Как отреагировал епископ Василий на письмо Святейшего? Письмо было передано адресату прибывшим из Москвы протоиереем Михаилом Дудко 7 мая, перед началом литургии в Лондонском соборе. Однако епископ Василий отказался распечатывать письмо, а по окончании богослужения объявил прихожанам о своем намерении выйти из юрисдикции Московского Патриархата. Далее выяснилось, что одновременно с письмом Святейшему, не дожидаясь ответа от него, епископ Василий направил Константинопольскому Патриарху письмо с просьбой принять его и Сурожскую епархию в свою юрисдикцию. Отозвать это письмо епископ Василий отказался. Тогда, во избежание раскола, и было принято решение об освобождении его от обязанностей управляющего Сурожской епархией. Это было не просто мудрое решение, но и, по-видимому, единственно возможное решение в сложившейся ситуации. Узнав о своем освобождении от управления епархией, епископ Василий разослал всем священникам отпускную грамоту, датированную 1-м февраля 2006 года. Таким образом, каждый священник получил формальное право покинуть юрисдикцию Московского Патриархата и искать себе новую юрисдикцию. Но ведь отстраненный от управления епархией архиерей не имеет права давать отпускные грамоты клирикам своей бывшей епархии? Во-первых, архиерей вообще не должен выдавать отпускную грамоту на руки священнику, а может только прислать ее тому архиерею, в чью епархию поступает священник. Во-вторых, подписание документа задним числом является ложью и грубым попранием церковных канонов. А в-третьих, и это главное, епископ Василий попытался оставить своему преемнику «выжженную землю»: или епархия уходит вместе со мной, или вы получаете епархию без духовенства. Данный поступок епископа Василия нельзя расценить иначе как тяжкое каноническое преступление. Многие ли священники последовали бы за епископом Василием в другую юрисдикцию? Думаю, человек пять-шесть, т.е. примерно четверть или максимум треть духовенства епархии. Большинство же священников (кстати, почти все они англичане) желает сохранить верность Московскому Патриархату. Впрочем, без отпускной грамоты от Московского Патриархата епископ Василий не может быть принят ни в одну каноническую церковную юрисдикцию, а потому уходить ни ему, ни его немногочисленным сторонникам некуда. Поэтому надо надеяться на то, что затея с расколом епархии на две юрисдикции провалилась.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В октябре, оставив свою маму на попечение Пелагеи Михайловны Назаровой, Епископ Аркадий отправился в Полтавскую епархию. Путь его лежал через тогдашнюю столицу Украины – город Харьков. Там в то время без права выезда проживали многие выдающиеся архиереи и священники украинских епархий 489 . В Харькове владыка предъявил соответствующие документы в ГПУ УССР. Там сразу поняли, что Епископ Аркадий может помешать дальнейшему распространению организованного ими Лубенского раскола, и поэтому выезд из Харькова в Лубны и вообще в Полтавскую епархию ему был запрещён. С этого момента официально выехать из Харькова он уже не мог. В одном из писем владыка позже напишет: «Мне известны случаи, когда Епископы, присланные Москвой с соответствующими бумагами, всё-таки не были допущены к управлению своими епархиями» 490 . В Харькове Епископ Аркадий общается с другими архиереями, обсуждает с ними положение дел в Полтавской епархии, совершает богослужения в Ново-Троицкой церкви, много проповедует. В декабре 1926 года он вновь выехал в Москву. Здесь он пробыл два месяца. Прихожане Пименовского храма, в котором снова совершал богослужения владыка Аркадий, считали за честь пригласить Епископа на дом для благословения, а на праздник Крещения Господня – для освящения домов. В этот период времени он посетил дома многих верующих. Уделял особое внимание болящим, требующим утешения и наставления, сомневающимся в вере. Прихожане Пименовского храма любили Епископа Аркадия, а он, как отец чадам, отплачивал им пастырским попечением и заботой, зная каждого из них по имени 491 . Размышляя, как ему поступить дальше, он решает, несмотря на запрещение ГПУ, всё же ехать в Полтавскую епархию, попечение о которой он принял, получив хиротонию во Епископа Лубенского. Перед отъездом, опять оставляя свою мать на попечение Пелагии Михайловны Назаровой, владыка дарит ещё одну свою фотографию с автографом её дочери Е. С. Рудольф: " Дорогой во Господе Екатерине Сергеевне на молитвенную память и в благословение. Благодарю Вас за все заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

4 . ИСАИЯ, Святой, из пострижеников Печерских, хиротонисан в 1077 году. Через 13 лет, в 1089 году, Мая 15, преставился. Мощи его обретены в 1164 году и почивают открыто в Соборной Церкви в южной стороне. Uлapuoh II, Фeorhocm I, Фeoдop II – сомнительные. 5 . EФPEM I был во время Bлaдuмupa II Мономаха. 6 . НЕСТОР хиротонисан около 1156 года, изгнан в 1157 году. 7 . ЛЕОН хиротонисан в 1158 году, отлучён в 1159 году, изгнан из Ростова в 1162 году и через несколько времени принят в Суздали. Б) Епископы Ростовские, Суздальские, Владимирские и Муромские Нестор возвратился в 1160 году и был около 1164 года. 8 . ФЕОДУЛ или ФEOДOP III, зовомый Калугер, Россиянин, Епископ, хиротонисан в Константинополе в 1170 году, но извержен из Киева и утоплен в 1172 году. Николай сомнительный. 9 . ЛУКА из Игуменов Спасского Берестовского монастыря хиротонисан в 1185 году, Марта 11. Скончался во Владимире в 1189 году, Ноября 10, и там погребён в соборной церкви. 10 . UOAHH I хиротонисан в 1190 году, Января 23, из духовников Княжих. Через 24 года, в 1213 году, оставив Епархию, отошёл в созданный им самим Суздальской Козмодемьянской монастырь, и там посхимившись, скончался. Примечание. С сего времени во Владимире уставлена особая Епархия. В) Епископы Ростовские, Переславские и Ярославские 11 . ПАХОМИЙ постриженик Киево-Печерского монастыря, Игумен Петропавловского Ростовского монастыря, Духовник Князя Ростовского Константина хиротонисан в 1214 году, по Никоновской летописи – в Декабре, а по каталогу – Ноября 10. Через 2 года, в 1216 году, скончался. Кириак, Митрофан – сомнительные. 12 . KUPUЛЛ I, из монахов Суздальского Димитриевского монастыря, хиротонисан в 1216 году. Оставив Епархию, в 1229 году отошёл по-прежнему в Димитриев монастырь, и там, приняв схиму, скончался в 1230 году. 13 . KUPUЛЛ II, из Архимандритов Владимиро-рождественского монастыря, хиротонисан в 1231 году. Оставил Епархию в 1261 году, скончался в 1262 году, Марта 21. Mumpoфah II, Kupuлл III, упоминается в 1243 году – сомнительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2) чтобы желающие переместиться обращались лично к члену Волынской консистории архимандриту Тригурского монастыря Леонтию, знающему более других местные потребности Литовской епархии; 3) чтобы архимандрит сей, после испытания кандидата в знаниях, дьячку необходимых, и забрании справок о летах и поведении его, для избежания проволочки, доводил непосредственно до моего сведения о каждом кандидате, которого он найдёт соответственным, с приложением просьбы того кандидата о перемещении в Литовскую епархию, означением его местопребывания и лет, равно с засвидетельствованием своим о способностях и поведении его. С полученьем донесения от архимандрита Леонтия, долгом моим будет относиться к вашему высокопреосвященству о каждом кандидате об увольнении его в Литовскую епархию. Между тем, не излишним считаю просить вас, милостивый архипастырь, дабы объявлено было также ныне, что все перемещаемые в Литовскую епархию определяются здесь штатными дьячками и, с прибытия на место, пользуются штатным жалованьем по 40 рублей серебром в год, сверх земли и других случайных доходов, и что кроме того я ныне представляю Святейшему Синоду, дабы на пособие в пути и первоначальное обзаведение отпускать перемещаемым единовременно по 40 рублей за явкой их в Литовскую консисторию. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 5 ноября за 1581, о разрешении принять на службу в консисторскую канцелярию присоединившегося к Православию из Латинских ксёндзов Павла Турчинского Иеромонах доминиканского ордена Бонавентура Турчинский, имеющий ныне от роду 43 года, в августе месяце прошлого года вошёл ко мне с прошением о присоединении к Православной Церкви. Иеромонах сей, как значит из указа Правительствующего Сената, от 24 июля 1841 года за 2597, состоял под судом за растрату денег, принадлежавших покойному ныне Минскому Римско-католическому епископу Липскому, за побег из монастыря и укрывательство под чужим названием. Правительствующий Сенат, согласно с заключением Виленской уголовной палаты, определил: растраченные Турчинским из духовных сумм 300 р. сер. взыскать с его имущества и, лишив его духовного звания, на основании всемилостивейшего манифеста, в 16 день апреля 1841 года состоявшегося, от дальнейшего наказания освободить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Когда сделалось известным желание о. Леонида оставить Свирский монастырь, то его с учениками стали приглашать в разные места. Знаменитый Казанский архиепископ Амвросий Подобедов , слышавший о старце Леониде от духовника своего иеромонаха Иова, (впоследствии жившего в Оптином скиту), изъявлял готовность принять его в свою епархию. Кроме того, ему предлагали перейти в Площанскую пустынь Орловской епархию, и во вновь устроенный скит при Оптиной пустыни. От перехода в Казанскую епархию старец вовсе отказался; а более имел наклонность перейти в Оптину пустынь, куда его приглашали Калужский архипастырь, преосвященный Филарет, Оптинский игумен Даниил и основатель скита о. Моисей со скитскими старцами. «Наши сердца, писал он, наклонность туда имеют, поскольку я там начало полагал и здоровье потерял, и наш прежний любитель и благодетель преосвященный Филарет, яко монахолюбивая душа, того желает». С желанием старца согласны были и приближенные его ученики. Один из них иеромонах Гавриил, остававшийся в Валаамском монастыре, в 1828 году первый переселился в Оптин скит. В том же году 17 августа посетил Оптину пустынь преосвященный Филарет, и утвердительно сказал Оптинским старцам, что чувствует, что о. Леонид непременно будет в Оптине, или вообще в его епархии. Предсказание Владыки действительно исполнилось, но не скоро. Пять лет о. Леонида, не смотря на усиленные его прошения, удерживали в Свирской обители; даже не отпускали его на богомолье в Киев. В этом несоизволении своего начальства о. Леонид усматривал, что еще не было воли Божией на переход его в другое место. Многие из посетителей Свирской обители весьма рады были, что старец там оставался, потому что жаждали слышать от него слово назидания. Но эта привязанность народа не могла бы его там удержать. «Ей, ничего так не жаль здесь нам оставить, писал он, как только останки прелюбезнейшего нашего благодетеля, достоблаженного батюшки о. Феодора. Однако и о сем да будет воля нашего Создателя и Искупителя. Мы мыслим и судим, яко человецы, да и человецы еще плотстии. А премилосердый Господь вся весть, еще и несодеянное наше». «Где воспоследует воля Божия, писал он в другом письме, там никакие пресильные препятствия не преодолеют». Эта вера его в промысл Божий оправдалась на самом деле». Пять лет, как сказано, его насильно удерживали в Александро-Свирском монастыре; а в начале шестого года Господь так устроил, что его уволили оттуда без всякого затруднения. Но и по выходе из Свирской обители о. Леонид не вдруг решился переместиться в Оптину пустынь, а как бы еще желая удостовериться, есть ли воля Божия на переход его в эту обитель, сначала поместился было в Площанской пустыни, куда его привлекало желание сожительствовать с тамошним иеромонахом о. Макарием Ивановым , с которым он духовно сблизился. В Площанскую пустынь о. Леонид прибыл 6 октября 1828 года; но по некоторым обстоятельствам прожил там только полгода, и в Апреле 1829 г. с учениками своими перешел, наконец, в Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2. Епархиальному архиерею Козельской епархии иметь титул «Козельский и Людиновский». 3. Епископом Козельским и Людиновским быть Преосвященному епископу Людиновскому Никите, викарию Калужской епархии. 4. Образовать в административных границах Барятинского, Износковского, Кировского, Куйбышевского, Мосальского, Спас-Деменского и Юхновского районов Калужской области, — Песоченскую епархию, выделив ее из состава Калужской епархии, с кафедральным городом в городе Киров, именовавшимся до 1936 года Песочня. 5. Епархиальному архиерею Песоченской епархии иметь титул «Песоченский и Юхновский». 6. Временное управление Песоченской епархией поручить Преосвященному митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. 7. Образовать в пределах Калужской области Калужскую митрополию, включающую в себя Калужскую, Козельскую и Песоченскую епархии. 8. Главой Калужской митрополии назначить Преосвященного Калужского и Боровского Климента.    110 СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия с предложением образовать новую епархию в Тюменской области. Справка: Архиепископ Димитрий направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапорт, в котором представляет предложения Его Святейшеству и Священному Синода по образованию новой епархии на территории Тюменской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Абатского, Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Викуловского, Голышманского, Ишимского, Казанского, Омутинского, Сладковского, Сорокинского и Юргинского районов Тюменской области, — Ишимскую епархию, выделив ее из состава Тобольской епархии. 2. Епархиальному архиерею Ишимской епархии иметь титул «Ишимский и Аромашевский». 3. Епископом Ишимским и Аромашевским избрать архимандрита Тихона (Бобова), клирика Тобольской епархии. 4. Место наречения и хиротонии архимандрита Тихона (Бобова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в Тюменской области Тобольскую митрополию, включающую в себя Тобольскую и Ишимскую епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3275890...

Четвертое заседание Собора прошло 22 мая 1919 г. Собор принял наименование: «Юго-Восточный Русский Церковный Собор» и окончательно утвердил Положение о Временном высшем церковном управлении. Тем же числом датирован и протокол редакционной комиссии, принявшей данное наименование Собора и окончательную редакцию Положения о ВВЦУ 57 . В ходе данного заседания Собора были рассмотрены четыре постановления Отдела о высшем церковном управлении о преобразованиях на территории южных епархий России и проведены выборы во Временное высшее церковное управление. На рассмотрение Собора было вынесено постановление отдела о высшем церковном управлении, принятое в тот же день, – об образовании самостоятельного викариатства на территории Донской епархии. Северные округа епархии – Усть-Медведицкий, Хоперский и Верхнедонской – предполагалось объединить в Усть-Медведицкое и Хоперское викариатство с центром в станице Усть-Медведицкой. Докладчиком отдела по данному вопросу выступил А. И. Ивановск ий. «Против» высказался епископ Аксайский Гермоген (Максимов). Он считал, что северный район Донской епархии, который превосходит по численности церквей Таганрогское викариатство в шесть раз, должен быть преобразован в самостоятельную епархию. Преосвященный Гермоген просил Собор образовать не полусамостоятельное викариатство, а самостоятельную Верхнедонскую и Усть-Медведицкую епархию. Высказался также протоиерей Д. А. Смирнов , который заявил, что донская делегация поддерживает предложение епископа Гермогена. Однако в связи с тем, что внесены предложения прямо на пленарное заседание, они нарушали практику Всероссийского Собора, на что указали П. М. Граббе, протоиерей А. П. Рождественский и П. Н. Апраксин, Собор постановил возвратить вопрос в отдел на новое рассмотрение. К данной теме вернулись на последнем, пятом заседании Собора, 23 мая 1919 г. В том же, четвертом, заседании, отдел о Высшем церковном управлении предложил Собору рассмотреть проект постановления о преобразовании Приазовского и Таганрогского викариатства Екатеринославской епархии в самостоятельную епархию, Ростовскую и Таганрогскую, с центром в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пимен сомнительный. Моисей Святой, оставивший Епархию в 1329 году, паки возведён на оную в 1352 году. В 1355 году пожалованы ему от Константинопольского Императора Иоанна Кантакузина и Патриарха Филофея крестчатые ризы. В 1334 году поставил церковь Воскресения Христова в Деревяницах и монастырь устроил. В 1354 устроил три мужских монастыря: 1. во имя Св. Духа, Духов, 2. во имя Успения Пресвятой Богородицы в Рагодовицах, Рагодовицкий, 3. во имя Св. Архистратига Михаила на Сковородке, Сковородский. В 1359 году, по другим – в 1360 году вторично оставил Епархию и отошёл в Сковородский монастырь на упокоение. В 1362 году Января 25 преставился и погребён в том же монастыре. Ефрем, а по другим – Евфимий, Феодосий – сомнительные. 22 . АЛЕКСИЙ избран в 1359 году, хиротонисан в 1360 году. В 1387 году, а по другим – в 1388 году оставил Епархию и отошёл в Деревяницкой монастырь, где в 1389 году, Января 3, скончался и погребён в паперти. 23 . UOAHH II избран в 1387 году, Мая 7. Хиротонисан в 1388 году, Января 17, из Игуменов Хутынских. В 1401 году взят Митрополитом под стражу и содержался 3,5 года по 1404 год и потом возвращён. В 1406 году поставил церковь Преображения Господня на Видогощи и монастырь устроил. В 1414 году, Ноября 15, принял схиму, в 1415 году, Января 20, оставил Архиепископию и отошёл в Деревяницкий монастырь на покой, где в 1417 году, Июня 24, скончался и погребён в притворе. 24 . СИМЕОН, Святой, избран в 1415 году, Августа 11, из монахов Хутынских, хиротонисан в 1416 году, Марта 22. До Святительского сана именовался Сампсон. По 5-летнему правлению, в 1421 году, Июня 15, преставился и погребён в Софийском соборе в Мартирьевской паперти. Феодосий избран в 1422 году, Сентября 30, из Игуменов Клопских. Изгнан в 1423 году, Августа 30, не быв хиротонисан. Скончался в 1425 году. 25 . EBФUMUЙ I, прозванием Брадатый, до Архиепископства именовавшийся Емелиан, избран в 1423 году из Игуменов Деревяницких, хиротонисан в 1424 году. По 6-летнему правлению Епархией, в 1430 году, Ноября 1, а по другим – в 1429 году, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Приняв во внимание, что указом 12-го декабря одни губернии уничтожались, другие вновь восстанавливались, при этом во многих губерниях изменялись границы, а некоторые губернии составлялись из новых городов и уездов, удержав из прежних городов самое малое количество, Св. Синод (16-го сен.) «рассудил», что для удобнейшего ведения дел и сношений между духовной и светской властями необходимо распределить епархии сообразно губернским границам, по крайней мере, в тех местах, где это удобно. Основанием к такому рассуждению для Синода послужили установившиеся отношения и тесная связь епархиального управления с гражданским, причем в Синоде вспомнили прежние указы, требовавшие соответствия епархиальных границ с губернскими. Однако Синод не мог выполнить своего сложного решения сразу, ему нужно было предварительно иметь общую роспись нового и старого деления России на губернии. Поэтому Св. Синод обратился в Сенат с просьбой доставить ему сведения о губерниях с показанием городов и уездов и обозначением того, к каким губерниям города принадлежали прежде, чтобы можно было распределить епархии по губерниям в новом их составе. 1146 В ответе Синоду вышла задержка. Видимо, Сенат сам не мог добыть нужных сведений. Дело в том, что некоторые губернии оставались в каком-то неопределенном положении, такова, например, Пензенская и Саратовская. Св. Синод только к 1799 году получил нужные сведения. До этого времени, в силу частных указов и распоряжении, произошло территориальное изменение некоторых епархий с переменой их названий. Оно началось с малороссийских епархий еще до решения Св. Синода от 16 сентября 1797 г. После прикрытия Новгород-Северской губернии указом 1797 г. 1 сентября велено Новгород-Северскую епархию прикрыть, присоединив ее, по-прежнему, к Черниговской. По тому же указу Киевскую епархию должны были составить города новой Киевской губернии по правую сторону Днепра. Все города старой Киевской губернии, по левую сторону Днепра, отходившие к Малороссийской губернии, составляли особую Переяславскую епархию. Управление ей поручалось коадъютору Киевской митрополии, епископу переяславскому. 18-го сентября Св. Синод определил переяславскому епископу иметь особые консисторию и собор с окладом жалования и содержания архиерейского дома для викариев по штатам 1764 г. 1147

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Пинской округе, из двадцати трёх священников, оказалось одиннадцать неспособных: девять вследствие склонности к пьянству – от обычной склонности, препятствующей только по временам к надлежащему исправлению своей должности, до «всегдашняго пьянства»; один был неспособен к дальнейшему служению вследствие болезненности, а один был сочтён неспособным потому, что был, как выразилась консистория, «простосердечен и чист сердцем» 2171 . Исключив из числа «неспособных» священника «простосердечнаго», преосвященный Иов список остальных пятнадцати оказавшихся «неспособных» священников 2172 отправил к Смоленскому преосвященному Димитрию с предложением взять этих лиц обратно в свою епархию и взамен их выслать людей способных и достойных 2173 . Преосвященный Димитрий, совершенно непричастный высылке священников в Минскую епархию, имел уже переписку по этому неприятному для него делу с преосвященным Виктором 2174 . Теперь, преосвященному Иову он ответил, что значащиеся в списке «неспособные» священники, по сделанной в консистории справке, оказались высланными в Минскую епархию «в чине дьячка и диакона» и уже там получили священство, и что, поэтому, для них в Смоленской епархии нет и места. Преосвященный, безусловно, отказывался совершить обмен этих лиц на достойнейших священников своей епархии; выслать же вновь несколько священников в Минскую епархию преосвященный соглашался, но прибавлял, что выслать он может лишь «самое малое число» 2175 . Преосвященный Иов был не из тех людей, которые слагают оружие после первой неудачи. Не получив удовлетворения от преосвященного Смоленского, он обратилсл к св. синоду. Преосвященный рапортовал, что некоторые из вызванных в его епархию священников настойчиво просят об увольнении их из Минской епархии «в домы свои, в Смоленскую епархию, навсегда»; причиной своей просьбы эти священники выставляют то, что долговременная их отлучка совершенно разоряет оставшиеся в Смоленской епархии их семейства, которые перевести сюда, в Минскую епархию, по «недостаткам своим и по скудости имеющихся в оной приходов», они, священники, «почитают себе невозвратным разорением»; при этом, в поданных прошениях напоминалось, что смоленская консистория, высылая священников в Минскую епархию, делала им «привнушение», что они отправляются туда «не навсегда, но единственно до устройства только на первой случай нужных распоряжений».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010