Антоний возвращён из Перемышля в 1225 году. Оставив Епархию в 1228 году, отошёл в Хутынь монастырь. Арсений, изгнанный в 1225, пришёл было опять на Епархию в 1228 году, но тогда же изгнан. Антоний, оставивший Епархию, паки возведён, но в следующем 1239 году опять оную оставил и возвратился в Хутынь монастырь, где в 1238 году, Октября 8, преставился и погребён в приделе Софийского собора. 15 . СПИРИДОН избран в 1229 году, хиротонисан в 1230 году. В 1249 году скончался и погребён в Софийском соборе. 16 . ДАЛМАТ хиротонисан в 1251 году, в 1261 году покрыл свинцом Софийский собор. В 1274 году, Октября 1, скончался и погребён в притворе Софийского Собора. 17 . КЛИМЕНТ избран из Игуменов и духовников Далмата Архиепископа в 1274 году, хиротонисан в 1276 году. В 1299 году скончался и погребён в Софийском соборе в Корсунской паперти. 18 . ФЕОКТИСТ, Святой, избран в 1299 году из Игуменов Новгородского Благовещенского монастыря, хиротонисан в 1300 году, Июля 29, оставив Епархию. В 1308 году отошёл в Благовещенской монастырь на безмолвие и там, в 1310 году, Декабря 23, преставился и погребён, а в 1786 году, Января 23, мощи его перенесены в Юрьев монастырь. 19 . ДАВИД избран в 1308 году из духовников Владычних, хиротонисан в 1309, Июня 5. В 1324 году, Февраля 5, скончался и погребён в притворе Софийского собора. 20 . МОИСЕЙ, Святой, избран в 1324 году из Архимандритов Юрьевских, хиротонисан в 1325 году. В 1329 году, посхимившись, оставил Епархию и отошёл в монастырь на Коломци, после Колмовским названный. 21 . ВАСИЛИЙ, в мире называвшийся Григорий, прозванием Калека, Святой, избран в 1329 году из священников Новгородской Козмодамианской церкви, по пострижению хиротонисан в 1331 году, Августа 25, во Владимире Волынском. В 1339 году, а по другим – в 1352 году принесён, как значится в некоторой повести, из Царьграда в Новгород белой клобук. В 1346 году Всероссийский Митрополит пожаловал ему ризы крестчатые, в 1352 году, Июля 23, на возвратном пути из Пскова скончался на реке Юзе, а погребён в Новгородском Софийском соборе в Корсунской паперти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

801 16 августа Св. Синод потребовал от епископа Феофилакта сведений еще о том, сколько монастырей и церквей осталось в его епархии после отделения от нее 18 церквей Ярославского наместничества. Оказалось, что в Переяславской и Дмитровской епархии осталось 11 монастырей и 586 церквей, а с монастырскими около 600 церквей. 802 По донесению костромского епископа Павла в Костромской епархии оказалось Ярославской губернии – в гг. Любиме и Данилове с их округами 74 церкви, да Спасо-Геннадиев монастырь; по Нерехтскому Дух. Правлению – 3 цер., Вологодской губ. Усольского Дух. Правления по уездам Тотемскому и Никольскому – 8 приходских церквей. Из названных церквей – 77 церквей отошли в Ростовскую епархию и 8 церквей – в Вологодскую. В Костромскую епархию из Ростовской поступило Костромской губ. по Нерехтскому округу – 12 цер. Всего в Костромской епархии оказалось 686 церквей. 803 Тверской архиепископ Иоасаф долго не отвечал, так как его Консистория сама не знала, к каким губерниям принадлежали церкви Тверской епархии; она делала запрос тверской Казенной палате, но та не торопилась отвечать и, видимо, не намерена была отвечать. Консистория перед своим архиереем всю вину в недоставлении сведений сваливала на Казенную палату, за что получила выговор: «как смела она так отвечать своему архиерею». Это был уже второй выговор ей. В 1784 г. Консистория также не могла дать сведений о своих церквах. 20 января 1788 г., чуть не накануне смерти († 13 февраля 1788 г.), архиепископ Иоасаф ответил Синоду, что в его епархию поступил из бывшей Олонецкой епархии г. Весьегоньск; в нем, а также в Краснохолмском уезде, отошедшем к Тверской епархии, было – 54 цер.; из Ростовской епархии поступило Кашинского уезда – 4 ц., Весьегоньского – 8 ц., всего – 66 цер., а отошло в Новгородскую епархию Валдайского уез. – 3 ц., в Ростовскую – Мышкинского уез. – 2 цер., в Смоленскую епархию Сычевского округа село Юрьевское, бывшее Зубцовском уезде, по-новому расписанию оказавшееся в Сычевском уезде. Что касается сведений о том, каких наместничеств были названные церкви, то, несмотря на 4 доношения и даже жалобу генерал-губернатору, тверская Казенная палата не отвечала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Во встрече со Святейшим Патриархом приняли участие около 6 тысяч человек, в том числе студенты 34 высших и средних специальных учебных заведений Нижнего Новгорода, Сарова, Дзержинска, Арзамаса, Лукоянова, Городца, учащиеся средних школ и православных гимназий Нижегородской области, представители областной организации инвалидов и рабочей молодежи. Выступление Его Святейшества транслировалось на специально установленных во Дворце спорта больших экранах. Встречу Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью смогли посмотреть зрители местного канала ННТВ. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Спасском Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода Слово Предстоятеля Русской Церкви на церемонии открытия памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в нижегородском Дворце спорта профсоюзов Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с нижегородской молодежью. Ответы на вопросы Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День третий. Божественная литургия в Спасском соборе Нижнего Новгорода. Лития по митрополиту Николаю (Кутепову). Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День третий. Открытие памятника нижегородцам-ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День третий. Посещение нижегородского кремля. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День третий. Встреча с молодежью Нижегородской области.   12 сентября 12 сентября, когда Церковь воспоминает перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение соборного храма Феодоровского монастыря в городе Городце и Божественную литургию в новоосвященном соборе. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию, посвященную планам развития Городецкого монастыря и гуманитарного миссионерского центра. Его Святейшество сопровождали полпред Президента в ПФО Г.А. Рапота, министр юстиции А.В. Коновалов, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

http://patriarchia.ru/db/text/740080.htm...

И правительство ценило деятельность архипастыря Подольского. Сверх Высочайшего пожалования, при лестных рескриптах, орденами, преосв. Леонтий 8 апреля 1873 года на Подольской же епархии возведён был и в звание архиепископа. Однако постоянная борьба с полонизмом, иезуитизмом и жидовством, неустанные и разнообразные труды, которым, казалось, и конца не было, стали утомлять и его сильную и деятельную натуру; он не мог не желать перехода на более покойную епархию, вообще «переменить епархию, где» он, – как сам писал к тому же преосв. Никандру от 8 апреля 1874 года, – «измучился и здоровье испортил», где так много претерпел разного рода неприятностей, которые «оседили» его «голову», и т. д., хотя формально никуда не просился, ибо опасался, «что бы не пойти против воли Божией» 1445 . И он, конечно, заслуживал перемещения на лучшую епархию. Таковой епархией оказалась Херсонская, на которую он и перемещён был в том же 1874 году 2 октября. Ноября 10 дня он совершил последнее священнослужение на Подольской епархии и при этом сказал слово к пастве, в котором, согласно вышеизложенному, между прочим говорил: «Почти одиннадцать лет Господь судил мне нести бремя архипастырского служения Подолии. Эти годы, по долгу звания моего, посвящены были трудам, направленным к преуспеянию православия и благочестия в пастве, – и труды не остались бесплодными»; в заключение же от имени Божия призывал «прощальное пастырское благословение на всю —400— возлюбленную паству Подольскую» 1446 . – В день праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы 21 ноября преосв. Леонтий совершал первое своё священнослужение в Одесском кафедральном соборе и словом с церковной кафедры приветствовал свою новую Херсоно-Одесскую паству 1447 ; а немного более, нежели через год после того, именно 7 декабря 1875 года владыка уже и прощался с этой паствою 1448 ; ибо высшей церковной и державной властью был призван (16 ноября 1875 года) на епархию Холмско-Варшавскую, в самое главное средоточие полонизма, как уже испытанный в борьбе с ним и латинским иезуитизмом, и к тому же призван в то время, когда в Холмской Руси только что совершилось (в мае того же 1875 года) воссоединение остальных униатов с православием , которых таким образом нужно было утверждать в вере православной, а потому и вообще благоустроить епархию сообразно потребностям, вызванным этим воссоединением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 . ИОАНН, а по Никоновой летописи ИСАИЯ, хиротонисан около 1080 года. В 1112 году, Марта 23, скончался. 6 . ФЕОКТИСТ хиротонисан в 1112 году, Января 11, а по другим – 12, из Игуменов Киево-Печерского монастыря. Скончался в 1123 году, Августа 6. 7 . ГЕРАКЛИД. 8 . ПАНТЕЛЕИМОН скончался в 1142 году. 9 . ОНУФРИЙ хиротонисан в 1145 году. В 1147 году скончался. 10 . ФЕОТЕКН. 11 . ЕВФИМИЙ упоминается в 1148 году. 12 . АНТОНИЙ упоминается в 1158 и 1159 годах. В 1168 году изгнан Князем. 13 . ПОРФИРИЙ упоминается в 1187 и 1238 годах, если только не другой того же имени. 14 . НЕОФИТ был в 1238 году. 15 . ЗAXAPUЙ I. 16 . ГРИГОРИЙ хиротонисан в 1354 году. 17 . ИСААКИЙ пришёл из Царьграда в чине Архиепископа в 1390 году и упоминается в 1401 году. 18 . ИСАИЯ упоминается в 1415 году. 19 . ЕВФИМИЙ. В 1465 году, оставив Епархию, отошёл в Москву, и там скончался. Между-Архиерейство 200 лет. Примечание. В сии 200 лет Черниговская Епархия принадлежала к Смоленской, как видно из надписей Архиереев Смоленских. Б) Черниговские и Новгородо-северские 20 . ЗAXAPUЙ II. 1653 год. 21 . ЗОСИМА Прокопович. 1655 год. В) Архиепископы Черниговские и Новгород-Северские 22 . ЛАЗАРЬ Баранович, в 1657 году, Марта 8, хиротонисан в Яссах из Ректоров Киевской Академии сперва в Епископа, а затем, в 1668 году, Сентября 8, пожалован Архиепископом от Восточных Патриархов с дозволением служить в саккосе. В 1694 году скончался. 23 . ФЕОДОСИЙ Углицкий хиротонисан из Архимандритов Черниговского Елецкого монастыря в 1693 году, Сентября 11. В 1696 году, Января 7, скончался. 24 . ИОАНН Максимович хиротонисан из Архимандритов Черниговского Елецкого монастыря в 1697 году, Января 1. В 1712 году переведён в Сибирскую Епархию. 25 . АНТОНИЙ Стаховский хиротонисан в 1713 году, Сентября 20, из Архимандритов Спасского Новгород-Северского монастыря. В 1721 году переведён в Сибирскую Епархию. 26 . ИРОДИОН Жураковский хиротонисан в 1722 году, Мая 3, из Архимандритов Киево-межигорского монастыря; оставив Епархию, отошёл в оный Киево-межигорский монастырь в 1734 году, и в1736 году в Октябре там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

27 . ИЛАРИОН Рогалевский переведён в 1735 году, Марта 29, из Казанской Епархии. В 1738 году, Сентября 11, оставив Епархию, отошёл на пребывание в Киево-Печерскую Лавру. Г) Разные 28 . НИКОДИМ Сребницкий, Епископ, хиротонисан в 1738 году, Декабря 6. В 1740 году, Мая 29, именным указом велено Его перевести, в Тобольск, наименовав Митрополитом. Но 1 Сентября 1742 года переведён в Санкт-Петербург Епископом же. 29 . АНТОНИЙ Черновский в Митрополита Молдавского хиротонисан в Яссах в 1739 году. В 1740 году, оставив Митрополию, приехал в Россию, и в том же году, Мая 29, определён в Черниговскую Епархию. В 1742 году, Сентября 1, переведён в Белгородскую Епархию. 30 . АМВРОСИЙ Дубневич, Епископ, хиротонисан в 1742 году, Сентября 8, из Архимандритов Троицкой Сергиевой Лавры. В 1750 году, Февраля 23, скончался в Глухове. 31 . ИРАКЛИЙ Комаровский, Епископ, хиротонисан из Архимандритов Троицкого Ильинского Черниговского монастыря в 1752 году, Сентября 8. В 1761 году уволен на пребывание в помянутый Троицкий Ильинской монастырь, и там скончался. 32 . КИРИЛЛ Ляшевецкий, Епископ, в 1761 году, Октября 22 &91;19?], переведён из Воронежа. В 1770 году, Мая 14, скончался. 33 . ФЕОФИЛ Игнатович, Епископ, пожалован из Архимандритов Савинского монастыря в 1770 году, Сентября 22 а хиротонисан Октября 17. В 1788 году, Сентября 27, скончался 34 . ИЕРОФЕЙ Малицкий, хиротонисан в 1788 году из Архимандритов Черниговского Елецкого монастыря. В 1796 году переведён Митрополитом в Киев. Д) Архиепископы 35 . ВИКТОР Садковский в 1796 году, Мая 13, переведён из Архиепископов Минской Епархии. В 1799 году велено ему именоваться Малороссийским Черниговским. В 1803 году, Ноября 11, скончался. 36 . МИХАИЛ Десницкий в 1803 году, Декабря 18, переведён из Викариев Новгородских, с наименованием Черниговский и Нежинский. В 1806 году, Ноября 18, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава XI. Епархия Минская и Литовская Епархия сия учреждена в 1793 году. Архиепископы 1 . ВИКТОР Садковский в 1793 году, Апреля 13, переведён из Переяславской Епархии. В 1795 году, Апреля 13, велено ему именоваться Минским и Волынским и иметь вместо Викария Епископа Житомирского. В 1796 году, Мая 13, переведён в Черниговскую Епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Не менее, а еще более раздоров в среде противоокружников. В 1876 году умер Антоний II – родоначальник противоокружнической иерархии. 747 Единственным епископом у противоокружников после него остался его ставленник – Иосиф нижегородский. Он поставил в епископа Кирилла на Балтскую епархию, и вскоре же с ним рассорился. Так как Кирилл по вражде к Иосифу, сильно желавшему сделаться Московским, поставил ко граду Москве особого епископа – Пафнутия (1884 г.) то Иосиф, отлученный соборно Кириллом, не признавая в свою очередь ни Кирилла, ни Пафнутия, поставил сам другого на Москву епископа – Иова (16 декабря 1884 г.). Иов, вопреки ожиданиям Иосифа, вошел в соглашение с Кириллом и Пафнутием: этот последний даже уступил Иову кафедру Московскую, а сам принял в управление епархию Саратовскую. Иосиф не признал эти распоряжения законными и произнес проклятие на Кирилла, Иова и Пафнутия. В свою очередь эти последние, после долгих стараний склонить Иосифа к примирению, на соборе своем 30 октября 1885 года подвергли его извержению из сана. Иосиф, разумеется, не подчинился их суду и, соединившись с Тарасием бессарабским († 1887 г.), подверг (в 1886 г.) отлучению всех участвовавших на октябрском (1885 г.) соборе. Таким образом противоокружническая иерархия распалась на две половины: противоокружники партии Кирилла считают ересью запись в метрики. 748 Как ни сильно все эти раздоры потрясают общиной приемлющих австрийское священство, все же в её организации, в общем, больше определенности и устойчивости, чем у беглопоповцев. Тогда как беглопоповцы испытывают недостаток попов, попов австрийского поставления можно встретить везде и всюду, и все они состоят под ведением своих архиереев. В настоящее время, кроме архиепископии Московской, числятся епархии: Казанская, Уральская, Пермско-Сибирская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Кавказская, Донская, Измаильская, Балтская, Боровско-Смоленская, Калужско-Бессарабская и хорепископия села Великого, Нижегородской губернии. В некоторых епархиях на лицо состоят по два архиерея окружнический и противоокружнический. Более многолюдными можно считать епархию Московскую, с её знаменитой Гуслицей, и епархию Саратовскую. Митрополию австрийского толка составляет Рогожское кладбище. В течение тридцати последних лет, после предшествовавших им тяжелых годов, в которые угрожала опасность даже самому существованию кладбища, оно достигло цветущего состояния: 749 воздвигнуто много огромных каменных зданий изящной архитектуры, вновь великолепно отделаны обе часовни, 750 организован для кладбища целый штат попов и диаконов... 751

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

– 29 сентября, в день коронации, в Киев переведен митрополитом С. Петербургский архиепископ Гавриил Кременецкий, а на место его Тверской епископ Гавриил Петров с возведением в сан архиепископа. Указом «повелено перевести в Киевскую епархию в митрополиты преосв. Гавриила, архиепископа С. Петербургского, а в Санкт-Петербург во архиепископы преосвященного Гавриила, епископа Тверского, так как и преосв. Иннокентию, епископу Псковскому, быть во Пскове архиепископом, а притом поставить во архиепископа в Тверскую епархию Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Платона, следующих же четырех в епископы, а именно: ставропигиального Заиконоспасского училищного монастыря архимандрита и Московской академии ректора в епархию Архангелогородскую, Казанской епархии Свияжского Богородицкого монастыря архимандрита Иеронима в епархию Владимирскую, Савинского архимандрита Феофила в Черниговскую и Белоградской епархии Курского Богородицкого Знаменского монастыря архимандрита Иова в Переяславскую; преосвященному же Гавриилу митрополиту Киевскому именоваться синодальным членом, а С. Петербургскому Гавриилу и Тверскому Платону архиепископам присутствовать по прежнему в синоде, архиеп. Платону остаться притом по прежнему и архимандритом Троицкия лавры» 78 . Этим и оканчиваем мы первый период жизни Гавриила, в который только начиналась его многоплодная деятельность, открывшаяся после того еще в большем величии и продолжавшаяся среди 30-летних трудов, подъятых им для пользы церкви и отечества. Период II. Жизнь митрополита Гавриила от вступления его на Санкт-Петербургскую кафедру до его кончины (1770–1801) Глава I Вступление преосвященного Гавриила на С. Петербургскую кафедру и участие его при рукоположении арх. Платона. Учреждение им благочинных в С. Петербургской епархии. Устройство им Невской семинарии; заведение духовных училищ и возобновление Невского монастыря. Участие его в некоторых обрядах и церемониях. Продолжение трудов Гавриила в делах комиссии проекта нового уложения. Награждение его мантией, переименование его Новгородским и С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На прошедшем в мае 1919 г. в Ставрополе Юго-Восточном русском церк. Соборе было утверждено постановление в связи с ходатайством представителей К. и Е. в.: «Принимая во внимание, что все решения Собора и Временного высшего церковного управления будут представлены на утверждение Патриарха, признать выделение Кубанского викариатства в самостоятельную епархию неотложно необходимым и поручить Временному высшему церковному управлению произвести это в самом непродолжительном времени». Также было принято решение о создании самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии. 18 июня 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России издало указ о преобразовании К. и Е. в. в самостоятельную Кубанскую и Екатеринодарскую епархию (см. Екатеринодарская и Кубанская епархия ). Епархию возглавил еп. Иоанн (Левицкий), в дек. того же года он был уволен с кафедры, но в храмах Кубани его продолжали поминать как правящего архиерея. Патриарх Тихон и Синод, по всей видимости, не признали решения Юго-Вост. Собора о создании новых епархий - Кубанско-Екатеринодарской и Черноморско-Новороссийской. В решении патриарха и Высшего Церковного Совета в мае 1919 г. (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 10. Л. 199) указывалось, что приходы бывш. Кубанской обл. находятся в ведении еп. Александровского и викария Ставропольской епархии Михаила (Космодемьянского), временно управлявшего Ставропольской епархией и ставшего после кончины архиеп. Агафодора († июль 1919) Ставропольским архиереем. В постановлениях патриарха и Синода за дек. 1919 г. по бракоразводным делам контроль за их исполнением на Кубани возлагался на Ставропольского еп. Михаила. Последний в 1920 г. эмигрировал в Сербию вместе с Черноморским и Новороссийским еп. Сергием (Петровым) . Вероятно, в 1920-1921 гг. К. и Е. в. было преобразовано в самостоятельную епархию по благословению патриарха и Синода. К сент. 1921 г. еп. Иоанн (Левицкий) снова упоминается как Кубанский архиерей, в конце года он был возведен в сан архиепископа. В документе от 17 марта 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

С аналогичным приветствием обратилось к Собору и правление Всероссийского национального центра. Свободная речь. 1919. 25 мая 112). 11. Учреждение в Ростове епархии (о преобразовании Собором Приазовского викариатства в Ростовскую епархию) Ростовским городским головой Н. А. Козловым получена из Ставрополя от секретаря Южнорусского церковного Собора проф[ессора] Верховского следующая телеграмма: «Считаю своим приятным долгом известить ростовское городское самоуправление о том, что давнее желание жителей Ростова осуществилось. Южнорусским церковным Собором Приазовское викариатство преобразовано в самостоятельную епархию с пребыванием преосвященного Арсения, епископа Ростовского и Таганрогского, в Ростове». Приазовский край. 1919. 26 мая 119). 12. На Юге России. Высшее церковное управление (о принятых Собором решениях) Ставрополь. На церковном Соборе принята конструкция высшего церковного управления; председатель управления – епископ, члены – два епископа, два пресвитера и два мирянина. Сфера влияния управления – все области России по мере освобождения ее Добровольческой армией от большевиков. Азовское викариатство преобразовывается в епархию Ростовскую и Таганрогскую. Сухумская епархия переименовывается в Черноморскую и Новороссийскую; в Сухуме открывается викариатство Сухумское и Абхазское; Кубанское викариатство преобразовывается в самостоятельную епархию. Приняты тексты обращения ко всем христианам, к генералу Деникину, к Церквям Востока, митрополитам Сербскому и Румынскому, к Эллинской Церкви. Председателем Высшего церковного управления избран Митрофан, архиепископ Донской, членами – Арсений Таганрогский и Димитрий Таврический. (Соб. кор.) Жизнь. 1919. 26 мая 28). 13. Ежедневный обзор печати 35 от 25 мая 1919 г. (сводка) Осведомительного агентства. 26 мая 1919 г. «Свободная речь», приветствуя открытие церковного Поместного Собора, привлекает особое внимание на обращение к Собору Ц[ентрального] к[омитета] Партии народной свободы, видя в этом обращении «яркое и красноречивое» заявление о «положительном значении голоса Церкви в государственном строительстве».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010