Во всех этих сочинениях немало прекрасных страниц, изобилующих сведениями о пестром сообществе африканских христиан, которых Тертуллиан стремился волей или неволей наставить на узкий путь спасения, возвести на евангельскую крутизну. Этот грозный инквизитор одновременно вызывает восхищение и внушает ужас. Нас обезоруживает, когда он сознается, скорее с вызовом, нежели с кротостью, что написал свою книгу о смирении именно потому, что самому ему этой добродетели недостает: «Мною, к несчастью, всегда владела лихорадка нетерпения». Сочинение это, впрочем, не оказало по–видимому благотворного влияния на его характер. Вообще этот человек, столь подверженный вспышкам темперамента, мало помогает нам в разгадке тайны его внутренней жизни. Тертуллиан трогает нас и тогда, когда воздает должное подвигу своих соотечественниц, Фелицаты и Перепетуи, великомучениц карфагенских: он пишет о них с дрожью восхищения, и кое-что в нем становится понятнее. Согласно Августину, у Тертуллиана была одинокая старость. В конце концов он рассорился с монтанистами так же, как до того с католиками. Он собрал вокруг себя нескольких последних приверженцев, именовавшихся тертуллианцами, и секта эта дожила до времен Августина. Точная дата его смерти неизвестна. Громкая жизнь Тертуллиана закончилась в молчании. Таков был этот пылкий человек, чьи писания часто изливались огненной лавой. Он был неукротим, полон высокомерия, литературного честолюбия и житейского пессимизма, что, однако, не мешало ему без устали бороться. Жил он всегда напряженно и особняком. Его сочинения отмечены печатью смятенного христианского духа. В Африке восхищались его гением и независимостью. Он был карфагенцем, а не римлянином, плотью от плоти той самой Африки, что превращала своих пиратов в героев. Он из их породы. Августин его несколько заслонил, и для историков осталось незаметным, сколько многим епископ Гиппонский обязан своему Учителю. Августин, со своей стороны, никогда не таил восхищения перед Тертуллианом и своей зависимости от него. В Средние века о нем едва помнили, лишь новое время воздало Тертуллиану должное. Масштабность этой фигуры трудно преувеличить: он из рода исполинов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Одним из главных понятий геополитической теории Х. Маккиндера стало понятие «Мировой Остров» (World Island), включающий в себе Европейский, Азиатский и Африканский континенты, – исторически основные зоны расселения человечества. Стержневым пространством Мирового Острова, который Х. Маккиндер обозначает как «географическую ось истории», недоступную для проникновения морских держав, является Хартленд (Heartland – срединная земля), географически совпадающая с территорией России, Евро-Азии. Береговые пространства Мирового острова, доступные для вторжения и экспансии морских держав, одновременно защитный пояс Хартленда и зону наиболее интенсивного развития человеческой цивилизации, Х. Маккиндер обозначает как «внутренний или окраинный полумесяц» (inner or marginal crescent). Пространства, лежащие вне пределов Мирового Острова, куда входят «Британия, Южная Африка, Австралия, Соединённые Штаты, Канада и Япония» , Х. Маккиндер именовал «внешним или островным полумесяцем» (outer or insular crescent). Весь ход развития мировой истории Х. Маккиндер трактует как борьбу за геополитическую гегемонию двух типов держав и цивилизаций, – сухопутных и морских держав и цивилизаций. Он делит всю геополитическую историю человечества на три периода: 1) Доколумбову эпоху; 2) Колумбову эпоху; 3) Постколумбову эпоху. В Доколумбову эпоху народы, проживающие в пространствах «внутреннего полумесяца», испытывали постоянное давление со стороны народов Хартленда (германцев, гуннов, аланов, парфян, монголов, а впоследствии и русских), находясь под угрозой их реального завоевания, а также переживая набеги со стороны «морских» держав. «Оседлое население Европы оказалось зажатым в тисках между азиатами-кочевниками с востока и давившими с трёх сторон морскими разбойниками. Благодаря своей природе ни одна из этих сторон не могла превозмочь другую, так что обе они оказали стимулирующее воздействие» . «Неоднократно подчинялся завоевателям с севера Китай, а Индия – завоевателям с северо-запада. … За триста или четыреста лет до прихода монголов турки-сельджуки, появившиеся из района Малой Азии, растеклись здесь по огромным пространствам, которые условно можно назвать регионом, расположенным между пятью морями – Каспийским, Чёрным, Средиземным, Красным и Персидским заливом» .

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/26/...

Предоставление доступных услуг здравоохранения и образования было жизненно важным для миссии фактором, способствующим уменьшению влияния знахарей и шаманов в обществе. В англикан. Церкви к 1930 г. в Басутоленде имелись 11 приходов и 66 миссионерских точек, в т. ч. в высокогорных районах страны. Первый англикан. темнокожий священнослужитель (Джон Велохе) был поставлен в 1913 г.; в 20-х гг. XX в. начался процесс выдвижения представителей коренного населения в церковные органы самоуправления и в епархиальные советы. Политические изменения 20-х и 30-х гг. XX в. способствовали развитию национального самосознания коренных жителей страны, что выразилось в создании ряда националистических общественных движений. Однако данные тенденции встречали сопротивление не только колониальных властей, но и местных вождей, а также представителей христианских миссий (в первую очередь католич. монашеских орденов). 40-е и 50-е годы XX в. характеризовались ростом антиколониальных настроений, которые привели к возникновению НАЦ, противопоставляющих свою веру проповеди европ. миссий и стремившихся адаптировать христианские традиции к африкан. этнокультурным условиям. Нарастание активности местного населения в стремлении обрести независимость вылилось в образование политических партий, выступавших за предоставление протекторату независимости: Африканского конгресса Басутоленда (основан в 1952, с 1959 Партия конгресса Басуто (ПКБ)) и Национальной партии Басуто (НПБ; основана в 1959). В 1959 г. вступила в силу Конституция Басутоленда, а в 1965 г. страна получила внутреннее самоуправление. На состоявшихся в апр. 1965 г. парламентских выборах большинство мест получила НПБ, ее лидер Дж. Л. Джонатан возглавил правительство. 4 окт. 1966 г. образовалось независимое Королевство Лесото в составе Содружества (до 1947 Британское Содружество наций). В том же году была принята 1-я Конституция независимой страны, которая провозгласила конституционный характер монархии, ограничив власть короля. В 1966 г. Л. как самостоятельное гос-во стало членом ООН и ОАЕ (с 2002 АС). Обретение независимости создало условия для построения стабильной и развитой церковной структуры. В янв. 1951 г. католический апостолический викариат Басутоленд получил статус еп-ства Масеру; в дек. 1952 г. из него было выделено епископство Лерибе; в янв. 1961 г. епископство Масеру получило статус архиепископства, которое возглавил 1-й епископ из коренного населения Эмануэль Мабатоама, представитель королевской династии, потомок Мошеша I. Одновременно с образованием архиепископства из него было выделено еп-ство Цгачас-Нек.

http://pravenc.ru/text/2463599.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Нужно проснуться, иначе не выживем! Высшее политическое руководство страны должно остановить вымирание народа 02.03.2020 2966 Время на чтение 9 минут «Не раз великая империя наша приближалась к краю гибели, но спасало ее не богатство… а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия» (Михаил Меньшиков) Начиная с 90-х годов и поныне по данным международной статистики демографическая ситуация в России, как это видно из карты мира, находится на уровне слаборазвитых вымирающих африканских стран (тёмным цветом показан высокий уровень смертности - количество смертей на 1000 человек в год). На меня эта карта произвела гнетущее впечатление. До чего мы докатились! Наша страна по данным ООН опережает по темпам вымирания многие самые экономически нищие страны - 13,4 смертей на 1000 человек в 2018 году. При том, что средний общий коэффициент смертности во всём мире оценивается в 8,6 смертей на тысячу населения. Можно посмотреть по этой ссылке список стран по показателю вымирания и положение сегодняшней России в ней (по состоянию на 2018 год, к настоящему времени мало что изменилось). Нетрудно обнаружить, что вместе с Россией на «лидирующих» позициях находятся многие европейские бывшие республики СССР и славянские государства восточной Европы. Это – тоже показательно. Также нужно учитывать, говоря о России, что северо-кавказские республики и некоторые иные национальные регионы несколько сглаживают общую картину, если вычесть относительно высокую рождаемость в этих республиках, то коэффициент смертности русского народа «зашкалит» за 15 смертей на 1000 человек. И можно заметить, просматривая страны по уровню смертности, что прямая зависимость смертности от экономического уровня стран – отсутствует. Хотя экономическое благополучие граждан имеет серьезное значение. Всё же основная причина вымирания не в экономическом уровне, а в чём-то ином. В чём? Раньше говорили – в «уверенности в завтрашнем дне». А «уверенность» зависит от справедливости в обществе, силы государства внутренней и внешней, духовных и идеологических скреп, крепости глубинки (средних и малых городов, сельских поселений).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/02/nu...

Какой же смысл имеет обозначение врагов церкви в эсхатологический период ее жизни на земле словами крыша и из под крыши? Латинские отцы считают, что язычники представляют собой крышу, под которой гнездится дьявол , который и есть Магог, Мегаг, как исходящий на борьбу с христианством, с духовным Израилем, из-под-крыши, т. е. из язычества. Встречаются у древних латинских писателей и отступающие от этого типа понимания частные мнения, так Тихоний Африканский , впрочем, на основании только чтения Бельгийского манускрипта творений Августина, считал коалицию Гога и Магога, – скопищем бесов под водительством сатаны, – diabolus et angeli ejus; в иных же списках Псевдо-Августинова комментария на Откровение, приписываемого Тихонию, чтение замечания, пояснительного к месту Откровения о походе Гога и Магога, – проще, – diabolus ct populus ejus, – дьявол и его народ, можно думать, язычники и вообще язычествующие в недрах самого христианского общества. Во всяком случае, толкование Тихони по Бельгийской рукописи имеет против себя в тексте Апокалипсиса ненужное для духов топографическое указание на 4 угла земли, как места обитания Гога и Магога. Однако и отнесение слова Магог к обозначению сатаны сопряжено с непобедимым противоречием в контексте места Откровения; дьявол здесь ясно отличается от Гога и Магога, и считается, или общим искусителем, следовательно, по Откровению Магог искушается подобно Гогу, а не искушает сам. В виду сказаннаго, удобнее склониться в пользу толкования тех из латинских отцов, которые рассматривают Гога и Магога, как условное обозначение скрытых (внутренних) и открытых (внешних) врагов церкви. Такое понимание символизма имен Гог и Магог находит себе подтверждение в словах Писания о прикровенности душевной жизни людей и о нравственно-религиозном состоянии человечества в эсхатологические времена. Общее определение состояния людей в последние времена мира, как охлаждение любви ( Мф.24:10 и Мф.24:12 ) и умаление веры ( Лк.18:8 ), данное самим Господом, Апостолы частнее раскрывают, указывая на вольномыслие и отрицание в области религии и господство страстей в области взаимных отношений людей; в последние времена явятся наглые ругатели, поступающие по собственным похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения все остается неизменно ( 2Пет.3:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Еще один вариант теории «обезглавливания» связан не с епископатом, а с монашеством. В иных областях, например в Сирии или Египте, монахи-подвижники были духовными вождями и наставниками мирян. Но в Северо-Западной Африке монашество появилось поздно и было принесено извне. Августин пытался основать монашеские общины в Нумидии еще в конце IV – начале V века, и в византийский период монастырей стало больше, но все они подражали восточному, греческому образцу. Фалласий Африканец, настоятель одного из карфагенских монастырей той эпохи, писал по-гречески и был тесно связан с восточнохристианской традицией. Теорию «обезглавливания», если речь идет о монашестве, сложно верифицировать. Чего именно не хватало африканской церкви, что ей могло бы дать монашество? Более развитой письменности? Большего ощущения церковной идентичности? Каким именно образом все это помогло сохранить христианство в Сирии и Египте? Теория «обезглавливания» помогает лучше понять историю североафриканского христианства, но объяснить его исчезновения она не может.   Теория четвертая: внутренние разделения Еще одна библейская фраза, которую пытаются использовать для объяснения многого в истории религии – «дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Иисус, разумеется, говорит здесь о внутренних процессах в человеческой душе, и позже Августин понимал фразу именно в таком смысле. Еще через несколько веков Авраам Линкольн использовал эту цитату, отстаивая единство Соединенных Штатов Америки, то есть он говорил не о человеке, а об институции. Можно ли в том же смысле применить данную фразу к истории исчезновения африканской церкви? Помня о том, что церковь в Северо-Западной Африке страдала от многочисленных и продолжительных разделений, можно предположить, что это сделало ее более слабой и склонной к дальнейшему распаду. Уже в ранний период в Африке присутствовали гностические секты наподобие валентиниан, а во времена Киприана Карфагенского местную церковь разделяло отношение к отпавшим в период гонений. Важнейшим явлением в африканской церковной истории стал донатистский раскол, после которого во многих местах Северо-Западной Африки возникла параллельная иерархия. Еще больше неразберихи в местные церковные дела привнесло вторжение вандалов. Хотя многие историки полагают, что остатки донатистов в конце концов вернулись к церковной ортодоксии, точных доказательств этого нет. Безусловно, отдельные донатистские сообщества пережили правление вандалов и, возможно, еще существовали на заре арабского завоевания. Некоторые (возможно, многие) города имели три соперничающие общины – донатистскую, православную и арианскую. Кроме того, мы не всегда можем судить, насколько в византийский период сохранялось присутствие манихеев.

http://bogoslov.ru/article/6168764

В 50-60-х гг. ХХ в. в Зап. Кении Православие распространилось среди народов балухья и нанди, в 1958 г. эти общины были признаны британскими колониальными властями как Африканская Греческая Церковь в Ньянзе (которая в 1968 объединилась с Восточноафриканской и Иринупольской митрополией). После учреждения в 1958 г. Восточноафриканской и Иринупольской митрополии ее главой (с 1959) стал митр. Николай (Варелопулос; впосл. Александрийский патриарх Николай VI ), который приступил к организации церковной жизни в епархии. В этот момент единственным правосл. священником-африканцем в Кении был Георгий Гатуна. В 1961 г. митр. Николай рукоположил во иереев 2 кенийцев - Матфея Муламула и Иакова Омуакуэ, а в 1964 г.- еще 4. Одной из серьезных проблем было отсутствие моногамных кандидатов в клирики, поэтому он был вынужден рукополагать многоженцев, чтобы окормлять первые правосл. общины. 3 марта 1963 г. собрание правосл. духовенства и мирян Кении и Уганды в Кампале подтвердило свою принадлежность к Александрийской Православной Церкви. На помощь митр. Николаю прибыли греки-миссионеры из Греции и с Кипра, напр. архимандриты Хризостом (Папасарандопулос) и Афанасий (Анфидис), а в последующие годы архимандриты Гавриил (Николаидис), Андрей (Цирос), Амфилохий (Цукос; ныне митрополит Новозеландский), Феоклит (Циркас), священники Мартинос Рици и Даниил Христопулос, а также миряне, в т. ч. Андреас Тилиридис (с 1992 Макарий, еп. Рирутский, с 1998 митрополит Зимбабвийский, с 2001 митрополит Кенийский и Иринупольский, с 2005 митрополит Кенийский). С 1971 по 2000 г. в Кении вела миссионерскую деятельность Ставрица Захариу. Опорой новообразованной митрополии стали африканцы, получившие богословское образование в Александрии, Афинах или Фессалонике (такие как архим. Феодор (Нанкияма), с 1972 епископ Навкратидский, с 1992 епископ Угандийский, с 1994 митрополит Кампальский). В 1963 г. Кения получила независимость. В 1965 г. общины кикуйу, руководимые Георгием Гатуной, другом первого президента Кении Дж. Кениаты, были официально признаны властями как Африканская Православная Церковь Кении. В этом же году был составлен ее новый устав, в котором отразилось стремление православных кенийцев поддерживать церковные связи с Александрийским Патриархатом при сохранении внутренней независимости. Согласно уставу, «Греческая Православная Церковь Африки управляется африканцами под присмотром и водительством Св. Духа, через духовную, физическую и братскую помощь Святейшего Патриаршего Престола Александрийского в Египте. Это абсолютно независимая во всех своих внутренних делах и вопросах Церковь» (цит. по: Horner. 1975. P. 224). В уставе заметно влияние пресвитерианства и незнание африканцами правосл. традиций, организации и иерархии Церкви, в тексте отсутствовали такие понятия, как «Священное Писание», «Священное Предание», «иерей», «епископ», «таинства» и др. ( Αναστσιος (Γιαννουλτος). 2010. Σ. 173, 176). Этот устав не был утвержден Александрийским Патриархатом.

http://pravenc.ru/text/1684183.html

Это во всех отношениях двойственная личность: в ней воплотились и сосредоточились все противоположности его века. Более того, он предвосхитил и обьединил в себе контрасты нового времени, ибо, будучи отцом и, можно сказать, основателем средневекового католичества, он вместе с тем другими сторонами своего учения был пророком протестантства. И если протестанты и католики с одинаковым правом видят в нем своего родоначальника, то мы без всякого сомнения можем признать его отцом западного христианства во всех главнейших его разветвлениях. Сын развратного африканца-язычника и христианской святой, Августин во всей своей жизни остается двойственным порождением язычества и христианства, которые борются в нем до конца его жизни, не будучи в состоянии совершенно преодолеть одно другое. Внутренняя борьба этой личности – мировая борьба, и тот процесс психологического развития, который он увековечил в своей «Исповеди» есть прекрасное олицетворение мирового кризиса. Двум противоположным настроениям, сменившимся в жизни Августина, разнузданному язычеству его молодости и святому христианству зрелых лет, соответствуют две общественные среды; его внутреннее раздвоение есть раздвоение тогдашнего общества. Родина Бл. Августина, северная Африка, являет собою яркий образец этого раздвоившегося общества. Здесь противоположные настроения усиливаются страстной и впечатлительной африканской природой. Африка в занимающую нас эпоху – страна контрастов: здесь мы находим крайний аскетизм, соседствующий с самым грубым развратом, племенную религиозность рядом со всевозможными чувственными эксцессами. Младший современник Августина Сальвиан описывает Африку, как какой-то сплошной дом терпимости: целомудренный африканец, по его словам, уже не африканец. Это страна самых ужасных противоестественных пороков. Трудно пройти по улицам африканской столицы Карфагена, говорит он, чтобы не оскверниться. И вместе с тем, как мы знаем, Африка – родина таких величайших учителей церкви, как Тертуллиан , таких святых, как мученик Киприан и сам Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

   Добавление к Символу-так случайно и почти невзначай сделанное в стране, находящейся на периферии христианского мира, — будет позже принято Франкским королевством, а в VIIIb. Карл Великий использует его, бросая вызов Византии. 5. Африка. Арианские гонения    За исключением самой западной провинции Мавритании Тингитана (нынешнего Северного Марокко), подчинявшейся префектуре Галлия, все пять римских провинций Северной Африки составляли отдельный африканский диоцез и входили в префектуру Италии. К началу Vb. христианизация ее была в общем завершена, и Африканская церковь (сосредоточенная вокруг Карфагена) могла гордиться подлинноместной богословской традицией, за которой стояли такие авторы, как Тертуллиан и Киприан. Конечно, и над ней до самой смерти в 430г. святого Августина, епископа Иппонийского (провинция Нумидия), возвышалась его великая фигура. Африканская Церковь знала внутренние кризисы, и довольно большая часть ее христианского населения все еще принадлежала к донатистскому расколу. Однако совершенно неожиданно и кафолики, и донатисты оказались перед страшной внешней угрозой-завоеванием страны вандалами с их фанатичными королями-арианами.    Как и другие варварские народы, пришедшие в Западную Европу, вандалы, германцы по происхождению, получили христианство от готов в его арианской форме. Однако не в пример готам, которые обычно были вполне веротерпимы к кафолическому населению, которое подчиняли себе, вандалы оказались жестокими преследователями никейского православия.    Около 80 000 вандалов под предводительством короля Гензериха (428—477) оставили Испанию, где пребывали некоторое время, и вскоре завоевали римскую Африку (432—439). В 435г. имперское правительство в Равенне вынуждено было признать их как foederati, что формально узаконивало их пребывание на римской территории так же, как это было с другими варварскими племенами. Часть Нумидии и две провинции Мавритании оставались во власти Рима лишь до 455г., когда вандалы захватили всю Африку. Не имея никакой реальной власти над завоевателями, императоры могли лишь изредка выступать на защиту кафолического духовенства и населения: с самого начала вандальского завоевания их жестоко преследовали, если они отказывались примкнуть к Церкви вандалов-ариан, во главе которой стоял собственный «патриарх». Обращение в арианство включало в себя перекрещивание, и, таким образом, римские имперские законы, лишавшие еретиков гражданских прав, начинали применяться к православным. Угроза этого сделалась особенно прямой, когда Гензериху во время рейда на Италию удалось в течение двух недель удерживать Рим в своей власти (июнь 445), взяв в плен вдовствующую императрицу Евдоксию и двух ее дочерей и женив на одной из них своего сына Гунериха; он мечтал об установлении арианской Римской империи, хотя бы только на Западе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

2Мак.9:4–8 Воспылав гневом, он думал выместить на Иудеях зло обративших его в бегство; поэтому приказал правящему колесницею непрестанно погонять и ускорять путешествие, тогда как небесный суд уже следовал за ним. Ибо он сказал с высокомерием: кладбищем для Иудеев сделаю Иерусалим, когда приду туда. Но всевидящий Господь, Бог Израилев, поразил его неисцельным и невидимым ударом: как только кончил он эти слова, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки, и совершенно праведно; ибо он многими и необычайными муками терзал утробы других. Но он нисколько не оставлял своей гордости и еще более исполнился высокомерия, дыша огнем ярости на Иудеев и приказывая ускорять путешествие. Тогда случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела. И тот, который только что мнил по гордости, более нежели человеческой, повелевать волнам моря и думал на весах взвесить высоты гор, повержен был на землю и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию, «Повелевать волнам моря…, на весах взвесить высоты гор…», – выражения дня обозначения беспредельного всемогущества силы Божией (ср. Иов XXXIII: 11; Nc LXIV: 7–8; LXXXVIII: 10 : Uc LI: 15 ). Выражение данного места близко воспроизводит особенно – Uc XL: 12 . – Подобное же выражение 10 ст. – «касаться звезд небесных…» срав. Ис XIV: 13 и д. 2Мак.9:9–10 так что из тела нечестивца во множестве выползали черви и еще у живого выпадали части тела от болезней и страданий; смрад же зловония от него невыносим был в целом войске. И того, который незадолго перед тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить по причине невыносимого зловония. Описываемая здесь болезнь Антиоха не исключительна в истории. По книге Деяний XII: 23 – от подобной же болезни умер Ирод Агриппа I; по Флавию – Ирод Великий (Арх XVII, 5, 6). Геродот также упоминает (IV, 205) об одной африканской царице, изъеденной червями ( ζσα ευλων εξζεσε). Современной медицине известна подобная болезнь под названием helminthiasis; она действительно сопровождается не только внутренними коликами (5 ст.), но и наружными нарывами и ранами от червей, которые проедают кишечный канал (ulcera verminosa), причем отделяется невыносимое зловоние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010