- А можно ли с этой точки зрения говорить о специфике разных языков, связанных с развитием той или иной области культуры? - Но это же общее место. У тех же северных народов существует такое количество слов, обозначающих то или иное состояние снега, что нам и не снилось. В арабском существует такое огромное число эпитетов, описывающих то или иное качество верблюда, что нам просто никогда не понять, кому это нужно. В языке одного из африканских народов существует тридцать названий особенностей походки. Я очень люблю у Честертона одно высказывание: если об одном и том же человеке говорят, что он и великан, и карлик, посмотрите, кто говорит: вполне возможно, что великаном его называют карлики, а карликом - великаны, а он человек нормального роста. Поэтому оголтелые рассуждения с плеча о богатстве и бедности языка, о " способностях " и " неспособностях " того или иного языка, -это все от лукавого. - Но разве мы не можем говорить о семантическом богатстве языка. Я где-то читал, что самый семантически богатый язык - древнееврейский, потом идет древнегреческий и т.д. - Я уже говорила, что всякий язык обладает внутренними ресурсами для того, чтобы выразить все, что нужно людям, говорящим на этом языке. Богатство семантики, как я отмечала раньше, связано с тем, что в культуре есть какая-то область специализации, там возникает масса терминов, но это переходный случай к терминологии... Не надо становиться над языками. Все мы - носители какого-то языка и должны точно помнить, что мы смотрим на мир глазами носителя этого языка и свой язык нам, если хотите, ближе к мозгу, как своя рубашка ближе к телу. Не надо делать вид, что мы можем воспарить над ситуацией. - А если взять язык богослужения?.. ...То не нужно путать языковую семантику и литургическую. Это разные вещи. Литургическая традиция - это великая таинственная, мистическая, духовная традиция Церкви. И дело здесь не в том, что русское Господи, помилуй не отражает всего богатства греческого " Кирие элейсон " . На самом деле еще как отражает! Православные англичане и американцы вообще поют Lord, have mercy, - и что же, думаете, Бог их не понимает? Просто, когда мы говорим Отче наш вместо папочка (как иногда предлагают), тогда мы вливаемся в ту самую великую традицию, мы находимся внутри Единой Святой Соборной Апостольской Церкви во времени с момента ее возникновения. Тогда мы молитвенно соединяемся со всеми нашими предками - и не нашими, но христианами, которые молитвенно произносили эти слова много веков назад. В этом значимость сакральных языков. Это не языковая значимость.

http://foma.ru/marina-zhurinskaya-u-nas-...

Отсюда от первых времен христианства (особенно у Оригена †254 г.) идут убеждение многих в том, что мучения те прекратятся, причем одни прекращение это понимают как прощение и помилование этих грешников, т. е. другими словами, замену для них тех страданий блаженством (– так называемый, апокатастасис – восстановление всего тварного, не исключая и диавола, в состояние совершенства и райского пребывания, как и учил Ориген и св. Григорий Нисский ). Идея эта нашла себе художественную и прямо увлекательную разработку в нашей изящной литературе, особенно у гр. А. К. Толстого (Дон-Жуан) и Ф. М. Достоевского (Братья Карамазовы). Другие (в древности Арновий африканский, со времени реформации – социниане и ряд протестантских богословов) склоняются к той мысли, что осужденные Правдою Божиею погибнут совершенно, в смысле полного прекращения их личного существования или внешним уничтожением всего – и духовного – существа их, по воле Правосудного Бога, подобным грозной физической каре в потопе и огне Содома и Гоморры, или через внутреннее саморазложение их души, ввиду полного отсутствия в ней всего жизнеспособного и положительно развивающегося, так сказать – через самоугасание их бытия, подобно светильнику, к которому нет доступа воздуху и в нем живительному кислороду, или маслу в лампаде (ср. притчу о 10 девах 907 ). Что касается этих взглядов, то по поводу их следует прежде всего сказать, что понятия «вечность» и «бесконечность» в данном случае нельзя рассматривать, как логически взаимно-заменимые и равнозначащие… Вечность мучений есть догмат нашей христианской религии, ибо это – ясное и определенное учение Библии и прежде всего Самого Иисуса Христа, особенно в хорошо нам известной Его беседе о Страшном Суде. «Идите от Мене проклятии в огонь вечный , уготованный диаволу и аггелом его… И идут сии в муку вечную ; праведницы же – в живот вечный». Но всякий, даже и немного знакомый с текстом Библии, знает, конечно, что слово век и вечный не обозначает там непременно бесконечный. Так «вечным заветом» устанавливалось Богом и обрезание 908 , и празднование субботы 909 , и Пасха еврейская 910 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Понять эту точку зрения помогут исторические аналогии. Тласкаланцы, враги ацтеков, составляли основную силу в армии Кортеса и помогли конкистадорам разрушить Теночтитлан, но их не считают завоевателями Мексики наравне с испанцами. Африканские племена использовались англичанами для того, чтобы потеснить португальцев в Западной Африке, но они не могут считаться победителями в этом противостоянии (англичане, справившись с португальцами, сами начали продавать африканцев в рабство). Индейские племена гуронов и ирокезов участвовали в англо-французских войнах, но кто бы ни брал верх на поле боя, Северную Америку делили настоящие победители – белые. Собственно, и со Второй мировой все точно так же. С точки зрения Запада, русские участвовали (другой вариант: использовались) в войне против Гитлера и несли потери, но победителями их считать нельзя. Потери русских напоминают жертвы тласкаланцев, ирокезов и африканцев – это пусть и значительные, но совсем не интересные жертвы где-то на обочине мирового сражения за демократию. Именно эта точка зрения уже давно стала господствующей на Западе. Она может нам не нравиться, может казаться несправедливой, однако нужно признать, что она обладает внутренней логикой. В связи с этим возникает вопрос: что делать в этой ситуации нам? Продолжать обижаться? Упрекать западные страны, что они «забыли» про наш вклад? В духе самоотверженного щедринского зайца хранить верность факту, что существовал ленд-лиз (4% от военного производства СССР) и что американцы «тоже вместе с нами воевали», потеряв в Европе почти двести тысяч человек (наряду с нашими 27 миллионами)? Все это мы уже делали, но толку было немного. Если мы и вправду хотим защитить память наших воинов-освободителей, мы не должны забывать о главных смыслах той войны. Гитлер не собирался расширять жизненное пространство немцев за счет США и Великобритании, у него не было планов превратить англосаксов в рабочий скот. Он вообще не имел серьезных претензий к англосаксонской цивилизации (к ее политическим институтам, формам государственного управления и прочему). В американцах и англичанах Гитлер видел своих учителей, и если у него и были расхождения с ними, то лишь стилистические. Сама его борьба с западными странами велась в духе благородной дуэли. В оккупированных Гитлером странах Западной Европы материальные бедствия войны сводились к проблемам с наличием кофе и апельсинов в свободной продаже. На западном фронте немцы соблюдали международное право, поэтому только 3,5% английских и американских военнопленных умерло в плену, тогда как доля погибших советских военнопленных составляла 57%.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/31/mozhno...

А насчёт войны… Эх, кабы не Путин … Если бы не он, давно бы осуществилось всё то, за что стоял майдан: и европейские зарплаты, и пенсии от 500 евро и выше, и стремительный взрыв свободного предпринимательства, и нэчувана свобода слова, и так далее. Но из-за российской интервенции имеем сумасшедший скачок цен, почти четырехкратное падение гривны, стремительный рост преступности… Стоп! А какое отношение к войне в Донбассе имеет, скажем, увеличение в первый год гидносты на 120% (!) количества угонов авто? Римейк из 90-х: в ноябре 2017-го моему другу журналисту и телепродюсеру Юрию Молчанову разбили боковое стекло в машине, чтобы вытащить автомагнитолу. Приехали оформлять протокол полицейские. На вопрос «есть ли шансы найти?», посмотрели как на… наивного человека, мягко говоря: «Уважаемый, протокол вам – для страховой». Протокол этот оформлен под номером 100.000 с копейками. Представляете: 100 тыс. правонарушений за неполный год на один лишь район города! Впрочем, о росте преступности, в том числе вооружённой, в исполнении героев майдана и АТО мы уже рассказывали . Что там вожди еврореволюции ещё обещали на майдане? Начнём с непреходящих ценностей. В частности, с «решительного системного противодействия коррупции во всех органах государственной власти». Даже при оглашении на майдане состава «народного кабмина» премьер Яценюк со спикером Рады и «и. о. президента» Турчиновым предпочли не заметить оглушительного свиста, сопровождающего особо замаранные в коррупции имена. Не прошло и полгода, как тот же Яценюк признал, что «по самым скромным подсчётам в течение года воруется из государственного бюджета налога на добавленную стоимость в размере 12 млрд. грн.». Война виновата? Да военное положение только подстёгивать должно борьбу с главным внутренним врагом – разложением (именно так переводится латинское corruptio)! Однако что имеем? Даже симпатизирующая майданам Transparency International в конце 2014 г. оставила Украину на прежнем, 142-м месте по уровню коррупции среди 175 стран (на одной ступени с африканскими Угандой и Коморскими островами). Как отрапортовал министр экономики, Украина к декабрю 2014 г. добилась звания самого коррумпированного государства Европы.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/16/pochem...

Постоянные войны с неверными, вековые внутренние смуты и кризисы, погубившие древнюю образованность и даже уничтожившие историческую традицию, имели пагубное влияние и на нравственную физиономию эфиопских христиан. Переживания и даже рецидивы язычества, самые дикие суеверия, совращение целых областей в иудейство и ислам , появление ересей протестантского направления на общем фоне упадка просвещения и огрубения нравов, не могли не заботить лучших людей эпохи. При невозможности найти нравственную помощь извне, они постарались сами врачевать эти язвы единственно доступным им средством – обращением к Св. Писанию и преданию, но тут-то и натолкнулись на роковое препятствие – неумение разобраться в подлинности и подложности авторитетов. Наряду с каноническими книгами и истинным священным преданием, они поставили апокрифы и легенды, да к тому же пользовались этим материалом не в оригинале, а в переводе с перевода. Если к этому прибавить эфиопский педантизм, склонность к утрировке и изуверство, свойственное необразованным начетчикам всех времен, то деятельность Евстафия, одного из первых провозвестников реформатских мероприятий XV века, будет для нас совершенно понятна. Как это всегда бывает в подобных случаях, эта деятельность на первых порах не была признана церковными авторитетами. Евстафианцы оказались вне церкви; произошел раскол, результатом которого было временное впадение их в безпоповство. Но их идеи явились вовремя и семена их главы пали на благоприятную почву. Число последователей Евстафия росло в такой степени, что церкви пришлось с ними считаться. Наконец, на абиссинский престол вступает могучая фигура Зара-Якоба, этого африканского Филиппа II, царя-богослова, палача еретиков и радетеля церковного благочиния. Воодушевленный теми же идеями, он проводит ряд мер, ссылаясь на те же авторитеты, что и евстафианцы, и находит таким образом возможность прекратить церковную схизму. Вот что говорит он сам об этом в своем известном сочинении „Masbafa Berhan“ – „Книга света“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В рассматриваемый период времени, когда произошел массовый исход из России военной контрреволюции, Франция активно проникала в государства Магриба. Алжир стал колонией в 1830 г., Тунис подпал под отношения протектората с 1881 г., Марокко с 1912 г. Подобно тому, как европейцы сгоняли индейские племена в США, также французские колонисты покоряли арабов и берберов. Внутренняя структура североафриканских стран отвечала исторически сложившимся факторам, связанным с особенностями восточно-мусульманской цивилизации. " В Марокко отсутствовали отношения крепостной зависимости структура власти в стране была недостаточно четкой и устойчивой отсутствовали крупные частные владения, поскольку земля юридически считалась собственностью султана, но под свободным контролем племен. Наконец, становлению традиционного феодализма препятствовала племенная солидарность, которая имела важное значение в общественной жизни страны " Напротив, капиталистические отношения, по которым развивалась экономическая, политическая и социальная жизнь Франции, приводили к активной колониальной экспансии. В первую очередь это отразилось на африканских территориях. Лучшие плодородные земли отдавались переселенцам из метрополии. Наряду с преследованием политических и экономических интересов, европейцы осуществляли идеологическое вмешательство. Французские миссионеры пытались христианизировать местных жителей Вслед за захватом территорий, европейцы начали проводить геологическую разведку в Атласских горах и в пустыне Сахара, с целью последующей разработки источников полезных ископаемых. Французские источники тех лет сообщают об использовании Легиона в деле умиротворения восставших племен Северной Африки и необходимости защиты мирных поселенцев, занимающихся земледелием от диких кочевников Один из военных писал о Легионе: " По своим легендарным качествам - спокойствие, храбрость, преданность - он остается лучшим воинским подразделением, каким только можно располагать. Его батальоны замечательны и в атаке, и в обороне, они вызывают восхищение тех, кто видел их в бою. Более того, в деятельности, предшествующей и сопровождающей наступательные операции, Иностранный легион успешно справляется с различными другими заданиями, благодаря наличию в его составе рабочих разных профессий "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

In illis populus adhuc chri- stianus est magnus; sed patriarce cum suis arciepiscopis vix possunt eeclesie homines xl, quia propter distantiain magnam similium eis dominorum chri- stianorum magis ab illis infidelibns opprimuntur et tribulantur, ista quod si lucrum ex sepulcro domini nostri Jesu Christi non esset ibi neque illi christiani in vita essent permissi» (Νος λ λη v ο μ ν μ ω ν, 1910 (VII), θναι. В этом сообщении с Запада заключается выразительное свидетельство об угнетенном положении христиан в Египте (равно и в Сирии и Палестине) под властью мамелюков и об упадке иерархического здесь предстоятельства. Но более подробные и ценные сведения доклад сообщает о Константинопольской церкви (см. нашу статью «Патриархия и храмы в Константинополе от второй половины X V века до настоящего времени» в Журнале Министерства Народного Просвещения за 1915 г., июль, стр. 24–28 отдела «Современная летопись»). 210 Списки епархий Александрийской церкви по каталогам императора Льва VI Мудрого, Нила Доксапатра и Дионисиевскому (от 1681 г.) опубликованы в книге епископа Порфирия Успенского «Александрийская патриархия», I, 333–340 (Ср. Wiltsch, Handbuch der kireh- lichen Geographie und Statistik, В. II, S. 355–356. Berlin1846). Представляемые же нами списки служат прямым дополнением этого русского издания. 211 Χροσνθον, το μακοριωττου πατριρχου τν Ιεροσολμων, Συν- ταγμτιον, σ. 69–70. ν Τεργοβστ 1714. – Аналогичные сведения об Александрийской церкви сообщаются в редкой брошюре «Описание Четырех Вселенских (sic) Патриарших Престолов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. В Санкт-Петербурге, 1784 года. Печатано у Христофора Геннига» (стр. 1–59). «Описание» представляет – за малым исключением – перевод отмеченного труда иерусалимского патриарха Хрисанфа. В частности, «О патриаршем александрийском престоле» здесь сообщается и следующее: «Священвоначальство Александрийское есть престол святаго апостола и евангелиста Марка, который усыновлен быть верховному апостолу Петру, простирается до внутренния Индии и земли Мнринския, где был престол апостола Фомы, а оттуда до Мармарийской Ливии, Африки, Треполии и всея Египетские страны, даже до пределов Палестинских, Юго-Асийския и Юго-Африканские страны».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

[Республика Камерун; франц. République du Cameroun; англ. Republic of Cameroon], гос-во в Центр. Африке. На западе омывается зал. Бонни (часть Гвинейского зал. Атлантического океана). Граничит на северо-западе с Нигерией, на северо-востоке с Чадом, на востоке с Центральноафриканской Республикой, на юге с Республикой Конго, Габоном, Экваториальной Гвинеей. Территория - 475 тыс. кв. км. Столица - г. Яунде (1,676 млн чел., 2010 г.). Другие крупные города: Дуала (1,978 млн чел.), Гаруа (519 тыс. чел.), Баменда (485,8 тыс. чел.), Маруа (394,6 тыс. чел.), Бафусам (347,5 тыс. чел.), Нгаундере (282,5 тыс. чел.), Бертуа (265,3 тыс. чел.). К. разделен на 10 провинций. Является членом ООН (1960), Африканского союза (1963), МВФ и МБРР (1963), Организации Исламского сотрудничества (1974), Экономического сообщества государств Центральной Африки (1983), ВТО (1995), Содружества (1995). Офиц. языки - французский и английский. География. Вдоль побережья зал. Бонни расположена низменность шириной до 150 км, в сев.-зап. части которой находится вулканический массив Камерун (высота 4100 м - высшая точка страны). Берега на севере плоские, песчаные или заболоченные, в юж. части в основном высокие и скалистые. К востоку от прибрежной низменности крутыми уступами поднимаются внутренние плоскогорья, занимающие большую часть страны. В центральной части К. возвышается нагорье Адамава с конусами потухших вулканов. Впадина Бенуэ отделяет нагорье от невысоких гор Мандара (средняя высота 800-1000 м). На крайнем севере страны расположены плоские озерно-аллювиальные равнины - впадины оз. Чад (высотой ок. 300 м). Климат К. экваториальный на юге и субэкваториальный в остальной части страны. Средние температуры самого теплого месяца (февр. или марта) 24-28°С, самого холодного (июля или авг.) 22-24°С. Количество осадков на севере в районах, прилегающих к оз. Чад, менее 500 мм, часто бывают засухи; во внутренних районах выпадает от 1,5 до 2 тыс. мм осадков в год; на побережье зал. Бонни - свыше 3 тыс. мм, на зап. и юго-зап. склонах массива Камерун, являющегося самым влажным местом в Африке,- до 9655 мм в год.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

Мир магометанский, оторвавший Абиссинию от общения с остальными христианскими народами, слабел, по-видимому, со дня на день. Его первое расширение было так быстро, его победы так постоянны, что ему, казалось, предопределено было полное торжество над христианством. Слабость государств, основанных Германцами, и необъятная сила ислама доказаны были падением Готов почти без боя перед ничтожною залётной дружиной Аравитян, удалённых целой шириной африканского материка от своего аравийского центра. Лонгобардская Италия была, очевидно, так же ничтожна, как и готская Испания. Бесспорно, сильнее обеих была держава Франков, несмотря на внутренние раздоры и слабость выродившейся династии Меровингов. Мужество Карла Мартеля и торжество Франков над Аравитянами на полях пуатьерских спасли западную Европу; но самое это торжество, стоившее таких великих усилий и всё-таки не вырвавшее всей южной Франции из рук Мусульман 149 , доказывало, как мало был в состоянии вещественный германский мир бороться против духовного могущества ислама. Борьба была возможна только там, где вся сосредоточенная сила германского Запада встречалась с отдельным и сравнительно ничтожным ополчением Аравитян и указывала на бесконечное превосходство Аравии. Очевидно, Европа и её будущее величие были спасены крепким отпором Византии, встретившей всю громаду ислама, весь пламенный натиск его свежих, молодых и восторженных сил. Неспособная уже к завоеваниям, восточная Империя доказала всю несокрушимую крепость эллинского просвещения, сплотившегося в государственных формах, созданных Римом; но заслуга Византии не была никогда признана и до сих пор не признаётся гордым Западом, спасённым Византией и всегда ругавшимся над своей спасительницей. Наступило и для ислама время внутреннего расслабления. Государство в лице Моавии восторжествовало над общиною духовною. Халиф утратил часть своей первоначальной святости, в которой заключалась главная опора его случайной власти; правда, что он приобрёл, может быть, большую власть государственную и дал державе своей более твёрдую администрацию, но эти чисто вещественные приобретения не заменяли утраты духовного значения. Потомки Алия и его рода, представители первоначальной религиозной мысли, были постоянным упрёком для властолюбивых Оммиядов, иногда предметом жестокого гонения, иногда сочувствия, иногда такого глубокого уважения, что Омар II хотел им отдать престол, который он полагал их законным достоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

То, что южные гастарбайтеры в Мариуполе с «семьями с детьми», указывает на то, что, как говорил полтора года назад, кто-то «трудовых мигрантов» уже сориентировал на постоянное место жительства, они здесь и останутся. Это – не вахтовики. Кто отвечает за строительство в стране вообще и восстановление разрушенного на т.н. Украине? Вице-премьер Марат Хуснуллин. Неоднократно говорил о нём, например, в материале «Хуснуллинщина…» . А в материале «Деление России нынче курирует Хуснуллин» отмечал, что этот вице-премьер через строительство залезает в архиважную сферу внутренней политики – госнацполитику, государственное устройство и административно-территориальное деление России. И напомню о его оскорблении русских, что якобы они не работают за те деньги, которые платят мигрантам, и работают хуже. Можно полюбоваться в видеоролике . И до сих пор он продолжает лоббировать бесконтрольный поток мигрантов в Россию, реально обеспечивает т.н. «точечный въезд мигрантов», а также, как мы понимаем, – именно такое, указанное выше, восстановление разрушенного в городах Малороссии. А дальше (на среднесрочную перспективу) в планах «мирового модератора» негрификация Малороссии и России. Малое тому подтверждение: та же «Русская стратегия» обращает внимание на сообщение интернет-издания «Лента.ру». Некий научный сотрудник Института народохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев призвал президента страны Владимира Путина на фоне низкой рождаемости завозить больше мигрантов из Африки. Его комментарий был опубликован на сайте KP.RU. Такую идею ученый выдвинул на площадке Валдайского клуба. «У нас сейчас очень мало россиян африканского происхождения, африканская диаспора составляет всего лишь около 40 тысяч человек… мы должны быть готовы к тому, что поток мигрантов из Африки будет нарастать… Российское население надо готовить, чтобы выходцы из Африки стали повседневностью, чтобы не было мигрантофобии, чтобы не было ксенофобии...», – заявил Полетаев. Ну и призвал к разработке соответствующих программ афрификации и изменению под это законодательства. Вот, действительно, массового притока африканцев России ещё только и не хватает!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/26/ta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010