Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЕРЕТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Имеретинская епархия [груз. ] (19 нояб. 1821 - 17 сент. 1917) Грузинского Экзархата РПЦ . Территория При образовании И. е. в ее состав вошли древние епархии (Кутаисская, Гаенатская (Гелатская), Хонская и Никорцминдская (Рачинская)), подчинявшиеся Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) и занимавшие территории западногруз. царства Имерети (с вхождением в состав Российской империи - Имеретинская обл.; с 1846 - Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.). В 1829 г., с присоединением к России Ахалцихского края, территории, до завоевания турками в XVII в. Юж. Грузии находившиеся в юрисдикции Ацкурской и Кумурдойской епархий ГПЦ, вошли в И. е. В составе И. е. находились также территории: Гурии, с 1833 по 1 апр. 1844 г. (затем вошли в возобновленную в 1844 Гурийскую, с 1885 - в Гурийско-Мингрельскую епархию); Абхазии, до 1851 г. (вошли в образованную в 1851 Абхазскую епархию) и с 30 мая 1869 по 12 июля 1885 г. (вошли в образованную в 1885 Сухумскую епархию); некоторые области Мегрелии (Мингрелии) - районы Сенакского и Зугдидского уездов Кутаисской губ., с 16 мая 1874 по 12 июля 1885 г. (вошли в Гурийско-Мингрельскую епархию). История В нач. XIX в. груз. территории постепенно утрачивали независимость. В 1811 г. была упразднена автокефалия Церкви Вост. Грузии - Мцхетского Католикосата, территории к-рого были включены в состав новообразованного (30 июня 1811) Грузинского Экзархата РПЦ. Встал вопрос об отмене автокефалии Церкви на территории Зап. Грузии - Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. 30 авг. 1814 г., с образованием Грузино-Имеретинской синодальной конторы , в юрисдикцию РПЦ номинально вошли и епархии на присоединенных к России территориях Зап. Грузии. Экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) должен был провести в Зап. Грузии те же адм. преобразования, к-рые были осуществлены в Вост. Грузии: открыть духовную дикастерию в Кутаисе, уменьшить число епархий и духовенства, произвести опись и секуляризацию церковного имущества, перевести церковных дворян, крестьян и их земельные владения в казенное ведомство и др. Однако из-за массовых выступлений населения и духовенства Имерети власти на данном этапе не смогли этого осуществить (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 369). 17 окт. 1814 г. вместо дикастерии в Кутаисе была открыта епархиальная канцелярия Имерети (утверждена имп. Александром I 19 нояб. 1821) ( Вачридзе. 1999. С. 233). Изменения были произведены в составе Грузино-Имеретинской синодальной конторы: из 3 архимандритов Вост. Грузию представляли 2, Западную - 1 (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/389493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Епископ Житомирский Гурий посетил с рабочим визитом три епархии Грузинской Православной Церкви 19 сентября 2006 г. 12:41 Председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи епископ Житомирский Гурий , в рамках программы межцерковного сотрудничества отдела, совершил поездку в Грузию. Владыка посетил три епархии Грузинской Православной Церкви : Некресскую, Ахалцихскую и Потийскую. 30 августа владыка Гурий был на приеме у Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Святейший Патриарх поинтересовался работой Синодального отдела, который возглавляет владыка, и предложил ознакомиться с молодежной программой, осуществляемой в епархиях Грузии. Блаженнейший Патриарх Илия II в беседе с епископом Гурием еще раз подтвердил, что Грузинская Православная Церковь находится в каноническом, евхаристическом и молитвенном общении только с канонической Украинской Православной Церковью под омофором Блаженнейшего Митрополита Владимира . С 31 августа по 2 сентября владыка Гурий посетил Некресскую епархию, где митрополит Некресский Сергий показывал святыни и достопримечательности Кахетии. Епископ Гурий отметил, что иконописная школа, мастерская резьбы по дереву, молодежный мужской архиерейский хор — все это свидетельство практической, деятельной работы, проводимой с молодежью в епархии. 3 сентября владыка сослужил Божественную литургию Патриарху всея Грузии Илии II в Свято-Троицком кафедральном соборе Тбилиси. После этого владыка Гурий посетил захоронения новопрославленных святых — праведного Илии Чавчавадзе и праведного Евфимия, а также поклонился святому Кресту равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 4 сентября митрополит Ахалцихский Феодор показал епископу Гурию святыни своей епархии: Вардзийский мужской пещерный монастырь, высеченный в скалах по повелению грузинской царицы Тамары, а также расположенные в горах Свято-Успенский Сафарский мужской и женский монастыри XIII века. Владыка Гурий встретился с руководителями епархиального молодежного отдела и преподавателями общеобразовательной православной гимназии, действующей при епархии, а также с мэром города Поти, который рассказал о совместных восстановительных проектах епархии и мэрии. Украинская Православная Церковь /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/143261.htm...

С установлением тур. владычества в Тао-Кларджети (сер. XVI в.) К. п. постепенно пришла в запустение: мон-ри стали труднодоступными для паломников, иконы, церковные святыни, книги и утварь были либо уничтожены мусульманами, либо вывезены монахами в др. регионы Грузии. Бери Эгнаташвили, груз. историк XVIII в., описывая события 1-й пол. XVII в., отмечал, что в Самцхе-Саатабаго «не осталось ни одного верующего, кроме кларджетских пустынников» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 427). К сер. XVIII в. монашеская жизнь в К. п. замерла ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 678). Со временем храмы разрушались или были превращены в мечети (Берта, Долискана). С 2002 г. территории К. п., как и др. земли Тао-Кларджети, вошли в новосозданную Ахалцихскую и Тао-Кларджетскую епархию ГПЦ. Устройство пустыни Светские власти устанавливали границы монастырей и разбирали поземельные тяжбы между ними. В IX в. в Кларджети образовалась своеобразная «монашеская республика» ( Марр. 1911. С. I), во главе к-рой стоял архимандрит. Первым архимандритом 12 кларджетских пустыней был поставлен прп. Григорий. По сведению Георгия Мерчуле, «святые отцы (настоятели мон-рей К. п.- Авт.) совещались с Анчийским епископом об отце Григории, чтобы поставить его архимандритом всех пустыней Кларджети, и доложили об этом властителям (Баграту I и его братьям.- Авт.); те очень обрадовались. Тогда все вместе настойчивым приглашением поставили его исполнять это дело, и он во благе управлял чином святых отцов много лет до преставления» ( Мерчуле. 1911. С. 109; Он же. 1963. С. 276). Тот же автор сообщает, что прп. Григорий строго управлял мон-рями: «О верных монахах он хорошо заботился, повинных обращал к покаянию, а непокорных правде совершенно изгонял» ( Он же. Житие. С. 136; Он же. 1963. С. 303), «наполнял сердца учеников знанием» и «все пустыни Кларджети орошались потоками его мудрости» ( Он же. Житие. С. 114-115; Он же. 1963. С. 281-282). Прп. Григорий считал, что «Бог действительно сотворил те местности (Кларджети.- Авт.) в самом начале мироздания для последних времен в двух целях - в качестве местопребывания монахов и молельни о всех христианах» ( Он же. Житие. С. 102-103; Он же. 1963. С. 269), что с помощью иноков Господь наделил светских властителей «невидимым вооружением, что крепче видимых доспехов и многочисленнее десятков тысяч конницы» ( Он же. Житие. С. 109; О н же. 1963. С. 276). Прп. Григорий был убежден, что т. о. «верные и истинные монахи не находятся ни под чьею властью на земле» ( О н же. Житие. С. 103; Он же. 1963. С. 269). Этот тезис преподобный воплощал в жизнь. Весьма показателен случай, когда прп. Григорий увез наложницу Ашота I и поместил ее в монастырь Мере, и куропалат, несмотря на свою неограниченную власть, не смог вернуть ее.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

Постановления собора были главным образом направлены на то, чтобы запретить торговлю христианами и пленными, оградить церковные вотчины от посягательств местных князей и владетелей. Первым постановлением собора явилось открытие в Кутаиси упразднённой архиерейской кафедры и избрание на неё епископом Максима Абашидзе. Второе решение – это обязательство для всех, посягнувших на принадлежащие церкви имения, вернуть их вновь церкви Это первое упоминание в грузинских исторических документах о Католикосе Максиме. Вскоре после собора Максим был возведён в митрополита и сразу проявил себя как ревностный архипастырь в своей епархии. Он обязал Рачинского эристава Ростома, брата Католикоса Виссариона, вернуть земли, принадлежавшие кутаисскому храму Баграта. Эристав Ростом захватил эти земли после очередного турецкого ограбления Имеретинского царства. Слово митрополита Максима повлияло на него и он вместе со своими детьми написал «жертвенное письмо», где признал право церкви на владение прежними землями В 1761 году в Кутаиси был созван новый собор. Его вновь возглавил Католикос Виссарион. На соборе присутствовали митрополиты: Гаэнатский - Иосиф Багратиони, Чкондидский - Григорий, Кутаисский – Максим, Шемокмедский – Николай, Джуматский – Даниил, Бедийский – Максим, гость из Иерусалимской Церкви – архиепископ Симеон, настоятели монастырей, столпник Герман и миряне. Собор решил возобновить упразднённую Хонскую епархию и поставить туда бывшего Мровского митрополита Иосифа Мачабели. Было также решено установить налог с крестьян в пользу воссозданной епархии в тех размерах, какие были в других епархиях Активно участвуя в политической жизни имеретинского царства Католикос Виссарион однако не был сторонником царя Соломона I. Он поддерживал своего родного брата Ростома Эристави - владетеля Рачинского княжества, а также Кацию Дадиани - владетеля Одишского княжества в их противостоянии царю Соломону I. В 1768 году Католикос Виссарион отправился с посольством к Ахалцихскому паше, чтобы склонить его на сторону мятежных князей и просить у него военной поддержки против царя Соломона I. Однако обстоятельства сложились так, что вместо помощи паша заточил Католикоса в крепость. Бежав оттуда, он не вернулся в Имеретию, а нашёл пристанище в Одиши у Кации Дадиани Вслед за этими событиями царь Соломон I, а также владетельные князья Одиши и Гурии: Кация Дадиани и Мамия Гуриели, найдя между собой согласие, отказались продавать людей в рабство Турции. Это вызвало враждебное отношение турецкого правительства к Имеретии

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В монахи владыка был пострижен в монастыре Сафара Ахалцихской епархии в 1989 году (в 23 года). В 1991году он стал иеродиаконом, в 1992 - иеромонахом, а в 1994 назначен игуменом монастыря Тимотесубани Борджомской епархии. - Монастырь – это жертва. В Евангелии написано: «иже слышат слово, и приемлют, и плодствуют – на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (Мк. 4). «На сто» – это про монахов. Монах жертвует Богу всю свою жизнь «на сто». Правда и в монастыре встречаются свиньи, и в миру бывают ангелы. С 4 ноября 1996 г., по решению Священного Синода и Святейшего и Блаженнейшего Илии II, Католикоса-Патриарха всей Грузии, состоялось поставление игумена Саввы в епископы. Епископ Савва возглавил Хонскую епархию Грузинской Православной Церкви в западной Грузии. Хонская архиепископия была основана после разделения Имеретии на несколько небольших епархий царем Багратом III в XVI в. Упразднена в соответствии с решением российского экзарха в Грузии 26 ноября 1821 г. Сто семьдесят шесть лет кафедра в Хони пустовала. - Когда мне Патриарх предложил стать епископом, я даже не представлял, какой это тяжелый крест. Я отказывался, но то, что меня все же убедило: очень хотелось помочь людям. Когда мы пришли в Хони, здесь не было ничего. Шестьсот грузовиков мусора вывезли, а сколько еще сами вынесли на руках! Никто не мог поверить, что хоть что-то получится, смеялись над нами. Была асфальтированная площадка для волейбола – привезли землю, и сад насадили. Двор архиепископской резиденции Сейчас нельзя поверить в обратное – что когда-то здесь была «мерзость запустения». Приходящий в обитель встречает идеальный порядок, уют, новая церковь и келлейный корпус, а вокруг - дивный сад. В резиденции находится женская обитель св. Саввы Освященного. В ней подвизаются четыре монахини и семь послушниц. - За два года владыка все отремонтировал. Всегда, стоит ему только что-то захотеть, он сделает. Сам и крышу кроет, и камни таскает, и проектирует, все сам. Только за последние несколько месяцев по его молитвам и благословению построены и освящены храмы св. Саввы Освященного в резиденции, св. Георгия в Ианетии, Пресвятой Богородицы в Баши. Когда пришел владыка, во всей епархии действовали всего восемь церквей. Сейчас около тридцати, и еще несколько строится. Открылись женские монастыри прп. Саввы Освященного в Хони, св. равноап. Нины в Матходже, св. ап. Андрея Первозванного в Самтредии, мужской монастырь Вознесения Господня в Удзлоури. Возобновили свое действие православная Казбегская школа, колледж имени Нико Николадзе в селе Диди Джихаиши и другие.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Грузия. Современные епархии Грузия. Современные епархии Епархии ГПЦ управляются архиереями, к-рых назначают Католикос-Патриарх и Синод. Границы епархий определяются решением Синода и в основном совпадают с политико-адм. делением гос-ва. Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии пользуется полнотой власти в делах вероучения, христ. нравственности, священнодействия и пастырства. С подтверждения Католикоса-Патриарха он рукополагает духовенство и назначает должностных лиц, благословляет постриги, определяет место служения белого духовенства и монашествующих, представляет высшую судебную власть. Ведению епархиального архиерея подчинены все мон-ри, кроме ставропигиальных, а также духовные учреждения его епархии. В управлении епархией участвует коллегиальный совещательный орган - Епархиальный совет. В наст. время в составе ГПЦ насчитывается 35 епархий (в т. ч. вдовствующая Чиатурско-Сачхерская), 172 мон-ря (97 муж., 75 жен.), в т. ч. 10 ставропигиальных (5 муж., 5 жен.). Наибольшее количество мон-рей - в Руисско-Урбнисской (34) и Мцхетско-Тбилисской (24) епархиях, наименьшее - в Болнисской, Никорцминдской, Тианетско-Пшав-Хевсуретской, Потийско-Хобской, Чкондидской (по 1), в Западноевропейской епархии мон-рей нет. Большинство епархий - внутренние; в Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазскую епархию входят также 3 иля (вилайета) и сев. часть Эрзурумского иля Сев. Турции; в Дманисско-Агарак-Таширскую (возобновлена решением Синода ГПЦ 6 февр. 2006) - часть Сев. Армении; в Некресско-Эретскую - часть Азербайджана; юрисдикция Западноевропейской епархии распространяется на груз. приходы в Европе. ГПЦ имеет неск. высших духовных учебных заведений (Тбилисская и Гелатская ДА, Кутаисский богословский ин-т им. св. Давида Строителя; при Тбилисской ДА действует богословский ин-т и ин-т народного и церковного песнопения); 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская); 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская); Хулойское уч-ще; Хашурский духовный лицей. Действует Зестафонский центр духовного образования им. ап. Симона Кананита. Офиц. печатными органами Патриархата являются ж. «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), газеты «Мадли» (Благодать), «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

http://pravenc.ru/text/638558.html

иером. Шио (Авалишвили) был хиротонисан во епископа с титулом «Ацкурский и Никорцминдский»; одновременно он получил должность викария католикоса-патриарха всей Грузии; в дек. того же года был возведен в сан архиепископа и переведен на Кутаисскую кафедру. В апр. 1979 г. было возобновлено богослужение в храме Никорцминда, нек-рое время этот храм оставался единственным действующим в епархии, настоятелем был назначен священник кутаисского храма во имя святых Петра и Павла Александр Катамадзе. В мае того же года он был переведен в Тбилисский Сиони и получил сан протоиерея. 10 авг. прот. Александр принял постриг с именем Амвросий, 11 авг. возведен в сан архимандрита, 13 авг. был хиротонисан во епископа и назначен на Никорцминдскую кафедру. Одновременно он окормлял и Аргветскую епархию. В 1980 г. еп. Амвросий был переведен на Ахалцихскую и Самцхе-Джавахетскую кафедру, в 1981 г. вновь занял Никорцминдскую. В 1990 г. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) возвел еп. Амвросия в сан архиепископа. После распада Советского Союза архиеп. Амвросий активно участвовал в политических событиях, происходивших в Грузии, во время гражданской войны 1991-1992 гг. поддерживал президента Грузии З. Гамсахурдию и вместе с ним эмигрировал в г. Грозный. До 2005 г. находился в России, ушел в раскол. По постановлению Синода ГПЦ от 12 мая 1992 г. за самовольное оставление епархии и противоцерковные действия был снят с кафедры и запрещен в служении, в 1998 г. Синод ГПЦ лишил его священного сана. Весной 2005 г. он вернулся в Грузию, принес чин покаяния, был принят в юрисдикцию ГПЦ в качестве монаха и определен в мон-рь Шиомгвиме , где скончался 1 дек. 2008 г. В мае 1992 г. Никорцминдским епископом стал Давид (Махарадзе; в дек. 1992 был переведен на Бодбийскую кафедру), затем - Авраам (Гармелиа). В июле 1993 г. еп. Авраам был назначен ректором Тбилисских ДА и ДС, в 1995-2000 гг. возглавлял отдел Иностранных связей ГПЦ, в 1996 г. переведен на Гурджаанско-Сагареджойскую кафедру. 14 марта 1996 г.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Владыка так впечатлил этих студентов своим рассказом о монашестве, что оба молодых человека остались в монастыре. Они приняли постриг, даже не забрав дипломы из института. Сейчас это архиереи: митрополит Хонский и Самтредийский Савва (Гигиберия) и архиепископ Ахалцихский Феодор (Чуадзе). Теперь я сама могу оценить силу воздействия проповеди владыки! Позднее мы разговаривали с настоятелем храма протоиереем Феодором Хуцишвили и игуменом Некресского монастыря Антонием (Павлиашвили), и тоже было видно, как они любят владыку. Настоятель храма, протоиерей Феодор, сказал нам: — Владыка Сергий очень трудился, чтобы поставить эту епархию на ноги. Когда он приехал сюда, во всей епархии было 5 священников, а сейчас их только в нашем храме — 5, а во всей епархии — 22, плюс монахи. До приезда владыки в нашей епархии не было ни монастырей, ни монахов, а сейчас 7 монастырей и множество иноков. Владыка — большой подвижник. Он болеет, но говорит так: Я мог бы просить Бога, чтобы Он меня вылечил. Но на все воля Божия”. Тринадцатого апреля 2017 года у владыки Сергия день рождения и 30 лет со дня монашеского пострига. Многая лета! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 30 апреля 2017, 20:35 Многая лета, Вам, дорогой Батюшка!Какое счастье для нас грешных, что есть на земле такие пастыри.Помолитесь о нас , Батюшка! Татьяна 18 апреля 2017, 15:33 Спаси Господи люди твоя!!! Светлана 15 апреля 2017, 16:14 Многия лета Владыке Сергию ! С наступающим Светлым Христовым Воскресением !!! Ольга 14 апреля 2017, 08:42 Владыке Сергию здравия душевного и телесного! Если бы можно было, помолитесь о мне р.Б. Ольге. Очень нужен духовник. Слава Богу, дарует Господь и в наше время нам таких людей. Фотиния 14 апреля 2017, 01:25 Многая и благая лета владыке Сергию! Наталь 14 апреля 2017, 00:41 Владыка Сергий, очень тронута Вашим рассказом о своём жизненном пути, пути к Богу! С 30-летием Вас со дня монашеского пострига и Днём рождения! Храни Вас, Господь! Спасибо Ольге Рожнёвой, люблю ваши замечательные истории.

http://pravoslavie.ru/102681.html

Центральное окно алтаря кафоликона мон-ря Ишхани Центральное окно алтаря кафоликона мон-ря Ишхани В 1-й пол. XVII в. Ишханскую кафедру занимал архиеп. Макарий, сведения о к-ром содержатся в синодике пергаменного Ишханского (Эчмиадзинского) Четвероевангелия (XII в., Матенадаран; фотокопия: НЦРГ. Rt XIX. N 1-3. Л. 532): «Христе, помилуй Ишханского архиепископа Макария, отпусти ему грехи, Господи. От пришествия Христа 1650 г. От пришествия Адама 7140 и 17 лет». Во время его епископства в И. е. регионом управлял ахалцихский паша Ростом (1647-1654), при к-ром «ислам окончательно упрочился в Саатабаго; дворянство пало; епископы удалились; храмы опустели; образа, кресты, святые мощи начали вывозить в Гурию, Одиши, Картли и Кахети» ( Бакрадзе. 1880. С. 49; Кондаков. 1890. С. 150-151; Марр. Дневник. 1911. С. 189-201; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 444). В 1650 г. ишхнели стал Тбетский еп. Гедеон (Саприсдзе). В приписке к рукописи НЦРГ. S 252 сказано: «338 (т. е. 1650 г.). В этом году тбели (Тбетский архиерей.- Авт.) Саприсдзе от султана получил кафедру Ишханскую и Ацкурскую». В др. приписке сообщается, что Тбетскую епархию еп. Гедеон возглавил в 1637 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 452, 465; Описание груз. рукописей: Колл. S. 1959. Т. 1. С. 258). Неизвестно, сохранил ли еп. Гедеон при назначении правящим архиереем в Ишханской и Ацкурской епархиях еще и Тбетскую кафедру под своим управлением. Исследователи полагают, что при управлении одним епископом 2 такими крупными епархиями, Тбетская вряд ли могла оставаться под отдельным управлением. Не позднее 1650 г. тао-кларджетских архиереев уже назначал или утверждал османский султан; епархиальное управление в Тао-Кларджети было укрупнено: под властью одного архиерея находилось неск. епархий. Декор фасада кафоликона мон-ря Ишхани Декор фасада кафоликона мон-ря Ишхани Следующий известный ишхнели - митр. Герман. Его имя содержится в синодике 1-й ч. «Гелатского Гулани» (НЦРГ. А 186. Л. 2314): «Господи Иисусе Христе, помилуй раба Твоего, митрополита Ишханского Германа, аминь» (Описание груз. рукописей: Колл. А. 1976. Т. 1. Ч. 2. С. 316). Др. сведений о нем не сохранилось, период его деятельности на основе палеографических данных датируется 2-й пол. XVII в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010