«Не пытайтесь обманывать себя и других словесами лукавствия, – с негодованием взывал он к епископу Нестору. – Признавать митрополита Сергия своим главою – не значит ли это исполнять все его распоряжения, следовать по тому пути, по которому он сам идет? Быть лояльным к большевикам, отказаться от всякой активной с ними борьбы, чего требует митрополит Сергий от всех признающих его, – не есть ли это отречение от Христа, приятие той печати антихристовой, о которой говорит Св. Евангелист Иоанн Богослов в своем Откровении? 123 [...] Не мне судить Вас, судья Вам Христос. Ему дадите ответ. И я не стал бы никогда касаться всех этих лично к Вам относящихся вопросов, если бы Вы не искали скрыть свою измену Православной Церкви и перехода к «полуобновленцам» за творимыми Вами делами милосердия и за утверждениями, что Вы ничего не ищите лично для себя. Вы вступаете на страшный путь, на путь погибели. Но Вы можете еще оставить фарисейское превозношение и с мытаревым смирением припасть к милосердию Божию. Тогда Господь Сам исправит пути Ваши и прославит Вас славою Своею...»..«Я хочу верить, – писал он, – что Вы не стремитесь захватить Харбинскую епархию. Но почему Вы не возвращаетесь в свою епархию, коль скоро Вы признали митрополита Нижегородского Сергия своим Первоиерархом? Этого требуют от Вас как церковные законы, так и благо Камчатской епархии». 124 Резкие обвинения, страшные угрозы, темпераментная речь... В ней была искренность, в ней была пламенность, в ней была принципиальность, в ней была и несправедливость. 28 марта 1931 года скончался митрополит Харбинский и Маньчжурский Мефодий (Герасимов). На кафедру был назначен Преосвященный Мелетий с возведением его в сан архиепископа. В июле 1931 года он писал митрополиту Антонию: «...Взгляды его (епископа Нестора) действительно странны; на раскол в церкви он смотрит именно как на личную ссору архиереев. Были ли наложены какие-либо прещения на епископа Нестора Архиерейским Синодом, когда он откололся от него, мне неизвестно, так как по этому делу епископ Нестор имел сношение с покойным митрополитом Мефодием. От епископа Нестора я только слышал, что из Москвы ему был послан указ образовать здесь особую епархию, но он от этого решительно отказался, да, конечно, хорошо и сделал, так как при том настроении русских, какое здесь существует, конечно, у него ничего бы не вышло. В видах, вероятно, этого, он ничем и не проявлял за богослужениями своей принадлежности к Московской Патриархии. Все время поминал митрополита Петра, Ваше Святое имя и митрополита Мефодия. Так что эта «церковная аполитичность» наконец привела его к убеждению, что он остался, как говорил мне, «без стула»...» 125

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Итак, 3/16 сентября митрополит Сергий постановил: «I. Oбpamumь Ижевское викариатство Сарапульской епархии в самостоятельную епархию в составе православных приходов, находящихся в пределах Вотской области и доселе принадлежавших названному викариатству. II. Bnpeдь до назначения на свободную Ижевскую кафедру архиерея, поручить вновь открытую епархию архипастырскому попечению Преосвященного Глазовского Виктора» [xxxii] . Необходимо отметить, что епископ Виктор только в августе был освобожден из внутренней тюрьмы ОГПУ в Москве, где находился под следствием с мая 1926 г. [xxxiii] .  20 августа Особое Совещание Коллегии ОГПУ вынесло решение по следственному делу: лишить Островидова Виктора Александровича права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства на три года [xxxiv] . Епископ Виктор выбрал таким местом город Глазов Вотской автономной области. По дороге из Москвы в Глазов владыка Виктор заехал в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию, который дал ему «поручение [xxxv] , руководствовать Вятской епархией вместо епископа Симеона, отозванного в Чебоксары» [xxxvi] . Таким образом, являясь викарным Глазовским архиереем, епископ Виктор имел на правах временного управляющего в своем распоряжении две епархии: с 6/19 августа 1926 г. Вятскую [xxxvii] и с 3/16 сентября того же года Ижевскую. Сарапульский епископ Алексий отреагировал протестом на новое преобразование Ижевского викариатства в самостоятельную епархию. Получив известие об этом, епископ Алексий отправляет митрополиту Сергию телеграмму: «Ижевским благочинным получена от Шишкина из Москвы телеграмма вновь открыта епархия неужели Вы это сделали без отзыва епархиального архиерея» [xxxviii] . Как содержание текста телеграммы, так и наличие в архивном деле нескольких черновиков последней говорят о неожиданности для Сарапульского епископа такого решения Высшей Церковной власти и судорожной на это решение реакции. Получив текст распоряжения митрополита Сергия от 3/16 сентября 1926 года, епископ Алексий 22 сентября «разразился» претенциозно-обвинительным докладом в адрес митрополита. Приведем текст этого доклада.

http://bogoslov.ru/article/1295104

Священные каноны – 64, 67 и 111 пр. Карф. Собора 58 , приводимые Вами, не приложимы к вопросу о выделении Германии. Каноны эти говорят о недопустимости поставления епископа в округ без согласия епископа, ведающого этим округом. Наш Собор Архиереев и не ставил нового Епископа. А поставленному Собором Архиереев 1924 года по Вашему согласию (согласие дано на Соборе и протокол о сем подписан Вами) полноправным викарием на всю Германию Епископу Берлинскому Тихону нынешним Собором даны права самостоятельного Епископа. Никакими священными канонами не запрещается предоставление таковых прав уже существующему Епископу. А распоряжения Патриарха и постановления Священного Собора Московского обязывают предоставлять викарным Епископам самостоятельныя права. Вы хорошо знаете, что и в России викариатства выделялись всегда без наличия согласия правящих епископов, которые постоянно против этого протестовали по фискальным побуждениям, несмотря на то, что викариатство – вообще не есть каноническое учреждение. Еще так недавно в 1919 году Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России выделило в самостоятельныя епархии – Кубанское викариатство, вопреки воле правящого Архиепископа Ставропольского Агафадора; Ростовское вопреки воле Архиепископа Донского; Сухумское и Черноморское, вопреки воле Архиепископа Тифлисского и Бакинского. И все эти выделения Всероссийской Церковной Властью были признаны. И здесь, заграницей, Высшее Церковное Управление выделило Алеутское викариатство в самостоятельную епархию из Северо-Американской епархии вопреки воле правящого Епископа (Алеутская епархия на Соборе Архиереев 1924 г., по увольнении Епископа Антония на покой, подчинена Митрополиту Платону, по представлению его, на правах викариатства); Харбинский и Маньчжурский районы из состава Владивостокской епархии в особую самостоятельную епархию вопреки воле Владивостокского Архиерея. Архиерейский Синод, учрежденный после закрытия Высшого Церковного Управления, образовал самостоятельную Камчатскую епархию, выделив Камчатку и Охотский уезд из Владивостокской епархии также без согласия Владивостокского епархиального архиерея. И святейший Патриарх Тихон признал эти мероприятия кононическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

После этих предварительных замечаний мы приступим к проверке процентного отношения язычников и христиан во времена Константина Великого . Одни говорят, что христиане составляли 1/20 часть всего населения, другие – 1/10. В 1887 году занялся подробным рассмотрением этого вопроса Макс Виктор Шультце [V. Schultze, Geschichte des Untergangs des griechisch-römischen Heidentums. I. Staat und Kirche im Kampfe mit dem Heidentum. Jena 1887]. Он пришел к заключению, что христиан при Константине Великом было минимум 10 милл., а вероятно – 16, что составляет 1/6 населения. Но это исследование имело плачевный исход: оно попало для рецензии профессору берлинского университета Юлихеру [Theolog. Literaturzeitung 1887, 22, 513–518]. Он занялся подсчетом христиан по самому сочинению Шультце и пришел к удивительному результату, что христиан было 4 милл., а не 16 милл. Если в Асии, наиболее христианской стране, христиане составляли, по Шультце, 1/9 всего населения, то каким образом они могли составить 1/6 населения во всей римской империи? Это тем более удивительно, что на западе христиан было меньше, – в Италии с Римом, Африке, Испании и Галлии было 400 тыс., а вообще с Германией, Британией и Балканским полуостровом едва ли более 1/2 милл. Некоторые определяют количество христиан при Константине по количеству епископов, бывших на первом вселенском соборе. Но число епископов имеет условную ценность. Из лучшего списка епископов, каким является сирийский, явствует, что dioecesus Oriens, митрополией которого была Антиохия, выставил 91 епископа: dioecesus Asia (митрополия Ефес) – 51; dioecesus Pontus (митрополия Кесария каппадокийская; к нему причисляются Халкидон, Никея, вообще север Малой Азии) – 37; Египет с Фиваидой – 19; Палестина – 19. Но означает ли падение цифр епископов падение христианского населения? Нет; во-первых, потому что не все были в одинаковой мере заинтересованы вопросами вселенского собора; во-вторых, епархия не приходилась на епархию. В Африке на 294000 кв. километров в 484 г. приходилось 450 епархий, т. е. на каждую епархию – 680 кв. км. Представим себе вещь практически невозможную, что каждая епархия была в виде круга, а кафедральный город находился в центре; тогда бы радиус равнялся 14 и 1/2 км. Русский аршин равен 71,119 см, так что километр немного меньше версты. Поэтому епископ по грязной грунтовой дороге мог объехать епархию в 1 и 1/2 часа. Епископии dioecesus Oriens равнялись 1492 кв. км., в Понте – 4272 кв. км, в Асии – 799, близко к африканским. Приводя к одному знаменателю, можно сказать, что в нашей новгородской епархии было бы 29 епархий понтийских, 39 каппадокийских, 82 восточных, 153 асийских и 185 африканских. Разница между 185 и 29 подавляющая, да и расстояние между 29 и 153, если брать восточные епархии, также немалое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

На тех же основаниях, как Оренбургская епархия, по докладу Св. Синода, учреждена Саратовская и Пензенская епархия в пределах вновь образованной, точнее восстановленной, Саратовской губернии, вместо прикрытой Пензенской губернии. Губернским городом назначен г. Саратов, но архиерейская кафедра и архиерейский дом устраивались в Пензе по тем же соображениям, по каким Оренбургская кафедра с её домом учреждалась в Уфе. В Саратовскую епархию по синодальному докладу переведен астраханский викарий, епископ моздокский Гаий, в виду того, что Моздокское и Можарское викариатство тогда прикрывалось. Как известно, вместе с епископом Гаием в Пензу перевезли все движимое имущество Моздокской кафедры. Помимо того, для устройства нового архиерейского дома в Пензе Св. Синод в своем докладе испрашивал разрешения употребить те деньги, которые предполагалось выручить от аукционной продажи архиерейского дома в Моздоке. Большая часть территории Саратовской епархии отделена от Астраханской епархии, в которой состояли из Саратовской губ. – губ. гор. Саратов с 54 цер., Аткарск с 47 цер., Балашов с 25 ц., Вольского уез. – 25 цер., Хвалынского уез. – 9 цер., уезда быв. гор. Кузнецка – 7 ц., Сердобского – 21 ц., Петровск с уез. – 34 ц., Камышинск – 26 ц. и Царицын – 18 ц., всего – 267 церк. От Тамбовской епархии отошло в Саратовскую епархию более 300 церквей по Саратовской губернии, именно: Пенза с 89 ц., быв. г. Мокшанск с 4 ц., Сердобск с 41 ц., Кузнецк с 98 ц., в округах: Новохоперском – 37 ц., Вольском – 14 ц., Хвалынском – 8 ц. и Петровском – 27 ц. Гор. Новохоперск с 6 церквами отошел к Саратовской епархии из Воронежской епархии. Таким образом, к Саратовской и Пензенской епархии, в составе одной Саратовской губернии, отписано из трех епархий около 600 церквей. 1176 После образования Саратовской и Пензенской епархии Астраханскую и Моздокскую (ранее и Ставропольскую) епархию, в границах одной Астраханской губернии, за исключением Уральского Войска, составили следующие города: каф. гор. Астрахань – с 25 ц., Красный Яр – 4 ц., Енотаевск – 7 ц., Черный Яр – 6 цер., Кизляр – 14 ц., Моздок – 13 ц., Ставрополь – 13 ц., Георгиевск – 16 ц. и Александров – 7 ц., всего только – 105 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Макария, еще в его студенчество, в тот далекий край, если не для проповеди христианства, то для забот о личном спасении. Новые костромские знакомые побудили о. Макария проситься на миссионерскую именно службу, и теперь – в определенный пункт. В Костроме у архим. Макария был келейник, который затем получив имя и сан иеромонаха Израиля, вместе с некоторыми другими монахами по вызову Иркутского преосвященного, отправился в его епархию, и миссионерствовал среди бурят Бургузинского, Селенгинского и Хоринского ведомств. Вероятно, он и возбудил в о. Макарие желание посвятить себя апостольским подвигам в Сибири. По одному известию такое желание архим. Макарий выражал, живя еще в Киеве. По переезде в Глинскую пустынь, это желание не охладело в нем. Напротив, побуждаемый им архим. Макарий подал 17 февр. 1829 г. своему епархиальному преосвященному Владимиру просьбу о разрешении ему перейти в Иркутскую епархию, для служения братиям общежительных монастырей, отправившимся туда в 1825 г. проповедовать Евангелие язычникам. Просясь по глубокому смирению не в миссионеры, а в прислужники к миссионерам, архим. Макарий по тому же смирению, допускал, что Иркутский архиепископ найдет его непригодным даже для этого дела, почему оставлял за собой право поселиться в его епархии в монастыре по своему избранию. По примеру тех монахов, он желал быть посланным, если возможно, с казенными прогонами и подорожной. Еп. Владимиру решение архим. Макария было «давно уже известно», и он представил его Св. Синоду, в котором и сам тогда заседал. Но Синод возымел намерение отправить его в другую епархию, в Тобольскую, где тоже обнаружились отпадения крещеных, и где архиеп. Евгений находил нужным учредить две миссии. Для язычников севера епархии – остяков и вогулов, и для магометан и язычников юга – киргиз, калмыков, черневых татар и телеутов. Имея это ввиду, м. Филарет 28 марта послал о. Макарию предложение ехать в Тобольск к знакомому архиерею. «А если, – писал он, – не любо будет в Тобольске, то еще успеете отправиться и в Иркутск, и крюку не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

– организация и проведение совместных мероприятий по празднованию 2000-летия христианства и вступлению в третье тысячелетие. 5. Совет для осуществления возложенных на него задач имеет право: – принимать участие в рассмотрении на коллегии Министерства образования Российской Федерации вопросов духовного просвещения и нравственного воспитания; – запрашивать и получать от подведомственных Министерству образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной церкви организаций информационно-справочные материалы по направлениям работы Совета. 6. Заседания Совета проводятся ежеквартально. Заседания Совета правомочны при наличии не менее двух третей списочного состава Совета. 7. Решения Совета принимаются открытым голосованием, большинством не менее двух третей голосов от присутствующих на заседании. 8. Решения Совета имеют рекомендательный характер. 9. Совет может создавать постоянные и временные рабочие группы по вопросам, относящимся к его деятельности, и определять порядок их работы. 2002 г., 12 февраля. – Заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации. – О решении Иоанна Павла II учредить в России католические епархии 11 февраля в Ватикане официально объявлено о решении Иоанна Павла II учредить в России вместо Апостольских администратур (ныне действующих временных структур Католической Церкви) епархии: архиепархию «Божией матери в Москве», епархию «Преображенскую в Новосибирске», епархию «Святого Климента в Саратове» и епархию «Святого Иосифа в Иркутске». Святой Престол принял также решение создать для российских епархий единую церковную провинцию, которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Это вызвано, по мнению руководства Римско-Католической Церкви, необходимостью «привести ее организационную структуру в соответствие с единым стандартом канонического права Римско-Католической Церкви». Об этом решении Святого Престола российская сторона была проинформирована по дипломатическим каналам 4 февраля. МИД России, не ставя под сомнение право католической церкви организовываться в соответствии с каноническими нормами, но учитывая, что этот вопрос в первую очередь касается межцерковных отношений и может явиться причиной их серьезного осложнения, рекомендовал Святому Престолу воздержаться в настоящий момент от преобразования Апостольских администратур в епархии и урегулировать его с Русской Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При всем желании не умалять заслуг пр.Василия, мы должны сказать, что он в показанных цифрах допустил неболыиую неточность. Во-первых, среди белорусских монастырей не только в 1838–1840 гг., но даже и в конце 1834 года не числилось Сиротинского монастыря Витебской губернии 1260 , так как он был упразднен по Высочайшему повелению от 24-го февраля 1834 года 1261 и: не было и Медичинского, также упраздненного 1262 Овручский и Онуфриевский монастыри были переданы в православное ведомство: первый в 1831 г. за участие монахов в польском мятеже 1263 , а второй в 1836 году, после изъявления прихожанами монастырской церкви желания принять православие 1264 . Остается, таким образом, 10 мужских монастырей 1265 и 3 женских 1266 . Показание пр.Василия относительно числа церквей также нуждается в поправке. В 1838 году, как видно из ведомости за этот год 1267 , в Белорусской епархии числилось: 1 собор, не 621, как у пр.Василия, a 536 приходских церквей 1268 , 10 ружных, 89 приписных и 219 часовен 1269 . А так как по Высочайшему повелению от 4-го февраля 1839 года церкви Киевской и Волынской губерний были перечислены из Белорусской в Литовскую епархию, то в момент воссоединения число приходских церквей, составлявших первую епархию, еще сократилось. По ведомости 1839 г. их было всего 527, именно в Витебской губернии – 148, в Могилевской – 188, Минской – 182, Курляндской – 5 и Херсонской – 4 1270 . Неверно также и указываемое пр.Василием число воссоединенного духовенства. По ведомости 1838 года, в этом году в Белорусской епархии было: 7 протоиереев, 491 священник-настоятель, 44 викарных священников, 60 безместных и 1401 причетник 1271 . В 1839 году, после перечисления в Литовскую епархию церквей Киевской и Волынской губерний, указанные числа должны были сократится, а не увеличиться. Надо еще заметить, что воссоединились не все священники. Что касается количества воссоединенного народа по Белорусской епархии, то и в этом случае нельзя согласиться ни с заверением пр.Василия, что, по данным консисторского архива, воссоединено до 1 1 / 2 миллиона униатов обоего пола, ни тем более со свидетельством «Записок» его, что в одной Белоруской епархии воссоединилось более миллиона душ мужского пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

— О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 75 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об оптимизации учебного процесса в Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В целях изучения возможности оптимизации образовательного процесса в указанных духовных школах и повышения уровня координации их научно-педагогической деятельности образовать комиссию в составе: 2. Комиссии представить соответствующий рапорт Святейшему Патриарху до 1 августа сего года.   ЖУРНАЛ 76 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о необходимости иметь еще одну епархию в Самарской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Тольяттинского, Жигулевского городских округов и право- и левобережной частях Ставропольского района — Тольяттинскую епархию, выделив ее из состава Самарской и Сызранской епархий. 2. Оставить в канонической юрисдикции Самарской епархии Свято-Богородичный Казанский монастырь с. Винновка Ставропольского района и при нем духовно-просветительский центр Самарской митрополии. 3. Правящему архиерею Самарской епархии иметь титул «Самарский и Новокуйбышевский». 4. Правящему архиерею Сызранской епархии иметь титул «Сызранский и Шигонский». 5. Правящему архиерею Тольяттинской епархии иметь титул «Тольяттинский и Жигулевский». 6. Новообразованную Тольяттинскую епархию включить в состав Самарской митрополии. 7. Преосвященным Тольяттинским и Жигулевским быть епископу Кузнецкому и Никольскому Нестору, с освобождением его от управления Кузнецкой епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. 8. Временное управление Кузнецкой епархией поручить Преосвященному митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму. 9. Временное управление Сызранской епархией оставить за Преосвященным митрополитом Самарским и Новокуйбышевским Сергием.   ЖУРНАЛ 77 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Енисейской епархии (Красноярская митрополия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Енисейским и Лесосибирским избрать иеромонаха Игнатия (Голинченко), клирика Красноярской епархии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5467411...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010