Это побудило меня собрать к себе некоторых из старшей братии и при них объясниться с Геннадием. Пригласив его в собрание, я сказал: «Вы писали в Св. Синод и мне лично заявляли, что совершенно убеждены в православии церкви Грекороссийской и желаете к ней присоединиться. По прибытии вашем сюда, в Москву, в наш монастырь, я не спешил предлагать о скорейшем исполнении вашего намерения, а рассудил прежде показать вам обретающиеся в московских книгохранилищах и ризницах древние харатейные книги, св. иконы и древних святителей саккосы: здесь вы сами видели очевидные свидетельства о правоте св. церкви. Потом я дал вам время все виденное вами сообразить и обсудить. Теперь же считаю благовременным предложить вам, чтобы вы исполнили обещание ваше присоединиться к св. церкви». Геннадий ответил, что он готов исполнить свое обещание присоединиться к св. церкви, но только под тем условием, чтобы за ним оставлен был епископский сан. Я спросил его: «С оставлением за вами епископского сана, вы, может быть, пожелаете получить и епархию?». Геннадий ответил, что получить епархию он не желает. Я спросил: «Если вы не желаете получить епархию, то для чего вам нужно оставить за собой епископский сан?». Геннадий ответил, что если за ним не будет оставлен епископский сан, то его могут вторично хиротонисать в иеромонаха, а принять вторичную хиротонию, благодать на благодать, согласно Апостольскому 68-му правилу, он опасается. Я заметил Геннадию: «Апостольское 68-е правило возбраняет принимать вторичную хиротонию тем, которые в первый раз были хиротонисаны от православных епископов; а когда вы убедились в чистоте православия Грекороссийской церкви, то о своей хиротонии, полученной вне сей церкви, должны вполне подчиниться ее распоряжению». Геннадий ответил, что в этом, то есть чтобы принять хиротонию на хиротонию, он сомневается. Я спросил: «Может быть, вы, когда будете присоединяться к св. церкви, усомнитесь принять и таинство св. миропомазания, а пожелаете какого-либо другого чиноприятия?». Геннадий ответил, что относительно этого распоряжения церковного, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Удаление его от престола Первосвятительского современники почитали бедствием для отечества 180 . 30 . Трифон, Архимандрит Новоспасский, посвящен 13-го мая 1462 года, и прибыл в Ростов 23-го Мая 181 ; при обретении мощей Ярославских Чудотворцев, Св. Князя Феодора Ростиславича и чад его, Давида и Константина, в 1463 году, за сомнение в святости сих мощей, впал в расслабление, что заставило его в 1467 году, оставить Епархию 182 и удалиться в Спасо-Ярославский монастырь, где вскоре и скончался. 31 . Вассиан/, по прозванию Рыло, ученик Пр. Пафнутия Боровского, Игумен Троицкого Сергиева монастыря, в 1455 году 183 , послан был Св. Ионою для утверждения в Православии Киевской Княгини, Анастасии, с детьми, и вполне успел в этом поручении 184 . В 1466 г., переведен Архимандритом в Симонов монастырь; 13-го Декабря, 1468 г., посвящен в сан Архиепископа Ростовского, Митрополитом Филиппом I-м. Примирил В. К. Uoahha III -го с матерью и братьями; одушевлял его в 1480 г., сильною речью 185 , и еще сильнейшим посланием 186 , не страшиться Татар, и смело идти на Ахмата, преставился 23-го Марта, 1481 г. 32 . Иоасаф I, из роду Князей Оболенских 187 , Настоятель Ферапонтова Белоезерского монастыря, посвящен Митрополитом Геронтием 22-го июля, 1487 г. Оставил Епархию в 1489 г. 188 ; скончался 7-го Октября, 1514 года. 33 . Тихон Малышкин, Архимандрит Ярославского Спасского монастыря, хиротописан Митрополитом Зосимою 15-го Генваря 1490 г.; участвовал в Соборах: 1491 года противу Жидовствующих, и 1492 года для утверждения нового Пасхального круга на 8-ю тысячу лет. При нем строена в Устюге деревянная Соборная церковь на место погоревшей: «круглая, рубленая по старине, о 20 стенах» 189 . В Генваре 1503 г., за болезнию оставив Епархию, удалился в Борисоглебский (на Устье) монастырь, где и скончался. Уже по удалении его, в 1503 году, был в Москве Собор, воспретивший священнослужение вдовьм Священникам. Между рукописями Московской Духовной Академии есть послание к этому Собору, вдового Ростовского священника, Георгия Скрыпици, в котором он сильно жалуется на жестокость и несправедливость сего определения 190 . Вероятно, проситель осмелился относиться прямо к Собору, потому, что Ростовская кафедра была тогда без Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

По окончании курса в училище, Димитрий Васильевич Хитров поступил в Рязанскую духовную семинарию, в которой окончил курс наук по первому разряду, со званием студента в 1840 г., 15 июня. Пред самым окончанием учебного года, на имя архиепископа Рязанского и Зарайского, Гавриила, 3 последовал из Святейшего Синода указ, от 12 июля 1840 г., за 8921, коим предписывалось из числа окончивших курс воспитанников местной семинарии избрать 10 благонадежнейших по успехам и поведению на миссионерское служение в Иркутскую и 5 таковых же в Томскую епархию. Хитров был избран и, как казеннокоштный, назначен в числе 10-ти воспитанников в Иркутскую епархию. Видя в этом избрании назначение пути Промысла Божия о себе и о жребии своего служения, Димитрий Хитров смиренно повиновался воле и распоряжению начальства и, недолго медля, вступил в брак в Рязанской епархии и отправился в Иркутск. По прибытии в Иркутск, он был рукоположен 16 марта 1841 г. в кафедральном соборе во диакона преосвященным Иннокентием, епископом Камчатским, впоследствии митрополитом Московским, следовавшим в новооткрытую епархию Камчатскую; и в том же году, 6 апреля, в Иркутской Воскресенской церкви, был рукоположен тем же преосвященным во священника к Градо-Якутской Преображенской церкви. Город Иркутск, самый красивый во всей Сибири, расположен на правом берегу величественной реки Ангары, которая так быстра, что жестокие морозы, свойственные тамошнему климату, покрывают её исковерканным льдом не ранее января месяца; а бывают годы, что вовсю зиму переправляются через Ангару на плашкоутах. Улицы Иркутска чисты и правильны. Местность ровная, сухая и плодородная. По развитию частной заводской и фабричной промышленности, он занимает первое место в Сибири. На левом берегу Ангары, в пяти верстах от Иркутска, на заметном возвышении, – как бы смотрит на город, – красуется Вознесенский монастырь с своими золотыми крестами и главами. В нем открыто почивает, в нетлении, благоухая, прославленный чудотворениями, Святитель Иннокентий, в благолепной серебряной раке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О чем послать соответствующие Указы. ЖУРНАЛ 78 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о необходимости иметь еще одного викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: Преосвященного епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии, Амвросия назначить епископом Броницким, викарием Московской епархии; О чем послать соответствующий Указ. ЖУРНАЛ 79 СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия почислить на покой; 2. Выразить благодарность Преосвященному архиепископу Амвросию за понесенные долголетние архипастырские труды по управлению Ивановской епархией; 3. Епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским назначить Преосвященного епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии; О чем послать соответствующие Указы. ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Челябинского и Златоустовского Иова о назначении викарного епископа в Челябинскую епархию. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Магнитогорским, викарием Челябинской епархии, избрать игумена Феофилакта (Курьянова), клирика Ставропольской епархии. По возведении в сан архимандрита, наречение и хиротонию игумена Феофилакта во епископский сан совершить в городе Москве; О чем послать соответствующий Указ. ЖУРНАЛ 81 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Рижского и всея Латвии Александра, о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии, избрать игумена Александра (Матренина), клирика Латвийской Православной Церкви. По возведении в сан архимандрита, наречение и хиротонию игумена Александра во епископский сан совершить в городе Москве; О чем послать соответствующий Указ. ЖУРНАЛ 82 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о назначении викарного епископа в Санкт-Петербургскую епархию, в котором говорится: «Я тщательно изучал возможных кандидатов и наблюдал за активностью и трудолюбием наших клириков. Сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству с просьбой изучить вопрос о возведении в сан епископа и о назначении викарным епископом в Санкт-Петербургскую епархию архимандрита Маркелла (Ветрова Германа Геннадьевича, 1952 г. рождения) — настоятеля Феодоровского собора в г. Пушкине (Царское село) и преподавателя Санкт-Петербургских православных Духовной Академии и Семинарии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429898/

" Одним из важных препятствий к удовлетворительному решению вопроса о присоединении англикан и вообще протестантов " , пишет Знаменский, " была открывшаяся тогда разность между Русской и Греческою церковью в способе присоединения этих иноверцев: Русская церковь присоединяла их чрез одно миропомазание, а Греческая требовала повторения над ними и таинства крещения " . Происходили по временам частные случаи обращений, из которых произвело большое впечатление обращение в 1861 г. английского пастора Ричардсона, в 1869 г. издателя " Православно-кафолического Обозрения " доктора богословия Овербека. Они, в особенности последний, много потрудились в пользу православной Церкви среди англикан. С 1870 г. особенно подвинулось вперед знакомство с православной Церковью американского общества, когда, перейдя из католичества, Николай Беринг, став православным священником, открыл в своей церкви в Нью-Йорке православное богослужение на английском языке и стал читать о Православии лекции. Духовное просвещение В 1808 г. в России были четыре духовных академии: киевская, московская, петербургская и казанская, 36 семинарий, до 115 низших духовных училищ, с числом учеников, простиравшимся до 28000 человек. На основании комитетского проекта 1808 г., о котором упоминалось (стр. 726), все духовные школы в первый раз были объединены под управлением Комиссии дух. училищ в виде особого духовно-учебного ведомства, являвшегося отделением синода. Непосредственный надзор за средними и низшими учебными заведениями составлял обязанность академий. Ведомство разделено на академические округи и получило общие однообразные уставы. Академии оставлены с одним высшим образованием для воспитанников, уже окончивших семинарский курс. Семинариям — по одной на епархию — предоставлено среднее духовное образование. Низшие училища — уездные (по 10 на епархию) и приходские по благочиниям (по 30 на каждую епархию) должны были разделить между собою труд низшего образования детей. Число всех школ на деле не достигло до предположенных цифр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Епархия – «часть Православной Российской Церкви». В первой статье Собор дает определение епархии, а не архиерея. Подобный подход, отдающий приоритет епархии, а не епископу, Церкви, а не управляющей ею власти, свидетельствует о желании наделить епархию, управляемую архиереем, особым церковным статусом, а не рассматривать ее как некий филиал синодального управления 418 . Однако Собор определяет епархию как «часть Православной Российской Церкви, канонически управляемую епархиальным архиереем» 419 . Термин «часть», употребленный также по отношению к приходу 420 , к Украинской 421 и Польской 422 Церквам и даже по отношению к самой Российской Церкви, названной «частью единой Вселенской Христовой Церкви» 423 , содержит мысль о том, что Полнота Церкви не пребывает в епархии 424 . Подобное учение подтверждается и некоторыми мерами, значительно ущемляющими автономию епархий, например, необходимостью согласия Высшего церковного управления на открытие нового прихода. Два месяца спустя, 2(15) апреля 1918 года, Собор заявил, что размер епархий должен быть уменьшен, а викариатства должны быть преобразованы в епархии 425 . Таким образом, был открыт путь к образованию новых епархий, регламентируемому особым постановлением от 26 июля (8 августа) 1918 года 426 . Инициатива в образовании новой епархии должна была исходить от местных органов: вопрос должен был быть поставлен на общем Собрании выделяющихся в новую епархию или викариатство уездов 427 . Собрание это должно иметь место с благословения епархиального архиерея, который должен на нем председательствовать 428 . Проект учреждения епархии, к которому прилагаются предложения по ее финансированию, должен был быть представлен на решение Высшего церковного управления 429 . Последнее обязано принимать во внимание пожелания священнослужителей и мирян, количество приходов, монастырей, наличие духовных школ, миссионерские нужды, существование источников дохода, города и средств сообщения 430 . Епархиальный архиерей. В соборном определении о епархии прослеживается стремление сблизить архиерея с его паствой, даруя последней право избирать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 . ГРИГОРИЙ хиротонисан в 1396 году, Марта 14. Он писался Ростовским и Ярославским и Углицким и Белоезерским и Устюжским и Моложским. По 21-летнему правлению скончался в 1416 году, Мая 3. 29 . ДИОНИСИЙ, Цареградец, хиротонисан в 1418 году, Июля 12, из Игуменов Спасокаменского монастыря. В 1425 году, Октября 18, скончался. 30 . EФPEM II хиротонисан в 1427 году, Апреля 13. По 27-летнему правлению, в 1454 году, Марта 29, скончался. 31 . ФЕОДОСИЙ Бывальцев хиротонисан в 1454 году из Архимандритов Чудовских. По 7-летнему правлению, в 1461 году, Мая 9, возведён на Митрополию Всероссийскую в Москву. 32 . ТРИФОН хиротонисан в 1462 году, Мая 13, из Архимандритов Новоспасских. Через 6 лет, в 1467 году, Августа 6, оставив Епархию, отошёл в Спасо-Ярославской монастырь и там скончался. 33 . BACCUAH I, из Архимандритов Новоспасского монастыря, хиротонисан в 1468 году, Декабря 13. Через 13 лет, Марта 23, скончался. 34 . UOACAФ I, бывший Князь Оболенский, хиротонисан из Ферапонтова Белоезерского монастыря в 1481 году, Июля 22, потом оставил Епархию. 35 . ТИХОН Малышкин хиротонисан в 1490 году, Января 15, из Архимандритов Спасо-Ростовского монастыря. В Январе 1503 года, оставив Епархию, отошёл в Борисоглебский Ростовский монастырь, и там скончался. 36 . BACCUAH II хиротонисан в 1506 году, Января 18, из Архимандритов Симоновских. В 1518 году, Августа 28, скончался на Дорогомилове, а погребён в Ростове. 37 . UOAHH III хиротонисан в 1520 году, Февраля 9, из Архимандритов Симоновских. 38 . KUPUЛЛ III хиротонисан в 1526 году, Марта 4, из Спасо-суздальских Архимандритов. 39 . ДOCUФEЙ I хиротонисан в 1541 году из Игуменов Кирилловских. Скончался в 1542 году в Августе. 40 . АЛЕКСЕЙ, хиротонисан в 1543 году, Февраля 17, из Игуменов Троице-Сергиева монастыря. 41 . НИКАНДР хиротонисан в 1549 году, Марта 17, из Игуменов того же монастыря. В 1567 году скончался. Евфимий сомнительный, 1563 год. 42 . КОРНИЛИЙ хиротонисан в 1567 году. 43 . UOHA I хиротонисан в Москве и 10 [там] скончался, не быв на Епархии, а погребён в Ростове.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В сентябре того же года о. Димитрий перевелся в Литовскую епархию, однако вскоре вернулся на прежнее место в Борисовский собор. 3 августа 1876 г. он был перемещен на место законоучителя Свислочской учительской гимназии в Гродненскую губернию. 21 июня 1878 г. о. Димитрий вновь перевелся в Литовскую епархию, в которой прослужил 10 лет, исполняя кроме священнического служения обязанности законоучителя в различных учебных заведениях. Любопытно, что в своей педагогической практике он обращался непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, что было известным новшеством в педагогике. Не оставлял Б. и литературных трудов. За свою законоучительскую деятельность по представлению попечителя Виленского учебного округа он был награжден денежной премией, а за литературные труды по этнографии удостоен Императорским географическим обществом золотой медали. В октября 1888 г. о. Димитрий был переведен священником в военное ведомство и назначен «без жалования»: сначала к церкви 37-й артиллерийской бригады, а затем к церкви Чесменской военной богадельни в Петербурге, где, впрочем, прослужил всего 10 дней. 22 марта 1889 г. он был перемещен на священническую вакансию в 42-й драгунский Митавский «Его Королевского Высочества Принца Прусского Альберта» полк и назначен законоучителем полковой учебной команды. Через год, 5 апреля 1890 г., о. Димитрий по болезни вышел за штат с отчислением в Литовскую епархию. Известно, что к этому времени он уже овдовел. Более десяти лет пробыл о. Димитрий заштатным священником. Где жил он, неизвестно, но по некоторым косвенным свидетельствам можно предполагать, что он часто бывал в Петербурге, а может быть, подолгу жил там. В эти годы он все свои силы отдавал литературной деятельности. В этот период им были изданы книги: «Домик Петра Великого и его святыня в С.-Петербурге: Историческое исследование» (СПб., 1891); «За веру, Царя и отечество»; «Царица добродетелей»; «Знамение Божией Матери»; «Храм Божий и его священная важность для христиан»; «Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания»; «Русский солдат на войне»; «Полезные советы нижним чинам, увольняемым в запас армии»; «Из области таинственного: рассказы о необыкновенных случаях» (1895); «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса» (СПб., 1896); «Нижегородские легенды» (2 изд., 1896 г.); «Явление умерших из загробного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

В связи с темой духовного образования также обращу ваше внимание на принятые в межсоборный период во исполнение поручения Архиерейского Собора 2013 решения в области распределения выпускников. В 2015 году архипастыри, принявшие в начале февраля участие в Архиерейском Совещании, одобрили Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений. Священный Синод утвердил этот документ в мае, а в октябре по итогам его апробации заменил на постоянное Положение о распределении выпускников духовных учебных заведений. В настоящее время в системе централизованного распределения участвуют выпускники шести духовных учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Сретенской, Перервинской и Николо-Угрешской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского богословского института. По итогам выпускных экзаменов 2014/2015 учебного года часть выпускников была переведена на следующие ступени обучения, к примеру из бакалавриата в магистратуру, а 127 человек были распределены в 71 епархию. Можно признать, что первый опыт общецерковного распределения прошел успешно, что, впрочем, не исключает дальнейшего совершенствования механизма распределения. Сложности в этом году возникли в связи с применением пункта IV.13 Положения о порядке распределения выпускников, согласно которому " епархии-реципиенты обязаны обеспечить выпускникам, распределенным к ним Комиссией, и ближайшим членам их семей достойные условия проживания, оплату проезда к месту несения послушания и заработную плату распределенным выпускникам на уровне средней заработной платы в данном регионе " . Отдельные епархии нарушили указанную здесь норму. Епархия, запрашивая выпускников, должна осознавать свою ответственность перед командированными людьми. Считаю недопустимым, когда епархия отказывается обеспечить перелет семьи выпускника, прибывающего для несения послушания на два года, и не предоставляет ему приемлемые жилищные условия и достаточный оклад. Если епархия по бедности не в состоянии выполнить упомянутое предписание Положения о распределении, то об этом следует честно написать в запросе на выпускников. В этом случае Комиссия по распределению будет подходить к вопросу индивидуально: например, выбирать для командировки в данную епархию монашествующих или целибатных выпускников. К сожалению, уже в истекшем году пришлось принять решение о перераспределении выпускников, направленных в одну епархию, в связи с невыполнением ею своих обязательств.

http://religare.ru/2_108368.html

После перевода коломенского епископа и перенесения кафедры из Коломны в Тулу, Коломенский архиерейский дом оставался пустым; с ним вместе должен был запустеть ветхий по постройкам Голутвин Богоявленский монастырь, в 5 верстах от Коломны, приписанный к архиерейскому дому. Считаясь с древностью как архиерейского дома в Коломне, так и приписного к нему Голутвина монастыря, основанного около 1385 года, Св. Синод перевел монастырь со всем его штатом в бывший Коломенский архиерейский дом, передав монастырю все домовые церкви и строения. Московское подворье Коломенского архиерейского дома передано Тульскому архиерейскому дому. Таким образом, память о древнейшей и в свое время знаменитой Коломенской архиерейской кафедре с её домом сохранялась и в Коломне, и в Туле. На Тульскую кафедру 31 декабря 1799 г. назначен епископ коломенский Мефодий (Смирнов) с титулом епископа Тульского и Белевского. Его епархию составили известные города Тульской губернии. Учреждением Тульской архиерейской кафедры и открытием самостоятельной епархии в пределах Тульской губернии Св. Синод осуществил желание Екатерины II, по окончании войны с Турцией, учредить особую епископию в Туле, где архиерейская кафедра предполагалась еще в 1681 году. VI. Житомирскому епископу, по знатному числу церквей в Волынской губернии, составляющей его епархию, велено быть самостоятельным и не именоваться викарием Минской епархии. Епархия его поставлена в числе епархий III класса в составе одной Волынской губернии, где в начале XIX в. было 1582 церкви. 1171 VII. Викариатство Астраханской епархииепархия Моздокская, за малочисленностью церквей – 69, закрыта и причислена к Астраханской епархии, о чем уже была речь. VIII. Точно также упразднено было Новороссийское – бывшее Екатеринославское викариатство – Феодосийская епархия. Она прикрыта в силу того, что, помимо малочисленности церквей (66), в гражданском отношении места, составлявшие Феодосийскую епархию, были приписаны к Новороссийской губернии. Св. Синод, не считая нужным назначать туда даже викарного архиерея, причислил область Феодосийского викариатства к Новороссийской епархии и передал все церкви его в непосредственное ведение епископа новороссийского Афанасия, преемника м. Гавриила (Бодони).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010