При спуске в пещеру по южной лестнице, на востоке, в углублении находится место Рождества Христова, покрытое мрамором и обложенное серебром в виде звезды, имеющей на себе латинскую надпись: „Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est. 1717“, т. e. „Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос . 1717г.“. Над этим местом устроен мраморный навес, верхняя доска которого служит престолом для православных и армян, а внутри его неугасимо горят многочисленные лампады – плод усердия разных христианских народов из почтения к данному месту. В южной части пещеры стоят ясли 11 Спасителя, представляющие мраморный полированный ящик небольших размеров. Над ними также горят лампады. Близ св. Яслей устроен католиками престол „трех коро- лей“, т.е. волхвов, которые приходили поклониться новорожденному Спасителю ( Матф. 2:11 ). С закоптелаго потолка Вертепа спускается множество разнообразных величин и различной ценности лампад, возжигаемых при богослужениях в торжественные случаи. Место Рождества Христова и престол над ним Заслуживает упоминания, при описании вифлеемской базилики, пристройка с правой стороны алтарного абсида, служившая в древнее время сосудохранительницею, а ныне превращенная в крещальню 12 . В древнее время для крещения оглашенных при вифлеемской базилике, очевидно, не было отдельных помещений, и крещение совершалось в мраморной красноватого цвета крестильнице, довольно обширных размеров, в виде чана, стоящей ныне в правом нефе базилики в полном забвении. Стены базилики когда-то блистали превосходными мозаическими изображениями христианских праздников и отдельных святых, но большинство этих изображений ныне испорчено и осыпалось. Более или менее удовлетворительно сохранились в транзепте мозаики: Божия Матер с ангелами, Иоанн Предтеча, И. Златоуст, вход Господень в Иерусалим и осязание св. апостола Фомы. В нефах уцелели шесть ангелов. Мозаика эта относится, по сохранившейся надписи, ко времени между 1162–1173 годами и сделана на иждивение императора Мануила Комнена некиим художником Ефремом. Еще менее сохранилось памятников фресковой живописи, которою были украшены колонны и стены нефов базилики. С трудом великим можно различать на колоннах несколько полуистертых ликов преподобных отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вход в пещеру пастырей (в селении Бет-Сахур). На лево близ монастыря св. пророка Илии, у самой дороги, паломники посещают с пением тропаря и кондака праздника колодезь, у которого, по преданию имела кратковременный отдых Богоматерь, отправлясь со своим праведным обручником Иосифом „въ град Давидов, иже нарицается Вифлеем“ – написатися ( Лук. 11:4–5 ), и где волхвы, „от восток“ пришедшие в Иерусалим, спрашивали: „где есть рождейся царь Иудейский, видехом-δο звезду его на востоце и приидохом поклонитися ему“ ( Матф. 11:1–2 ). Слова песнопений праздника: „в нем-бо звездам служащия, звездою учахуся“ „и волеви же со звездою путешествуют“ теперь в устах наших благочестивых паломников, в виду Вифлеема, получают ясный смысл и производятъ на них глубокое впечатление. Колодезь волхвов Утром въ самый праздник Рождества Христова вифлеемский храм до вечера безмолвствует: служений в храме православном не совершается никаких. Но за то роскошный католический костел Св. Екатерины, стоящий налево о бок с вифлеемскою базиликою, переполнен бывает молящимися и там совершается торжественная месса под мощные звуки дивного органа... Православный патриарх, вифлеемский владыка игумен и русский и греческий консулы заняты приемами посетителей. Местные почетные старшины, называемые „шейхами“, являются теперь с поздравлениями, в надежде от своих почетных гостей получить щедрый „бакшишь“ за свои вчерашние „фантазии“ в честь их. После торжественного обеда все почетные гости и патриарх со своею свитою отправляются назад в Иерусалим в том же порядке, какъ они ехали и на праздник. Не видно теперь на пути только палаток для встречь, „шейхов“ на своихъ лихих скакунах, и нет того оживления, какое по всему пути царило накануне. Для временного отдыха и чины русского консульства, и патриарх со своею свитою заезжают на некоторое время в монастырь св. пророка Илии, торопясь к вечеру попасть в Иерусалим. 1 Обычай выезжать патриарху Иерусалимской церкви со своими клириками для торжественного богослужения в день Рождества Христова в Вифлеем ведет свое начало из глубокой древности. О нем ясно говорит св. Софроний, патриарх Иерусалимский (634–644 г.г.), в одном из тропарей, так называемых у нас, царских часов, совершаемых в канун этого праздника. „Приидите вернии, поетъ на шестом часе Св. Церковь словами названного песнотворца, возведемся божественне, и видим схождение божественное свыше, в Вифлееме к нам явленне: и умом очистившеся, житие принесем добродетели, вместо мира предъуготовляюще верно рождественные входы от душевных сокровищ зовуще: в вышних слава Богу, сущему в Троице, Его же в человецех благоволение явися, Адама избавляя первородныя клятвы, яко человеколюбец» (Мин. декабрь. М. 1894 г., л. 199). Икос настоящего праздника говорит о том, что Вертеп вифлеемский был пред глазами совершителей службы в честь данного праздника: „Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, приидите приимем сущая райская внутрь вертепа. Сего ради к нему идем, где родися Отроча младо предвечный Бог» (л. 216).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но когда Евангелие восторжествовало над язычеством и прекратились гонения на христиан, то взамен мученичества выступает подвижничество: иноческая жизнь служила продолжением подвига мученического. «Рече авва Афанасий, – говорится в одном Патерике, – яко множицею глаголют нецыи от вас, яко где есть гонение и мучительство? Се уже мучим буди совестию, умри греху, умертви уды земные и се будеши мученик изволением. Они с царьми и с князи боряхуся, имаши и ты противляющегося диавола, царя греху и князи бесове» 145 . Это добровольное мученичество ставилось даже выше подвига святых мучеников: «Мученицы бо во един час времени подвизавшеся скончашеся, житие же чернеческое по вся дни страждущий Христа ради мучен бывает. Не противу плоти и крови ополчаяся, но противу владыкам и противу властем, противу миродержцем тьмы и противу духовом лукавства, до последнего издыхания брань имуще, и страждут и венчаются. Оружие Божие имуще, за помогающего нам и совершающего ны Христа» 146 . Монашество, как известно, прежде всего развилось в Египте. Ревность к иноческой жизни, как будто быстрый сильный поток, доселе сдерживаемый в своем течении, разорвал преграду и готов был наводнить всю страну. Подобно плодотворному и обожаемому некогда Нилу, монашество разлилось по всему Египту и дало ему плодоносие не земных, но небесных плодов. «Не столь светло небо, испещренное сонмом звезд, беседует святой Златоуст, как пустыня Египетская, являющая повсюду иноческия кущи. Кто знает древний оный Египет, богоборный, беснующийся, – каких-нибудь животных страшившегося и трепетавшего пред огородным луком, тот вполне уверится в силе Христовой. Египетская пустыня лучше рая; там увидим в образе человеческом бесчисленные лики Ангелов, сонмы мучеников, собрание дев; увидим, что все тиранство диавольское ниспровергнуто, а царство Христово сияет; увидим, что Египет, некогда матерь и стихотворцев, и мудрецов, и волхвов, изобретший все виды волхвования и передавший оные другим, теперь хвалится Крестом» 147 . В этот блестящий расцвет монашества, в жизни иноков видим осуществление самым делом, – живой пример того совершенства христианской жизни, какое заповедуется Евангелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя 7 января 2014 г. 18:41 Вечером 7 января 2014 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Можайский Григорий ; архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; викарии Святейшего Патриарха и Московской епархии; представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси — митрополит Киринский Афанасий ( Александрийская Православная Церковь ), архиепископ Филиппопольский Нифон ( Антиохийская Православная Церковь ), епископ Моравичский Антоний ( Сербская Православная Церковь ), архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь ), архимандрит Феоктист (Димитров) ( Болгарская Православная Церковь ), архимандрит Александр (Пихач) ( Православная Церковь в Америке ). Предстоятелю Русской Церкви также сослужили руководители синодальных учреждений, настоятели ставропигиальных мужских монастырей, духовенство г. Москвы и Московской области. За богослужением молились настоятель монастыря святого Павла на Афоне архимандрит Парфений (Мурелатос) и насельники обители, доставившие в Москву христианскую реликвию — Дары волхвов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , игумении женских ставропигиальных монастырей, священнослужители г. Москвы, члены приходских советов столичных храмов, сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, москвичи и гости столицы. Пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Богослужение транслировалось на телеканале «ТВ Центр». Трансляцию комментировал профессор Московской духовной академии А.К. Светозарский.

http://patriarchia.ru/db/text/3500817.ht...

Итак во 2 веке было празднование Рождества Христова, равно как и Крещения. В восточных церквах Рождество Христово праздновалось вместе с Крещением в январе, что, как видится по свидетельству Климента, было и у Василидиан. Праздник Р. X. назывался в древности первым Богоявлением. Евсевий в жизни Константина В. говорит (кн. III. гл. 41), что он создал церковь в пещере первого Богоявления Спасителя. Праздник Р. X. соединялся с Богоявлением на основании слов ев. Луки о крещении: и той бе, яко лет тридесять начиная; след. день крещения был близок ко дню рождения. Римская же церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с 4 века по примеру ее в этот день стали праздновать и на востоке. Златоуст в 386 году о праздновании 25 декабря в антиохийской церкви говорит: «еще десяти лет нет, как сей день сделался нам торжественно известным. Этот день из древности известен был жителям запада; к нам же перешел за не много лет пред сим... Мы приняли сей день от тех, которые имеют точное понятие о сем деле и которые живут в Риме; ибо те самые, которые там проживают, празднуя сей день гораздо ранее и по древнему преданию, принесли и к нам сведение о сем (Т. II. 355—956) В отрывках толкования Афанасии В. на евангелие Матфея говорится, что I. Христос родился в 25 год царствования Августа в 8 календы январские т. е. 25 декабря (Montf. Collecm. рагт. Т. 2 р. 27). Вероятно и св. Афанасий, долго живший на западе, ввел сие празднование в Александрии. Но еще же во всех восточных церквах в 4 веке в- празднование 25 декабря. (Епифаний кипрский († 403 г.) писал, что Христос родился 6 января (ересь 51, § 24). Косма индикоплевст ок. 530 г. (кн. V) пишет, что в его время Рождество Христово всеми праздновалось в декабре (25), а одни иерусалимляне праздновали вместе с праздником Богоявления. Впрочем празднование поклонения волхвов в западной церкви вместе с Крещением 6 января наводит на мысль: не было и в ней в первые века соединяемо Р. X. с Крещением. 26     Собор пресв. Богородицы. Этот праздник разно называется в месяцесловах: то собор Богородицы, (многие σναξις; то родильные дары (επιλχεικ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В день Благовещения совершилась тайна Боговоплощения: Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий стал Сыном Девы, Сыном Человеческим, восприняв плоть от Пречистой Матери. Святая Церковь называет Пресвятую Богородицу Приснодевой , поскольку Она была девой до Рождества Христова, действием Божиим осталась девой во время Его рождения, и после Рождества также продолжала хранить Свое девство. Обручник Иосиф, как сообщает Евангелие, увидев, что порученная ему Дева ожидает ребенка, решил, что Она нарушила Своей обет и совершила грех прелюбодеяния. Будучи праведен и добр, он не захотел передать Марию суду, после которого Ее ожидала бы, по Закону Моисееву, смерть через побиение камнями, но имел намерение тайно отпустить жену, дав Ей разводное письмо и предав Ее жизнь воле Бога. От исполнения этого решения Иосифа остановил ангел, открывший праведнику тайну бессеменного зачатия и исполнение надежд Израиля на приход Мессии: « Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Мф.1:20–21). Рождество Христово. Детство и отрочество Спасителя (Мф.1:18–2.23; Лк.2) Смысл Боговоплощения. Рождество Христово. Обрезание. Сретение. Поклонение волхвов. Избиение Вифлеемских младенцев. Бегство в Египет. Возвращение в Назарет. Отрочество Спасителя.  Великий святой IV века, свт. Афанасий Великий , так объяснил смысл Боговоплощения: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». После грехопадения прародителей человечество не могло само себе помочь – над падшим человеком властвовали диавол, грех и смерть. Христос, будучи совершенным Богом, стал совершенным человеком – безгрешным, неподвластным диаволу, добровольно пошедшим на смерть, чтобы уничтожить Своим воскресением ее власть над людьми. Страдания Христа называются искупительными , так как благодаря им люди получили свободу от греха, диавола и смерти – были «выкуплены» из рабства. Благодаря воплощению Сына Божия, Его Смерти и Воскресению, каждый верующий во Христа как Сына Божия получает возможность обожения – силу стать святым и причастным Божественной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Днесь ангелы и человеки соединились, и ликуя восхваляли Бога, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, к человекам благоволение»! Днесь исполнилось и Аввакумово и Исаииано провещание. Исаия вещал: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог ( Ис. 7:14 ); и еще: Отроча родися нам, сын и дадеся нам, его же начальство бысть на раме его, и мира его несть предела, и нарицается имя его: велика совета ангел, чуден, советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, Отец будущего века ( Ис. 9:6 ). Аввакум же прорицал: посреде двою животну познаешися, внегда, приближитися летом, познаешися ( Аввак. 3:2 ). Днесь вся тварь видимая и невидимая таинственно дары принесла настоящему празднеству, первое небо – ангелов славословивших Бога: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение, – а второе небо – звезду, приведшую царей земных к вертепу и яслям; царства же земные представили Ему волхвов, женский пол – Деву Марию, а мужеский – Иосифа и пастырей. Днесь надлежит нам, о сонм уверовавших сынов крещения, – надлежит радоваться радостью духовною, и пронести Ему вместо злата – любовь, ибо так учит священная книга: «как золото многоценнее всех богатств, так любовь многоценнее всех добродетелей»; а вместо ливана – молитву: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, Господи»; вместо же смирны – умерщвление страстей, ибо так говорит апостол Павел: умертвите уды ваша сущия на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение ( Колос. 3:5 ). Итак, будем праздновать сей праздник, как научают нас святые апостолы, говоря: «христианам подобает проводить праздники в бдениях, молитвах, псадмопениях и песнях духовных» ( Колос. 3:16 ). Христианскому народу надобно стоять в церквах со страхом Божиим и умилением, и время молитвы не делать временем разговоров, но чистым сердцем просить у Бога прощения грехов. Ибо церковь есть земное небо; и всякий, глумящийся в ней во время молитвы, возбуждает гнев Бога, как это высказали святые апостолы в заповедях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Деяния Апостольския не указывают нам того движения сердца, повинуясь которому Гамалиил оказал такую защиту Апостолам. Но из церковного предания видно, что так поступил он потому, что был тайным другом Апостолов и уже тогда склонялся к вере во Христа, которую усвоил всем сердцем и всем своим просвещенным разумом, когда от тех же Апостолов принял св. крещение. В Четьи-Минеях повествуется, что Гамалиил похоронил у себя тело св. Архидиакона Стефана, а также тайного ученика Христова Никодима. Последнего он спас от смертной казни, которой хотели подвергнуть его иудеи за принятие им крещения. За такую веру Гамалиил и был прославлен Богом после своей смерти 25 . Известно, какого великого христианского ученого приобрела святая Церковь в лице Ап. Павла. Доводы его разума, просвещенного наукой и благодатию, при защите веры христианской были так сильны и неопровержимы, что никто из иудеев и язычников не мог им противостоять. Нельзя умолчать о великом ученом Православной Церкви, св. Афанасии Александрийском , который в своих знаменитых творениях: «О воплощении Бога Слова» и в «Словах против ариан», на основании богооткровенных и научных данных, свидетельствует всю приемлемость для человеческого разума истины воплощения Бога на земле. Так же сильно и неопровержимо свидетельствовала философски образованная св. великомученица Екатерина перед языческими философами веру в воплотившагося Бога и привела их к молчанию. Можно указать на святых: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о и весьма многих других великих ученых отцов и учителей Церкви, которые вместе с волхвами своею жизнью и научными доводами свидетельствовали, что между истинной наукой и христианской верой не может быть никакого расхождения, что величайшее чудо воплощения и другие чудеса, лежащие в основе нашей веры, вполне приемлемы научным разумом и не только не противоречат науке, но ею подтверждаются. Однако, в виду наличия научного миросозерцания, провозглашающего полную непримиримость между нашей верой и наукой, спасительно нам себе уяснить: каким же это образом разум человеческий в одном случае утверждает нашу веру, а в другом отрицает ее? Разве наш разум не один и тот же? Разве в нем нет образа и подобия Божиего? И разве он по своей божественной природе не должен всегда стремиться к Богу и быть в тесном единении с истинами Божественного Откровения?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В южном приделе, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, местные иконы на медных досках Василия юродивого и Мученицы Софии, южные и северные двери – медные, с изображением Праведника Симеона и Пророка Моисея, - все четыре писаны знаменитым Венециановым. Северный придел, в честь Андрея Стратилата, украшен четырьмя иконами – работы академика Боровиковского, которые подарены императором Александром дочери наставника его протоиерея Самборского; в северных дверях образ мученицы Александры украшен яхонтом и бриллиантами. Образ Благовещения – древней итальянской живописи. Иконы сии находились в придворном храме великой княгини Александры Павловны в Уриме близ Песта. В Андреевском приделе на престоле: а) дарохранительница в виде Иерусалимского гроба Господня, с изваянными из золота изображениями страданий Спасителя, - дар Иерусалимского патриарха протоиерею Самборскому, дарованный в Константинополе. б) Дарохранительница в виде креста, с бриллиантовым на верху её крестом, который возложен был собственноручно императрицею Екатериной на протоиерея Самборского, в 1783 году по возвращении его из чужих краёв с их Высочествами великим князем Павлом Петровичем и Марией Феодоровной. в) Крест серебряный, в виде звезды, с частью животворящего древа Креста Господня, подаренный протоиерею Константинопольским патриархом. г) Золотой крест, укреплённый в жёлтом аметисте – дар князя Александра Николаевича Голицына протоиерею Андрею Афанасьевичу. В главном храме потир серебряный под чернью, с прибором, весом в 2 фунта. По стенам храма 10 икон в золотых рамах лучшей живописи. Одна, с изображением поклонения волхвов Спасителю, писана в Италии в 1592 году. Вероятно из храма есаула Краснокутского перешли в нынешний: евангелие, М.п. 1746 года; общая минея, М.п. 1709 года; акафист Великой Варваре, К.п. 1739 года; служебник, К. 1744 года; триодь постная, М.п. 1745 года; триодь цветная, М.п. 1746 года; минеи служебные, в 12 книгах, М.п. 1754 года. Из Священных облачений замечательны: а) Светло-зелёная бархатная риза с серебряными крестиками, подаренная императрицей Марией Феодоровной протоиерею Самборскому, по возвращении его из Венгрии в 1803 году; б) Ризы: золотая, глазетовая, глазетовая бланжевого цвета, белая парчёвая и тёмно-зелёная бархатная, устроены из царских одежд покойной великой княгини Александры Павловны, купленных духовником её протоиереем Самборским в Венгрии.

http://sobory.ru/article/?object=52342

прп. Герасима Болдинского свв. Константина, Ирины, Михаила, Феодора Муромских прав. Петра Великодворского сщисп. Афанасия (Сахарова), Ковровского прп. Стефана Махрищского св. Варлаама Махрищского, еп. Суздальского и Тарусского сщисп. Георгия (Коссова) прп. исповедника Иоанна, Оленевского чуд. прав. Софии, кн. Слуцкой прп. Евфросинии Полоцкой блгв. кн. Анны Кашинской прп. Ионы Киевского свт. Луки Симферопольского прписп. Сергия (Сребрянского) свт. Иоанна Сан-Францисского сщмч. Феодосия, еп. Коломенского прав. Иоанна Кормянского прп. вел. кн. Анастасии Киевской свт. Митрофана Воронежского прп. Соломонии-Софии Суздальской прп. Макария Калязинского преподобные Киево-Печерские (82 частицы) Еще одна святыня – ковчег с золотом, ладаном и смирной, привезенный из Вифлеема и освященный на Дарах Волхвов на Афоне. Престольные праздники [ править править код ] Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря Иконы Тихвинской Божией Матери — 9 июля Воскресение Словущее — 26 сентября Монастырские праздники Рождество Христово - 7 января Балыкинской ик. Божией Матери – 13 июля Прп. Марона – 27 февраля День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Вмч. Пантелеимона – 9 августа Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Возвращение святыни в самом центре города. Как добраться [ править править код ] Автобус Трамвай (от ж/д вокзала) Маршрутное такси Адрес Орел, ул.1-я Курская, д.92 Паломнику [ править править код ] Монастырь открыт с 7:30 до 20:00. Храмы открыты только во время богослужений. Утренние и вечерние богослужения совершаются ежедневно. Каждую неделю читаются акафисты Воскресенье, 16:45, акафист “Всемогущему Богу в нашествии печали” Среда, 16:45, акафист перед чудотворной иконой Божией Матери Балыкинской, молебен о болящих и страждущих. Четверг, 16:45, акафист пред Тихвинской иконой Божией Матери С 8.00 до 18.00 открыта иконная лавка-часовня (на углу монастыря с внешней стороны), в которой вы можете помолиться и поставить свечи, купить церковную утварь и литературу, заказать требы и написать записки о здравии и о упокоении.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Орл...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010