А.С. Смыкалин Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы. 1. Три вида церковной власти Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в paзд. VII). Именно они образуют каноническое право. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры . Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского , так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому . Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Пётр Заведеев Догматическое Богословие Понятие о науке. Христианским православно-догматическим Богословием называется научное изложение догматов, или непреложных истин христианского вероучения. Христианским оно называется в отличие от всякого догматического Богословия нехристианского: иудейского, магометанского; православно-догматическим – в отличие от Богословия христианского, но неправославного: римского, лютеранского и др. Понятие о догмате, как предмете Догматического Богословия. Под именем христианских православных догматов разумеются открытые нам Богом и преподаваемые православною Церковью истины веры, которые относятся к самому существу религии христианской и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимое для спасения, а потому – истины неизменяемые и непререкаемые, которые обязаны принимать и содержать во всей целости все православные христиане. Различение православных христианских догматов. Православные христианские догматы различаются между собой: на 1) догматы общие и основные, иначе называемые членами веры, из которых каждый заключает по нескольку других догматов, и 2) догматы частные, выведенные из первых, как на них основывающиеся. Совокупность общих догматов, утвержденная на соборах вселенских, составляет символ веры . По отношению к нашему разуму различаются: 1) догматы непостижимые для него и называются тайнами веры, каковы догматы о Пресвятой Троице, об искуплении; 2) другие, более или менее, постижимые, каков догмат о Промысле Божием. Источник и образцы христианского православно Догматического Богословия . Так как все догматы христианские сообщены людям в Откровении, то единственный источник. для православно-догматического Богословия есть. Свящ. Писание и св. предание. Чтобы люди могли правильно понимать догматы и не уклонялись в заблуждения, православная Церковь , как непогрешимая учительница, предлагает образцы веры. К числу кратких образцов принадлежат: 1) символ Никео-Цареградский, составленный на первом и втором вселенских соборах; 2) догматические определения последующих вселенских соборов; 3) догматическое учение, встречающееся в правилах десяти поместных соборов; 4) символ веры св. Григория; 5) символ Афанасия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Святитель Афанасий принадлежит к числу великих отцов Вселенской Церкви. Уже при жизни его называли великим учителем Святой Церкви, отцом Православия, непобедимым защитником веры. Святой Василий Великий писал ему: «Если бы ты знал, какая польза от твоих писем, то никак не преминул бы ни одного представившегося случая писать к нам» (Творения, ч. 6, письмо 76. К Афанасию, архиепископу Александрийскому. Сергиев Посад, 1892, с. 178). Подобный же отзыв о творениях святителя Афанасия дает и преподобный Косьма: «Если встретится тебе слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, возьми и запиши его на своей одежде» (Блаженный Иоанн Мосх . Луг духовный, гл. 40. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896, с. 54). Священник Павел Флоренский называл святого Афанасия «столпом церковного жизнепонимания», исключительным носителем церковного сознания, из православных православнейшим (Столп и утверждение истины. Опыт Православной Феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914, с. 293, 56–57). В историю христианского богословия святой Афанасий Великий вошел, прежде всего, как ревностный поборник Никейского символа и неутомимый борец с арианством. Со времени избрания на Александрийскую кафедру святитель Афанасий стоял во главе защитников Никейского вероопределения. «Он был не только их вождем, но и показателем их положения в Церкви. Все козни, направлявшиеся против Никейского символа, начинались обыкновенно с Афанасия. Изгнание служило ясным симптомом усиливающейся реакции. Торжество его являлось торжеством Никейского Собора и его вероопределения. Можно сказать, что Афанасий на своих плечах вынес Никейский символ из бури сомнений, вызванных им на Востоке» (Проф. А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Т. I. Сергиев Посад, 1914, с. 263). Пять раз по проискам ариан его изгоняли с кафедры Александрийского предстоятеля, в изгнаниях он пробыл более 17 лет, но каждый раз, возвращаясь к своей пастве, он с прежней энергией продолжал свою деятельность. Его святительский труд на престоле святого апостола Марка и его творения были посвящены утверждению веры в единосущие Сына Божия Богу Отцу. В последний период своей деятельности в письмах Серапиону, епископу Тмуйскому, он говорит также и о Божестве Святого Духа. Таким образом, свидетельствует святой Григорий Богослов , святитель Афанасий «первый и один, или с весьма немногими, дерзнул стать за истину... исповедав единое Божество и единосущность Трех Лиц» (Творения, ч. 2, Слово 21, похвальное Афанасию Великому , архиепископу Александрийскому. М., 1889, с. 169).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЕВ СИМВОЛ ВЕРЫ [лат. Quicumque vult], один из трех «вселенских Символов веры» наряду с Никео-Константинопольским и Апостольским , принятых в Римско-католической Церкви. Выделяя 2 из них, Апостольский и Никео-Константинопольский, католич. Церковь считает, что А. С. в. вместе с др. многочисленными символами «сегодня помогают... постичь и углубить веру всех времен» (ККЦ 192-193). Часто называется по первому слову (или по начальным словам - Quicumque vult). Текст Символа в переводе на рус. язык: Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдет ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнения, погибнет он навек. Вселенская же вера эта состоит в том, чтобы нам чествовать Единого Бога в Троице и Троицу в Единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности. Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная - Духа Святого. Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, слава равна и величие совечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой. Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), непостижим (неизмерим) и Дух Святой. Отец вечен и Сын вечен, вечен и Дух Святой. Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый). Подобно сему Отец - вседержитель, Сын - вседержитель, Дух Святой - вседержитель; впрочем, не три вседержителя, но един вседержитель. Так, Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един. А также Отец - Господь, Сын - Господь, Дух Святой - Господь; впрочем, не три Господа, но Господь един. Ибо как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа. Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден.

http://pravenc.ru/text/76822.html

8. О названии Сына Божия единосущным Отцу Св. Афанасий о внесении слова единосущный в Символ веры говорит следующее: «Отцы собора (первого вселенского) говорили, что должно написать: «Сын есть истинная сила и образ Отца, что Слово – подобно Отцу во всем, не отлично от Него, непреложно, всегда нераздельно и в Нем пребывает...» Приверженцы же Ариевы, хотя терпели это, не смея противоречить от стыда, потому что были уже обличены; однако же стало заметно, что они друг другу шептали и подавали знаки глазами, будто бы слова: подобно, всегда и имя Сына также в Нем, суть опять общие и нам и Сыну. Поэтому епископы, усмотрев их лицемерие, и сами вынуждены были написать яснее, а именно, что Сын единосущен Отцу, – в означение того, что Сын не только подобен, но и неотделим от сущности Отчей, Сын и Отец едино суть, Слово всегда в Отце и Отец – в Слове, как неразлучны сияние и свет» 98 (Творение святого Афанасия Великого , часть 1, стр. 340, 341).   98 Примеч. Представим здесь обличение ереси Ария, нечестиво учившего о Сыне Божием, и изложение истинного учения о втором лице Св. Троицы. По согласному свидетельству древних церковных историков особенно деятельное участие принимал и особенно замечательные успехи в опровержении ариан на соборе оказал св. Афанасий Великий . В то время, когда происходил Никейский собор, святой Афанасий был еще только в сане диакона; но вероятно, что образованность его в православном вероучении уже в ту пору достигла полной зрелости; поэтому мы, по всей вероятности, не погрешии, если за руководство для суждений о деятельности св. Афанасия на соборе примем во внимание все вообще догматические сочинения св. Афанасия, – не обращая особенного внимания на то, что большая часть из сочинений сего св. мужа писана им в сане архиепископа. Первым пунктом в лжеучении ариан, – пунктом, из которого они последовательно выводили все прочие, было учение о том, что Сын Божий сотворен из ничего и имеет начало Своего бытия. Это богохульное учение св. Афанасий обличал беспримерным, неподражаемым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Либерий, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 49 (РГБ) Понтификат Л. совпал с правлением имп. Констанция II (337-361), проводившего проарианскую политику. Став в 353 г. единоличным правителем Римской империи, Констанций II стремился отменить Никейский Символ веры и окончательно осудить свт. Афанасия I Великого , еп. Александрийского. В ответ на письмо вост. епископов его предшественнику Юлию I (337-352) Л. созвал Собор в Риме (весна 353). На Соборе были зачитаны обвинительное послание против Афанасия, составленное вост. епископами, и соборное послание 24 епископов Египта, к-рые выступили в защиту Александрийского епископа. Осенью 353 г. по инициативе Л. состоялся Собор в Арелате (ныне Арль, Франция), на к-ром под давлением епископов-ариан Валента и Урсакия папские легаты Винцентий Капуанский и Марцелл, а также большинство присутствовавших епископов подписали осуждение свт. Афанасия. Св. Павлин , еп. Треверский (Трирский), отказавшийся последовать примеру остальных, был немедленно сослан во Фригию ( Sulp. Sev. Chron. II 39. 1-2; Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6). Согласно Аммиану Марцеллину , «несмотря на приказ императора и вопреки уговорам, [Либерий] упорно отказывался [осудить Афанасия] и не раз громко заявлял, что считает величайшей несправедливостью осудить человека, не увидев и не выслушав его. Таким образом, он открыто сопротивлялся императорской воле» ( Amm. Marc. Res gest. XV 7. 9). В поисках поддержки Л. обратился к епископам Осию Кордубскому (Кордовскому) и Цецилиану Сполетийскому (Сполетскому), призвав их не следовать примеру Винцентия Капуанского (PL. 8. Col. 1349). В 354 г. понтифик направил к императору св. Луцифера , еп. Каралиса (ныне Кальяри), пресв. Панкратия и диак. Илария с просьбой созвать новый Собор, чтобы решить вопрос об исповедании веры ( Liberius. 1916. P. 89-93). Тогда же Л. обратился к св. Евсевию , еп. Верцелльскому, с просьбой поддержать Луцифера (PL. 8. Col. 1349-1351). Из других писем Л., адресованных Евсевию, следует, что епископ исполнил поручение папы, хотя и выразил сомнение в успехе ходатайства перед императором (Ibid. Col. 1355-1356). С просьбой оказать влияние на императора папа обратился также к Фортунату, еп. Аквилейскому.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Вероисповедания Коптов Исповедание Веры, извлеченное из апостольских постановлений, содержимых Коптами. «Верую во единого истинного Бога, вседержителя, Отца, и в единородного сына его Иисуса Христа Господа нашего и спасителя, и в Духа Святого животворящего, Троицу единосущную: едино господство, едино царство, едино крещение: во святую, соборную и апостольскую церковь , в жизнь вечную. «Аминь». Символ Веры Никейско-цареградский в Коптском часослове читается так: Веруем во единого Бога Отца, вседержителя, творца небу и земли, видимым, же и невидимым. И во единого господа Иисуса Христа сына божия, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавше и погребенна в воскресшего из мертвых в третий день по святым писанием. И возшедшего на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судите живым и мертвым, его же царствию не будет конца. И в духа святого веруем господа животворящего, единосущна, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую церковь . Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Символ св. Афанасия патриарха Александрийского, хотя и переведен на арабский язык с латинского (и помещен в сегвериапском кодексе Иаковитов египетских); но никогда не был употребляем Коптами ни в церквах, ни в домах, потому что не освящен древним преданием их. Вероисповедание патриарха Санутия (IX века). По уклонении Коптов от православной церкви после Халкидонского вселенского собора (в 451 г.), патриархи и епископы их в разные времена писали исповедания своей веры. Санутий, пятьдесят пятый патриарх их, избранный в 859 году по рождестве Христове, заботясь о духовной пастве своей, с великим тщанием писал пасхальные, увещательные послания. Из числа их замечательны особенно те, кои он начертал во второй год своего патриаршества и в коих изложил учение о воплощении сына божия сими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скачать epub pdf О святом Вселенском первом соборе Предисловие Святой Вселенский [ 1 ] первый собор был созван в Никее Вифинской при Константине Великом в 325 г. по Рождестве Христовом. На нем присутствовали выдающиеся мужи: Александр Константинопольский; пресвитеры Витон и Викентий вместе с преподобным епископом Кордовы, или Кордубы, что в Испании, втроем представлявшие римского папу Сильвестра и Юлия 2 ; Александр Александрийский со своим сподвижником Афанасием Великим , в то время диаконом; Евстафий Антиохийский ; Макарий Иерусалимский; Пафнутий и Спиридон, Иаков и Максим – мужи, украшенные апостольскими дарованиями и мученическими ранами; и многие другие, по общепризнанному церковному преданию числом 318. Кроме них на Соборе присутствовало еще множество клириков, пресвитеров и диаконов. Собран же был этот Собор против Ария, который богохульствовал, говоря, что Сын и Слово Божие не единосущен Отцу и, следовательно, Он не истинный Бог , но тварь и создание [ 3 ] . Собор, продлившись три с половиной года 4 (хотя Геласий, в 256-м чтении у Фотия, говорит о шести с половиной годах) 5 , преподал общий и всем известный божественный и священный Символ нашей православной веры, в котором провозгласил Сына и Слово Божие истинным Богом, единосущным Отцу, т. е. имеющим ту же сущность и природу, что и Отец, а следовательно, ту же славу, власть, господство, вечность и все прочие подобающие Богу свойства Божественной природы. Символ гласит буквально следующее: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Единородного, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного [ 6 ] Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради, человеков, и нашего ради спасения сшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, вновь грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Говорящих же, что было время, когда не было Сына, и что Он не был прежде рождения и произошел из не-сущих, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности или что он преложим или изменяем, – таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь » [ 7 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Источник Часть 6, Глава 1 Часть 6, Глава 3 О Символе веры Скачать epub pdf Оригинал: pdf 34 Мб 2. История первых двух вселенских соборов, на которых составлен Символ веры Первый вселенский собор. Главным поводом к созванию первого вселенского собора было появление и усиление лжеучения Ария, пресвитера александрийского. Сущность его лжеучения состояла в следующем: было время, когда Сына Божия не было; Сын Божий родился во времени, и потому не вечен; когда бы то ни было – только Он сотворен, как и прочие твари, как и всякий человек. Причисляя Сына Божия к совокупности разумных и неразумных тварей, Арий и его сообщники утверждали, что природа Сына изменчива и может воспринимать добро и зло. Как сотворенный во времени, Сын не свободен от условий ограниченности. Он не знает вполне сущности Отца. Таким образом первым пунктом в лжеучении Ариан, – пунктом, из которого они последовательно выводили все прочие, было учение о том, что Сын Божий сотворен и имеет начало Своего бытия. Понятно, такое богохульное учение взволновало не только церковь александрийскую, но и другие церкви. Против Ария и его сторонников вооружились православные епископы, и во главе их епископ Александрийский Александр. В церкви произошли волнения, слух о которых наконец достиг до императора Константина Великого . Желая восстановить мир в церкви, император сначала думал примирить враждующих частным образом. Но дело зашло так далеко, что его уже нельзя было остановить одними частными мерами и одним влиянием императора. Тогда Константин решился отдать это дело на суд всей вселенской церкви. По его указу епископы от всего христианского мира должны были к означенному дню собраться в Никею. За несколько дней до торжественного открытия собора происходили частные совещания и рассуждения между православными, арианами и философами (Сокр. I, 8, Созом. I, 17). Множество священников и мирян принимали участие в прениях; одни стояли на стороне Ария, другие на стороне православных. На стороне последних особенным одобрением и уважением пользовались св. Афанасий, тогда еще архидиакон александрийский, впоследствии архиепископ, и пресвитер константинопольский Александр, после заступивший место своего престарелого епископа (Сокр. I, 8). Все эти частные прения были в некотором смысле частною подготовкою и черновою работою пред торжественным обсуждением и окончательным решением дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

За последние десятилетия в церковно-исторической науке и на западе, и у нас в России немало сделано для выяснения причин так называемой «антиникейской реакции» – того почти единодушного и долговременного протеста каким встречен был на востоке никейский символ с его терминами κ τς οσας το Πατρς и μοοσιον τ Πατρ. История церкви всей середины IV века производит тяжёлое впечатление на тех, кому приходилось знакомиться с нею по старым или устаревшими руководствам и пособиям (вроде, например, семинарского учебника Е. Смирнова ). Торжество православия над арианством, одержанное на никейском соборе, было кратковременно. Начиная приблизительно с 330 года и кончая 379-м, когда вступил на восточный императорский престол Феодосий великий, – весь этот 50-летний период был временем почти непрерывного господства на востоке епископов-антиникейцев, явно или тайно покровительствовавшим арианам. Всё виднейшие защитники никейского символа, как св. Евстафий Антиохийский , св. Афанасий Великой Александрийский, преемник первого борца против Ария св. Александра, Маркелл Анкирский, Асклипий Газский, Елланик Трипольский, св. Павел Константинопольский, Лукий Адрианопольский и другие, были под теми или иными предлогами низложены и согнаны со своих кафедр, и на место их поставлены епископами лица из евсевианского лагеря. Наоборот Арий и его сообщники приняты были в церковное общение, и некоторые из них, как например бывший александрийский диакон Евзоий (в 361–376 гг. епископ Антиохийский), занимали видные церковные кафедры на востоке. На место никейского символа на ряде соборов, собиравшихся в царствование Константия, выдвинут был целый ряд других формул веры – по большей части настолько бесцветных, что под ними легко подписался бы и сам Арий. Бывали и за это время периоды, когда Афанасий В. и другие сосланные евсевианами епископы возвращались на свои кафедры. Но это происходило по желанию императоров, сторонников никейского символа, как Констант и Иовиан, и со смертью этих православных государей кончалось и это временное торжество православия. И самое торжество это до 381 года ни разу не было полным. Восточные епископы антиникейцы примирялись на время с возвращением Афанасия В., но сами не вступали с ним в общение и не принимали никейского символа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010