прот. Николай Балашов Литературные источники Настоящие имена авторов, подписавших свои публикации псевдонимами, если их удалось установить, приводятся в квадратных скобках, как и расшифровки криптонимов. При этом вопросительным знаком отмечены предположительные идентификации. Сокращенные названия журналов, многократно встречающиеся в перечне источников, раскрыты в Списке сокращений. При ссылках на епархиальные ведомости имеется в виду неофициальная часть (отдел) журнала, если иное не оговорено. При подготовке настоящей книги были просмотрены полностью относящиеся к хронологическим рамкам изучаемого периода (1905–1918) комплекты следующих периодических изданий: Богословский библиографический листок; Богословский вестник; Век; Вера и жизнь; Вера и разум; Вера и Церковь ; Всероссийский церковно-общественный вестник; Голос Церкви; Донская христианская мысль; Донской православный вестник; Душеполезное чтение; Епархиальные отголоски; Живая жизнь; Звонарь; Калужский церковно-общественный вестник; Костромской церковно-общественный вестник; Красный звон; Миссионерский сборник; Миссионерское обозрение; Московские церковные ведомости; Московский церковный голос; Народ; Народное образование; Отдых христианина; Отклики на жизнь; Отклики сельских пастырей; Пастырь; Правда Божия; Православно-русское слово; Православный путеводитель; Православный собеседник; Приходский священник; Приходский листок; Руководство для сельских пастырей; Сельский священник; Странник; Труды Киевской духовной академии; Христианин; Христианская жизнь; Христианская мысль; Христианское чтение; Церковная газета; Церковная правда; Церковная реформа; Церковное обновление; Церковно-общественная жизнь; Церковно-общественная мысль; Церковно-общественный вестник; Церковность; Церковные ведомости (и Прибавления); Церковный вестник; Церковный голос; Церковь и жизнь; Церковь и народ; Церковь и общество; Чтения в Обществе духовного просвещения; Архангельские, Астраханские, Калужские, Кишиневские, Нижегородские, Подольские епархиальные ведомости. |
Разделы портала «Азбука веры» истории паломников На пути в Святую землю: Мемуары русских паломников о путешествии из России в Палестину (2я половина XIX – начало ХХ в.) В Избранное ( 3 голоса: 3.0 из 5) К. Е. Балдин (Иваново) На рубеже XIX и XX вв. наблюдается впечатляющий рост православного русского паломничества на Ближний Восток. Это явление было связано с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества, которое взяло на себя доставку паломников в Святую Землю и обратно, их размещение на своих специально построенных подворьях, а также организационное сопровождение богомольцев во время их передвижений по Палестине. Активизация паломнического движения стала главной причиной того, что заметно возросло число паломнических мемуаров, публиковавшихся как отдельными изданиями, так и в периодической печати. В этой связи отметим, что в отечественной историографии сих пор практически не вводились в научный оборот довольно многочисленные источники личного происхождения, которые рассыпаны по страницам «Епархиальных ведомостей». Авторами большинства паломнических воспоминаний и дневников в рассматриваемый нами период становились представители провинциального духовенства. Естественно, что восприятие действительности в каждом отдельном случае было индивидуальным. В зависимости от уровня образования авторов, их литературных задатков, эмоциональности и степени самоцензуры стиль текстов был литературным или просторечным, изложение — эмоциональным или суховатым; также оно представлялось безыскусственным или же, напротив, выдавало через сноски и аллюзии богословскую и общенаучную начитанность автора. Редакторы провинциальных церковных официозов, т.е. «Епархиальных ведомостей», охотно предоставляли побывавшим в Палестине священникам и мирянам возможность поделиться своими впечатлениями от увиденного. В некоторых воспоминаниях авторы сразу «берут быка за рога» и приступают к описанию своих путешествий по Святой Земле, начиная с высадки в Яффе. Однако большинство мемуаристов все же не обошли своим вниманием тему дороги к святыням вселенского христианства и рассказывают о своих путешествиях по Черному, Эгейскому и Средиземному морю. Одни уделяют дороге в Святую Землю весьма пристальное внимание, отводя этой теме несколько десятков страниц. Другие ограничиваются довольно беглым описанием путешествия. Авторы, путевые записки которых мы использовали в нашем исследовании, являлись представителями самых различных регионов страны: русского севера (Архангельская, Вятская и Олонецкая губернии), Центрального промышленного района (Костромская), Украины (Волынская) и юга страны (Астраханская). |
В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубокоуважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся приснопамятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать несколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архипастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 1 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в названном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» принадлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так думать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“ 2 . Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки. |
Содержание В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубокоуважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся приснопамятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать несколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архипастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в названном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» принадлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так думать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“. Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ выходили с 7 сент. 1875 по 28 сент. 1918 г. Основаны Астраханским еп. Хрисанфом (Ретивцевым) , определившим на издание А. е. в. ежегодную субсидию от себя, от архиерейского дома и от 3 мон-рей епархии. В 1875-1881 гг. издавались при Астраханской ДС, отказавшейся продолжать издание по экономическим соображениям. С 1882 г. предполагалось оставить лишь офиц. отдел, но М. И. Дубровский вызвался выпускать оба отдела - офиц. и неофиц., хотя с большими интервалами и в меньшем объеме. В 1886-1891 гг. А. е. в. издавало астраханское Кирилло-Мефодиевское об-во, редактором был член об-ва, ректор ДС прот. Капитон Ястребов. Редакция вернулась в здание семинарии, откуда в 1891 г. редакция офиц. части была перенесена в консисторию, а неофиц. части - в епархиальную б-ку. В 1896 - нач. 1897 г. редакции обеих частей были объединены, а с 9 за 1897 до 1918 г. опять разделены между консисторией и ДС. А. е. в. издавались в 1875-1881 гг. еженедельно, в 1882-1911 и 1917-1918 гг.- 2 раза в месяц, в 1912-1916 гг.- 3 раза в месяц (в 1916 вышли 1-34). Издание прекратилось, по-видимому, на 14 за 1918 г. На протяжении всего времени издания А. е. в. были единственным церковным журналом в пределах епархии. Первым редактором А. е. в. был ректор ДС архим. Александр (Хованский), в 1877 (с 39) - 1881 гг. журнал редактировал преподаватель ДС Я. В. Лебединский, в 1882-1885 гг. М. И. Дубровский, в 1886-1889 гг. прот. Капитон Ястребов. В 1890-1895 и 1897 (с 9)-1917 гг. офиц. часть подписывали секретари и др. чиновники консистории. В 1896-1918 1) гг. редактором неофиц. части (в 1896 - нач. 1897 также офиц. части), историографом А. е. в., составителем указателя и автором множества церковно-исторических статей и заметок был помощник смотрителя Астраханского ДУ И. Н. Летницкий, при к-ром А. е. в. по полноте и качеству материалов уже не уступали др. епархиальным журналам. Последним редактором был К. М. Перевозников (в 1918 с 2 по 14). |
Астрахань. Домовая церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при бывшем Епархиальном женском училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует. Престолы: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Год постройки:Между 1884 и 1886. Архитектор:Фольрат, С.И. Карягин (проект расширения) Адрес: г.Астрахань, ул. Чалабяна, 17/20/6 Координаты: 46.346743, 48.05286 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Астраханское епархиальное женское училище открылось 16 октября 1866 года, при Благовещенском монастыре и было трехклассным. Для Астрахани это было важным событием, поскольку тогда в городе насчитывалось всего три средних учебных заведения. Новое училище являлось средним учебным заведение для дочерей духовенства, однако здесь учились и дочери чиновников, почетных граждан, военных, купцов, мещан и крестьян. Уже через десять лет училище преобразовалось в шестиклассное, а число его учениц возросло до двухсот. По причине роста числа учащихся встал вопрос о постройке специального здания для училища. У епархии средств на это не нашлось, поэтому 40 тысяч рублей было «заимообразно» получено от Священного Синода. В 1884 году на эти средства началось строительство здания по проекту архитектора Фолърата, на углу улиц Николо-Часовенной (ныне ул. Чалабяна) и Новоисадной (ныне ул. Ногина). Училище было построено за два года и представляло собой крупное по тем временам угловое здание с прекрасным храмом в восточной его стороне, вверху, в честь святых Веры, Надежды и Любови с матерью их св. Софией. Все строительство обошлось в 60 с лишним тысяч рублей, «немало из которых было употреблено из личных средств самого Преосвященного». Как сообщалось в «Астраханских епархиальных ведомостях», 18 сентября 1886 года в новом здании была освящена церковь. С постоянным увеличением числа учащихся, новых помещений вскоре также оказалось недостаточно, поэтому в 1895 году преосвященный Митрофан изыскал средства до 30 тысяч рублей для возведения новых построек. Епархиальный архитектор Карягин разработал проект расширения училища вдоль Крестовоздвиженской улицы (ныне ул. Н. Качуевской). В 1904 году Карягин уже проектирует надстрой третьего этажа (по улице Николо-Часовенной и Крестовоздвиженской). В 1908 году его проект был одобрен строительным отделением под руководством архитектора А. Вейзена и осуществлен. В результате здание Астраханского епархиального женского училища приняло современный вид единого трехэтажного корпуса. Существуют сведения, что в основание корпуса строители перенесли вырытый из земли фундамент из дикого камня бывшего монастырского храма. |
Петр (Соколов Павел Иоаннович), архп. Воронежский Родился 3 июня 1863 года. В l885 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Был учителем в школах г.Саратова. 23 февр.1886 года рукоположен в сан иерея. С 1886 года – священник-миссионер в Саратовской епархии. В «Самарских Епархиальных Ведомостях» за 1917 год отец Павел указывается, как член комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в с.Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда, Самарской епархии. В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о.Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей – священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов.О.Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого В.Ц.У. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому, (проживавшему тогда в г.Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией. После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о.Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, вик. Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (фамилия неизвестна). О новомепископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы «проследовал в свои покои», в женском монастыре. Втечение 2–3 дней все Саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации: из других епархий – Астраханской, которой он управлял с 1923 по 1925гг. – и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство. |
Ювеналий, епископ Орловский и Севский (Карюков Григорий Иванович) Родился в 1816 году в посаде Крюкове Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1839 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии. 2 мая 1840 года рукоположен во священника и назначен в Покровскую церковь Кременчугского уезда посада Крюкова. 24 августа 1841 года, после смерти жены, оставил приход и определён учителем в Полтавское духовное училище. С 13 сентября 1841 года священствовал в Полтавском кадетском корпусе. В 1842 году для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. 12 февраля 1844 года пострижен в монашество. 1 сентября 1845 года, по окончании курса академии, занял должность учителя в Екатеринославской духовной семинарии, исполнял обязанности инспектора и состоял членом Екатеринославского семинарского совета. 22 января 1846 года удостоен степени магистра. В 1848 году награждён набедренником. 29 сентября 1851 года назначен инспектором и профессором Кишинёвской духовной семинарии сначала по классу логики и психологии. С 12 июля 1852 годаназначен инспектором по классу богословских наук. С 1 апреля 1853 года – настоятель Гинкульского Параскевинского монастыря;. 12 апреля 1853 года возведён в сан игумена. В 1854 году определён цензором катехизических поучений священников города Кишинёва. 19 октября 1856 года назначен инспектором и профессором Астраханской духовной семинарии. 15 мая 1857 года назначен настоятелем Астраханского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте. 30 ноября 1858 года получил назначение на должность ректора и профессора Нижегородской духовной семинарии. 25 декабря 1858 года возведён в сан архимандрита. С 31 июля 1859 года – настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря и цензор Нижегородских епархиальных ведомостей. В 1866 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1867 году, согласно прошению, уволен от должности настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря. |
Волгоград. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен 1932 год.Справа Иоанно-Предтеченский храм. За несколько месяцев (дней) до уничтожения. Фото сделано с колокольни Успенского собора. Сергей Ковров ?? Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Свято-Троицкая церковь построена была в 1720 г., неизвестно кем; каменная, двухэтажная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, два: в верхнем этаже в приделе – в честь иконы Казанской Божией Матери и в нижнем этаже – во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежит дом для духовенства, он обложен кирпичом и покрыт железом. Ближайшие церкви: соборная Успенская и Иоанно-Предтеченская. Имеется церковно-приходская школа, в затоне, за Волгой; открыта она для детей служащих на пароходах и жителей в той местности. Церковно-приходское попечительство существует с 1886 г. Земли при церкви усадебной имеется под церковными домами и дворами 374 кв. сажени. Дом у причта церковный, построенный на церковной усадебной земле. Священник, протоиерей Александр Соколов, диакон Иоанн Тихонравов и псаломщик Павел Беляков. Прихожан: дворян, купцов, мещан и цеховых, военных, прочих городских обывателей, крестьян, раскольников обоих полов 1519 душ, дворов 259. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В каждом русском городе стояла Троицкая церковь. Её название содержало указание на триипостасность Божества и на радостный летний праздник — Пятидесятницу, украшенную цветами, травами, зелёными ветвями. Часто имя Святой Троицы носили монастыри — средоточие православной мысли, место молитвы и высокой аскезы. Вспомним величественную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским, которая ныне стала главным монастырём Русской православной церкви. С небольшого монастыря начиналась и царицынская Троицкая церковь. Имена основателей и первых насельников обители до нас не дошли. Первые упоминания о ней относятся ко второй половине XVII века. В одном из документов 1658 года предписывается " по челобитью черного попа Макария с братиею давать из царицынских доходов». В грамоте из приказа Казанского дворца астраханскому воеводе Ивану Андреевичу Хилкову от 13 июня 1667 года упоминается «Троицкий строитель старец Александр», посланный 10 мая того же года вместе с попом Андреем к Стеньке Разину с приказом от царицынского воеводы Андрея Унковского. Воевода передал через священнослужителей наказ сторонникам атамана разойтись по родным донским станицам и хуторам, а не бунтовать. Однако из-за сильного разлива Дона попасть в Паньшинский городок, где были казаки, посланцы не смогли. |
епископ Хрисанф (Ретивцев) (1832–18.11.1883) Слова и речи Сравнительное богословие Сравнительное религиоведение епископ Хрисанф (Ретивцев) Епископ Нижегородский и Арзамасский. Ректор СПбДС, доктор богословия. Биография В миру Ретивцев Владимир Николаевич, в с. Эська (Эське) Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Бежецком духовном училище, среднее - в Тверской духовной семинарии. В 1852 году поступил в Московскую духовную академию. 15 октября 1856 года по окончании курса Московской академии определен учителем в Костромскую духовную семинарию на кафедру Св. Писания. 12 февраля 1857 года удостоен степени магистра богословия. 29 сентября 1857 года пострижен в монашество; 30 сентября рукоположен во иеродиакона; 3 октября - во иеромонаха. 9 сентября 1858 года назначен бакалавром Казанской духовной академии по кафедре основного и обличительного богословия. В 1859 и 1860 годах временно преподавал догматическое богословие, в 1862 году - нравственное. В 1860 году вошел в состав комитета по переводу Св. Писания на русский язык. В том же году причислен к соборным иеромонахам. 12 апреля 1865 года возведен в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии " за отличное знание и весьма усердное исправление своего дела " . 18 августа 1865 года перемещен в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного богословия. Этому перемещению содействовал архим. Иоанн (Соколов), незадолго перед тем назначенный на должность ректора Петербургской академии. 23 марта 1866 года возведен в сан архимандрита и 5 октября назначен инспектором Петербургской академии и одновременно ему поручена кафедра догматического богословия. В 1867 года назначен членом учебного комитета при Св. Синоде. С 8 января 1869 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 29 декабря 1874 года хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского. В 1875 году основал " Астраханские епархиальные ведомости " . В 1877 году Санкт-Петербургская и Казанская духовные академии за научные труды избрали еп. Хрисанфа в свои почетные члены. |
| |