2 «Отклики гр. Л. Н. Толстого на злобу дня в России» – стр. 22 (Берлин, 1901. Фридрих Готгейнер, Унтер-ден-Линден, 47). 5 См. особое объявление «Странника» о бесплатных приложениях к журналу за 1902 г. – стр. 8 и 10. 7 «Да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми» (Догматик 4-го гласа). Художественно-картинное изображение этого Тройческого совета представлено в поэме Мильтона «Потерянный рай» кн. 3-я. (В переводе О. Н. Чюминой – стр. 30 и 32; изд. Каспари. Спб. 1899 г.). 13 Твор. свв. Отцов т. 7, стр. 280–281 (Москва. 1846 г.). Эту же мысль выражает св. Отец и в евхаристической молитве, говоря: «устрояя ему (человеку) пакибытия спасение в Самом Христе Твоем, посетил еси многообразне... глаголал еси нам усты раб Твоих пророков, предвозве­щая нам хотящее быти спасение: закон дал еси в помощь...» (Литургия св. Василия Великого ). 14 Филарет Μ. М. «Слова и речи» ч. 2, стр. 179 (Москва. 1848 г.). «Ветхий Завет, – учит православная (Восточная) Церковь , – состоял в том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя н приготовлял их к принятию Его... чрез постепенные откровения, чрез пророчества и преобразования» («Простр. катих. правосл. каф. Церкви» стр. 10. М. 1857). 26 Впоследствии, однако, мы намерены, в качестве дополнения к сему труду, присоединить и толкования Учителей Церкви на Мессианские места Ветхого Завета. 31 Так, твор. св. Златоуста – при Петерб. Академии, свв. Афанасия В., Василия В., Григория Б., Григория H., Ефрема C., Кирилла Ал. и Исидора П. – при Московской, св. Киприана Карф. – при Киевской и св. Ипполита P. – при Казанской. 33 Если же рассмотрение их относить к тому или иному факту из жизни Иисуса Христа, то получится слишком резкая несоразмерность глав; так при отнесении первых пяти вопросов к «Рождеству Христову» из соединения их получится обширнейшая глава между самыми незначительными по объему («Благовещение» п Поклонение волхвов»). 34 См. специальное исследование по этому вопросу Ив. Корсунского: «Новозаветное толкование Ветхого Завета». Москва 1885 г. 37 Св. Иоанн Злат. «Беседы на Ев. Иоанна» т. 1, стр. 185–187 (1862 г.). Св. Епифаний Кипр. тв. ч. 1, стр. 251 (1863 г.). 43 Св. Иоанн Злат. «Бес. на Ев. Иоанна» т. 1, стр. 497. И по объяснению св. Кирилла Александрийского , этими словами «Иисус Христос удостове­ряет, что заповедью законной Он многообразно был прообразуем» (тв. ч. 7, стр. 333, 487), (1888 г.). 46 Св. Кирилл Иер. «Оглас. поуч.» XV, II; стр. 350 (1822 г.). Правда, русский перевод этого стиха дает совершенно другую мысль, но изложен­ное понимание его разделяет и св. Иоанн Злат., настаивающий на том, что трактуемое выражение («якоже рече Писание») относится к словам предыдущим, а не последующим, а потому после него должна быть поставлена точка («Бес. на Ев. Иоанна» ч. 2, стр. 55). 51 Св. Иоанн Злат. «Бес. на Ев. Матфея» ч. 3, стр. 169–170; «Беседы на псалмы» т. 2, стр. 109, 123–124 (Спб. 1860 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Троицкий караван к Дубу Мамврийскому по численности своей не велик: самое большое число участников в нем доходит до трехсот, но нередко эта цифра спускается и до ста человек. Обыкновенно весьма немногие из паломников остаются на русских постройках до праздника св. Троицы, и это – или настоящие бобыли, не имеющие никакого хозяйства на родине, или покончившие уже расчеты с трудовою жизнью, передав землю и все хозяйство в доме своем молодому поколению, или прибывшие на поклонение в Иерусалим в средине поста пред страстною неделею и не успевшие походить и осмотреть в Св. Земле все достопоклоняемые места, или же, наконец, поклонники бывавшие не раз уже в Иерусалиме и теперь нарочито оставшиеся здесь, чтобы дожить до конца паломнического сезона. В виду краткости времени, назначенного для этого каравана (два дня), удобства пути и хорошо оборудованной странно-приимницы русской Духовной Миссии в Хевроне у Дуба Мамврийского, караван этот не требует особых приготовлений. Отсутствует при караване и стража, так как путь считается совершенно безопасным. Не всегда – и это следует признать недостатком, – сопровождает караван и медицинский персонал, хотя потребность в нем иногда сказывается весьма настоятельно. При падениях с осликов, солнечных ударах и других несчастиях в пути с паломниками медицинская помощь требуется иногда с неизбежною поспешностью... Рано утром, по холодку, желающие участвовать в троицком караване паломники собираются близ перечного дерева у Елисаветинскаго подворья и затем, помолившись Богу на собор, с пением тропаря праздника покидают русские постройки. Впереди каравана идут обычно пешие паломники и по преимуществу молодые, за ними плетутся старики и старушки, и в хвосте каравана на осликах и лошадях верхом едут состоятельные паломники. Кавас на коне замыкает это шествие. Караван близ яффских городских ворот спускается в Гигонскую или Гиенскую долину и, поднявшись на взгорье, идет по ровной прекрасной и хорошо знакомой паломникам шоссейной вифлеемской дороге, минуя колодез звезды или волхвов, монастырь св. пророка Илии и ложе сего пророка, спускается к гороховому полю, любуясь прекрасною панорамою Вифлеема. Приблизившись к мусульманской мечети, именуемой гробом Рахили, караван делает уклон вправо на хевронскую дорогу и, обходя город Вифлеем, минует монастырь св. Георгия, стоящий вправо от шоссейной дороги в дикой, горной, живописной местности, и в скором времени располагается на отдых у прудов Соломона, в тени полуразрушенной крепости с минаретом, куда в непогоду пастухи загоняют свои стада. Здесь каждый паломник подкрепляет себя тем, что имеет в своей небольшой заплечной суме, запивая превосходною студеною водою, обильною струею протекающею по иссеченным в камне и лежащим в земле желобам, с отдушинами для ее свежести. Вода эта течет из «источника запечатленного» (Песнь Песней IV, 12), находящегося в глубокой пещере на расстоянии 60 – 70 шагов ходу от этих прудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

апостол Иаков, св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , св. Григорий Богослов , св. Григорий Двоеслов , св. Афанасий Александрийский , св. Спиридон Тримифундский и др. В куполе изображен Господь Вседержитель; там же между окон архангелы, еще ниже св. праотцы, в парусах (на углах) св. евангелисты, на преграде хор икона Знамения Божией Матери с ангелами, на западной стене – Страшный Суд; на полукружии, соединяющем западные столпы, написаны изображения: вверху – преп. Зосимы и преп. Марии Египетской и других Палестинских преподобных; под хорами на западной стене – притча о богаче и бедном Лазаре, на своде – Палестинские преподобные, а в углах изображение явления Бориса и Глеба воину, стоящему на страже, с предсказанием о победе св. Александра Невского над немцами в так называемом «Ледовом побоище», и кончина благоверного великого князя Александра Невского (северная часть). На малых полукружиях имеются изображения первоучителей славянских свв. Кирилла и Мефодия, св. Владимира и св. Ольги, св, Алексия митрополита Киевского, преп. Аникиты и преподобных Палестинцев. Вся эта роспись принадлежит кисти художника В. А. Плотникова. В жертвенном отделении, в самом его углублении, имеется изображение св. Иоанна Предтечи и жертвенника с его принадлежностями, а стенах заполнены изображениями св. диаконов. В храме на западных столпах изображены: вверху – св. Александр Невский, внизу – св. Димитрий Солунский; на западной стене: вверху – волхвы, «Боготечную звезду узревшие», внизу – благовещение Пресвятой Богородицы и еще ниже, в медальонах, – свв. Гурий и Кириак отшельник; на северной стене: наверху – «О тебе радуется обрадованная», ниже – «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» и еще ниже – «св. Николай останавливает казнь» и «Погребение св. Николая». В своде, на восточной стене – притчи о неключимом рабе и о лепте бедной вдовицы. В южном полукружии, в куполе, изображение благословляющего св. Николая, с Евангелием в руке, в крещёной ризе, а стены его заполнены изображениями преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Нифонт (Там же. С. 70). Связь Жития и иконографии Н. с душеполезным чтением и с личным благочестием, сохранилась после Смутного времени. Это подчеркивает пространный цикл в рукописи, созданной в Самаре для воеводы Б. М. Салтыкова и его сына в 1628-1629 гг., позднее оказавшейся в собрании Об-ва любителей древней письменности, где рукопись была опубликована в неск. выпусках (Житие. 1879-1885; ныне - РНБ. ОЛДП. Q.XVII). Житие Н. (Л. 270 об.- 429 об.) соседствует с Повестью о Варлааме и Иоасафе, сборник был переписан свящ. Афанасием в Самаре и там же украшен мастером Петром. Миниатюры Жития Н. в этой рукописи похожи на произведения макарьевской эпохи благодаря акварельной неяркой раскраске, придающей миниатюрам скорее эскизный характер. Среди миниатюр присутствуют сцены, к-рых не было в рукописи ГИМ. Муз. 340: Н. осуждает «беззаконнующего мужа», художник изображает обнявшихся юношу и жену, на к-рых оглядывается Н. (Л. 281 об.). Достаточно быстро в отличие от новгородской рукописи мастер Петр переходит к изображению Н. как немолодого бородатого средовека. В сценах явления архидиак. Стефана Н.- старец в дорогой одежде, с бородой и длинными волосами (Л. 287, 288 и далее). Молитва Н. перед образом Богоматери иллюстрирована сценой «Поклонение волхвов», а после этого - чудесное хождение Н. по воздуху, по облаку с поднятыми вверх в жесте удивления руками (Л. 310 об.). Подробнее показано, как Н. во время молитвы берет масло из лампады при Богородичной иконе, обретая силу над бесами (Л. 315); укрощает прикосновением взбесившуюся лань (Л. 348), исцеляет маслом из лампады жену, страдающую зубной болью (Л. 349); бесовское войско бежит от Н., окруженного 4 Голгофскими крестами, с помощью которых мастер Петр, вероятно, передавал крестное знамение (Л. 358, 358 об.). В Самарской рукописи нек-рые сюжеты Жития Н. по иконографии имеют еще более сходства с житийными циклами св. Андрея Юродивого. Композиция Видения Н. Богородицы в окружении святых во храме (Л. 338 об.) аналогична композиции Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Крест на мне рабе Божием имракъ, крестом я рабъ Божий имракъ ограждаюся от сопротивника своего, еретика, еретницы, от клеветницы; замыкаюся я раб Божий имракъ от грехов девяносто позолоченными ключами, от колдун, от колдуницы, от волхвов и от волхвиц, кину, кину я раб Божий имракъ с тех девяносто позалоченных ключей в окиан-море, и один на дне лежит камень латирь, никому в кияне не бывать, и ключей моих не вынимать. Во имя Отца и Сына и святого духа аминь. От земли и до небеси около меня раба Божия имрака стоит, стоит град каменный; в нем породила пресвятая Богородица сына своего Господа нашего Иисуса Христа, ангела, архангела и великие архангелие грозных сил воевода святый архангел Михаил и архангел Гавриил и святой страстотерпец Дмитрий, святый и храбрый Георгий, те меня раба Божия имракъ берегут со всех четырех сторон скипетры своими; не дают меня раба Божия имракъ лихим людям стрелять и рогатиною колоть, ничем бити, ни копием вергнуть, ни саблею сечь, ни ножем ни колоть, ни мечем лихим людям сокрушати и ни чем бити служебника своего ангельского, мученического раба Божия имрака пред царем Александром Македонским, и всякой птицы совершением и утверждением святых, вдовиц умолением. Стой неходи ко мне рабу Божию имраку умолением святых апостолов и святых отец не ходи ко мне рабу Божию имраку, умолением всех святых, которые сотворили волю Божию от начала и до сего дни, умолением вдовиц, стрела стой, не ходи ко мне рабу Божию имраку, через благовещение пресвятые Богородицы и приснодевы Марии, умолением всех святых молитвами, аминь. Соблюди Господи и помилуй, загради и заступи и защити раба Божия имрака от стрел летящих, и от всяка железа, от булату и от укладу, и от камене, от стали, и от меди зеленой, и от разные проволоки железные, от всякого древа русского и заморского, и от жимолости, от ружья ратного и воинского и от стрел и от пушек и от пищальки, и от самопалев, и от пушек медных и от оловянных, и от всякого камени, от каменных треск и оловянных, и от свинцовых, и от дроби всякой, и от всякого пороху русского и заморского, и от всякого древа, и от всякого погубления на сем свете от востока до запада, от земли и до небеси, от всех четырех сторон, и от всякой птицы перыя и от всякого погубления черемисского и татарского, бухарского и крезниского (sic), и от литовского и черкаского, и от латынского и немецкого, и от русских людей не мирных, и от всяких нечистых родов, и от всякого врага и супостата. Аминь. Крест хранитель, крест всея вселенные, крест креста церковного, крест царская держава, крест верным утверждение, крест ангелам слава, крест бесам язва. О святый великий Иоанне пророче и предтече, крестителю Господень, отгони от меня раба Божия имрака Иродовых 12-ти дщерей и сохрани меня грешного раба своего имрака душу мою и тело цело и здраво, до окончания живота моего, и во веки веков, аминь, аминь, аминь. Читать по утрам и зарям трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Этот душеспасительный разговор показывает, братия и сестры, безмерную к нам любовь Божию. Ещё будучи в яслях, Спаситель уже говорит как Пастырь Добрый, готовый душу Свою положить за овцы Своя, Он уже готов был взыскать заблудших овец Своих ( Пс. 118:176 ), как говорил пророк Давид. С момента же рождения и пребывания в яслях одно Его Имя стало привлекать к Нему всё небесное и земное ( Флп. 2:10 ); небо – звезду и ангелов, земля – пастухов и учёных мудрецов (волхвов), пришедших издалека поклониться Ему, как Богу. С тех пор Христос привлекает каждого из нас. Он беседует с нами и через укоры нашей совести, и через беспокоящие нас болезни, и через постоянно грозящие нам беды и напасти, и через Слово Божие, вразумляющее нас, и через Божественную Литургию, духовно и насущно питающую нас. Христос неотступно следует за нами и взывает: Адаме, где ты? Овца погибшая, в каких местах блуждаешь ты? Грешник, куда скрыл лицо своё? Противленец воле Моей, когда раскаешься и взыщешь Меня? Братия и сестры! Сегодня, в праздник Рождества Христова и мы мысленно стоим у спасительных яслей вифлеемских. Как и блаженному Иерониму, Богомладенец каждому из нас говорит: «Дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть, твоё осуждение (людей), и Я возьму их на Свои рамена». Блаженный Иероним восплакал после этих жертвенных слов Младенца и возопил: «Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную». Нам сегодня, братия и сестры, следует поплакать у яслей Господних и слезами покаяния за недостойную жизнь нашу и следами духовного радования, что родившийся Христос и нас оправдает, если мы веру имеем в Него, как Своего Спасителя, и в жизнь вечную, как жизнь в Боге и с Богом. Смысл праздника Рождества Христова скрыт в глубине апостольских слов: Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Небо преклонилось к земле и «Сын Божий, – как говорит святитель Афанасий Великий , – стал Сыном Человеческим, чтобы и нас сделать сынами Божиими», чтобы «обожить и земнородные существа» 101 . Мы призываем сегодня «ликовать» вместе с ангелами, и «радоваться» вместе с «человеками» и всей тварью, ибо «велие и преславное чудо совершается днесь: Дева рождает, – и утроба не истлевает, Слово воплощается и Отца не отлучается. Ангелы с пастырями славят, и мы с ними вопием: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Радуйся кресте, апостолов проповедание, пророков пророчество, учителей помоще, всех святых святое и честное украшение. Радуйся кресте, хранителю благочестивых христиан. Тебе имамы оружие и хранилище, тебе имамы помощь: твоим действом посрамляем враги нашя, побеждаем демоны, низлагаем гордость диаволю. Тому мы благословеннии христиане да поклонимся, того да облобызаим, того вседушно да целуим сострахом и радостию. Сострахом убо, занедостоинство наше, с радостиюже, за благодать, юже нам дарует. Того силою да укрепимся, и да будем усердии к прочему святыя четыредесятницы, да прейдем ю достойно, и яко Бог хощет, да зде убо сподобимся чювственныя пасхи, и светлоноснаго воскресения Господа нашего Иисуса Христа: таможе достигнем во умную пасху, в радость ангелов, в стояние святых, и царство небесное: егоже буди всем нам получити, во Христе истинном Бозе нашем. Емуже подобает слава, честь, и великолепие во веки веков, амин. О еже коими персты десныя руки и зоображати крест Елика убо вещь велицей чести припрягается, сия о себе требует сугубаго прославления: первое, глаголю, от естества своего, второе по оном от словес, яже о ней. И елико первым и зообилует, толико и вторым изяществует. И несть иному чесому мню непщеватися величайшею честию от иже сущих на земли вещех, якоже честному и животворящему кресту. егоже бо похвалы и силы аще кто точию и ли сень и ли образ открыет, абие наполнит вонею, обоневающих обоняния. Кто убо невесть моисеова жезла силы, еюже реки вкровь преложишася, и лжеименитыя змии волхвов поядошася. И овогда ударением впрям чермное море пресечеся, овогдаже паки тожде море, преким ударением поражаемо, воду совокупи. И враги убо погуби, верныяже спасе. И паки тойже моисей рукопростертием крестнаго образа, амалика победи. Ктому же последи влаганием древа в воду, (еже образоваше креста), железо от глубины возвлече, да аще тамо в предвоображаемых, толика сила бяше креста, колико паче в самом том распятаго кресте сила, яве вкупе и в последствуемых действуема будет, аще истинно от нас вообразится, от вещи или вида. От вещи убо, якоже послучаю от древа, или яковыя вещи: отвидяже, якоже, осенением кому десници своея налице своем, или на ином чесом, четвеространно, якоже мнится глаголати афанасию великому , глаголющу 510 , крестному убо образу от двою древу слагаему покланяемся, иже на четыре страны разделяется, якоже и впоучении евангелия воскреснаго в слове о кресте, навоздвижение, сице глаголет 511 : крестный убо образ на четыри страны разделяется. И вышняя убо его, праваго древа, вышним рогом содержима суть: нижняяже, нижним: посредняяже его, двоими странами прёчнаго древа содержима суть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Вслед за тем, наместник Новгородский князь Василий Ромодановский, имея теплую веру к угоднику Божию Феоктисту, в 1664 (Филар. Черниг. 1644 г.) велел очистить от развалин гроб, среди отстатков Благовещенской церкви, и устроить над ним, сперва часовню, с надгробным ликом святителя, а впоследствии каменную церковь , которая существует и доныне. Между тем, он не переставал изливать благодать на бывшую свою паству, великий Новгород. Так, в 1700 г., дочь Знаменского священника Евпла, ослепшая после долговременной болезни, прозрела над самым гробом святителя; такое же чудо совершилось над дочерью священника Ильинской церкви и над женою другого священника той же церкви; а у купца Афанасия, десятилетний отрок, бывший без языка, впервые проговорил, после молебна у раки святителя; и потом исцелились два родные брата, купцы: Потап и Иоанн. В 1702 г. купец Иоанн Агапитов, долго страдавший расслаблением ног, отслужив святителю молебен 30 декабря, тотчас получил исцеление. В 1705 г. 10 марта получил исцеление у раки святителя Антип Михайлов Боровиков, который страдал умопомешательством и был без языка; и в том же году получил исцеление дворцовый крестьянин дер. Липец, долго страдавший расслаблением. В 1707 году мощи святителя были положены открыто. И с тех пор исцеления начали изливаться от них неоскудно. В 1710 г. поселянка с погоста Вяжищ – Мария, 20 лет лежавшая в расслаблении и 3 года бывшая слепою, когда облобызала лик святителя на гробе, мгновенно получила исцеление. Жене Новгородского дворянина Силы Корсакова, долго страдавшей внутреннею болезнию, явился во сне неведомый муж в архиерейской одежде и велел идти на гроб святителя Феоктиста, – исполнила она таинственное повеление и получила исцеление при гробе. И другое такое же явление было вдове купеческой Марии в 1714 году, которая целый год не владела руками и ногами. С верою она вспомнила святителя Феоктиста и начала со слезами молить его о своем исцелении, как сама потом рассказывала игумену и братии, когда пришла исполнить обет свой у раки святого. Подобное явление святого и в том же году было вдове пономарской Евдокии, лежавшей в расслаблении, которую укорил священнолепный старец в ночном видении: «для чего врачуешься у глупых волхвов?» Больная велела сыну своему вести себя на гроб святителя Феоктиста и в ту же минуту получила исцеление. Еще ранее сего, именно в 1711 г. получил исцеление у раки святителя от продолжительной болезни дворянин Шелонской пятины Лазарь Пантелеймонов; в 1713 г., по молитвам у раки святителя, разрешилось неплодство жен дворянина Феодора Нелядинского и Симеона Савельева Зеленина рождением им сыновей; а жена купца Лаврентия Мансурина получила исцеление от продолжительной болезни. В 1714 г. крестьянин деревни Веряжи, Коростынского погоста, Кирилл Григорьев получил исцеление у раки святителя от расслабления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1433 Монастырь, называемой Филостей, ибо строитель его был Филостей. – Филофея монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Получил название по имени афонского подвижника Филофея, основавшего обитель в XI в. 1434 Когда Христос вознесься на небеса и апостоли метнуша жребий... По ея словесы все идолы пали и перекололись, и бесов всех изгна, и чудодействия не ста. – Яким Васильев пересказывает апокриф о путешествии Богородицы на Афон, известный еще в древнерусской книжности под названием «Воспоминание отчасти святыя горы Афонскыа, како наречена бысть свята гора и коих рады дел прозвася». 1435 Посему и называются святогорские монастыри по жребию Пресвятыя Богородицы. – Здесь автор отсылает к традиции называть Святую гору Афон уделом Пресвятой Богородицы. 1436 ...на самой верх горы Афона, где есть храм Преображения Христова. – Небольшой храм Преображения Господня на самой вершине Святой горы, как и окрестные скиты и кельи, находится в ведении лавры Афанасия Великого . 1437 Монастырь, называемой Павловиат, ибо его начал строить преподобный Павел. – Монастырь св. Павла в честь Сретения Господня (кон. IX в.). Назван по имени основателя, царственного инока Павла Ксиропотамского (в мире Прокопий), сына греческого имп. Михаила Куропалата и его жены Прокопии. 1438 ...началной храм великомученика Георгия и крест, подаренной царем Костянтином, на нем вырезаны из костей разные Господские празники. – В сообщение паломника вкралась ошибка: собор монастыря Св. Павла посвящен Сретению Господню, где хранится большой напрестольный деревянный крест, по преданию, принадлежавший императору Константину Великому . С обеих сторон крест обложен 50 небольшими иконами. А святому великомученику Георгию посвящен один из монастырских приделов. 1439 И тамо лежат принесенные в Вифлеем Христу дары от персидских волхвов, или царей: злато, и ливан, и смирна. – В соборе Сретения Господня хранится часть злата, ливана и смирны, принесенных волхвами в Вифлеем младенцу Иисусу. Эту святыню монастырю в 1470 г. пожертвовала Мария, дочь последнего деспота сербского Георгия Бранкована и супруга султана Амурата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярославль. Церковь Петра, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты Находится в Мукомольном переулке (бывш. Петромитрополитский), на территории закрытого мукомольного завода Построена в 1657 на средства купца Ефрема Лифантьева. Главный престол был освящён в честь Собора Божией Матери, на правой стороне алтаря был устроен холодный придел Андрея Первозванного, на левой - теплый во имя Св. Петра, митрополита Московского. В XVII в. Петромитрополитская церковь играла роль одной из основных высотных точек в низкой застройке левого берега Которосли между храмами Богоявления и Николы Мокрого. Это был первый по времени постройки каменный храм в большой и многолюдной Спасской ремесленной слободе Ярославля. Прихожанином церкви в 70-80-х г.г. XVIII в. был первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов. Первоначально сильно растянутый в поперечнике четверик храма завершался двумя каменными шатрами. Четверик был перекрыт тяжелым корытчатым сводом, опиравшимся на мощные стены толщиной до 2 м. Фундамент церкви со стороны Которосли был выложен из крупных валунов. К четверику примыкала обширная трапеза на четырех опорных столпах. К северному нефу, более широкому по сравнению с остальными, примыкала шатровая колокольня, а с западной стороны в трапезную вело высокое крыльцо. Декоративное убранство храма было чрезвычайно скромно. Углы основного четверика были обработаны лопатками, в верхней его части проходил узкий поясок поребрика и четыре ряда выпущенной кладки. Окна не имели наличников. Над верхними окнами находились небольшие ниши прямоугольной формы, в которых помещались иконные изображения: «Собор Богородицы» на южной стене и «Ярославские святые» на северной стене. Внутри храма в стенах и сводах было сделано 15 голосниковых отверстий, сближавших Петромитрополитскую церковь с храмами Ростова. Архитектура храма претерпела в XVIII-XIX в.в. значительные изменения. С 13 июня 1760 г. по 30 июня 1761 г. стены храма были украшены фресковой живописью. В работе над росписями принимали участие 7 ярославских мастеров: Афанасий Андреев Шустов, Михаил Алексеев Сопляков, Федор Илларионов Пототуев, Иван Никитин Горин, Федор Иванов Горин, Иван Степанов Сарафанников и Устим Никифоров Кружевников. В центре храмового свода в кругу находилось изображение Новозаветной Троицы, сцен Благовещения и Поклонения волхвов, на склонах - двунадесятых праздников, пророков и Богоматери «Знамение».

http://sobory.ru/article/?object=17897

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010