П.В. Безобразов В Хозяйственное управление при Святейшем Синоде 31 марта 1851 года 124 На пять вопросов, предложенных мне Управлением в отношении его ко мне от 3 февраля текущего года 795), с подобающим благоговением ответствую: 1) Для палестинской церкви и училищ её надобно бы напечатать весьма много книг на арабском языке; но нужнее всего напечатать те, кои поименованы в приложенном при сем списке. 2) В этом же списке видно и количество экземпляров, предполагаемых к напечатанию. 3) Правильность переложения книг и рукописей на арабский язык свидетельствуется при антиохийском патриаршем престоле людьми, сведущими в этом деле. Так, например, ими одобрены все доныне вышедшие из бейрутской типографии книги, как то: псалтирь, часослов большой и малый, наш новейший катехизис, переведённый с греческого, соборное послание восточной церкви в ответ папе Пию IX, послание арх. Евгения Вулгари против латин. Наша духовная миссия в Иерусалиме, успевая в знании арабского языка, со временем может заняться предварительной оценкой арабских рукописей и отсылать их на окончательное рассмотрение в Дамаск при тамошнем патриаршем престоле. Не трудно сличить с греческими подлинниками духовные арабские книги или рукописи, появившиеся в золотой век арабской словесности при халифах багдадских, когда православные, обретающиеся в Сирии и Палестине, знали отчётливо греческий и арабский языки. 4) Нельзя исполнить предполагаемое печатание в каких-либо других местах на Востоке, кроме Бейрута, например на Кипре. Ибо на сем острове вовсе нет, и не бывало никакой типографии. В Каире занимаются печатанием книг мусульмане и иноверцы, в Иерусалиме латинские монахи. Но я полагаю, что ни тем, ни другим нельзя вверить печатание наших православных книг по причинам, понятным всякому. 5) На исполнение всего этого предприятия требуется отпуск 500 руб. серебром ежегодно в распоряжение нашей духовной миссии иерусалимской, которая имеет в виду и другие денежные пособия к тому, а без упомянутой суммы предпринять ничего не может. Читать далее Источник: Безобразовъ П.В. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 1. С.-Петербург, тип. В.Ф.Киршбаума, 1910. – 867 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Магометанство вновь становится опасным для христиан в XI в., и притом как на Востоке, так и на Западе. На Востоке магометане приобрели новых прозелитов в лице туркменов, живших около Каспийского и Аральского морей. Туркмены, получившие потом имя турок-сельджуков, вторглись в области Багдадского халифата, подчинили себе мелких властителей Ирана и Месопотамий и начали принимать деятельное участие в делах самого халифата, занимая места приближенных советников и администраторов халифа и составляя его военную стражу. Скоро турки-сельджуки перенесли на себя весь интерес истории магометанского мира. Они завоевали почти всю Малую Азию, образовав могущественный султанат со столицей в Иконии и угрожая самому Константинополю. Один из крупных эпизодов этой эпохи сосредоточивается на событиях 1071 г., когда султан Альп-Арслан одержал блестящую победу над византийскими войсками при Манцикерте, в Армении, взяв в плен царя Романа Диогена. Это поражение имело важное значение не для одной Византии, но для всего христианского мира. Для сельджуков теперь открывался свободный путь к Мраморному морю и Босфору, они могли без особенных затруднений осадить Константинополь. Как бы ни были грубы и дики сельджуки, они и тогда уже понимали, что тот план действий, который впоследствии осуществлен был османскими турками, мог быть испробован и теперь. Что туркам-сельджукам была не чужда мысль о завоевании Константинополя, это доказывается нижеследующими фактами. Говоря о состоянии мусульманского мира накануне крестовых походов, нельзя оставлять без внимания европейских сородичей сельджуков, хорошо известных из русской летописи половцев и печенегов, которые в конце XI в. распространились по Южной России и, переходя через Дунай, не раз тревожили Византийскую империю. Не далее как летом 1088 г. печенеги нанесли Алексею Комнину страшное поражение при Дерстре (Силистрия), захватили в плен многих знатных византийцев и самого императора заставили искать спасения в постыдном бегстве. Богатая добыча, доставшаяся печенегам, пробудила алчную зависть в их союзниках – половцах, которые пришли к ним на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АБО ТБИЛИССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Або Тбилисский Або Тбилисский (ок. 757 - 758 - 786 ), мученик , почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси Память 8 января По происхождению араб , жил в VIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел " многих братьев и сестёр " . В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия ) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси , столице Тбилисского эмирата , входившего в состав Арабского халифата , Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание . Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру . Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад . Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. Увидев, что здесь «много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой» (по-видимому, здесь имеется в виду часть политической Хазарии - страна готов-тетракситов, занимавшая территорию от Керченского пролива до устья Дона и имевшая свою христианскую кафедру), Або безбоязненно принял крещение «от рук честных пресвитеров». Спустя некоторое время Нерсе со спутниками наконец прибыли в Абхазию , которая «была защищена от страшных сарацин», так как являлась «достоянием царя христолюбивых ионян» (т. е. - Византийской империи ), где новокрещенного Або встретили с большой радостью сам князь, епископ и священники. Юноша, увидев, что в пределах Абхазского царства «нет ни одного неверующего», проникся священной радостью и принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.

http://drevo-info.ru/articles/4837.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Евреи не уедут из Багдада 23.05.2003 607 Евреи Ирака, несмотря на войну, не желают уезжать из этой страны. Как ни удивительно, но в Ираке, враждовавшем с Израилем, сохранилась еврейская община и всегда была открыта синагога. " Евреев в Ираке - 38 человек. Это старики. Молодых несколько человек всего " , - сказал корреспонденту газеты " Время новостей " живущий при синагоге и раньше выполнявший обязанности раввина еврей Тауфик Софэр (на снимке) 1914 года рождения. Он болен, с трудом двигается и произносит слова. Не был женат. Детей нет. Брат умер в Лондоне. Саддама г-н Софэр не ругает: " Он мне ничего плохого не сделал. К иракским евреям Саддам хорошо относился " . Большинство евреев покинули Ирак задолго до прихода Саддама к власти в конце 70-х. В 1940 году евреев в Ираке, предположительно, было 130 тысяч. После создания государства Израиль и арабо-израильской войны 1948 года осталось всего 7 тысяч. Уезжали не столько в Израиль, сколько в США и Европу. К 1967 году в Ираке жило чуть более сотни евреев. Саддам их не трогал, но держал под контролем. Синагога работает в багдадском районе Баттавин, хулиганистом и грязноватом. Год назад, еще до войны, ваш корреспондент долго кружил в этом районе, пока не понял, что вот за тем глухим бетонным забором, больше похожим на ограждение тюрьмы или военного объекта, синагога-то и скрывается. Хозяин магазинчика напротив испугался вопроса о евреях, но рассказал, что каждую субботу три или четыре семьи приходят сюда молиться. Найти синагогу было непросто. Запросы журналистов о посещении министерство информации забалтывало. Ворота тоже открывались перед незнакомцами не всегда. Иногда службы безопасности Ирака запрещали старому раввину принимать чужаков. Вроде как для его же спокойствия. В 1999 году двое экстремистов-палестинцев сумели-таки разыскать место, где еще помимо синагоги собирались иракские евреи, и застрелить двоих из них. За Тауфиком уже который год присматривает мусульманин Мухаммад, нанятый местной еврейской общиной. По его словам, бетонный забор спас синагогу, где хранятся ценные свитки Торы, от разграбления мародерами. Тауфик говорит, что не хочет уезжать из Ирака, а умрет здесь, хотя и не торопится. " Я тоже не уеду. Еще чего. Это моя родина, моя страна. Мне здесь нравится " , - соглашается с ним Нидаль, молодая еврейка. Но за пределами бетонной еврейской " крепости " свое иудейское происхождение она не особо афиширует.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Но западный мир живет, не зная или не волнуясь по поводу систематического насилия против христиан. Эд Уэст, цитируя французского философа Режи Дебре (Regis Debray), говорит о сути этой проблемы следующим образом: «Жертвы „слишком христианские“, чтобы взволновать левых, и „слишком иностранные“, чтобы возбудить интерес у правых». Руководители церкви за пределами Ближнего Востока боятся громко высказываться об этой беде, поскольку опасаются своими словами спровоцировать еще большее насилие. (Когда Папа Римский Бенедикт XVI процитировал древнее критическое высказывание об исламе, выступая в немецком университете, в Ираке сожгли семь церквей.) Это довольно странно, но в отличие от Ирана, Саудовской Аравии, Израиля и России, США и Британия — единственные, кто в своей деятельности на Ближнем Востоке не проявляют особого интереса к безопасности тех, с кем их исторически связывает религиозная близость. А ведь именно в этих землях ученики Христа и их последователи обратили первых людей в христианскую веру. В своем интервью Уэст отметил, что эти общины «были христианскими, когда наши предки поклонялись деревьям и камням». А теперь над ними нависла угроза неминуемого уничтожения. В 2013 году архиепископ Багдадский халдейской католической церкви Рафаэль I Сако во время проповеди после своего избрания на архиерейском синоде сказал следующее: «Тень страха, тревоги и смерти по-прежнему висит над нашим народом». Он предупредил: «Если эмиграция, упаси Господи, продолжится, на Ближнем Востоке больше не останется христиан. Они будут не более чем смутным воспоминанием». Книга Уэста — это отрезвляющее напоминание о том, что именно западная политика помогла обречь на столь мрачную судьбу христиан Ближнего Востока. И своим молчанием Запад только способствует ее усугублению. Оригинал публикации: The world’s most ancient Christian communities are being destroyed — and no one cares   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/unichtozhayutsya-samye...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИБН БУТЛАН [араб.    ] Абу-ль-Хасан аль-Мухтар ибн Абдун (ок. 1001, Багдад - 09.1066, окрестности Антиохии (ныне Антакья, Турция)), арабо-христ. ученый, несторианин. Получил богословско-философское и медицинское образование в багдадском предместье Карх, в т. ч. при крупнейшей больнице «аль-Адуди», под рук. Абу-ль-Фараджа Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки († 1043) и терапевта Абу-ль-Хасана Сабита ибн Захруна аль-Харрани, с к-рым первоначально вел заочную дискуссию, а впосл. общался лично. Занимался врачебной практикой, преподавал. Вел полемику с известным мусульм. философом, астрономом и личным врачом фатимидского халифа аль-Мустансира Али ибн Ридваном, для встречи с к-рым покинул Багдад в 1047 г. Рассказ о путешествии И. Б. включил в послание историку Хилалю ибн Мухассину ас-Саби, уделив особое внимание положению христ. общин (сохр. в извлечениях у географа Якута и биографа Ибн аль-Кифти). И. Б. поднялся вверх по Евфрату к Анбару и Рахбе, побывал в Русафе, Мосуле и Майафарикине, где познакомился с Илией бар Шинайей , к-рый посвятил ему соч. «Вопросы о Евангелии», а также с придворным врачом Абу Саидом Убайдаллахом (см. в ст. Бохтишо ). Нек-рое время был семейным врачом при мункизидском правителе Шайзара. В Халебе (Алеппо) И. Б. был принят мирдасидским эмиром Муизз ад-Даулой Сималем и попросил разрешить ему заниматься в городе церковной и медицинской деятельностью. Несмотря на успешность врачебной практики, распоряжения И. Б. относительно постов, молитв и т. п. вызвали неодобрение христ. общины, состоявшей преимущественно из мелькитов (православных) и яковитов. Чиновник-христианин Абу-ль-Хайр ибн Шарара вынудил И. Б. покинуть Халеб, и тот отправился в находившуюся под властью византийцев Антиохию (подробное описание города содержится в письме к Хилалю ас-Саби), а оттуда через Латакию и Яффу - в Каир, где провел 3 года. Ссора с Ибн Ридваном из-за философских разногласий спровоцировала в 1054 г.

http://pravenc.ru/text/200423.html

Мешко, кн. ратиборский и опольский (ум. в 1211 г.) IV, 318, 320, 320 Микула, сотник галицко-волынского кн. Романа Мстиславича 325 Минь Ж.-П., см. Migne J.-P. Миркода (?), хан половецкий (кон. XI в.) 362, 362 Михаил, архангел 53, 105, 158, 326 Михаил I Рангаве, имп. византийский (811–813) 23 Михаил III, имп. византийский (842–867) VIII Михаил IV, имп. византийский (1034–1041) VIII, 136 Михаил V Калафат, имп. византийский (1041–1042) VIII Михаил VII Дука, имп. византийский (1071–1078, ум. в 1090 г.) VIII Михаил I, митр, киевский (1130 – после 1145) 206 Михаил Всеволодович, кн. черниговский (1223–1235, с перерывами), вел. кн. киевский (1238–1239, уб. в 1246 г.) V, IXa, 372 Михаил Докиан, византийский катепан Италии (1040–1042) 94, 94 Михай (Михаил), б. венгерского кн. Гезы (втор. пол. X в.) V 351 Млада (Мария), д. чешского кн. Болеслава I (поел. четв. X в.) VI, 185–186 Моислав (Маслав, Мецлав), кн. мазовецкий (30–40-е гг. XI в.) 173, 300–301, 300–301 Мойнольт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368, 368 «Молитвенник Гертруды», комплекс литургических и календарных текстов, принадлежавший Гертруде, ж. киевского кн. Изяслава Ярославича (втор. пол. XI в., с позднейшими добавлениями) 112, 231 Моноч, половец, участник сражения с венграми в 1099 г. 362 Мошин В. А. 20 Мстислав, кн. ободритов (перв. четв. XI в.) 271, 271 Мстислав Владимирович, кн. черниговский (1024–1036) IXa, 99, 139 Мстислав (Харальд) Владимирович Великий, кн. киевский (1125–1132) V, VII, VIII, IXb, 180–183, 181, 200, 235–236, 257, 271, 368, 371, 371 Мстислав Изяславич, кн. владимиро-волынский (1154–1170) IV, IXb, 200, 251, 265, 310–311, 318, 371 Мстислав Мстиславич Удатный, кн. галицкий (1219–1228) V, IXb Мстислав Ростиславич Храбрый, кн. новгородский (ум. в 1180 г.) IXb ал-Мутасим, багдадский халиф (833–842) 19 «Мученичество св. Климента Римского » 100, 326 Назарова Е. Л. 330, 343 Назаренко А. В. 4, 18, 20, 26–30, 32–35, 38–39, 42, 44–49, 56, 64–66, 68, 71–74, 76, 78–83, 88, 90–92, 97, 101, 106, 108, 117, 120, 133, 135, 143, 153, 159, 167, 175, 177, 180–181, 183, 187, 190–191, 193, 216–217, 224, 231, 233, 244, 252, 277, 281, 294, 339, 351, 360, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И после сей победы не оставались праздными христиане, во время плена своего короля, так, что самые враги убедились в малой для них пользе от его уз. Венециане, возбужденные успехами пизан и генуэзцев, приплыли с большим флотом к берегам Сирии. Правитель королевства с патриархом вышли к ним на встречу до Акры, и на общем совете положили осадить Тир или Аскалон. Брошенный жребий решил осаду Тира, и соединенными силами подступили к городу, дож Венеции с моря, правитель, патриарх и граф Триполийский с суши, сделав прежде взаимное условие о разделе добычи и города. Несколько месяцев длилась кровопролитная осада; но весть о смерти султана Алепского Балака, пораженного в битве Иосселином, решила сдачу Тира. Воспользовался сею смертью и король Балдуин, чтобы освободиться от двухлетнего плена, посреди смятения врагов; он возвратился в свою обрадованную столицу, и славною победою, под стенами Дамаска, отмстил мусульманам за прежний позор. Халифу Египетскому уже оставался только от всех его прежних владений Сирийских один Аскалон на помории, всегдашнее скопище сарацин; но флоты его еще свободно ходили по Средиземному морю, угрожая прибрежным городам. Халиф же Багдадский, ничтожный сам по себе, страшен был христианам палестинским только оружием подвластных ему султанов Дамаска, Алепа и Моссула, и иных малых эмиров от племени Ортока, которые укрепились в Месопотамии. Но самые опасные враги для пришельцев западных были туркоманы и курды, дикими ордами непрестанно наводнявшие Сирию, от пустынь Каспийского моря, и не менее страшные князьям магометанским, сколько и христианским. С ними особенно боролось графство Эдесское, на берегах Евфрата, прикрываемое с севера только мужественным племенем грузин, которые, под предводительством воинственных своих царей, полагали твердую преграду варварам. Малое княжество, в горах Армянских, служило также опорою Антиохии с севера, но вместо того, чтобы искать союза с империей греческою, она питала к ней непримиримую вражду, со времени первых распрей Алексия и Боемунда. Графство Триполийское, более других огражденное от нападения врагов, по своему счастливому положению среди поселений христианских, могло только опасаться флотов египетских; но по его соседству поселился, в горах Ливанских, страшный шейх гор, начальник секты измаильтян или ассасинов; он вооружал изуверных своих последователей кинжалами на ненавистных ему князей христианских, и так страшно было его мщение, что самое имя ассасинов сделалось глаголом на языке франков, выражающим убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Антиохия пала, но тяжкая сия победа была еще труднее своими последствиями; не успели крестоносцы предаться вполне своей радости, как уже показались на окрестных горах несметные полчища сарацинские. Глава сельджукидов Баркиа-рук, сын Малек-шаха и Эмир-эль-Омра, по назначению халифа багдадского, властвуя сам в Персии и Багдаде, велел султану моссульскому, Кербоге, идти с князьями Алепа, Дамаска, Иерусалима и прочих городов Сирии, отразить нашествие пришельцев западных. Ужас объял обессиленных долгою осадою при виде сего сонмища врагов; они заключились в стенах недавно покоренной ими Антиохии, из осаждавших сделавшись внезапно осажденными и, завидуя прежнему своему положению, ибо те же бедствия, какие терпели турки в стенах города, их одолевали, – голод и болезни; уже многие из вождей стали раскаиваться в своем необдуманном предприятии. Тогда главные начальники, легат папский Адемар, герцог Готфред, граф Раймунд, возбудили упадший дух воинов, рассказом небесных видений и мнимым обретением копия, коим прободен был на кресте Спаситель. Опять одушевилось войско, опять потребовало битвы и выступило из стен, с уверенностью победы, на изумленных столь неожиданною бодростью врагов. Легат Адемар, возбудив речью дружины, с благословением пропустил их мимо себя и стал в средине полка, с хоругвями и клиром, покрыв святительскою ризою воинскую броню. Готфред, Балдуин и Танкред бились на правом крыле. Гугон и два Роберта – на левом; болезненный граф тулузский Раймунд остался в Антиохии, на страже вышгорода, который сдался в час битвы, Боемунд прикрывал сзади дружины. – Закипела жестокая битва и не устояли враги; из первых побежал эмир иерусалимский, Сокман, сын Ортока, пришедший на помощь султану; но эмиры Алепа и Дамаска ударили в тыл и едва не опрокинули дружины Боемунда; Готфред и Танкред поспешили к ним на помощь, и султан моссульский, видя с высоты, где раскинут был великолепный шатер его, поражение полков своих, сам обратился в бегство. Весь стан его, исполненный богатства и припасов, достался в руки победителей, и победа сия положила твердое основание владычеству крестоносцев в Сирии; ибо с тех пор они уже не встречали себе препоны до Иерусалима. Сарацины уверены были, что им способствует небесная сила, и не смели даже являться на их пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В наиболее характерном виде представил взаимоотношения кагана и бека Ахмед ибн Фадлан, писатель и дипломат, посланник Багдадского халифа, побывавший в странах, соседних с каганатом, в 921–922-м г. У Фадлана был особый вкус к экзотическому своеобразию в обычаях и нравах разных народов, которые он наблюдал в своих поездках. Правда, в стране хазар он не побывал и писал о них с чужих слов; но как дипломат, а значит, и разведчик, он умел собирать ценную и важную информацию. По словам ибн Фадлана, «царь хазар, титул которого хакан... не показывается иначе, как (раз) в каждые четыре месяца, (появляясь) в (почетном) отдалении. Его называют большой хакан”, а его заместителя называют хакан-бек. Это тот, который предводительствует войсками... управляет делами государства... совершает походы, и ему изъявляют покорность находящиеся поблизости от него цари. И он входит каждый день к наибольшему хакану смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как босым, держа в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, то зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем на его трон с правой его стороны... Обычай наибольшего царя тот, что он не дает аудиенции людям и не разговаривает с ними, и к нему не является никто, кроме тех, кого мы упомянули» , а упомянуты были заместитель бека кундур-хакан и его заместитель с титулом джавшыгыр. У ибн Хаукаля визиты в покои кагана представлены так: «Приходят к нему только по необходимости. При входе к нему входящий падает перед ним ничком на землю, поклоняется ему и становится вдали, пока хакан не разрешит ему приблизиться» . В своеобразной изоляции от подданных остается каган и при своих выездах из дворца: «Когда этот большой царь выезжает верхом, то едут (также) все войска по случаю его выезда, причем между ним и частями кортежа миля (расстояния), и ни один из его подданных не видит его лица, как павши ниц на свое лицо, поклоняясь ему, и не поднимет своей головы, пока он не проследует мимо него» .

http://ruskline.ru/opp/2021/01/20/religi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010