Небесные дарования святых есть продолжение, усиление и расширение их земных дарований. Так, святым людям на земле присущ дар ведения всего сокровенного и тайного. Св. пророк Ахия, хотя был слеп, но узнал пришедшую к нему жену Иеровоама. Пророк Елисей знал, что далеко от него делали слуга Гиезий и сирияне. Св. ап. Петр раскрыл утаенное Ананией и Сапфирой ( 3Цар.14:4–6 ; 4Цар.5:25, 6:8 ; Деян.5:1–11 ). И совершенно понятно, что это свойство святых на небесах безмерно расширяется и делается присущим всем святым с момента отделения их душ от тел. Исключительное значение имеет молитва за других со стороны людей праведных. «Много может усиленная молитва праведного. Или я был человек, подобный нам, и молитвою своею прекратил дождь и испросил дождь». Об Иове праведном Господь сказал: «раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иак.5:16–18 ; Иов.42:8 ). И это потому, что «если сердце наше не осуждает нас, – говорит св. апостол, – то мы имеем дерзновение к Богу и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Ин.3:21–22 ). Таковы молитвы святых Апостолов за людей: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания», «не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнились познанием воли Его», «о сем-то и молимся, о вашем совершенстве» ( 2Фес.1:11 ; Кол.1:9 ; 2Кор.13:9 ). Св. апостол говорит христианам: «не перестанем молиться о вас». Если молитва Апостолов была на земле непрестанна, то, как она может перестать после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа?» Ведь, «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( Кол.1:9 ; 1Кор.13:8 ). Если святые люди имели на земле любовь к людям и в этой любви стяжали самый залог жизни вечной, то, очевидно, что, перейдя через любовь «от смерти в жизнь» ( 1Ин.3:14 ), они не лишились этой любви к людям, но продолжают ее иметь, иначе бы они лишились самого Царства Божия и перестали бы его чувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Неем.10:9 .  Левиты: Иисус, сын Азании, Биннуй, из сыновей Хенадада, Кадмиил, Неем.10:10 .  и братья их: Шевания, Годия, Клита, Фелаия, Ханан, Неем.10:11 .  Миха, Рехов, Хашавия, Неем.10:12 .  Закхур, Шеревия, Шевания, Неем.10:13 .  Годия, Ваний, Венинуй. Список приложивших печати левитов. В списке названо 17 имен, которые опять должны считаться именами классов или черед левитских. Упоминаемый в ст. 9 Иисус и Кадмиил возвратились (роды их) еще при Зоровавеле ( 1Ездр. 2:40 ; Неем 7.43 ). Сыновья Хенадада также упоминают уже в ( 1Ездр. 3:9 ). «Биннуй, сын Хенадада», по ( Неем. 3:24 ), строил часть стены. Большая часть названных в ст. 9–13 имен встречалась уже в ( Неем. 8:7 ). Неем.10:15 .  Вунний, Азгар, Бевай, Неем.10:16 .  Адония, Бигвай, Адин, Неем.10:17 .  Атер, Езекия, Азур, Неем.10:18 .  Годия, Хашум, Бецай, Неем.10:19 .  Хариф, Анафоф, Невай, Неем.10:20 .  Магпиаш, Мешуллам, Хезир, Неем.10:21 .  Мешезавел, Садок, Иаддуй, Неем.10:22 .  Фелатия, Ханан, Анаия, Неем.10:23 .  Осия, Ханания, Хашшув, Неем.10:24 .  Лохеш, Пилха, Шовек, Неем.10:25 .  Рехум, Хашавна, Маасея, Неем.10:26 .  Ахия, Ханан, Анан, Неем.10:27 .  Маллух, Харим, Ваана. Список глав народа, т.е. мирян. В списке названы имена отчасти известные из ( 1Ездр. 2:1–35 ) и ( Неем. 7:5–24 ). Всех имен 44, а в ( 1Ездр. 2:1–35 ) только 33. Поэтому нужно допустить, что число глав во время между Зоровавелем и Неемией (537–444) увеличилось вследствие увеличения общины новыми переселенцами и присоединения к общине иноплеменников. Некоторых названных в 1 кн. Ездры лиц (Сафатия, Арах) ( 1Ездр. 2:4–5 ) в рассматриваемых стихах мы не встречаем, – или потому, что роды их прекратили свое существование, или потому, что представители этих родов не подписали всенародного решения. Упомянутый в ст. 17 отдельно от Езекии (Атер, Езекия) Атеар, по ( 1Ездр. 2:16 ), принадлежал к дому Езекии. Неем.10:28 .  И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но когда он ушел, за ним поехал некий провидец и пригласил пророка в свой дом пообедать с ним, солгав, что вернуться ему повелел Ангел. Пророк пошел, и после трапезы Дух Святой сказал ему через провидца, что он не дойдет до дому в наказание за ослушание Господа. Ведь если повелевает Сам Бог, то нельзя слушать никого другого – ни Ангела, ни человека. На дороге пророка убивает лев, который не тронул осла, на котором ехал пророк, показав тем самым, что он лишь исполняет волю Творца. Провидец похоронил тело пророка, приказав и себя похоронить рядом, ибо он знал, что слово Бога всегда сбывается. Так и произошло: когда спустя почти триста лет царь Иосия уничтожил тельцов и жертвенник, он пощадил кости пророка. Однако, несмотря на предупреждение, Иеровоам не остановился на своем злом пути, и Бог покарал его. У царя заболел первенец, и он решил узнать об исходе его болезни. Для этого Иеровоам послал к пророку Ахии, предсказавшему ему царство, свою жену, велев ей переодеться. Но когда она вошла в дом, Ахия, хотя и был слепым, узнал ее и сказал так: – Для чего тебе переодеваться? Я грозный вестник для тебя. Скажи Иеровоаму вот что. Так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды народа и поставил вождем народа моего, Израиля, а ты поступил хуже всех, которые были до тебя, и сделал себе истуканов, чтобы раздражать Меня, Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на всех, кто у Иеровоама, и вымету дом Иеровоама, как выметают сор, дочиста. Все его родные погибнут и будут лишены погребения. И вот тебе знак. Твой сын умрет в тот момент, когда ты переступишь порог. И это произойдет потому, что он единственный, кто нашелся угодным Мне. А Господь поразит Израиль, и он станет как тростник, колыхающийся в воде. И выгонит Он его из этой доброй земли, которую Он дал ему, за все беззакония его. Все так и произошло. В то мгновение, когда жена Иеровоама переступила порог, ее сын умер, а на Иеровоама Бог послал страшную болезнь, и он скончался в мучениях. Так Господь карает неблагодарных! Конец Северного царства (3Цар.; 4Цар.)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но оно стоит в согласии со строгим приговором той же реформе со стороны пророка Ахии и от него получает и свою достоверность. Ахия происходит из Силома, следовательно, из израильского царства. Он первый предсказал Иеровоаму царствование над десятью коленами израильскими и прочность его под условием точного соблюдения заповедей Иеговы (Цар.11:29–39). Теперь он совершенно отстраняется от Иеровоама и угрожает гибелью его дому и выселением из своей земли его подданных и именно за то, что он поступал хуже всех, которые были прежде него, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражать Иегову; Его же отбросил назад... и чрез то и сам согрешил и ввел Израиля в грех ( 3Цар.14:1–16 ). Так и по взгляду Ахии, пророка израильского, Иеровоам ввел новый противозаконный культ. Понятно само собою, он не был одинок в своих воззрениях. И другой дееписатель рассказывает, что левиты и священники оставили царство израильское и перешли в Иерусалим и в царство иудейское, 361 а за ними и из всех колен израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа, Бога Израилева, приходили в Иерусалим, чтобы приносить жертвы Господу, Богу отцов своих ( 2Пар.11:13–16 ). Так и в конце и в начале существования израильского царства и вообще во весь период еврейской истории после разделения царства мы встречаем суждения и факты, свидетельствующие о том, что религиозная реформа Иеровоама представляет сильное уклонение от практиковавшегося тогда истинного культа Иеговы, уклонение, навлекшее гибель, прежде всего на дом ее первого виновника, а потом и на все израильское царство. Молчание о культе тельцов со стороны Илии и Елисея – не доказательство в его пользу При таком положении дела может представляться на первый взгляд странным то, что Илия и Елисей не проговариваются ни полусловом о культе тельцов ни в хорошую, ни в дурную сторону. Оба они сильные ревнители по истинной религии Иеговы в израильском царстве. Если культ тельцов составляет уклонение от законного культа Иеговы, то естественно, по-видимому, ожидать с их стороны сильного его обличения, особенно со стороны Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но после того царь вавилонский возвысил Иоакима, дал ему престол выше других царей, и ел и пил вместе с ним до конца своей жизни. Этим и оканчивается книга, т.е. взятием города и отведением народа в плен. Теперь остается кратко перечислить по этим четырем книгам имена царей иудейских и израильских и показать, каков был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. По смерти Саула, царствовавшего сорок лет, царствовал Давид над всеми израильтянами и иудеями сорок лет, а именно, в Хевроне семь лет, и над всеми израильтянами и иудеями тридцать три года. Он творил правду сердцем совершенным. При нем были пророки Нафан и Гад. Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также сорок лет, и совершил зло. И при нем были пророки Нафан и Гад. Ровоам, сын его царствовал семнадцать лет и делал зло. При нем царство разделилось и остались с ним в Иерусалиме два колена, Иудино и Вениаминово; в Самарии же десять колен. При нем были пророки Ахия Силонитянин и Адда. Авия, сын его, царствовал три года; сердце его не было подобно Давидову, но он ходил во грехах отца своего; и при нем был пророк Адда. Аса, сын его, царствовал сорок один год и творил правду; впрочем при нем еще оставались высоты (идольские). При нем были пророки Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын его, царствовал двадцать пять лет и творил правду; но высоты еще оставались. Впоследствии и он подвергся упреку в нечестии за то, что был в дружбе с Охозиею, царем израильским, и большею частью принимал участие в его делах. При нем были пророки Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Иозоил, сын Захарии, и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын его, царствовал восемь лет и делал зло, потому что имел женою дочь Ахаава. И при нем были Илия и Елисей. Охозия, сын его, царствовал один год и делал зло; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал сорок лет. Он умертвил Захарию и творил правду всею душою своею, пока мудрый Иодай был жив и наставлял его. Его убили рабы его, в доме Маллоновом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но Соломон не устоял на вершине своей славы. Он взял себе в жены дочерей иноплеменников, и они совратили его, и, для того чтобы ублажить их, Соломон построил капища идолам вокруг Иерусалима, и Бог разгневался на него. Господь пообещал за такое беззаконие разделить царство Израильское, но произойдет это только после смерти Соломона – ради Давида, отца его. Тут мы видим, насколько внимательным надо быть при выборе жены: ведь если мудрейший царь низринулся в бездну идолопоклонства из-за нечестия жены своей, тем более страшная участь угрожает христианину, женившемуся на неверной. Уже во время жизни Соломона Бог воздвиг противников ему – Адера, который стал вождем идумеев, и Разона, который воцарился в подвластной Соломону Сирии. Но главным противником его стал Иеровоам, которому пророк Ахия предсказал, что тот станет царем над десятью коленами Израиля. В знак этого пророк разорвал свой плащ на 12 частей и 10 отдал Иеровоаму. Бог сказал, что если он будет верен Ему, то и его династия, как и Давида, станет крепкой. Соломон дожил до глубокой старости и умер. По преданию, он пришел в Храм, встал, опершись на посох, и так, стоя, скончался. Никто не смел подойти к мудрому царю, но червь подгрыз посох, и царь упал в том Храме, который был его величайшей славой. Разделение царства (3Цар. 12; 2Пар. 10, 1–19) После смерти Соломона его сын Ровоам пришел в Сихем, где собрался народ, чтобы возвести его на трон. Иеровоам и другие евреи стали просить его облегчить им бремя налогов, возложенное на них Соломоном. Ровоам посоветовался со старейшинами, и они предложили ему пойти навстречу требованиям народа, чтобы впоследствии люди всегда поддерживали его. Но их совет не понравился молодому царю, и тогда он спросил совета у своих сверстников, а те посоветовали ему еще более ужесточить положение людей. Такой совет польстил гордому и глупому царю, и он сказал народу: – Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал бичами, а я буду наказывать вас скорпионами (бичами с шипами – прим. авт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобой и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Ибо так заповедано мне словом Господним: не ешь там хлеба и не пей воды, и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел». Однако же он сам нарушил эту заповедь и, послушавшись одного ложного пророка, зашел к нему и принял угощение, за что и умерщвлен был в пути напавшим на него львом – в предостережение всем тем, кто не твердо стоят в заповеди Божией. Так как Иеровоам не вразумился от бывшего ему предостережения, то его постигло семейное несчастие: умер его сын Авия, единственный в его доме, «в ком нашлось нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым». Когда он сделался болен, Иеровоам хотел тайно воспользоваться милостью того Бога, которого он отвергал открыто 213 . Он велел своей жене переодевшись отправиться в Силом к престарелому пророку Ахни, тому самому, который предсказал ему, что он будет царем, и спросить его о предстоящей участи сына. Но когда она вошла в дом Ахии, то престарелый пророк, несмотря на свою слепоту, сразу узнал, кто его посетительница, и не только не принял принесенных ему подарков («десять хлебов и лепешек и кувшин меду»), но произнес строгое осуждение на весь дом Иеровоамов, заявив, что за введенное им идолопоклонство Господь наведет всевозможные бедствия на его дом и «выметет дом Иеровоамов, как выметают сор до чиста», а сам Израиль будет извергнут из земли обетованной и отведен будет за реку (Евфрат – в плен) «за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа». Больной сын царя должен был умереть, что и случилось, лишь только царица по возвращении переступила порог своего дворца. Но вот умер и сам Иеровоам, процарствовав двадцать два года 214 . Ему наследовал сын его Нават, который во всем последовал примеру своего отца: «делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля во грех». Поэтому его скоро постигло наказание Божие, и он пал жертвою военного заговора, составленного военачальником Ваасой, который убил царя и истребил дом Иеровоамов, как и предсказал пророк Ахия, и сам сделался самозванным царем Израиля 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Предисловие Иные подумают, может быть, что беремся за дело излишнее и напрасное, предпринимая толковать пророчества, тогда как труд сей совершен уже другими. Но найдутся люди высоко чтущие божественное, и тщательно обученные священному писанию; и они не только не вознегодуют на нас, и не будут укорять подобно оным порицателям, но, вероятно, одобрят и похвалят, если в сочинении сем и не найдут чего-либо отлично-хорошаго; потому что и одного усердия достаточно, чтобы приобрести похвалу у судей правдивых. Так Спаситель и Господь наш в священном евангелии и за две лепты превознес похвалами оную вдовицу, изрекши похвалу по качеству произволения, а не по количеству дара. В законе же, повелев достаточными на сооружение скинии приносить золото, серебро и драгоценные камни, и живущих в нищете не лишил приобретаемого сим благословения, подал повеление, чтобы и они приносили, кто кожу, кто волосы, а не имевшие у себя и этого приносили вместо сего в дар свою силу и свое искусство, приготовляя из волос пряжу и ткани. Сверх того знаем, что не великий только Моисей именовался Пророком, но и Иисус Навин, и Самуил, и Давид, и Нафан, и Гад, и Ахия, и Илия Елиссей, и кроме сих весьма многие другие. И евангельскую проповедь преподали всем людям не Петр только, и Иаков, и Иоанн, и Андрей, и весь лик Апостолов, также и Павел и Варнава, после них причтенные к лику Апостолов, но и Сила, и Тит, и Аполлос, ученики оных великих мужей. Да и на них не пресеклась благодать учительства, но просветила их преемников, и последовавших за сими преемниками; даже и доныне в церквах Божиих течет источник Всесвятаго Духа, и разделяет людям богоданные дары. Поэтому, кто судит прямо и правдиво, тем не покажется, будто бы делаем что-либо не сообразное, если, как некие власы, порождения ума своего принесем на сооружение новой скинии, юже водрузи Господь, а не человек ( Евр. 8:2 ). Если же скажет кто, что передаем чужие мысли; то и в сем случае найдет, что привносим и свою посильную долю; потому что подобно женам, из принесенных другими волос уготовлявшим пряжу и ткани и делавшим покровы для скинии, и мы, собрав, что здесь и там сказано хорошего, из всего этого (скажем так с Богом) хотим соткать одно целое, приводя читающим ясность мысли двенадцати Пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ст. 11. …И сказал Господь Соломону... Я отторгну от тебя царство, и отдам его рабу твоему... Полагают, что на сей раз воля Божия объявлена была Соломону через посланника Божия; ибо непосредственных откровений он сделался уже недостоин. Может быть, сим вестником гнева Божия был тот же пророк Ахия, который вскоре затем облек Иеровоама царской властью над десятью коленами, отторгнутыми от царства Соломонова 496 . Грозный суд Божий на Соломона, некогда осыпанного милостями Господними, открывает нам непоколебимое правосудие и беспристрастие Господа Бога, воздающего каждому по делам его. Урок беспечным и коснеющим во грехах!.. Ст. 12. …Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его … (т. е. царство твое). Как отрадны и утешительны эти слова Господни должны быть людям благочестивым и святым! Они могут быть уверены, что милость Господня простирается не только на них, но и на чад их, и на отдаленное потомство. Непоколебимый и вечный в судьбах своих Господь благоволит, однако же, относиться к людям по-человечески, их желания и прошения выслушивает, и, вообще, их свободную, хотя и ограниченную, волю – щадит и сберегает рядом, так сказать, со Своей всесовершенной и неограниченной волей. Ст. 13. …И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего... Т. е., колено Вениаминово Господь обещает сохранить за царственным родом Иуды. «И весьма справедливо, – рассуждает блаж. Феодорит, – Бог соединил два эти колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово – храм Божий; потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова» 497 . К сим двум коленам присоединились впоследствии левиты, как служители истинной религии, а также немалое число истинных Израильтян, которые решились остаться верными Иегове и отринули Иеровоамово служение золотым тельцам. Ст. 26–39. В стихах 26 – 39 излагается речь пророка Ахии (Силомлянина), от имени Божия, к некоему Иеровоаму Ефремлянину – о том, что царство еврейское при сыне и наследнике Соломоновом должно разделиться на две части, и большая из них (десять колен) должна достаться сему Иеровоаму (третьему противнику Соломона). Речь пророка Божия предваряется краткой историей Иеровоама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так же : «Царь Соломон был женолюбив, и И148 было у него законных 700 и наложниц 300. И взял жен из моавитян, из аммонитян, из сирийцев, из идумеев, из хеттеев, из аморреев – из которые запретил Господь сынам Израилевым. И было во время старости его, и не было сердце его с Господом Богом его, как сердце/95г Давида, отца его. И склонили чужеземные жены сердце его в след богов своих. И тогда воздвиг Соломон капище Хамосу, идолу Моавскому, и Астарте, мерзости Сидонской – и так он сделал для всех своих чужеземных жен, которые приносили жертвы и кадили идолам . И сделал Соломон зло перед Господом и не следовал Господу, как Давид, отец его. И разгневался Господь на Соломона, за то что уклонил сердце его от Господа, Бога Израилева, который явился ему дважды и заповедал ему не следовать более иным богам. И сказал ему Господь: «За то, что не сохранил ты/96а Моей заповеди и Б205 повелений, которые Я заповедал тебе, разорву и разрушу царство от рук твоих и дам его рабу твоему. Но в дни твои не сделаю этого, ради Давида, раба Моего, отца твоего, и ради Иерусалима, града Моего, который Я избрал» ( 3Цар. 11:1–13 ). И воздвиг Господь на Соломона противника – Адера идумея и царя Сувского, и были Израилю противники (во) все дни Соломоновы ( 3Цар. 11:14,23:25 ). «И умер Соломон в возрасте 73-х лет, и погребен был с отцом своим» ( 3Цар 11:43 ). При нем были Гомер эллинские мудрецы. Итак, из этого мы научились, говорит Феодорит,/96б насколько полезно благочестие отца. Ведь человеколюбивый Бог терпит и дурных, памятуя о добродетели предков. Все же они пожинают частично плоды (своей) нечестивости, от справедливого Божьего суда. Ф- пока (Соломон) имел попечение свыше, в мире и тишине пребывал, и все повиновались ему и приносили дани. Но когда он лишился он стал угодником мерзких. -Ф Поистине «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр. 10:31 ). как несказанна милость, так неизбежно наказание. А что (Соломон) служил идолам, оставив истинно Сущего Бога отца своего Давида, ясно из того, что Ахия пророк сказал И149 так: Б206 «Так говорит Господь: Вот Я разрушу царство из руки Соломоновой и дам тебе десять скипетров, а два скипетра дам/96в ему – ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, города Моего, который Я избрал Себе из всех колен Израилевых, – за то, что оставил Меня и служил Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, кумиру Моавскому, и Милхому, скверне сыновей Аммоновых» ( 3Цар. 11:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010