В каждом из этих мест им были установлены золотые тельцы ( 3Цар. 12:26–30 ), которые наряду с капищами на «высотах» ( 3Цар. 12:31–33 ) положили начало идолослужению и ущербным традициям. Хотя царствование Иеровоаму обещал пророк по имени Ахия ( 3Цар. 11:29–40 ), однако все цари Северного царства оказались осужденными в 3 и 4 Книгах Царств (едва ли они когда–нибудь избирались при молитвенном обращении к Богу). Один из этих золотых тельцов, возможно, был перенесен в Самарию, главный город Израиля, однако слова телец твой, Самария, скорее всего, означают, что данное пророчество относится к тому времени, когда Дан стал зависим от Ассирии ( 4Цар. 15:29 ) и оставался только один золотой телец для всей Самарии. Отношение Бога к этому тельцу очевидно: он вызывает Его гнев; он – не бог; поклонение ему не дает Божьему народу очиститься и ведет его к погибели. Начало ст. 6 непонятно. Буквально оно означает: «ибо от Израиля», и может служить указанием на этого тельца. 8:7–10 Политика компромиссов: сев и жатва. В ст. 7 через яркий образ утверждается, что, когда они сеют ничего не стоящее, суетное и пустое, тогда и вырастает нечто подобное: бесполезное и пагубное (ср.: Гал. 6:8 ). Прежде всего, здесь имеется в виду международная политика Израиля, который заискивал перед языческими державами, надеясь на реванш. Но Израиль слаб, он не может предложить многого, и чужие народы просто поглотят все, что у него есть (7–8). Хотя Израиль и старался приобрести дружбу язычников и раствориться среди них, Бог соберет их снова – но не для того, чтобы спасти. Ст. 10б весьма сложен, однако его смысл более или менее ясен: «они начнут страдать». Под словами как дикий осел выведен Измаил, дитя Авраама и Агари ( Быт. 16:12 ), но определенно не Дитя, через Которое исполнятся обетования. 8:11–14 Религиозные подмены Израиля. Здесь мы видим свидетельство ложного религиозного энтузиазма. Они настроили много жертвенников для греха. Данное слово в буквальном переводе означает «совершение греха», как и в конце ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

7. Вслед за тем на Соломона напал также один из его собственных подданных. То был Иеровоам, сын Наватея, который, на основании старого предсказания, сам рассчитывал сделаться царем. Потеряв еще в детстве отца своего и воспитанный матерью, он успел обратить на себя своим благородством и неустрашимостью внимание Соломона, который поручил ему надзор за постройкою городских стен, когда он со всех сторон укреплял город Иерусалим. Это поручение Иеровоам исполнил настолько хорошо, что царь принял его к себе и в награду поручил ему управление над всем коленом Иосифовым. И вот, в самое то время, как Иеровоам покидал Иерусалим, ему повстречался на пути пророк из города Сило, по имени Ахия, и, приветствовав его, отвел его немного в сторону от дороги, в такое место, где им никто не мог помешать внезапным появлением. Тут пророк разодрал свой плащ, в который был облачен, на двенадцать частей и, приказав Иеровоаму взять из них десять, сказал, что таково желание Господа Бога, который разделит власть Соломона и даст сыну последнего, сообразно данному Давиду обещанию, одно колено и затем еще другое, «тебе же,– присовокупил он,– предоставит начальствование над десятью остальными, так как Соломон согрешил относительно Него, отдавшись женам и их богам. Итак, раз ты знаешь причину, по которой Господь Бог отвернулся от Соломона, постарайся быть праведным и соблюдай законоположения, так как тебе за твое благочестие и за почтительное отношение к Предвечному назначена величайшая награда, а именно стать таким человеком, каким, как тебе известно, был Давид». 8. Ободренный такими речами предсказателя и будучи, по самому характеру своему, юношей пылким и готовым на рискованные предприятия, Иеровоам уже не был в состоянии успокоиться, но лишь только занял пост военачальника, вспомнил о предсказании Ахии и начал свои попытки склонить народ к отпадению от Соломона, причем побуждал народ передать ему, Иеровоаму, верховную власть. Когда же Соломон узнал об этих его происках и интригах, он принял меры к тому, чтобы захватить и казнить его. Предупрежденный об этом, Иеровоам, однако, успел спастись бегством к Сусаку 533 , царю египетскому, у которого и оставался вплоть до кончины Соломона, причем имел то преимущество, что не подвергался никакой ответственности и пользовался в резиденции фараона полною безопасностью 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рамоф Галаадский был одним из важнейших укрепленных городов за Иорданом (3 Ц. IV, 13). Нет кажется сомнения в том, что это был один из городов, отнятых Сирией у царства Израильского во времена Амврия и которые Венадад в плену обещает возвратить Ахаву (3 Ц. XX, 34). Вероятно выпущенный Ахавом, он не нашел нужным строго выполнить договор и удержал за собою под разными предлогами важнейшие крепости, в числе которых был Рамоф 846 . Ахав хочет восстановить свое право силою. Давши необдуманно слово Ахаву идти вместе с ним на Рамоф Галаадский, – и притом в таких выражениях, которые связывали его с Ахавом как с постоянным союзником 847 , – Иосафат по-видимому несколько одумывается и обращается к Ахаву со словами: «спроси сегодня, что скажет Господь» (XXII, 5). Тогда Ахав приказывает собрать пророков около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь (Иегова) предает его в руки царя» (ст. 6). Кто были эти пророки, говорившие именем Господа? очевидно, – как видно из сказания, – не истинные пророки. Кажется можно согласиться с большинством западных комментаторов, признающих в них пророков культа тельцов, учрежденного Иеровоамом, который из политических видов, отделившись религиозно от Иерусалима, мнил чтить Иегову, Бога завета, под символом золотого тельца 848 . Даже слабый характером Аарон, выливши тельца и назначая по этому случаю праздник, объявляет всенародно: «завтра праздник Иегове» ( Ucx. XXXII, 5 ), как бы протестуя, что это не измена Богу, благоволившему вывести народ из работы Египетской. Необычайно любопытно, как ересь, возникшая в пустыне, возродилась в Израиле после отделения его от Иуды. Очевидно Иеровоам, – живший в Египте после того, как Ахия объявил ему о том, что он по воле Господней будет царем Израиля, – изучал там мудрость посвященных в таинственное значение символов и увлекся этим учением. Но, допустив в своем народе поклонение наружным образам тайного философского учения, он поступал презрительно в отношении своего народа, так как он предавал его язычеству, сохраняя высшую духовную мысль лишь для посвященных, между тем, как величие народа Божия в древнем мире именно в том заключалось, что тайных учений в законе, преподанном Моисеем от Господа, не было. Все долженствовали знать Иегову, все были священниками Бога вышняго. Потому-то и запрещены были образы, чтобы они не скрывали собою всеосвящающей мысли о Боге 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вместе с тем особый еще отряд охранял дворец и личность царя, в одно и то же время обеспечивая безопасность царя и служа ему в качестве курьеров и исполнителей его распоряжений. Собственно, национальным оружием, однако же, продолжал оставаться лук, употреблением которого славились многие израильтяне и способны были пользоваться им одинаково как с колесниц, так и в пешем бою. Другою главною причиною разделения царства, несомненно была та беззаконная терпимость к язычеству, которая при Соломоне производила столь сильный соблазн в народе. В действительности на этом именно основании пророк Ахия и объявил Иеровоаму, что разделение монархии совершится по определению Бога ( 3Цар. 12:33 ). Но цари израильские не оправдали своего назначения. Они не только не усвоили себе политику, благоприятную старой истинной религии, не только не обнаружили исключительной преданности ей, но не приняли даже никаких предосторожностей против вторжения идолопоклонства, а во многих случаях и прямо благоприятствовали ему. Пророки не только не были приближены ко двору в качестве советников престола, каковыми были Нафан и Гад при Давиде, но были или пренебрегаемы, или даже насильственно отталкиваемы и гонимы. Не удерживаемые ограничениями, все еще чувствовавшимися в колене Иудином, цари не заявляли даже никакого желания действовать по законам богоправления, а хотели руководствоваться своими собственными политическими воззрениями. Вследствие этого, по необходимости должно было с новою силою возобновиться столкновение между церковью и государством, – то столкновение, которое произошло еще при Самуиле и Сауле, и это столкновение сделалось наиболее отличительною чертою истории царства Израильского. В течение более 250 лет существования этого царства, в нем происходила постоянная борьба на жизнь и смерть между царями и пророками, причем последние, по высшему указанию основав это царство, доблестно стремились к тому, чтобы направлять его судьбу по стезе правды. Престол в действительности стал передаваться скорее по избранию, чем по наследству, сопровождаясь всеми смутами подобной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

12 Патшаны: «ш кннен кейин айтып келилер», – деген сзи бойынша, шинши кни Яробам м пткил халы Рехабама келди. 13 Патша асаалларды кеесине ула аспай, олара атал берди. 14 Ол жас жигитлерди мслти бойынша халыа: «кем сизлерге мойынтыры салан болса, мен оны жне де кем сизлерди амшы менен жазалаан болса, мен сизлерди сым осып рилген амшы менен жазалайман», – деди. 15 Патша халыа ула салмады. Себеби Жаратан Ийени шилолы Ахия аралы Набат улы Яробама айтан сзлери ушын удай усылай иследи. 16 Пткил израиллылар патшаны злерине ула салмаанын кргенде, патшаа былай деп берди:   пенен бизи не байланысымыз бар, Ишайды улында алатуын лесимиз де жо. й, Израил халы, йлериизге айтылар! й з йи зие ардана болсын!»   Усыларды айтып, израиллылар ммеси з йлерине айтып кетти. 17 Бира Рехабам Яуда алаларында жасайтуын израиллылара патшалы етти. 18 Патша Рехабам мрдикара алынанлар стинен адорамды Израил халына жиберди. Халы оны тас боран ылып лтирди. Сонда патша Рехабам тез арбасына минди де, Ерусалимге ашып кетти. 19 Сол кннен баслап зирге дейин, Израил халы урпаына арсы ктерилип келмекте.   11   Шемаяны пайамбаршылыы   1 Рехабам Ерусалимге барды да, Израил менен урысып, з патшалыын айтарып ушын, Яуда м Бенямин бир жз сексен мы ала скерликке топлады. 2 Бира сол арада удайды адамы болан Шемаяа Жаратан Ийеден мынадай сз тсти: 3 «Яуда патшасы Сулайманны улы Рехабама, Яуда м Бенямин жериндеги барлы израиллылара былай деп айт: 4 Жаратан Ийе былай дейди: „з арсы урыс ашып, урысты басламалар. р бирииз з йиизге айтылар. йткени бул ислерди ислеп атыран Мен боламан“». Жаратан Ийени бул сзлерин еситкен халы Яробама арсы кешип, изине айтты.   Рехабамны Яуда алаларын   5 Рехабам Ерусалимде жасады м ушын Яудадаы мына алаларды менен оршады: 6 Бейтлеем, Этам, Теоа, 7 Бейт-Сур, Сохо, Адуллам, 8 Гат, Мареша, Зиф, 9 Адорайым, Лахиш, Азеа, 10 Сора, Айялон м Хеброн. Булар Яуда м Бенямин жерлериндеги оранлы алалар еди. 11 Рехабам усы алаларды бекинислерин кшейтип, бекинислерге скербасылар ойды м оларда зйтн майы м шарап саланатуын орынлар урды. 12 р бир аланы лкен алан м найзалар менен тмийинлеп, беккемледи. Солай етип, Яуда м Бенямин Рехабамны ол астында алды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Исполнительная деятельность по управлению текущими государственными делами была при Соломоне в надежных руках, по крайней мере, в первую половину его царствования. (Не так, очевидно, было в конце царствования, когда между лицами, облеченными доверием царя, были даже такие, как Иеровоам). Это, вместе с отсутствием войны, еще более увеличивало досуг царя-строителя, царя-любителя свободных знаний и удовольствий. Не вмешиваясь в подробности управления, он только руководил и создавал наилучшие, как ему казалось, способы крепко и со славой держать в руках бразды правления. Не в этом ли, между прочим, заключалась причина того, что его замыслы были смелы и блестящи, но не довольно практичны?.. Высшие придворные и государственные должности были у Соломона частью те же, что у Давида, частью – новые, обязанные своим происхождением новым потребностями. Прежние должности занимали, частью, те же лица, частью – дети Давидовых сановников. Главнокомандующим войсками, после казни Иоава, стал Ванея, начальник царской стражи при Давиде 665 . В должности писцов были два сановника, Елихореф и Ахия, сыновья Сусы, Давидова писца. Дееписателем оставался Иосафат. Вероятно, он вступил в должность при конце царствования Давида. Заведующий государственными податями был Адонирам. Под податями нужно разуметь не только подати, в собственном смысле, но и всякие повинности, как, напр., обязательные работы на царя и на государство. Поэтому и сказано ( 3Цар. 5:14 ), что Адонирам начальствовал над 30000 израильтян, рубивших кедры на Ливане 666 . Первосвященником при Соломоне был Садок 667 . Его сын, Азария тоже принадлежал к числу высших сановников при дворе. По-видимому, он был особым придворным священником, т. е. исполнял, по отношению к царю и его семейству, то, что остальные священники обязаны были исполнять в храме и вне его, по отношению ко всем евреям 668 ). Садок вероятно недолго уже жил при Соломоне, так как был очень стар, и после него первосвященствовал который-нибудь из его сыновей 669 . Друзей-советников у Соломона было меньше, чем у Давида – всего один, это-Завуф, сын Нафана, священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Это был человек необыкновенно талантливый, который произвел благоприятное впечатление на самого Соломона. Когда производились в Иерусалиме вторичные работы для возобновления того, что пришло в ветхость, внимание Соломона привлек на себя своими способностями и мужественным видом один израильтянин, по имени Иеровоам. Он был из колена Ефремова. Отец его был Нават, а мать Церуа, вдова 693 . Соломон сделал его ближайшим начальником над рабочими из колена Ефремова и Манассиина. Колено Ефремово, самое могущественное из северных колен, самое свободолюбивое, самолюбивое, притязательное и мятежное из всех, как показывает история со времен И. Навина, наиболее было чувствительно к тягостям подневольной работы и, вообще, ко всем проявлениям самодержавной власти, утвердившейся в Иерусалиме. Положение ближайшего начальника над рабочими из колена Ефремова должно было быть очень трудным, нужна была железная рука, чтобы сдерживать в повиновении многотысячную толпу, проникнутую ненавистью к делу, к которому ее принудили, и к власти, которая ее принудила. Неизвестно, по какому соображению Соломон поставил Иеровоама начальником именно над ефремлянами и родственными им манассиянами. Может быть, он хотел ослабить неудовольствие ефремлян, избавляя их от необходимости подчиняться лицу из чужого колена, а может быть, заметив громадное честолюбие Иеровоама, рассчитывал найти в нем преданнейшего слугу себе и деспотического начальника над своими единоплеменниками, каковыми нередко оказываются люди из народа, взысканные милостью сильных мира сего. Как бы то ни было, но случилось то, чего Соломон не желал и конечно не ожидал. По сжатому библейскому повествованию можно подумать, что Иеровоам сохранял верноподданнические чувства до тех пор, пока не встретил его пророк Ахия и не предсказал ему господство над десятью коленами 694 . Но это было бы справедливо только в том случае, если бы разделение Соломоновой монархии было делом пророков, как и утверждают писатели рационалистической школы, представляющие пророков обыкновенными политическими агитаторами. На самом же деле, пророки не восстановляли народ против дома Давидова, и Иеровоам не был лицом, ими излюбленным и ими выдвинутым 695 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Когда прикроют этот беспредел в ЖЖ. Упокой Господи, душу усопшего раба Божьего убиенного священника Даниила, и прости ему грехи его вольные и невольные и даруй ему Царство Твоё Небесное. Людмила 20 ноября 2009, 15:38 Читала его книгу " Брак с мусульманином " , с ней бы всем девушкам не мешало бы познакомиться, жаль только, что эта книжечка не попалась мне тогда, когда мне было 19 лет... Упокой Господи душу раба твоего, иерея Даниила, отпусти ему пригрешения вольные и невольные, и даруй Царствие Небесное! Владимир 20 ноября 2009, 15:32 р. Б. Владимир:Я к сожалению не знал отца Даниила, но принимая написанное очень сожалею, что такого нужного в наше жестокое время человека не стало. Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, иерея Даниила, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Милосердием Твоим отпусти ему прегрешения вольные и невольные и прославь во благих делах его. Душа его во благих водворится и память его в род и род. Ахия 20 ноября 2009, 15:15 Царствие небесное верному ученику Христову! иг. Никодим 20 ноября 2009, 15:08 Упокой Господи душу убиенного отца Даниила! Мученик, за Христа кровь пролил. За последние годы уже даже привычно становиться, убили священника и никакой шумихи, все мирно и тихо. Вот если убили к примеру участницу Дом-2, это новость. Общество привыкло. Если священника бы убили в Сербии или в Турции, Чечне это понятно. Даже не удивительно в нашей глуши, залезли храм грабить, или мужики на опохмелку искали, но в Москве!!! В средь бела дня, в храме! Мне думается мир приобрел еще одного молитвенника пред престолом Божьем. Но каково состояние нашего общества, где убийство священника уже почти никого не шокирует? Наталья 20 ноября 2009, 14:24 Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, иерея Даниила, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Милосердием Твоим отпусти ему прегрешения вольные и невольные и прославь во благих делах его. Душа его во благих водворится и память его в род и род. Валерий 20 ноября 2009, 14:19 Сейчас не имеют значение споры, о небесном и земном Отечестве.

http://pravoslavie.ru/32775.html

б) Нафан: Нафан был вторым носителем подлинной пророческой харизмы в окружении Давида. Это пророк конца Давидова царствования. Бог ему поручил возвестить Давиду, что не он, Давид, воздвигнет дом Богу, но что Бог ему воздвигнет дом, упрочит его царство и утвердит престол его навеки ( 2Сам.7:12 и сл.). В этом пророчестве Нафана получили конкретизацию обетования, полученные отцами от Бога, через него появилась в Израильском народе идея Мессии, потомка Давида, который будет орудием осуществления плана Божия относительно Израиля и прочих народов. Из этого Нафанова пророчества родилась у последующих пророков тема о царском мессианизме. Она постепенно вылилась в учение о грядущем праведном царе, законном наследнике Давидова престола, который водворит на земле вожделенный мир и ведение Бога (см. Ис.11:1–9 ). Тот же пророк Нафан явился Давиду, впавшему в грех прелюбодеяния и совершившему убийство, чтобы обличить царя в содеянном преступлении и возвестить ему наказание от Бога ( 2Сам.12 ). Нафан, наконец, выступил в последние дни Давидова царствования: благодаря его содействию Соломон был объявлен преемником Давида и унаследовал престол его ( 1Царей 1 ). Библейская письменность не называет никаких пророков в окружении царя Соломона. 3. Эпоха разделенного Царства 1) Разделение монархии: Момент разделения царств был ознаменован пророческими выступлениями. Пророки относились отрицательно к слишком земной политике Давидовой династии в лице Соломона и в общем разделение царства приветствовали, т.к. видели в нем наказание Божие за то, что царь забыл, что народ Божий не должен быть, как все прочие народы. В конце царствования Соломона Ахия, пророк из Силома, предвозвещает отпадение десяти колен от дома Давидова ( 1Цар.11:29–39 ). Несколько позже этот же пророк предвозвестил Иеровоаму отнятие у него царства и истребление его дома за его религиозную неверность ( 1Цар.14:1–19 ). После разделения Царств пророческое движение проявляется то в одной, то в другой из двух отделившихся друг от друга частей бывшей Давидовой империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Здесь преподобный поселился в пещере, выкопанной собственными руками, где и подвизался в продолжение сорока лет. Молва о нем скоро распространилась повсюду, и многие лица всякого звания и состояния стали обращаться к нему за наставлениями и молитвою. Когда преподобный услышал о ссылке св. Иоанна Златоуста в заточение то смело и безбоязненно возвысил из глубокого безмолвия свой голос и немедленно обличил императора Аркадия, написав ему послание с строгим обличением неправд его против великого святителя. Когда он таким образом проводил отшельническую жизнь в подвигах иночества, для испытания его любви к Господу ему было послано еще особенное искушение. На пустыню ту сделали набег варвары кои, подобно диким зверям, внезапно напав, многих святых отцов убили, а иных взяли в плен. Вместе с другими они отвели в плен и Нилова сына Феодула. Нил горько рыдал о сыне, в особенности же, когда услыхал, что он обречен был варварами на принесение в жертву языческим богам. Но Бог сохранил Феодула целым и невредимым, потому что его выкупил у варваров епископ города Емеса назначивший его впоследствии церковным клириком. Узнав о сем, Нил сам отправился в город Емес и с честью был там принят епископом, который, против его желания, — рукоположил его в сан пресвитера и упрашивал его жить при нем. Когда же блаженный Нил не пожелал оставаться там, но решился снова удалиться в Синай, епископ возвратил ему его сына и с миром отпустил их. Блаженный Нил, вторично придя вместе с сыном к месту своего первоначального пребывания в Синае, прожив здесь много лет, с миром преставился ко Господу От преподобного Нила осталось много душеполезных постнических слов, исполненных премудрости, и писем к различным лицам о разных предметах веры и благочестия христианского Память святого пророка Ахии Святой пророк Ахия происходил из города Силома и жил в царствование Соломона и Иеровоама При Соломоне он предсказал Иеровоаму разделение царства Соломонова и отпадение от него десяти колен, образовавших царство Израильское. Встретив Иеровоама одного на поле, Ахия разодрал бывшую на себе одежду на двенадцать частей и велел взять из них Иеровоаму десять частей в знак того, что Господь Бог Израилев отдает в его руки десять колен, исторгнув царство из руки Соломона, и отдаст ему Израиля, если он будет ходить путями Божиими. Впоследствии, по случаю болезни Авии, сына Иеровоамова, Ахия предсказал жене Иеровоама истребление всего дома Иеровоама за его нечестие, и рассеяние Израильтян за Евфратом. Пророчество Ахии исполнилось, начиная с немедленной смерти Авии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010