Император Лев Исавр — Лев III Исаврийский, византийский император (717-741). Активно оборонял страну от арабов, выдержав их осаду Константинополя в 717 г. с суши и моря и разбив арабские войска благодаря " греческому огню " . Победа императора при Акроине в 740 г. положила конец завоеваниям Омейядов в восточной части империи. Карл Мартелл ( " Молот " , ок. 688-741) — франкский майордом, фактический правитель Франкского государства в 715-741 гг., сын майордома Пипина Геристальского. В знаменитой битве при Пуатье в октябре 732 г., командуя объединенными войсками франков, сумел разбить арабские войска под командованием Абдар-Рахмана и остановить их продвижение в Европу, после чего арабы отошли к Пиренеям. Три халифата: Багдадский, Египетский, или Фатимидов, и Кордовский, или Омейядов. — Еще в IX в. халифат Аббасидов, который назывался также Багдадским, разбился на ряд меньших, практически независимых феодальных владений. В 909 г. от него отделился халифат Фатимидов, первоначально находившийся в Ифрикии, на территории современного Туниса (а не в Египте), позже завоевавший всю Северную Африку, а во второй половине XI в. действительно сохранивший лишь Египет. Кордовский халифат Омейядов в 929 г. образовался из Кордовского эмирата, созданного в 756 г. на Пиренейском полуострове Омейядом Абдар-Рахманом I, бежавшим туда после захвата Аббасидами власти в Арабском халифате и уничтожения ими прежней династии Омейядов. Никифор Фока и Иоанн Цимисхий: в правление энергичных византийских императоров Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976) Византия добилась внушительных побед в Болгарии и Сирии, вновь вернув Крит и Кипр (963) и укрепив свое влияние в Европе и на Востоке. Арабы захватили Крит в 823 г., а Сицилию — в 875 г. Вестготы: говорить о них практически не приходится с 711 г., когда погибло Вестготское королевство, поглощенное арабами. Лишь часть вестготов, укрывшихся в горах Астурии на севере Испании, образовала в 718 г. Астурийское королевство и положила начало Реконкисте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

К XIII-мy веку халдейский католикос насчитывал в своем заведовании 25 митрополий и не менее 146-ти епископств. На всем этом обширном пространстве его власть стояла твердо и прочно; для всей Азии он назначал митрополитов и епископов, переводил их с одной кафедры на другую и имел право судить и низлагать их. Епископы самых отдаленнейших провинций находились с ним в постоянном общении и только от него получали свое рукоположение. Посвящение, данное митрополитом, считалось недостаточным, и епископ, по каким-либо причинам рукоположенный не патриархом, обязывался при первой возможности явиться к нему лично, чтобы получить допосвящение, для чего в халдейской церкви существовал даже особый чин 32 . В XIII-м веке багдадский халифат был разрушен монголами, а вместе с падением его закончилась и самая цветущая эпоха в истории халдейского христианства. Счастливые времена, пережитые несторианством при халифах, под властью новых завоевателей сменяются длинным периодом всяческих бедствий, притеснений за веру, материальных лишений и умственного обнищания, среди которых застает халдеев современная история. Поднявшееся при покровительстве арабов на высшую степень процветания, несторианское христианство с XIII-ro века необыкновенно быстро падает с этой высоты, разрушается во всех своих частях и из обширнейшей церкви, обнимавшей огромные пространства Азии, как-то вдруг обращается в незначительную секту, загнанную на маленький клочек земли и с трудом сохраняющую свою самобытность. В этом отношении переворот, испытанный несторианской церковью с XIII-ro века, напоминает собой судьбу тех великих монархий до-христианской древности, территорию и имя которых она унаследовала. Основываемые при помощи оружия, эти монархии быстро достигали неслыханного могущества, богатства и роскоши, но столь же быстро и падали пред военным превосходством соседних завоевателей. Отчасти тоже самое наблюдается и в истории халдейской церкви; это была церковь , слишком разбросанная по азиатскому материку, состоявшая из разнородных частей, не имевших между собой никакой другой связи, кроме церковно-религиозной.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Двадцать четыре дня продолжалась болезнь её; когда же почувствовала приближение кончины, она призвала пресвитера, причастилась Божественных Тайн, и на молитве предала святую свою душу в руки Божии, 23 мая; с честью погребена была княжна русская в обители преподобного Феодосия, в паперти церкви Пресвятой Богородицы. Брат же её Давид и родственница Евпраксия возвратились в свое отечество, в город Полоцк, куда принесли весть о блаженной кончине и честном погребении преподобной Евфросинии. Говоря о молитвенных подвигах святой соотечественницы нашей, любопытно исчислить и ряд патриархов Иерусалимских, заочно бодрствовавших над своею паствою, как называет их в своей истории преемник их Досифей 10 . Когда король Иерусалимский Балдуин III завоевал Аскалон, православным патриархом Св. града был уже Евхерий, а за ним Иаков. Еще иной патриарх Арсений упоминается в некоей древней хартии, по случаю утверждения иноческого устава для монастыря Св. Евфимия, который в 1145 году обновил внутри стен Иерусалимских некто авва Герасим, при содействии Анны, императрицы Трапезундской, и с ним названы митрополиты Герман Васанский, Матфей Газский и Илия Вифлеемский: это показывает, однако, что и православные сохранили, в некоторых местах, своих архиереев. Еще два патриарха Иерусалимские подписали имена свои на соборах, бывших в Константинополе при императоре Мануиле Комнине, в 1156 и 1166 годах, против тех, которые отвергали таинство евхаристии и равенство Сына со Отцом. Первый из сих святителей был Иоанн, писавший также против опресноков латинских, а второй Никифор. Между тем Саладин укреплялся в Египте, довершая покорение земли сей, будто бы во имя Нуреддина, но уже замышляя собственное владычество. Он уничтожил там халифат Фатимитов, более двух веков враждебный Абассидам; их черное знамя заменило опять белое потомков Алия, и во всех мечетях ислама стали поминать одно только имя халифа Багдадского. Адид, последний из Фатимитов, не ведая сам во глубине своих чертогов о совершившейся вокруг него перемене, внезапно скончался, и смерть его приписывают Саладину.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

нимавшей огромные пространства Азии, как-то вдруг обращается в незначительную секту, загнанную на маленький клочок земли и с трудом сохраняющую свою самобытность. В этом отношении переворот, испытанный несторианскою церковью с XIII-ro века, напоминает собой судьбу тех великих монархий до-христианской древности, территорию и имя которых она унаследовала. Основываемые при помощи только оружия, эти монархии быстро достигали неслыханного могущества, богатства и роскоши, но столь же быстро и падали пред военным превосходством соседних завоевателей. Отчасти тоже самое наблюдается и в истории халдейской церкви; это была церковь , слишком разбросанная по азиатскому материку, состоявшая из разнородных частей, не имевших между собой никакой другой связи, кроме церковно-религиозной. Как ни велики напр. были успехи несторианства в Китае в VII и VIII-м веках, оно все же не могло здесь сродниться с народным духом и стать основой национальной жизни; оно оставалось наносным явлением, державшимся благодаря непрерывному общению с Халдеей и постоянному приливу свежих сил отсюда. Поток монгольских завоеваний, разлившийся по всей Азии с XIII-ro века, порвал и эти единственные связи, соединявшие периферии халдейского христианства с его центром, и части несторианской церкви быстро стали отпадать от неё. Одного XIV-ro столетия было достаточно для того, чтобы истребить всякие следы несторианства в Китае и средней Азии и ослабить его в Аравии и Ост-Индии. Несколько дольше удерживалась халдейская церковь в своих древнейших пределах на той территории, где зародилась её начальная история. Занявшие арабский халифат, монгольские ханы явились сюда расположенными к веротерпимости, знакомыми уже с несторианством и готовыми покровительствовать ему. С багдадскими несторианами их сближала отчасти общая им вражда к магометанству, отчасти и то сходство, какое обнаруживалось в исповедуемом ими буддизме с христианством. При первых ханах здешние несториане почти не испытали никакой перемены в своей внешней судьбе; они сохранили за собой должности правителей городов и провинций, а их католикос даже по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как ни велики напр. Были успехи несторинства в Китае в VII и VIII-м веках, оно все-же не могло здесь сродниться с народным духом и стать основой национальной жизни; оно оставалось наносным явлением, державшимся благодаря непрерывному общению с Халдеей и постоянному приливу свежих сил отсюда. Поток монгольских завоеваний, разлившийся по всей Азии с XIII-ro века, порвал и эти единственные связи, соединявшие периферии халдейского христианства с его центром, и части несторианской церкви быстро стали отпадать от нее. Одного XIV-ro столетия было достаточно для того, чтобы истребить всякие следы несторианства в Китае и средней Азии и ослабить его в Аравии и Ост-Индии. Несколько дольше удерживалась халдейская церковь в своих древнейших пределах на той территории, где зародилась ее начальная история. Занявшие арабский халифат, монгольские ханы явились сюда расположенными к веротерпимости, знакомыми уже с несторианством и готовыми покровительствовать ему. С багдадскими несторианами их сближала отчасти и то сходство, какое обнаруживалось в исповедуемом ими буддизме с христианством. При первых ханах здешние несториане почти не испытали никакой перемены в своей внешней судьбе; они сохранили за собой должности правителей городов и провинций, а их католикос даже получил подарок от хана Гулага дворец, куда он и переселился 33 . Но это были последние отголоски старой цветущей поры. Общая неурядица, начавшаяся в передней Азии с нашествием сюда монгольских и туркменских племен, уже и в это время покровительства монгольских правителей несторианству стала сказываться понижением среди них умственной и религиозной жизни. Энергия, какою заявляли себя несторианские миссионеры при халифах, иссякла в ней, и она не только не смогла охранить симпатий новых завоевателей к христианству, но и должна была отступить в борьбе с исламом. Сначала преследуемый монголами, ислам во второй половине XIII-ro века сделал между ними быстрые успехи, привлек в ряды своих почитателей багдадских ханов и изменил их политику в отношении к христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Несмотря на ряд военных неудач, внешнеполитическое положение Империи ромеев при Лакапине было благоприятным. В 926 г. грозный Симеон Болгарский потерпел поражение от хорватов и вскоре умер, а с его преемником Петром василевс ромеев заключил прочный мир, выдав за него внучку -дочь Христофора Марию. Набеги болгар прекратились, но вскоре среди них начались смуты, зародившиеся, по-видимому, не без участия Константинополя. Болгария ослабла, что, впрочем, имело и отрицательную сторону – через территорию Болгарии отныне стали проникать отряды угров (венгров), грабившие византийские владения. В войнах с восточными арабами настоящий перелом произошел с назначением на должность доместика схол Иоанна Куркуаса (Иоанн занимал ее около двадцати двух лет, примерно с 924 по 946). Новый доместик начал планомерное наступление на владения мусульман, пользуясь тем обстоятельством, что раздираемый междуусобицами багдадский халифат фактически распался на ряд независимых и нередко враждебных друг другу государств. Правительство Романа облегчило задачу Куркуасу, заключив в 930 г. мир с египетским халифом, фатимидом ал-Махди. В 932 г. ромеи взяли Мелитину, все окрестности которой стали императорским доменом (кураторией). Затем Млех-Млентц овладел Самосатой, а в 942 г. пал Нисибис. Перепуганный эмир Эдессы заключил с византийцами мир, одним из условий которого была выдача знаменитого нерукотворного образа Христа, хранившегося в городе и почитаемого как христианами, так и измаилитами. Примирился на время с силой ромейского оружия и беспокойный эмир Алеппо Сейф-ад-Даула – один из самых серьезных противников империи в середине X века. Дипломаты двора Лакапина поддерживали тесные контакты с королем Италии Гуго, царями Армении и ивиров (грузин). Лишь в конце правления Романа Константинополь подвергся непосредственному нападению – русских войск великого князя киевского Игоря. Летом 941 г. на легких лодках-однодревках русские подошли к столице. В распоряжении Лакапина находилось лишь несколько старых кораблей (ромейский флот воевал тогда на Востоке), но эти суда были отремонтированы и на них установили приспособления для метания «греческого огня».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И только в правление Харуна-ар-Рашида, знаменитого халифа из дома Аббасидов, наступило временное облегчение. 800–1095 гг. В те годы на Западе царствовал Карл Великий, создавший огромную франкскую империю. Между ним и багдадским халифом установились добрые отношения. Обмен посольствами и подарками завершился многозначительным актом – Харун послал в дар Карлу ключи от Иерусалима. По-видимому, император франков стремился использовать сложившуюся ситуацию: ему приписывают ряд мер в защиту паломников и, в частности, основание для них специального странноприимного комплекса в Иерусалиме. Монах Бернар, посетивший Палестину в конце IX века, подробно описал это диво, состоявшее из двенадцати строений гостиничного типа, обрабатываемых полей, виноградников и даже библиотеки, – Карл был радетелем христианского просвещения. Ежегодно, 15 сентября, в городе открывалась ярмарка, которую посещали купцы из Пизы, Генуи, Амальфи и Марселя, имевшие конторы в Палестине. Так паломничества к Гробу Господню стали сочетаться с торговыми операциями развивающихся европейских городов. К этому добавлялись и поездки-покаяния, назначаемые церковными властями за грехи и преступления, совершенные христианами в Европе. Все это содействовало сближению между верующими Востока и Запада. Падение Аббасидов привело мусульманский мир к ослаблению и распаду. Византийские императоры Никифор Фока, Ираклий и Цимисхий попытались было этим воспользоваться, но образовавшийся в Египте сильный халифат Фатимидов парализовал их усилия, и Палестина осталась за мусульманами. Гонения на христиан особенно ужесточились при халифе Хакеме. Папа Сильвестр II, побывавший в Иерусалиме, поведал об этих бедствиях (986 г.), чем вызвал волнение в Европе и даже попытку морской экспедиции Пизы, Генуи и Арля к берегам Сирии: эта акция оказалась, однако, бесполезной и лишь ухудшила положение христиан Палестины. Современные хроники красочно описывают бедствия Святой земли. Религиозные церемонии и обряды здесь были полностью запрещены, церкви превращались в конюшни, храм Святого Гроба подвергся осквернению и разгрому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таково, вкратце, содержание письма императора, который сражался с остатками сил султанов египетских Ахмидов, Гаманидов сирийских и с возникающею силою Фатимитов. Под именем Вавилона разумеет он старый Каир, или иногда и Багдад. Но тяжкое иго Церкви Иерусалимской немало не облегчилось от сих побед, одержанных почти под стенами Св. града. Бедствующие преемники сожженного Иоанна, после краткого святительства, умирали большею частию в Египте, куда призывали их дела церковные 205 . Там скончался патриарх Христодул, иначе Агапий, только два года управлявший своею паствою. Преемник его Фома, более счастливый, десять лет сидел на кафедре Апостольской, но наследовавший ему патриарх Иосиф, врач искусный и мудрый философ, после трехлетнего святительства окончил дни свои в Египте; а по смерти Феофила, заступившего его место не более как на восемь лет, и до патриарха Никифора, одиннадцать лет сиротствовала без пастыря Церковь Иерусалимская. Так бедственны были для Св. града последние годы десятого столетия. XXII. Халифат Фатимитов Разорение и обновление храма Св. гроба Причиною невольного хождения патриархов Иерусалимских в Египет было утверждение в стране сей халифата Фатимитов, власти коего подпали Иерусалим и вся Сирия. Правнук родоначальника Фатимитов, Моезледин-Аллах, одолел слабых преемников султана Ахмида и основал новую столицу Каир, или город победы, где утвердил престол для своего потомства на два столетия 206 . Это случилось во дни Багдадского халифа Моти, которого имя перестало с тех пор поминаться в Сирии и Египте и даже в Аравии, где имя Алия превозмогало Аббассидов. Халиф Моез принял и белый цвет Алия, в противоположность черного царственного цвета Аббассидов, и так совершенно распалась исполинская держава, простиравшаяся во дни их величия от Индии до Испании. Сын эль-Моеза, Азир-эль-биллах, наследовал славу и могущество отца своего и, женившись на христианке Марии по любви к ней, доставил двум её братьям Иеремии (иначе Оресту) и Арсению патриаршие кафедры Иерусалима и Александрии. Арсений, пользуясь покровительством халифа, отнял у иаковитов, в старом Каире или Фостате, знаменитую церковь Божией Матери, древле похищенную ими у православных. Но плодом сего брака, который, казалось, обещал столько благоденствия Церкви Христовой, был халиф Хаким Биармаллах, жесточайший её гонитель в течение двадцатипятилетнего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кирилл (подлинное имя – Константин, 826869) уроженец Фессалоники (Солуни), младший брат Мефодия («солунские братья»). После окончания элементарной школы в Фессалонике он приехал в Константинополь по приглашению логофета Феоктиста для продолжения образования в Магнаврской высшей школе, где его учителем был будущий патриарх Фотий. Предполагают, что Кирилл работал библиотекарем в патриаршей библиотеке, затем преподавал философию (в ряде сочинений известен как Константин Философ). Помимо греческого, он владел несколькими языками: еврейским, арабским, позднее латинским и болгарским. В составе дипломатической миссии Кирилл посетил Багдадский халифат (851 г.), в 860 г. вместе с Мефодием был отправлен в Хазарский каганат, где в Корсуни (Херсонесе) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «рушкым письмом». По преданию, вблизи Херсонеса (Корсуни) он обнаружил мощи Климента Римского . Кирилл принимал участие в теологических дискуссиях с иконоборцами, высшим магометанским духовенством и с венецианскими «треязычниками». В 863 г. византийский император Михаил III направил братьев в Великую Моравию (см. Мефодий ). Из «Жития Кирилла» и сообщений папского библиотекаря Анастасия, знавшего его лично, известно, что Кирилл написал «Похвалу Григорию Назианзину », «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (повествование об обретении мощей и проповедь о деяниях Климента), стихотворную похвалу Клименту, изгнанному римским императором Траяном в Херсонес Таврический и принявшему там мученическую смерть. Кириллу приписывают также «Проглас» – своеобразное стихотворное предисловие (из 100 стихов ямбического характера) к Евангелию, переведенному им же. Автор призывал всех славян обратиться к этой книге, чтобы охранить душу от «мерзостного гниения». В Моравии Кирилл «сложил письмена» азбуку для славян, как предполагают, глаголицу, которая позднее была заменена кириллицей, и закончил перевод Евангелия на славянский язык. Вместе с Мефодием он обучал «славянскому письму» в Паннонии. Кирилл скончался в Риме, его гроб был установлен в церкви св. Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Феодор Эдесский, святитель (? – 848 гг.) – род. в Эдессе, епископом, которой впоследствии станет. Богатый наследник Феодор, после смерти родителей, раздает свое имущество и  постригается в монахи.  Затем 12 лет послушания в Лавре Саввы Освященного и 24 года полного затвора. Потом Феодор становиться епископом г. Эдессы, древнего христианского центра (тогда — Багдадский халифат). Перед смертью Феодор Эдесский снова уединятся в Лавре св. Саввы. Сохранилось несколько творений Феодора Эдесского, часть которых входит в Добротолюбие. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/feo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010