Но давайте вместе проследим историю с сынами Скевы. В «Деяниях святых апостолов» особо подчёркивается Божественная сила Имени Иисусова, где говорится, что даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов Имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19:11–16 ). В данном случае, из истории с сынами Скевы, видим: 1. Они не были учениками и последователями Иисуса Христа и к Нему не имели никакого отношения. Это всё равно, если бы неверующие во Христа атеисты из-за любопытства или ради личной славы стали Именем Иисуса Христа как талисманом изгонять злых духов из одержимых. Поэтому Сердцеведец Господь не соблаговолил исполнить желание сынов Скевы, чтобы не дать повода неверующим в Иисуса спекулировать Его Именем и придавать Имени Иисусову талисманное значение или магическое суеверие заклинателям, действующим не от Бога и ради корыстной цели произносящим Имя Господне. 2. То, что не исполнилось желание заклинателей, говорит о том, что они произносили Имя Божие всуе, вопреки третьей заповеди Божией, то есть недостойно, – а не о том, что Имя Иисусово не имеет Божественной силы в устах заклинателей и у всех, кто произносит его без веры. 3. Нельзя сказать и то, что сыны Скевы не верили в силу Имени Христова: они воочию видели, как оно творило чудеса. Если бы они не были свидетелями чудес Именем Иисуса, они не решились бы произносить заклинание этим Именем. Однако вера их была не истинная, а ложная, они верили в силу Имени Иисусова не как в Божественную силу Самого Бога, но придавая ей магическое значение, то есть, верили в него, как в талисман. 4. Такую веру можно назвать кощунством и даже богохульством. За такое их лжеверие они и были наказаны. Не обязан же Господь выполнять волю неверующих в Божество Его Имени? И не обязательно, безразлично для какой цели произнесённое Имя Его должно только спасать, и не наказывать?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом , потом в других: убойся именно потому, что оно в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение: не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твоё поведение от лицемерства . Не осуждай ближних, предоставив суд над ними Богу, – и очистится сердце твоё от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от заражённых им масс , действующих и намеренно и бессознательно в направлении его прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных , прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело предающуюся страстям». Св. Иоанн Златоуст . «Видишь ли, – говорит св. Иоанн Златоуст , – предписывая выше заповедь вырывать соблазняющее око, разумел не самое око, но такого человека, который дружбой своей наносит нам вред и ввергает нас в ров погибельный ? " 1537 . Св. Ап. Павел учит : – не сообщаться с блудниками. Впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже и не есть вместе. Итак, извергните развращённого из среды вас ( 1Кор. 5:9–13 )». Св. Димитрий Ростовский . «Сообщающийся с еретиком – точен ему будеши. Когда брат падает во грех, подай ему руку, а когда падает в ересь, подавай ему палку « 1538 . » Добродетельное житие веры не исправляет , а порочное житие вере не препятствует». Св. ап. Пётр . «Многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: Спасайтесь от рода сего развращённого » ( Деян. 2:40 ). Господи! Кто обитает (может пребывать) в жилище Твоем?.. Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит ( Пс. 14:4 ). «И сказал Господь Моисею: И пойдёшь ты и старейшины Израилевы к Фараону, царю Египетскому, и скажите ему: Господь Бог Евреев призвал нас; и так отпусти нас в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву Богу нашему» ( Исх. 3:18 и 8:25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А защитникам православного почитания Имени Божия пристало название «имяславцев». Афонский инок Хрисанф по заказу афонских главарей имяборчества написал рецензию на книгу «На горах Кавказа». В своей рецензии он кощунственно похулил Имя Божие вообще и Имя Иисуса Христа, в частности. Хульную рецензию Хрисанфову архиепископ Антоний одобрил и поместил в журнале «Русский Инок», редактором которого он являлся. Св. ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокрытой от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» 1131 . Сам Господь говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» 1132 . А Хрисанф в своей рецензии, одобренной архиеп. Антонием (Храповицким) , Имя Божие и Имя Господа Иисуса лишает достоинства «Слова Божия», которое есть «дух и жизнь», называет их мёртвыми, а значит, не имеющими «духа и жизни», не чудодейственными, не имеющими Божественной силы, – вопреки учению Самого Господа: «Именем Моим бесы ижденут» и проч. 1133 и вопреки учению св. апостолов 1134 . Это те слова и Имена Божии, которые являются заглавием всего Божественного, Богооткровенного Священного Писания! В Хрисанфовой рецензии – сплошные ереси. Он отрицает Божество и чудодейственную силу Имени Господа нашего Иисуса Христа; он злословит Имя Господа «Иисус», называя Его относящимся лишь к человеческому естеству Христа, признаёт его простым человеческим именем, подобным именам разных ветхозаветных Иисусов, чем подпадает под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора, гласящую: Достаточно только одной ереси, чтобы с омерзением отвергнуть Хрисанфову рецензию на книгу «На горах Кавказа». Он отвергает учение Самого Господа, Апостолов и святых Отцов Церкви. И эту страшную, богохульную, еретическую рецензию одобрил архиеп. Антоний и напечатал в «Русском Иноке», и сам от себя отвергает «исключительную» силу Имени Господа Иисуса Христа «ИИСУС», вопреки Священному Писанию 1139 , вопреки учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

То есть сердцем будут хулить Имя Божие всякими унизительными выражениями, вплоть до названия Имени Божия – фикцией, вымыслом человеческим. Такое прославление одними устами Имени Господня после похуления его верою – не угодно Господу Богу. Они должны отречься от синодской грамоты, хулящей и поныне Имя Господне, и от своей собственной хулы, если и сами хулили Имя Божие и поносили исповедников Славы и Божества Имени Господня. И только тогда будет угодно Богу и устное прославление ими Имени Господня, А без отречения от имяборчества и без покаяния за него устное прославление Имени Божия есть словобиение в воздухе, медь звенящая и «всуе призывание Имени Божия». Как может Господь принять от них устное прославление Имени Господня, если сердцем они отвергли его Божество, избили и изгнали за Имя Божие исповедников Афонских и доныне презирают их, гнушаются ими и репрессируют их? Св. Иоанн Златоуст говорит: «Где похулено Имя Сына Божия, там оно уже не приносит пользы призывающим Его» 1458 . Молодые архиереи совсем не знакомы с Афонским имяславческим делом. Некоторые из них, слушая подпевал со стороны и не разобравшись, вслепую хулят исповедников чистого Православия – имяславцев. Это очень прискорбно. Они принимают тяжкий грех на свою душу и заражают им свою паству. Есть архиереи даже и в годах и, может быть, краем уха слышали об Афонском деле, но не прилагают сердца к тому, чтобы познать всю истину в этом вопросе. Недостаточно знакомиться с этим вопросом лишь из постановлений Синода или циркуляров Патриарха Тихона. Чтобы судить или разбираться в этом вопросе объективно, надо изучать литературу обеих сторон и обязательно докопаться до истоков истинной причины возникновения афонской распри среди монахов и появления на Афоне имяборческой ереси, докопаться до причин противоборства двух сторон. Если что и помешает нынешним архиереям беспристрастно и деликатно разобраться в этом вопросе и выявить истинную причину появления имяборчества, так это славолюбие и гордость. Господь говорит: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? ( Ин. 5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

«Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (храни твёрдо православное исповедание и почитание Имени Божия, не смущаясь клеветой имяборцев и прощениями от власть предержащих, – схим. Георгий). «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём Имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и Имя Моё новое» (если внимательно вникнуть в историческое название исповедников Имени Божия – ИМЯСЛАВЦЫ, то нетрудно заметить, что оно снизошло от Имени Самого Бога. Это, возможно, и есть имя града Бога, нового Иерусалима. Как известно, Иерусалим – колыбель Православия. Защитникам Славы Имени Божия дано НОВОЕ ИМЯ православных имяславцев) (схим. Георгий). «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» ( Откр. 3:6 ). Царь был обманут синодалами, он искренно раскаялся, как бы за невольное участие в избиении Афонских монахов-исповедников Надо признать, что «отступление» от Бога, или «тайна беззакония», готовилось задолго до официального похуления Имени Божия «Ангелами» Церквей Российской и Константинопольской. Но Благодать Святаго Духа хранила и Церковь и Помазанника, Монарха Российского. А когда было похулено Имя Божие, Небесный «Держай», за это отнята была Благодать Святаго Духа, ранее не позволявшая прийти отступлению и хранившая Царя Православного. По недоумению и умышленному обману синодалов и Обер-Прокурора Саблера, Царь послал на Афон архиепископа Никона с войском для расправы якобы над «бунтарями-революционерами», а на самом же деле, над исповедниками Имени Божия. И хотя на встрече со старцами-имяславцами афонскими Царь слёзно покаялся, сказав: «Простите отцы святые, я был обманут, мне представляли о вас ложные донесения, теперь я убедился в вашей правоте и невинности, я на вашей стороне и верю во Имя Божие, как и вы, как о. Иоанн Кронштадтский , как о. Иларион Кавказский». И пообещал защищать имяславцев от преследования их двумя ожидовелыми архиереями – синодалами. И действительно, как мог, защищал имяславцев. Исполнение Пророчества Отца Иоанна Кронштадтского о царствовании Царя и о России

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Итак, не только «ворошить» надо этот вопрос, а долг и святая обязанность тех, от которых это зависит, т. е. кому дорога Россия и Церковь Российская, кому дана власть церковная, приложить своё сердце к воздаянию чести и Славы Имени Господню и спасти Церковь , Россию, и весь мир. За восстановление православного почитания Имени Божия не жалко и жизнь свою положить, как отдавали её во всей церковной истории исповедники и мученики, а в 1913 г. – исповедники афонские. В этом – смысл настоящей жизни, в этом залог и надежда наша на вечное спасение. Причина всемирных бедствий – в похулении Имени Творца Вселенной Читая в 13-й главе Откровения о выходящем из моря звере, на головах которого имена богохульные, которому даны были уста, говорящие гордо и богохульно, который отверз уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, которому дано вести войну со святыми и победить их и которому поклонятся все живущие на Земле, имена которых не записаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (кто имеет уши да слышит...), – у читающих эти слова не вздымаются ли волосы на голове от того, что как будто бы эти слова написаны не 19 веков назад, а всего лишь недавно, после Афонских событий 1913 года? Неужели читающие эти слова Апокалипсиса не сопоставляют их с уже отчасти совершившимися его предсказаниями? Зверь вышел из моря, (т. е. из мира. – Составитель). Неужели нашу мысль не затрагивает вселенская трагедия всемирного хуления Имени Господня? Ведь надо признать, что в настоящее время Имя Божие во всём мире больше хулится, чем прославляется. Мало того, что оно хулится безбожным миром; к величайшей скорби и общечеловеческой трагедии, оно хулится и духовенством, да ещё православным, а в лице его – самой Церковью. А ради ли этого Господь создал мир и Свою Церковь ? «Всякое дыхание да славит Господа»! ( Пс. 150:6 ) – не эта ли цель создания мира?! Ещё через пророка Исаию сетовал Господь: «Что я вижу? – глаголет Господь, – народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, и постоянно, всякий день. Имя Мое хулится во языцех» (ср.: слав. текст Ис. 52:5 ). И через Пророка Иезекииля жалуется Господь: «обесславили святое имя Моё». «И пожалел Я святое имя Моё, которое обесславил дом Израилев у народов» ( Иез. 36:20–21 ). На эти слова святых пророков ссылается и апостол Павел: «Ибо ради вас, как написано. Имя Божие хулится у язычников» ( Рим. 2:24 ). Обидно, конечно, что Имя Божие хулилось у язычников, а сейчас – у безбожников. Но в тысячу раз обидней, что Имя Божие до сих пор хулится в Церкви, потому что до сих пор Церковь официально не опровергла послание «Св. Синода» от 18 мая 1913 года, похулившее Имя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А многие люди вопрошают о причинах бедствий на мир, и в частности, на Россию посылаемых, и ропщут на Бога, говоря: за что Бог так разгневался на Россию и Церковь Российскую? Отвечаем: за хуление Имени Божия безбожниками и духовенством. Уши вянут от постоянного хуления Имени Господня безбожниками; а к ним ещё присоединилось имяборческое духовенство... Ревнитель Славы Имени Божия Кавказский пустынник старец Иларион так ревновал, что, не терпя имяборческого злохуления Имени Иисусова, в письме бывшим старо-Афонским друзьям своим, по поступлению в Афонские обители ставших имяборцами, он выразил даже обиду Самому Господу за то, что Он попустил такое бесславие Своего Имени. Мир на краю погибели. Об этом свидетельствуют всевозможные эпидемии и сама стихия, восставшая против безбожного человечества из своих законных пределов, положенных Богом при творении мира. Пророчество о восстановлении попранной Истины в России Россию Господь пока ещё милует, потому что не все преклонили свои главы пред Ваалом, т. е. перед безбожнической и имяборческой хулой на Имя Господне. Мир пока ещё держится ради тех исповедников, которые сохраняют Православие во всей чистоте. Трудно верится в ожидаемое и проповедуемое Святейшим Патриархом «духовное возрождение России», в процветание Православия. Нарастает духовно-нравственное обнищание народа, процветание безбожия, инославного и сектантского засилия России. Хотя, впрочем, для Бога всё возможно. Он может из камней воздвигнуть детей Аврааму... ( Мф. 3:9 ). Есть, однако, и о возрождении России пророчество старца Глинской Пустыни Порфирия, который предсказал: «Со временем падёт вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное». И пророк Даниил предсказал: «И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа» ( Дан. 11:33 ). И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде, как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан. 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Ведь Крест Христа лежит в основе жизни всего мира, – всей Церкви: все народы, племена и отдельные люди суть ветви, ветки и веточки одного ствола – древа Креста Господня, – то малые и тощие, то жизненные и цветущие и никогда не увядающие. В Ветхом Завете Пророк Иезекииль изображает благополучие избранного народа Божия, возвращающегося из страны изгнания в землю обетования, а вместе с тем предызображает и вечную Церковь Христову под видом вертограда Божия, вечно цветущего и плодоносного. «У потока, по берегам его, – говорит Пророк, – с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употреблены в пищу, а листья на врачевание ( Иез. 47:12 ). Соответственно этому и Спаситель представляет Себя единой виноградной Лозой, а Своих учеников и всех верующих ветвями этой Лозы или единым вселенским виноградником. В том же смысле и св. Фруменций, Апостол Абиссинской церкви (IVbek), в речи «О домостроительстве Господнем» (гл. 5) добрых христиан называет деревьями: «мы древа, братия, стоящие на поле Господнем; Господь же наш земледелец». И, замечает Фруменций, если не все приносим одинаковые и богатые плоды, то все же ни одно дерево не остается совсем бесплодно. Подобно тому, говорит блаженный Иероним , «что люди, в различных положениях своей жизни, подобны различного рода деревьям; каждый должен приносить плоды по роду своему и не должен искореняться вихрем горестей». Все такие библейские представления нашли себе выражение в памятниках христианского искусства 41 . Но для выражения величайшей идеи всемирной церкви Христовой нужен такой символ, который бы обнимал всю эту идею, – представлял бы собой всю мировую Церковь . Таким символом может быть только храм в виде Креста, с символическим изображением в нем «древа жизни». Что идея Креста, как «древа жизни», присуща церкви-храму, на это указывают многие памятники именно в самых храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Около вазы, под ветвями, с двух сторон – два павлина, по одному с каждой стороны, а в кольцах ветвей разные птицы – орел, голубь, утка – и даже рыба и пр. Если принять во внимание сходство этого рисунка в общих чертах с известным уже символическим «древом жизни» и то, что рисунок подобной вазы с ветвями, цветами и плодами, а также изображение павлинов встречается как в мозаиках на полах, так и – что особенно примечательно – на мраморных плитах иконостасной преграды в базиликах Херсонеса 43 , то должно полагать, что такой рисунок и сам по себе и в особенности в сочетании с крестообразным планом храма несомненно имеет символическое значение. Но – какое? Что касается дерева – двойной, нежно вьющейся ветви с птицами и пр., то этот образ соответствует пророческому изображению Мессии и Его царства у Иезекииля: «Так говорит Господь Бог , – возвещает Пророк, – и возьму Я с вершины высокого кедра и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его…» ( Иез. 17:22–23 ). Такая полнота и неистощимая сила этого «древа жизни» будет потому, что «вода для него потечет из святилища», как говорит Иезекииль в другом своем пророчестве о том же ( Иез. 47:12 ). Весьма примечательно, что соответственно этому пророчеству Иезекииля, при самом этом крестчатом храме, из-под юго-восточной его стены, т.е. прямо из-под святилища, вытекает источник, обильный пресной водой, несмотря на то что холм, на котором стоит храм, находится в самой вершине морской (Карантинной) бухты. Для этого источника сделан хороший колодезь, иссеченный в каменистой почве холма. Очевидно, как эта интересная деталь, точно соответствуя словам Пророка, отлично дополняет глубокий смысл символики всего храма, с его мозаичным изображением «древа жизни». Из числа многих и разного рода птиц, витающих под тенью широколиственных ветвей, представляемых рисунком мозаики, особенно примечательны два павлина на двух сторонах при основании ветви. По указанию Блаженного Августина , папы Гонория I(625–628 гг.) и др., павлин в христианском искусстве имел несомненно символическое значение. Как символ, павлин встречается здесь очень рано и является образом самобытного света, отсюда – просвещения, возрождения и вечной блаженной жизни. В таком именно значении он встречается в постепенной живописи катакомб, в мозаиках базилик, в баптистериях, на саркофагах и пр. и в разных местах – в Риме, Неаполе, Равенне, как и в Херсонесе. Отсюда понятно, почему образ павлина является в изображении рая в виде сада, как на стенописи в «усыпальнице пяти святых» в Сан-Сотере 44 . Примечательно, что здесь, при основании дерева, именно не один, а два павлина, и только два, – так, как при «древе жизни» два крылатых гения у ассириян и вавилонян, два льва – у персов и арабов, два дракона на памятниках Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Имяславческие споры начала века поразительно напоминают споры XIV века о природе Фаворского света и по сущности вопроса, и по раскладу противостоящих сил. Здесь, по выражению архиепископа Никона, «простецы " -монахи выдвинули «новый догмат», «противоречащий законам нашего разума», и во времена святителя Григория Паламы рядовые монахи-исихасты, омфалопсихи или «пуподушевные» 154 , были возмущены светской гуманистической философией «просвещённого» Варлаама. Как в XIV веке, так и в XX веке на защиту православного исповедания монахов встали лучшие богословские умы. В XIV веке – преподобный Григорий Синаит , Святейший Патриарх Каллист I, Святейший Патриарх Филофей Кокин, святитель Григорий Палама , Давид Дисипат , император Иоанн VI Кантакузин , Николай Кавасила и другие 155 ; в XX веке – отец Антоний (Булатович), Владимир Эрн, профессор М. Д. Муретов , отец Павел Флоренский , отец Сергий Булгаков , А. Ф. Лосев , М. А. Новосёлов, И. П. Щербов 156 . Известны положительные отзывы в отношении имяславия митрополита Вениамина (Федченкова) , епископа Феофана (Быстрова) , епископа Феодора (Поздеевского) , В. Н. Лосского . Имяславие, или ономатодоксия, послужило толчком к созданию трудов, ставших золотым фондом религиозно-философской литературы «серебряного века» – это «Философия имени» отца Сергия Булгакова 157 , очерки отца Павла Флоренского о слове и об именах 158 , всё творчество А. Ф. Лосева , насквозь проникнутое имяславческими идеями 159 . К сожалению, до настоящего времени официальной точкой в имяславческом деле является Синодальное послание 18 мая 1913 года, осудившее афонских имяславцев. К сегодняшнему дню накоплено большое количество трудов, посвящённых этому вопросу, и сейчас, когда столько говорится о возрождении духовной культуры нашего общества, как никогда необходимо направить усилия церковной общественности на серьёзное богословское исследование имяславческих идей. В противном случае нас вновь, как и восемьдесят лет назад, может постигнуть судьба иудейских заклинателей, бесчинно призывавших имя Господа Иисуса: Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома ( Деян. 19:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010