключенном в мае 1555 г. в Амасье. В 1621 г. сефевидский шах Аббас I осадил Багдад, обороноспособность которого к этому времени ослабили неск. неурожайных и засушливых годов и набеги бедуинов. Осажденные перебили всех находившихся в городе иранцев, а после захвата города воины шаха Аббаса истребили ок. 1/10 багдадских суннитов и сровняли с землей мечети Абу Ханифы и Абд аль-Кадира. В 1623 г. Аббас I вернул под свою власть также Мосул и Шахризор, но попытки завладеть Басрой (1624-1625) оказались безуспешными. К кратковременному периоду владычества в И. Сефевидов относится появление здесь арм. общин, переселявшихся на берега Тигра и Евфрата с Иранского нагорья, куда они были перемещены Аббасом. В дек. 1638 г. султан Мурад IV захватил Багдад, а в 1639 г. Зохабский договор окончательно закрепил И. за Османской империей. Граница, установленная по договору, практически полностью совпадает с совр. границей между И. и Ираном.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Но вот наступает период крестовых походов, которые оказали свое влияние на жизнь восточных христиан, испытывавших теперь преследования не только со стороны мусульман, но и единоверных 30 христиан Запада. При патриархе Михаиле IV (1092–1102) Иерусалим был взят (1099) крестоносцами, и мусульмане в отмщение за смерть семидесяти тысяч единоверцев воздвигли на христиан Востока гонение. Однако постоянные грабежи, насилия и убийства христиан вызвали моральное разложение среди самих мусульман. Это начавшееся было разложение приостановил египетский эмир Саладин 31 , который низложил фатимидов и воцарился в Египте и аббасидской Сирии. Тогда крестоносцы повернули оружие и против него, и против восточных христиан, которых заставляли подчиниться Риму даже путем насилия. Однако христиане Востока не могли спокойно переносить гонения со стороны христиан. В результате переворота Египет по существу стал независимым государством со своим султаном во главе, если не принимать в расчет формальной религиозной зависимости Египта от багдадского халифата, который в этот период уже переживал кризис. Хозяевами положения стали турки-сельджуки, которые раньше были наемной гвардией багдадского халифа, а потом, вплоть до уничтожения Багдадского халифата монголами во главе с Хулагу-ханом (1258), по своему желанию ставили и низлагали халифов. В истории Египта сельджуки и берберы тоже сыграли значительную роль. Саладин (Салах ад-Дин), основатель династии Эйюбидов (1171–1250), сначала запретил христианам занимать общественные должности и оставил в силе законы, запрещавшие всякие виды христианского богослужения вне храма. Для христиан Египта снова наступила пора гонений. Их положение улучшилось после взятия Саладином Иерусалима (1187) 32 , когда он убедился, что между крестоносцами и местными христианами нет никакой связи и что копты были его верными подданными. 6. Коптская Церковь под властью турок Восстание в Египте 1250 г. привело к власти турок-мамлюков ( мамлюк — ‘раб’), которые были выходцами из гвардии султанов-эйюбидов и правили страной более двух с половиной столетий, то есть вплоть до оттоманского господства (1517).

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Рукописи подобного типа полностью не изучены. По моим предварительным подсчетам, их по крайней мере около 30. Важно отметить, что некоторые из них содержат также трактаты и из других собраний, например Baghdad Chaldean Monastery, syr. 680, Mingana syr. 86, Berlin, Sachau 203, Codex Syriacus Primus, Codex Syriacus Secundus, Sinai syr. 14. 2-е СОБРАНИЕ – 42 трактата Полные (или в своем первоначальном виде полные) списки (исключительно восточношрииского происхождения) Урмийский список – утерян Bodleian Library, syr. е. 7 (Χ–ΧΙ в.) BnF syr. 298 + Cambridge Or. 1144 (ΧII–XIV в.) Harvard, Houghton Library syr. 57 (XIII–XIV в.) Teheran Issayi Collection, ms. 4 (CE 1895) [копия оксфордской рукописи] Выборочные трактаты и фрагменты [к приведенным ниже спискам следует также добавить: a) списки 1-го собрания, содержащие трактаты 16–17 (=собрание I, трактаты 54–55) и b) списки 3-го собрания, содержащие трактат 25 (=собрание III, трактат 17)]: Восточносирийские Западносирийские Мелькитские Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 680 1288/9 г. монастырь Рабан Хормизд BL Add. 14729 XII–XIII в. Codex Syriacus Secundus 882 г. Бейрут Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 681 1909 г. (копия багдадского списка) Mingana syr 86 XIII в. Codex Syriacus Primus IX в. (утерян) Vat. sir. 509 1928 г. (копия багдадского списка) Mardin Orth. 420 1471/2 г. Тур Абдин Sinai syr. 14 Mingana syr 601 1932 г. (копия багдадского списка) Berlin or. Sachau. 203 После 1493 г. Sharfen Rahmani 181 XV–XVI в. Vat.sir. 543 1782 г. 3-е СОБРАНИЕ 17 трактатов, два из которых входят также в состав 1-го (трактаты 20 и 40) и 2-го собрания (трактат 25). Полный список Teheran, Issayi collection, ms. 5 (Урмия, между 1900 и 1903) Выборочные трактаты и фрагменты [списки, содержащие трактат 10, подлинность которого пока окончательно не определена, опущены] Восточносирийские Западносирийские Мелькитские Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 680 1288/9 г. монастырь Рабан Хормизд BL Add. 14729 XII–XIII в. Codex Syriacus Primus IX в. (утерян) Bagdad, Chaldean Monastery, syr. 681

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ru...

В Ираке вновь пропал священник 22 ноября 2006 г. 14:40 По-прежнему ничего не известно о судьбе настоятеля багдадского храма святого Илии (Халдейская Католическая Церковь), пропавшего утром 19 ноября, сообщает агентство AsiaNews . Викарный епископ Багдада Шлеман Вардуни считает «очень вероятным», что 34-летний священник Доглас Юсеф аль-Бази был похищен. Весть об исчезновении быстро облетела Ирак и диаспору через Интернет и sms-cooбщehuя. И в приходе пропавшего клирика, и в руководстве Церкви подозревают, что произошло похищение, очередное в череде многочисленных нападений на христианских священнослужителей. И есть основания думать, что за этими преступлениями стоят не только банды обычных уголовников. Как сообщил епископ Вардуни, он и Предстоятель Халдейской Церкви Патриарх Делли попытались узнать о судьбе пропавшего священника по собственным каналам, но до сих пор никакой информации получить не удалось. «Предположение, что он был похищен, очень похоже на правду, но подтверждений пока нет», — отметил иерарх. Отец Доглас был рукоположен около десяти лет назад. Епископ характеризует его как «очень активного, особенно в работе с молодежью». Священник занимает должность секретаря Института религиозного образования, а также секретаря Совета церковных руководителей Багдада. Настоятелем храма святого Илии он был назначен несколько месяцев назад. «Существует много объяснений, почему христиан похищают: преступность, религиозный фанатизм, деньги, стремление посеять раздоры среди людей, — сказал епископ. — Мы надеемся, что у похитителей есть совесть и они поймут, что мы, священники, хотим лишь нести людям Благую Весть и трудиться на благо всех иракцев. Мы за единство Ирака и просим, чтобы нам предоставили возможность трудиться вместе с нашими соотечественниками ради восстановления страны и достижения мира и безопасности». Однако среди христиан все более крепнет уверенность в том, что объектом угроз и похищений становятся не все подряд, а те, «кто наиболее активно участвует в жизни общины, молодые и смелые — словно бы в предупреждение всем, кто упорно надеется, что сможет остаться жить в стране». Источник AsiaNews заявил, что ситуация в Ираке стала «невыносимой». Христиане редко выходят из своих домов, но страдают не только они. «Безопасных мест не осталось. В последние времени в Багдаде были случаи убийств пекарей — за то, что они выпекали хлеб традиционной ромбовидной формы, отдаленно напоминающей крест». В заключение епископ Вардуни обратился к возможным похитителям багдадского священника: «Если у вас есть совесть и вы верите в Бога, не причиняйте ему зла и освободите как можно скорее, целого и невредимого». Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/163611.htm...

– Это христианский квартал Дора, – пояснил мне Охоткин. – А Бутрос по-арабски Пётр. Стало быть, этот Аббас принял христианство. – Во как! – подивился я. Еще через семь лет, сидя в Интернете, среди мелькания свежих новостей я внезапно наткнулся на сообщение, и словно взрыв раздался в одном из кварталов моего сердца: Похороны убитого сирийского священника. Ирак, 2008 год «Священник Сирийской православной церкви убит в иракской столице. Отец Бутрос Юсифи был расстрелян из проезжающего автомобиля при выходе из собственного дома. Аббас Юсифи родился в 1958 году в мусульманской семье. В 1996 году принял христианство под именем Бутрос (Пётр). В 2001 году был рукоположен во священника и служил в одной из церквей в христианском квартале Багдада. Ему неоднократно угрожали расправой, требовали отречься от христианской религии, но все эти угрозы он игнорировал…» Когда-то этот человек интересовался, привёз ли я докторскую колбаску и водку, и только ради этого русского угощения выучил отзыв на пасхальный возглас «Христос воскресе!» Но поток судьбы увлек его куда дальше от терпеливого, размеренного и спокойного соблюдения постов и других установлений Христовой веры – унес, бурно клокоча, в то самое Христианство, в котором льется кровь и трещат сокрушаемые кости мучеников. И не трещит и не сокрушается только их вера. «Все эти угрозы он игнорировал…» – Абаистину абаскрес! – так и слышится мне его радостный голос, белой птицей улетающий в высокое багдадское небо. Под Сирийской православной церковью имеется в виду Сиро-Яковитская церковь, члены которой отвергают решения Халкидонского Собора и потому не состоят в евхаристическом общении с Православной Церковью – Прим. ред . скрыть способы оплаты Комментарии Сергей 18 апреля 2016, 08:23 Прочёл,что называется,на одном дыхании. Спаси Господи! Теперь постараюсь более полно ознакомиться с творчеством замечательного писателя. Олесь Россич 25 июля 2015, 08:46 Только сейчас, в июле 2015г. с большим интересом прочитал этот трогательный рассказ... Однако не могу не заметить, что, говоря о Саддаме Хусейне, не следовало бы употреблять расхожий англо-американский пропагандистский ярлык " иракский диктатор " .

http://pravoslavie.ru/61315.html

Спросил также и о том, почему Бахон (Байотной) худо принял папских послов, христианин ли султан Мосульский, из какой страны сами посланники и давно ли они христиане? – На все эти вопросы послы отвечали довольно удовлетворительно и правдоподобно. Они говорили, что о прибытии французского короля на восток хан узнал от султана Мосульского и что поэтому Эркалтай и послал их к нему с извещением, что татары в скором времени предполагают напасть на Калифа Багдадского и с просьбой напасть на Египет и таким образом лишить Египет всякой помощи. Ответив далее на вопросы о происхождении татар и об образе их жизни, послы прибавили, что хан Киокай (Гаюк), царствующий в настоящее время, сын христианки, дочери священника Иоанна, вследствие увещаний своей матери и епископа Малассии, принял крещение в день Богоявления с 18 принцами и многими чиновниками, между которыми есть еще впрочем много и таких, которые не крещены, что Эркалтай – христианин с давних пор и хотя не царской крови, но могуществен и находится на востоке Персии, а Бахон язычник находится в дружбе с сарацинами, а потому и принял худо папских послов; что султан Мусульекий – сын христианки, сердечно любит христиан, соблюдает их праздники и ничего не делает по закону Мухаммеда и если бы был благоприятный случай, то охотно сделался бы христианином. Что касается до нас самих – говорили далее послы – то мы из города, отстоящего от Мосула на два дня пути и христиане по рождению. Имя папы пыне славно между татарами, а Эркалтай намерен напасть на Калифа Багдадского и отмстить обиду, нанесенную ховарезмийцами Иисусу Христу 73 . Все эти рассказы послов льстили самым любимейшим мыслям короля. Представившаяся возможность союза с татарами очень обрадовала как его, так и всех крестоносцев и подала большие надежды на успех крестового похода. В лагере не было иных речей, как только о пособиях, обещанных великим ханом или татарским императором; вожди и воины отовсюду стекались смотреть на послов Эркалтая, которого они считали одним «из первейших баронов Татарии»; послы татарские получили доступ ко двору Людовика и приглашены были к его столу; король сам лично проводил их для слушания богослужения в Никосийский собор, где весь народ был тронут их набожностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010