IV) Село Дмитриевское, Болото тож, где также бывает ярмарка июня 23 числа. Описание Воронежской епархии Историческое известие о Воронежской епархии В Историческом описании Воронежской губернии и города Воронежа сказано было, что издревле сии места принадлежали Рязанскому княжеству. По сему отношению издревле также и церковное ведомство половины сих мест принадлежало Рязанской епархии. Ибо по летописям значится, что Св. Алексий митрополит Московский, когда в 1354 году при Великом Князе Иоанне Иоанновиче Красном, а по другим при Симеоне Иоанновиче Гордом, учредил Рязанскую епархию, то разграничил ведомство епископов Рязанского и Крутицкого от Черного Яра по реке Хопру и по Дону, так, что левая сторона реки Дона принадлежала Рязанскому, а правая Крутицкому, иначе называвшемуся Сарскому и Подонскому епископу. После, однако же, когда начали вновь строиться города и за Доном на Крымской степи, то и оные, по близости их к епархиальным Рязанским, приписаны были к той же епархии. Но когда государь царь Феодор Алексеевич распространил от Воронежа далее к югу великороссийские селения, то по причине удаления сей Украины от Рязани, вознамерился основать в сем краю особенную и отдельную от Рязанской епархию. На сей конец в 1682 году, по согласию со Святейшим патриархом Иоакимом апреля 2 указал быть Воронежской епархии, сперва из семи только городов, отделенных от Рязанской, т.е. Воронежа, Ельца, Костенска, Орлова, Урыва, Коротояка и Землянска с уездами. На сию епархию того же числа хиротонисан в первопрестольного епископа игумен обители Преподобного Макария Унженского именем Митрофан, о коем ниже подробнее говорено будет. Для архиерейского содержания тотчас приписан был ему Боршевский монастырь со всеми вотчинами и многие другие угодья. В 1696 году Патриаршею грамотой от 30 января позволено было Воронежскому епископу ведать в своей епархии еще поселившихся по рекам Осереду, Битюку и Икорцу с верховья и до устья. А когда бессмертной памяти государь Петр I расселил еще более Воронежскую Украину и начал часто посещать город Воронеж, то не оставил без внимания и Воронежскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

—564— 1866 г. ние на Полоцкую кафедру, и просил принять его в число братства Высокопетровского монастыря. Но как мне сделалось известным, что при Витебском архиерейском доме не было эконома, то я пригласил его на эту должность, и он весьма охотно принял мое приглашение. Когда я получил письмо свящ. Альбицкого, я спросил Соловьева, что ему известно о поведении его двоюродного брата, с которым он жил в продолжение 24 лет на расстоянии не далее 20 верст. Он уверил меня, что Альбицкий по смерти жены, в течение семи лет, не употребляет никаких винных напитков. Приняв с одной стороны, во внимание известные мне умственные дарования Альбицкого и удостоверение о его добром поведении, а с другой – крайнюю скудость способных и благонадежных священников в Полоцкой епархии, я решился принять его, Альбицкого, во вверенную мне епархию, о чем и велел священнику Соловьеву известить его. По получении извещения, о. Альбицкий не замедлил прислать мне прошение о принятии его в Полоцкую епархию. Вскоре после Пасхи свящ. Альбицкий приехал с семейством своим в Витебск. На первый раз он определен был на священническую вакансию к кафедральному Николаевскому собору; вскоре затем ему поручена была должность кафедрального ключаря; в том же 1867 г. он назначен был членом Полоцкой д. Консистории; наконец 6-го дек. 1870 г. возведен был в сан протоиерея с назначением в должность настоятеля кафедрального собора. – Зять его Лавр Преферансов в конце 1867 г. рукоположен был во священника к одной из сельских церквей Полоцкой епархии. Казалось бы немало мною сделано было для Альбицкого – сельского священника и пришельца из чужой епархии. Без сомнения, всего этого он не мог и воображать, когда просил меня о принятии его в Полоцкую епархию. Не думал, конечно, и я, принимая его в свою епархию, сделать для него так много, но видно, велика была скудость в способных и благонадежных людях в Полоцкой епархии, что я вынужден был поставить во главе духовенства вверенной мне епархии выходца из епархии Владимирской. —565—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместо их вызваны были два молодые епископа, не имевшие ни авторитета, ни опытности. Для любопытствующих вот точный список тех архиереев, которые, сменяя друг друга, присутствовали в Св. Синоде в последующие годы царствования Государя Императора Николая I, при Обер-Прокуроре графе Н. А. Протасове. Призванный к присутствованию, упомянутый преосвященный Венедикт (Григорович), оставался в Синоде, на время отъезжая в свою Олонецкую епархию, до 1847, когда на его место был вызван Иннокентий (Борисов) архиепископ харьковский. Одновременно с упомянутым же Илиодором (Чистяковым) присутствовал вызванный несколько прежде его (23 января 1843г.) Гедеон (Вишневский) Полтавский архиепископ. Из поименованных лиц Иннокентий, с 1 марта 1848 г. уже Херсонский архиепископ, согласно прошению, вследствие болезни, с выражением Высочайшего сожаления 29 апреля 1850 г. уволен в епархию. На место Иннокентия был вызван Астраханский архиепископ, бывший экзарх Грузии, Евгений (Баженов), который и оставался в Синоде до конца царствования Николая I и получил увольнение в епархию, по вступлении на престол Императора Александра II. Преосвященный Курский Илидор пробыл в Синоде до 1848 г., когда на его место 1 марта был вызван Игнатий (Семенов) архиепископ Воронежский. Преосвященный Гедеон Полтавский оставался в Синоде до 1849 г. и, получив увольнение в епархию, скончался 9 октября в С-Петербурге, где 20 января 1850 г. умер и Игнатий Воронежский архиепископ. На место Гедеона вызывался Иаков Нижегородский архиепископ, который, не окончив срока вызова, скончался в С-Петербурге 11 мая 1850 г. Место Игнатия Воронежского занял Григорий (Постников) архиепископ Казанский, член Св. Синода, вызванный 25 февраля 1850 г. Григорий присутствовал в Синоде, как увидим ниже, все остальное время своей жизни. На место умершего Иакова Нижегородского вызывался Николай (Доброхотов) Тамбовский епископ, которого сменил Иоанн (Добровраков) архиепископ Донской, вызванный 29 марта 1851 г. Он пробыл в Синоде один год, и на его место вступил снова Иннокентий Херсонский , вызванный 21 марта 1852 г. Иннокентий оставался в Синоде не долго. В следующем 1853 году 31 марта, когда были продолжены сроки пребывания в Синоде, Григорию Казанскому и Евгению Астраханскому, на место Иннокентия повелено прибыть Смарагду (Крижановскому) Орловскому епископу сроком до 1 мая 1854 г. Смарагда сменил Аркадий Олонецкий епископ, который по прибытии в Синод в мае 1854 г., временно был командирован в Архангельск по делам епархиальным. Аркадий (Феодоров) оставался в Синоде во время кончины Императора Николая и вступления на престол Государя Императора Александра II. На место Евгения Астраханского 19 марта 1855 г. был вызван Феодосий (Озеров) епископ Симбирский. Предложенный перечень наполнен именами приснопамятных, доблестных иерархов отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Место трудов и служения – Каким образом вы устроились трудиться в епархию? – Конечно, у Господа все промыслительно. Много лет, с 2002 по 2011 год, в Ижевске я была прихожанкой собора Александра Невского, где были иконы и преподобного Трифона Вятского, блаженного Прокопия, святителя Виктора Глазовского. Я всегда их почитала и понимала, что исторически территория Ижевска и Удмуртской Республики была частью Вятской губернии. И, возможно, я оказалась в Вятской епархии не без их участия. Так, мать Мария (главный бухгалтер Вятской епархии инокиня Мария Бычкова. – Л.Б. ) считает, что меня прислал в Вятку преподобный Трифон. Когда я переехала жить в Киров, то сразу же пошла в близлежащий храм. Это была Троицкая церковь села Кстинино. В 2011 году настоятелем храма был игумен Феодор (Рулев). У меня был сильнейший стресс, и о поиске работы тогда не было и речи. Рассказала отцу Феодору о своих переживаниях, связанных с переездом. И он мне сразу сказал: «В епархии нужен бухгалтер. Может, попробуешь?» Сначала я просто молчала. Второй раз сказал, говорю: «Подумаю». В третий раз сказал: «Нужен бухгалтер». Говорю: «Хорошо». Выбрали время, он договорился о встрече с инокиней Марией, и мы с ним поехали в епархию на собеседование. Мы встретились с главным бухгалтером епархии, она прочитала резюме и первым делом спросила: «И вы все это умеете делать?» – Я ответила: «Да». – «Вы ходите в храм?» – «Да, хожу». Этого было достаточно. Следующий вопрос был: «Когда сможете выйти на работу?» Немного позже она рассказала: «Когда я с тобой поговорила, то поняла, что именно ты должна была прийти на помощь в епархию» Немного позже она рассказала: «Когда ты пришла и я с тобой поговорила, то поняла, что именно ты должна была прийти на помощь в епархию». Видимо, у нее были свои молитвы… После этого других вариантов работы я не искала и не рассматривала. Я приняла это как служение Церкви, и на протяжении всех последующих лет у меня даже мысли не было поменять работу или отказаться от этого служения. И, конечно, первое, что меня удивило, – то, что мать Мария сказала: «Владыки сейчас нет, я обязательно расскажу ему про вас, вашу кандидатуру». Меня это крайне удивило – думаю: «Надо же, владыка, архиерей, управляющий епархией – и будет интересоваться рядовым бухгалтером, который пришел делать текущую работу?» Но когда владыка приехал, он встретился со мной и поговорил.

http://pravoslavie.ru/158859.html

7. Преосвященному епископу Сморгонскому Петру иметь титул «Дятловский», с сохранением его в должности викария Новогрудской епархии. ЖУРНАЛ 120 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла с предложением образовать новую епархию на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югра. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Белоярского, Березовского, Кондинского, Октябрьского, Советского муниципальных районов, а также в административных границах городов окружного значения Югорск, Нягань, Урай Ханты-Мансийского автономного округа Югры — Югорскую епархию, выделив ее из состава Ханты-Мансийской епархии. 2. Правящему архиерею Югорской епархии иметь титул «Югорский и Няганьский». 3. Епископом Югорским и Няганьским избрать архимандрита Фотия (Евтихеева), клирика Иркутской епархии. 4. Место наречения и хиротонии архимандрита Фотия (Евтихеева) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в пределах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Ханты-Мансийскую митрополию, включающую в себя Ханты-Мансийскую и Югорскую епархии. 6. Главой Ханты-Мансийской митрополии назначить Преосвященного Ханты-Мансийского и Сургутского Павла. ЖУРНАЛ 121 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Читинского и Краснокаменского Владимира с предложением образовать новую епархию на территории Забайкальского края. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Агинского, Александро-Заводского, Балейского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Дульдургинского, Забайкальского, Калганского, Каларского, Карымского, Краснокаменского, Могойтуйского, Могочинского, Нерчинского, Нерчинско-Заводского, Оловяннинского, Ононского, Приаргунского, Сретенского, Тунгиро-Олекминского, Тунгокоченского, Чернышевского, Шелопугинского, Шилкинского районов Забайкальского края — Нерчинскую епархию, выделив ее из состава Читинской епархии. 2. Епархиальному архиерею Нерчинской епархии иметь титул «Нерчинский и Краснокаменский».

http://pravoslavie.ru/76110.html

Письма будущего просветителя Алтая свидетельствуют о том, что желание поехать в Сибирь давно подспудно зрело в его душе. Знакомство с подвигами сибирских подвижников старца Василиска и Зосимы Верховского еще в студенческие годы устремляло его мысли в тот далекий край – если не для проповеди Евангелия, то в целях личного спасения. По словам друга отца Макария, он еще в Екатеринославе, «будто возбуждаясь духом пророческим, восклицал: «Ну что? Я монах, хоть в Сибирь посылай меня, я и туда пойду " » С. 239,245]. Находясь в Глинской пустыни, архимандрит Макарий переписывался с иеромонахом Израилем – своим бывшим костромским келейником, уехавшим проповедовать среди баргузинских и селенгинских бурят 25 , и в своих письмах не раз выражал желание потрудиться на поприще просвещения инородцев в Восточной Сибири 26 . Не решив еще твердо ехать благовествовать 27 в Сибирь, архимандрит Макарий обратился за советом к игумену Филарету. Старец «с радостью одобрил сие предприятие и обещался, что от него будет зависеть, – помогать» С. 6]. Подвигал его на этот путь и преосвященный Владимир; отец Макарий писал: «Совет его был одним из сильнейших побуждений, которые извели меня на стогны града искать работы» С. 59]. Сделав окончательный выбор, 17 февраля 1829 года архимандрит Макарий подал преосвященному Владимиру прошение, в котором изъявлял желание проповедовать Евангелие язычникам и просил исходатайствовать в Святейшем Синоде его перевод в Иркутскую епархию: «...самым темпераментом своим будучи понуждаем искать согласной с моими склонностями деятельности, обретаю желание служить, как Господь повелит и поможет, тем о Христе братиям моим, которые в 1825 году из общежительных монастырей Великой России отправлены в Иркутскую епархию для проповедания слова Божия народам языческим. Посему... прошу... перевести меня в ведение Иркутского архиепископа... дабы его высокопреосвященство... соизволил употребить меня на служение означенным братиям в деле проповедания Евангелия народам языческим, если усмотрит во мне какую-либо к тому способность, или в противном случае позволит мне в том Иркутской епархии монастыре, который будет избран мною, жить, как живу в Глинской пустыни» С. 117]. Одновременно он написал о своем желании отправиться просвещать язычников в Сибирь митрополиту Московскому Филарету, прося его содействия при рассмотрении дела в Святейшем Синоде. Святитель Филарет предложил ему ехать не в Иркутскую епархию, а в Тобольскую, к просившему помощи епископу Евгению. Собравшийся уже в Тобольскую епархию архимандрит Макарий, получив письмо своего наставника и покровителя святителя Филарета, решил все «предать воле Вседержителя Бога» и выразил готовность ехать «куда пошлют» 28 С. 120–121].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Когда епископов, как партийных работников, перемещают с места на место, мне, как человеку светскому, кажется это немного странным, это разрушает такое домашнее семейное отношение между священноначалием и паствой. Правильно посылать в новую епархию молодых епископов, чтобы они своей активностью зарабатывали имя миссионерской деятельностью в новых епархиях. Но, с другой стороны, возможно, у Патриарха есть свои взгляды на этот счет. Он тех людей, которым доверяет, посылает в такие трудные места, как Ташкент, где надо быть дипломатом, где надо жить в окружении преимущественно неправославного населения и представлять всю Россию в целом. Я знаю, что в бывших советских мусульманских республиках СССР православные епископы занимают довольно важную позицию, и люди в этих республиках воспринимают епископа, в первую очередь, как посланника христианской церкви. Они имеют большой авторитет и являются там лицом России. Поэтому, возможно, Патриарх послал епископа в Ташкент не в ссылку, как сейчас многие говорят, а, наоборот, с очень важной и ответственной миссией, потому что он ему доверяет и доволен тем высоким уровнем управления Екатеринбургской епархией, который он показал за эти годы. Ташкентскую епархию, кстати, долгое время возглавлял владыка Владимир – человек не последний в истории Церкви, и кафедра там ответственная и внушительная, прямо скажем. Вопрос: А что насчет северных епархий? Тюменская, Красноярская? Это тоже были достаточно сильные, богатые образования, зачем их дробить? Делить их на Север и на Юг? Максим Шевченко: На счет Красноярского края, по-моему, деления на две епархии мало! Я бы Красноярский край разделил на десять епархий. Отдельно можно создать Минусинско-Саяно-шушенскую епархию, отдельно Красноярскую, отдельную епархию для окормления Норильска. Точно так же и Тюменско-Тобольскую делить на две – это мало. Потому что и Салехард, который совсем недавно подчинялся тобольскому епископу Димитрию, и другие города севера требуют специального отдельного епископского участия. Процесс разукрупнения епархий должен продолжаться. Главная задача — это сделать церковь живым действующим организмом. А не так, чтобы епископ правил, имея связи с местной элитой, власть имущими и губернатором и был довольным представителем власти. Главное, чтобы епископ представлял народ, церковный народ.

http://pravmir.ru/maksim-shevchenko-razu...

Сообщая мнение сие на усмотрение вашего сиятельства, имею честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 9 октября за 1628, с подпиской раскаявшегося священника Антония Довгялы и о возвращении его из Литовской в Полоцкую епархию Из духовных бывшей Белорусской епархии, отрешённых в 1839 году от приходов за ослушание и дерзость против своего епархиального начальства, перемещено несколько человек, в виде временной меры, в Литовскую епархию к церковнослужительским должностям, в том числе и священник Витебской губернии Антоний Довгяло, состоящий до сих пор при Гневчицкой церкви, Гродненской губернии, Кобринского уезда. Ныне священник сей раскаялся в своём проступке, убедился в своём заблуждении и выдал подписку собственноручную на присоединение к Православной Церкви. С другой стороны, преосвященный Василий, архиепископ Полоцкий, лично мне объявил, что он готов принять обратно в Полоцкую епархию священника Довгялу и что здесь для него найдётся священническое место. Препровождая при сём означенную выше подписку Довгялы для приобщения к прочим таковым же, покорнейше прошу согласия вашего сиятельства на возвращение сего духовного в Полоцкую епархию, а равно, чтобы на проезд отпущено ему было 50 руб. сер., так, как сие делалось уже и для других подобного рода духовных. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 9 октября за 1629, об обращении в пользу Миколаевской церкви сбора дров и меду, производимого с прихожан оной, деревни Чапуни, в пользу Ивейских бернардинов Виленской губернии, Ошмянского уезда, священник Миколаевской Крестовоздвиженской церкви Николай Василевский в прошении своём прописал, что прихожане означенной церкви деревни Чапуни, принадлежащей к имению Ивью графов Тизенгаузов, в числе 43 дворов, по фундушевой записи, за польского ещё правительства состоявшейся, доставляют Явейским Римско-католическим монахам бернардинам ежегодно из каждого двора по три воза дров и половину мёду, собираемого с пчёл, у тех прихожан находящихся. Как же Миколаевская церковь , по фундушевой записи, имеет также право свободной рубки в тех же лесах, из которых доставляются дрова бернардинам, и жители деревни Чапуни, по близости расстояния, желают дрова сии доставлять священнику означенной церкви, и как они, так и прочие прихожане сей церкви желают вносить в пользу оной и мёд, получаемый с них бернардинами, из коего воск мог бы быть обращаем на церковные свечи: то священник Николай Василевский просил посредства епархиального начальства, чтобы доставляемый его прихожанами бернардинам дрова и мёд обращены были в пользу их собственной церкви и её священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Владыка Елевферий пробыл в Париже недолго. После него приход возглавил владыка Вениамин (Федченков), который позже уехал в Америку и стал митрополитом. После владыки Вениамина уже достаточно продолжительное время этим приходом руководил владыка митрополит Николай (Еремин). Владыка Николай был простым человеком, очень душевным, сердечным, был молитвенником, и вокруг него собралась достаточно большая паства. Люди тянулись к нему, образовался дружный и сильный приход. После смерти владыки, через какой-то промежуток времени, епархию и приход возглавил владыка митрополит Антоний (Блюм), который также не очень долго пробыл здесь и уехал в Великобританию, где продолжил свое служение. А Корсунскую епархию возглавил владыка Петр (Люилье), известный канонист, богослов, француз по происхождению. Я присутствовал на его хиротонии в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге, хорошо знал владыку, очень ценил его знания в области канонического права. Мы часто участвовали с ним в различных конференциях. Экзархом Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе тогда стал покойный митрополит Никодим мой духовный отец. После смерти владыки служение Экзарха воспринял митрополит Филарет, нынешний почетный Экзарх Белоруссии, а затем владыка Митрополит Владимир, почивший в Бозе Предстоятель Украинской Православной Церкви. Такова история возглавления нашего Экзархата в Западной Европе. Что касается Корсунской епархии и этого храма, то после владыки Петра (Люилье) через какое-то время сюда приехал владыка Гурий (Шалимов), который ныне живет в Москве на покое, а затем его сменил владыка Иннокентий Виленский и Литовский, который сейчас находится здесь. После владыки Иннокентия епархию возглавил ныне здравствующий владыка Нестор. Такова история архипастырского возглавления Корсунской епархии. Я не случайно все это перечисляю, ибо каждое имя это история. Каждое имя это вклад в поддержание духовной жизни русского рассеяния здесь, в Париже, и свою лепту внес каждый. За эти годы многое изменилось: ушли из жизни те замечательные люди, с которыми я встретился здесь в далеком 1969 году. Ну а затем, когда Господь призвал меня к служению в качестве председателя Отдела внешних церковных связей, я дважды возглавлял Корсунскую епархию: в 1991 и 1999 годах, и, конечно, часто приезжал в Париж и помню, что из себя тогда представляла церковная жизнь. Никогда не было так много народу в этом храме, как можно видеть сейчас.

http://pravoslavie.ru/99143.html

Характеристику позиции новообразованных прибалтийских государств по отношению к Советской России дал У. Черчилль: «Эти балтийские государства были наиболее яростными антибольшевистскими областями Европы. Во время гражданской войны 1918–1920 гг. они отделились от советского правительства и жестокими методами, какими в тех областях проводятся революции, построили тип общества, основным принципом которого была вражда к коммунизму и к России» 86 . Правительства этих стран требовали разорвать все отношения с Россией, в том числе и церковные. Религиозной и национальной нетерпимостью было вызнано, в частности, желание властей большинства указанных государств разрушить на своей территории православные храмы и часовни «русскою времени». Если в Эстонии православным удалось отстоять величественный Александро-Невский собор в Таллинне 87 , то главный православный собор Полыни – Александро-Невский в Варшаве – был уничтожен, так же как и еще более 100 православных церквей, исчезнувших в 1921–1939 гг. В религиозном отношении новые государства принадлежали к странам с преобладающим католическим (Польша, Литва) или лютеранским (Латвия, Эстония, Финляндия) населением; православные общины в этих странах были вторыми по численности 88 . Православие в этих регионах было неразрывно связано с Русской Православной Церковью и от начала своей истории до 1920-х гг. было частью Русской Православной Церкви. В начале XX в. православные приходы этих стран были разделены на четыре епархии: общины Латвии и Эстонии составляли Рижскую епархию, общины Литвы – Виленскую епархию, общины Финляндии – Финляндско-Выборгскую епархию, приходы Царства Польского – Варшавскую епархию. После образования самостоятельных государств православным епархиям этих стран был дарован статус автономных Церквей в юрисдикции Русской Православной Церкви: в 1920 г. автономию получила православная Церковь в Эстонии, в 1921 г. стали автономными православные Церкви в Финляндии, Латвии и Польше. Православная Виленская и Литовская епархия, разделенная в 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010