В ерующий не должен рассказывать другим ни о своей исповеди, ни о своей жизни или своем духовном подвиге. Всё лично-духовное да будет втайне от людей, но не от духовника (старец Иаков). И ной старец-духовник и жизни хорошей, и говорит убедительно, и в Писании сведущ, но нет в нем той силы благодатной, которая живет нередко в простых, Богом отмеченных старцах. Н ынешние люди удалились от своих духовников, и их задушили помыслы и различные страсти. Они ходят на исповедь к психиатрам. Принимают таблетки, чтобы забыть о проблемах, которые их тревожат. Едва прошло немного времени – и проблема снова возникает, и опять то же самое. Делаются те же действия. Тогда как, если бы всякий привел себя в порядок внутренне, он спал бы, как овечка, и не глотал таблеток (старец Паисий Афонский ). Главные качества старца И ми должны быть: Опыт духовный. Он приобретается деятельною жизнью в послушании и под руководством старца. Рассуждение. Оно дается только чистым сердцем, просвещенным Духом Божиим. Терпение, любовь и смирение.    Д уховный отец как столп только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а сам ученик его не будет двигаться, то никогда не уйдет, а так и сгниет у этого столпа. К то уклоняется от Святых Таинств исповеди и причащения, тот враг самому себе, ибо сам отвергает свое спасение. В вопросах, касающихся наших связей с другими людьми, необходимо рассуждение и осмотрительность. А самое надежное – это каждому советоваться со своим духовником (старец Паисий Афонский ). Н екоторые говорят, что теперь нет таких старцев, которые могли бы руководить ко спасению души, и живут никем не управляемые. Это говорят те, которые не хотят смирить своего сердца и своего мудрования – им весьма трудно спастись. Праведник же не оскудеет на земле до скончания века. Слово современных греческих старцев – Последующие главы включены в сборник не о. Валентином, но от редакции, как нелишнее дополнение. – Ред.] С тарец Иоиль утверждал, что посвящающий себя Богу имеет в себе священный огонь, который возжигает Сам Бог: «Сильное желание посвятить себя Богу требует от человека стольких жертв, что, если не возгорится в нем огонь, способный попалить любую плотскую похоть и любое земное стремление, то желание это не устоит и истощится. Этот огонь может зажечь только Один – Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Сам Матфей Властарь говорил, что своим трудом он " сократил и облегчил путь, ведущий к уразумению правил, и отнял предлог к отговорке у тех, которым не хочется заняться их изучением " [ 1 ]. Вскоре после своего издания " Алфавитная Синтагма " стала наиболее употребительным руководством по церковному праву. В XIV веке она была переведена в Сербии на славянский язык, а с XV столетия стала известна и на Руси. Но в славянском переводе " Алфавитная Синтагма " не так удобна для пользования, как в подлиннике: славянские слова, эквивалентные греческим, начинаются с других букв, и потому распределение канонов и законов по отделам в зависимости от предмета не соответствует нашему алфавиту. Современник Матфея Властаря Константин Арменопул, номофилакс в Фессалониках, составил руководство к изучению гражданских законов — " Экзавивлос " ( " Шестокнижие " ); около 1345 г. он добавил к нему приложение с кратким изложением источников канонического права. Этот сборник вскоре после составления был снабжен краткими схолиями. Некоторые из них усваиваются Патриарху Филофею, но большая часть их принадлежит самому Арменопулу. Книга Арменопула была переведена в Сербии на славянский язык, однако имела там несравненно меньшее распространение, чем " Алфавитная Синтагма " . Сборник Арменопула представляет собой последний серьезный опыт кодификации церковного и светского права Византии. Церковно-правовые источники балканских церквей В XIV веке было составлено два новых сборника церковного права, получивших широкое распространение. В 1335 г. афонский иеромонах Матфей Властарь (до пострига он был юристом) составил превосходный словарь по церковному праву: в него вошли как каноны, так и гражданские законы. Он получил название " Алфавитная Синтагма " . Словарь состоит из 24 отделов — по числу букв греческого алфавита. Под каждой буквой собраны каноны и законы, касающиеся предмета регулирования, название которого начинается с этой буквы. Отдел разделяется на главы; в каждой главе за канонами следуют гражданские законы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

О Самуиле Бакачиче, как и о большинстве древнеславянских писателей, нет никаких биографических сведений. В различных приписках к рукописям он сам себя называет «русин», «русин родом», «от Руссии», «от Русские земли». Считается, что он украинец, о чем свидетельствуют некоторые особенности языка его рукописей. Литературная его деятельность протекала в основном на Афоне среди монахов-сербов. У них он научился сербскому язьжу, на который и перевел некоторые книги. В названии одних своих рукописей Бакачич говорит, что переводит на «словенский езыкъ», а в названиях других дает уточнение – «отъ езыка гръчьскаго на сръбский». Некоторые свои рукописи Самуил Бакачич писал на русском языке, предназначая их для русских читателей. Русский исследователь А. И. Соболевский указывал, например, на одну такую русскую рукопись «Амартолон сотирия» («Спасение грешным») 42 . Литературные труды Бакачича вошли в процесс развития культур трех братских народов – болгарского, русского и сербского. Более полная характеристика литературной деятельности Бакачича в настоящее время затруднена, так как все еще не изданы рукописи, рассеянные по разным книгохранилищам Белграда, Вены, Софии и других городов 43 . Самуил Бакачич перевел с греческого языка на сербский сборник поучений «Магнит духовный» (1690), сборник Агапия Критянина «Грешных спасение» (1685–1686), собрание поучений Дамаскина Студита «Сокровище»; с русского на сербский – полемическое сочинение украинского писателя Иоанникия Голятовского «Мессия Правдивый» (1669) и ряд других. Как известно, полемика между защитниками Православия и представителями католичества особенно усилилась после заключения Брестской унии (1596). В той ситуации, в которой оказались православные богословы, было важно доказать непрерывный характер испокон веков сложившихся связей православной Украины с Византией и, в частности, с Афоном. Святогорские иноки и здесь стояли в первых рядах защитников Православия. Еще раньше члены «Общества Иисуса» открывали свои училища в Вильно, и проповедывали, и издавали книги в пользу унии, и своими действиями старались склонить православных к Риму. Для помощи в богословских спорах афонские иноки присылали православным свои переводы с греческих сочинений, в которых средневековые схоластические концепции католичества критически анализировались и опровергались.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Куналисом Критопулом, и номоканон Мануила Малакса, составленный в 1562 году 67 . Первая в списках XVII века является уже с значительными извлечениями из нашего Номоканона 68 , а в составе последнего, по известным нам спискам XVI–XVII вв., мы находим почти весь этот Номоканон, изложенный частью под рубриками самого Малакса, между другими источниками его компиляции, частью в особом приложении, куда входят все наставления духовнику, которыми начинается и оканчивается первая часть нашего Номоканона, и более или менее значительное число правил из второй части (т.-е. из самого Номоканона). Замечательно, что как там, под рубриками самого Малакса, почти все статьи нашего Номоканона сопровождаются цитатою: το Νηστευτο (Постника), так и здесь, над приложением, в одном из лучших списков Малахова сборника стоит такое надписание: Νομοκνονον το γου ωννου το Νηστευτο, συνηγμνον κ πολλν διδασκλων, τ ποον περιχει τος καννας τν μαρτιν πς ν κανονζ πνευματικς τος μαρτηκτας 69 . Может быть, в этом отожествлении нашего Номоканона с Постниковым выражалось уже сознание той внутренней связи между ними, на какую указали мы выше. Но вероятнее думать, что Малакс и его современники называли наш Номоканон Постниковым просто потому, что так назвали бы и всякий другой сборник епитимийных правил, находящийся во всеобщем употреблении: имя Постника для таких сборников было тогда как бы нарицательным по той простой причине, что ни один из них не мог обойтись без заимствований из этого источника 70 . Практическое значение нашего Номоканона в греческой церкви стало умаляться только с конца прошлого столетия, со времени издания в 1796 году ученым афонским иеромонахом Никодимом известного и уже не раз упомянутого нами Екзомологитария, т.-е. практического руководства для духовников, оффициально принятого теперь во всей греческой церкви. Несомненно, что эта книга во многих отношениях стоит неизмеримо выше нашего Номоканона. Но и она, как уже замечено, не сразу вытеснила из церковного обихода прежнее чинопоследование исповеди и соединый с ним сборник епитимийных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Позднее в К-поле были опубликованы следующие болг. певч. книги: «Цръковно песнопение» Д. Манчева (1854), «Блъгарска гъсла» С. Зафирова и Ц. Желева (1857), в печатне Т. Дивитяна в 1872 г. вышли «Воскресник» и «Песнопение или Черковно въсточно пение, содержающе на утренни, и последованието на Литургията» Т. Икономова и «Ирмология 2 части, от които първата содержава катавасийно пение» А. Иванова из Севлиева (1875). Народная типография напечатала его же «Славик» (1864), в типографии газеты «Македония» - его же «Стихирар» (1864) и «Минейник» (1869). После освобождения Болгарии церковная музыка оказалась в центре общественно-культурной жизни страны, в нач. XX в. переместилась на ее периферию. В этот период болг. муз. культура стала более профессиональной, все большее место в ней стали занимать музыканты со специальным образованием. Музыка стала оцениваться как искусство в совр. смысле слова, создавались авторские произведения европ. уровня. Традиц. церковные песнопения продолжали использоваться за богослужением, но интерес к ним в обществе снизился. В Самокове, в литографии Луки-хаджи Павлова были напечатаны сборники Иванова из Севлиева: неск. изданий «Воскресника» (1896; в 1899 - 2-е изд. «Воскресника» под ред. В. Средногорова, напечатанного в 1897 в софийской литографии «Ноев, Станкович и Сие»), «Упътвание, Воскресник и подобни» (1900; под ред. певца Юнкерской ц. Д. Мавродиева), «Стихирар» М. Поптеодорова (1896), «Сборник от източно-църковни напеви», составленный Х. Поповым (1901. Ч. 1: Воскресник; Ч. 2: Божественна литургия). В Софии, в литографии С. Щербанова (болг. Щърбанов) были напечатаны «Музикаленъ минейникъ» Иванова-Севлиевца (1898), 2-е изд. «Сборника» Х. Попова (1904), сб. «Образци за делнично стихирарическо пение», составленный Д. Стойковым и В. Стойновым (1905). В 1-е десятилетие после освобождения Болгарии началось внедрение новейшей музыкально-издательской техники. Типографии не располагали гарнитурами невменного набора, и издания с нотацией Хрисанфа печатались литографским способом. В нач. XX в. такие гарнитуры были приобретены рядом типографий в Варне. В печатне И. И. Икономова были выпущены «Восточно церковно пение. Цветособрание» (1905; изд. болг. афонского мон-ря Зограф, в 4 ч.: Възкресник; Вечерня; Утреня; Литургия), в печатне Д. К. Табакова и И. Пройкова - сборник Ж. Павлова «Пълен мусикиен Триод и Пентикостар» (1907).

http://pravenc.ru/text/293876.html

П А заботится об издании «Аскетических Опытов», в которых с особенною подробностию и разнообразием преподается понятие о правильной молитве, также и других существенно нужных и важных подвигах духовных, без одни телесные безполезны и даже могут быть очень вредными, душепагубными. «Опыты» должны доставить основательное понятие о таких предметах, о которых ныне в обществе христианском имеется познание самое поверхностное, по большей части самое превратное, душевредное и душепагубное. «Опыты» должны удовлетворить настоятельной нужде подвизающихся и спасающихся в наше время, в которое иссякли благодатные наставники, умножились и лжеучители. Напечатание «Опытов» устроилось особенным Божиим Промыслом. Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас! Призывающий на тебя благословение и благодать Божию. 2 мая 1864 года В собрании рукописей Российской государственной библиотеки хранится сборник из двух рукописных книг под названием «Письма (в списках) старца иеросхимонаха Льва (Леонида) (Наголкина)» [ 407 ]. Первая рукописная книга содержит краткий очерк жизни старца иеросхимонаха Льва и 62 письма (в списках) старца Льва к разным лицам. В конце приложено письмо монаха Иоанникия к наместнику Александро-Невской лавры о. архимандриту Аарону о причине выхода из нее, а также составлено оглавление с тематическим указателем. Вторая рукописная книга содержит 46 писем (в списках). В конце прилагается переписка учеников старца Льва, выписка из книги «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и св. земле постриженника святыя горы Афонския инока Парфения» (М., 1855), а также оглавление. Этот сборник в середине XIX в. готовился к печати, о чем свидетельствуют многочисленные примечания с обращением к читателю, а также проведенная составителями редакторская правка писем. Согласно библиотечной описи, рукописные книги датируются второй половиной XIX в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Во всяком случае, не нам с г. Троицким считать себя авторитетными судьями в богословской стороне этого спора, и мы советовали бы задорному эксперту-полемисту поглубже вникнуть в мнение по сему вопросу непререкаемого научного авторитета, заслуженного профессора М. Д. Муретова , в его отзыве о том самом апологетическом сочинении имяславцев, в котором г. Троицкий нашёл столько ересей. А кто на «службе лжеучения» – : покажет время и дальнейшая история афонского спора авторитетными экспертами. В. Скворцов («Колокол») 975 К вопросу о сущности учения афонских имябожников 976 Недавно нам в руки попала книжка, полученная безвозмездно на Афонском Андреевском подворье: «Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте». Книжка эта, носящая, судя по заглавию, характер исторического сборника, на самом деле заключает статьи полемические. На ней значится, что она издана товариществом типографии газеты «Свет», однако издана она, как нам известно, в таком громадном количестве экземпляров, в котором типография едва ли имела необходимость, ибо такие книжки на распродажу рассчитывать не могут и, наконец, раздаётся она и рассылается по всей России не типографией, а Афонским Андреевским подворьем в Петрограде и в Одессе. Также и документы, там собранные, носят явно тенденциозный, партийный, а не научный характер, ибо подобраны только такие документы, которые выгодны для одной стороны, так называемых афонских «имяборцев», и не выгодны для другой, – афонских «имябожников». Но, конечно, вольному воля выбирать и печатать те документы, которые ему более нравятся. Но сущность книжки не в этих документах, а в том «Прибавлении», которое к ней приложено и которое гласит – «Сущность имябожнического учения». Вот эта-то «сущность» – не только тенденциозна, но явно клеветлива и не может не вызвать с нашей стороны возражения, ибо нам приписываются такие мнения, которые должны представить нас в глазах каждого читателя воистину какими-то изуверами. Итак, посмотрим, такова ли наша «сущность», каковой её описывают составители анонимного «исторического» сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А ученики и последователи Паисия, сделавшие сборник основой своей аскетической и наставнической практики, воспринимали это переложениие как авторский сборник Паисия. В Свято-Ильинском ските, основанном на Афоне Паисием Величковским, находился список «Кринов сельных», возможно, привезенный туда самим Паисием. В афонском русском Пантелеймоновом монастыре сейчас хранятся 2 списка «Кринов сельных» XVIII в. и список «Цветника священноинока Дорофея» конца XVII-haчaлa XVIII в. Основывая общежительные монастыри и воспитывая новые поколения иноков, Паисий Величковский руководствовался в первую очередь старческой практикой русских общежительных монастырей. Нил Сорский не создал своей старческой традиции. Более того, анализ его Устава позволяет сказать, что его отказ о традиционного старчества был сознательным, ибо он искал «непрелестного учителя», каковыми были «богодухновенна Писания» (надо полагать, что он считал возможным старцу, учителю из плоти и крови, впасть в прелесть). Его личный старческий опыт был не слишком удачен. Во всяком случае, его отношения с иноком Иннокентием нельзя назвать соответствующими традиционной модели взаимоотношений старца и ученика. Да, Нил оставил своим последователям «Предание» и Устав, но так поступали едва ли не все основатели монастырей, незадолго до своей кончины оставляя братии своей обители заповедь монастырской жизни. Далеко не все эти уставы дошли до нас. «Предание» и Устав Нила Сорского не только хорошо сохранились, но и неоднократно издавались и в силу этого стали широко известны исследователям русской старческой традиции XVIIIXIX вв. Популярным Нила Сорского у современных исследователей старчества сделало не только знание его «Предания» и Устава, но и незнание реальной древнерусской старческой традиции, традиции общежительных монастырей. Т. Лённгрен. (Норвегия, Университет г. Тромсё). Публикация «Соборника» Нила Сорского: итоги и перспективы 1 . В 2005 г. была завершена публикация «Соборника» Нила Сорского (далее – СНС) и сводного словуказателя к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

1566 г. 1989 . Вращаясь в книжной среде м. Макария, Сильвестр усвоил любовь к просвещению, которым мог справедливо похвалиться. И в Новгороде, и в Москве он держал во дворе сирот и работных людей до их возраста, научив многих грамоте, письму, пению, иконному художеству и книжному рукоделию (вероятно искусству книжного письма и переплетному делу), как говорит в поучении сыну, – это были своего рода школы. Он любил красивые рукописи (Сильвестровский сборник), поручал списывать их и жертвовал в монастыри и церкви, и сам имел не только славянские, но и греческие рукописи. Как хороший книжник, он мог пощеголять обилием текстов свящ. писания и историческими примерами (посл. к Ивану Грозному 1990 ); но не пренебрегал и философскими изречениями. В письме к кн. А.Б.Шуйскому-Горбатому он выхваляет более всего в человеке мудрость и, ссылаясь на философа Демокрита, пишет: «Прежде всего, князю подобает иметь ум в делах временных, на врагов крепость, мужество, храбрость, к своей дружине любовь и привет, добродетель же лучше и сана царского. Ни что не приносит столько пользы человеку, как рассуждение, без которого нет и благого разума. Не поноси, господине, человека, но прежде рассуди, а потом обличай». «Домострой», представляя сборник правил, не вполне принадлежит Сильвестру, а острота его суровых правил в известной степени сглаживается при сравнительном изучении с западно-европейскими «домостроями» того времени 1991 . Сильвестр представляет удивительное сочетание нравственных качеств с замечательным умением практического приспособления к своему положению и окружающей его среде, о чем и сам он так определенно говорит в наставлении сыну, рекомендуя ему этот образ действий словами: «от всех почитаем и всеми любим и всякому в потребных (нуждах) уноровил». Таким образом, не было только позолоченной пилюлей, когда М.Грек писал Сильвестру, «как всякими цветами добродетели приукрашенному и в искусстве и разуме богодухновенных писаний изящному рассудителю» и отказывался обращаться к нему иначе, как к «мужу многоученому» 1992 ; «он слышал от всех», что Сильвестр легко «преклоняется к милосердию требующим помощи» и в этот раз писал не о себе (вероятно с него сняты были уже запрещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

«Житие старца Паисия Святогорца» : « Старец Паисий Святогорец почитается в Греции, как в России преп. Серафим Саровский. Эта книга, написанная его духовным учеником, иеромонахом Исааком, и повествует о его необычной жизни, являющейся назиданием для каждого христианина. Книга “Житие Старца Паисия Святогорца” состоит из двух частей. В первой части вниманию читателя предлагается “Пространное житие” Старца. Мы старались как можно проще, но и в наиболее целостном виде показать подвижнический путь Старца от рождения до кончины, следуя хронологии и внешнему течению его жизни. Основа каждой из четырнадцати тематических блоков первой части – то географическое место, где Старец жил в те или иные годы. Главы содержат биографические сведения о Старце, описания его подвигов, свидетельства о чудесах, многообразных дарованиях и помощи людям. Вторая часть книги, озаглавленная “Добродетели, дарования и приношение Старца миру”, — это необходимое дополнение и пояснение к первой части. Знакомство с ее содержанием позволит читателю узнать Старца глубже и понять его полнее. Каждая из двух частей книги независима от другой — они могли быть изданы и как два отдельных тома, — но все же они связаны между собой глубоким внутренним единством. Вторая часть — это тоже жизнеописание, однако оно не следует хронологической канве, а содержит биографические сведения, разделённые по различным темам. Центральное понятие второй части — Божественная Благодать. Для того чтобы ее стяжать, Старец сначала подъял борьбу против страстей и греха и впоследствии явился “добрым строителем различныя Благодати Божия”… » «Рождение в царство непоколебимое» — сборник статей подвижника, ученика Силуана Афонского, мыслителя Софрония (Сахарова): « В настоящий сборник вошли архивные материалы и статьи, написанные отцом Софронием в разные периоды его жизни. Некоторые из них публикуются впервые. Это посмертное издание является своего рода сжатым изложением богословия, лежавшего в основе аскетической жизни отца Софрония. Книга состоит из четырех тематических разделов, названия которым даны составителем. Также озаглавлены и не опубликованные ранее статьи. В первой части отец Софроний повествует о путях познания Бога, нашего Первообраза. Тема второй части – предвечный замысел Творца о человеке. Здесь проводится идея о том, что человек призван унаследовать всю полноту жизни в Боге. Третья часть книги представляет собой своего рода практическое руководство к достижению этой высочайшей цели. В одной из аскетических бесед отец Софроний сказал: “Хорошо знать конечную цель нашей жизни, но начинать надо с малых вещей, которые становятся затем великим основанием для храма Духа Святого”. Именно этим “малым”, но важным вещам посвящены статьи третьей части, в которых подробно разъясняются основные принципы монашества ».

http://blog.predanie.ru/article/motsart-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010