прот. Николай Балашов Литературные источники Настоящие имена авторов, подписавших свои публикации псевдонимами, если их удалось установить, приводятся в квадратных скобках, как и расшифровки криптонимов. При этом вопросительным знаком отмечены предположительные идентификации. Сокращенные названия журналов, многократно встречающиеся в перечне источников, раскрыты в Списке сокращений. При ссылках на епархиальные ведомости имеется в виду неофициальная часть (отдел) журнала, если иное не оговорено. При подготовке настоящей книги были просмотрены полностью относящиеся к хронологическим рамкам изучаемого периода (1905–1918) комплекты следующих периодических изданий: Богословский библиографический листок; Богословский вестник; Век; Вера и жизнь; Вера и разум; Вера и Церковь ; Всероссийский церковно-общественный вестник; Голос Церкви; Донская христианская мысль; Донской православный вестник; Душеполезное чтение; Епархиальные отголоски; Живая жизнь; Звонарь; Калужский церковно-общественный вестник; Костромской церковно-общественный вестник; Красный звон; Миссионерский сборник; Миссионерское обозрение; Московские церковные ведомости; Московский церковный голос; Народ; Народное образование; Отдых христианина; Отклики на жизнь; Отклики сельских пастырей; Пастырь; Правда Божия; Православно-русское слово; Православный путеводитель; Православный собеседник; Приходский священник; Приходский листок; Руководство для сельских пастырей; Сельский священник; Странник; Труды Киевской духовной академии; Христианин; Христианская жизнь; Христианская мысль; Христианское чтение; Церковная газета; Церковная правда; Церковная реформа; Церковное обновление; Церковно-общественная жизнь; Церковно-общественная мысль; Церковно-общественный вестник; Церковность; Церковные ведомости (и Прибавления); Церковный вестник; Церковный голос; Церковь и жизнь; Церковь и народ; Церковь и общество; Чтения в Обществе духовного просвещения; Архангельские, Астраханские, Калужские, Кишиневские, Нижегородские, Подольские епархиальные ведомости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников На пути в Святую землю: Мемуары русских паломников о путешествии из России в Палестину (2я половина XIX – начало ХХ в.) В Избранное ( 3  голоса:  3.0 из  5) К. Е. Балдин (Иваново) На рубеже XIX и XX вв. наблюдается впечатляющий рост православного русского паломничества на Ближний Восток. Это явление было связано с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества, которое взяло на себя доставку паломников в Святую Землю и обратно, их размещение на своих специально построенных подворьях, а также организационное сопровождение богомольцев во время их передвижений по Палестине. Активизация паломнического движения стала главной причиной того, что заметно возросло число паломнических мемуаров, публиковавшихся как отдельными изданиями, так и в периодической печати. В этой связи отметим, что в отечественной историографии сих пор практически не вводились в научный оборот довольно многочисленные источники личного происхождения, которые рассыпаны по страницам «Епархиальных ведомостей». Авторами большинства паломнических воспоминаний и дневников в рассматриваемый нами период становились представители провинциального духовенства. Естественно, что восприятие действительности в каждом отдельном случае было индивидуальным. В зависимости от уровня образования авторов, их литературных задатков, эмоциональности и степени самоцензуры стиль текстов был литературным или просторечным, изложение — эмоциональным или суховатым; также оно представлялось безыскусственным или же, напротив, выдавало через сноски и аллюзии богословскую и общенаучную начитанность автора. Редакторы провинциальных церковных официозов, т.е. «Епархиальных ведомостей», охотно предоставляли побывавшим в Палестине священникам и мирянам возможность поделиться своими впечатлениями от увиденного. В некоторых воспоминаниях авторы сразу «берут быка за рога» и приступают к описанию своих путешествий по Святой Земле, начиная с высадки в Яффе. Однако большинство мемуаристов все же не обошли своим вниманием тему дороги к святыням вселенского христианства и рассказывают о своих путешествиях по Черному, Эгейскому и Средиземному морю. Одни уделяют дороге в Святую Землю весьма пристальное внимание, отводя этой теме несколько десятков страниц. Другие ограничиваются довольно беглым описанием путешествия. Авторы, путевые записки которых мы использовали в нашем исследовании, являлись представителями самых различных регионов страны: русского севера (Архангельская, Вятская и Олонецкая губернии), Центрального промышленного района (Костромская), Украины (Волынская) и юга страны (Астраханская).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-puti-...

В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 1 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“ 2 . Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Содержание    В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток.    Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова    Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“. Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2636...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ выходили с 7 сент. 1875 по 28 сент. 1918 г. Основаны Астраханским еп. Хрисанфом (Ретивцевым) , определившим на издание А. е. в. ежегодную субсидию от себя, от архиерейского дома и от 3 мон-рей епархии. В 1875-1881 гг. издавались при Астраханской ДС, отказавшейся продолжать издание по экономическим соображениям. С 1882 г. предполагалось оставить лишь офиц. отдел, но М. И. Дубровский вызвался выпускать оба отдела - офиц. и неофиц., хотя с большими интервалами и в меньшем объеме. В 1886-1891 гг. А. е. в. издавало астраханское Кирилло-Мефодиевское об-во, редактором был член об-ва, ректор ДС прот. Капитон Ястребов. Редакция вернулась в здание семинарии, откуда в 1891 г. редакция офиц. части была перенесена в консисторию, а неофиц. части - в епархиальную б-ку. В 1896 - нач. 1897 г. редакции обеих частей были объединены, а с 9 за 1897 до 1918 г. опять разделены между консисторией и ДС. А. е. в. издавались в 1875-1881 гг. еженедельно, в 1882-1911 и 1917-1918 гг.- 2 раза в месяц, в 1912-1916 гг.- 3 раза в месяц (в 1916 вышли 1-34). Издание прекратилось, по-видимому, на 14 за 1918 г. На протяжении всего времени издания А. е. в. были единственным церковным журналом в пределах епархии. Первым редактором А. е. в. был ректор ДС архим. Александр (Хованский), в 1877 (с 39) - 1881 гг. журнал редактировал преподаватель ДС Я. В. Лебединский, в 1882-1885 гг. М. И. Дубровский, в 1886-1889 гг. прот. Капитон Ястребов. В 1890-1895 и 1897 (с 9)-1917 гг. офиц. часть подписывали секретари и др. чиновники консистории. В 1896-1918 1) гг. редактором неофиц. части (в 1896 - нач. 1897 также офиц. части), историографом А. е. в., составителем указателя и автором множества церковно-исторических статей и заметок был помощник смотрителя Астраханского ДУ И. Н. Летницкий, при к-ром А. е. в. по полноте и качеству материалов уже не уступали др. епархиальным журналам. Последним редактором был К. М. Перевозников (в 1918 с 2 по 14).

http://pravenc.ru/text/76740.html

Астрахань. Домовая церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при бывшем Епархиальном женском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Год постройки:Между 1884 и 1886. Архитектор:Фольрат, С.И. Карягин (проект расширения) Адрес: г.Астрахань, ул. Чалабяна, 17/20/6 Координаты: 46.346743, 48.05286 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Астраханское епархиальное женское училище открылось 16 октября 1866 года, при Благовещенском монастыре и было трехклассным. Для Астрахани это было важным событием, поскольку тогда в городе насчитывалось всего три средних учебных заведения. Новое училище являлось средним учебным заведение для дочерей духовенства, однако здесь учились и дочери чиновников, почетных граждан, военных, купцов, мещан и крестьян. Уже через десять лет училище преобразовалось в шестиклассное, а число его учениц возросло до двухсот. По причине роста числа учащихся встал вопрос о постройке специального здания для училища. У епархии средств на это не нашлось, поэтому 40 тысяч рублей было «заимообразно» получено от Священного Синода. В 1884 году на эти средства началось строительство здания по проекту архитектора Фолърата, на углу улиц Николо-Часовенной (ныне ул. Чалабяна) и Новоисадной (ныне ул. Ногина). Училище было построено за два года и представляло собой крупное по тем временам угловое здание с прекрасным храмом в восточной его стороне, вверху, в честь святых Веры, Надежды и Любови с матерью их св. Софией. Все строительство обошлось в 60 с лишним тысяч рублей, «немало из которых было употреблено из личных средств самого Преосвященного». Как сообщалось в «Астраханских епархиальных ведомостях», 18 сентября 1886 года в новом здании была освящена церковь. С постоянным увеличением числа учащихся, новых помещений вскоре также оказалось недостаточно, поэтому в 1895 году преосвященный Митрофан изыскал средства до 30 тысяч рублей для возведения новых построек. Епархиальный архитектор Карягин разработал проект расширения училища вдоль Крестовоздвиженской улицы (ныне ул. Н. Качуевской). В 1904 году Карягин уже проектирует надстрой третьего этажа (по улице Николо-Часовенной и Крестовоздвиженской). В 1908 году его проект был одобрен строительным отделением под руководством архитектора А. Вейзена и осуществлен. В результате здание Астраханского епархиального женского училища приняло современный вид единого трехэтажного корпуса. Существуют сведения, что в основание корпуса строители перенесли вырытый из земли фундамент из дикого камня бывшего монастырского храма.

http://sobory.ru/article/?object=41948

Петр (Соколов Павел Иоаннович), архп. Воронежский Родился 3 июня 1863 года. В l885 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Был учителем в школах г.Саратова. 23 февр.1886 года рукоположен в сан иерея. С 1886 года – священник-миссионер в Саратовской епархии. В «Самарских Епархиальных Ведомостях» за 1917 год отец Павел указывается, как член комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в с.Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда, Самарской епархии. В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о.Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей – священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов.О.Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого В.Ц.У. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому, (проживавшему тогда в г.Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией. После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о.Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, вик. Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (фамилия неизвестна). О новомепископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы «проследовал в свои покои», в женском монастыре. Втечение 2–3 дней все Саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации: из других епархийАстраханской, которой он управлял с 1923 по 1925гг. – и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ювеналий, епископ Орловский и Севский (Карюков Григорий Иванович) Родился в 1816 году в посаде Крюкове Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1839 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии. 2 мая 1840 года рукоположен во священника и назначен в Покровскую церковь Кременчугского уезда посада Крюкова. 24 августа 1841 года, после смерти жены, оставил приход и определён учителем в Полтавское духовное училище. С 13 сентября 1841 года священствовал в Полтавском кадетском корпусе. В 1842 году для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. 12 февраля 1844 года пострижен в монашество. 1 сентября 1845 года, по окончании курса академии, занял должность учителя в Екатеринославской духовной семинарии, исполнял обязанности инспектора и состоял членом Екатеринославского семинарского совета. 22 января 1846 года удостоен степени магистра. В 1848 году награждён набедренником. 29 сентября 1851 года назначен инспектором и профессором Кишинёвской духовной семинарии сначала по классу логики и психологии. С 12 июля 1852 годаназначен инспектором по классу богословских наук. С 1 апреля 1853 года – настоятель Гинкульского Параскевинского монастыря;. 12 апреля 1853 года возведён в сан игумена. В 1854 году определён цензором катехизических поучений священников города Кишинёва. 19 октября 1856 года назначен инспектором и профессором Астраханской духовной семинарии. 15 мая 1857 года назначен настоятелем Астраханского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте. 30 ноября 1858 года получил назначение на должность ректора и профессора Нижегородской духовной семинарии. 25 декабря 1858 года возведён в сан архимандрита. С 31 июля 1859 года – настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря и цензор Нижегородских епархиальных ведомостей. В 1866 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1867 году, согласно прошению, уволен от должности настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Волгоград. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен 1932 год.Справа Иоанно-Предтеченский храм. За несколько месяцев (дней) до уничтожения. Фото сделано с колокольни Успенского собора. Сергей Ковров ?? Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Свято-Троицкая церковь построена была в 1720 г., неизвестно кем; каменная, двухэтажная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, два: в верхнем этаже в приделе – в честь иконы Казанской Божией Матери и в нижнем этаже – во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежит дом для духовенства, он обложен кирпичом и покрыт железом. Ближайшие церкви: соборная Успенская и Иоанно-Предтеченская. Имеется церковно-приходская школа, в затоне, за Волгой; открыта она для детей служащих на пароходах и жителей в той местности. Церковно-приходское попечительство существует с 1886 г. Земли при церкви усадебной имеется под церковными домами и дворами 374 кв. сажени. Дом у причта церковный, построенный на церковной усадебной земле. Священник, протоиерей Александр Соколов, диакон Иоанн Тихонравов и псаломщик Павел Беляков. Прихожан: дворян, купцов, мещан и цеховых, военных, прочих городских обывателей, крестьян, раскольников обоих полов 1519 душ, дворов 259. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В каждом русском городе стояла Троицкая церковь. Её название содержало указание на триипостасность Божества и на радостный летний праздник — Пятидесятницу, украшенную цветами, травами, зелёными ветвями. Часто имя Святой Троицы носили монастыри — средоточие православной мысли, место молитвы и высокой аскезы. Вспомним величественную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским, которая ныне стала главным монастырём Русской православной церкви. С небольшого монастыря начиналась и царицынская Троицкая церковь. Имена основателей и первых насельников обители до нас не дошли. Первые упоминания о ней относятся ко второй половине XVII века. В одном из документов 1658 года предписывается " по челобитью черного попа Макария с братиею давать из царицынских доходов». В грамоте из приказа Казанского дворца астраханскому воеводе Ивану Андреевичу Хилкову от 13 июня 1667 года упоминается «Троицкий строитель старец Александр», посланный 10 мая того же года вместе с попом Андреем к Стеньке Разину с приказом от царицынского воеводы Андрея Унковского. Воевода передал через священнослужителей наказ сторонникам атамана разойтись по родным донским станицам и хуторам, а не бунтовать. Однако из-за сильного разлива Дона попасть в Паньшинский городок, где были казаки, посланцы не смогли.

http://sobory.ru/article/?object=36718

епископ Хрисанф (Ретивцев) (1832–18.11.1883) Слова и речи Сравнительное богословие Сравнительное религиоведение епископ Хрисанф (Ретивцев) Епископ Нижегородский и Арзамасский. Ректор СПбДС, доктор богословия. Биография В миру Ретивцев Владимир Николаевич, в с. Эська (Эське) Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее - в Тверской духовной семинарии. В 1852 году поступил в Московскую духовную академию. 15 октября 1856 года по окончании курса Московской академии определен учителем в Костромскую духовную семинарию на кафедру Св. Писания. 12 февраля 1857 года удостоен степени магистра богословия. 29 сентября 1857 года пострижен в монашество; 30 сентября рукоположен во иеродиакона; 3 октября - во иеромонаха. 9 сентября 1858 года назначен бакалавром Казанской духовной академии по кафедре основного и обличительного богословия. В 1859 и 1860 годах временно преподавал догматическое богословие, в 1862 году - нравственное. В 1860 году вошел в состав комитета по переводу Св. Писания на русский язык. В том же году причислен к соборным иеромонахам. 12 апреля 1865 года возведен в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии " за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела " . 18 августа 1865 года перемещен в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архим. Иоанн (Соколов), незадолго перед тем назначенный на должность ректора Петербургской академии. 23 марта 1866 года возведен в сан архимандрита и 5 октября назначен инспектором Петербургской академии и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия. В 1867 года назначен членом учебного комитета при Св. Синоде. С 8 января 1869 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 29 декабря 1874 года хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского. В 1875 году основал " Астраханские епархиальные ведомости " . В 1877 году Санкт-Петербургская и Казанская духовные академии за научные труды избрали еп. Хрисанфа в свои почетные члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010