п., оставался один шаг до христианско-шаманствующих пророков и пророчиц людей божиих и до «великаго волхва и пророка над пророками», Селиванова. И вот в конце же XVII и в начале XVIII в. Данило Филиппов и Иван Тимофеев Суслов положили начало секте людей божиих, а во второй половине XVIII столетия Селиванов возродил её в секту скопцов и довёл до высшего развития. Не вдаваясь здесь в хронологическую историю секты людей божиих 49 , которая исполнена мифологических вымыслов и басней, особенно до пророка Прокопия Лупкина (ум. 1732 г.),– мы раскроем, из каких именно элементов чудско-славянского, языческо-кудеснического миросозерцания, сложилась секта людей божиих, что привзошло в неё из эпоса и миросозерцания славянского и из обрядов и суеверий финских, чем видоизменилась или дополнилась она из других этнологических источников, и каким образом, наконец, получила восточно-великорусский, шаманско-пророческий тип, преобразившись в секту скопцов. Приступая к анализу составных элементов, из которых сложилась секта людей божиих, мы намерены раскрыть эти элементы во всей их подробности. Во-первых, самые свойства действия лжепророков и лжепророчиц людей божиих, наиболее характеризующие их пророческое самозванство, суть ничто иное, как только высшее проявление главных атрибутов чудско-славянских волхвов, кудесников и шаманов. Недаром, православный народ русский, очень хорошо знавший волхвов и кудесников, главных пророков людей божиих называл волхвами. Так родоначальников людей божиих, Данилу Филиппова и Селиванова, народ положительно признавал «великими волхвами». «Взяли меня, – говорить Селиванов в своём послании,– и великий допрос чинили, и рот мне драли, и в ушах и под носом смотрели и говорили: глядите везде! у него есть где-нибудь отрава; глядите тут и тут! Делали великия пытки и допросы и великим волхвом меня называли, и отдан был строгий приказ,– чтоб близко ко мне не ходили и кушанье близко не подносили, хлеб подавали на шесте, а кушанье на длинной ложке, сделанной аршина в полтора, и говорили: кормите его, да бойтесь; подавайте, а сами прочь отворачивайтесь, чтобы ни на кого не дунул и не взглянул! Ведь он великий волхв и прелестник, чтоб не прельстил и нас к себе не привратил: он хоть кого прельстит; он и царя может прельстить, а не только нас; и называли великим волхвом, так как и Господа прежде называли» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

1542 Для сравнения: за убийство чужого раба пеня 30 солидов; если римлянин ограбит салического варвара, то штраф 63 сол., а если франк ограбит римлянина, то 35. За покушение на жизнь свободного человека – 63 сол. 1545 Государственные законы Империи (XI век) предписывали следующее: «Колдуны и знахари, которые к вреду людей обращаются к демонам, подлежат казни мечом» (Эклога 17:43) 1548 Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом//Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. – М., 1992, сс. 656–657. Примеры подобных епитимий см. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, сс. 295–296. 1549 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, с. 296. 1550 По правилу митрополита Uoahha II (1080–1088) занимающихся чародейством надлежит сначала отвращать от злых дел словами и наставлениями; если же пребудут неизменными, то в отвращение зла наказать их с большей строгостью, но не убивать и не уродовать их тел, так как этого не допускает церковное учение… А в приговорной грамоте Троице-Сергиева монастыря (в 1555 г.) предписывалось изгонять из сел «волхвей и баб ворожей»; причем их можно было побить и ограбить. «Здесь рекомендуется домашняя мера против волхвов: выгнать вон, и делу конец» (Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916, с. 229 и 232). «Весьма замечательно, что наши памятники епитимийного содержания совершенно не содержат указаний на колдовство в западно-европейском смысле: нет указаний на формальную связь человека с дьяволом, на контракты с ним» (Там же, с. 234). 1556 Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева//Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001, сс. 345 и 405.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Вопр. 85. поскольку многие праведники в Ветхом Завете имели по две жены: то почему нам сие не позволяется, равно как и иметь наложниц? Отв. И. Христос не только запретил чтущим Бога иметь по две жены, но и увещевал, чтобы мы от одной удерживались. Он говорит: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин ( Лук. 14, 26 ). Желаещь ли большего доказательства? Слушай: речено бысть древним, говорит Христос, не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мат. 5, 28). Посему если одно вожделение ока И. Христос вменяет верующим в прелюбодеяние: то какое любомудрие и жизнь требуется от верующих в сравнении с ветхозаветными? И опять: если позволительно мужу иметь две жены, то надобно позволить и жене иметь двух мужей. Но слушай, что говорит Бог о муже и жене: будета два в плоть едину ( Быт. 2, 24 ), а не сказал: будут три в плоть едину. Впрочем если и одна жена данная мужу соделалась виновницею толиких бед для него и для мира, то чему бы не подвергся мир, если бы Бог от начала дал двух жен человеку? Если же спрашиваешь: почему ветхозаветные имели по две и по три жены? знай твердо, что тогда диавол имел много власти, которую Христос, пришедши на землю, разрушил, изгнав многих демонов, одних в бездну, других в пустыни и места необитаемые и непроходимые. Вопр. 86. От чего сновидения часто бывают истинны? Отв. Сие иногда происходит от Бога, часто от случая; иногда и сама душа, как существо разумное, предузнает будущее; иное же и демоны предсказывают посредством сновидений. Вопр. 87. Чтоже? ужели диавол и демоны имеют предведение, так что могут предсказывать будущее? Отв. Знать будущее принадлежит единому сердцеведцу–Богу: поскольку самые Ангелы не знают сокровенного в сердце или будущего. Демоны же, если что по видимому предвозвещает, с лукавством говорят о том по догадке, почему часто и лгут. Кто хочет обличать их, пусть предположит и решится в душе своей на-завтра раздать известное число монет; потом пусть призовет волхвов или гадателей и спросит их о сем; он без сомнения найдет, что они ничего о том не знают.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стихи о Рождестве 4 мин., 05.01.2014 В декабре дети разных возрастов — от только начинающих говорить малышей до глубокомысленных старшеклассников начинают разучивать «зимние» стихи. И в том числе — стихи о Рождестве. Только вот если относительно новогодней темы можно, скрепя сердце, разучивать с ребенком не отличающийся высокими художественными достоинствами стих про белочек и зайчиков, то со стихами о Рождестве  это не проходит. Нельзя даже маленькому ребенку давать произведения низкого качества на такую серьезную тему. Что же делать? Не учить стихи о Рождестве? Учить, только не обязательно написанные специально для детей. Великие поэты не раз касались этой темы, и у них вполне можно найти стихи о Рождестве. Стихотворение Афанасия Фета (целиком или отрывками) — вполне под силу выучить дошкольникам. С объяснениями родителя, естественно.   Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, Вот пропели петухи — И за Ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари востока Злато, смирну и ливан. 1842   Неплохие стихи о Рождестве для младших детей есть у Валентина Берестова: И зачем ты, мой глупый малыш, Нос прижимая к стеклу, Сидишь в темноте и глядишь В пустую морозную мглу? Пойдем-ка со мною туда, Где в комнате блещет звезда, Где свечками яркими, Шарами, подарками Украшена елка в углу! - Нет, скоро на небе зажжется звезда. Она приведет этой ночью сюда, как только родится Христос (Да-да, прямо в эти места! Да-да, прямо в этот мороз!), Восточных царей, премудрых волхвов, Чтоб славить младенца Христа. И я уже видел в окно пастухов! Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол! А ослик по улице нашей прошел!   Со школьниками можно начать разучивать «Рождественскую звезду» Бориса Пастернака. Причем начиная с младшей школы, объясняя, объясняя и еще раз объясняя. И не надо бояться, что дети не поймут. Моя девятилетняя дочка, решившая выучить отрывок из этого стихотворения, спросила, а какие могут быть «оглобли в снегу» — на Святой земле, почему в стихотворении речь о чем-то, близком к нашему климату? А потом сама себе ответила: «Но ведь  рождение Спасителя связано со всеми нами, живущими в любом времени, в любой точке планеты…». Разве можно тут говорить, что она что-то не так поняла?

http://foma.ru/stixi-o-rozhdestve.html

(Ибн Фаддлан. Х век. Описание похорон знатного руса). Общая характеристика практики человеческих жертвоприношений у славян-язычников Были ли жертвоприношения у славян-язычников? Жертвоприношение – в языческой традиции главный религиозный обряд. Языческие жертвоприношения людей присущи всем народам: африканским племенам, гуннам, галлам, скифам, арабам... И славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческие жертвоприношения у славян множество. Язычество не существует без кульминации – принесение человека в жертву богам В Звенигороде находили и трупы детей и младенцев, отдельные части тела и многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имели место быть. Так же много костей найдено возле Храма Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это позволят говорить о том, что язычники в жертву приносили христиан. Жертвоприношения были нормой для языческого мира. И по оставшимся свидетельствам можно говорить, что они были распространены, в язычестве, повсеместно. Если у Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, то Титмар говорит что гнев богов «умилостивляется кровью людей» Свидетельства Льва Диакона, говорят и о наличии обряда: « ..воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом, по обычаю предков. Множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра». «Повесть временных лет» описывает как после похода князя Владимира на ятвягов в 983 г. старцы и бояре выбирали по жребию отрока или девицу, и жребий пал на сына варяга-христианина. Отец отказался и пролилась кровь. Единоверцев сжигали, а жертвоприношение осуществлялось путём утопления Вода у славян издревле считалась путём на «Тот свет». Поэтому заложных покойников топили в болотах. Хотя этот рудимент по Афанасьеву отслеживается умерщвлении колдуньи «в XIX в. в Белоруссии во время засухи топили старуху». В «Повести временных лет» есть свидетельства и ритуальных умерщвлений. В Суздале во время голода в 1024 г. по инициативе волхвов в 1071 г., а также при голоде в Ростовской земле волхвы заявили: «ве свеве, кто обилье держитъ», «ту же нарицаху лучьшие жены глаголаща, тако си жито держитъ…», «и привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя… и оубивашета многы жены». Данные действия нельзя интерпретировать по другому как жертвоприношение. Основной целью жертвоприношения было умилостивить богов и послать урожай

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Наконец, волхвы обладали мифической тайной урожаев и неурожаев. изобилия или недостатка рыбных, звериных и других промыслов. Поэтому, когда случался голод, они выступали на сцену, истолковывали, сообразно со старыми языческими понятиями, причины голода и указывали средства к прекращению его. Так в 1024 г., по рассказу летописца, в суздальской области народ умирал с голода, волновался и производил мятежи. И вот встают, говорит летопись, волхвы или кудесники в Суздале и раздувают пламя. Они ходят с места на место и доказывают, что виноваты в голоде известные им люди, а именно: «старыя женщины и бесполезная старая прислуга, чадь или челедь, яко си держат гобино» 37 . В 1070 г., рассказывает летописец, «бывшей, единою, скудости в ростовской области, вста два волхва от Ярославля, глаголюще: мы знаем, кто обилье держит,– и пойдоша по Волге. Где придут в погосты, ту же нарицаху лучшия женщины, глаголюще, яко си жито держат, си рыбу, а си мёд, – а си скору. И привожаху к ним сестры своя, матери и жены своя: они же, в мечте, прорезавше за плечом, вынимали либо жита, либо рыбы, и убивали многи жены, а именье их отымали себе» 38 . Усвояя себе власть над естественной экономией жизненных средств человека, волхвы, по общей вере народной, умели заколдовывать всякие промыслы, так что кому заколдуют, тот не добудет ничего. «1661 года, сентября 24 дня, на Тюмени, в съезжей избе кречатый помощник Дмитрий Головин сказал словесно воеводе: «в прошлом году он, Митька, не добыл кречета потому, что на него хвалили кречатьи помощники Федька Онохин с братом с Иваном меньшим, и говорили ему, «что тебе не добыть кречета» и над ним Митькою Федька с братиею ведовали; да кто подле них и рыбу ловит, и тот ничего не добудет» 39 . Поэтому промышленные и торговые русские люди, отправляясь на промыслы и торги, подобно самоедам, остякам и др. финским племенам, просили наперёд волхвов пошаманить: «в ловы идуще или на куплю отходяще, чародеяньем и кобми ходили сих искати» 40 . Наконец, волхвы усвояли себе сверхъестественное ведение судеб людских.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Вместо религии природы, суеверий супранатурализма и теологико-схоластической метафизики, начинает просвечивать для человечества всеозаряющая и всеживотворящая, как солнце, истина природы, разум натурализма, рационализм опытного естествознания 70 . В первый, так сказать, архаический или палеозоический момент развития естественного человеческого самосознания, – миросозерцательное, преимущественно естественно-эпическое творчество принадлежит целым массам народным, и потом, уж, в последовательном процессе развития естественно мифологического мировоззрения, делается более или менее исключительным достоянием отдельных каст, напр. жрецов, волхвов-ведунов таин природы, а у народов более развитых, как напр. у Греков, мало по малу возводится в сознание так называемых мудрецов, философов, под которыми разумелись и геометры, и астрономы, и физики, и вообще естествоиспытатели. В последний, если можно так сказать, неозоический или неологический момент исторического развития естественного человеческого самосознания, инициатива нового, разумно-сознательного сближения человека с природой, инициатива нового, рационального, научного миросозерцания принадлежит отдельным гениальным умам, наблюдениям и открытиям. И от них уже свет истинного естествознания мало по малу должен озарить все темные массы народные, доселе блуждающие во тме суеверного миросозерцания. В этот момент, такие гении, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон, Линней, Бюффон, Кювье, Лавуазье, Лаплас, Гершель, Нуассон, Гумбольдт, Араго, Лаверье, Риттер, и подобные им являются первыми светилами разума природы, провозвестниками единой вечной и всеобъемлющей истины – естественной, космической 71 . Таков, в главных чертах, по нашему мнению, общий исторический цикл человеческого миросозерцания. К сожалению, нам приходится сказать вместе с Шлейденом, что «мы еще не имеем этой, столь желанной истории постепенного развития миросозерцания. История астрономии обращает внимание, разумеется, только на первоклассных деятелей, с которыми связан действительный прогресс, оставляя в стороне массы, которые осуществляют собой действительную жизнь и определяют характер века.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

А. Н. Афанасьев приводит заговор, обращенный к победителю Сатанаила: «Пойду я раб (имярек) из избы дверьми-воротами; навстречу мне Михаил-архангел со святыми своими с ангелами и апостолами. И взмолюсь я Михаилу-архангелу: Михаил-архангел! Заслони ты мене железною дверью и запри тридевятью замками-ключами. И глаголет мне, рабу Божию, Михаил-архангел: заслоню я тебя, раба Божия, железною дверью и замкну тридевятью замками-ключами, и дам ключи звездам. Возьмите ключи, отнесите на небеса!.. Замыкаюся я, раб Божий, девяноста позолоченными ключами, от колдуна, от колдуницы, от волхвов и от волхвиц»... и т. д. И народ, произносящий устами своих «знающих слово» людей это заклинание, неуклонно верит, что Михаил-архангел сойдет с небес и замкнет, могущественный посланец Божий, «всеё вражью силу темную накрепко и твердо». Грозному победителю «диавола со диаволами» народное воображение приписывало даже участие в миросозидании. «Како огонь зачася?» – спрашивается в одном из памятников народной отреченной письменности. «Архангел Михаил возжег его от зеницы Божией», – следует ответ. Затем кроме борьбы с «силами бесовскими» на него возложено перевозить души праведных через огненную реку, отделяющую, по свидетельству народных духовных стихов, земную преходящую жизнь от загробной – вековечной: Протекала тут речка, да речка огненная, От востока да и до запада, От запада и до сивера; По той ли по реки, да по огненной, Ездит Михайло-арханьдел-свет, Перевозит он души, души праведных. Праведныя души, души радуются, Песнь эту поют херавиньскую, Гласы те гласят серафиньские... Охранитель праведников на земле от сатанинского наваждения является в народном представлении и проводником их душ в селения райские. В последние дни существования бренного мира, на Страшном Суде Божием, после того, как «потопие» омоет «матушку сыру землю» от его грехов, «сойдет Михаил-архангел батюшко, вострубит в трубоньку золоту, и пойдут гласы по всей земли, разбудят мертвых и вызовут их из гробов». По народному поверью, принимал со смертного одра души усопших архангел Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1689 Кроме того, что одежды шились из дорогих и драгоценных материй, они унизывались жемчугом и убирались камнями. Рубашка из голландского полотна у нынешнего богатого человека и вместе франта, при всей своей добротности и при всём своём изяществе, стоит не боле 20–25 рублей; но рубашка древнего богатого человека и франта, унизанная жемчугом, могла стоить тысячи рублей. Дополнения к рубашке составляли: золотая гривна (на шее), золотые обручи (на руках): дорогой и совсем драгоценный пояс (cfr Описание Синодальных рукописей стр. 22 начало). 1690 А относительно многочисленности прислуги в домах и вообще домовых холопов древние и старые люди, как известно, доходили до того, что по нынешним нашим понятиям, представляли собой нечто совсем смешное. 1691 Слово скоморох происходит, как нам думается, от греческого простонародного (не находящегося в лексиконах) σκμμαρχος, что будет значить мастер (собственно начальник) смехотворства ( ρχς σκωμμτων). В старых Писцовых и Переписных книгах нередко можно встречать, что в какой-нибудь, деревне живёт скоморох или живут скоморохи. Это значит, что скоморохи жили для обихода окружной местности, чтобы было кого приглашать в качестве музыкантов и потешников на всякие пиры, а особенно на свадьбы (в Греции, где ремесло скоморохов практикуют цыгане, это и до сих пор так). 1692 Ко всему указанному скоморохи были ещё гимнастами и фокусниками. Скомороха, выделывающего гимнастические штуки перед князем, см. на фреске в паперти Киево-софийского собора,– снимок в издании Полевого Очерки Русской истории в памятниках быта, II, 48; что скоморохи были фокусники, это даёт знать Переяславский летописец, когда, рассказывая под 1070г. о появлении волхвов в Ростове, говорит: «они же (волхвы) мечтанием яко скомраси прозреваху у них за плечами»...,– Временная книга IX, стр.47. [О скоморохах см. статью покойного И. Д. Беляева («О скоморохах») во Временнике Общества Истории и Древностей, книга XX, также у Афанасьева в Поэтических воззрениях, I, 338 fin. sqq.– Нестор в житии преподобного Феодосия говорит, что однажды пришёл последний к великому князю Святославу, «и се виде многыя играющи пред ним, овы гусльные гласы испущающе, другыя же оръганьныя гласы поюще, и инем замарьныя (слова нет у Востокова, а Миклошичем не объясняется) пискы гласящем, и тако вьсем играющем и веселящемъся, якоже обычаи есть пред князьмь»,– по изданию Бодянского л. 26.]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«По погостам, и по селам, и в волостях, – как свидетельствовал ещё Стоглав, – лживые пророки и пророчицы, мужики и женки, и девки, старые бабы тряслись, падали, коверкались, бились, и сказывали о разных явлениях, пророчили будущее». «По случаю морового поветрия, свирепствовавшего в России в 1656 году, во время исправления церковных книг, также явилось много пророков, знахарей, особенно между расколоначальниками, которые, подобно кудесникам XI века, «повинных творили моровому поветрию, ов сего, ов иного, лживо вопияли к людям: видех сон, видех сон, и извещая: се и сие приях от Бога, и ложная пророчествовали» 46 . В конце XVII в., по единогласному свидетельству Игнатия митрополита Тобольского и Дмитрия Ростовского , «в пути некоем от града Вологды, в Каргополе, к морю явился, аки бы учитель некий, волхв и чародей и примысли себе имя пустынника, и многие поселяне последовали за ним, имуща его себе учителя и наставника». Этот волхв и чародей, сверх разных чудес и волшебств, учил, между прочим, совращать в раскол посредством порошка, сделанного из высушенного и истолчённого сердца новорождённого младенца. «И аще вас послушают или не послушают,– говорил этот волхв-расколоучитель своим ученикам,– вы от сего данного истолчения младенческого сердца, тайно влагайте им в брашно или в питие или в сосуд, где у них бывает вода в дому, или в кладязь: егда от того вкусят, тогда к нам обратятся и имут веру словесам вашим» 47 . Другие расколоучители, по словам Дмитрия Ростовского , совращали православных в раскол «волшебным причастием, давая ягоды, деланные из некия муки, подобный клюкве» и т. п. 48 . Так, чудско-славянское кудесничество заключало в себе все элементы для развития кудесническо-пророческой секты людей божиих, и, под влиянием двоеверного, христианско-мифологического книжного учения, постепенно, само собою преобразовывалось в чародейно-расколоучительную и волшебно-пророческую секту. От волхвов-пророков и чародеев-расколоучителей и черниц и девок раскольниц, кудеснически бившихся о землю до галлюцинационного видения отверстых небес и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010