Но удерживаемся от таких предположений, в виду возможности возражений о их произвольности. Достоверно, что в Халдее были и мистерии, в смысле особых, таинственных обрядов. В Харране и Сирии, как и в Финикии, они несомненно были 1510 . Известно также, что вавилонские аскеты собирались на особые торжества (в день нового года и 24 декабря), в которых, кроме них, никто не участвовал. Храмов они не посещали 1511 . 1378 Некоторые особенности культа сирийцев или частнее харранитов представлены в указанном уже нами сочинении г. Хвольсона: Die Ssabier und d. Ssabismus, совершенно специальном по своей задаче. Мы увидим, впрочем, что главнейшие божества харранитов, в позднейший период, были почти те же, что и в Ассирии. 1379 В имени Assur некоторые видят не семитическое слово, тождественное с названием страны, а арийское, сближая его с санскритским asur, asura, ahura (у иранцев). Lenormant. Essai de commentaire. p. 63. 1380 «Милостью Ассура, моего вождя, я покорил народы, говорит надпись от лица Сеннахериба. В молитве Ассурбанипала говорится: «милостивый взор твой, о Ассур, блистающий в твоем вечном лице, да рассеет скорби мои. Я раб твоего могущества и поклонник великих богов. Tablette inedite du musée Britannique. См. Manuel d’histoire de l’orient. par Lenormant. t. II, p. 106 и 131. По этому же, имя Ассура встречается часто в самых именах царей. 1382 Позднее – персы заимствовали это изображение для своего «Ahura-Mazda», Lenormant. Essai. Ibid. 1385 Только некоторые, немногие, ассирийские памятники упоминают о жене Ассура – Seruya, которая есть олицетворение присущей ему вечной рождающей силы. См. Rawlinsohn. р. 589. 1388 Из того, что имя Bel, Baal объясняется с семитического корня, действительно, строго не следует еще, что бог этого имени заключал под собой то древнее понятие о божестве, которое было обще всем семитам. В Пятикнижии не упоминается ни Bel, ни Baal. Санхониатон также не знает этого имени и вместо него употребляет Eliun или Eloim. У некоторых из арабских племен имя Bel так же не было известно. Ясно, что этот бог с именем семитическим в своем понятии не семитского происхождения, хотя и трудно определенно сказать, откуда именно заимствовано представление о Bel – Baal халдеями и ассириянами. См. Chwolsohn. Die Ssabier und d. Ssabismus. II, 168 и 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

На изображениях фигура его имеет вид ужасающий; на одном из них он представлен гигантом, который своей рукой душит льва, на других – он убивает мрачных монстров 1445 . Это был самый воинственный из богов Вавилона и Ассирии. Впоследствии, в позднейшей системе религиозной доктрины, Адар отождествлялся с планетой Сатурном. Но, кажется, бог огня и железа, напоминающий египетского Фта, первоначально связан был с идеей самого солнца. По некоторым признакам находят в нем первоначально идею темного, ночного, заходящего солнца, и думают, что понятие о нем имело близкое, непосредственное отношение к понятию об Ану – хаосе, из которого он выродился. Предполагается, что Ану вмещал в себе вместе с водной стихией и перво-огонь 1446 . На планету Сатурн перенесено представление об Адар вследствие этой же огненно-темной и хаотической природы его, т. е. вследствие того, что он – «светоносный бог бездны». Планета Сатурн считалась самой отдаленной из планет и, не смотря на свое великое значение, бесцветной для глаза 1447 . Как бы то ни было, впоследствии этот бог первичного огня и животворной силы стал богом войны, могущества, победы над врагами, богом-защитником страны 1448 . Он известен был еще под именем Adar-samdan, что значит могучий 1449 . Adar-samdan назывался также Malik – Мелех-царь, Адра-Мелех в Библии 1450 . Богиня планеты Венеры, иди ассирийская Венера носила имя Istar, что значило, по-видимому, «звезду» по преимуществу, или самую «блестящую» из звезд, – название, сродное с финикийским Астарта 1453 . Это «мать богов и бытия» и она, по-видимому, называется «царицей небесной» у пророка Иеремии 1454 ; как самая светлая из планет, Истар была модификацией того же понятия, которое заключено было в идее о Белить, но в более частной форме. Она олицетворяла собой и силу рождения, и производительности вообще, и частнее понятие блага, счастья, любви, а вместе с тем – и физического могущества и войны. Воинственная стихия – необходимая принадлежность почти всех ассирийских божеств. Вольнолюбивый народ и всех богов своих одарил тем же свойством.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Например, окончание стиха Иов.7:20 первоначально выглядело так: «я стал Тебе в тягость» (такой вариант встречается в некоторых еврейских рукописях и в Септуагинте), тогда как в результате редакции появился следующий вариант: я стал самому себе в тягость. Вообще, чаще всего исправление ограничивалось заменой местоименных суффиксов и редакции подвергались эвфемизмы, а также те отрывки, в которых, как казалось, умалялось достоинство Бога по отношению к человеку. Однако ряд ученых полагают, что не все те места, которые иудейская традиция считает исправлениями книжников, в оригинальном прочтении имели такой вид, какой указывают еврейские источники. Например, одной из известных корректур книжников является фраза: Авраам еще стоял пред Господом (ср.: Быт.18:22 ). Иудейские комментаторы считали, что изначально данная фраза звучала так: «Господь еще стоял пред Авраамом», однако такое утверждение кажется сомнительным. На указанных примерах видно, что исправления соферов не были радикальным изменением священного текста и привнесением в него иного смысла, а имели характер редакторской правки. Хотя следует заметить, что в русской библеистике имеет место неоднозначное отношение к корректурам книжников и некоторые их исправления оцениваются весьма критически 10 . Наконец, как сообщает Талмуд, книжники занимались текстологической работой и стремились минимизировать количество разночтений в рукописях. Метод их работы был прост: сравнивали несколько рукописей и в тех местах, где были различия, выбирали чтение, которое поддерживалось большинством документов 11 . 2.2. Самарянское Пятикнижие Самарянский народ, сохранивший нам древнее Пятикнижие (IV в. до Р.Х.), произошел от смешения евреев, оставшихся в Палестине после падения Израильского царства в 722 году до Р.Х., с язычниками из различных областей Ассирии, которых Ассирийские цари Саргон и Асархаддон переселили в опустевшие места северной Палестины ( 4Цар.17:24 ). В первый век истории этого нового народа его религия представляла собой смесь языческих религий с богооткровенной религией еврейского народа, о чем говорится в 4Цар.17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Ахав вел продолжительные войны с сирийцами, но после победы над ними заключил союз с сирийским царем. Этот шаг был продиктован новой опасностью со стороны Ассирии. На этот раз ассирийского царя Салманасара III встретило огромное войско, которое преградило ему путь. В войске были соединены сирийцы, израильтяне, финикийцы, амонитяне. Ахав выдвинул 2000 колесниц и 10 000 воинов. Столкновение произошло у Каркары в Сирии. Салманасар в своей надписи похваляется, что разбил войска коалиции. Однако это сомнительно, т. к. после сражения он спешно отступил на восток [ 640 ]. Таким образом, и политические, и экономические мотивы содействовали сближению Израиля с соседями, особенно с Финикией. Однако это сближение было чревато внутренними опасностями. Еще при Соломоне торговля способствовала росту имущественного неравенства. Введение монетной системы привело к концентрации богатств. Была подорвана сплоченность маленьких сельских общин. Появились люди, которые скупали и перепродавали земли. Это было чем-то неслыханным. В прежние времена «земли отцов», почва, над которой трудились предки, была священна; патриархальный обычай охранял права вдов и сирот на владение земельными угодьями. Продажа отцовской земли рассматривалась как грех, что способствовало стабилизации в сфере землевладения. Новые экономические отношения не щадили обычаев. Крестьяне очень быстро стали попадать в кабалу, закладывать и даже продавать землю. Распространилось долговое рабство. Состоятельная верхушка тяготела к роскоши; в домах купцов, чиновников, царедворцев предпочитали все «финикийское», как во времена Соломона. Библия говорит, что Ахав построил себе дворец из слоновой кости. Раскопки обнаружили на этом месте тысячи обломков костяной резьбы. Очевидно, она широко применялась в царском доме для облицовки [ 641 ]. И подобно тому как финикийская цивилизация при Соломоне шла рука об руку с язычеством, так и при Ахаве религия Моисеева оказалась перед лицом новой языческой опасности. Очагом идолопоклонства явилась опять-таки женская половина дворца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Цель написания этой книги — показать потомкам промысел Божий о народе еврейском. В первых трех главах повествуется о страшнейшем завоевании Олоферна, военачальника ассирийского, главы 4-7 говорят нам об осаде Ветилуи — нагорной крепости еврейской в колене Иссахаровом, которому грозило полное уничтожение. В остальных главах повествуется о подвиге благочестивой вдовы Иудифи, которая отважилась для спасения осажденного города с верой в помощь Божию проникнуть в стан неприятельский, расположить к себе Олоферна и затем напоив его вином, отрубить ему голову. Известна картина Сандро Ботичелли «Иудифь с головой Олоферна». Книга неканоническая, на богослужениях не читается. Библейские неканонические книги времен эллинизации Востока Под эллинизацией Востока принимается проникновение в IV в. до Р.Х. в Египет, Персию, Палестину греческой религии и культуры. Это процесс, который затронул самое сокровенное в жизни многих народов обширного региона, не мог пройти незаметным. Народы Востока по-разному реагировали на проникновение в их среду чуждого религиозного культа. Не избежали такого влияния и иудеи. Если судить по уже пройденным книгам, такие ситуации имели место, когда иудеи были взаимосвязаны с другими народами. Языческие культы Древнего Востока — Египта, Персии, Индии, Вавилона — основывались на натурализме и отличались пышными обрядами. Так, религиозные воззрения египтян развивались из-за того, что их воззрения, их жизнь была — разлитие Нила. В Вавилоне и Ассирии олицетворяли силы природы: Ваала, как производителя, Анад и Астарту, как смену времен года, плодоносное начало. Культовая сторона служения этим богам сопровождалась бесстыдными оргиями. Молоху в жертву приносили детей, а служение Астарте и Анад приводило к разврату. Понятно, что такая религия не могла возвысить душу человека и поэтому для многих мыслящих и прогрессивных людей того времени языческий культ оставался всегда жалким суеверием, а подчас и предметом насмешек и издевательств. И вот наступает эпоха эллинизации, которая начинается с исходов Александра Македонского. Этот период характеризуется тем, что Восток получил возможность познакомиться с культами Древней Греции и Эллады.

http://sedmitza.ru/lib/text/432141/

6 Ср: Церетели К .Г. Сирийский язык. М. 1979. Поздней формой сирийского языка является современный ассирийский язык, имеющий некоторое распространение на территории СССР; см.: Калашев В. Русско-айсорский и айсорско-русский словарь. Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Вып. 20 Тб. 1894; Церетели К.Г. Хрестоматия современного ассирийского языка со словарем 2-е изд. Тб., 1980. О современный этноконфессиональных общностях, преемственных по отношению к средневековым носителям сирийского языка и сирийской культуры, см.: Шпажников Г.А. Религия стран Западной Азии. Справочник. М., 1976, и прилагаемую библиографию. Ср. также работы К.П. Матвеева о так называемых ассирийцах, например, заметку: Ассирийцы. – Азия и Африка сегодня. 1984, с. 52–53; Ассирийцы в городах европейской части СССР. Расселение и культурные традиции. М., 1985, с.46–55. В Ираке и других странах мира издаются журналы на арабском, современном ассирийском, турецком и западных языках, посвященные культивированию сирийской традиции в связи с национальными чувствами групп, ощущающих себя ее наследниками, например: «Bayn al-Nahrayn» (Mosul). «Journal of the Syriac academy» (Bagdad), «Hujasa» (Sosertalje) и т.д. В русской дореволюционной науке понятие о «связи времен» дают классические работы замечательного ориенталиста Болотова, посвященные исторической тематике, но с оглядкой на современное бытие потомков древних народов, например: Болотов В.В. из истории церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901 (чисто прагматически это внимание к современности было связано с церковно-дипломатическими контактами 90-х годов XIX в., в которых Болотов, как известно, принимал активное участие, но в перспективе более широкой оно выражает ту традицию уважительного внимания к прошлому и настоящему малых народов, которая завещана нам отечественной научной классикой). 7 См.: Елланская А.И. Коптский язык. М., 1964; она же. Коптская литература. – История всемирной литературы. Т. 2. М., 1984, с. 360–364: Kemil M. Aspects de IEgypte Copte ( " Berliner Byzantinistische Arbeiten«, Bd.31). B., 1965. Можно рекомендовать написанную с большой глубиной человеческого проникновения последнюю главу популярной книги великого отечественного египтолога: Тураев Б.А. Древний Египет. Пг., 1922, с. 151–178.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В середине 700-х годов ассирийцы захватывают значительную часть Северного царства. После недолгого перемирия нашествие возобновляется, и в 721 г. после трехлетней осады происходит захват Ассирией столицы Северного царства Самарии. Северное царство прекращает свое существование навсегда. Часть населения депортируется во внутренние районы Ассирии с целью искусственной ассимиляции. Следующая эпоха — конец Иудейского царства, с 721 по 586 гг. (4-я Царств, 2-я Паралипоменон, пророки Софония, Наум, Аввакум, Иеремия — с 1 по 39 главу, Иезекииль). Угроза ассирийского завоевания чудом минует Иудейское царство. Иудея остается единственной страной, где продолжает сохраняться религия откровения. Отсюда происходит и название иудейской веры и иудаизма. Однако несмотря на короткие периоды религиозного возрождения, в целом в Иудее продолжается нравственный и религиозный упадок. В политическом отношении Иудейское царство остается в роли религиозного буфера между двумя враждующими государствами — Ассирией и Египтом. Формальная самостоятельность Иудеи оборачивается постоянной политической зависимостью от обоих государств. Ослабление Ассирии во второй половине VII века сопровождается возвышением Вавилонии и Мидии. К 606 г. Ассирия окончательно завоевана Вавилонией, которая продолжает экспансию на запад. Одновременно с возвышением Вавилона происходит новый подъем в движении пророков Иудеи: Софонии, Наума, Аввакума, Иеремии, Иезекииля. Они призывают народ Божий к обращению, к исправлению неправедной жизни, предупреждают о завоевании и обнадеживают тем, что спасется благословенный остаток Израиля. Вавилонский царь Навуходоносор (605-562 гг.) начинает захват Иудеи и в 597 г. овладевает Иерусалимом. После неудачной попытки иудейского царя Седекии поднять восстание, Иерусалим подвергается новой осаде и в 587г. берется штурмом. Большая часть зданий Иерусалима, включая храм разрушается завоевателем. В 586 г. начинается великое переселение Израиля в Вавилон. Седекию, ослепленного, ведут туда же.

http://sedmitza.ru/lib/text/432123/

Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен ( 4Цар. 17:23–24 ). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедывал у них ( Ин. 4 гл.). Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева. Паче – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. 5 ст.). Овцам погибшим, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. 36 ст. 9 гл.). Дома Израилева, т. е. народа еврейского ( Лев. 10:6 ; Исх. 19:3 и дал.). Господь запретил апостолам итти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям (Злат.). 7. ходще же проповдйте, глаголюще, к приближис нбное: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное 8. болщы исцлйте, чищайте, воскрешайте, бсы изгонйте: тне тне дадите. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте Приближися (приблизилось) царствие небесное (чнт. объясн. 4 гл. 17 ст.). Болящия исцеляйте и проч. Тут повторяет Господь то, что сказал ранее (чит. ст. 1). Туне приясте, туне дадите (даром получили, даром и давайте), т. е. апостолы должны проповедывать и творить чудеса не за плату, не из корысти. «Этим Господь смиряет их высокоумие (пишут Злат, и Феоф.), чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей: сами получили не в награду, не за труды, это Моя благодать, так давайте и другим»; а также предостерегает и от сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

После сего он приказал Иоасу бить стрелами по земле, Иоас ударил три раза и остановился. Пророк пришел в сильное, волнение и с огорчением сказал царю: «надобно было ударить пять или шесть раз. Тогда бы ты совершенно уничтожил сириян, а теперь одержишь над ними только три победы». Иоас действительно одержал обещанные ему победы над сирианами и возвратил от них потерянные его отцом города. Сын Иоаса Иеровоам II-й продолжал побеждать сириан и в конец сокрушил их могущество, завоевав у них Дамаск. При нем царство Израильское восстановлено было в тех пределах, какие оно имело при Давиде. Оно простиралось от Емафа и Дамаска и до Евлонитского залива. По смерти Иеровоама II-ro на престол Израильский вступил сын его Захария, но по шестимесячном правлении он был убит Селлумом. По падении дома Ииуя царствовали пять царей, принадлежавших к четырем различным династиям и восходивших на престол один по убиении другого: 1) Селлум, 2) Манаем с сыном Факиею, 3) Факей и 4) Осия. При Факее Салманассар, царь ассирийский, увел многих израильтян в плен, а на прочих наложил дань. Преемник Факея Осия хотел свергнуть ассирийское иго, но Салманассар разрушил Самарию и другие израильские города, заключил Осию в оковы, a всех израильтян отвел в ассирийские области и рассеял за Евфратом. В опустошенную страну, на место израильтян, Салманассар переселил жителей Вавилона, Сирии и Мессопотамии. Новые поселенцы, устрашенные необычайным размножением львов и приписывая это гневу Бога израильского, Которого они доселе не чтили, упросили Салманассара прислать к ним израильского жреца, который научил бы их, как должно служить Богу Израилеву. Присланный жрец поселился в Вефиле и стал учить самарийских поселенцев Моисееву закону. Они охотно приняли веру в истинного Бога, но удержали при этом и прежние свои языческие обычаи. Отсюда образовалась та смешанная религия, которая впоследствии стала называться расколом Самарянским. § 75. История Товита Добродетельная жизнь Товита. Из св. Писания видно, что между израильтянами, отведенными в ассирийский плен, находились и люди благочестивые.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Современный воинствующий секуляризм. подобно русскому большевизму, воспринимает себя как мировоззрение, пришедшее на смену христианству. Именно поэтому он не нейтрален и не безразличен по отношению к христианству: он откровенно враждебен ему. От идеологов европейского секуляризма можно подчас услышать реверансы в пользу ислама, но они никогда не скажут доброго слова о христианстве. Кстати, одним из аргументов против упоминания о христианстве в преамбуле Евроконституции была опасность оскорбить этим упоминанием мусульман и воспрепятствовать вступлению в Евросоюз Турции. Аргумент этот заведомо ложный, так как, во-первых, Турция является секулярной, а не мусульманской страной, а во-вторых, никто не препятствовал наряду с христианством упомянуть в конституции и ислам, и иудаизм, и буддизм, и другие традиционные религии. К тому же история Турции, где в начале XX века было вырезано более миллиона армян, где были почти полностью уничтожены греческая и ассирийская колонии, страна, где от древней христианской цивилизации остались лишь руины, являет далеко не самый блестящий пример сосуществования религиозных конфессий в рамках секулярного государства. Даже в наши дни, когда Турция заявила о своем стремлении вступить в Евросоюз, положение религиозных меньшинств - и прежде всего жалких остатков некогда могущественных христианских Церквей - оставляет желать много лучшего. Запрет на ношение духовной одежды по-прежнему распространяется на духовенство всех религий, а христианские общины находятся под особенно жестким контролем властей. Если Европа будет ориентироваться на турецкую модель в построении секулярного сверхгосударства, то христиан в ней ждут нелегкие времена. Воинствующий секуляризм и христианство В чем же причина той агрессивности, с которой современные западные либерал-секуляристы относятся к христианству? Почему созданные ими правила политкорректности, давно уже превратившиеся в своего рода " моральный кодекс строителя новой Европы " , включают в себя запрет на критику ислама, но всячески поощряют критику христианства? Почему эти правила позволяют говорить о зверствах инквизиции в средневековой Испании, о холокосте в нацистской Германии, но запрещают говорить о геноциде армян и других христианских народностей в уже упомянутой Турции? Откуда такая предвзятость и односторонность в трактовке истории? Почему именно христианство оказывается козлом отпущения всякий раз, когда религия подвергается критике? Почему именно для христианства не нашлось место в проекте Европейской конституции, тогда как " греко-римское наследие " и наследие эпохи Просвещения были выставлены в качестве основ европейской цивилизации?

http://religare.ru/2_8763.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010