3. Послание Святейшего Синода было написано при необходимости принять решительные меры к прекращению смуты и, кроме того, не имело задачей положительно раскрыть церковное учение об Имени Божием. Поэтому в Послание могли попасть выражения неточные, которые, как выяснилось, смутили и смущают некоторых верующих, заставляя их подвергать сомнению правильность веры иерархии, и даже отпадать от общения с епископатом. Усматривая вред для общего дела церковного строительства. Церковная власть предпочитает отказаться от Послания как примера соблазна, нежели оставлять его в ущерб миру церковному. Но, с другой стороны, и смущающиеся этим Посланием должны признать, что точный смысл некоторых из выражений их писаний был разъяснён ими самими лишь впоследствии и первоначально заставлял подозревать неправомыслие, против какового, собственно, и было направлено Послание. 4. В настоящее время Церковная власть признаёт, что в споре об Имени Божием между обеими спорящими сторонами было много недоразумений и взаимного непонимания. Пора положить конец этой розни, затянувшейся из-за общественного смутного для Церкви времени. 5. Но за всем тем, нельзя отрицать, что афонским спором затронуто дело великой важности и что это дело – выяснение и формулировка церковного учения об Имени Божием – должно продолжаться. Церковная власть признаёт, что до сих пор нет ещё окончательно выраженной и церковно признанной формулы догмата об Имени Божием, но, с другой стороны, на формуле, предложенной афонскими монахами, настаивают далеко не все сторонники имяславия. Таким образом, окончательное выяснение учения церковного об Имени Божием есть дело будущего, и подлежит ещё обстоятельной богословской проработке и соборному обсуждению. Глава 19. Письмо Государю Императору по поводу Афонского дела 369 Иеросхимонах Антоний (Булатович) Второе письмо, от 7 октября 1916 г. Христос посреди нас. Ваше Императорское Величество, Державный Государь! Господь говорит: «ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» – и потому я снова дерзаю напомнить Вашему Величеству о Имени Господнем, которое доселе официально похулено, и о бедствующих иноках Афонских, которые доселе гонимы, лишаются в епархиях Святого Причастия, и даже понуждаются к отречению, и, невзирая на монашеский сан, (некоторые) забираются на войну, причём есть такие, которые уже и души свои в бою положили (монах Исидор, Иордан и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

На Афоне в монастыре мне говорил схимонах один, грек, что у греков есть в истории: когда турки завоевали Грецию, то они вздумали потурчить всех христиан, поэтому они решили начать со знатных и богатых жителей, а с простецами нечего будет и говорить. Когда же турки предложили богатым и учёным христианам: так как мы завладели вашей страной, то вы должны принять и нашу веру, то все эти богатые и учёные потурчились. Когда же турки приступили к простецам и деревенским пахарям с предложением: принять их магометанскую веру, то простецы на это им ответили: мы христианами родились, христианами и помрём. Тогда турки сказали: мы завладели вашей страной, поэтому вы должны принять и веру нашу. Тогда им ответили простецы: мы как платили дань своим царям, так и вам будем платить, страной нашей вы завладели, но верою нашей вы не завладели, мы, как были христианами, так и будем христианами. Тогда турки стали их мучить, носы, уши и языки отрезывать, глаза выкалывать и прочие разные мучения творить, но они сказали: и головы отрезайте, но мы, как родились христианами, так и помрём христианами. И сколько с ними турки ни бились, и скольких позамучили, но ничего не могли с простецами и пахарями сделать, так и оставили их жить свободными. И так в Турции и по сие время; святая православная вера, храмы Божии, Патриаршество и все правила христианские, даже до этих пор не брали и в солдаты из христиан, всё это удержали за собой простецы, деревенские мужики, пахари и лапотники, по выражению наших имяборцев. Июля 8-го оба парохода отошли в путь, «Донец» – вперёд, а за ним – «Херсон». Боже мой! Какое наше разлучение было насильственное со Св. Горой и славнейшею Обителью св. Великомученика Пантелеимона, в которой я с юных моих лет всю свою жизнь провёл, трудно и описать такое наше тяжёлое положение; мы все, глядя на Св. Гору и прощаясь с нею плакали навзрыд, и пели Афонское «Достойно есть». Начальство отдало приказание выпустить нас всех из трюма на палубу, пока пройдём Афон. (Потом, против вершины Афона, разделились на два хора и начали петь вечерню, время было вечернее, канонаршил иеромонах Варахия, стройным и умилительным Афонским пением оглашали воздух и море, погода была тихая и хорошая).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Допустимо ли христианину заниматься йогой и если нет, то почему? В настоящем сборнике читатель найдет аргументированный ответ на эти вопросы. Авторы материалов знакомы с йогой не понаслышке – один отдал ей в молодости семь лет жизни, а другая, будучи индианкой, происходящей из касты брахманов, практиковала йогу с детства. Во вступительной статье приводится также обзор высказываний других православных авторов. На Западе – в Европе и Америке, – йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре. В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других – как комплекс физических упражнений для оздоровления тела. Среди посетителей этих центров оказались и люди, называющие себя православными христианами. Многие из них считают занятия йогой не противоречащим своей вере, и болезненно реагируют на слова священнослужителей и богословов, которые говорят о недопустимости увлечения йогой для христианина. Причины столь резкой позиции для них остаются непонятными. Для того, чтобы обозначить и объяснить православное отношение к йоге, и был составлен настоящий сборник. Поскольку среди многих апологетов йоги распространено мнение, что будто бы критику йоги позволяют себе только люди, толком не знакомые с ней и потому их суждения не могут быть компетентны, в настоящем сборнике представлены работы таких православных авторов, которые знакомы с йогой не понаслышке. Архимандрит Софроний (Сахаров) в молодости отдал занятиям йогой, – и не просто физическими упражнениями, а с глубокой медитацией, – более семи лет своей жизни. Впоследствии он раскаялся в этом и уверовал во Христа, а со временем стал монахом на Святой Горе, учеником преподобного Силуана Афонского . Отец Софроний на практике постиг духовный опыт Православия, и имел все необходимое, чтобы компетентно сравнивать православный и индийский пути. Он не писал специального сочинения на эту тему, но высказывался в различных беседах, цитаты из которых и приведены в настоящем сборнике.

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-vzglyad-na...

Аннотация Сборник жизнеописаний и изречений св. подвижниц, составленный после 1204 г. для инокини Феодоры. Предположительно его адресатом была Феодора Ангелина, дочь императора Исаака II Ангела, принявшая после смерти отца монашеский постриг. Автор – Исаия [авва Исаия], византийский монах (XII-XIII вв.). Список афонского происхождения 1450 г. был обнаружен еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) во время его пребывания в Иерусалиме как главы Русской духовной миссии в Иерусалиме и передан для перевода еп. Феофану. Перевод частично публиковался в журнале «Воскресное чтение» в 1853–1859 гг., в 1891 г. вышел отдельной книгой; полностью был издан в 1898 г. Предисловие к первому изданию 1891 г. В бытность мою в Иерусалиме попалась мне на глаза в библиотеке о. Архимандрита (потом Преосвященнаго) Порфирия, рукописная книга наставлений Аввы Исайи всечестной монахине Феодоре, надписанная им «Митерикон» и приобретенная на Афоне. Пересмотрев сию книгу, я пришел к мысли, что хорошо бы было познакомить с нею наших благоговейных инокинь, для которых прямо назначенных книг у нас не имеется. В сей мысли я решился перевесть ее, и перевел там же в Иерусалиме. Перевод этот был послан в редакцию «Воскреснаго Чтения», и напечатан в сем журнале в 1853–1859 годах, откуда теперь извлечен и издается особою книжкою. В книге различаются три отделения: в первом содержатся три послания Аввы Исайи к инокине Феодоре о внешнем чине (уставе) уединеннической жизни; во втором – изречения св. жен подвижниц, кои составляют собственно Митерикон; в третьем – наставления самого Аввы Исайи о внутренней жизни, подобающей уединенницам. Наставления направлены к безмолвствующим; но могут идти и вообще к инокиням, ревнующим о совершенстве в иноческой жизни: инокиня в келлии тоже есть уединенница, если живет с разумом. Переведено не все, но не по моему произволу, а по состоянию рукописи. – Существеннаго впрочем ничего чрез это не теряется. Подлинная рукопись находится в публичной библиотеке, вместе с другими книгами Преосвященнаго Порфирия. Рукопись эта 1450 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Безобразов Иеромонаху Феофану от 18 марта 1852 г. Письма ваши, отче и друже (от 29 января и 9 февраля), получены мною. Вы желаете, чтобы я скорее возвратился к вам. Не тут-то было. В третий раз к трем начальствам писал я, чтобы ускорили мое возвращение в Иерусалим. Но ниоткуда ни слуху ни духу! Каково? Теряюсь в догадках и, чтобы не мучить себя, полагаюсь на волю Божию. Здешний переменный климат не благоприятен для меня. Вот уже другой месяц глаза мои болят. А скука, как ржавчина, поедает меня. В мире нет скучнее города, как Киев. Здешние люди крайне односторонни, мелочны и скучны. Приходят помолчать. Вам тяжел плен Сионь, а здешний плен несравненно тяжелее. Все связаны по рукам и по ногам, как четверодневные Лазари. Платон Алексеевич учительствует в здешней семинарии и до сих пор ждет клобука. И этого малого дела не могут делать скоро великие! Крылова я ждал-ждал и перестал ожидать. Не знаю, где он? О Фадлалле писать поздно. Ибо это письмо мое дойдет до вас тогда, когда мать его в Дамаске будет разматывать шелк. Что касается до иеродиакона, то не думайте, что я намерен укормить это афонское дерево бесплодное. По моему расчету, он принят, как существо переходное, после которого легче ввести в наш круг лицо постоянное. Пожалуйста, не судите моих действий до окончания их и будьте покойны. Все будет по чину. Не оставляйте своими ласками моего Фрументия. Особливо, деньги не расходуйте до моего приезда. Петру Алексеевичу подтвердите, чтобы он занимался исключительно арабским языком и на гулянках снял бы виды монастырей Крестовского, Ильинского и Георгиевского, что близ деревни Бетжалы, и отделал бы их сколько можно краше. Очень рад, что вы кончили свой сборник. Просматривайте и поправляйте его. Здесь ничего нового. Поручаю себя молитвам вашим. Поклон наместнику и всем, кого встретите. P. S. Кто присматривает за моим гнездом? Мельхиседек переписывает ли заданные ему греческие документы? Выдавайте ему из библиотеки по одной книжке, в которой бумажками проложены те страницы, кои следует переписывать. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пораженная прозорливостью незнакомого молодого человека, вдова развернулась и побежала домой. На крыльце она увидела большой кувшин с молоком и несколько буханок хлеба. Вечером того же дня ей предложили выгодную работу, и дела ее стали выправляться. Прабабушка моего друга до конца дней своих верила, что ей явился Сам Господь и веру свою передала детям и внукам. Дворкин Александр Леонидович АФОНСКИЕ РАССКАЗЫ Изд. 2-е, дополненное М., Издательство ПСТГУ, 2007. – 240 с. ISBN 978-5-7429-0266-9 В этой книге известный сектовед и историк Церкви А.Л. Дворкин предстает перед читателем с неожиданной стороны. Сборник коротких рассказов-воспоминаний, случаев из жизни, притч, так или иначе связанных с Афоном и с людьми, встреченными там автором – вот что представляет из себя эта книга. Легкий, непринужденный тон устного рассказа нисколько не мешает разговору о самых важных для христианина вещах – о молитве, смирении, аскетике; в конечном итоге – о жажде Бога и стремлении обрести и сохранить общение с Ним… В то же время читателю есть над чем улыбнуться – точный и мягкий юмор книги делает текст живым и очень близким. Особое внимание в издании уделено иллюстрациям – издательство постаралось создать яркий, запоминающийся изобразительный ряд, неотступно сопровождающий читателя в его совместном с автором путешествии на Афон… (Фрагмент книги можно посмотреть, скачав файл (3,5 Мб) здесь http://www.pravslovo.ru/dvorkin.pdf ) Все это делает книгу запоминающимся чтением для человека воцерковленного и прекрасным, убедительным подарком тому, кто только начинает открывать для себя красоту Православия . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 августа, 2020

http://pravmir.ru/o-krolikaxkotyatax-i-k...

Ф. Коробанова». Уже в ней Г. Д. Филимонов воспользовался строго научным методом, проявившемся в составлении палеографических и историко-художественных данных с точным описанием самого памятника. В 1856 году Г. Д. Филимонов поступил работать в Московскую Оружейную Палату, а с 1858 года был определен заведующим ее архивом и канцелярией. В 1864 году он вместе с Ф. И. Буслаевым и другими учеными основал при Румянцевском и Публичном музеях Общество любителей древнерусского искусства. Уже в первом томе Сборника этого Общества, вышедшем под его редакцией, Г. Д. Филимонов поместил целый ряд статей, среди которых была и работа «Значение луны под крестом (По Афонским памятникам Севастьяновского собрания)», которую мы и воспроизводим в настоящем издании Ставрографического сборника 11 . В ней он касается весьма дискуссионного вопроса, связанного с трактовкой полумесяца («луны») в нижней части купольного креста, а также проблемы генезиса этой древней формы отранних греческих памятников. На основании комплексного анализа источников по данному вопросу Г. Д. Филимонов приходит к выводу о том, что полумесяц под крестом, постоянно встречающийся на купольных крестах и иногда трактовавшийся в отечественной церковной археологии первой половины XIX века как символ торжества православия над магометанством, – имеет совершенно иной смысл. Следует иметь в виду, что написанная в эпоху Крымской и русско-турецких войн статья иногда оставляет ощущение некоторой пристрастности и патетичности, навеянных особенностями мировосприятия конкретной ситуации того времени, но это не умаляет в целом ее научных достоинств 12 . Раздел современных исследований в Сборнике открывает статья К. А. Щедриной «Крест императора Константина Великого . К вопросу иконографии». Эта работа продолжает в полном объеме традиции классической отечественной ставрографии. В ней подробно рассматривается вопрос о том, каким мог быть подлинный крест, созданный императором Константином, при этом поднимается целый пласт русских и западных источников, касающихся этого предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

«Монашествующие вернулись из дворца в самом радостном настроении, глубоко растроганные оказанным им высоким вниманием. По их словам, после получасового ожидания во дворце, они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной в продолжение приблизительно 40 мин., причём в комнате, где велась беседа, из свиты никто не присутствовал. В конце аудиенции, на просьбу монашествующих о даровании им высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошёл Его Императорское Высочество и подал монашествующим руку, которую те поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись пред Царственным отроком, облобызал Его в голову. Затем высокомилостивая аудиенция была закончена» 1118 . Государь «принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла воздержаться от слёз». Иноки под впечатлением ласки Царской Семьи надеялись, что им будет предоставлен скит Пицунда, где они выберут своего настоятеля по Афонскому уставу. Св. Синод пытался привлечь «для келейного увещания подсудимых Афонских монахов» Оптинских старцев архимандрита Агапита и иеромонаха Анатолия. Однако, старцы, сославшись на нездоровье, не приехали, что трудно расценить иначе, как молчаливое неодобрение ими действий Св. Синода. Такое же неодобрение наблюдалось и среди других старцев. Так, настоятель Глинской пустыни о. Исаакий принял у себя изгнанных имяславцев, построил им кельи в скиту во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, где они могли жить в уединении. Позднее, в 1938 году, митрополит Вениамин (Федченков) в письме к митрополиту Сергию напишет, что молчаливое подчинение решению Синода заставило его «вот уже 25 лет ощущать в душе предательство страха ради». В этом же письме он утверждает, что, будучи в 1913 году в Оптиной, «лично слышал, что оптинцы внутренне были не согласны с Синодом». 25 марта 1914 г. о. Антоний (Булатович) пишет письмо Государю с просьбой повелеть разобраться в учении имяславцев, назначив особую богословскую комиссию. Промедление и беззаконные действия Синода, по его мнению, буквально «наталкивают» Россию на бедствия. «К каким дальнейшим бедствиям это приведёт Россию, ведает один лишь Бог», – так пророчески заканчивает своё письмо о. Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Величайшее наказание разгневанного Бога: зане любы истины не прияша , во еже спастися им; и сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут не веровавший истине, но благоволивший в неправде ( 2Сол. 2:10–12 ). Довольные собою в неправде, обезумевшие от извращения поражённого ума презирают заповеди Господни, пренебрегают врачеванием раны, не хотят приносить покаяние... Когда должно было стоять, – они лежали; когда должно лежать и повергаться пред Богом, – они находят нужным стоять. Сами себе присвоили мир, которого никто не даст им. Обманутые ложным обещанием, и соединившись с отступниками и вероломными, – принимают ложь за истину; считают непременным общение с теми, которые не имеют с ними общения; верят людям вопреки Богу, тогда как исповедники Богу – вопреки людям. Избегайте сколько можете таких людей! Спасительною осторожностью удаляйтесь от тех, кто прилепляется к пагубному их союзу! Слово их распространяется как рак ( 2Тим. 2:17 ); беседа переходит как зараза; вредоносны и ядовиты речи их. Уверенность убивает хуже всякого гонения . Там остаётся покаяние, которое могло бы удовлетворить; но отвергающие раскаяние в преступлении преграждают путь к удовлетворению. Таким образом, одни по безрассудству обещают ложное спасение, а другие тому верят, – отнимается надежда на истинное спасение. Надобно удаляться от имущества, как от неприятеля, убегать от него, как от разбойника, бояться, как меча и яда, для обладающих им ... Так процветала вера при апостолах. В чём заключается более тонкого лукавства и хитрости, как не в выдумке врагом нового обмана; самим именем христианина обольщая неосторожных. Он изобрёл ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство . Кого ослеплением не может удержать на ветхом пути того сводит в заблуждение и обольщает путём новым. «Таковы льстивы козни врага, который, по слову апостола, преобразуется в ангела светла ( 2Кор. 11:14 ), и своим служителям даёт вид служителя правды; между тем как они возвещают ночь вместо дня, погибель вместо спасения, отчаяние под покровом надежды, вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкою хитростию уничтожают истину .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Возможно ли сказать, что здесь «едино Божество» означает «нечто отличное от Бога»? Или, например, такой тропарь (из Канона Троична на воскресной нолунощнице, 6-го гласа, песнь 5, на «Славу»): Управляли сияньми богодетельными, и к благоугождению Твоего Триипостаснаго Божества [в греческом – Trisypostatou Theotetos , т. е. той самой божественности, которую еп. Никон и все имяборцы упорно отказывались считать Богом], Солнце славы, наставляя мя присно, и Божественного Царствия сотвори причастника. По логике еп. Никона, здесь Господь наставляет нас к благоугождению не Богу, а... кому же? 1623 . Архиепископ Антоний (Храповицкий) утверждает 1624 : Энергия и воля Божества имеют Божественность (но тоже не Бог) 1625 . При этом, однако, он говорил, что Бог может вселиться в сердце человека: Может быть, наконец, о. Булатович под чудотворной силой имени Божия разумеет то благоговейное чувство молящегося, ради которого призываемый Господь вселяется в его сердце? 1626 . – Но как же, по мысли архиеп. Антония, Господь может вселиться в наше сердце, если Его энергия не есть Он Сам? Архиеп. Антоний рассуждает: смешивать имя с Самим Богом не есть ли то верх безумия? Что есть Бог? Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, вездесущий и прочая, единый по существу, но троичный в Лицах. Значит, и имя Иисус есть не слово, не имя, а Дух вездесущий, благий, троичный в лицах? 1627 . Итак, исходя из определения архиеп. Антония, Имя Божие есть только «слово», а Бог – Дух вечный, всеблагий... троичный в Лицах – вселяется в сердце ради благоговейного чувства молящегося. Каким же образом? Существом Своим? – но это невозможно, ибо существо Его неприступно твари. Итак, если архиеп. Антоний не считает энергию Божию Богом, то о каком же вселении в нас Бога он говорит? Также непонятно, каким образом «благоговейное чувство молящегося» может быть чудотворной силой имени Божия? Истинно чудотворить может только сила Божия, а вовсе не какое-то наше субъективное чувство. Критика архиеп. Антония в адрес о. Антония сама не выдерживает критики.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010