Святые Церкви каждый раз, когда находились в смущении или искушении, ставили себя мысленно перед жизнью Иисуса Христа, осуждая самих себя. Хотелось бы верить, что христианин – это тот, кто по мере человеческих сил подражает жизни Христа, а то, что не в силах исполнить, покрывает покаянием и смирением, этими добродетелями духовного делания. Истина стала Человеком, чтобы мы смогли полюбить Ее. Но прежде Она возлюбила нас. В святые дни Рождества, наполненные такими богатыми по сути своей песнопениями, Церковь постоянно славит Христа за Его непостижимую для человеческого ума жертву, на которую Он пошел ради нас. В этих песнопениях постепенно раскрывается богословская глубина и смысл Рождества, что помогает добродетельным монахам и мирянам не просто переживать это событие, но как бы даже видеть его и участвовать в нем. Когда старец Ефрем Катунакский возвратился из Иерусалима, мы ожидали, что он нам расскажет, какое впечатление на него произвели Голгофа или Распятие. Как же были мы удивлены, когда он поведал нам, что его очень растрогала пещера в Вифлееме. Когда он смотрел на эту смиренную, скромную пещеру, так умилившую его, он говорил сам себе: «До посещения Вифлеемской пещеры, когда я жил на Афоне в скалистой, недоступной пустыни Катунаки, в скромной келье, в которой едва могло поместиться лишь самое необходимое, у меня был помысел, будто я что-то собой представляю. Теперь, увидев место, где родился Сам Бог Иисус Христос, я чувствую всю свою ничтожность, ибо вижу, как смирился Бог, родясь в такой маленькой пещере – загоне для животных, где Ему едва-едва нашлось место». Христос, родившись в вертепе гонимым и презираемым всеми, тем самым совершил величайшее в истории человечества; Его Воплощение произошло в абсолютной тишине, в смирении и безвестности, и из всех людей лишь несколько волхвов-персов и простецов пастухов были извещены о Пришествии в мир Самого Бога. Бог – и крайняя нищета и смирение! И если мы действительно хотим правильного взгляда на себя и верного суда совести, то каждый раз, когда нас начинают мучить мирские желания и требования, поставим себя перед этой смиренной Вифлеемской пещерой, перед событием Боговоплощения и поразмыслим над тем, что мы делаем и соответствуют ли наша жизнь и наши дела жизни Христа и тому, что Он сделал для нас, воплотившись.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

21 В прежнее время на берегу Иордана, у того места, где, по преданию, крестился Спаситель, была обитель св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К глубокому сожалению, в настоящее время эта, некогда славная, обитель представляет собой груду печальных развалин, раскиданных по прибрежным холмам священной реки. 22 Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. По учению св. И. Златоуста, «голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде», «в виде голубя снисшел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного». По изъяснению св. Кирилла Иерусалимского , «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя: там сучец масличный, здесь милость Бога нашего». Объясняя сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, св. Афанасий Великий говорит: «никто да не подумает, что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал Духа свыше, как Бог, и Он же приял Его долу, как человек»; св. И. Златоуст, изъясняет: «Дух Святой сошел на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного». 23 Праздник установлен в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в этот день совершилось празднуемое событие, а также – и со свидетельством Евангелия, благовествующего, что Иисус Христос в день Своего крещения, «бе яко лет тридесять» ( Лк.3:23 ), следовательно, крестился около дня Своего рождества. 24 У католиков и ныне поклонение волхвов составляет главный предмет праздника 6 января, Богоявление же в крещении Спасителя празднуется 13 января; а в следующее после Крещения воскресенье празднуется Богоявление в претворении воды в вино. 25 В этих песнопениях, между прочим, ясно высказывается предание о том, что Иисус Христос крестился чрез погружение. Таковы, напр., выражения о Нем: «Иорданской облагается водой», «водами Иорданскими одевается». В службе Октоиха (вторн. гл. 1 утр. кан.) о Крестителе прямо говорится, что он «погрузил главу Христову в водах». Евангелисты ( Мф.3:16 , Мк.1:10 ) определенно говорят о «восхождении Спасителя из воды», нему естественно предшествовало нисхождение в воду. Все это, вместе взятое, дает точное понятие о крещении Спасителя чрез погружение в Иордане всего тела и главы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О мерзости запустения, реченной Даниилом пророком и стоящей на месте святе, как предвестнике окончательного разрушения города и храма, упоминает Сам Спаситель ( Мф. 24, 15 ). Место рождества Христова предуказано пророком Михеем в следующих словах: и ты Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Котораго происхождение из начала, от дней вечных (5, 2). «Не смотри, Вифлеем, на малочисленность жителей, – говорит пророк, – у тебя есть основание к прославлению, какого не имеет ни один город на земле: в тебе родится по плоти прежде век Рожденный от Отца, – тебя, умаленный в тысячах иудиных город, соделовая славным и знаменитым» (блж. Феодорит). Древние иудеи, как видно из Евангельского повествования о пришествии волхвов в Иерусалим, относили это пророчество к Мессии: когда Ирод, собрав первосвященников и книжников, спрашивал у них, где Христос рождается, то они, ссылаясь на пророчество Михея, отвечали: в Вифлееме иудейском ( Мф. 2, 4–6 ). Святые Отцы и учители Церкви так же объясняют это пророчество об Иисусе Христе, как то: святой Иустин мученик , святители Кирилл Иерусалимский , Афанасий Александрийский , Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит и др. В пророческих писаниях, по изъяснению святых писателей Нового Завета и святых Отцов и учителей Церкви, находится много частнейших указаний как на самое Лицо Господа Иисуса Христа, так и на разные обстоятельства совершенного Им дела нашего спасения. По изображению пророков, Спаситель соединит в Себе два естества – Божеское и человеческое – и будет вместе Бог ( Ис. 35, 4; 40, 3 ) и человек (8, 4; 52, 14–15), Сын Божий ( Дан. 3, 92 ) и Сын Человеческий (7, 13–14), по плоти произойдет от племени Давида ( Иер. 23, 5–6; 33, 15 и след.; ср. Лк. 1, 32–33 ; Рим. 11, 26 ) и будет наречен Иисусом ( Ис. 62, 11 ). Они предсказали как пришествие Иисуса Христа на землю ( Ис. 40, 10 ) для спасения людей ( Авв. 3, 13 ), и именно при существовании второго храма ( Агг. 2, 10 ; Мал. 3, 1 ), так и то, что Господу будет предшествовать Предтеча, уготовляющий путь Ему ( Ис. 40, 3–5 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Игнатия Богоносца; Антипы и Харалампия; св. влм. Феодора Стратилата; части мощей свв.мучеников: Никиты; Нестора; Варлаама; Кирика; бессребренников Космы и Дамиана; Кира и Иоанна и Иоанна; Климента и Ферапонта; Петра и Афанасия; св. Авксентия; прп. Феодосия Великого;                                      св. влм. Иоакова Персиянина и Меркурия; свт. Евтихия; св. апостола и евангелиста Матфея; Патриарха Цареградского; свяшенномученика Ферапонта; св. влм. Пантелеимона; св. муч. Трифона; Патриархов Адександрийских.     ДОХИАР:   частицы мощей многих святых, в том числе, равноап. Марии Мандалины; Дионисия Ареопагита.       КАРАКАЛ:   части Животворящего Древа Креста  Господня; частицы мощей св. апостола Варфоломея; влм.Меркурия; свт. Иоанна Милостивого;  св.Иоанна Предтечи; священномученика Харалампия; мученика Ореста и равноапостольного Аверкия -  епископа        Иера- польского.       МОНАСТЫРЬ СВ. ФИЛОФЕЯ:   частицы Животворящего Древа  Креста Господня; части правой руки святителя Иоанна Златоуста.   СИМОНОПЕТР:   частица Животворящего Древа Креста Господня; часть левой руки равноапостольной Марии Магдалины; части рук мц. Евдокии и вмц.Варвары и др.       МОНАСТЫРЬ СВ. ПАВЛА   дары волхвов ( 28 золотых пластинок  различной формы размером  5 на 7 см; ладан и смирна в виде 70 – ти шариков ).     СТАВРОНИКИТА:   часть Животворящего Древа Креста Господня; частицы мощей святых: святителей Василия Великого; Иоанна Златоуста; Григория   Богослова; архидиакона Стефана; Амвросия Медиоланского; Сорока мучеников Севастийских, влм. Феодора Старилата.     КСЕНОФОНТ:   глава мч. Трифона; кровь влм. Димитрия Солунского в частице одежд его.       МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ:   части правой и левой ноги и правой руки преподобной мученицы Анастасии Римляныни; ребра священномученика Харалампия; глава св. мч. Кирика; глава св.мученицы Фотинии Самарынянини; глава св. Григория Назианзина – отца свт. Григория Богослова; часть мощей мц.Иулитты -  матери мч. Кирика; части правых рук свв. бессребреников Космы и Дамиана;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

«Где теперь, отвечайте мне, ваши прорицалища? Где чары Египетские? Где вымыслы волхвов? Не тогда ли все это обезсилело, исчезло, когда явился крест Христов? Что же теперь достойнее посмеяния, крест ли или обезсиленное, ниспровергнутое им? Когда Богопознание было святообразнее? Когда явилось целомудрие? Когда смерть так была презираема, как не по появлении креста Христова? Никто конечно не станет говорить против сего, видя мучеников, с радостью идущих на смерть за Христа, видя дев, сохраняющих себя в чистоте и целомудрии. Довольно сих свидетельств для утверждения того, что Христова вера учит истинному Богопочтению. Но вы и после сего не верите, а требуете на все доказательств?.. В это время привели к Преподобному Антонию одержимых бесами; приказав представить их к себе, он сказал философам; исцелите их, может быть, они послушаются ваших умозаключений, вашего искусства и магии; может быть они убоятся призывания ваших богов. Если же не можете, то перестаньте спорить, и зрите силу креста Христова». Сказав сие, Преподобный Антоний три раза осенил страждущих знамением Святого креста; и в ту же минуту они исцелели, – пришли в себя, и начали славить Бога. Изумленные и устрашенные философы остались неподвижны. «Не удивляйтесь, сказал им Антоний, это не своею силою мы делаем, а Господом нашим Иисусом Христом. Уверуйте, и вы познаете, что сила наша не искусство слов, а вера, действующая любовью». Софисты ушли, признавшись, что они много получили пользы от беседы старца 130 . Исцеление бесноватых, совершенное Антонием в присутствии философов, не было единственным свидетельством обитавшего в нем дара чудотворения. Как к обыкновенному врачу приводят больных для подания помощи, так к Антонию приводили их для получения сверхъестественного исцеления 131 . «Безчисленны чудеса, явленные миру Антонием, говорит Афанасий». Он имел и дар прозорливости, но избегая молвы людской старался сокрыть его 132 . Впрочем нередко опыты прозорливости его открывались и пред всеми 133 . Слава Антония, говорит Созомен, так была велика в пустынях Египетских, что Царь Константин назвал его своим другом, почтил посланиями и убеждал писать к себе о нуждах» 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Пояс Пресвятой Богородицы и глава святителя Иоанна Златоуста с одним полностью нетленным ухом (в которое, по преданию, нашептывал ему слова благодати апостол Павел) в Ватопеде; нога святой великомученицы Марины и ее изображение, где она молотом разбивает голову дьяволу, в Филофее; Иверская Вратарница в Ивироне; источник преподобного Афанасия Афонского недалеко от Великой лавры; мощи святой праведной Анны – «бабушки Спасителя» – в скиту святой Анны; глава пророка Исаии и «Троеручица» в Хиландаре; дары волхвов в монастыре святого Павла – этот список можно продолжать довольно долго. В каждой афонской обители, как правило, хранится внушительная коллекция святынь, которую обычно выносят паломникам для поклонения после вечерни. Если путешествовать по монастырям на машине, как мы делали первые дни, желая увидеть как можно больше, то через некоторое время ловишь себя на мысли, что потихоньку перестаешь правильно воспринимать эту череду встреч с драгоценными свидетельствами благодати Божией. По-настоящему глубоко (насколько это доступно паломнику, впервые попадающему на Афон) можно прочувствовать монастырь, добираясь до него пешком и прожив там хотя бы день. Чем мы и занимались вторую половину нашего 12-дневного путешествия. Любопытно, что в эти же дни на Афоне пребывал с официальным визитом Константинопольский патриарх Варфоломей. Он приехал в Карею и планировал посетить четыре монастыря, в которых никогда не был: Филофей, Каракалл, Хиландарь и Костамонит. Однако в первых двух обителях патриарха отказались принять. Надо сказать, что недовольство его политикой в отношении Римского папы (которого месяцем позже ждали в Стамбуле) на Афоне ощущается довольно сильно, однако столь резкие шаги разделяют немногие. Один старый сербский монах из Хиландаря говорил нам: «Патриарха не принимают уже четыре афонских обители – я впервые за 33 года монашества вижу такое». Смута началась с Эсфигмена, который давно стал образцом «ревности не по разуму». Отказываясь поминать Константинопольского патриарха, «революционеры в рясах» сами поставили себя вне афонского братства, по всей видимости сочтя свое мнение единственно непогрешимым, в отличие от соборного разума святогорских отцов.

http://pravoslavie.ru/3191.html

   – Видите ли прельщение, о мужи; видите ли злобу и лукавство волхвов сих? Нечестивейший Афанасий, помогая волхву, подобному себе, дал Георгию выпить не яд, но некое очарованное питье, которое помогло бы ему прельстить нас. Они живому человеку придали кажущийся вид мертвого и волшебством перед глазами нашими восставили его, как бы воскресшим из мертвых.    Сказавши это, царь повелел, без допроса и предварительных мук отсечь головы Афанасию и воскресшему из мертвых; святого же мученика Христова Георгия велел держать в темнице и в оковах, пока он сам не освободится от дел народного правления и не придумает, как поступить с мучеником Бога. Император удалился в свой дворец, а святого Георгия увели в тюрьму, где он радовался и благодарил Бога:    – Слава Тебе, Владыка, не посрамляющий тех, кто на Тебя уповает. Благодарю Тебя за то, что Ты мне помогаешь повсюду и с каждым днем проявляешь мне все большие благодеяния и благодатью Твоею украшаешь меня недостойного. Сподоби же меня Боже, Боже мой, вскоре узреть славу Твою, посрамивши диавола до конца.    Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди приходивших был некий муж, именем Гликерий, простой землепашец, у которого вол свалился с горы в лес и разбился до смерти. Услыхав о чудодеяниях святого, Гликерий пошел к нему, горюя о издохшем воле. Святой же улыбнулся и сказал ему:    – Иди, брат, и не печалься. Христос, Бог мой, возвратит вола твоего к жизни.    Землепашец пошел с твердою верою в слова мученика и действительно увидал своего вола живым. Тотчас же он возвратился к Георгию и, идя посреди города, громко взывал:    – Воистину велик Бог христианский!    За это его схватили воины и возвестили о нем царю. Диоклетиан исполнился гнева, не пожелал его видеть, и приказал тотчас отсечь ему голову за городом. На смерть за Христа Гликерий пошел с радостью, как на пир впереди воинов, громким голосом призывая Христа Бога и моля, чтобы Он излияние крови его принял, как крещение. Так скончался Гликерий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В конхе алтарной апсиды размещено изображение в рост Богоматери «Оранта» с надписью «Богоматерь Ахиропиитос» (Богоматерь Нерукотворная), что, возможно, имеет отношение к чтимому образу, находившемуся, согласно традиции, в фессалоникийской ц. Богоматери Ахиропиитос. По сторонам от Пресв. Богородицы - предстоящие архангелы Михаил и Гавриил в лоратных одеждах, каждый со скипетром в одной руке, другая молитвенно протянута к Божией Матери. Под фигурой Богоматери - 4 святителя в рост (Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов) совершают Божественную литургию, они стоят со свитками в руках, развернувшись к престолу, на к-ром лежит Младенец Христос на дискосе (Мелизмос Амнос). Рядом с центральной группой святителей - образы, к-рые соотносятся с литургическим и евхаристическим циклами (2 архангела в одеждах диаконов с рипидами, святые Николай Чудотворец, Кирилл Александрийский, Иоанн Милостивый). Замыкают эту группу святых Богоматерь «Параклесис» (слева, со свитком) и св. Иоанн Креститель (справа, в иконографическом типе Ангел пустыни); напротив Богоматери «Параклесис» - Иисус Христос с Евангелием в левой руке. По сторонам от алтаря, на вост. стене,- композиция «Причащение апостолов», в которой Иисус Христос Великий Архиерей представлен дважды: в крещатом саккосе он стоит перед престолом, под киворием; слева Он подает апостолам Свое тело под видом хлеба (эта часть композиции сильно разрушена), справа - Свою кровь в чаше. На щеке арки над апсидой расположен Нерукотворный образ Спасителя. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В наосе в верхнем ярусе помещены изображения 12 праздников. Повествование начинается на вост. стене и опоясывает весь храм. В цикл входят композиции: «Благовещение» (сильно повреждена), «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» (одно из изображений, по мнению Ксингопулоса, является автопортретом художника), «Сретение» (2-частная, разделена окном), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» (большие утраты авторской живописи), «Вход Господень в Иерусалим» (представлена на юж.

http://pravenc.ru/text/2566144.html

Рождественский фестиваль провели в Петродворцовом благочинии января 2019 " Каждый своим талантом и умениями прославим родившегося Господа, - сказал отец Михаил. - В наше время у Христа, как и при Его земной жизни, много противников. Совместная радость нужна, чтобы ощутить единство Церкви, которую Христос утвердил на земле " . Творческие коллективы благочиния участвовали в концерте. Вертепный спектакль показала фольклорная студия " Русские традиции " . Хор-оркестр из храма преподобного Серафима Саровского в Старом Петергофе исполнил песню Бориса Гребенщикова на стихи Афанасия Фета. Воспитанники воскресных школ собора святых апостолов Петра и Павла в Петергофе и Михайловского собора в Ораниенбауме показали постановку и прочитали стихи. В представлении приняли участие певчие храма благоверных Петра и Февронии в Стрельне , актер Театра Ленсовета Эрнест Темирханов, режиссер театра " Виноград " Анна Бархатова. Участники студии танцев кадетского корпуса, несмотря на трудности с фонограммой, блестяще исполнили вальс под русскую гармонь и аплодисменты зала.  Протоиерей Михаил Терюшов и директор ЦДКиО протоиерей Георгий Лаврушин вручили дипломы победителям детского творческого конкурса " Рождество Христово " . Состоялись уличные гуляния с театрализованным действом о пути волхвов к Богомладенцу Христу. Была развернута ярмарка, все водили хороводы, соревновались в стрельбе из лука, угощались горячей гречневой кашей и чаем из полевой кухни.  Гостем фестиваля стала фолк-группа " Отава " , исполнившая рождественские песни и колядки. Завершился праздник огненным шоу и фейерверком.  ИА " Вода живая " , 20.01.19 Поделиться Упоминания в новостях 23 января 2024 17 января 2024 6 октября 2023 12 августа 2022 4 января 2021 18 декабря 2022 13 декабря 2020 28 июня 2020 17 декабря 2023 18 декабря 2022 14 июня 2022 7 ноября 2019 13 октября 2019 8 сентября 2019 28 сентября 2019 7 августа 2019 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Мы совершенно согласны, что о. протоиерей правильно и основательно изъясняет обряд изъятия на проскомидии из просфоры Агнца, как обряд, по смыслу слов, произносимых при этом действии священником, имеющий ближайшим образом «отношение к искупительной крестной жертве» (стр. 17), что он «указывает не на рождение, как объясняют его некоторые, а на смерть Христову» (стр. III), но были ли достаточные и серьезные данные на основании этого примера, а быть может и некоторых других заключать, что чин литургии «отнюдь не хронологическое повествование о земной жизни» Христа Спасителя, что «вся литургия, весь состав ее есть проповедь о Христе, воспоминание о Нем, особенно о последних днях Его земной жизни». Мы уверены, что таких оснований у о. Нечаева не было и быть не могло. To совершенная правда, что в чине литургии «особенно много воспоминаний о последних днях земной жизни Христа Спасителя». как о главном и самом важном моменте в истории нашего домостроительства; но, что бы в ней совершенно не было указаний на другие моменты этой истории, – это положительно неверно. Если внимательнее вчитаться в текст литургийных молитв, то мы увидим ясно, что мысль изобразить в чине литургии «последовательно в хронологическом порядке» земную жизнь Христа Спасителя от рождения до вознесения на небо, не была чужда и «великим светилам и устроителям» чина литургий Василию Великому и Иоанну Златоусту , а напротив проведена ими чрез весь чин от начала его до конца. Для примера, укажем в чине проскомидии на момент поставления священником на дискосе звездицы и на произносимые им при этом слова: «И пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча» ( Матф.2:9 ). Слова эти заимствованы автором чина проскомидии из евангелия Матфея, из второй его главы, в которой богодухновенный евангелист повествует о самом первом моменте в земной жизни Христа Спасителя, а именно: о его рождении и поклонении новорожденному Богомладенцу волхвов и ни к какому моменту из последних дней земной жизни Его, «без грубой натяжки», не могут быть отнесены» никоим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010