Упоминая об алтарных преградах византийских храмов, мы считаем необходимым сказать несколько слов и об иконостасе храма св. Марка в Венеции, построение которого византийским и зодчими начато было в нынешнем виде в 1043 году и довершилось затем в последующее время 36 . Прилагаемый при сем рисунок 14) изображает внутренней вид этого замечательного памятника византийского зодчества на западе, прототипа бывшего Константинопольского храма 12 Апостолов. Храм этот произвел сильное впечатление на нашего просвещенного русского паломника по святым местам А. Н. Муравьева, который говорить о нем следующее 37 : «Тут все, и Кремль и св. София, – Цареградская, Киевская, Новгородская; здесь борется Запад с Востоком, на их Адриатической грани, в преддверии храма, который обличает своей византийскою красою всю суету готических прикрас». Далее Андрей Николаевич дает нам и описание самого иконостаса 38 : «Все три, то есть главный алтарь и оба придела, возвышены пятью мраморными ступенями над помостом церкви, как это бывает в древних соборах, и две кафедры стоят впереди их для чтения Евангелия и для проповеди , а иногда для беседы. Двери к народу. Самые колонны драгоценного африканского мрамора, которые поставлены на ступенях алтаря числом до 16, с изваяниями апостолов на своем фронтоне, имеют совершенно вид иконостаса, и стоило бы только для полноты его вставить иконы между столбов». К этому описанию следует присоединить сведение о существовании большого креста над средним проходом этого иконостаса. Внутренний вид храма св. Марка в Венеции. Rohault de Fleury в своем труде «La messe» 39 сообщает нам о вышеописанной форме иконостаса, состоящей из колонн, соединенных на верху архитравом, что таковая вряд ли появляется ранее VI века и указывает, как на более древнюю, на форму иконостаса в виде одних колонн без антаблемента. Мы видели на помещенных выше рисунках изображения иконостасов в катакомбах в виде колонн с антаблементом, существовавшим и раннее VI века, но эта форма иконостаса не была ли вызвана отчасти желанием дать более опоры верхней внутренней части подземной крипты, почему антаблемент иногда непосредственно к ней и примыкает?

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

Внутренние противоречия «обеспечены» и со стороны. За несколько дней до выступления Рамапосы в парламенте с программой развития страны на текущий год, во внутренние дела Южной Африки бесцеремонно вмешался Международный валютный фонд. МВФ заявил, что власти должны решить проблему с компанией ЭСКОМ. А ведь ЭСКОМ – главная энергетическая компания страны, находящаяся в руках государства. Заявление МВФ имеет очевидную подоплёку: создать давление на правительство с целью приватизации энергетики. Проблемы с обеспечением электроэнергией в Южной Африке усугубляются. Проблемы эти рукотворные. Во-первых, значительная часть отключений – результат забастовки работников ЭСКОМ. Якобы рабочий класс диктует свои условия. Однако такого рода шантаж правительства и всего населения возможен только при наличии определённых сил внутри ЭСКОМ и в правительстве. Во-вторых, происходит насильственный процесс реструктурирования энергетики РЮА. Он явно носит характер управляемого извне. Так, ЕС профинансировал переход Южной Африки на «возобновляемую» энергетику (читай: на ветряки) в размере 8,5 млрд долларов. Фактически это план ликвидации энергетической безопасности и деиндустриализации страны. В-третьих, энергетический кризис – это во многом результат отмены соглашения, подписанного еще Дж. Зумой с Россией, которая должна была построить в Южной Африке атомную электростанцию. После свержения Дж. Зумы контракт был отменён как «неконституционный». Южная Африка - бурная политическая пора Кстати, вопрос о роли судебной власти в Южной Африке приобретает особое значение. Во многом это было предопределено разделом власти между уходившим правительством апартеида и Африканским национальным конгрессом в 1993 году. Отдавая парламент и правительство, белое меньшинство сохранило власть в судебной ветви. За тридцать лет расовый состав судов изменился, но кастовость и оппозиционность к исполнительной власти (к власти АНК!) сохранились! И вот только что президент назначил нового главу судебной власти страны. Несмотря на то, что президенту было рекомендовано назначить на эту должность Мандису Майю, глава государства принял иное решение и назначил главу Комиссии по расследованию «захвата государства» Р. Зондо.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/14/o_cene...

Не пренебрегай таким способом писать. Ты не можешь себе представить, до какой степени движение тела возбуждает деятельность ума, не говоря уже о том, что тень лесов, уединение, глубокая тишина, которой требует охота, — все благоприятствует вдохновению. Вот почему, когда вздумаешь охотиться, бери корзину с припасами и бутылку, но не забывай и восковых табличек. Увидишь, что Минерва не менее, чем Диана, любит горы и леса» . С особенной ясностью чувство природы выражается во всех подробностях великолепного устройства знаменитой виллы Плиния — Laurentinum, которую он описал в одном из лучших своих писем. За каждой мелочью утонченного и грандиозного комфорта скрывается умение наслаждаться природою, извлекать из прекрасной местности все, что она может дать: «Моя вилла Лаурентинум отстоит только на 17 тысяч шагов от Рима. Можно, окончив дела в городе, отправиться туда, не нарушая ежедневного порядка жизни… С обеих сторон дороги разнообразные виды (varia hinc atque inde facies). To обступают ее леса, то извивается она по широким равнинам. Многочисленные стада овец и быков, табуны коней пасутся, наслаждаясь сочными травами и вечной весной, даже в то время, как зимние холода уже свирепствуют в горах. Вилла удобна, а содержание ее стоит небольших денег. Прежде всего — атриум, простой, но не лишенный изящества. За ним портик, дугообразный наподобие буквы D, окружающий маленький прелестный двор, восхитительное убежище от непогоды, защищенное стеклянными рамами (specularibus) и крышею. Далее внутренний двор, светлый и веселый. Оттуда можно пройти в красивую столовую, которая вдается в море, так что брызги волн достигают подножия стен, когда дует африканский ветер; эта комната со всех сторон имеет двустворчатые двери и окна, такие же большие, как двери; спереди, и справа, и слева открываются как бы три различных моря. Сзади виднеются в перспективе — внутренний двор, портик, внешний двор, еще портик, атриум, и в самой глубине — леса и далекие горы… Угол, образуемый триклиниумом (столовой) и стеною другой меньшей комнаты (cubiculum), собирает и сосредоточивает в себе чистейшее солнце (angulus, qui purissimum solem continet et accendit).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Развратный образ жизни его отца язычника сказался на его мировоззрении, а значит, и мысли, не менее, чем праведность матери 4 . Страстный характер, присущий северо-африканцам, в полной мере обнаружил себя в нем, чем объясняются как излишества его юности, так и высокие идеалы зрелых лет 5 . В этом внутреннем дуализме, в свою очередь, нашла выражение внутренняя противоречивость современного ему общества. Африка во времена Августина – «страна контрастов», где разврат и непомерная чувственность соседствуют с крайними формами аскетизма и пламенной религиозностью. Именно здесь «сила зла должна была представляться непомерной, неодолимой естественными человеческими силами, а добро, напротив, должно было представляться как нечто абсолютно сверхприродное, сверхчеловеческое… Между этими полюсами человек ничто: его свобода всецело поглощается снизу или сверху, все уходит в грех или в благодать» 6 . Отсюда естественным образом вытекала ощутимая необходимость сковать необузданность африканской природы «цепью железной дисциплины» 7 . Впрочем, и западный мир в целом был не намного лучше. В этом мире «всеобщего разъединения и разлада» 8 отдельной человеческой личности не оставалось ничего другого, как только замкнуться в своем внутреннем мире, в своем одиночестве. Кроме того, в этом мире не существовало отчетливого разделения «между духовной и светской областью, между сверхприродным единством церкви и мирским единством государства» 9 . Неизгладимый отпечаток наложило на взгляды блаженного Августина и его юридическое образование, вследствие чего его богословские концепты содержали в себе явные параллели с римским «естественным правом» 10 . Наконец, обусловленный всеми этими факторами внутренний путь блаженного Августина был своего рода типологическим для всех, кто приходит ко Христу «не даром». Ведь все таковые «неизбежно проходят через идеалистические порывы молодости и через отчаяние пессимистов и скептиков: чтобы уверовать в мистический идеал христианства, нужно вместе с пессимистами отчаяться в земной действительности, но, чтобы подчиниться церкви, нужно вместе со скептиками отрешиться от рационалистического самомнения и гордости разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Ограниченная и неполная, связанная со случайностями племени и области, она не могла распространить своей власти далеко за пределы народа израильского; но, по крайней мере, она сохраняла чистую и неизменную веру в свободу духовную: ибо новая каббала со своими бреднями не принадлежит к системе Еврейской. (Это прививка позднейшего времени к дереву, которое уже принесло свой плод). Эманации не казались противными единобожию творящему; скажем более: мысль о творении, приискивая себе выражения логического и учёного, попадает почти необходимо на это слово или на другое однозначащее (например, развитие, моменты и тому подобные). В то же самое время незаметно допущено единство сущности, и пантеизм вкрался под покровом самого невинного слова. В многобожии основой было первоначальное всебожие, т. е. религия необходимости. Просвещение восстановило здание, разрушенное бурной жизнью народов, затемнившей первоначальные понятия и расстроившей строгое развитие основных положений. Политеизм умирающий переходил опять в пантеизм. Этого доказывать не нужно в наш век, уже богатый знанием фактов исторических. Но необходимость, принятая не так, как данная наглядная, а как вывод из умозрения, не могла оставаться в грубой форме необходимости внешней, которая поражает нас в вещественном мире; она должна была принять форму Спинозистической, внутренней необходимости (разумное развитие философических школ – истечение в области религий). Символ эманации заменил символ рождения; но оба символа заключают в себе только сравнения, как всякий символизм (или как всякий мистицизм в философии). Сравнение же, заимствованное из вещественного, оставалось всегда под коренным условием вещественности, под условием необходимости. Кушитское начало торжествовало в изменённом образе. Ясные показания о системе эманации относятся к глубокой древности. Таково рождение Минервы или Афины, которую нельзя не считать божеством южным 124 по имени её в Элладе, по прозвищам, привязывающим её к берегу Африканскому и по участию Ифеста в её появлении на свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Тогда же Лаэт, епископ города Непте, был увенчан славным мученичеством. Несмотря на различные истязания, от него не смогли добиться, чтобы он запятнал себя заразой арианской ереси, а после он неожиданно отошел в небеса. Гунерих же после бесчисленных злодеяний, причиненных кафоликам, на восьмом году своего правления имел такой же конец, как и его отец Арий: все его внутренности распались, и так плачевно он умер. В 486 г. Гунериху наследовал Гундамунд и правил двенадцать лет. Он даровал Церкви мир и отозвал кафоликов из изгнания. В 498 г. умер Гундамунд, и ему наследовал Тразамунд, правивший двадцать семь лет и четыре месяца. Полный арианской ярости он преследовал кафоликов, закрывал их церкви, выслал изо всей Африканской Церкви 120 епископов на Сардинию в ссылку и умер в Карфагене. В его время сиял в вере Фульгенций, епископ Руспи. В 524 г. Тразамунду наследовал Хильдерих, сын Гунериха от дочери императора Валентиниана. Он правил семь лет и три месяца. Клятвенно обещав Тразамунду во время своего правления не открывать кафоликам их церкви и не возвращать привилегии, он, чтобы не повредить священность клятвы, приказал перед своим вступлением на престол вернуть кафолических священников из изгнания и открыть церкви. Против него возмутился Гелимер, сместил с престола и посадил вместе с сыновьями в темницу. В 530 г. Гелимер завладел престолом. Он жестоко умертвил многих знатных людей провинции Африка, а у других отнял их имущество. Император Юстиниан, увидев во сне епископа Лаэта, которого вандальский король Гунерих сделал мучеником (533), выслал против Гелимера войско под началом Белизара, который одолел и убил в первой битве братьев короля, Гунтемира 601 и Гибамунда, во второй – разбил самого Гелимера. Белизар отвоевал Африку на 97 году по вторжении в нее вандалов. Прежде чем дошло до столкновения с Белизаром, тиран Гелимер приказал умертвить Хильдериха и некоторых из его рода. Белизар же взял Гелимера в плен и представил его вместе с сокровищами, которые он собрал из провинций и Африки, императору Юстиниану в Константинополе. Таким образом было уничтожено вандальское государство в 534 год с корнем, после того как оно от Гундериха и до Гелимера просуществовало 113 лет. История свевов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы увлечь за собой людей в современном мире, любое «духовное» учение должно быть «научно обосновано». Но нередко выходят совершенно парадоксальные вещи. Так, христианствующий африканский шаман в Киеве Сандей, постоянно внушая прихожанам мнение о собственной значимости, решил подкрепить свои домыслы «научным обоснованием». В частности, он заявил буквально следующее: «Специалист по биополю (!) замерял энергетику, и оказалось, что у меня – 40 единиц, а у одного из экстрасенсов – всего 12. Кстати, замеры энергетического поля Библии показали также 40 единиц». Такой пассаж был высказан в проповеди Аделаджи Сандея, которая записана на пленку. Комментарии, очевидно, излишни 53 . Лингвистическое моделирование реальности Все наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых метафор, интерпретация которых определяется степенью интерпретации в культуру 54 . Таким образом, с помощью языка с его закономерностями в названии объектов реальности (номинациях) можно воспроизвести или заново создать реальность. Под лингвистическим моделированием следует понимать намеренное использование процессов, которые упрощают представление о реальности. У сайентологов, например, это достигается с помощью искусной лингвистической манипуляции на основе введения обобщений, искажений и игнорирования важных свойств явлений и событий. Язык сводится к набору штампов, а каждой фразе придается статус значимости или Божественный смысл. Упрощенная лингвистика таит в себе очарование и способна оказывать значительное нейрологическое воздействие на сознание. А поскольку в секте любую проблему в жизни человека стремятся свести к общему набору внутренне согласованных принципов, то человек считает, что познает и ощущает истину. Ему все ясно и понятно, на все вопросы всегда есть ответы. Это некий «язык безмыслия», поскольку самые трудные вопросы сводятся к готовым штампам и примитивным лозунгам, как в армии. И так в очень многих деструктивных культах. При этом человек не осознает, каким образом он моделирует реальность, но считает свое восприятие и представление о реальности объективным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСКАЛ [Зоскалес; греч. Ζωσκλης], 1-й из известных правителей Аксумского царства . Единственное упоминание о З., непосредственно связанное с наиболее ранним свидетельством об Аксуме , сохранилось в соч. «Перипл Эритрейского моря», составленном неизвестным античным мореходом и торговцем приблизительно в 70-х гг. I в. по Р. Х. Правитель З. охарактеризован как «жадный до владений и склонный к излишествам, благородный же во всем остальном и начитанный в эллинских сочинениях». Знакомство царя с греческими текстами свидетельствует о двуязычии аксумской элиты и объясняет появление в Эфиопии (вплоть до сер. IV в.) составленных на этом языке надписей. З. владел обширными территориями вдоль берега Красного м.- «от мосхофагов до другой Варварийской страны», т. е. от юж. части побережья совр. Судана через всю Эритрею до Сомали. В частности, его владения включали Птолемаиду Охотничью и Адулис , а также внутренние области на Африканском Роге со столицей Аксумом и с важным центром торговли слоновой костью г. Колоэ. Точная геэзская форма имени З. не реконструирована. Наиболее вероятным представляется отождествление З. с За-Хакли/За-Хэкле/За-Хакле (  /  /  ) в списках царей Аксума. Гипотезы Г. фон Виссмана о том, что З. не имя, а титул, к-рый носил зависимый от Аксумского царства правитель прибрежных земель (Zû-Sahlê), и Ф. Вильнёва о том, что З. был царем Адулиса, а не Аксума, представляются сомнительными. Ист.: The Periplus Maris Erythraei/Introd., transl. and comment.: L. Casson. Princeton (N. J.), 1989. P. 45, 50-53, 100-110, 113; Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря» (§ 1-18)/Пер. и коммент.: Г. М. Бауэр//История Африки: Хрестоматия. С. 101; Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря»: Текст, пер., коммент., исслед. СПб., 2007. С. 31, 49-50, 71-75. Примеч. 11-26. Лит.: Conti Rossini C. Les listes des rois d " Aksoum//J. Asiatique. Sér. 10. P., 1909. Vol. 14. P. 290; Wissmann H., von. Zur Geschichte und Landeskunde von Alt-Südarabien. W., 1964. S. 67; Irvine A. K. Zoscales//DEB. Vol. 1. P. 217; Villeneuve Fr. Farasân Latin Inscriptions and Bukharin " s Ideas: No Pontifex Herculis! and Other Comments: Réponse aux propositions de M. Bukharin//Arabia: Rev. de sabéologie. P., 2005/2006. Vol. 3. P. 292. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/text/200067.html

Неизвестно, какова была техника звукоизвлечения и особенно - техника амбушюра (способ складывания губ и языка). Почти наверняка все совр. реконструкции звучания - Хикмана, Кирби (впрочем, они не уточняли свою технику игры) и автора данной статьи - были сделаны с использованием совр. техники сужения губ. Если же допустить, что губы при игре выступали наружу, так что вибрировали их более мягкие внутренние поверхности, как, напр., при игре на тибетских трубах, австралийских диджериду и некоторых африканских рогах, получается совсем иной акустический результат: может быть извлечен только самый нижний насыщенный звук, с довольно широкой возможностью для интонационного отклонения. Тем не менее звук в таком случае обладает хорошей «носкостью» и диапазон интонирования позволяет создавать достаточно сложный сигнал - в таком случае трубы могут даже аккомпанировать певцам. Музыкантам-духовикам известно, что, изменяя напряжение губ и способ подачи воздуха, можно извлечь разные обертоны (гармоники) естественного основного тона инструмента. Напр., на горне можно извлечь октаву от основного тона, традиционно записываемого как «среднее C» («до» 1-й октавы), но реально звучащего на высоте, зависящей от длины инструмента. Выше следуют квинта, записываемая как G, затем снова C, далее E и G; все они представляют собой сфокусированные, дискретные высоты. На совр. валторнах и трубах с помощью клапанов и на тромбонах с помощью кулисы можно получить звуки, находящиеся между звуками натурального звукоряда. Эти звуки могут быть до определенной степени изменены за счет способа звукоизвлечения - немного повышены или (как правило, реже) понижены, пока звук не перейдет на следующую высоту натурального звукоряда. Такие изменения гораздо легче проделать с нижними нотами диапазона, чем с верхними, однако именно таким способом на особым образом изготовленных инструментах играли в эпоху барокко. В нижней части диапазона, где звуки натурального звукоряда находятся на расстоянии октавы, музыканты могут извлекать звуки, теоретически отсутствующие в диапазоне инструмента, исключительно губами - без использования клапанов, введения руки в раструб или др.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Кафка любил дневники и письма и оставил достойные внимания дневниковые наброски и переписку. Здесь нет неизбежности. Ведь можно любить музыку, но не оставить по себе ни одной ноты. Дневники Кафки, как и вообще дневники, – это укрепление границ внутреннего оазиса в разросшейся внешней пустыне. Если в дневнике нет самолюбования и преждевременного наслаждения восторгами «благодарных потомков», то это – некое подобие ночного разговора в купе движущегося поезда, когда незнакомцу выговаривается самое сокровенное. Фонари проносятся за окнами, ложка дребезжит в стакане с остывшим чаем, а два человека сидят один напротив другого, и один тихо говорит, а второй внимательно слушает. Нам дано мыслить, но не дано мыслить всегда правильно. И ошибки мышления бывают сколь убийственны, столь и благодетельны. Вот пример убийственной ошибки: «Самоубийца – это заключенный, который видит, как во дворе тюрьмы устанавливают виселицу, ошибочно решает, что она предназначена для него, вбирается ночью из своей камеры, спускается во двор и вешается сам». А вот пример счастливой иллюзии: «Атлант мог придерживаться того мнения, что он вправе, когда захочет, сбросить эту Землю и без шума уйти, но ему было позволено только иметь это мнение – и не более того». Весело, нечего сказать, было бы жить на Земле, если бы всякий Атлант мог, когда захочет, убирать свое затекшее плечо из-под священной тяжести. Наш мир – любитель точных знаний. Как блудный сын из родительского дома, человек новейшей эпохи покидает свой внутренний мир и посвистывая, уходит в незнакомую даль. Со временем он превратится в свинопаса, но и тогда гордость запретит ему возвращаться. В этом – отличие современного человека от классического библейского персонажа. Кафка тем и ценен, что он сидит внутри себя, и если путешествует куда-то, то в основном умом, сидя на месте. И там внутри у него (а значит и у нас) интереснее и страшнее, чем в африканском сафари или Полярной экспедиции Амундсена. «Тебе нет нужды выходить из дому. Оставайся у своего стола и слушай. И даже не слушай – просто жди. И даже не жди – будь совершенно спокоен и одинок. И мир предложит тебе себя, чтобы быть разоблаченным, он не может удержаться и будет в экстазе извиваться пред тобой»

http://pravoslavie.ru/57522.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010