Синода в коем году порознь было, и какие кто науки происходил, и сколько где их во оном (1)737 году и в каких науках обреталося, и в таком ли оные смотрении и порядке, как Духовным Регламентом и приполнительными о том из Св. Синода в разных годах, месяцах и числах посланными указами повелено, содержаны были, и сколько ж из них когда, и в какие чины, и куда произведены, и на препитание их всякого хлеба с монастырей двадесятой и с церковных земель тридцатой части порознь по годам и по званиям мест в домы архиерейские по 1737 год в сборе и из того на пропитание школьников в расходе и затем из году в год в остатке было..., и впредь о состоянии тех школ, как о наличестве учеников, так и о всем вышеписанном ведомости присылать по вся годы без всякого отлагательства» 34 ). В силу этого постановления, с 1738 года Св. Синод требовал ведомостей об учащихся от следующих епархиальных архиереев и начальств: Нижегородского, Вологодского, Московского, Новгородского, Ростовского, Киевского, Тобольского, Тверского, Астраханского, Коломенского, Суздальского, Казанского, Псковского, Смоленского, Рязанского, Белоградского, Архангелогородского, Вятского, Устюжского, Воронежского, Черниговского, Переяславского и Иркутского и от архимандрита С.-Петербургского Троицкого Александро-Невского монастыря. Ведомости эти представлялись в Св. Синод, хотя не всегда исправно, по 1744–45 учебный год 35 ). Из этих ведомостей и других сведений видно, что в царствование императрицы Анны Иоанновны (1730–1740 г. г.) оставалось 5-ть прежних благоустроенных латинских школ – Киевская и Московская Академии, Черниговский и Харьковский Коллегиумы и Смоленская Семинария, и преобразовано из прежних архиерейских школ или вновь учреждено 15-ть латинских семинарий, а именно: Холмогорская или Архангельская в 1731 году, Псковская, Казанская и Вятская в 1733 году, Александро-Невская и Вологодская в 1736 году, Тверская, Новгородская, Устюжская и Переяславская в 1738 году, Ростовско-Ярославская, Коломенская и Тобольская в 1739 году, и Нижегородская и Рязанская в 1740 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Кодъякский викарий трагически скончался, не успев вступить в управление своим викариатством, житомирский коадъютор был самостоятельным архиереем. Из новых викариев ни один не имел ни особой территории, ни своей Консистории. Полусамостоятельный характер епископского управления викариатствами докладом Св. Синода от 27 сентября 1799 г. уничтожен. Выдержав почти всюду основной принцип епархиального переустройства русских епархий, преследующий территориальное совпадение их с губерниями и соответствие названий губерний и епархий для большого единообразия, Св. Синод к своему докладу приложил ведомость о старых и новых епархиях с викариатствами. Эта ведомость, утвержденная 16 октября 1799 г. вместе с обширным докладом Св. Синода, со всей очевидностью показывает, что представляла Русская Церковь по своему епархиальному устройству в самом конце XVIII века, т. е. сколько в ней было епархий и архиереев, как епархии разделялись на классы, сколько насчитывалось всех храмов в Русской Церкви и т. д. Епархии Число церквей Прежнее название архиереев Нынешнее т. е. 1799 г. Где кафедра I класса Киевская Киевский и Галицкий в Киеве Новгородская Новгородский и Великолуцкий до 1775 г. Новгородский и Олонецкий в Новгороде Московская г. Московский и Калужский Московский и Коломенский в Москве Санкт-Петербурская до 1775 г. С.-Петербургский и Ревельский С.-Петербургский, Эстляндский и Выборгский в Санкт-Петербурге II класса Казанская Казанский и Свияжский Казанский и Симбирский в Казани Астраханская Астраханский и Ставропольский Астраханский и Моздокский в Астрахани Тобольская Тобольский и Сибирский в Тобольске Ярославская вместо Ростовской Ростовский и Ярославский Ярославский и Ростовский в Ярославле Псковская Псковский и Рижский Псковский, Лифляндский и Курляндский в Пскове Рязанская Рязанский и Шацкий Рязанский и Зарайский в Рязани Тверская Тверской и Кашинский в Твери Новороссийская Новороссийский и Днепровский Новороссийск. губ. в уезд. городе Новомиргороде Белорусская Белорусский и Могилевский Белорусской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ч. I. Одесса, 1904. С. 48. То же Ч. I. Курск. 1912. С. 41.    О православной миссии в Америке. Церковные ведомости. 1895. 45. С. 156.    После примечания 574 следует наше добавление к указанному источнику. — А.И.    Скончался в 1854 г. в Козелецком Георгиевском монастыре, в сане иеромонаха, с именем Назарий.    Житие старца Серафима. СПб., 1863. С. 189—190.    Копия письма иером. Паисия к Серафиму сообщена иноком Глинской пустыни Михаилом Кузьминым в письме к о. игумену Македонию от 3 мая 1901 г.    Записки духовника Глинской пустыни иером. Серафима 1842 г., л. 21—24. В архиве названной пустыни.    Дело о принадлежащих иером. Паисию деньгах и переписка по этому предмету 1854 г., в архиве Чуркинской пустыни.    Цит. по кн.: Архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Астрахань, 1904. С. 2— 16.    Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа. Одесса, 1902. С. 20.    Там же.    ГАКО, ф. 20, оп. 3 л., д. 89, л. 5 об.    Старец Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор//Курские епархиальные ведомости. 1895. 26. С. 496—499.    Глинская пустынь Путивльского уезда Курской губернии.    Вероятно, подготовкой к образованию отрока Иоанна занимался его отец Феодор Голованицкий, о школах по деревням тогда еще мало помышляли.    Дело архива Глинской пустыни 240.    В то время на Киевской митрополии был высокопреосвященный Серапион.    Антоний, впоследствии преосвященный Воронежский, известный святостью своей жизни.    Архимандрит Варлаам, один из учеников старца Феодосия, был художественный молитвенник. Настоятельстовал с 1814 по 1840 г. с возведением в сан архимандрита и переведен в Обоянский монастырь (Описание Софрониевой пустыни. М., 1895. С. 118—119).    О времени пострига в рясофор сведений письменных нет, вероятно потому, что тогда это делалось по воле настоятеля без разрешения консистории. Из рассказов старца можно заключать, что он пострижен в рясофор в 1820 г.    Схимонах Пахомий — из отставных кавалергардских поручиков, в миру Петр Сковородка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Дальнейшее уменьшение архиерейских школ прекращено было Высочайшим указом Петра 2 от 17 июля 1727 года. «А прешедшего 1727 года июля 17 дня в указе высоко славные и вечно достойные памяти Петра 2, императора и самодержца Всероссийского, присланном в Св. Синод из Верховного Тайного Совета, написано, чтоб подать ведомость, при всех ли епархиях школы и ученики по силе Духовного Регламента содержатся и сколько в которой епархии тех учеников сначала было и ныне обретается, и до каких наук произошли и в какое достоинство куды произведены, а буде зачем в которой епархии таковых школ и учеников не содержится, о том объявить именно; и по силе того Регламента на пропитание тех учеников всякого хлеба от монастырей двадцатая, а от церковных земель тридцатая часть берется, також о учении семинарии каков указ высокославные и вечнодостойные памяти Императорского Величества состоялся, и из каких денег или доходов оные содержать повелено, с того б подать копию, и где по тому указу семинарии учинены и в каком состоянии ныне обретаются, о том бы подать ведомость». Св. Синод, в свою очередь, потребовал этих сведений от епархиальных архиереев и, по мере получения их, дважды представлял их в Верховный Тайный Совет, 10 мая 172S и 25 июля 1729 годов 21 ). Надобно полагать, что уже вследствие этих запросов в некоторых епархиях архиерейские школы или вновь учреждались, или восстановлялись прежние. Так, около 1727 года учреждена была такая школа в Тобольске 22 ), в 1728 году Воронежская 23 ), в 1729 году Астраханская, закрывшаяся в следующем 1730 году 24 ), а в 1730 году восстановлена Вологодская школа 25 ). В 1730 году архиерейские школы были в следующих епархиях и с таким количеством учеников: в Тверской до 20, Коломенской 99, Киевской 654, Казанской 80, Псковской 46, Смоленской 19, Нижегородской 63, Рязанской 339, Белоградской 422, Вологодской 30, Черниговской 257, Вятской 35, Тобольской (в двух школах) 71, Иркутской (двух школах – русской и Мунгальской) 28, Александро-Невском монастыре 51, Московской Академии 310 и Новгородской (в двух школах) 65, а всего в 15-ти епархиях и в Александро-Невском монастыре с 2589 учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

58 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1895 г. 15, стр. 392. «Рязанские Епархиальные Ведомости» 1896 г., 16, стр. 559–560. 59 См. письма Смарагда к Иннокентию в «Рязанских Епархиальных Ведомостях» 1896 г. 16, стр. 560. 61 См. плохое мнение о калмыках и о миссии среди них у Ив. С. Аксакова в его письмах, ч. I, т. 1, стр. 115, 125–126, 163. 62 См. у Ф.М. Юштина, Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками (приложение к «Астраханским Епархиальным Ведомостям» 21–24 за 1883 г.), Астрахань 1883, стр. 37. 63 См. у † архиеп. Никанора (Каменского). Православная миссия среди Астраханских калмыков в её прошлом в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1910 г., 14–15, стр. 534–536. 64 Священнику походной церкви при калмыцких улусах производилось жалованье в 200 руб. из особых средств богатого (стр. 1070, 36 абзац начало: «Для сего специально был отправляем...». Редакция Спасо-Преображенского монастыря, о чём см. у о. Вассиана в описании сего монастыря (Астрахань 1893), стр. 1893 и в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1893 г. 16, стр. 469. 65 См. у † архиеп. Никанора (Каменского), Православная миссия среди Астраханских калмыков в её прошлом в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1910 г., 14–15, стр. (534–536). 66 См., напр., в Архиве Астраханской Дух. Консистории 40.050 (19 сентября 1844 г. – 3 ноября 1845 г.) о поощрении отставного Грачевской станицы урядника Ястребова за примерное усердие его в обращении к православию калмыков. 67 См. об этом подробнее у Η.Ф. Леонтьева, Краткий очерк истории Астраханской Духовной Семинарии (Астрахань 1892), стр. 17. 68 См. у Ф.М. Юштина, Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками, стр. 52–55, а вообще о калмыцкой православной миссии и о деятельности Смарагда см. ibid., стр. 36, 37, 38 сл., 41 сл., 49–51, 55–56 (a о самом Юштине см. в оттиске из «Астраханских Епархиальных Ведомостей» 1887 г. статьи прот. Η.Т. Каменского († архиеп. Никанора) «31-й Астраханский и Епатаевский Архиепископ Афанасий», 1856–1870 г., стр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1820 году церкви Черномории отошли в ведение Астраханских Епископов, которые, таким образом, объединили теперь под своей властью церкви всего Северного Кавказа. Главным органом епархиального правления в Черномории было тогда Екатеринодарское духовное Правление. В 1829 Году Черномория и Кавказская область вошли в состав внов образованной Новочеркасской епархии. Первым Епископом этой епархии был Преосвященный Афанасий, называвшейся Новочеркасским и Георгиевским. Он обратил особенное внимание на Кавказский край, где по отдаленности от центра Епархиального управления до сих пор не было и не могло быть должного порядка в церковных делах. В 1830 г, открыто было Духовное Правление в Моздоке взамен закрытого Кизлярского Духовного Правления. Управление Преосвященного Афанасия церковными делами на Кавказе продолжалось до учреждения самостоятельной Кавказской епархии в 1843 году. (Свящ. Н. Т. Михайлов. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар 1910 год). 341 Преосвященный Иеремия умер в 1884 г. О деятельности Преосвященного Иеремии за время управления Кавказской и Черноморской епархии даны достаточно определенные сведения в «Справочнике по Ставропольской епархии священника Михайлова, стр. 34–42 и в Ставропольских епархиальных ведомостях за 1907 г. 342 После Игнатия Брянчанинова Епископом Кавказскими и Черноморским был Преосвященный Феофилакт из Викариев Новгородской епархии, после него–с 1872 года–Преосв. Герман из кариев Харьковской» епархии. С открытием в 1885 году Владикавказской и Сухумской епархии и изменением границ Кавказ., и Черном. епархии, последняя, была переименована в Ставропольскую и Екатеринодарскую. 343 Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова, письмо Архим. Игнатия П.А. Брянчанинову от 22 мая 1857 г. (Приложения к второй части нашей книги, стр. 183:144). 344 Там же. Письмо Архим. Игнатия к П.А. Брянчанинову от 19 декабря 1857 года (Приложения, стр. 184, 147). 347 Эта древняя святыня г. Моздока, находящаяся в деревянной церкви Успения Божией Матери, весьма достопримечательна. Исторические сведения о ней имеются следующие. В XII в. знаменитая Грузинская царица Тамара, после кончины первого супруга своего, Русского князя Георгия Андреевича который был сыном Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукой своей она доставила князю и народу его христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждение святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о прежде бывших в ней христианских храмах. Созидание этих храмов приписывается Тамаре. Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелье составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценнейшей дар Боголюбивой Тамары осетинскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Указанием епископа Павла (Вильчинского) от 30 декабря 1883 года отец Михаил был назначен редактором неофициального отдела «Саратовских епархиальных ведомостей». Состоял цензором епархиального цензурного комитета и был председателем комиссии по составлению устава Саратовского епархиального духовно-просветительского союза. 24 октября 1901 года он избирается действительным членом Саратовской губернской ученой архивной комиссии и в 24-м выпуске трудов СУАК публикует свое исследование «Об участии духовенства в Пугачевском восстании в пределах Астраханской епархии». За годы службы отец Михаил неоднократно удостаивался различных наград и был премирован 11 раз. За ревностное служение на пользу Церкви Божией он был награжден набедренником (1871), скуфьей (1874), камилавкой (1881), палицей (1898). За заслуги по епархиальному ведомству Святейшим Синодом удостоен возведения в сан протоиерея 25 марта 1877 года. Главным управлением общества попечения о раненых и больных воинах 15 января 1880 года удостоен знака Красного креста. От Святейшего Синода награжден золотым наперсным крестом 15/20 марта 1884 года. Имел серебряную медаль в память императора Александра III. «За усердную и полезную службу по должности законоучителя института» 1 апреля 1890 года удостоен ордена Святой Анны II степени, 15 мая 1894 года - ордена Святого Владимира IV степени, давшего ему право потомственного дворянства, а 6 мая 1902 года по представлению совета института - ордена Святого Владимира III степени. Проживал он в собственном доме 41, находившемся между улицей Гимназической (Некрасова) и Бабушкиным взвозом по Малой Сергиевской (Мичурина) улице. В семье отца Михаила и Глафиры Матвеевны было 9 детей: Зинаида (20 сентября 1869 - 25 ноября 1945), Александр (2 апреля 1871 - 24 декабря 1940), Николай (родился 17 февраля 1873), Екатерина (7 декабря 1876 - 3 марта 1950), Леонид (22 марта 1879 - 1910), Мария (13 апреля 1880 - 14 августа 1956), Борис (5 августа 1884 - 1943), Наталия (2 апреля 1890 - 16 июля 1981) и Константин (2 апреля 1892 - 1930). 8 апреля 1892 года, через 6 дней после рождения сына, Глафира Матвеевна скончалась и была погребена на саратовском кладбище возле Воскресенского храма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений ) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей» , а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости» . Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский ; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров ; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер ; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев ; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов ; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий ( «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Он состоялся с 22 июня по 1 июля. 700 Съезд состоялся в Н.-Новгороде. В его заседаниях принимало участие 220 депутатов. Съезд про ходил под председательством епископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В качестве почетного гостя присутствовал управляющий Нижегородской епархией епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Обе приводимые телеграммы были посланы по предложению епископа Андрея. Примеч. источника. 702 Вторая часть последнего предложения отсутствует в «Миссионерском сборнике» и в «Утре России». 703 Собрание проходило под председательством викария Саратовской епархии, епископа Вольского Досифея (Протопопова). 705 В «Астраханском вестнике» сказано, что епископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский) отказался дать свою подпись к этой телеграмме. 707 Собрание проходило в покоях архиепископа Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого) и с его участием. 709 Ижевский железоделательный (с 1872 г. – оружейный и сталелитейный) завод основан в 1760 г. При нем был устроен поселок, в котором в 1860 г. проживало около 22 тыс. человек. С 1918г. заводской поселок – г. Ижевск (Васина Т.А. Указ. соч. С. 122; Уральская историческая энциклопедия. С. 224225). 710 Вероятно, дата воспроизведена неточно. Число и месяц на бланке телеграммы неразборчивы, но с трудом просматривается – 7.03 714 Текст телеграммы в изложении приводится в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» (1917. 12. Отдел неофиц. С. 105). 715 По причине того, что в библиотеках страны подшивки газет за 1917 г. во многом не полны, составителю сборника долгое время не представлялась возможность проверить точность ссылки М.Г. Нечаева. Однако буквально в последний момент перед сдачей сборника в печать удалось найти нужный номер газеты. Данный документ в источнике значится не как телеграмма, а как резолюция собрания духовенства (см.: Зауральский край. Екатеринбург, 1917. 61. С. 3). 716 На собрании присутствовало 60 человек. Верх-Исетский металлургический завод основан в 1721 г. на р. Исеть. В начале XX века на заводе работало 4 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, Василий Григорьевич Покровский (около 1861–1932), окончил Тверскую семинарию в 1881 г. В 1882 г. сватался к А. А. Колтыпиной: «Ильгощинского священника сын, Василий Григорьевич Покровский» (Колтыпина А. А. Записки дочери священника (урожденной Зверевой). Тверь, 2016. С. 26). Служил в погосте Буйлово в Бежецком уезде (Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 97). И его брат Павел Григорьевич Покровский (около 1858–1912) окончил Тверскую семинарию в 1880 г.; священник с. Хабоцкого (Там же. С. 192). Брат П. И. Успенского протоиерей Николай Иванович Успенский (1856 или 1857–1893 гг.). Окончил МДА (1881). На 1892 г. настоятель Вознесенского собора г. Черный Яр Астраханской губернии, председатель Черноярского отделения епархиального Училищного совета. См.: Орлов И., свящ. Протоиерей Николай Иванович Успенский. Некролог//Астраханские епархиальные ведомости. 1893. 24. С. 729–733. Лев Григорьевич Покровский, выпускник СПбДА (1879), преподаватель латинского языка в Черниговской семинарии. Вероятно, Павел Иванович Троицкий, окончил СПбДА в 1879 г. В 1891 г. преподаватель греческого языка Волынской семинарии (Мацкевич И. Ф. Адрес-календарь Волынской губернии на 1892 г. Житомир, 1891. С. 103). Вероятно, Сергей Иванович Троицкий, выпускник СПбДА 1876 г., преподаватель Тамбовской семинарии до 1897 г. Возможно, свящ. Иоанн Алексеевич Каменский, выпускник МДА (1881). Вероятно, он был инспектором классов и законоучителем Екатеринославского епархиального училища (см.: Екатеринославские епархиальные ведомости. 1887. 2. С. 30; Быстрицкий Н. С. Памятная книжка и адрес-календарь Екатеринославской губернии на 1889 г. Екатеринослав, 1889. С. 543). Скончался 19 июня 1892 г. (Екатеринославские ЕВ. 1893. 2. С. 12). Сам П. И. Успенский. Иван Иванович Троицкий (родился 01.02.1865). Окончил Тверскую семинарию в 1885 г. Учился в КДА (1885–1889). По окончании — киевский епархиальный миссионер. С 12.06.1890 — преподаватель Подольской семинарии, с 1901 г. помощник редактора «Киевских епархиальных ведомостей» (Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. Т. 3. Киев, 2019. С. 323–324).

http://bogoslov.ru/article/6174946

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010