И только в правление Харуна-ар-Рашида, знаменитого халифа из дома Аббасидов, наступило временное облегчение. 800–1095 гг. В те годы на Западе царствовал Карл Великий, создавший огромную франкскую империю. Между ним и багдадским халифом установились добрые отношения. Обмен посольствами и подарками завершился многозначительным актом – Харун послал в дар Карлу ключи от Иерусалима. По-видимому, император франков стремился использовать сложившуюся ситуацию: ему приписывают ряд мер в защиту паломников и, в частности, основание для них специального странноприимного комплекса в Иерусалиме. Монах Бернар, посетивший Палестину в конце IX века, подробно описал это диво, состоявшее из двенадцати строений гостиничного типа, обрабатываемых полей, виноградников и даже библиотеки, – Карл был радетелем христианского просвещения. Ежегодно, 15 сентября, в городе открывалась ярмарка, которую посещали купцы из Пизы, Генуи, Амальфи и Марселя, имевшие конторы в Палестине. Так паломничества к Гробу Господню стали сочетаться с торговыми операциями развивающихся европейских городов. К этому добавлялись и поездки-покаяния, назначаемые церковными властями за грехи и преступления, совершенные христианами в Европе. Все это содействовало сближению между верующими Востока и Запада. Падение Аббасидов привело мусульманский мир к ослаблению и распаду. Византийские императоры Никифор Фока, Ираклий и Цимисхий попытались было этим воспользоваться, но образовавшийся в Египте сильный халифат Фатимидов парализовал их усилия, и Палестина осталась за мусульманами. Гонения на христиан особенно ужесточились при халифе Хакеме. Папа Сильвестр II, побывавший в Иерусалиме, поведал об этих бедствиях (986 г.), чем вызвал волнение в Европе и даже попытку морской экспедиции Пизы, Генуи и Арля к берегам Сирии: эта акция оказалась, однако, бесполезной и лишь ухудшила положение христиан Палестины. Современные хроники красочно описывают бедствия Святой земли. Религиозные церемонии и обряды здесь были полностью запрещены, церкви превращались в конюшни, храм Святого Гроба подвергся осквернению и разгрому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. IX - нач. X в. халифы и стоявшая за ними тюрк. военно-адм. верхушка относились к зиммиям достаточно терпимо. Запреты аль-Мутаваккиля были забыты, христиане снова занимали важные посты в гос. управлении, особенно в правление халифов аль-Мутамида (870-892) и аль-Мутадида (892-902). Однако среди низших слоев мусульм. об-ва и служителей культа неприязнь к иноверцам все более усиливалась, приводя иной раз к межконфессиональным столкновениям. Особого размаха преследования зиммиев достигли при халифе аль-Муктадире (908-932), когда в разных провинциях гос-ва мусульмане громили христ. храмы и мон-ри. К сер. X в. распад халифата завершился. Под властью А. остался Багдад с областью Ср. и Н. Месопотамии. Даже титул халифа потерял ореол исключительности: в X в. существовали помимо Аббасидского Кордовский халифат Омейядов в Испании (с 929) и шиитский халифат Фатимидов в Сев. Африке. В 945 г., когда к Багдаду подступили войска Буидов (шиитской династии, правившей в Зап. Иране), халиф аль-Мустакфи сдался им без сопротивления. Новые правители Багдада лишили халифа политической власти и превратили Ирак в одну из своих провинций. Однако духовный авторитет титула халифа был еще настолько силен, что даже Буиды, исповедовавшие шиитскую доктрину, не посмели посягнуть на него. В большей части мусульм. мира халифа продолжали считать религ. главой: не обладая реальной силой, халифы оставались символом мусульм. сообщества. Многие мусульм. правители получали от халифа регалии в знак формального подтверждения своих властных полномочий. В кон. 1055 г. Багдад перешел под власть новых правителей, тюрок-сельджуков, создавших в Передней Азии обширную империю - от Аральского до Средиземного морей. Во время господства Сельджукидов , исповедовавших суннитский ислам, авторитет халифов значительно возрос. В нач. XII в. различные ветви этой династии увязли в междоусобной борьбе, к-рая привела к упадку их гос-ва, и в частности к ослаблению контроля над Багдадом. В условиях массового недовольства сельджуками халифы сумели выйти из-под их власти и воссоздать независимое гос-во в пределах Ирака (начиная с аль-Муктафи, 1136-1160). Внутриполитическая ситуация в Багдаде сер. X - сер. XIII в. была крайне нестабильной. Практически каждый год происходили вооруженные столкновения суннитов и шиитов, жителей различных кварталов, вспыхивали голодные бунты. На этом фоне положение багдадских христиан, к-рых насчитывалось 30-40 тыс. при полумиллионном населении города, оставалось относительно спокойным, т. к. они не были вовлечены в политическую и религиозно-идеологическую борьбу. За 300 лет зафиксировано только одно антихрист. выступление: сожжение церкви в квартале ан-Насари в февр. 1002 г. Христиане, как и раньше, занимались престижными ремеслами; межконфессиональные отношения на бытовом уровне оставались терпимыми.

http://pravenc.ru/text/62416.html

В русской исторической литературе с особенной силой выдвинуто то обстоятельство, что крестовые походы стоят в тесной внутренней связи с тогдашним состоянием Византийской империи и что принятое ими направление может быть выяснено из рассмотрения политических условий, в каких находилась тогда Византия. Само собой разумеется, здесь подразумеваются отношения Византии к мусульманскому миру. К VIII в. мусульмане овладели Азией и Африкой и утвердились на островах Средиземного моря и в некоторых областях Западной Европы. В 717 г. они осадили Константинополь с суши и с моря, семь раз делали приступ на столицу восточного христианского мира. Но царь Лев Исавр успел соединить против магометан большие морские и сухопутные силы и нанес им сильное поражение под Константинополем; это была первая победа христиан, надолго приостановившая победоносный напор мусульманского мира и спасшая от порабощения им Переднюю Малую Азию. Скоро затем (в 732 г.) магометане потерпели большое поражение от Карла Мартела, заставившее их надолго отказаться от попыток новых завоеваний и в Западной Европе. Несмотря на частные успехи магометан на островах Средиземного моря (Крит и Сицилия), несмотря на опустошения, производимые ими в Италии и Южной Франции, в общем в IX и X вв. они уже не были так страшны и победоносны, как ранее. Это частью объясняется внутренними явлениями, наблюдаемыми в самом мусульманском мире. Когда ослабел первый религиозный пыл, в магометанской среде начались распри, выразившиеся в политическом дроблении халифата и в религиозном сектаторстве. Мало-помалу образовались три халифата: Багдадский, Египетский, или Фатимидский, и Испанский, или Омайядский. Багдадский халифат разделился к X в. на множество отдельных княжений; пользуясь его раздроблением, византийские императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий отняли у него часть Сирии с городом Антиохией и остров Крит. Египетский халифат действовал отдельно от других и направлял свои силы против Сицилии и Южной Франции. Что касается испанских арабов, то они также заняты были внутренними войнами и борьбой с вестготами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В русской исторической литературе с особенной силой выдвинуто то обстоятельство, что крестовые походы стоят в тесной и внутренней связи с состоянием Византийской империи того времени и что принятое ими направление может быть выяснено из рассмотрения политических условий, в каких находилась тогда Византия. Само собой разумеется, здесь подразумеваются отношения Византии к мусульманскому миру. К VIII в. мусульмане завладели Азией и Африкой [ 5 ] и утвердились на островах Средиземного моря и в некоторых областях Западной Европы. В 717 г. они осадили столицу восточного христианского мира. Но царь Лев Исавр [ 6 ] успел соединить против магометан большие морские и сухопутные силы и нанес им сильное поражение под Константинополем; это была первая победа христиан, надолго приостановившая победоносный напор мусульманского мира и спасшая от порабощения им переднюю Малую Азию. Скоро затем (в 732 г.) магометане потерпели большое поражение от Карла Мартела, заставившее их надолго отказаться от попыток новых завоеваний и в Западной Европе [ 7 ]. Несмотря на частные успехи магометан на островах Средиземного моря (Крит и Сицилия), несмотря на опустошения, производимые ими в Италии и Южной Франции, в общем в IX и X вв. они уже не были так страшны и победоносны, как ранее. Это отчасти объясняется внутренними явлениями, наблюдаемыми в самом мусульманском мире. Когда ослабел первый религиозный пыл, в магометанской среде начались распри, выразившиеся в политическом дроблении халифата и в религиозном сектантстве. Постепенно образовалось три халифата: Багдадский, Египетский или Фатимидский, и Испанский или Омейядский [ 8 ]. Багдадский халифат разделился к Х в. на множество отдельных княжений; пользуясь его раздробленностью, византийские императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий [ 9 ] отняли у него часть Сирии с городом Антиохией и островом Крит [ 10 ]. Египетский халифат действовал отдельно от других и направлял свои силы против Сицилии и Южной Франции. Что касается испанских арабов, то они также были заняты внутренними войнами и борьбой с вестготами [ 11 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

(Liudpr. 1915. Р. 137–138) 97 Столица Восточноримской (Византийской) империи Константинополь (ныне Стамбул) на берегу Босфора была построена императором Константином I Великим в первой четверти IV в. на месте античного города Византий. 98 Почетное название «Новый Рим» было официально усвоено Константинополю в деяниях II Вселенского церковного собора, состоявшегося в Константинополе в 381 г. 99 Венгры появились в Среднем Подунавье в конце IX столетия и в X в. совершали разорительные набеги на балканские провинции Византийской империи. Печенеги кочевали в северопричерноморских степях, и область их расселения на западе простиралась до низовьев Дуная, т. е. до непосредственных границ империи. В руках хазар находились владения на востоке Крымского полустрова и на Нижнем Дону, так что они также могли считаться северными соседями Византии. 101 Очевидно, имеются в виду владения арабских эмиров из династии Хамданидов на восточной границе Византийской империи, в Малой Азии (поначалу в Мосуле, а затем, с 945 г., также и в сирийском Алеппо), которые находились в номинальной зависимости от багдадских халифов Аббасидов. 102 В Египте располагался халифат Фатимидов, с начала X в. не зависевший от Багдада. Что Лиудпранд имеет в виду под «Вавилоном», не вполне ясно. Исторический Вавилон находился к югу от Багдада. Упоминание этого названия в привязке к Египту заставляет думать о Вавилоне как первоначальном названии будущего Каира, с 960-х гг. – столицы Фатимидов. Вероятно, такое наименование отражало соперничество египетских халифов с багдадскими Аббасидами. 103 «Африка» – обычное для византийской традиции название эмирата Аглабидов, занимавшего северноафриканское побережье к западу от владений Фатимидов (включая современный Тунис); во времена Лиудпранда находился под властью последних. 104 Крит был захвачен в 815 г. испанскими арабами, основавшими здесь отдельный эмират, откуда они постоянно разоряли византийское побережье; отвоеван Византией только в 961 г. в правление императора Никифора II Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Война в Сирии изменила ли что-то в межхристианских и межрелигиозных взаимоотношениях в регионе? — Тут трудно судить. Если отношения были добрыми — христиане поддерживали добрососедские отношения с мусульманами, мусульмане с христианами — то между ними эти отношения и остались. Есть радикализированные религиозные группы, у которых действия террористов в Сирии получили какую-то поддержку. Такое тоже бывает во время войн. Сейчас называют это гибридной войной, это гражданская война, это война с мировым терроризмом. При этом террористы устанавливают свое правление на захваченных ими территориях, объявляют восстановление так называемого халифата. Они ведь чаще всего прикрываются именем Бога, именем Аллаха, поэтому они обрушивают свою злобу, гнев против тех, кто не является мусульманином в их понимании ислама, то есть в крайне радикальном понимании. Для них все другие мусульмане — не мусульмане, тем более они с ненавистью относятся к христианам, а свое извращенное понимание религии воплощают в жутких формах, которые мы все видим на территориях, захваченных террористами. Если говорить о сегодняшнем времени, о текущем моменте, то очень много организаций действует, много противников действующего режима, оппозиционеров, представителей радикальной оппозиции, тех, которые у нас считаются террористическими. Некоторые в мягкой форме противостоят режиму в Сирии. Так или иначе, они все объединяются в борьбе с законным правительством. — Неужели учение ислама можно радикализовать до уровня терроризма? Что дает право сирийским террористам так пренебрежительно относиться к другим людям? Они считают себя избранными? — Они считают, что восстанавливают подлинный ислам, подлинный халифат. Но с точки зрения большинства мусульман — это неверное понимание ислама. Если мы вспомним древнюю историю халифата, будь то дамасский период, или багдадский, или кордовский, то увидим резкое отличие, бросающееся в глаза. Например, когда халиф жил в Дамаске, возьмем VIII век, христиан не истребляли, христиане мирно жили с мусульманами на своей родной земле, где они появились на шесть веков раньше, и были установлены мирные отношения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5158046...

На Востоке тем временем возникла новая угроза: турки-сельджуки из Центральной Азии разгромили фатимидский багдадский халифат и вплотную подошли к границам Империи. Еще в 1064 г. армянский князь Карса, последний независимый армянский правитель, не в силах более сдерживать турок собственными силами, передал владения Империи, а взамен получил земли в имперских пределах - в Таврских горах в Малой Азии. Многие армяне переехали туда вместе с ним. Этим было положено начало так называемой Малой (или Киликийской) Армении. Имперские границы продвинулись далеко на Восток. Надежные линии обороны были оставлены далеко позади. Теперь граница проходила в малонаселенных районах, где еще не сложился класс актридов - приграничных баронов, живших в укрепленных замках на «ничейной» земле, проводивших рейды на неприятельские земли и охранявших имперскую территорию от вторжений. Новая граница, по существу, была голой. Турки начали проводить ежегодные набеги на имперскую территорию. Малая Азия - житница Империи - несла тяжелые убытки. Роман Диоген видел, что спокойствие Империи требовало нового армянского похода. Но армия, особенно после реформ Константина Дуки, была уже далеко не та, что 50 лет назад. Тем не менее Роману Диогену удалось собрать почти 100-тысячное войско. Правда, византийцы составляли лишь половину от численного состава, и далеко не все из них были профессиональными солдатами. Другая половина состояла из наемников: варягов, франков, славян, печенегов, половцев. Армию раздирали соперничество и взаимная подозрительность. Заместителем Романа по команде был Андроник Дука, племянник покойного императора и, как и вся его семья, заклятый враг Романа. Брать его с собой было ошибкой, но и оставлять в столице было бы для Романа слишком рискованно. По необъяснимым причинам император допустил ряд грубых тактических ошибок - непростительных нарушений самых основных правил византийской военной науки. У него сильно хромала разведка, и тем не менее он, не зная местоположения противника, решил разделить свои силы. Половцы и франки были отправлены занять небольшую крепость на берегу озера Ван. Роман с армией расположился близ селения Манцикерт. Тут и произошло решающее сражение.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях. В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию. В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи. В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка. VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике. IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание. Известные имена правителей этой династии: В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.

http://pravmir.ru/vizantijskaya-imperiya...

Христианство проникало сюда из Черноморского прибрежья, Тавриды и Византийской империи то через пленных христиан, то под влиянием торговых и политических сношений хазар с империей, а также и родственных союзов каганов с императорами, из которых Юстиниан II и Копроним были женаты на хазарках. В подвластном хазарам Босфоре была христианская епископия, существовавшая издавна, продолжала существовать и при хазарах в VIII и IX веках, но, конечно, для давних местных христиан, а не для хазар, у которых гораздо сильнее были другие две новые веры: мусульманство и иудейство. Мусульманство проникло в Хазарию из Багдадского халифата во время войн и потом союзов с ним хазар и держалось особенно в военном классе. Более господственное положение среди хазар приобрело иудейство, ставшее со времени кагана Булана в последней четверти VIII века религией каганов и их вельмож. Хазарское иудейство, в качестве религии государственной, по крайней мере религии правительства, представляло собой исключительное явление. Такой успех иудейства может быть объяснен сильным приливом иудеев в Хазарию, последовавшим почти одновременно из пределов Византии, Багдадского халифата (а частью Прикавказья) вследствие поднявшихся там и здесь преследований их, а также политическими видами каганов, которые, колеблясь между христианством и мусульманством, избрали иудейство, как религию, казавшуюся им нейтральной, примыкавшей к обеим, но не имевшей политической силы и не грозившей политическим влиянием, каким могли грозить христианская Византия и Багдадский халифат. Приняв иудейство, каганы оставались веротерпимыми, склонные, однако, видеть господство одной веры, как государственной. Неизбежна была борьба между представителями разных вер. Естественно, однако же, что иудеи стремились усилить и расширить господство своей веры среди хазар, что после них, наперекор им, стремились к тому же мусульмане, сильные в войске и поощряемые славой мусульманства в Багдадском халифате, что, наконец, и христиане старались об успехе своей веры среди хазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Император Лев Исавр — Лев III Исаврийский, византийский император (717-741). Активно оборонял страну от арабов, выдержав их осаду Константинополя в 717 г. с суши и моря и разбив арабские войска благодаря " греческому огню " . Победа императора при Акроине в 740 г. положила конец завоеваниям Омейядов в восточной части империи. Карл Мартелл ( " Молот " , ок. 688-741) — франкский майордом, фактический правитель Франкского государства в 715-741 гг., сын майордома Пипина Геристальского. В знаменитой битве при Пуатье в октябре 732 г., командуя объединенными войсками франков, сумел разбить арабские войска под командованием Абдар-Рахмана и остановить их продвижение в Европу, после чего арабы отошли к Пиренеям. Три халифата: Багдадский, Египетский, или Фатимидов, и Кордовский, или Омейядов. — Еще в IX в. халифат Аббасидов, который назывался также Багдадским, разбился на ряд меньших, практически независимых феодальных владений. В 909 г. от него отделился халифат Фатимидов, первоначально находившийся в Ифрикии, на территории современного Туниса (а не в Египте), позже завоевавший всю Северную Африку, а во второй половине XI в. действительно сохранивший лишь Египет. Кордовский халифат Омейядов в 929 г. образовался из Кордовского эмирата, созданного в 756 г. на Пиренейском полуострове Омейядом Абдар-Рахманом I, бежавшим туда после захвата Аббасидами власти в Арабском халифате и уничтожения ими прежней династии Омейядов. Никифор Фока и Иоанн Цимисхий: в правление энергичных византийских императоров Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976) Византия добилась внушительных побед в Болгарии и Сирии, вновь вернув Крит и Кипр (963) и укрепив свое влияние в Европе и на Востоке. Арабы захватили Крит в 823 г., а Сицилию — в 875 г. Вестготы: говорить о них практически не приходится с 711 г., когда погибло Вестготское королевство, поглощенное арабами. Лишь часть вестготов, укрывшихся в горах Астурии на севере Испании, образовала в 718 г. Астурийское королевство и положила начало Реконкисте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010