Господь освятил землю египетскую Своим пришествием. Когда Святое Семейство вошло в город Илиополь, здесь рухнули языческие идолы. Священное Предание повествует о том, что египетские жрецы не опечалились, а обрадовались крушению своих кумиров: предсказанное пророком Иеремией, это знамение означало наступление иной, и лучшей, эры. В Фиваиде, Среднем Египте, протекло младенчество Сына Человеческого, и здесь же многими великими деяниями впоследствии – три века спустя – прославилась юная Церковь Христова. Фиваидские монахи и являли в христианской древности недосягаемые образцы подвижнической жизни. В стенах Александрийского огласительного училища возрастали наставники благочестия, ревнители веры, искоренители ересей. Из Египта вышел сонм исповедников и мучеников христианских в пору гонений. Святитель Иоанн Златоуст называл Александрийскую Церковь «небом, наполненным всякого рода светилами». Нельзя не вспомнить основателя Египетской Церкви – апостола Марка, святителей Дионисия, Кирилла и Афанасия Александрийских, преподобных Антония Великого , двух Макариев – Великого и Городского, Пахомия, Исидора Пелусиота , и многих других. Так этот край, бывший некогда юдолью греха и смерти, просиял после того, как приютил Богомладенца Христа. Сбывалось реченное Господом через пророка: Из Египта воззвал Я Сына Моего ( Ос.11:1 ). А безумный Ирод ждал возвращения волхвов, чтобы с их помощью отыскать Богомладенца и умертвить Его, – но так и не дождался. В буйную ярость пришел нечестивый царь, когда понял, что лицемерное коварство его не дало плодов. Тут Ирод предстал в истинном своем обличье – беснующегося зверя, слепого орудия сатаны. Только диавольской жестокостью мог быть продиктован его приказ: истребить всех вифлеемских младенцев в возрасте до двух лет. Ужас, кровь, великое рыдание в Вифлееме! Четырнадцать тысяч трупиков беззащитных младенцев нагромоздили Иродовы палачи. Матери плачут о детях своих и не хотят утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ). Среди убитых оказался и собственный маленький сын Ирода, плод его мерзкой похоти.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии — 6 января. Откуда взялись эти даты? Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…). Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи — Воскресения Христова — а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы — т. е. 25 марта. Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления — Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) — с Рождеством. Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру. Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря? Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.

http://pravmir.ru/sem-faktov-o-rozhdestv...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда Рождество 2024? 1 мин., 16.11.2020 Рождество в 2024 году православные христиане будут праздновать 7 января в пятницу. Накануне, в Сочельник, в храме зажжется свеча как символ появившейся на небе Вифлеемской звезды. И хор вместе с верующими пропоет рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума…». После чего верующие отправятся готовиться к одному из главных праздников – Бог становится человеком и открывает Себя людям. Как сказал Афанасий Александрийский о Боговоплощении: « Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом» . Но, что удивительно, далеко не всегда Рождество Христово так трепетно ожидали и торжественно встречали. В первые века христианства Рождество не праздновали. Это следствие иудейской традиции, где было не принято отмечать день рождения человека. В Древней Церкви Рождество (тогда оно называлось «Богоявление») было принято праздновать в один день с Крещением. В течении нескольких дней христиане вспоминали рождение, обрезание Спасителя, а также приход волхвов с дарами и Крещение Господне. Такая традиция сохранялась вплоть до середины IV века.  Сама дата Рождества – 7 января (25 декабря по старому стилю) условный день рождения Иисуса Христа. Одной из причин, почему был выбран именно этот день, стало зимнее солнцестояние. 25 декабря – день, когда самая длинная ночь в году уступала свои права начинающему удлиняться дню. Позднее эта дата сместилась на 21 и 22 декабря. Еще одной причиной переноса Рождества именно на 25 декабря стала замена языческого римского праздника «дня рождения непобедимого солнца» и наполнение его новым содержанием.  Закономерен вопрос: если Рождество во всем мире принято праздновать 25 декабря, то почему тогда в Русской Православной Церкви – 7 января? Дело все в том, что наша Церковь не приняла переход на григорианский календарь или новый стиль, который был установлен в России в 1918 году. А так как григорианский и юлианский календарь расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток. 7 января – это 25 декабря по старому стилю. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kogda-rozhdestvo-2021.htm...

Главный храм монастыря (католикон) был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Он представляет собой купольную базилику, в облике которого прослеживается влияние венецианского стиля. Боковые приделы храма отделены двумя колоннадами по четыре колонны в каждой. Колонны украшены псевдокоринфскими капителями, характерными для венецианского Ренессанса. В 1735 году В. Григорович – Барский увидел главный монастырский храм таким: «Храм Пресвятой Богородицы, внутри монастыря стоящий, расположением не велик, ни мал, но одинаков, в долготу же и широту и высоту равен; светел, со многими окнами, и сверху с лепозрачным (красивым) куполом. С наружи и внутри создан из чистого и резного камня, и двое врат велеколепных имеет, от запада и юга…» В храме частично сохранились росписи сводов, выполненные 1544 году. Из росписей свода южного нефа, посвещённых событиям из жизни Пресвятой Богородицы, до нас дошли фрески «Молитва Иокима», «Рождество Христа», и «Поклонение Волхвов». В росписях апсиды выделяются две фрески – «Причастие апостолов» и изображение святых отцов церкви: Афанасия, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Василия Великого , Кирила Александрийского и св. Иоанна Милостивого. В полукруглой нише апсиды под изображением св. Сильвестра сохранилась живописная фреска с ангелом, держащим багровую плащаницу. На восточной стороне северного придела храма обоащает на себя внимание изображение Святой Троицы в западном иконографическом варианте, то есть в своде небес Бог Отец, Христос и Святой Дух в виде голубя вместо обычного изображения ветхозаветной Троицы в византийской иконописи. Иконастас храма – один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века. Иконы Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов и архангела Михаила и Гавриила относятся к XIX веку. Небольшие иконы, посвящённые двунадесятым праздникам, выполнены в 1544 году в византийском стиле, характерной для эпохи Палеологов. Икона св. Неофита написана известным кипрским мастером Иоанисом Коронаросом в 1806 году. Серебряня рака, в которой хранится честная глава св. Неофита, изготовлена 1802 году. Музей монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

После того как волхвы оставили Вифлеем, Ангел Господень во сне явился Иосифу и повелел ему бежать во Египет с Новорожденным Младенцем и с Его Пречистою Материю и оставаться там до нового повеления; потому что Ирод решился отыскивать Младенца, чтобы убить Его. Иосиф не мог долго медлить; Ангел не просто сказал: иди, а бежи во Египет. И Иосиф, привыкши повиноваться воле Божией, в ту же ночь взял Младенца с Материю и отправился во Египет. К ним присоединился старший сын Иосифов Иаков, называемый братом Господним, о чем упоминается в песни церковной, в честь его воспеваемой 23-го октября, когда совершается празднование ему: «Еже по плоти Господня желания, мудре, брат показался еси, ученик и самовидец Божественных тайн: бегаяй с Ним и в Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою» 157 . Дары волхвов доставили им нужные способы для путешествия. Упование на Бога и на Самого Младенца, Которого жизнь спасал он, служило подкреплением для Иосифа в этом пути. Какое великое и высокое проходил служение блаженный старец Иосиф! В чине Обручника он хранил Пресвятую Деву от навета злых людей; сопровождал Богоносную во град Давидов, где должна была открыться велия и непостижимая тайна явления Бога во плоти; покоил Преблагословенную Матерь Божию и Предвечного Младенца в священном вертепе, теперь Препрославленную Богом, но гонимую злобою человеческою, Матерь сию охраняет и покоит в опасном странствии и младенчесгвующего плотию Вседержителя спасает от неистовствующего губителя. Божественный Младенец, конечно, мог бы Своею силою избавиться от всех врагов, но Он пришел не карать злодеев, а спасать грешников. Приняв на Себя естество человеческое, Он принял все наши немощи, кроме греха. В состоянии уничижения Своего отложил употребление Божественной власти и силы: потому и видим Его здесь как обыкновенного младенца, бегством спасаемого от угрожающей опасности. Он благоволит спасаться бегством во Египет: «потому что,– как говорит святой Папа Лев,– страна сия, в которой закланием пасхального агнца прообразованы были спасительное знамение Креста и Пасха Господня, имела некоторое участие в предуготовлении высочайшей жертвы». Пребывание Его в Египте не осталось без великих знамений Божественного всемогущества. В сей стране, как замечает святой Златоуст, в которой господствовало суеверие и многобожие паче всех стран земли, Господь положил основание истинной веры и благочестия, которыми впоследствии просияли великие Антонии, Афанасии, Макарии и другие бесчисленные святые. Пребывание там Предвечного Младенца было предвестием, что пустыни Египетские соделаются некогда убежищами многих отшельников, во плоти Ангельскую жизнь совершивших.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Второй аналогий находится под иконой Иверской Божией Матери, которая помещается на левом столпе храма Великомученицы Екатерины. В этом аналогии хранятся следующие св. мощи св. угодников Божиих: Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста , Николая Чудотворца, Петра и Алексия Святителей Московских, Иоанна Милостивого, Никиты епископа Новгородского, Исаии епископа Ростовского, Игнатия Богоносца , Авраамия Ростовского, мученика Пантелеймона, св. Пафнутия, часть древа Животворящего Креста Господня, Григория Богослова , Риза Спасителя, архимандрита Поликарпа, мученика Дамиана, часть клобука преподобного Сергия Радонежского; смирна, от волхвов Христу принесенная, власы Царевича Димитрия, великомученика Георгия, великомученицы Ирины, Феодора Тирона, Князя Константина Ярославского, Князя Владимира, Гурия Казанского, Димитрия Чудотворца, Афанасия Патриарха и святых младенцев Вифлеемских 1031 . Печатный антиминс 1612 года 1032 Описываемый нами антиминс 1612 года, ныне находящийся в Патриаршей ризнице, печатан на грубом редком холсте с оловянной доски. Последнее обстоятельство подтверждается присутствием тех мелких штрихов, которые возможны лишь на таком мягком и податливом металле, как олово, где они выходят несколько расплывчато, не так тонко и отчетливо, как на меди, но и не так резко и толсто, как на дереве. Размер антиминса 67,4x49,2 сантиметра. Средина его занята рисунком Положения Спасителя во гроб, в 10 фигур, с семистрочной славянской надписью крупной вязью; в углах четыре символа Евангелистов (тетраморф); кругом, между двух линий, кайма из травного зело -образного орнамента вперемежку со звездами о восьми лучах. Спаситель возлежит на плите гроба, головою вправо от зрителя 1033 ; руки протянуты вдоль тела; на крещатом нимбе, над теменем, видна одна из трех обычных букв – О . У изголовья склонившаяся к Спасителю и обнимающая Его голову Богоматерь; на нимбе буквы ΜР ΘV(hyжho заменить на цслав, если необходимо). Рядом с Ней три жены с печальным выражением лиц, без надписей, – очевидно (по сравнению с другими печатными антиминсами), Мария Магдалина, Мария Клеопова и Мария Иаковля. У ног Спасителя два старца, без надписей, – очевидно, Иосиф Аримафейский и Никодим; затем Иоанн Богослов с надписью над нимбом: IOAh . За гробом семиконечный крест; по сторонам дщицы крупные буквы в размере вязи: ICXC . Под перекрестьем два склонившихся ангела с платами в руках; над каждым надпись скорописного характера: аггл гднь . Гроб в виде прямоугольного ящика; под ним панорама горной цепи. Быть может, резчик хотел изобразить здесь Голгофу и вообще прилежащие гористые окрестности Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Там дивный храм, большой, красивый, очень длинный, обширный, высокий (кто видя его не прославит Бога?), внутри он искусно обделан с обшивкою и снаружи покрыт свинцом. Пол был покрыт мраморными плитами, а теперь он поломан варварами. Стоят 55 колонн и на всех них изображены Святые, а на верху сделаны из мозаики изображения соборов местных и семи вселенских; там имеются пророки и мученики из золотой мозаики, которые светят словно солнце; Св. алтарь церкви построен очень красиво. Внутри алтаря на правой стороне находится маленькая лестница посредине, имеет 12 ступеней и там находится очень красивый храм мученика Георгия; там нарисовано Успение Богородицы. Пятидесятница сделана из золотой мозаики и в алтаре на верху висит еще другой мозаичный образ Богородицы более обширный и более ценный. И Воскресенье сделано из золотой мозаики и Рождество Христово также из золота. Пещера, где родился Христос, находится под алтарем и она очень красива. Св. Пещера имеет две двери, медную и с мрамором. Сходишь вниз по 14 ступеням и приходишь в пещеру, мироточивую, на восток место Рождества, на запад Ясли; радуйся и веселися, что можешь им поклониться. Там в пещере висят лампады и их очищают от грязи франки; внизу находятся пещеры изваянные, очень маленькие, скрытые, выходишь из них и видишь церковь , которая принадлежит Италиянцам и имеет келлии. Там есть и сад, принадлежащий латинянам, красивый и искусно отделанный, латиняне радуются ему; и источник, где Давид пожелал напиться существует и теперь, и дает воду. За алтарем, на востоке, проклятый, отвратительный Ирод перебил младенцев от гнева и зависти; на основании предсказания волхвов он высчитал время. Тогда исполнилось сказанное Иеремиею, исходящее из уст Божиих, глас Господень: в Раме слышен вопль Рахили, великий, тяжкий 2435 . Знай, что место это находится на разстоянии мили от города Вифлеема, не дальше. На право от алтаря Вифлеемской церкви место, где по обычаю был обрезан осмидневный Христос. Селение Вифлеем находится на разстоянии выстрела из лука от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Глава святаго великомученика Евстратия. Глава святаго мученика Александра. Часть честныя руки святаго Апостола и Евангелиста Луки. Святаго Апостола Андрея Первозванного часть. Святаго Луки, иже в Стирии. Части мощей святых 40 мучеников. Нога святаго Кирика всецела, иже замучен бысть еще сый младенец малый, сиречь трех лет; мощи пречудны и достозрительны. Часть матери его святыя Иулитты, купно пострадавшия с вышереченным святым Кириком, сущим ея сыном. Немного святыя крови Господа нашего Иисуса Христа. Власов немного Пресвятыя Богородицы. От даров Волхвов части некия, и от святых пелен Господа нашего. Миро святаго великомученика Димитрия. Рука святаго Иоанна Златоустаг о. И ины многи и различны, вся в златых и сребрянных ковчегах лежащая честне и благоговейне. Тамо узриши (и поклонишися) часть от честнаго древа животворящаго креста, ширина с едину пядь во образе креста, во единои ковчеге сребряном позлащенном, и украшено из внутрь же и из вне камением и бисеры многоценными, имущем и четыри изящныя жемчуги из вне крестообразно укреплены, величиною в орех, точию не вельми круглы. Прочая же виды и священныя сосуды, и вещи, и Евангелия, украшены, кто может в широту по имянно изрещи! Но довлеют и сия вкратце, от них же может уразумети кийждо и прочая. И понеже святая Анна и окрест ея пустынножительства монастырю святаго Афанасия надлежать и к сему видимы елико к частному управлению, сего ради последовательне соберем и о сих зде повествование. О пустынножительствах и о священном храме святыя Анны Келлий благоговейных и добродетельных пустынножителей, которые обретаются близ Кириакон, идеже есть церковь святыя Анны, есть на низбрежном и неудобоходимом месте, числом боле шестидесяти, сущи тамо и (церковных) приделов пустынножителей много, живущий же тамо пустынницы и пустынножительствующии живут рукоделием своим. И овии суть доброписцы, овии же книгопереплетчики, инии же певцы, и инии убо ваяют нанедренники (панагии) и кресты, инии вязут камилавки, инии же делают лошки, и инии от них лестовки, и сими питаются, вящше же упражняются в молитвах и препровождающе жизнь свою в посте и трудех и жестокопребывании многом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 1212 (3264x1836, 1643 Kb) (1024x768, 173 Kb) Добавлено на опознание: 2014-09-06 19:13:34 Владелец: Dmitrii Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите пожалуйста что это за икона? Заранее Спасибо [Добавлено 2014-09-07 09:53:47]: Есть фото по лучше посмотрите пожалуйста! Заранее Спасибо! Попытки опознаний [ 2014-09-06 19:56:29 ] tol : Фото нечеткое. На первой клейме ясно различается осел - это вход Господень в Иерусалим. На второй (слева снизу) уже менее понятно, но вроде Богородица передала Иисуса священнику, то есть Сретение Господне. В центре двое преподобных, без подписи гадать бессмысленно, кто это. На счет трейтей клеймы ничего не могу сказать - плохо видно. Кто-то кого-то о чем-то молит. Но если центральный персонаж - женщина с ребенком на руках, то это 100% поклонение волхвов Христу. На четвертой клейме средний персонаж держит в руке что-то вроде гармошки. Видимость опять же никудышная. Если это женщина, можно было бы предположить, что это совеобразный вариант иконы Покров Пресвятой Богородицы, хотя я не уверен. У меня такое подозрение, что вверху каждой части есть надписи, просто по фото они не читаются. [ 2014-09-07 21:02:04 ] Iohann : В среднике складня изображены святители Власий и Афанасий. На створках — избранные праздники. На левой: «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне». На правой: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вознесение Господне». [ 2014-09-08 18:46:39 ] Dmitrii : Спасибо большое))) Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-1212

— Видите ли прельщение, о мужи; видите ли злобу и лукавство волхвов сих? Нечестивейший Афанасий, помогая волхву, подобному себе, дал Георгию выпить не яд, но некое очарованное питье, которое помогло бы ему прельстить нас. Они живому человеку придали кажущийся вид мертвого и волшебством перед глазами нашими восставили его, как бы воскресшим из мертвых. Сказавши это, царь повелел, без допроса и предварительных мук отсечь головы Афанасию и воскресшему из мертвых; святого же мученика Христова Георгия велел держать в темнице и в оковах, пока он сам не освободится от дел народного правления и не придумает, как поступить с мучеником[. Святой же восславил] Бога: — Слава Тебе, Владыка, не посрамляющий тех, кто на Тебя уповает. Благодарю Тебя за то, что Ты мне помогаешь повсюду и с каждым днем проявляешь мне все большие благодеяния и благодатью Твоею украшаешь меня недостойного. Сподоби же меня Боже, Боже мой, вскоре узреть славу Твою, посрамивши диавола до конца. Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди приходивших был некий муж, именем Гликерий, простой землепашец, у которого вол свалился с горы в лес и разбился до смерти. Услыхав о чудодеяниях святого, Гликерий пошел к нему, горюя о издохшем воле. Святой же улыбнулся и сказал ему: — Иди, брат, и не печалься. Христос, Бог мой, возвратит вола твоего к жизни. Землепашец пошел с твердою верою в слова мученика и действительно увидал своего вола живым. Тотчас же он возвратился к Георгию и, идя посреди города, громко взывал: — Воистину велик Бог христианский! За это его схватили воины и возвестили о нем царю. Диоклитиан исполнился гнева, не пожелал его видеть, и приказал тотчас отсечь ему голову за городом. На смерть за Христа Гликерий пошел с радостью, как на пир, впереди воинов, громким голосом призывая Христа Бога и моля, чтобы Он излияние крови его принял, как крещение. Так скончался Гликерий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010