На Востоке тем временем возникла новая угроза: турки-сельджуки из Центральной Азии разгромили фатимидский багдадский халифат и вплотную подошли к границам Империи. Еще в 1064 г. армянский князь Карса, последний независимый армянский правитель, не в силах более сдерживать турок собственными силами, передал владения Империи, а взамен получил земли в имперских пределах - в Таврских горах в Малой Азии. Многие армяне переехали туда вместе с ним. Этим было положено начало так называемой Малой (или Киликийской) Армении. Имперские границы продвинулись далеко на Восток. Надежные линии обороны были оставлены далеко позади. Теперь граница проходила в малонаселенных районах, где еще не сложился класс актридов - приграничных баронов, живших в укрепленных замках на «ничейной» земле, проводивших рейды на неприятельские земли и охранявших имперскую территорию от вторжений. Новая граница, по существу, была голой. Турки начали проводить ежегодные набеги на имперскую территорию. Малая Азия - житница Империи - несла тяжелые убытки. Роман Диоген видел, что спокойствие Империи требовало нового армянского похода. Но армия, особенно после реформ Константина Дуки, была уже далеко не та, что 50 лет назад. Тем не менее Роману Диогену удалось собрать почти 100-тысячное войско. Правда, византийцы составляли лишь половину от численного состава, и далеко не все из них были профессиональными солдатами. Другая половина состояла из наемников: варягов, франков, славян, печенегов, половцев. Армию раздирали соперничество и взаимная подозрительность. Заместителем Романа по команде был Андроник Дука, племянник покойного императора и, как и вся его семья, заклятый враг Романа. Брать его с собой было ошибкой, но и оставлять в столице было бы для Романа слишком рискованно. По необъяснимым причинам император допустил ряд грубых тактических ошибок - непростительных нарушений самых основных правил византийской военной науки. У него сильно хромала разведка, и тем не менее он, не зная местоположения противника, решил разделить свои силы. Половцы и франки были отправлены занять небольшую крепость на берегу озера Ван. Роман с армией расположился близ селения Манцикерт. Тут и произошло решающее сражение.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

— Война в Сирии изменила ли что-то в межхристианских и межрелигиозных взаимоотношениях в регионе? — Тут трудно судить. Если отношения были добрыми — христиане поддерживали добрососедские отношения с мусульманами, мусульмане с христианами — то между ними эти отношения и остались. Есть радикализированные религиозные группы, у которых действия террористов в Сирии получили какую-то поддержку. Такое тоже бывает во время войн. Сейчас называют это гибридной войной, это гражданская война, это война с мировым терроризмом. При этом террористы устанавливают свое правление на захваченных ими территориях, объявляют восстановление так называемого халифата. Они ведь чаще всего прикрываются именем Бога, именем Аллаха, поэтому они обрушивают свою злобу, гнев против тех, кто не является мусульманином в их понимании ислама, то есть в крайне радикальном понимании. Для них все другие мусульмане — не мусульмане, тем более они с ненавистью относятся к христианам, а свое извращенное понимание религии воплощают в жутких формах, которые мы все видим на территориях, захваченных террористами. Если говорить о сегодняшнем времени, о текущем моменте, то очень много организаций действует, много противников действующего режима, оппозиционеров, представителей радикальной оппозиции, тех, которые у нас считаются террористическими. Некоторые в мягкой форме противостоят режиму в Сирии. Так или иначе, они все объединяются в борьбе с законным правительством. — Неужели учение ислама можно радикализовать до уровня терроризма? Что дает право сирийским террористам так пренебрежительно относиться к другим людям? Они считают себя избранными? — Они считают, что восстанавливают подлинный ислам, подлинный халифат. Но с точки зрения большинства мусульман — это неверное понимание ислама. Если мы вспомним древнюю историю халифата, будь то дамасский период, или багдадский, или кордовский, то увидим резкое отличие, бросающееся в глаза. Например, когда халиф жил в Дамаске, возьмем VIII век, христиан не истребляли, христиане мирно жили с мусульманами на своей родной земле, где они появились на шесть веков раньше, и были установлены мирные отношения.

http://patriarchia.ru/db/text/5158044.ht...

Движение, вызванное Абу-Исой, не ограничилось только Персией: мессианские мечты охватили в это время и Палестину. Эти мечты поддерживались тем, что халифат стал распадаться и, по-видимому, приходил конец магометанскому владычеству; а некоторые фантазеры, пророчествуя о близком пришествии Мессии, ещё более их подогревали. Так, в это время явилось в Палестине сочинение под заглавием: «Тайны р. Симона бен-Иохаи». Это сочинение имело апокалиптический характер. В нём рассказывается, что р. Симон бен-Иохан постился 40 дней, чтобы узнать конец плена. Ему были открыты «тайны конца» и словами Чисел 24, 21 возвещено о господстве измаильтян. Опечаленный раввин сказал: «неужели недостаточно того, что сделал нам Эдом (Рим)? Теперь должно наступить ещё владычество измаильтян». После этих слов является ангел лица Метатрон и утешает его, сообщая, что чрез измаильтян Израиль освободится от Эдома. Далее в форме пророчества излагается история магометанского владычества до халифа Мервана II. Царствование этого последнего Омайада апокалиптически рассматривается как конец магометанского владычества после которого наступит мессианское царство. После Мервана новый царь будет царствовать три месяца, затем в течение девяти месяцев Израиль будет снова находиться под властью Эдома. После этого явится первый Мессия или предтеча Мессии, потомок Ефрема. Он введёт иудеев в Иерусалим, построит храм и восстановит жертвенный культ. Тогда выступит противник Мессии Армилаос – демоническое существо отвратительного вида, сын сатаны и камня. Он будет вести войну с Мессией и изгонит израильтян в пустыню, где Мессия погибнет, а народ очистит себя в горниле страданий. Вслед за этим придёт истинный Мессия, сын Давида; но Израиль, зная, что один мессия уже погиб, не уверует в него и захочет побить его камнями. Тогда сам Иегова явит Мессию в славе на облаках небесных, убьёт Армилаоса, введёт израильтян в Иерусалим, и таким образом начнётся двухтысячелетнее мессианское царство, имеющее окончить судом. В период крестовых походов – время всеобщего одушевления и брожения умов – мы снова видим целый ряд мессианских движений среди иудеев. Так, в 1017 г. явился ложный мессия во Франции, в 1117 г. в Кордове, а в 1127 г. в Феце, около 1160 г. в Багдаде и около 1179 г. в Йемене. Из этих лжемессий в своё время много наделали шума багдадский мессия Давид Альрои или Ибн-Альрухи, жизнь которого послужила сюжетом для исторического романа знаменитого некогда лорда Д’Израэли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

(Liudpr. 1915. Р. 137–138) 97 Столица Восточноримской (Византийской) империи Константинополь (ныне Стамбул) на берегу Босфора была построена императором Константином I Великим в первой четверти IV в. на месте античного города Византий. 98 Почетное название «Новый Рим» было официально усвоено Константинополю в деяниях II Вселенского церковного собора, состоявшегося в Константинополе в 381 г. 99 Венгры появились в Среднем Подунавье в конце IX столетия и в X в. совершали разорительные набеги на балканские провинции Византийской империи. Печенеги кочевали в северопричерноморских степях, и область их расселения на западе простиралась до низовьев Дуная, т. е. до непосредственных границ империи. В руках хазар находились владения на востоке Крымского полустрова и на Нижнем Дону, так что они также могли считаться северными соседями Византии. 101 Очевидно, имеются в виду владения арабских эмиров из династии Хамданидов на восточной границе Византийской империи, в Малой Азии (поначалу в Мосуле, а затем, с 945 г., также и в сирийском Алеппо), которые находились в номинальной зависимости от багдадских халифов Аббасидов. 102 В Египте располагался халифат Фатимидов, с начала X в. не зависевший от Багдада. Что Лиудпранд имеет в виду под «Вавилоном», не вполне ясно. Исторический Вавилон находился к югу от Багдада. Упоминание этого названия в привязке к Египту заставляет думать о Вавилоне как первоначальном названии будущего Каира, с 960-х гг. – столицы Фатимидов. Вероятно, такое наименование отражало соперничество египетских халифов с багдадскими Аббасидами. 103 «Африка» – обычное для византийской традиции название эмирата Аглабидов, занимавшего северноафриканское побережье к западу от владений Фатимидов (включая современный Тунис); во времена Лиудпранда находился под властью последних. 104 Крит был захвачен в 815 г. испанскими арабами, основавшими здесь отдельный эмират, откуда они постоянно разоряли византийское побережье; отвоеван Византией только в 961 г. в правление императора Никифора II Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пока внимание византийцев и пилигримов было обращено в сторону Иконии, отношения между Нур ад-Дином и Саладином резко ухудшились. Всего за несколько лет Саладин стал фактически независимым правителем Египта, лишь формально подчиняясь Нур ад-Дину. Встревоженный столь быстрым ростом могущества своего военачальника, атабег потребовал от того прекратить халифат Фатимидов, ссылаясь на соответствующие поручения суннитского халифа из Багдада. Для получения руководящих указаний Саладину предписывалось прибыть в ставку атабега, от чего, впрочем, курд тонко уклонился. Разгадка его поведения проста: Саладин был легитимным визирем лишь при живом халифе аль-Адиде, с его смертью все могло стать иначе. Кроме того, Саладин вовсе не собирался по примеру разбойников грабить этот цветущий край, он хотел стать его повелителем. А в таких условиях было полным безумием ссориться с населением Египта, в массе своем шиитском, открыто свергнув их халифа. Однако все разрешилось само собой. 13 сентября 1171 г. халиф аль-Адид скончался естественной смертью, и теперь уже никто не мог упрекнуть Саладина в узурпации власти. Курд стал единственным легитимным правителем этой страны, население которой, уставшее от междоусобицы эмиров и политических нестроений, боготворило его. Глупо было не воспользоваться такой счастливой возможностью. И Саладин немедленно приказал улему провозглашать на пятничных молитвах имя Багдадского халифа аль-Мустади (1170–1180), что означало лишь одно – с этого дня Египет признал над собой духовную власть Аббасидов. Теперь Саладин мог рассчитывать на самую широкую поддержку Багдада в случае прямого противостояния с Нур ад-Дином. Это был очередной ловкий ход, позволяющий и выполнить, и не выполнить до конца приказ формального сеньора Саладина Нур ад-Дина, могущество которого только приумножалось со временем. В 1171 г. Нур ад-Дин вошел в Мосул и поставил его правителем Сайф-ад-Дина Зенги (1170–1179), после чего его имя стали произносить во время пятничной молитвы. Затем Нур ад-Дин потребовал от Кылыдж Аслана объединить усилия и напасть на Антиохию, но турок, опасавшийся войны с Византией, не захотел рисковать. Но летом 1173 г. атабег напал на него и нанес поражение, после чего султан Иконии обещал тому расторгнуть мирный договор с Константинополем и вести войну с Византией. Этот год стал самым блистательным для Hyp ад-Дина. Атабег обоснованно гордился плодами своих рук: теперь ему были подвластны Ассирия, Месопотамия, Сирия и Египет. Эмиры этих областей поклялись ему в верности, а правители Каппадокии и Киликии признали свое подчинение ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первой целью Абд аль-Рахмана стало восстановить власть Кордовы над его ссорящимися и воюющими подчиненными, принцами и меньшими эмирами, которые превратили мусульманский эмират аль-Андалус в беспорядочную мозаику крошечных государств, каждое из которых призывало к джихаду против врага на севере, но вместо этого сражались друг против друга. Испанская земля усеян горными фортами в Сьеррах, где независимые лорды, больше разбойники, чем дворяне, бросали вызов окружающему миру, вели жестокие кампании и разоряли землю. Абд Аль-Рахман схватился с человеком, которого считал своим злейшим врагом, мятежником Ибн Хафсуном, самым могущественным из повстанцев, который из своей вотчины Бобастро на юге Испании в горах за Марбельей контролировал семьдесят крепостей, разбросанных по провинциям Эльвира, Гранада и Хаэн. Ибн Хафсун утверждал, что вернулся к христианской вере своих испанских предков, поэтому в кампании, развернутой против него, было чуток джихада, впрочем, не слишком много, потому что многие из помощников Ибн Хафсуна оставались мусульманами. По сути, это было движение патриотически настроенных испанцев, христиан и мусульман, против иностранного господства в их стране арабов и берберов. Восстание Ибн Хафсуна закончилось вскоре после его смерти, в 928 году. Его тело, как отпавшего мусульманина, победоносные мавры извлекли из могилы и публично пригвоздили к столбу. Другие повстанческие силы также подверглись нападению и были разбиты один за другим. Абд аль-Рахман III захватил мятежные города Севилью, Альхесирас, Сидонию и Кармону. В 929 году он преобразовал свой эмират, тогда еще находившийся под властью Багдадского халифата Аббасидов, в независимый халифат с самим собою в качестве халифа и титулом «Тот, кто победоносно сражается за религию Аллаха». Но наряду с кампаниями против мятежных городов и горных владык Абд аль-Рахман III уже несколько лет возглавлял джихад против христианских королевств северной Испании. Первым врагом стало королевство Леон, чей король Ордоно II в 913 году захватил и разграбил Талаверу и вырезал мусульманское население города. Анти-джихад часто проявлял такую же жестокость и бесчеловечность, как и сам джихад.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Христианство проникало сюда из Черноморского прибрежья, Тавриды и Византийской империи то через пленных христиан, то под влиянием торговых и политических сношений хазар с империей, а также и родственных союзов каганов с императорами, из которых Юстиниан II и Копроним были женаты на хазарках. В подвластном хазарам Босфоре была христианская епископия, существовавшая издавна, продолжала существовать и при хазарах в VIII и IX веках, но, конечно, для давних местных христиан, а не для хазар, у которых гораздо сильнее были другие две новые веры: мусульманство и иудейство. Мусульманство проникло в Хазарию из Багдадского халифата во время войн и потом союзов с ним хазар и держалось особенно в военном классе. Более господственное положение среди хазар приобрело иудейство, ставшее со времени кагана Булана в последней четверти VIII века религией каганов и их вельмож. Хазарское иудейство, в качестве религии государственной, по крайней мере религии правительства, представляло собой исключительное явление. Такой успех иудейства может быть объяснен сильным приливом иудеев в Хазарию, последовавшим почти одновременно из пределов Византии, Багдадского халифата (а частью Прикавказья) вследствие поднявшихся там и здесь преследований их, а также политическими видами каганов, которые, колеблясь между христианством и мусульманством, избрали иудейство, как религию, казавшуюся им нейтральной, примыкавшей к обеим, но не имевшей политической силы и не грозившей политическим влиянием, каким могли грозить христианская Византия и Багдадский халифат. Приняв иудейство, каганы оставались веротерпимыми, склонные, однако, видеть господство одной веры, как государственной. Неизбежна была борьба между представителями разных вер. Естественно, однако же, что иудеи стремились усилить и расширить господство своей веры среди хазар, что после них, наперекор им, стремились к тому же мусульмане, сильные в войске и поощряемые славой мусульманства в Багдадском халифате, что, наконец, и христиане старались об успехе своей веры среди хазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Нельзя, впрочем, сказать, что попытка аль-Хакима создать из Египта образцовое измаилитское государство удалась. Уже в 1006 г. Омейядский принц Абу Раква, изгнанный из отечества могущественным майордомом Кордовского халифа Хишама II (976–1009, 1010–1013) аль-Мансуром, стал имамом среди берберов и арабов Барки. Под его предводительством те восстали против аль-Хакима и едва не взяли штурмом столицу Фатимидского халифата, но были разбиты. В отличие от Византии, сохранявшей внутреннюю силу, мир ислама был весь покрыт трещинами и ранами сепаратизма. То берберы воевали с турками, то арабы объединялись с ними, чтобы громить негритянскую гвардию аль-Хакима (его любимая жена была негритянкой). А когда в 1017 г. один измаилит провозгласил в мечети, будто душа Адама переселилась в зятя пророка Мухаммеда, а оттуда в аль-Хакима, едва не вспыхнуло новое восстание. В конце концов аль-Хакиму пришлось спасаться бегством в Даразий, где он и исчез в феврале 1021 г. Слухи о его исчезновении ходили самые разные – одни полагали, что его отравила собственная сестра, другие утверждали, будто он убыл в тайное место, дабы продолжать руководить измаилитами издалека. В любом случае его сын и наследник аль-Захир (1021–1036) был вынужден констатировать факт резкого ослабления могущества своего государства и династии 670 . Для полноты картины заметим, что Багдадский халифат в это время прозябал на задворках истории, руководимый слабыми и во всем зависимыми от турок правителями. В годы, о которых идет речь, в Багдаде правил аль-Кадир Биллах (992–1031). Целиком зависящий от Буидов, он много времени проводил в молитвах и толкованиях Корана, а также в обосновании того бесполезного в практическом отношении факта, что Египетские Фатимиды не связаны с родом пророка Мухаммеда. В 1009 г. в Багдаде произошли столкновения шиитов с сунитами, и для подавления шиитов халиф направил свою личную гвардию, которая залила город кровью. Пожалуй, это было самое яркое событие в его жизни 671 . В связи с гонениями и нестроениями в Египте, Сирии и Багдаде в одночасье византийские владения стали прибежищем для всех гонимых халифом. Правда, и там не все обстояло гладко. Уже в 1008 г. царь Баграт III Багратиони (1008–1014), сын Гургена II, объединив Грузию, создал независимое Грузинское царство, царем которого и был венчан. А его сын и преемник Георгий I (1014–1027) поставил перед собой задачу вернуть себе земли бывшего Тао-Кларджети, не так давно отторгнутые Византией. И потому в 1018 г. он вступил в альянс с аль-Хакимом, чем вызвал гнев императора Василия II. В этом же году царь начал готовить поход к границам Кавказа, для вида заявив, что цель его экспедиции – Сирия. Однако до возмездия было еще далеко – война в Болгарии не позволяла василевсу немедленно рассчитаться с мятежниками. Но, едва покончив воевать с болгарами, царь тут же двинулся на Кавказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но бунтовать население и не думало. Да и думать, по чести говоря, было поздно . Армия обновленной Хазарии Постоянный корпус наемной «хазарской» армии состоял из семи тысяч воинов, в иных случаях разрастаясь до 12 тысяч всадников. Этого с лихвой хватало для удержания в покорности и окраин каганата, и собственного народа, и для внешних войн малого масштаба. В гостеприимном Итиле, наемники жили с женами и детьми. По истечении срока контракта они возвращались на родину богатыми людьми. Хазарский воин, ведущий пленника Содержание такой армии стоило дорого. Не зная бюджета хазарского каганата, засекреченного тщательнее, чем высшие государственные тайны, расходы на оборону режима можно прикинуть по аналогии с бюджетом багдадского халифата − там скрывать не умели или не хотели. Халифат был страной существенно больше и богаче Хазарии, − все же ведущая страна мира ислама находящегося в то время на подъеме − да и воевал он больше, так что армия халифата составляла 70 тысяч наемных турок и берберов. Так вот: на их жалование и пропитание в 869 году ушла двухгодичная сумма государственного налога – хараджа. А именно, 2 миллиона золотых динариев (дирхемов) – очень хорошие по тем временам деньги. А согласно некоторым данным, есть все основания считать, что расходы Хазарии на содержание армии не были меньшими, несмотря на 10-кратную разницу в численности армий Каганата и Халифата: контрактник – это не преданный Исламу воин Джихада. Дело в том, что хазарским контрактникам предъявлялось однозначное требование: наемным войскам предписывалось одерживать только победы, хотя командующий армией и его начальник штаба назначались из иудейской верхушки Хазарии, и план любой компании определяли только они. Любое поражение каралось смертью выживших . Кроме опять же самого командующего и его генерал-квартирмейстера. Хотя и их ждали серьезные разборки. Война в Итиле рассматривалась как коммерческая операция, и плохих коммерсантов там не любили. А уж сами наемники и вовсе рассматривались не как люди, т.е. личности, а только как капиталовложения, долженствующее принести прибыль. Любые евразийские кочевники, а также арабы, славяне, ромеи, и даже германцы сочли бы такое отношение недопустимым даже к боевым лошадям и охотничьим собакам, но в данном случае действовала иная – не евразийская, не европейская и не африканская, короче говоря, нечеловеческая логика.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/30/...

На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях. В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию. В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи. В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка. VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике. IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание. Известные имена правителей этой династии: В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.

http://pravmir.ru/vizantijskaya-imperiya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010