Для пышности Соломон завел множество жен, между коими было немало язычниц. Из угождения последним он выстроил около Иерусалима идольские капища, а под старость и сам присутствовал иногда при их богослужении. Тогда Господь объявил Соломону, что большая часть его царства отнимется от его рода. Исполнителем сего приговора должен был сделаться Иеровоам, сын одной вдовы из колена Ефремова. Он вначале был простым работником при строении стен иерусалимских, но потом, за свою расторопность, поставлен был от Соломона начальником над работами, порученными колену Иосифову. Пророк Ахия, встретив его однажды на поле, разодрал пред ним свою новую одежду на 12 частей, дал ему 10 из них и сказал: «так говорит Господь Бог Израилев: вот Я отторгну царство из рук сына Соломонова и дам тебе десять колен. Если ты будешь исполнять все повеления Мои, как Давид, раб Мой, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов». Узнав об этом, Соломон старался погубить его, но Иеровоам убежал в Египет и жил там до смерти Соломона. Последние годы Соломона прошли в волнениях и мятежах. Он умер по 40-летнем царствовании. Незадолго до своей смерти он написал книгу Екклезиаст, в которой, оплакивая суету земных благ и удовольствий, увещевает людей искать счастья в изучении Закона Божия и исполнении его заповедей. Соломон написал еще книгу Притчей, содержащую различные краткие нравственные изречения, и Песнь песней, т. е. превосходнейшую песнь. В сей последней книге под образом пламенной любви между женихом и невестою он таинственно изображает будущее отношение Христа к своей Церкви. Сии три книги Соломона принимаются церковью за Боговдохновенные. Но этим преимуществом не пользуется книга Премудрости Соломоновой, в которой неизвестный автор собрал мысли и изречения Соломона и в которой проповедует от его имени. § 71. Разделение царства еврейского на иудейское и израильское (980 л. Рожд. Христ.) По смерти Соломона народ собрался в Сихеме для поставления себе царя. Сюда же явился из Египта Иеровоам и успел образовать для себя партию из недовольных правлением Соломона в последние его годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Еще один пример - одно из важнейших событий в истории Израиля - разделение царства на Иудейское и Израильское. Согласно Библии (3 Цар. 11-12), оно последовало после смерти Соломона и именно как наказание за его грехи - за уклонение в идолопоклонство, к чему склонили царя его многочисленные жены-иноплеменницы. Сам Бог предупредил Соломона: За то, что... ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам рабу твоему. Но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его. И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал (3 Цар. 11:11-13). Пророк Ахия возвестил рабу Соломона Иеровоаму, что ему Бог вручает власть над 10 коленами Израиля (3 Цар. 11:29-39). После смерти Соломона пророчество исполнилось: когда евреи обратились к сыну Соломона Ровоаму с просьбой облегчить им налоговое бремя, новый царь отказал им, и тогда 10 колен отложились от Ровоама и избрали царем Иеровоама (3 Цар. 12:1-20). Ровоам решил военной силой вернуть себе власть над всей страной, но ему и его войску было сказано пророком Самеем: Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было (3 Цар. 12:24). Так описывает Библия события разделения царств. Причина его подчеркнута - грех Соломона. Что же мы читаем у о. Александра? Оказывается, еще во времена Иисуса Навина было «какое-то существенное различие в традициях Севера и Юга». Правда, сейчас трудно установить, в чем коренился этот антагонизм, но зато «он был настолько силен, что уже после создания единого еврейского царства привел его к разделению на Израиль и Иудею. Есть основание полагать, что Эфраим и прочие северные колена подверглись большему влиянию соседей, чем Иуда, отторженный от севера горами» (М. 363). Получается, что не грех Соломона, а горы разделили страну на 2 царства, и оказывается, что это разделение в скрытой форме существовало уже давно!

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/11/...

«И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока, священника; Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; Ванея, сын Иодая, — военачальник; Садок и Авиафар — священники. Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана, священника, — друг царя. Ахисар — начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, — над податями» ( 3Цар. 4:2-6 ). По распространенному мнению, перед нами — список «членов правительства» Соломона, составленный, видимо, в самом начале его правления, а затем редактировавшийся в соответствии с происходившими при дворе переменами. Имя попавшего в опалу и сосланного в Анатот священника Авиафара, вероятно, задержалось в этом списке по ошибке. Одновременно из списка видно, что Соломон сохранил возле себя часть министров, служивших еще его отцу, а также приблизил к себе сыновей некоторых верных слуг Давида, составивших, таким образом, второе поколение израильской аристократии. В числе последних оказались и два сына пророка Нафана — Азария (Азария-гу) и Завуф (Заувуд), причем первого, как мы увидим, Соломон сделал одним из высших лиц в государстве, а второго просто держал при себе в качестве друга и советника. Не вызывает удивления и то, что многократно упоминавшийся на этих страницах Ванея назван в качестве главнокомандующего армией. И дело не только в том, что Ванея был одним из самых близких и верных Соломону людей. Начавший свою армейскую карьеру простым бойцом в армии Давида, он участвовал во многих сражениях, а после мятежа Авессалома стал начальником гвардии критских и филистимских наемников. Его назначение «министром обороны» и главнокомандующим армией после казни Иоава было вполне закономерным и ожидаемым шагом. Просматривая этот список сановников, мы не можем не остановиться на имени Адонирама, сына Авды, и не вспомнить, что он так же, как и Ванея, верно служил еще Давиду. При этом имя Адонирам имеет явно финикийское происхождение, а имя отца писцов Елихорефа (Элихарефа) и Ахии — Сивы — вне всякого сомнения, является египетским. И это означает только одно: следуя принципам своего отца, Соломон отнюдь не чурался иноплеменников и охотно вводил их в свое окружение и назначал на высшие посты, если они этим постам соответствовали. Вопрос о том, проходили ли эти сановники гиюр или хранили верность религии своих предков, остается открытым. По всей видимости, часть из них и в самом деле были прозелитами, а часть — нет.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

И как Самуил рнавал о будущем ( 1Цар. 10 ; 1Цар. 13 )? Как Ахия знал о том, что далеко от него, как бы присутствуя там ( 3Цар. 14 )? Откуда у этих и других святых людей столь длинные уши и быстрые глаза, которые видят и слышат то, что находится далеко? Не обманывайте себя и не обманывайте других, насмешники. Если и живя на земле святые имели от Бога дар знать о том, что находится далеко от них, то тем более они обладают им сейчас, царствуя на Небе. Иначе пришлось бы сказать, что жизнь святых на земле была бы более блаженной и прекрасной, чем на Небе. Доказательство пятое Христос, Спаситель наш, по Своему Человеческому естеству молится за нас на Небе ко Отцу Своему. Ибо так говорит Апостол: Христос Иисус умер, но и воскрес Он и одесную Бога, он и ходатайствует за нас ( Рим. 8, 34 ). Он говорит также в другом месте: Иисус имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу ( Евр. 7, 24–25 ). Об этом говорит также Иоанн Богослов: Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали.; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наших ( 1Ин. 2, 1–2 ). Если наш глава Христос молится за нас, то что препятствует нам верить, что это делают и члены Его Тела, то есть Божии святые? Так же, как, живя на земле, Божии святые во всем поступали согласно Христу и, сообразуясь с Его волей, следовали Его стопам, так и ныне, на Небе, они еще больше следуют воле Христа, чем на земле. Ибо там нет места спорам и сопротивлению, а есть только премирное согласие с волей Христа. Христос же молится о нас не по Божественному Своему естеству, по которому Он равен Отцу и исполняет просимое, но по Своему Человеческому естеству, по которому Он меньше Отца и достоин быть услышанным. Вы ГОВОРИТЕ: Достаточно одного посредника, Христа, так говорит и Апостол Павел: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 5–6). ОТВЕЧАЮ: Действительно, по слову Апостола, один посредник Христос. Но что следует за этими словами? Предавший Себя для искупления всех Понимаешь ли разницу в посредничестве? Один посредник Христос в посредничестве искупления и избавления. Но не один в посредничестве прошения и моления. Ибо если один ходатай Христос, единством и отвержением иных ходатаев, то напрасно так часто просит Апостол Павел о молитве тех, кто живет на земле, что изложено в первом доказательстве. Но подробнее об этом расскажем второй части, которую я и начинаю с Божией помощью. Часть II. Камень претыкания и соблазна

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

и сказал: говорит Валаам... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего» ( Числ. 24,1–4 , ср. ст. 16). Ср. историю «человека Божия», обманно приглашенного к пророку, о котором тем не менее говорится: «когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его» ( 3Цар. 19, 18 ); «и сказал: так говорит Господь». О пророке Ахии , к которому обратилась жена Иеровоамова, говорится: «и сказал Господь Ахии» (и проч. 3Цар. 14, 5 ), и сказал Ахия жене: «так говорит Господь Бог Израилев» (7), и далее излагается самое пророчество: «так Господь сказал» (11). О пророке Илии говорится: «было слово Господне к Илии» ( 3Цар. 17, 8; 18, 1 ), «и была на Илии рука Господня» (18, 46). Сюда же относится богоявление Илии у горы Хорива ( 3Цар. 19, 5– 18 ), а также рассказ о двух пророках: Седекии (лжепророк) и Михее ( 3Цар. 22, 11–25 ) – и истории о вознесении Илии на небо с сообщением «духа» его вдвойне пророку Елисею ( 4Цар. 2,1–15 , ср. 3,15). Ср. рассказ о Иозииле , на которого «сошел Дух Господень среди собрания» (Парал. 20, 18). У пророка Михея (3, 8; читаем: «я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости», и у Захарии (7, 12): «сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков». С особенной силой и постоянством мы имеем это указание на пророческое вдохновение от Духа Божия в книгах великих пророков о слове Божием: «слово, которое было в видении к Исаии» (21), « и сказал мне Господь» (8, 1), и в других местах (и даже: «так говорит Господь помазаннику Своему Киру», 45,1). Также у Иеремии (от 1, 4 и по всей книге), у Иезекиля : «и видел я видения Божия» (1,4), «и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне (2, 1 и в др. местах), «и вошел в меня дух» (2,2; 11,5), «и была на мне рука Господня» (8,1 и в др. местах). Все эти разные, но в сущности своей равнозначные выражения свидетельствуют о Духе Божием, «глаголавшем пророки», причем, однако, это выражение символа представляет собою уже догматическую экзегету текстов в применении именно к Духу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Иеровоам Иеровоам (народ умножается) – имя двух царей израильских: а) ( III Цap. XI, 26 ) – первый царь десяти колен (975–954 до Р. X). Его отец был Нават, ефремлянин из города Цереды, лежавшего в равнине Иорданской ( II Nap. IV, 17 ). Энергия и деятельность молодого Иеровоама обратили на него особенное внимание Соломона, возобновлявшего в то время г. Иерусалим. Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова ( III Цap. XI, 28 ). В этот период жизни Иеровоама пророк Ахия, силомлянин, встретил его на поле, вне Иерусалима, и, разодрав на 12 частей новую одежду, бывшую на нем, дал ему десять частей и предсказал, что Бог поставит его царем над десятью из 12 колен Израилевых. Иеровоам возмутился против Соломона. Соломон же хотел умертвить Иеровоама, но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому и жил в Египте до смерти Соломоновой. Заметим при этом, что Египет уже и прежде сего служил убежищем для Адера ( III Цap. XI, 17–48 ). Когда Ровоам отправился в Сихем вступить на престол, Иеровоам был вызван из Египта израильтянами и вместе с ними просил Ровоама облегчить тяжкое иго, наложенное на них Соломоном. Суровый отказ Ровоама раздражил 10 колен, которые разошлись после того по шатрам своим, призвали Иеровоама в собрание и воцарили его над Израилем. Ровоаму остались подвластны только два колена, Иудино и Вениаминово. Укрепляя Сихем на западной границе своего нового царства и Пенуил на восточной, Иеровоам сначала имел пребывание в первом городе, но затем, как кажется, избрал своей резиденцией г. Фирцу ( III Цap. XIV, 17 ). Первое действие царствования Иеровоама состояло в том, что он поставил в Дане и Вефиле, на двух противоположных концах своего царства, двух золотых тельцов, с явной целью лишить народ возможности ходить в столицу враждебного ему царства для жертвоприношения в Доме Господнем. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта, сказал он, указывая на идольские изваяния ( III Цap. XII, 28 ). Город Дан долгое время был центром идолопоклонства на севере ( Cyд. XVIII, 30, 31 ), и народ охотно отправился туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Из книги Притчей Соломоновых: «Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (1, 7). «Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, Господь наказывает и благоволит к нему, как к сыну Своему» (3, 11–12). «Благоразумие делает человека медленным на гнев и слава для него – быть снисходительным к проступкам» (19, 11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, Он воздаст ему за благодеяния его» (19, 17). «Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота» (22, 1). 53. Разделение царства еврейского на иудейское и израильское (4529 г. от сотв. мира, 980 г. до Рожд. Хр.). Под конец своего царствования Соломон обременял народ чрезмерными налогами. Явилось много недовольных, во главе которых стоял Иеровоам, из колена Ефремова. Однажды его встретил в поле пророк Ахия, разорвал свою новую одежду на 12 частей и, отдавая 10 из них Иеровоаму, сказал: «так говорит Господь: за то, что Соломон оставил Меня, Я исторгну царство из рук сына его и дам тебе из него 10 колен». Об этом предсказании пророка узнал Соломон и хотел убить Иеровоама, но последний убежал в Египет и жил там до смерти Соломона. Когда на престол вступил сын Соломона Ровоам, весь народ собрался к нему и сказал: «отец твой наложил на нас тяжкое иго; облегчи его, тогда мы будем служить тебе». Старцы, служившие при Соломоне, советовали Ровоаму исполнить просьбу народа, но он послушал совета своих сверстников и отвечал народу: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу его; он наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами (бичи с металлическими иглами на концах)». После такого ответа 10 колен отложились от Ровоама и избрали себе царем Иеровоама. Ровоам собрал большое войско из оставшихся верными ему двух колен – Иудина и Вениаминова и хотел силой привести к покорности отложившихся, но пророк Самей от имени Божия запретил ему и всему народу начинать войну, так как разделение произошло по воле Божией. Царство Ровоама стало называться иудейским, а царство Иеровоама – израильским. Столицею первого был Иерусалим, а второго – Самария. 54. Царство израильское и его падение

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Иосия, сын его, царствовал тридцать один год. Народ поставил его царем, когда он был восьми лет, и творил он правду во всем подобно Давиду, не уклоняясь ни направо, ни налево; он истребил дубравы и уничтожил всех идолов. Будучи шестнадцати лет, он обратился к закону и, нашедши его в пренебрежении, приказал читать, объявил и совершил пасху, как написано. Его умертвил фараон Нехао при Евфрате во время сражения. При нем были пророки Иеремия и Софония и пророчица Олдана, жена Селлима. Иоахаз, сын его, царствовал три месяца и делал зло; его переселил фараон Нехао. При нем был Иеремия. Елиаким, другой сын Иосии, который был переименован в Иоакима, царствовал одиннадцать лет, и делал зло. Иоаким, он же Иехония, сын его, царствовал три месяца, делал зло, и отведен был в Вавилон. Матфанию, сына его, Навуходоносор сделал царем, переименовав в Седекию; он царствовал двенадцать лет и делал зло. И при нем был Иеремия. До этого времени существовало царство иудейское, теперь оно было разрушено, подобно Самарии; город был взять и все отведены пленниками в Вавилон, с сосудами. Всего — двадцать один царь, кроме Гофолии. Имена царей, бывших в Самарии, конец деятельности каждого из них и продолжительность их царствования таковы. Иеровоам, сын Навата, царствовал двадцать четыре года. По разделении царства, он, возвратившись из Египта, первый царствовал в Самарии и делал зло, как никто другой. Опасаясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и соблазнил народ, сказав: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3Цар.12:28); учредил и праздники и жрецов; он ввел в грех Израиля (3Цар.14:16), потому что ему подражали все последующие цари. При нем был пророк Ахия Силонитянин, и пророк, обличивший его у жертвенника. Нават, сын его, царствовал два года и делал зло. Из его рода более уже никто не царствовал. Замврий, из другого рода, — двенадцать лет. Вааса — двадцать четыре года, и делал зло. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, пророк, предсказавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, пророк, поразивший его ранами и обличивший Ахаава, кроме того, и многие сыны пророческие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, когда двенадцать колен израильских должны были разделиться, то пророк Ахия раздирает свою одежду. Но как народ Христов разделяться не должен, то хитон Христов, связно сотканный повсюду, не был разодран возобладавшими им: нераздельной крепостью своей связи он указывает не неразделимое согласие всех нас, которые облеклись во Христа. Таким образом, таинственным знамением Своей одежды Господь предизобразил единство Церкви. 7 . Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражён страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие – одежду Господню – Церковь Христову? Сам Господь напоминает в своём Евангелии и поучает нас, говоря: «И будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Кто же подумает, что в одном месте могут быть или многие Пастыри, или многие стада? Апостол Павел, внушая нам то же самое единство, умоляет и увещевает нас, говоря: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ). И в другом месте он говорит: «Снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе» ( Еф.4:2–3 ). А ты думаешь, что можно стоять и жить в удалении от Церкви, устраивая себе другие различные жилища? Но Рааве, прообразовавшей Церковь , именно сказано: «Отца твоего и матерь твою и братьев твоих, всё семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны; а кто будет с тобою в доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснётся его» ( Нав.2:18–19 ). И таинство Пасхи, по закону, выраженному в книге Исхода, тоже требовало, чтобы агнец, закалаемый во образ Христа, снедаем был в одном доме. «Бог так говорит: В одном доме должно есть её, не выносите мяса вон из дома» ( Исх.12:46 ). Плоть Христова – святыня Господня – не может быть выносима вон из дому; а для верующих нет другого дома, кроме единой Церкви. Этот дом, эту обитель единомыслия Дух Святой обозначает в псалмах, говоря: «Бог вселяет единомысленные в дом» ( Пс.67:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Логично предположить, что остальные только обедали, обходились без ужина. 2. Апостол говорит про неблагообразные, по- славянски " бесчестнейшие " и " неблагообразные " члены (1 Кор. 12, 23). И мы в голом виде не разгуливаем на людях, совестно нам, стало быть - есть. 3. Не сказано про " естественные истечения " , а про истечения " по зависти бесовской за ночные молитвы " . Может быть, мне показалось, но между строк читается известный тезис " монашество - противоестественный и безчеловечный путь, извращающий, гнушающийся Божиим творением и т.д. и т.п. " и выискивание в тексте статьи " улик " и подтверждений этого. Дискуссии (как правило, увы, сопровождаемые передергиваниниями фактов, нападками или клеветой) такого рода велись всегда, и думаю, будут вестись до конца мира, потому как с одной стороны баррикады «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15,19), а с другой «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4,4). «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1, 4). Таким образом, удаление от мира и гнушение его законами есть самое христианское и естественное учение, и монашество-самое прямое и мужественное ему следование, и нам надо это как-то в себя вместить, а не " модернизировать " . Умудри нас Господи. Простите, Валерий, за резкость и подозрительность. Ахия 19 августа 2009, 04:00 Админу Очень хотелось бы, чтобы наряду веб-публикациями у вас на сайте были PDF файлы статей. Поэтому, приходится самому делать. Ведь не всегда есть время читать публикации, которые затем быстро исчезают. И нигде у вас на сайте потом их не найдешь. Кстати, обратной связи с админом у вас тоже нет. Валерий 18 августа 2009, 18:00 Простите, из вышесказанного следует, что монахи не спали вообще? Да и о пище сказано не понятно - ели только странники? Одежда " такова, чтобы прикрываться только от срама и холода " - разве в человеческом теле, созданном Творцом есть срам? Или... естественные истечения есть осквернение, что стало быть человеческий организм сотворен со скверною? Хотелось бы получить прямые ответы на столь же прямые вопросы! Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31595.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010