Древние языческие суеверия в XVII веке как будто снова оживали в народных верованиях и обычаях, и мрак этих суеверий до такой степени окружал, отемнял умственную жизнь народа, что правительство церковное и гражданское находилось вынужденным действовать против суеверий особенно, систематически, указами и граматами. В XVII веке неоднократно возникали даже процессы о колдовстве 190 . В одном сборнике XVIII века сохранилось длинное исчисление разных суеверий и предрассудков, которые омрачали умственную жизнь самой большей части русского народа в XVI, XVII и даже XVIII веке, и между прочим здесь сказано, что многие «волсви и еретицы и богомерзкие бабы кудесницы и иная множайшая волшебствуют и ложная вещают, а народ им верит». Волхвы, чародеи, сумасброды и лихие бабы прельщали простой народ ворожбой, гаданьем, колдовством и различными суеверными наговорами, заговорами и чарами. А легковерные любили с услаждением слушать бредни таких суеверов и верили волхвованиям чародеев, благоговели перед ними, как перед истинными учителями и пророками. Вот что напр., писал об этом царь Алексей Михайлович в 1649 году: «ведомо нам учинилось, что в Сибири, в Тобольске и иных сибирских городах и уездах, мирские всяких чинов люди и жены их и дети, в воскресенье и в господские дни и великих святых, во время святого пения в церкви Божии не ходят, и умножилось в людях во всяких всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество; и от тех сатанинских учеников в православных христианах учинилось многое неистовство: многие люди, забыв Бога и православно-христианскую веру, тем прелестником скоморохом последствуют, на бесчинное их прельщение сходятся.... в городах и уездах, бывают со многим чародейством и волхвованием, а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерзких баб в дом к себе призывают и к малым детям и те волхвы над больными, и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование, и от правоверия всяких православных христиан отлучают» 191 . Заметим, что здесь-то именно, в Сибири, и являлись расколоучителя – чародеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

30 Вода, так же как и растительность, в мистико-пантеистическом миросозерцании ведунов-волхвов, преисполнена была чародейных волшебных тайн. Известно, что славянские и финские племена боготворили воду. У русских славян были особенный «моления речные и кладязныя», религиозные сборища и умыканье девиц совершались «у воды». 31 Совершая у воды «кладезныя и речные моленья»,– в воде подслушивали таинственные, вещие голоса, прорицания о судьбе, над водой гадали; нося её в решете, над водой волховали, наговаривали, взывали к ней таким, например, молебным образом: «Матушка вода! Обмываешь ты круты берега, желты пески, бел горюч камень своей быстрой и золотой струей: обмой-ка ты, с раба божьего все хитки и притки, уроки и призоры, щипоты и ломоты, злу худобу... Будьте мои слова крепки и лепки» 32 . Волхвы в особенности обладали тайнами воды, так же как и растительности. По суеверию народному, они чародействовали не только над водой, но и в реках. Грамотные предки наши далее в XVII в. рассказывали с полной верой – старую легенду, как будто бы старший сын мифического Словена назывался Волхом, чародействовал в р. Волхове, и залегал водный путь тем, которые ему не поклонялись 33 . Далее, волхвы могли приводить в движение воздух, давать волшебное, чародейское направление ветрам, ведунством своим по ветру лихо насылали, и одним дуновением своим производили разные сверхъестественные действа – исцеляли больных, приводили в сознание обмерших, и т п. 34 . Насылка по ветру состояла в том, что лихой колдун, знавший искусство возбуждать ветры и направлять их куда угодно своими заговорами, производить ветер, потом бросал по ветру пыль и примолвлял, чтоб так по ветру понесло пыль на такого-то человека, чтобы его корчило, мяло, раздувало, сушило, и проч. и проч. 35 . Даже цари московские боялись этого волшебного напуска по ветру; в подкрестных записках на верность царю верноподданный присягал, «чтоб ведунов и ведуней недобывати, ни ведомством по ветру никаких лих не насылати» 36 . На севере особенно страшны были своим ведунством– дуновениями и насылками по ветру финские кудесники.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Но мы не будем обременять читателей подобными сказаниями. Как из приведенных, так из других подобных легенд очевидно, что народ русский, при своем практическом характере, смотрел на святых большей частью с натурально-практической точки зрения. Он представлял, что святые назначены быть ему помощниками в борьбе со стихиями природы, поддерживать его физическое, материальное благосостояния, и ждал от их чудес существенной, материальной, житейской пользы. И эта практическая вера преимущественно замечается на финском северо-востоке, где и кудесничество было более распространено. Как в финском язычестве, кудесник, Кебун Тадиби спрашивал у Нума блага, счастья, оленей, лисиц и богатства вопрошал Тадебциев об излечении болезни, о сыскепотерявшегося оленя и проч.; так вместо того, во времена христианства, жители северо-восточной Руси испрашивали всех таких физических предметов и благ у святых, преимущественно прославляемых в их местностях. Больной испрашивал у святого своей страны зелия, врачества отболезни: святой являлся ему во сне, давал в руку целебную траву и говорил: «держи ю у себе и в дому своем в чистом месте». Проснувшись, больной «видел у себя траву в руке, и абие от того часа здрав бысть» 49 . Пастух или скотник призывал святого своей страны, когда у него мало было корму для скота 50 , чтобы «подати помощь ему в прекормлениискота сеннойкормлею, еже бы емупрепитати скот безгладно». Потерялась ли лошадь у северно-поморского жителя, владелец ее обращался с молитвой к Зосиме и Савватию соловецким об отыскании его лошади 51 . Севернопоморские юровщики или весновальники, отправлявшиеся артелями на Северное море для ловли морских зверей, сами рассказывают в житиях святых любопытные и разнообразные легенды о чудесах северно-поморских святых на море-океане: как чудотворцы, словно гении, духи морские, носились по морю, укрощали волны и бури морские, вызывали из глубины океана множество зверей на добычу ловцам 52 . И были причины такого практического народного верования. Во-первых, вера в чудеса святых, как в силы и действия превозмогающие и покоряющие человеку природу, заменяла языческую веру в ведунов – волхвов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

В Воскресенском Новодевичьем монастыре г. Санкт-Петербурга, где пребывают Дары волхвов, совершена Божественная литургия 15 января 2014 г. 16:18 15 января 2014 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Казанском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга, где в настоящее время пребывают Дары волхвов. Его Преосвященству сослужили: настоятель Казанского собора Петербурга протоиерей Павел Красноцветов; архимандрит Григорий (Нанокудис); насельник монастыря святого Павла на Афоне иеромонах Евфимий (Джафаров); протоиереи Андрей Герасимов, Алексий Дорофеев, Александр Пашков, Сергий Кудряшов; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Моисей (Терентьев), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Георгий Христич, Антоний Терещенко, Дионисий Харин, Глеб Санюк; диакон Герман Ранне; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); протодиакон Симеон Белецкий; диакон Симеон Сорока. За богослужением пел праздничный хор Новодевичьего монастыря (регент — Даниил Шутко). Молились игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря, с сестрами обители, члены делегации монастыря святого Павла на Афоне, многочисленные паломники, пришедшие поклониться святыне. После запричастного стиха проповедь произнес клирик монастыря протоиерей Александр Пашков, напомнивший молящимся о жизни и подвигах преподобного Серафима Саровского, память которого Церковь отмечает в этот день. После Литургии в храма были пропеты тропарь, кондак и величание Рождеству Христову, священнослужители приложились ковчегу с Дарами волхвов. По окончании службы епископ Амвросий обратился к верующим с архипастырским словом, посвященным дню памяти преподобного Серафима Саровского и принесению в Санкт-Петербург Даров волхвов. Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Они хранятся в монастыре святого Павла на Святой Горе Афон. В 2014 году впервые за 500 лет реликвия была вывезена за пределы Греции для поклонения верующих Русской Православной Церкви в России, Украине и Белоруссии. В Санкт-Петербурге Дары волхвов будут доступны для всеобщего поклонения в Воскресенском Новодевичьем монастыре (Московский пр., д. 100) до 17 января. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3524299.ht...

И мы замирали в изумленье, в восторге. Но не проходило и минуты, как все это великолепие, вся эта слава и роскошь гасли, исчезали, и мы снова, в большом разочаровании, оказывались одни, в сумерках, в поле. – Где же они, где? – Прошли за горами! Стонала совка. Нас охватывал страх. Мы со страхом спешили назад, домой… – Ну, что же, видели волхвов? – спрашивали нас дома. – Нет… Они прошли далеко, за горами. – А вы шли по какой дороге? – По дороге в Арлатан. – Ах, дурачки, дурачки! Там волхвов никогда не встретишь, нужно было идти по старой римской дороге… А если бы вы знали, что это за красота, когда они входят в Майан! Трубы, барабаны, слуги, рабы, верблюды… Теперь они уже в церкви, в вертепе, поклоняются Младенцу Иисусу. После ужина бегите скорей в церковь… И мы наспех ужинали, бежали в церковь. Церковь была уже полна, блистала огнями алтаря, звездой, сиявшей над ним, и ярко озаренным вертепом, где волхвы в своих разноцветных мантиях – красной, синей и желтой – уже поклонялись Младенцу Иисусу, полагали перед Ним свои дары: Гаспар – злато, Мельхиор – ладан, Валтасар – смирну… И, как только мы входили, пробирались вперед между женских юбок, орган, сопровождаемый пением всех молящихся, медленно зачинал, а потом широко и грозно раскатывал свои мощные звуки величавый рождественский гимн: Нынче, в утренний час, Встретил я на большой дороге Караван трех великих волхвов… Стихи русских поэтов Желание - Оптинский старец, прп. Варсонофий Давно в душе моей желание таится, – Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь, – жизнь подвига начать: В обитель иноков навеки удалиться, Где мог бы я и плакать и молиться! Избегнувши среды мятежной и суровой, Безропотно нести там скорби и труды, И жажду утолять духовной жизни новой, Раскаянья принесть достойные плоды, И мужественно встать в победные ряды Великой рати воинства Христова. «Не первый год у этих мест…» - Афанасий Фет Не первый год у этих мест Я в час вечерний проезжаю, И каждый раз гляжу окрест И над березами встречаю Все тот же золоченый крест.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4267...

Святой Иосиф, постоянно живший в Назарете, где имел и свой дом, только по случаю народной переписи приходил в Вифлеем. Когда же здесь родился Спаситель от Пресвятой Девы Марии, то нужно было провести еще 40 дней матернего очищения, по закону Моисееву: в эти самые дни приходили в Вифлеем на поклонение новорожденному Христу волхвы, получившие первое откровение и вступившие в путь еще прежде рождения Его (Св. Иоанн Златоуст . Беседа на Матфея 7 -я). По отшествии же волхвов из Вифлеема ( Мф.2:13 ) и по совершении всего по закону Господню в Иерусалимском храме ( Лк.2:29 ) Иосиф намерен был возвратиться на свое постоянное местопребывание, в Назарет; но, неожиданно получив повеление от Ангела, совершил вместо сего путешествие в Египет и уже по прибытии оттуда действительно возвратился в Назарет. Библиографический указатель к событиям 2-й главы Евангелия от Матфея Святоотеческие толкования 1 . Прп. Исидор Пелусиот . О звезде, путеводившей волхвов. 2 . Св. Иоанн Златоуст . О звезде, приведшей волхвов ко Христу. «Воскресное чтение», 1807. 3 . Он же. О избиении младенцев вифлеемских от Ирода. Там же. 4 . Св. Афанасий Александрийский . Из толкования на Ев. от Мф. (2:2,19,20). 5 . Блж. Феофилакт. Изъяснение ( Мф.2:1–12 ). «Воскресное чтение», 1810. 6 . Св. Дионисий Ареопагит . Почему небесным чинам усвоено наименование Ангелов (ст.13). «Воскресное чтение», 1818.   Новейшие толкования в духовных журналах 7 . Евангельское чтение на литургии в день Рождества Христова ( Мф.2:1–12 ). «Воскресное чтение», 1825. 8 . Евангельское чтение в неделю по Рождестве Христовом ( Мф.2:13–23 ). Там же. 9 . О волхвах, пришедших поклониться Иисусу Христу «Христианское чтение», 1831. 10 . О звезде явившейся волхвам. «Христианское чтение», 1828. 11 . Волхвы в Иерусалиме. Душеполезное Чтение, 1869. 12 . О звезде Мессии. «Воскресное чтение», 1827. 13 . Белюстин. Волхвы, поклонившиеся Господу Иисусу. «Воскресное чтение», 1802. 14 . Звезда и волхвы ( Мф.2:2 ). «Воскресное чтение», 1877. 15 . Протоиерей Скворцов. Звезда, явившаяся на востоке. «Домашняя беседа», 1866.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   Святой Иосиф, постоянно живший в Назарете, где имел и свой дом, только по случаю народной переписи приходил в Вифлеем. Когда же здесь родился Спаситель от Пресвятой Девы Марии, то нужно было провести еще 40 дней матернего очищения, по закону Моисееву: в эти самые дни приходили в Вифлеем на поклонение новорожденному Христу волхвы, получившие первое откровение и вступившие в путь еще прежде рождения Его (Св.Иоанн Златоуст. Беседа на Матфея 7-я). По отшествии же волхвов из Вифлеема (Мф.2:13) и по совершении всего по закону Господ­ню в Иерусалимском храме (Лк.2:29) Иосиф намерен был возвратиться на свое постоянное местопребывание, в Назарет; но, неожиданно получив повеление от Ангела, совершил вместо сего путешествие в Египет и уже по прибытии оттуда действительно возвратился в Назарет. Библиографический указатель к событиям 2-й главы Евангелия от Матфея     Святоотеческие толкования    1. Прп.Исидор Пелусиот. О звезде, путеводившей волхвов.    2. Св.Иоанн Златоуст. О звезде, приведшей волхвов ко Христу. «Воскресное чте­ние», 1807.    3. Он же. О избиении младенцев вифлеемских от Ирода. Там же.    4. Св.Афанасий Александрийский. Из толкования на Ев. от Мф. (2:2,19,20).    5. Блж.Феофилакт. Изъяснение (Мф.2:1—12). «Воскресное чтение», 1810.    6. Св.Дионисий Ареопагит. Почему небесным чинам усвоено наименование Анге­лов (ст.13). «Воскресное чтение», 1818.     Новейшие толкования в духовных журналах    7. Евангельское чтение на литургии в день Рождества Христова (Мф.2:1—12). «Воскресное чтение», 1825.    8. Евангельское чтение в неделю по Рождестве Христовом (Мф.2:13—23). Там же.    9. О волхвах, пришедших поклониться Иисусу Христу «Христианское чтение», 1831.    10.      О звезде явившейся волхвам. «Христианское чтение», 1828.    11. Волхвы в Иерусалиме. Душеполезное Чтение, 1869.    12.      О звезде Мессии. «Воскресное чтение», 1827.    13.      Белюстин. Волхвы, поклонившиеся Господу Иисусу. «Воскресное чтение», 1802.    14.      Звезда и волхвы (Мф.2:2). «Воскресное чтение», 1877.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И мы замирали в изумленье, в восторге. Но не проходило и минуты, как все это великолепие, вся эта слава и роскошь гасли, исчезали, и мы снова, в большом разочаровании, оказывались одни, в сумерках, в поле. – Где же они, где? – Прошли за горами! Стонала совка. Нас охватывал страх. Мы со страхом спешили назад, домой… – Ну, что же, видели волхвов? – спрашивали нас дома. – Нет… Они прошли далеко, за горами. – А вы шли по какой дороге? – По дороге в Арлатан. – Ах, дурачки, дурачки! Там волхвов никогда не встретишь, нужно было идти по старой римской дороге… А если бы вы знали, что это за красота, когда они входят в Майан! Трубы, барабаны, слуги, рабы, верблюды… Теперь они уже в церкви, в вертепе, поклоняются Младенцу Иисусу. После ужина бегите скорей в церковь… И мы наспех ужинали, бежали в церковь. Церковь была уже полна, блистала огнями алтаря, звездой, сиявшей над ним, и ярко озаренным вертепом, где волхвы в своих разноцветных мантиях – красной, синей и желтой – уже поклонялись Младенцу Иисусу, полагали перед Ним свои дары: Гаспар – злато, Мельхиор – ладан, Валтасар – смирну… И, как только мы входили, пробирались вперед между женских юбок, орган, сопровождаемый пением всех молящихся, медленно зачинал, а потом широко и грозно раскатывал свои мощные звуки величавый рождественский гимн: Нынче, в утренний час, Встретил я на большой дороге Караван трех великих волхвов… Стихи русских поэтов Желание - Оптинский старец, прп. Варсонофий Давно в душе моей желание таится, – Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь, – жизнь подвига начать: В обитель иноков навеки удалиться, Где мог бы я и плакать и молиться! Избегнувши среды мятежной и суровой, Безропотно нести там скорби и труды, И жажду утолять духовной жизни новой, Раскаянья принесть достойные плоды, И мужественно встать в победные ряды Великой рати воинства Христова. «Не первый год у этих мест…» - Афанасий Фет Не первый год у этих мест Я в час вечерний проезжаю, И каждый раз гляжу окрест И над березами встречаю Все тот же золоченый крест.

http://azbyka.ru/fiction/detyam-o-xriste...

Во время нападения на Афон каталонцев монастырь был разорен и пришел в запустение, утратил на время свою самостоятельность и превратился в келью Ксиропотама. Возрождение обители началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима (Радониаса) и Антония (Пегасес). Они восстановили разрушенные строения, и в 1370 году монастырь святого Павла вновь обрел независимость и статус обители. Эти монахи почитаются как новые ктиторы монастыря святого Павла. К началу XV века у обители святого Павла появились знатные покровители – византийские императоры из династии Палеологов и сербские короли из династии Бранковичей. В особенности, щедро одаривали монастырь святого Павла правители Сербии – Лазарь и Георгий Бранковичи. В частности, Георгий Бранкович помог строительству большого соборного храма Георгия Победоносца (из его росписи 1447 года сохранилась только небольшая фреска с изображением Афанасия Афонского). Его дочь Кира Маара, супруга султана Мурада II, завоевавшего Фессалоники, оставаясь православной христианкой и после замужества, пожертвовала монастырю тысячу дукатов и два имения. Во время захвата Константинополя турки разграбили город и помимо прочего взяли императорскую казну, в которой было множество драгоценных предметов, в том числе части даров волхвов Младенцу Христу. Потом их преподнесли супруге султана, а она отправилась на корабле на Святую Гору, чтобы передать их монастырю святого Павла. Когда Маара в сопровождении придворных вельмож и высокопоставленных монахов сошла на берег и находилась на полпути к монастырю, перед ней предстала величественного вида Жена и спросила: «Кто ты, дерзнувшая войти в Мой сад?» Маара ответила: «Я – царица Сербии. Я принесла священные дары волхвов». Тогда явившаяся Жена сказала: «Здесь Я – Царица, а посему отправляйся обратно». Произнеся это, чудесная Жена, «воссиявши, подобно звезде, Божественной красотой и славой», исчезла. Кира Маара поняла, что то была Сама Пресвятая Богородица. Она упала на колени и стала просить прощения. Потом, отдав дары сопровождавшим ее отцам, спешно вернулась на корабль. На берегу в память об этом событии построили часовню. В 1911 году эта часовня была смыта наводнением, но впоследствии восстановлена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Египте жило много Иудеев, и эта страна часто была в древности убежищем для Иудеев, даже для царственных лиц. Дары волхвов доставили им нужные деньги для путешествия. Наконец упование на Бога, на самого Младенца, Которого жизнь спасали и Который, как могли они уже из многих событий видеть, так дорог в очах Божиих, – довершило победу над всеми другими страхами и опасениями. И Иосиф немедленно в ночь, как говорит евангелист Матфей, вероятно ту самую, в которую было сновидение, отправился в Египет с матерью и младенцем. Что же в Иерусалиме? там все было в движении – от царя до последнего подданного: нетерпеливее всех был царь: он с часу на час ждал известия от волхвов об успехе их путешествия. Вместе с тем и другие более или менее были заняты такими ожиданиями: кто со страхом – за Ирода; кто с радостью и спокойным упованием на Промысл, который, думали, не оставит скрываться в неизвестности давно всеми желанного: кто – с любопытством – видеть конец такого всеобщего движения. Но ничьи ожидания не исполнились. Царь, раздраженный сим еще более против того, кого и прежде считал соперником своим или, по крайней мере, соперником своего дома в правах на престол, дал повеление истребить всех младенцев мужеского пола, начиная с двухлетних, в Вифлееме и его окрестностях: это повеление было исполнено так быстро, что родители не успели скрыть детей своих от губительства тирана. Тем, которые слышали прежде об Иисусе от несомненных свидетелей, которые видели его самого, – теперь трудно было даже решить, жив или нет этот Иисус? – потому что отправление Иосифа из Вифлеема было весьма поспешно и совершенно внезапно. Позднейшее предание наполняет все время бегства Иисуса в Египет и пребывания Его там – чудесами. Евсевий и Афанасий говорят, что вступление Иисуса в Египет ознаменовалось падением здесь идолов и видят в этом исполнение слов Исаии пророка (19:1). Созомен рассказывает, будто в Гермополе одно дерево, которое стояло при самых вратах города и по своей величине было язычниками чествуемо, преклонилось перед Иисусом до земли, когда он входил в город, и с того времени этого дерева сучья, кора, ветви давали исцеление от всяких болезней до времен Юлиана, который приказал его срубить (Lib.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010