Другим, кроме значения имени пророка, свидетельством о нем, является придаваемый ему в надписании же эпитет га-Елкоши, ???, LXX: του Ελκεσαιου. Elkesaei – слав.: сына Елкесеева, русск.: Елкосеянина. Как видно уже из сличения различной передачи этого эпитета разными переводами, а равно из сопоставления разных древних и новых толкований, возможно и действительно в разные времена высказывалось двоякое понимание слова Елкоши: 1) патронимическое – в смысле указания на отца или отчество пророка и 2) географическое – в смысле обозначения местности рождения его. Но против первого толкования говорит уже отсутствие в еврейском тексте и в большинстве списков перевода LXX-mu обычного в подобных случаях определения: сын, евр. бен, ??? (ср. Ис 1.1 ; Иер 1.1 ; Иез 1.3 ; Ос 1.1 ; Иоиль 1.1 ; Иона 1.1 ; Соф 1.1 ; Зах 1.1 ), а также полная неизвестность отца пророка не только в Библии, но и в предании. В пользу второго понимания, напротив, говорит это последнее обстоятельство: обычно в Библии подобная рассматриваемому выражению форма употребляется для указания на место рождения лиц незнатного происхождения, напр.: Ахия Силамлянин (евр. га-Шилони, 3Цар 11.29 ), Михей Морасфитин (евр. га-Марагити, Мих 1.1 ), Иеремия Анафофянин (га-Аннетоти Иер 19.27 ) и др. Высокий авторитет блаженного Иеронима заставляет нас без колебаний признать в рассматриваемом выражении указание на место рождения пророка. «Относительно слов пророка Наума Елкесеянина (elcesaei) – говорит блаж. Иероним, – некоторые полагают, что Елкесей был отцом Наума и что он, согласно с еврейским преданием, сам был также пророком, между тем как в Галилее доселе существует селение Елкеси (Elesi); хотя оно мало, и развалины едва указывают на развалины древних зданий, однако оно известно иудеям и было также мне указано проводником» (Пролог с. 255). В смысле Палестинской, частнее Галилейской, местности понимает блаж. Иероним слово Елкош, Елкесе, и в другом случае в своем Ономастике, согласно с Евсевием Кесарийским (Onomast. 418). И другие древние толкователи, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К сожалению, очень мало известно о реакции ревнителей религии в ту эпоху. Есть только свидетельство, что был протест. Уже во время первого праздника в честь Ваала, когда Иеровоам готовился принести жертву, некий «человек Божий» из Иудеи явился на торжество и в присутствии царя проклял нечестивый царский алтарь. Кто это был — непонятно. Пророк Ахия, который поддержал его, говорит священнописатель, после этого события отвернулся от царя. Он видит его падение и его идолопоклонство. Династия уже пресеклась на сыне Иеровоама Надаве, который был убит заговорщиками. Это было началом династических и дворцовых смут, которые не прекращались до самой гибели Северного царства в 722 году. Половина Израильских царей погибла насильственной смертью. В Иудее верность дому Давида подкреплялась религиозными мотивами, на севере таких не было. Раз нет истинного богопочитания, нет богобоязни, то все позволено! Главное — борьба за власть. Одним из наиболее интересных царей Израиля был Ахав, или его имя было еще Омрия. Он совершил ряд походов, покорил несколько ассирийских городов и об этом свидетельствует надпись на знаменитом памятнике Моавитского царя Миши, что этот царь покорил Моав и взимал с него дань в виде отар овец. Когда Ахав унаследовал престол, связи с Финикией стали еще более тесными. Торговцы мирового масштаба, финикийцы постоянно втягивали израильтян в свои торговые операции, которые постоянно приводили Израиль к более тесному общению с ними. Ахав вел большие войны с ассирийцами и после победы над ними заключил союз с сирийским царем. На этот раз войско ассирийского царя Салмансара III встретило огромное войско, которое преградило ему путь. Ахав выдвинул 2000 колесниц и 10 тысяч воинов. После долгих неудачных попыток подчинить себе Ассирию, был заключен мирный договор. Библия говорит, что цари Израильские пребывали в еще большей роскоши, чем цари Иудейские. Ахав построил себе дворец из слоновой кости. В свое время около дворца были произведены раскопки и были обнаружены очень много обломков костяной резьбы.

http://sedmitza.ru/lib/text/432135/

С севера на Израиль нападает Сирия. Тем не менее, разделение царств имело и некое положительное значение. Будущность Израиля в области религии зависела от степени свободы, которой будут пользоваться пророки. Между тем абсолютная монархия, которая проявилась в Соломоне, в его сыне и других царях обещала задушить проявление свободного духа. Не случайно к восстанию против Соломона был причастен пророк Ахия. Ослабление царской власти в обеих частях Израиля обеспечивало возможность проповеди независимых взглядов и религиозной оппозиции против власть имущих, которые возникли в пророческой среде. Это было бы невозможно, если бы Израиль был единым. В Иерусалиме это бедствие разделения Израиля было воспринято, как кара Божия за грехи Соломона. Однако, Ровоам, будучи сыном аммонитянки, которая почитала бога Молоха, религиозной щепетильностью не отличался. К тому же ему было свойственно упрямство и узость взглядов, иначе он не стал бы поступать так жестоко по отношению к тем, кто к нему пришел с просьбой. Он ничего не отменил из тех порядков, которые он установил и еще более их ужесточил. Только его внук Аса (913-773 гг.) начал постепенную и планомерную борьбу против язычества, к которой побуждала проповедь пророков. Преемник Асы Иосафат посылал священников в Иудейские города с книгой Закона, чтобы они наставляли народ. Таким образом, первое десятилетие после раскола, Иудея сумела в какой-то степени преодолеть посеянный Соломоном соблазн многобожия. Совершено другую картину мы видим в Северном царстве Израильском. Цари Иудейские: первый — Ровоам, затем — Авия, Аса, Иосафат, Иоарам, Охозия, царица Афалия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Аммон, Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония и Седекия. Из царей Израильских: Иеровоам — правил 22 года, Ахав — правил 22 года, 874-753 годы, при нем выступает как пророк Илия Фесвитянин; Иорам правил 12 лет, его упоминают в связи с тем, что при нем проповедовал пророк Елисей; Ииуй — правил 28 лет, Осия — последний из царей израильских, правил 9 лет, окончание его царства приходится на 722 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/432135/

Ср. ( 3Цар.11:41–43 ). Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств ( 3Цар.11:1–40 ), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по-видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в 1–11 главах 3 Царств, не вошли в кн. Паралипоменон) 4 . Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков – историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе ( 3Цар.11:41 ) названа лишь вообще «книга дел Соломоновых». «Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли до нас. О пророке Нафане упоминается во ( 2Цар.7:2–17 ; 3Цар.1:8–45 ; Пс.50:1 ; 1Пар.17:1–15,29:29 ; 2Пар.9:29,29:25 ). Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные дела» (проф. Гуляев «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 514–515). Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два ( 3Цар.11:29–39 ) и о гибели дома Иеровоама ( 3Цар.14:4–16 ; 2Пар.10:15 ); кроме того, согласно данному месту, составлял летописи. Последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во ( 2Пар.12:15,13:22 ). Главы 11–36, образующие вторую и большую часть второй книги Паралипоменон, содержат повествование о всех царях Иудейского царства с момента отделения от него Израильского и до падения первого с Вавилонским пленом. 4 Именно особый характер и цель повествования кн. Паралипоменон, а не произвольное тенденциозное искажение древних записей послепленным писателем, как полагает, например, J. Wellhausen, послужили причиной отмеченных разностей в повествовании З Царств и 2 Паралипоменон о царствовании Соломона. По Велльгаузену (Wellhausen J., Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1886, S.S. 192–193), напротив, во 2 Паралипоменон «древний образ (царствования Соломона) так затушеван, что уничтожены все темные и неприятные черты и взамен того вставлены новые и блестящие краски не в духе оригинала, но во вкусе времени: священники левиты, огонь с неба, исполнение всей правды закона и много музыки, кроме того, всякие легендарные анахронизмы и преувеличения. Материал «предания является преломленным о чуждую среду – дух послепленного Иудейства».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ахимелех Ахимелех (брат царя) – имя следующих лиц: а) ( I Цap. XXI, 1 ). Некоторые думают, что Ахимелех был то же самое лицо, что и Ахия; но другие полагают, что Ахия был сын Ахитува и его преемник по священству и что Ахимелех доводился ему братом и был преемником в той же самой должности. Для нас не существенно важно, какое из этих мнений более справедливое. Давид, во время бегства от Саула, прибыл в Номву, где жил первосвященник Ахимелех. Он сказал о себе, что сильно спешит по важному царскому делу, и таким образом получил от него несколько хлебов предложения, а также меч Голиафа, который сохранялся в числе некоторых священных вещей. Доик, идумеянин, главный слуга Саулов, который случайно находился в Номве и был свидетелем свидания между Давидом и Ахимелехом, рассказал об этом Саулу, который немедленно призвал к себе Ахимелеха и всех священников, бывших с ним ( I Цap.XXII, 17 ). Он обвинил их в умышленной поддержке и вспоможении своему врагу, а те отвечали заявлением своего незнания о неприязненных отношениях со стороны Давида к Саулу или его царству. Впрочем, это объяснение, при всей своей вероятности, нисколько не помогло им, и царь приказал своим воинам избить их. Когда воины отказались возложить руки на священников Господних, царь приказал Доэку напасть на них. Иноплеменник сделал это и умертвил их, а также истребил мечом город Номву, где жили священники, и всех мужчин, женщин и детей, равно и стада, какие нашлись там. Авиафар, сын Ахимелеха, был единственное лицо, которое спаслось, – он убежал с ефодом к Давиду. В Ев. от Марка ( Mk.II, 26 ) вместо имени Ахимелеха ( I Цap. XXI, 1–10 ) упоминается имя Авиафар. Подобное кажущееся противоречие объясняется тем обстоятельством, что Ахимелех, подобно сыну своему Авиафару, носил два имени, именно: Ахимелех и Авиафар (Свящ. Истор. Ветх. Зав. протоиер. Богословского, I, 236, в примечании); б) ( I Цap. XXVI, 6 ) – хеттеянин, один из главных воинов Давида в пустыне Зиф. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также 40 лет, и сотворил зло; при нем были пророки: Нафан и Гад. Ровоам, сын его, царствовал 17 лет, и делал зло. При нем разделилось царство, и с ним в Иерусалиме остались два колена – Иудино и Вениаминово; а в Самарии – десять колен. При нем были пророки: Ахия Силонитянин, Самей и Аддо. Авия, сын его, царствовал 3 года; сердце его не было совершенно, как сердце Давидово, но он ходил в грехах отца своего; и при нем был пророк Аддо. Асса, сын его, царствовал 41 год, и творил правду, но высóты (на которых совершалось идолослужение) оставались; при нем были пророки: Азария, сын Одида, и Анами. Иосафат, сын его, царствовал 25 лет, и творил правду, но еще оставались высóты; и после сего навлек на себя укоризну в беззаконии за то, что подружился с Охозиею, царем Израильским, и был сообщником ему в строении кораблей. При нем были пророки: Илия, Елиссей, Михей, Ииуй, сын Анами, Озииль, сын Захарии, и Елиада, сын Одия, из Марисы. Иорам, сын его, царствовал 8 лет, и делал зло: ибо имел женою дочь Ахаава; при нем были – Илия и Елиссей. Охозия, сын его, царствовал один год, и творил зло. После него царствовала Гофолия, мать его, 7 лет. Иоас, сын Охозии, царствовал 40 лет. Он убил Захарию, и творил правду, пока был жив Иодай, муж разумный, и наставлял его. Сего убили слуги его в доме Маелофи. При нем пророчествовал Азария (Захария), сын Иодая. Амессия, сын его, царствовал 29 лет, и в начале творил правду, но не так, как Давид; ибо народ еще приносил жертвы на высотах, и он не посек дубрав; при нем пророчествовали пророки, но не написали имен своих. После сего Амессия, поразив жителей Сеира, возгордился этим, и стал служить идолам Сеирским, и, преданный врагам, поражен. Азария, он же и Озия, царствовал 52 года, и сначала творил правду, как и отец его; впрочем высот не уничтожил. Сделавшись счастливым, он возгордился и захотел сам принесть жертву в храме, что позволено только священникам. Посему и был поражен проказою, услышав: несть твое, Озие, да кадиши фимиамом Господеви, но токмо священником, сыном Аароним освященным (2 Парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

После того как Соломон умер, израильтяне собрались к Ровоаму, его сыну, который пришел для воцарения в Сихем (вспомним, что именно в Сихеме обещал Бог Авраму отдать землю Ханаанскую его потомкам ( Быт. 12:7 ), и просили его облегчить бремя, которое на них возложил Соломон, говоря, что все главные свершения уже позади и можно уже облегчить и трудовые повинности, и подати, которыми они обложены. Но Ровоам посоветовался со своими молодыми друзьями и ответил, что отец его наказывал их бичами, а он будет наказывать их скорпионами и увеличит иго их. И не послушался царь народа. Тогда десять колен отложились от Ровоама. «Разошелся Израиль по шатрам своим. Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам... За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина и Вениаминова» ( 3Цар. 12:16–20 ). Совершается то, что было предречено Соломону, и с этого момента до самого времени Вавилонского пленения никогда больше единое царство не восстанавливалось. Следует заметить, что обетование пророк Ахия дал лично Иеровоаму, а народ отступил от потомка Давида не по ревности о благочестии, поскольку Соломон впал в идолопоклонство, но по желанию мирских благ, и, по слову блаженного Феодорита Кирского , «поэтому недостойны они никакого извинения в том, что присвоили себе поставление царя» 169 . Начиная с двенадцатой главы Третьей книги Царств повествование постоянно переключается с одного царства на другое, деяния иудейских и израильских царей описываются поочередно. Это несколько усложняет изучение данного периода, тем более что книги Царств не представляют собой обычных хроник или летописей: составителя этих книг интересовал более всего религиозный, а не исторический аспект жизни царств. Поэтому некоторые царства, замечательные с точки зрения экономики, военных завоеваний и достижений мирского характера, удостаиваются одной-двух фраз, что затрудняет изучение собственно истории. При знакомстве с этим разделом полезно обращаться к различного рода справочным материалам и исследованиям, посвященным эпохе разделенных царств 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Наконец склонность к утехам чувственности возобладала и поработила мудрейшего из царей. Он имел 700 жен и 300 наложниц 545 и так прилепился к иноплеменницам 546 , что принял участие в их служении Астарте, Хамосу и Молоху. Близ самого Иерусалима он создал языческие капища. Разгневанный Бог объявил ему через Пророка 547 , что большая часть его царства отнимется, и дана будет его подданному, и что только ради Давида и ради Иерусалима часть предоставляется его сыну. Совершение сего суда, по той же причине снисхождения, отсрочено до его смерти, но первые оного действия открылись предварительно в противниках, беспокоивших его в последние годы его царствования. Адер 548 , идумеянин царского племени в малолетстве спасшийся бегством от победоносного войска Давидова, потом принятый фараоном в благоволение и родство, узнав о смерти Давида и Иоава, возвратился в свое отечество и утвердился в нем. Разот, подданный Адраазара царя сувского, отложившийся от государя своего во время его войны с Давидом и сделавшийся начальником шайки разбойников, овладел дамасскою Сириею, в которой доселе Соломон имел свои войска. Иеровоам, сын вдовы от колена Ефремова, сделался врагом царя потому, что ему самому обещано царство. Пророк Ахия, встретив его на поле, раздрал свою одежду новую на двенадцать частей, велел ему взять десять из них, и сказал в изъяснение сего символа, что царство еврейское раздерется, и ему даны будут десять хоругвей. Для прочности сего дара он советовал хранить Божьи заповеди, подобно Давиду, присовокупив, что дом Давидов будет озлоблен, однако не навсегда 549 . После сего Соломон старался погубить Иеровоама; сей делал покушения против него 550 , впрочем, был принужден в Египте ожидать конца его сорокалетнего царствования. Мнение о его обращении К сожалению, обращение Соломона не столь достоверно, как его заблуждения. Однако Кирилл Иерусалимский , Епифаний, Иероним, думают, что он предварил смерть свою покаянием 551 . Сего плода надлежало ждать от наказаний, которые он претерпел уже и в событиях и в предсказаниях; сего надлежало надеяться от Бога, который еще до его рождения обещал не предавать его конечному отвержению 552 . Книга Екклесиаста, по – видимому, есть памятник сего покаяния. Многократные восклицания против суеты, описания пышности, роскоши, вольномыслия, резкие укоры против женского пола 553 , живое изображение старости 554 , заключительное воззвание к страху Божьему, как единственному предмету человека 555 – все в оной приличествует последним дням человека наскучившегося миром и стремящегося к Богу. Впрочем Соломон оставил по себе и памятники своих преступлений: неизвестно, времени, или ревности не достало у него, чтобы разрушить свои капища. Разделение царства Еврейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

308 Подобное этому мнение высказывает также R. Simeon, ссылаясь в подтверждение возможности для Моисея – самому сделать заметку о своей смерти (по Талмуду, автором последних 8 стихов Пятокнижия – Втор.34:5–12 мог быть Иисус Нав.) на то, что Моисей писал под диктовку Бога и писал именно все время, пока диктовал Бог, причем последние слова писал в слезах: Вава Bathra 15 a, Menachoth 30 а. 320 Характеристика его много напоминает Моисееву, чтó, кажется, делало Иисуса особенно достойным преемником Моисеевым в глазах Иосифа: Иисус Навин обладал высоким разумом и имел несравненный дар слова, когда говорил к народу: неутомим в трудах, неустрашим в опасностях, полезен во время войны мудрыми советами и украшен добродетелями, во всякое время подкреплять общество могущими " … Продолжительность жизни и деятельности его – 110 лет, из коих 40 сопутствовал Моисею и 25 управлял после него, – дается согласно с Seder Olam. 322 Достойно замечания, говорить Ranke, что также в самой книге И. Навина последнее обстоятельство передается не просто как факт, но как бы приводится только имеющее его одно место из «книги Праведного»: «не так ли написано в книге Праведного?; и стояло солнце, остановившись посреди неба, и не спешило заходить в почти законченный день» (книга Праведного – Sepher hajjashar еще цитируется во 2Цар.1:18 ). 326 Илий, Финеес, Иохавед (у Иос. Иоахав), брать его – Ахитув, Ахия (1Ц.14:3), Ахимелех (1Ц.22:12), и Авиафар. 328 Вероятно, однако, сам Иосиф считал эту цифру менее точной, чем в действительности. Едва ли при 70 только умерших он мог сказать, что «всякий (т.е. в городе) своего мертвеца оплакивал». Вообще, мнения о числе умерших разделяются. Представители этих мнений – R. Abuha и R. Elieser насчитывают – один 70 (как Иосиф), другой 5.000 павших, ср. Sôta, 35b. По свидетельству ученого Кеникотта, число 70 он нашел еще в 2 манускриптах (Иуд. письма к Вольтеру ΙΙ ч. стр. 120). Вообще, ошибка в данном месте евр. текста несомненна. Буквально это место там стоит так: «Бог поразил смертью 70 человек пятьдесят тысяч человек» – выражение, не имеющее смысла (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Слово Наум с Евр. значит утешитель. В 1-м стихе своей книги пророк называет себя Елкосеянин, каковое название указывает не на родословие, а на место рождения пророка. Это доказывается во 1) тем, что при родословии обыкновенно прибавляется слово сын ( Ис. 1, 1 ; Ос. 1, 1 ), которого нет в Еврейском тексте в данном месте; во 2) тем, что такая форма в священном писании всегда употребляется только при указании места рождения лиц незнатных по своим предкам, как и пророк, Михей назван Морасфитянин ( Мал. 1, 1 ), Ахия Спломитянин ( 3Цар. 11, 29 ) по месту происхождения ( Иер. 29, 27 ). LXX перевели – сын Елкесеева может быть на основании предания, по которому пророк, происходя из селения Елкоша, был и сын Елкесея, хотя записанного предания об этом нет. По преданию, записанному бл. Иеронимом, селение Елкоша находилось на Севере Галилеи в царстве Израильском, следовательно, Наум был по происхождению из Израильского царства, после его падения он, вероятно, переселился в Иудею и утешал иудеев. Этого мнения держатся почти все толкователи. Только в недавнее время некоторые ученые отыскали другое место рождения пророка в Ассирийском Елкоше на восточной стороне Тигра неподалеку от древней Ниневии, где показывают гробницу Наума; но сходство имен может быть совершенно случайное и находка какого-нибудь памятника дала повод к принятию оного за гробницу пророка, исповедовавшего против Ниневии (Эйхгорн и др.). О времени служения пророка Наума можно думать, что он пророчествовал в последние годы Езекии царя; это доказывается во 1) тем, что Израильское царство представляется в книге Наума уже разрушенным (2, 2), а падение его произошло в 6-й год Езекии (722 г. до Р. X.); во 2) тем, что в этой книге (1, 11) указывается на нашествие Сеннахирима на Иерусалим, а оно было в 14 год Езекии; в 3) тем, что в книге говорится об истреблении Египетского города Аммона (3, 8), что было в 13 год Езекии; в 4),Иудеи не обличаются в идолослужении, что указывает также на благочестивое царствование Езекии; в 5) Ниневия является еще во всем своем могуществе и блеске, что указывает на время Сеннахирима, после которого начинается упадок Ассирийского могущества, и наконец, 6) не называются по имени враги, имеющие разрушить Ниневию, что свидетельствует об отдаленном будущем. Итак, Наум был современником Исайи и жил в последние годы царствования Езекии после 14 года или 714 г. до Р. X. О других обстоятельствах жизни пророка ничего не известно. По преданию, он умер на 45 году жизни и погребен в своей земле. Содержание его пророчеств

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010