О древнем почитании св. Икон свидетельствуют многие Церковные писатели. Евсевий упоминает о древнейших Иконах Спасителя и Апостолов Петра и Павла 121 . «Считаю неприличным, пишет он, умолчать о предмете, достойном памяти потомков. Повествуют, что кровоточивая жена, о исцелении которой мы знаем из св. Евангелия, родилась в упомяпутом городе (в Кесарии Филипповой, которой Финикиане называют Панеадом), где и дом ее показывают, и что доселе там сохраняются удивительные памятники благодеяния, оказанного ей Спасителем. Ибо на высоком камне пред воротами дома ее поставлено медное изображение жены, падшей на колена и простершей руки, как бы умоляющей. Перед сим изображением стоит другое, в прямом положении, из того же металла – изображение мужа, благолепно одетого и простирающего руку к жене. Говорят, это изображение Иисуса. Оно сохранилось до наших времен и его могут видеть приходящие в город. И не должно казаться удивительным, что те из язычников, которые древле были исцелены Спасителем нашим, так делали, когда и изображения Апостолов Петра и Павла и наконец Самого Христа мы видим начертанные на досках красками и хранимые. Древние обыкновенно так почитали тех, коих считали своими избавителями» 122 . Свидетельство Евсевия указывает на древнее со времени Иисуса Христа и Апостолов употребление и почитание св. Икон. По словам св. Иоанна Дамаскина , Равноапостольный Константин повелел начертать в церквах живыми красками рождество Спасителя, поклонение пастырей, волхвов, течение звезды, Симеона Богоприимца, Крестителя и проч. 123 Афанасий Великий называет безумными тех, кои, по гордости своей, не почитают Креста и святых Икон 124 . Амвросий Медиоланский говорит: «почитаем Господа в изображениях» 125 . Св. Иоанн Златоуст имел Икону Ап. Павла, и когда читал его послания, то устремлял на нее взор свой, так, как бы внимал ему живому и ублажал его самого 126 . Астерий Амасийский V века упоминает об Иконе св. Мученицы Евфимии. Шестым Вселенским Собором постановлено правило относительно образа Агнца, вземлющаго грехи мира 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   К 25 декабря к стран. 400. В синаксарях с праздником Р. X. соединяется еще воспоминание поклонения волхвов новорожденному царю. Самое же событие поклонения по евангельской истории было уже после Сретения Спасителя Симеоном и Анною в Иерусалиме, т. е. спустя более 40 дней по Р. X., ибо Спаситель немедленно после поклонения должен был удалиться в землю египетскую. Вообще в отношении в разным преданиям о времени празднования того или другого события в жизни Спасителя и Богоматери, в отношении к разным дням празднования святым должно заметить, что церковь, частию за неимением твердых исторических данных, частию имея в виду более духовную сторону торжества, не обращала строгого внимания ва непременное соответствие празднования события времени совершения самого события. Так время страдания и воскресения Иисуса Христа известно, но вся церковь, хотя и после долгих споров предстоятелей ее, постановила праздновать сии события и другие зависящие от них (Вознесение и Пятидесятницу) в разные дни по особым соображениям чисто духовного характера. Для духовного торжества важно воспоминание самого события и величия его, а неточное соответствие его времени. Дух человеческий сам по себе ограниченный, связанный немощною плотию и падением омраченный, долго не находил средств в отношении к точному определению времен года и доселе общеупотребительные календари не соответствуют точному астрономическому календарю и дни великих событий, если бы они соответствовали тем же дням месяца, в кои случились, чрез две тысячи лет уже не совпадали бы в действительности со временем самого события. В части III. Приложению 1     Адриан пр., основавший с Зосимою сестринский бывший в волоколамском уезде монастырь.     Афанасий, ученик Александра Свирского. Мощи в Задненикифоровск. пустын. Словарь истор. о св. (Никифор).     Валент муч. в жнтии Феодота анкирского 18 мая.     Василий, еп. Сурожа и Фулы. 9 янв. Синакс. греч. XII в.     Василий Христа ради юродивый инок Спасо-каменного монастыря, бывшего на озере Кубенском. Слов. истор. о св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Арнаутова Ю. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века. СПб., 2004. С. 51-52, 84. Цит. по: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу… Т. 3. С. 304-305. Цит. по: Там же. С. 304. Орлов М. История сношений человека с диаволом //Амфитеат ров А. Диавол; Орлов М. История сношений человека с диаволом. М., 1992. С. 656-657. Примеры подобных епитимий см. в книге: Афанась ев А. Поэтические воззрения славян на природу… Т. 3. С. 295-296. Цит. по: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу… Т. 3. С. 296 По правилу Киевского митрополита Иоанна II (1080-1088), занимающихся чародейством надлежит сначала отвращать от злых дел словами и наставлениями; если же пребудут неизменными, то в отвращение зла наказать их с большей строгостью, но не убивать и не уродовать их тел, так как этого не допускает церковное учение… А в приговорной грамоте Троице-Сергиева монастыря (в 1555 г.) предписывалось изгонять из сел «волхвей и баб-ворожей»; причем их можно было побить и ограбить. «Здесь рекомендуется домашняя мера против волхвов: выгнать вон, и делу конец» (Галъковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. С. 229,232). «Весьма замечательно, что наши памятники епитимийного содержания совершенно не со держат указаний на колдовство в западноевропейском смысле: нет указаний на формальную связь человека с диаволом, на контракты с ним» (Там же. С. 234). Левенстим А. Суеверие в его отношении к уголовному праву//Журнал Министерства юстиции. 1897. 2. С. 99. Духовный регламент, тщанием и повелением Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санкт-Петербурге, в лето от Рождества Христова 1721-е, сочиненный. 3-е изд. М., 1883. С. 40. Цит. по: Краинский Н. Порча, кликуши и бесноватые… С. 46. Прыжов И. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. М., 1997. С. 84-85. Прыжов И. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. С. 85.

http://sueverie.net/pochemu-xristiane-ne...

602 См.: Правила пространные, 15-й вопрос. Творения. Т. V. С. 119– 123; Правила краткие, 53-й вопрос. Там же. С. 182–183; 292-й вопрос. С. 330–331. В странноприимнице при Нитрийском монастыре запрещалось странникам в известную часть дня разговаривать между собой. См.: Лавсаик. Гл. 7. PG. Т. 34. Col. 1020; рус. пер.: С. 22. 603 См.: Житие Антония Великого . Творения св. Афанасия. Т. III, гл. 87 fin. С. 245: «Кто приходил к нему ( Антонию Великому . – С. С.) смущенный помыслами и не находил тишины уму?»; Арх. Сергий. Лавсаик и История египетских монахов//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1882. Кн. I. С. 243–244; Руфин. История монахов; рус. пер.: С. 6. Когда св. Иоанн Златоуст жил в монастыре близ Антиохии (375–378), он далеко по окрестностям прославился своей учительностыо и духовной опытностью. «И все называли его отцем, – повествует жизнеописатель его Георгий Александрийский, – и исповедовали ему свои помышления и, приняв рассуждение его, уходили в свои места… И делали это не только монахи, но и многие из мирян (πολλο τν ν κσμ), обуреваемые злыми помыслами. Приходили они к нему и объявляли ему душевные раны, как болящие телом [показывают] свои болезни врачам, и, приняв пластырь, необходимый для исцеления души, с радостью возвращались» (Житие Златоуста, написанное Георгием, патр. Александрийским//Ioannis Chrysostomi opera omnia, edit. Ε. Savilii. Etonae, 1612–1613. Т. VIII. P. 173; рус. пер.: Великие Четии-Минеи, 13 ноября, стб. 926–927 (у Симеона Метафраста это известие пропущено: PG. Т. 114. Col. 1068)). Но Златоуст не был старцем. Он даже не был иноком, потому что не принимал пострижения. Причина описанного здесь хождения к нему для исповеди помыслов – одна: его исключительная учительность и духовная опытность. 604 Τ κεκρυμμνον ες φς προσφρων μαρτμα κα τν παρβασιν νακηρττων πσι κα το πτασματος κ Θεο συγγνμην ατομενος κα τν γιον ες πικουραν κλν, ς ν παντοδυνμοις ατο εχας τν δεσμν ατν τς μαρτας κλσειε. Блаж. Феодорит. История боголюбцев. Гл. 29. PG. Т. 82. Col. 1477; рус. пер.: С. 213. В Житии Георгия Кипрского (кон. VI – нач. VII в.) рассказывается, как один борец из Византии, юноша Епифаний, заболев от наговоров соперников, и сам вздумал лечиться у волхвов, но в наказание за это сделался бесноватым. Тогда Епифаний отправился искать исцеления у подвижников и по указаниям одного монаха явился к преп. Георгию. Юноша хочет принести старцу покаяние: «Хочу тебя, отче, вопросить наедине». Но прозорливый подвижник уже знал его грех и болезнь. Он посоветовал юноше остаться в монастыре гостинником, что тот и исполнил. См.: Палестинский Патерик. Вып. 9, гл. 15–19. С. 14–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Список рисунков в тексте и на отдельных листах. 1. Рождество Христово (вивьетка) 2. Вифлеем 3. Планн Вифлеемской базилики 4. Западная часть базилики, отделенная от транзепта перегородкою 5. Иконостас главного алтаря в базилике Рождества и спуск в Вертеп 6. Место Рождества Христова и престол над ним 7. Ясли и место Рождества Христова (на отд. л.) 8. Вход в пещеру пастырей (в селении Бет-Сахур) 9. Колодез волхвов 10. Русский приют в Иерихоне с башнею Закхея 11. Река Иордан (на отд. л.) 12. Русские паломники на реке Иордан во время богоявленскаго водоосвящения (на отд. л.) 13. Монастырь св. Иоанна Крестителя близ Иордана 14. Сорокодневная гора 15. Пещера пощения Иисуса Христа 16. Монастырь св. Георгия Хозевита 17. Монастырь Катамонас близ Иерусалима (на отд. л.). 18. Гробница пр.Симеона Богоприимца в Катамонасе(на отд. л ). 19. Благовещение Пресвятой Богородицы (виньетка) 20. Молебен на дворе русских подворий перед отправлением каравана в Назарет (на отд. л.). 21. Выступлеше назаретского каравана из Иерусалима (на отд. л.) 22. Назаретский караван на привале (на отд. л.) Колодез, близь которого беседовал Христос с Самарянкою, в Сихеме (на отд. л.) 24. Развалины церкви в Севастии на месте темницы св. Иоанна Крестителя 25. Паломнический караван в последний день пути перед Назаретом (на отд. л.) 26. Русское подворье в Назарете (на отд. л.) 27. Соборная церковь Благовещения, наружный вид. 28. Источник Св. Девы Марии. 29. Пещера Благовещения над источником 30. Православная церковь Благовещения, внутр. (на отд. л.). 31. Пещера Благовещения в католическом монастыре. 32. Латинская церковь Mensa Christi. 33. Гора Блаженств. 34. Место насыщения 5000 человек. 35. Тивериадское озеро. 36. Гора Фавор 37. Вход в Святогробский храм (Воскресения Христова). 38. Православная церковь Воскресения. 39. Северная галлерея Святогробскаго храма – конечный путь внутренних литаний 40. План храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 41. Украшенный кувуклий. 42. Вифания. 43. Вход в погребальную пещеру пр. Лазаря в Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И протоиерей Нечаев чужд такой натяжки и когда пришлось ему объяснять эти слова чина проскомидии, то он говорит, хотя и не так подробно, как заслуживает настоящее место, прямо и ясно указывающее на самый первый момент в жизни Христа Спасителя, что «священник воспоминает здесь звезду, приведшую волхвов на поклонение Богомладенцу, как Царю», царственная слава Которого открылась еще в самом вертепе» (стр. 28). Если мы будем далее следить за порядком чина литургии и внимательно читать важнейшую евхаристическую молитву ее, то мы увидим, что как в песнях, составленных богодухновенными мужами, так и в молитвах, мысль об изображении в чине литургии всей земной жизни Христа Спасителя проведена всюду. В самом начале литургии, мы слышим песнь, в которой прославляется «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотившийся от святой Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся», немного далее: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы (припев на Рожд. Христово) или «во Иордане крестивыйся» (прип. на Богоявление), или «Вознесыйся во славе» (прип. на Вознесение) и т. д., в самой средине чина литургии священник молится Богу Отцу, воспоминая, что Сын Божий, «Бог сый привечный, на земли явися и человеком споживе и от Девы святыя воплощся, истощи себе, зрак раба прием; сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворить образу славы своея» (см. евхаристическую молитву), наконец, в конце литургии слышим пение стихиры Пятидесятницы: «Видехом свет истинный и прияхом Духа небесного», а священник произносит стих: «Вознесся на небеса Боже» и молит Господа Бога, чтобы «причащение святых Таин тела и крови Христовых» послжило нам к сохранению непостыдной веры, нелицемерной любви, к приумножению мудрости, к уврачеванию души и тела, к удалению от всего противного сему, к соблюдению заповедей Божиих, к благоприятному ответу пред страшным судилищем Христа» (см. молитву по причащении священнослужителей: «Благодарим Тя, Господи Боже наш»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Чтобы яснее представить всю тяготу морского пути нашего современного паломника, весьма печальную и тяжелую картину его лишении на пароходе Русского Общества Пароходства и Торговли в самых первых насущных его потребностях – в чистом воздухе, в просторном месте на палубе, в укромном уголке для молитвы и т. п., мы для большего контраста изобразим перед вами картину подобных же паломнических путешествии инославного Запада – немецких и французских. В1890 г. немецкое «Общество Св. Земли» в Кёльне решилось снарядить три больших покаянных паломнических каравана, из коих один в 500 человек совершал свое морское плавание в Палестину при следующей обстановке. Все участники этого каравана 23 сентября собрались в знаменитом Кёльнском соборе пред алтарем трех волхвов для слушания архиерейской литургии и для получения из рук епископа паломнических красных крестов на шею. В Генуе их ожидал немецкого [отделения] Ллойда пароход «Амфитрида». На палубе его была устроена часовня с 17 алтарями, красиво декорированная разноцветными флагами. Ежедневно утром от 4 до 8 1 / 2 часов совершались на этих алтарях тихие литургии, а в 9 часов была главная литургия и даже однажды – архиерейская литургия с проповедью. Выстрел из пушки означал начало литургии три следующих выстрела – чтение Евангелия и освящение Даров и последний выстрел – конец литургии. На главном алтаре стояли среди растений Св. Дары, и как только оканчивалось богослужение, начиналось деннонощное поклонение Св. Дарам. Для этого паломники были разделены на десятки, которые сменяли друг друга по очереди. В Иерусалиме им устроена была торжественная встреча, и паломники вошли во Св. Град с песнопениями духовных гимнов в сопровождении католического духовенства, консула и гражданских турецких властей. 80 Французские паломнические караваны совершающие с 1881 г. ежегодные покаянные поездки 81 в Палестину избирают сборным пунктом обыкновенно Марсель. Пароход назначенный для перевозки паломников приспособляется также к целям путешествия. На носу его водружается массивный деревянный крест, который потом приносится в Иерусалим, освящается в храме Вокресения, сопутствует каравану при обратном возвращении и жертвуется в одну из сельских церквей, служа там предметом чествования местных паломников. На корме парохода устрояется большой алтарь с выставленными на нем Св. Дарами, на котором совершается ежедневно Божественная литургия. Священники произносят проповеди и устраивают чтения, заранее подготовляя паломников к обстоятельному знакомству с достопримечательностями Иерусалима и Палестины. В Иерусалиме этих паломников ожидает такая же торжественная и помпезная встреча, как и немецких паломников, причем эти паломники иногда вступают в стены Иерусалима даже с музыкой 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иона Пермский, свт. Описания иконы Иона Пермский, свт. - житие Святитель Иона Великопермский (память 6 июня и 29 января по старому стилю) Пятый епископ Пермский и преемник по кафедре святого Питирима (U 1455 г.). Рукоположен на Пермскую кафедру святителем Ионой, митрополитом Московским (U 1461 г.) в 1455 г. Продолжал укрепление Пермской Церкви и неутомимо боролся с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ. В 1462 г. епископ участвовал в прениях о вере, которые происходили в Уросе, владении пермских князей. Одержав в них убедительную победу, святитель привел ко Христу одного из влиятельных князей и с его помощью окончательно обратил в христианство Великую Пермь (языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме и Чусовой). Он истреблял идолов, сооружал храмы, при которых заводил училища, к новообращенным перевел опытных священников из Усть-Выми. Предчувствуя близость кончины, святитель стремился побывать даже в самых отдаленных местах епархии, чтобы словом назидания укрепить в вере своих пасомых. Мирно почил о Господе 6 июня 1470 г. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Пермь. Н. XX.] Свтт. Пермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона. Икона. Пермь. Конец XIX - начало XX века. Пермский Успенский жеский монастырь. Файл 6933.jpg:   Размер: 945x1152, 1.09 MPix, 238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (141) , (1) . Описание: [Россия. 1717.] Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Файл 6934.jpg:   Размер: 602x1166, 0.7 MPix, 92 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (144) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6936.jpg:   Размер: 780x1121, 0.87 MPix, 137 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (118) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2015

Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним даются за грехи, другим – для духовного совершенства. Когда мы по христиански, с молитвой и благодарением к Богу, переносим их, тогда идем уверенным путем ко спасению. Молитвы священномученикам Киприану и Иустине Молитва первая О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих. Приими от нас недостойных хваление наше и испроси нам у Господа Бога в немощех укрепление, в болезнех исцеление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей. Вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений наших греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диаволъскаго и всякаго действия духов нечистых, и избавит от обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, во искушении подаждь нам терпение и в час кончины нашей яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствах наших, да водимый тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небесном Царствии со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Молитва вторая О святии священномучениче Киприане и мученице Иустина! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете есте, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Се, дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных (имена). Будите нам заступницы крепции, да заступлением вашим сохраняеми невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Когда наступит конец Света? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Бог через святых пророков и апостолов возвестил о том, что придет день, когда земная история закончится и наступит кончина мира.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Привези, привези, девочка, — отвечал старец, — вот какая ты хорошая, спасибо тебе, что старичка пожалела». Так старец умел говорить языком трехлетней девочки. Когда дети растут в среде обычаев Церкви, при частом посещении богослужений, это может наложить отпечаток и на характер игр. В последних они будут, может быть, воспроизводить Таинства или обряды из богослужения. И если они играют серьезно, то в этом им мешать нельзя, хотя нельзя их и побуждать к этому. В истории Церкви был такой случай. Однажды св. Александр, епископ Александрийский, смотрел на группу мальчиков, игравших на берегу моря. Он заметил, что мальчики тщательно воспроизводили обряд крещения. Когда игра была окончена, св. Александр призвал играющих и узнал, что крещаемые были языческими мальчиками, а крестившие — христианами. Епископ выяснил, что все возгласы, вопросы и ответы были произнесены вполне правильно. Св. Александр созвал духовный совет для решения вопроса — за кого теперь считать языческих мальчиков: за христиан или за язычников? И совет решил, что Таинство было совершено действительно, и св. Александру оставалось лишь дополнить обряд миропомазанием. Он призвал затем родителей новокрещенных и сообщил им о факте крещения. Родителям же тех мальчиков, которые крестили, предложил позаботиться о подготовке их к сану пресвитеров, которыми они и стали впоследствии. Мальчик, игравший роль священника, стал впоследствии епископом. Это был знаменитый защитник Православия св. Афанасий Александрийский. Как видно отсюда, под внешностью игры совершалось Таинство, и на детей сходил Дух Святой. Когда имеется к тому возможность, родители должны помочь детям в играх быть близкими к духовному миру. Так, например, рождественскую елку надо зажигать, начиная с пения рождественских песнопений (тропаря, кондака и ирмосов канона), исполненных особой красотой. Затем дети могут декламировать стихи, посвященные Рождеству, поклонению пастухов и волхвов, легендам о елке. Декламацию стихов с духовным содержанием можно устраивать вообще на всех детских семейных праздниках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010