А защитникам православного почитания Имени Божия пристало название «имяславцев». Афонский инок Хрисанф по заказу афонских главарей имяборчества написал рецензию на книгу «На горах Кавказа». В своей рецензии он кощунственно похулил Имя Божие вообще и Имя Иисуса Христа, в частности. Хульную рецензию Хрисанфову архиепископ Антоний одобрил и поместил в журнале «Русский Инок», редактором которого он являлся. Св. ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокрытой от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» 1131 . Сам Господь говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» 1132 . А Хрисанф в своей рецензии, одобренной архиеп. Антонием (Храповицким) , Имя Божие и Имя Господа Иисуса лишает достоинства «Слова Божия», которое есть «дух и жизнь», называет их мёртвыми, а значит, не имеющими «духа и жизни», не чудодейственными, не имеющими Божественной силы, – вопреки учению Самого Господа: «Именем Моим бесы ижденут» и проч. 1133 и вопреки учению св. апостолов 1134 . Это те слова и Имена Божии, которые являются заглавием всего Божественного, Богооткровенного Священного Писания! В Хрисанфовой рецензии – сплошные ереси. Он отрицает Божество и чудодейственную силу Имени Господа нашего Иисуса Христа; он злословит Имя Господа «Иисус», называя Его относящимся лишь к человеческому естеству Христа, признаёт его простым человеческим именем, подобным именам разных ветхозаветных Иисусов, чем подпадает под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора, гласящую: Достаточно только одной ереси, чтобы с омерзением отвергнуть Хрисанфову рецензию на книгу «На горах Кавказа». Он отвергает учение Самого Господа, Апостолов и святых Отцов Церкви. И эту страшную, богохульную, еретическую рецензию одобрил архиеп. Антоний и напечатал в «Русском Иноке», и сам от себя отвергает «исключительную» силу Имени Господа Иисуса Христа «ИИСУС», вопреки Священному Писанию 1139 , вопреки учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А многие люди вопрошают о причинах бедствий на мир, и в частности, на Россию посылаемых, и ропщут на Бога, говоря: за что Бог так разгневался на Россию и Церковь Российскую? Отвечаем: за хуление Имени Божия безбожниками и духовенством. Уши вянут от постоянного хуления Имени Господня безбожниками; а к ним ещё присоединилось имяборческое духовенство... Ревнитель Славы Имени Божия Кавказский пустынник старец Иларион так ревновал, что, не терпя имяборческого злохуления Имени Иисусова, в письме бывшим старо-Афонским друзьям своим, по поступлению в Афонские обители ставших имяборцами, он выразил даже обиду Самому Господу за то, что Он попустил такое бесславие Своего Имени. Мир на краю погибели. Об этом свидетельствуют всевозможные эпидемии и сама стихия, восставшая против безбожного человечества из своих законных пределов, положенных Богом при творении мира. Пророчество о восстановлении попранной Истины в России Россию Господь пока ещё милует, потому что не все преклонили свои главы пред Ваалом, т. е. перед безбожнической и имяборческой хулой на Имя Господне. Мир пока ещё держится ради тех исповедников, которые сохраняют Православие во всей чистоте. Трудно верится в ожидаемое и проповедуемое Святейшим Патриархом «духовное возрождение России», в процветание Православия. Нарастает духовно-нравственное обнищание народа, процветание безбожия, инославного и сектантского засилия России. Хотя, впрочем, для Бога всё возможно. Он может из камней воздвигнуть детей Аврааму... ( Мф. 3:9 ). Есть, однако, и о возрождении России пророчество старца Глинской Пустыни Порфирия, который предсказал: «Со временем падёт вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное». И пророк Даниил предсказал: «И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа» ( Дан. 11:33 ). И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде, как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан. 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ведь Крест Христа лежит в основе жизни всего мира, – всей Церкви: все народы, племена и отдельные люди суть ветви, ветки и веточки одного ствола – древа Креста Господня, – то малые и тощие, то жизненные и цветущие и никогда не увядающие. В Ветхом Завете Пророк Иезекииль изображает благополучие избранного народа Божия, возвращающегося из страны изгнания в землю обетования, а вместе с тем предызображает и вечную Церковь Христову под видом вертограда Божия, вечно цветущего и плодоносного. «У потока, по берегам его, – говорит Пророк, – с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употреблены в пищу, а листья на врачевание ( Иез. 47:12 ). Соответственно этому и Спаситель представляет Себя единой виноградной Лозой, а Своих учеников и всех верующих ветвями этой Лозы или единым вселенским виноградником. В том же смысле и св. Фруменций, Апостол Абиссинской церкви (IVbek), в речи «О домостроительстве Господнем» (гл. 5) добрых христиан называет деревьями: «мы древа, братия, стоящие на поле Господнем; Господь же наш земледелец». И, замечает Фруменций, если не все приносим одинаковые и богатые плоды, то все же ни одно дерево не остается совсем бесплодно. Подобно тому, говорит блаженный Иероним , «что люди, в различных положениях своей жизни, подобны различного рода деревьям; каждый должен приносить плоды по роду своему и не должен искореняться вихрем горестей». Все такие библейские представления нашли себе выражение в памятниках христианского искусства 41 . Но для выражения величайшей идеи всемирной церкви Христовой нужен такой символ, который бы обнимал всю эту идею, – представлял бы собой всю мировую Церковь . Таким символом может быть только храм в виде Креста, с символическим изображением в нем «древа жизни». Что идея Креста, как «древа жизни», присуща церкви-храму, на это указывают многие памятники именно в самых храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Все верующие составляют одно тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:26 ). Следовательно, никто не имеет права говорить: Синод согрешил, или: «Архиереи согрешили, а мы причём? Мы не виноваты». Если бы какой член Церкви согрешил грехом не к смерти, скажем, личным грехом, как и все мы согрешаем, то хотя Церковь как общее тело и страдает, ибо св. ап. Павел говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор. 6:15 ); но за свои личные грехи каждый из нас сам даст ответ Богу. Но совсем иное дело с грехом касательно веры или догматов. Здесь совсем иной расклад ответственности. Если какой член Церкви уклонился в ересь и эта ересь не пресекается окружающими еретика другими членами Церкви, которые своим молчанием и греховным равнодушием (богопротивной «обоморенностью») дают ей разрастаться по телу церковному, заражать других членов Церкви, тогда заболевает всё тело церковное и грех ереси падает как на еретика, так и на тех, кто мог бы предотвратить распространение ереси, отсечь от тела церковного еретика, как гнилой член, но не сделал это. Подобным образом, если один архиерей уклонился в ересь и, пребывая неисправимым, заражает ересью окормляемую им паству, то он заражает ересью всё тело Церкви. Власть церковная, данным ей от Бога правом, должна отсечь от тела церковного архиерея-еретика. Если она не отлучит от Церкви еретика, то грех ереси падает как на самую главу – власть церковную, так и на всё тело Церкви, на всю окормляемую им паству. В истории Православной Церкви бывали случаи, когда в ересь впадали сами Патриархи со всей иерархией. Однажды во времена прп. Максима Исповедника оказались в монофелитской (единовольческой) ереси восточные Патриархи: Византийский, Александрийский, Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник , ради сохранения в чистоте веры Православной, не общался ни с одним из этих патриархов, отделился от видимо-господствующей Церкви еретической, а за ним пошла часть народа.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Говоря о предстоящем бедствии, св. Антоний в то же время утешал братию и говорил: «Не унывайте, дети: как разгневался Господь, так и умилосердится Он потом, и Церкви опять будет возвращена её лучезарная красота и сила, и сохранившие непоколебимо среди гонений веру Христову будут сиять светом Христовой благодати . Змеи возвратятся тогда в свои норы, и благочестие ещё более умножится. Наблюдайте лишь за собой, чтобы не иметь гибельного для себя общения с арианами, потому что учение их – не апостольское, но диавольское и отца их сатаны ; по этой именно причине они и были обозначены в видении под образом неразумных животных» 1500 . «В последний раз пришёл я к вам, чада мои, – сказал он, – видеть вас я больше уже не надеюсь в этой жизни, и пора уже мне разрешиться от этой жизни и почить, так как я прожил уже 105 лет». При этих словах братия предалась глубокой скорби, она плакала и целовала старца, как бы уже уходящего из мира. А он убеждал их трудиться с неослабным усердием, не унывать среди подвигов воздержания, но жить – как бы ежедневно готовясь к смерти, с успехом охранять душу свою от нечистых помыслов, следовать примерам святых, не сближаться с раскольниками мелетианами, не входить в общение с нечестивыми арианами; напротив, убеждал их держаться отеческих преданий и хранить во всей чистоте благочестивую веру в Господа нашего Иисуса Христа, какой научились из Писания и из его многократных наставлений « 1501 . Избегайте всякого общения с раскольниками, еретиками и арианами; вам известно, что я ни разу дружески не беседовал с ними, по причине их дурных замыслов и христоборной ереси » 1502 . Другой пример наказания Божия всего общества за нечестие одного: «Отделитесь от общества сего... и Я истреблю их в мгновение. Они же пали на лица свои и сказали: «Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на всё общество? И сказал Господь Моисею, говоря: «Скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. И встал Моисей, и пошёл к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: » Отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах ...» ( Чис. 16:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ересиарх Несторий – основатель мерзкой ереси, бывший патриарх Константинопольский, нечестиво учил, что Пресвятую Богородицу следует именовать не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила будто бы не Бога, а простого человека Христа, с Которым Божество только впоследствии нравственно соединилось за Его святую жизнь. Ересь Нестория осуждена на Третьем Вселенском Соборе. Лишённый епископского сана, Несторий за своё упорство в лжеучении был сослан в пустынное место в Египте и скончался там бедственною смертью. Язык его был изъеден червями . Феодор, епископ Мопсуэтский, был последователь Нестория. Евтихий , архимандрит одного Константинопольского монастыря, был виновником монофизитской ереси , признавшей в Иисусе Христе не два естества, т. е. Божеское и человеческое, но одно Божеское. Арий , пресвитер Александрийский, произвёл страшную смуту в христианском мире своим лжеучением о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом . Его ересь была осуждена на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г. Св. Поликарп. «Еретики – сыны диавола» . «Св. Поликарп встретился с еретиком Маркионом. Последний с дерзостью сказал ему: «Узнай нас!». На это св. Поликарп ответил: «Я знаю, что ты первый сын диавола»: от еретиков и сами апостолы и их ученики так тщательно сохраняли себя, что даже и беседовать с ними не хотели, которые своим хитрым суесловием пытались затмить истину» 1518 . О несообщении с еретиками. Слова Господа: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ея ; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). «Ибо так заповедано мне Словом Господним: » Не ешь там хлеба, и не пей воды, и не возвращайся тою дорогою, которою ты шёл » ( 3Цар. 13:9 ). " Ненавижу почитателей суетных идолов , но на Господа уповаю» ( Пс. 30:7; 138:22 ). Св. Исихий. Чуждые родственники. «Чуждые все те, которые не мыслят о том, что Божие; хотя бы они были и родственники, и друзья, и братья . Посему-то часто не стыдятся злоумышлять против нас и родственники, как чужие на чужих. Ибо кто сделал себя чужим для Бога, не гораздо ли более отчуждается и от закона природы».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Имяславческие споры начала века поразительно напоминают споры XIV века о природе Фаворского света и по сущности вопроса, и по раскладу противостоящих сил. Здесь, по выражению архиепископа Никона, «простецы " -монахи выдвинули «новый догмат», «противоречащий законам нашего разума», и во времена святителя Григория Паламы рядовые монахи-исихасты, омфалопсихи или «пуподушевные» 154 , были возмущены светской гуманистической философией «просвещённого» Варлаама. Как в XIV веке, так и в XX веке на защиту православного исповедания монахов встали лучшие богословские умы. В XIV веке – преподобный Григорий Синаит , Святейший Патриарх Каллист I, Святейший Патриарх Филофей Кокин, святитель Григорий Палама , Давид Дисипат , император Иоанн VI Кантакузин , Николай Кавасила и другие 155 ; в XX веке – отец Антоний (Булатович), Владимир Эрн, профессор М. Д. Муретов , отец Павел Флоренский , отец Сергий Булгаков , А. Ф. Лосев , М. А. Новосёлов, И. П. Щербов 156 . Известны положительные отзывы в отношении имяславия митрополита Вениамина (Федченкова) , епископа Феофана (Быстрова) , епископа Феодора (Поздеевского) , В. Н. Лосского . Имяславие, или ономатодоксия, послужило толчком к созданию трудов, ставших золотым фондом религиозно-философской литературы «серебряного века» – это «Философия имени» отца Сергия Булгакова 157 , очерки отца Павла Флоренского о слове и об именах 158 , всё творчество А. Ф. Лосева , насквозь проникнутое имяславческими идеями 159 . К сожалению, до настоящего времени официальной точкой в имяславческом деле является Синодальное послание 18 мая 1913 года, осудившее афонских имяславцев. К сегодняшнему дню накоплено большое количество трудов, посвящённых этому вопросу, и сейчас, когда столько говорится о возрождении духовной культуры нашего общества, как никогда необходимо направить усилия церковной общественности на серьёзное богословское исследование имяславческих идей. В противном случае нас вновь, как и восемьдесят лет назад, может постигнуть судьба иудейских заклинателей, бесчинно призывавших имя Господа Иисуса: Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Итак, не только «ворошить» надо этот вопрос, а долг и святая обязанность тех, от которых это зависит, т. е. кому дорога Россия и Церковь Российская, кому дана власть церковная, приложить своё сердце к воздаянию чести и Славы Имени Господню и спасти Церковь , Россию, и весь мир. За восстановление православного почитания Имени Божия не жалко и жизнь свою положить, как отдавали её во всей церковной истории исповедники и мученики, а в 1913 г. – исповедники афонские. В этом – смысл настоящей жизни, в этом залог и надежда наша на вечное спасение. Причина всемирных бедствий – в похулении Имени Творца Вселенной Читая в 13-й главе Откровения о выходящем из моря звере, на головах которого имена богохульные, которому даны были уста, говорящие гордо и богохульно, который отверз уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, которому дано вести войну со святыми и победить их и которому поклонятся все живущие на Земле, имена которых не записаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (кто имеет уши да слышит...), – у читающих эти слова не вздымаются ли волосы на голове от того, что как будто бы эти слова написаны не 19 веков назад, а всего лишь недавно, после Афонских событий 1913 года? Неужели читающие эти слова Апокалипсиса не сопоставляют их с уже отчасти совершившимися его предсказаниями? Зверь вышел из моря, (т. е. из мира. – Составитель). Неужели нашу мысль не затрагивает вселенская трагедия всемирного хуления Имени Господня? Ведь надо признать, что в настоящее время Имя Божие во всём мире больше хулится, чем прославляется. Мало того, что оно хулится безбожным миром; к величайшей скорби и общечеловеческой трагедии, оно хулится и духовенством, да ещё православным, а в лице его – самой Церковью. А ради ли этого Господь создал мир и Свою Церковь ? «Всякое дыхание да славит Господа»! ( Пс. 150:6 ) – не эта ли цель создания мира?! Ещё через пророка Исаию сетовал Господь: «Что я вижу? – глаголет Господь, – народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, и постоянно, всякий день. Имя Мое хулится во языцех» (ср.: слав. текст Ис. 52:5 ). И через Пророка Иезекииля жалуется Господь: «обесславили святое имя Моё». «И пожалел Я святое имя Моё, которое обесславил дом Израилев у народов» ( Иез. 36:20–21 ). На эти слова святых пророков ссылается и апостол Павел: «Ибо ради вас, как написано. Имя Божие хулится у язычников» ( Рим. 2:24 ). Обидно, конечно, что Имя Божие хулилось у язычников, а сейчас – у безбожников. Но в тысячу раз обидней, что Имя Божие до сих пор хулится в Церкви, потому что до сих пор Церковь официально не опровергла послание «Св. Синода» от 18 мая 1913 года, похулившее Имя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Но давайте вместе проследим историю с сынами Скевы. В «Деяниях святых апостолов» особо подчёркивается Божественная сила Имени Иисусова, где говорится, что даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов Имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19:11–16 ). В данном случае, из истории с сынами Скевы, видим: 1. Они не были учениками и последователями Иисуса Христа и к Нему не имели никакого отношения. Это всё равно, если бы неверующие во Христа атеисты из-за любопытства или ради личной славы стали Именем Иисуса Христа как талисманом изгонять злых духов из одержимых. Поэтому Сердцеведец Господь не соблаговолил исполнить желание сынов Скевы, чтобы не дать повода неверующим в Иисуса спекулировать Его Именем и придавать Имени Иисусову талисманное значение или магическое суеверие заклинателям, действующим не от Бога и ради корыстной цели произносящим Имя Господне. 2. То, что не исполнилось желание заклинателей, говорит о том, что они произносили Имя Божие всуе, вопреки третьей заповеди Божией, то есть недостойно, – а не о том, что Имя Иисусово не имеет Божественной силы в устах заклинателей и у всех, кто произносит его без веры. 3. Нельзя сказать и то, что сыны Скевы не верили в силу Имени Христова: они воочию видели, как оно творило чудеса. Если бы они не были свидетелями чудес Именем Иисуса, они не решились бы произносить заклинание этим Именем. Однако вера их была не истинная, а ложная, они верили в силу Имени Иисусова не как в Божественную силу Самого Бога, но придавая ей магическое значение, то есть, верили в него, как в талисман. 4. Такую веру можно назвать кощунством и даже богохульством. За такое их лжеверие они и были наказаны. Не обязан же Господь выполнять волю неверующих в Божество Его Имени? И не обязательно, безразлично для какой цели произнесённое Имя Его должно только спасать, и не наказывать?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Но такое отношение к кардинальному вопросу нашего спасения, к самой сути христианства – признак «обоморенности», теплохладности и мертвящего равнодушия. Об этой теплохладности в Откровении св. Иоанна Богослова Господь говорит: «И Ангелу Лаодикийской Церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч, и не холоден: то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:15–16 ). У настроенного так большинства духовенства является вопрос страха: «А чем я буду тогда жить, если буду репрессирован церковной властью, и меня лишат прихода? У меня не станет дохода. Если я стану в защиту чести и славы Имени Божия, похуленного Синодом, чем я буду тогда содержать свою семью? Ибо Своим последователям Иисус Христос предсказал: «Будете ненавидимы всеми народами за Имя Моё» ( Мф. 24:9 ). В такой отговорке явно сквозит малодушие и неверие, нежелание стать чадами Божиими, которыми становятся верующие во Имя Иисусово ( Ин. 1:12; 3:18 ; 1Ин. 3:23 ; Откр. 3 и 13 гл.). Они забывают последующие слова Господа: «Претерпевший же до конца спасётся». И ещё: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» ( Мф. 6:33 ). Нет теперь подражающих св. Апостолам, которые ни на что не взирали, не дорожили своею жизнью, проповедуя Евангелие благодати Божией ( Деян. 20:24 ), и с радостью принимали бесчестие за Имя Божие ( Деян. 5:41 ), готовы были даже умереть за Имя Господа Иисуса ( Деян. 21:13 ) . Второй вопрос страха: «А что люди скажут? Сейчас я в почёте у своего духовного начальства и у людей, которые целуют мне руку, а когда буду гоним за Имя Господне, от меня все могут отвернуться... Третий аргумент «обоморенных»: Синод согрешил, а причём тут я? Первые два аргумента – вопросы страха, не требующие комментариев. А на третий должно сказать следующее. Церковь Христова – не как светская организация, в которой каждый несёт ответственность за свои собственные поступки и каждый отвечает сам за себя. В Церкви не так. Все мы верующие – члены друг другу ( Ефес. 4:25 ), находимся в тесной органической связи между собой, и хотя нас много, составляем одно тело ( 1Кор. 12:12–20 ), все члены должны заботиться друг о друге ( 1Кор. 12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010