Но если бы и оказалось случайно в числе пассажиров такое правоспособное лицо, опять новая беда, новое затруднение: на пароходе не легко отыскать свободное местечко для общенародной молитвы, а нарочитых каких-либо приспособлений для сего на пароходе и в помине нет. Арсений, епископ волоколамский, ректор Московской духовной Академии, путешествовал в 1900 году с студентами своей Академии и в сопровождении значительного числа духовных лиц, для всенощных бдений должен был ютиться на корме, у запасного колеса парохода, а молиться пред иконою Касперовской Божией Матери, случайно оказавшеюся в руках одного паломника, который вез эту икону в Андреевский скит на Афон. Но за то, если устраняются указанный препятствия, и удается на пароходе устроить общенародную молитву, при импровизированных хорах паломников и паломниц, под шум морских волн, под небом, усеянным мириадами ярко горящих звезд, то такие общенародные богослужения производит на душу впечатлительного паломника глубокое неотразимое впечатление 12 ... Чтобы яснее представить всю тяготу морского пути нашего современного паломника, весьма печальную и тяжелую картину его лишений на пароходе Русского Общества пароходства и торговли в самых первых, насущных его потребностях-в чистом воздухе, в просторном месте на палубе, в укромном уголке для молитвы и т. п., мы для большого контраста изобразим перед вами картину подобных же паломнических путешествий инославного Запада- немецких и французских. В 1890 году немецкое общество Св. Земли в Кёльне, решилось снарядить три больших покаянных паломнических каравана, из коих один в 500 человек совершал свое морское плавание в Палестину при следующей обстановке. Все участники этого каравана 23 сентября собрались в знаменитом кёльнском со6оре пред алтарем трех волхвов для выслушания архиерейской литургии и для получения из рук епископа паломнических красных крестов на шею. В Генуе их ожидал немецкого ллойда пароход «Амфитрида». На палубе его была устроена часовня с 17 алтарями, красиво декорированная разноцветными флагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

5 . А когда я это излагаю и примечаю слабые места еретиков, великий светоч и соименный бессмертию Афанасий, приступив, увещает меня дерзать, поскольку и он придерживается той же мысли и того же мнения. Ведь приняв, как богомудрый предводитель православия, семена благочестия от первоверховного Петра и вознося в непогрешимое правило, что Христос пострадал плотию 75 , отец преумножает его, говоря, что как «Христос пострадал плотию», так и «Христос голодал 76 плотию», «Христос жаждал 77 плотию», «Христос спал 78 плотию», «Христос плакал 79 плотию», «Христос молился плотию», «Христос утомлялся 80 плотию» 81 . Но одно означает «плотию», а иное – «богоплотски», ведь «плотию» указывает на природу человеческую, а «богоплотски» подобно «богомужному», что обозначает две природы Христа. Но если мы даже говорим, что Христос плотию претерпевает все человеческие страсти, не говорим, что простой плотию, – да не будет! – но плотию и душой, нераздельно соединенными с Божеством в них во всякое время, на всяком месте и во всяком деле. Ибо не простого тела человека мы причащаемся, но тела Бога и крови Бога поистине. И поэтому мы Деву именуем Материю Божией, и поклоняемся Ее Чаду как Чаду Божию, и мы исповедуем, что ясли – Бога, что пелены – Бога и что все во Христе – Бога, истинного Бога, так как мы веруем в Него как в истинного Бога, ведь проклят всякий, имеющий надежду на простого человека 82 . И чтобы никто не посчитал, взбесившись как манихей, что мы отрицаем Божество Христа и провозглашаем Его простым человеком, мы скажем, что то, что Он совершал и чудотворил как Бог в собственном смысле и поистине божески как Отец, в этом ничуть не содействовало и не прикасалось Его Господское тело. Таково восхождение звезды для волхвов и ведение их к Нему 83 , осияние пастухов бывших на поле 84 , славословие ангелов при Его рождении 85 , исцеление слуги сотника, к которому Христос плотию не приходил 86 , исцеление дочери Хананеянки, которую Он не видел плотию 87 , затмение солнца при распятии 88 , расщепление камней 89 , разрыв церковной завесы 90 , отверзение гробов 91 , воскресение мертвых, землетрясение при распятии 92 , другое землетрясение, когда Он был во гробе 93 , – и все подобное этому, к чему Он не прикасался ни плотию, ни рукой, ни перстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Закрыть Объяснение молитв и песнопений праздника Рождества Христова Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Наталия Афанасьева   00:14 05.01.2018 1294 Время на чтение 11 минут Церковнославянское слово «восток» - означает не только часть света и место восхода солнца, но и сам этот восход, ибо корень «ток» имеет смысл «бег», «быстрое движение», а церковнославянский глагол тещú значит «бежать, быстро двигаться» (ср. рус. «течь» по отношению к жидкостям). Этот же корень мы видим в словах: исток, источник. То же значение имеет и греческое νατολ (ср. имя Анатолий - восточный), - восход, восток как место восхождения солнца. Слово «востока» здесь стоит не в родительном падеже, а в винительном, но с родительным падежом совпадает, ибо мыслится как понятие одушевленное. Таким образом, оно относится не к «восточному происхождению» волхвов, а к Самому Воплотившемуся Христу. Ибо Он - Восток Востоков, немеркнущий (а по-славянски - немерцающий) Божественный Свет, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинна, - Солнце Правды. Вспомним пророческие слова Захарии о Христе Спасителе в Евангелии от Луки (1, 78-79): «посетил есть нас Восток свыше: просветити во тме и сени смертней седящия». Эти евангельские слова почти дословно повторены в Рождественском Светильне: Но и евангельское пророчество Захарии было предварено еще в Ветхом Завете, напр., в пророчестве Иеремии: «Се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду Восток праведный, и царствовати будет Царь и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли» (Иерем. 23, 5). В книге пророка Захарии также упоминается о Востоке: «сице глаголет Господь Вседержитель: се, Муж, Восток имя Ему» (Захар. 6,12). Образ Восток с высоты (свыше) представляет собою сочетание противоположностей. Он обозначает не земное солнце, каждый день восходящее снизу вверх, но Солнце Правды Христа - восшедшее с высоты небес на землю (т. е. восшедшее сверху вниз) к спасаемому Им человечеству. В Пасхальном же каноне, в его 4-й песни, Христос воспевается как Солнце Правды, снизшедшее во гроб, и вновь воссиявшее светом Воскресения: «и паки из гроба красное Правды нам возсия Солнце».

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/05/...

В большинстве «Мученичеств» говорится, что они были записаны слугой Г. Пасикратом (или Панкратием), присутствовавшим при страданиях святого (BHG, N 670b, 670c, 671 и др.). Он перенес останки великомученика в Лидду, хотя в ряде источников говорится, что мощи Г. перенесла в Палестину его мать Полихрония. По интерполированной версии, Полихрония приняла мученическую смерть вместе с сыном. Самым пространным из дошедших до наст. времени визант. агиографических памятников, посвященных Г., является «Мученичество», написанное Феодором Дафнопатом. Из апокрифических житий этот автор заимствовал гл. обр. перечисление различных видов мучений, к-рые претерпел святой. Для реконструкции несохранившихся апокрифических Житий Г. важен эпизод мучений святого, когда его главу посыпают горящими углями, а затем, подвесив на дереве, обжигают факелами. Сочтя Г. умершим, воины отнесли его тело на гору Иликс. Это название встречается только у Дафнопата (в апокрифах она именуется Асинарис или Серес). В житие Г., написанное Феодором Дафнопатом, добавлен рассказ о маге Афанасии (см. в ст. Афанасий из волхвов ), к-рый после извлечения святого из ямы с негашеной известью поднес ему отравленный напиток, но Г. произнес молитву и выпил яд без вреда. Афанасий раскаялся и обратился ко Христу вместе с присутствующими при этом чуде. Император велел их казнить за городом. Существуют лат., сир., арм., копт., эфиоп. и араб. переводы «Мученичества» Г., дополненные рядом новых подробностей. Ист.: BHG, N 669у-680е; ВНО, N 309-313; ActaSS. Apr. T. 3. P. IX-XIX, 100-163; PG. 97. Col. 1169 - 1192 [энкомий Андрея Критского]; PG. 115. Col. 141-161 [житие Симеона Метафраста]; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 172-199; The Martyrdom and Miracles of St. George of Cappadoce/Ed. B. W. Budge. L., 1888; Peeters P. Une Passion arménienne de S. George//AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 249-271; Brooks E. W. Acts of St. George//Le Muséon. 1910. T. 28. P. 62-115; Krumbacher K. Der hl. Georg in der griechischen Überlieferung//ABAW. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3; Латышев В. В. Страдание св. славнаго вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату//ППС. 1911. Вып. 59 (оконч.); Miracula sancti Georgii/Ed. J. B. Aufhauser. Lipsiae, 1913; ВМЧ. Апр. М., 1916. Стб. 862-884, 908-924; Casson L. , Hettich E. L. Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128 - 142. (Excavationes at Nessana; 2).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ ИЗ ВОЛХВОВ [Греч. Αθανσιος π Μγων] († 303), мч. (пам. греч. 23 апр.). Упоминается в Житии вмч. Георгия Победоносца . Когда долгие мучения не смогли сломить святого, имп. Диоклетиан приписал стойкость Георгия его волшебной силе и призвал известного волхва Афанасия. Тот приготовил 2 сосуда: один с напитком, к-рый делает человека во всем покорным чародею, второй - со смертоносным питием. Ни тот ни др. напиток не подействовал на Георгия. Тогда по совету волхва император повелел Георгию в подтверждение истинности веры во Христа воскресить мертвеца, могила к-рого находилась на расстоянии половины стадии от судилища и была хорошо видна, т. к. суд происходил в амфитеатре у городских ворот. После того как по молитве святого мертвец восстал из гроба, Афанасий уверовал во Христа и припал к ногам вмч. Георгия, каясь в своих заблуждениях и грехах. Имп. Диоклетиан повелел немедленно отсечь головы волхву и воскрешенному из мертвых. Память Афанасия отмечена в греч. стишных синаксарях (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и печатной Минее (Венеция, 1603). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь Афанасия (Μηναον. Απρλιος. Σ. 176). Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 163 sq.; SynCP. Col. 625; ЖСв. Апр. С. 367-370. Лит.: Sempels V. Athanase (6)//DHGE. T. 4. Col. 1311; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 14. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77000.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «волхвах» найдены статьи: АФАНАСИЙ ИЗ ВОЛХВОВ († 303 г.), мч. (пам. греч. 23 апр.) ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12) ЗВЕЗДА ВОЛХВОВ чудесное астрономическое явление, сопровождавшее, согласно 2-й гл. Евангелия от Матфея, рождение Младенца Иисуса Христа КАЛЛИНИК ВОЛХВ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики МЕЛЕТИЙ СТРАТИЛАТ, СТЕФАН, ИОАНН, СЕРАПИОН ЕГИПТЯНИН, КАЛЛИНИК ВОЛХВ, ФЕОДОР, ФАВСТ († между 218 и 222) и др. мученики (пам. 24 мая) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/волхвах.html

Икона Божией Матери «Поручительница», или «Отшельница» Икона Божией Матери «Поручительница», или «Отшельница» Икона Божией Матери «Элеовритисса» (Ελεοβρτις) находится в одноименном параклисе в конце площади между кафоликоном и трапезной. В параклисе 40 Севастийских мучеников находится икона Божией Матери «Ктиторисса» (Κτητρισσα), помощница преподобного в устроении обители. Много чудотворных икон находятся или находились в близлежащих скитах и др. экзартимах В. Л.: «Поручительница», или «Отшельница» (Εγγυτρια Ασκτρια),- в пещере прп. Афанасия, икона Божией Матери из келлии Рождества Богородицы - в Большом скиту св. Анны, «Продромитисса» - в румын. скиту Иоанна Предтечи, «Знаменосная» - в Керасье и др. Одна из чудотворных икон Божией Матери именуемая «Сиротой» (Παναγα Ορφαν) была найдена в пустой келлии недалеко от В. Л. буд. иеросхим. Антипой Валаамским († 1882), молдаванином по происхождению, подвизавшимся сначала в Эсфигмене, затем в окрестностях В. Л. Лик Богородицы был неразличим из-за копоти, но чудесным образом очистился, будучи омыт водой всего один раз. Сейчас икона находится в Валаамском мон-ре. Лит.: Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1902, 1997р. С. 35-42, 164-167; Θεοφλακτος (Μαρινκης), ρχιμ. Θαυματουργς εκνες τς Παναγας στ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Θεσσαλονκη, 2001. Σ. 236-280. Мощи В В. Л. хранится множество мощей святых и драгоценные реликвии, среди к-рых 3 креста с частицами Честного и Животворящего Древа Господня. Самый древний из них, подаренный прп. Афанасию имп. Никифором II Фокой (964), находится в двухстороннем ковчеге с надписью X в.: «Кресте Господень, помоги мне, Афанасию монаху». Он украшен 65 драгоценными камнями и визант. эмалями. 2 др. креста хранятся в серебряных двухсторонних ковчегах, сделанных в 1794 и 1837 гг. В золотом и серебряном крестообразных ковчегах помимо частиц Честного Древа помещены части тернового венца Спасителя, губки, приношений волхвов и др.

http://pravenc.ru/text/150059.html

28 Consist. Apostol., lib. 5, 12. Lib. 8, 33. 29 Во второй части послания к жене, 4. Также в кн. de fuga in persecutione. 30 Epist., 97, lib. 10. 31 В 1 апологии, 87. 32 Tertul. de fuga in persecutione, 13, Plin., lib. 10, epist. 97. 33 В 1 апологии Иустина, 87. 34 Евсевий. О жизни Константина Великого кн. 4, гл. 17, 18, 19, 22, 23. 35 Cod. Theod., lib. 2, tit. 8, leg. 1, 2. Cod. Justin., lib. 3, tit. 12, 1, 2. 36 Карф. Собор, пр. 73. Сократ, 1, 9. Cod. Theod., lib. 4, tit. 7, 1. 1. 37 Cod. Theod., lib. 8, tit. 8, leg. 1 и 3; lib. 9, tit. 7, leg. 10, 13. Cod. Justin., lib. 3, tit. 12, 1. 2. 38 Cod. Theod., lib. 8, tit. 5, 1. 13. Cod. Justin., lib. 3, tit. 12, 1. 10. 39 Cod. Theod. lib., 9. tit. 3, 1. 7. Cod. Justin, lib. 3, tit. 12. 1. 7. 40 Cod. Justin. lib. 3, tit. 12, 1. 7. Кормч., ч. 2, гл. 44, гран. 7, гл. 1. 41 20-е прав. 5 аврелианского Собора, бывшего в 549 году. 42 Свод закон., т. 14, ч. 4. с. 29. 43 Cod. Theod., lib. 15, tit 5. leg. 2 и 5. 44 Augustin. in psalm. 91. Ambros. serm, 17. 45 В слове на Пятидесятницу. 46 Прав. 72. 47 Cod. Theod., lib. 15, tit. 5, 1. 2. 48 Там же, 1. 5. 49 Lib. 3, tit. 12, 1. 2. Кормч., ч. 2, гл. 44. 50 Свод закон, т. 14, ч. 4, с. 29. 51 Из 5-й беседы на Евангелие от Матфея. 52 Акт. Имп. акад. наук, том 4, 19, издан, в 1836 г. 53 Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, изд. в 1855 г., 1 канон на Р. X. 1 песнь. 54 Светоний в жизни Веспасиана, гл. 4. Тацит. Историч., 5, 13. 55 См. 25 день декабря в следованной Псалтири. 56 Стихир, на Господи возавах. 57 См. богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, 1 канон на Р. X. 5 песнь. 58 В прологе на Р. X. слово св. Афанасия Александрийского. 59 Там же. 60 В неделю перед Р. X. стихир, на Господи воззвах. 61 Беседа VI на Мф. 62 Чет. Мин. 26 декабря о поклонении волхвов. 63 Против Цсльса, кн. 1, 59. 64 В слове о звезде, волхвах и избиении младенцев. 65 В XIII беседе на кн. Чис. 66 В слове о воплощении Бога Слова и в песнопении на Р. X. 67 В беседе на день Р. X.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

8, 33. 29 Во второй части послания к жене, 4. Также в кн. de fuga in persecutione. 30 Epist., 97, lib. 10. 31 В 1 апологии, 87. 32 Tertul. de fuga in persecutione, 13, Plin., lib. 10, epist. 97. 33 В 1 апологии Иустина, 87. 34 Евсевий. О жизни Константина Великого кн. 4, гл. 17, 18, 19, 22, 23. 35 Cod. Theod., lib. 2, tit. 8, leg. 1, 2. Cod. Justin., lib. 3, tit. 12, 1, 2. 36 Карф. Собор, пр. 73. Сократ, 1, 9. Cod. Theod., lib. 4, tit. 7, 1. 1. 37 Cod. Theod., lib. 8, tit. 8, leg. 1 и 3; lib. 9, tit. 7, leg. 10, 13. Cod. Justin., lib. 3, tit. 12, 1. 2. 38 Cod. Theod., lib. 8, tit. 5, 1. 13. Cod. Justin., lib. 3, tit. 12, 1. 10. 39 Cod. Theod. lib., 9. tit. 3, 1. 7. Cod. Justin, lib. 3, tit. 12. 1. 7. 40 Cod. Justin. lib. 3, tit. 12, 1. 7. Кормч., ч. 2, гл. 44, гран. 7, гл. 1. 41 20–е прав. 5 аврелианского Собора, бывшего в 549 году. 42 Свод закон., т. 14, ч. 4. с. 29. 43 Cod. Theod., lib. 15, tit 5. leg. 2 и 5. 44 Augustin. in psalm. 91. Ambros. serm, 17. 45 В слове на Пятидесятницу. 46 Прав. 72. 47 Cod. Theod., lib. 15, tit. 5, 1. 2. 48 Там же, 1. 5. 49 Lib. 3, tit. 12, 1. 2. Кормч., ч. 2, гл. 44. 50 Свод закон, т. 14, ч. 4, с. 29. 51 Из 5–й беседы на Евангелие от Матфея. 52 Акт. Имп. акад. наук, том 4, 19, издан, в 1836 г. 53 Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, изд. в 1855 г., 1 канон на Р. X. 1 песнь. 54 Светоний в жизни Веспасиана, гл. 4. Тацит. Историч., 5, 13. 55 См. 25 день декабря в следованной Псалтири. 56 Стихир, на Господи возавах. 57 См. богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, 1 канон на Р. X. 5 песнь. 58 В прологе на Р. X. слово св. Афанасия Александрийского. 59 Там же. 60 В неделю перед Р. X. стихир, на Господи воззвах. 61 Беседа VI на Мф. 62 Чет. Мин. 26 декабря о поклонении волхвов. 63 Против Цсльса, кн. 1, 59. 64 В слове о звезде, волхвах и избиении младенцев. 65 В XIII беседе на кн. Чис. 66 В слове о воплощении Бога Слова и в песнопении на Р. X. 67 В беседе на день Р. X. 68 В слове на день Р. X. 69 Пролог 25 декабря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

λ) Четыре плана, сделанные от руки (лл. 21–23): храма в Севастия, самарянск. храма на горе Харизим, развалин иродиона в обители аввы Харитона и развалин в Ютте. μ) 2 снимка из рукописей (л. 25). ν) Литографированный снимок с изображения агиазмы св. Афанасия (л. 266); см. в Первом путешествии в афонск. м. и ск., I, 1, стр. 164. ξ) Печатное немецкое объявление о книге: Raphael Santí " s Decken-Gemälde der Stanza dell» Eliodoro im Vatican, (л. 27). ο) 8 палестинских видов, сделанных от руки (лл. 28–41): a) патриарш. училища в Крестном монастыре (2), b) Крестного монастыря, с) монастыря св. Саввы Освященного (2), d) Архангельск. монастыря, и е) дома о. Порфирия в Иерусалиме. π) 3 карты Метеор (лл. 42–44). Епиграфика и Палеография, – альбом из 21 листа большого и обыкновенного листового формата; из них на 19 наклеены снимки на прозрачной бумаге греческих почерков из «Palaeographia graeca» Монфокона, на 1-м приклеен снимок с «грузинской надписи на камне близ Ериссо у Афонского перешейка; наконец последней лист представляет литографированный снимок с » кр εст α к м εнн αго пр17; ц ркви Бл αговещ εни27; Αрк ж α мон αстыр27;, д 1400 г.», взятый из «Христианских древностей и Археологии» Прохорова. 1862–1863 гг., 5-я книга, между стр. 2 и 3. Снимки с икон и образцы книжной живописи на Афоне, – в одной тетради в большую 4-ку, состоящей из 15 листов, из которых 5 листов прозрачной бумаги; здесь, собственно, 4 снимка, сделанные от руки на прозрачной бумаге, приклеенной к листам обыкновенной бумаги, а именно: а) Часть(?) от щита св. Меркурия, хранящаяся в Пантократоре, с латинской надписью текста из Псалтири и изображением поклонения волхвов (л. 1 б ); b) Иоанн Креститель (л. 12); с) Вид Синайского монастыря; d) Σχδιον οκου λληνικο κατ τν Βιτροβιον. Снимков в тетради первоначально было больше. Б. Перечень альбомов I. La Тегге Sainte. Vues et monuments, recueillis par David Robert. Avec une déscription historique sur chaque planche. Bruxelles. Société des beaux arts, gérant A.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010