Оставим Асова и, переведя дух, признаем все же, что ВК существует. Кто и для чего решился на такой многословный подлог древнего памятника? В поисках ответов на эти вопросы приглядимся внимательнее к Миролюбову, с именем которого оказалось связано введение ВК в общественный оборот. Умерший в 1970 г., он оставил после себя многотомное собрание поэтических, прозаических, этнографических и исторических сочинений. Последние представляют для нас первостепенный интерес, поскольку они имеют непосредственное отношение к ВК. Главный и основной интерес Миролюбова – древняя история славян, их общественное устройство, религия, мифология. Этим вопросам, помимо многочисленных статей, он посвятил несколько больших специальных сочинений: «Ригведа и язычество» (закончено в 1952 г.), «Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов» (закончено в 1953 г.), «Русский христианский фольклор. Православные легенды» (закончено в августе 1954 г.), «Материалы к праистории русов» (работа 1967 г.), «Славяно–русский фольклор» (работа конца 60–х гг.) и др. В них Миролюбов изложил свои весьма специфические представления о славянской истории 285 . Но прежде чем охарактеризовать их, отметим, что этому автору присущ не просто дилетантизм, но дилетантизм принципиальный – сознательно вызывающее игнорирование всех накопленных наукой знаний. Вопреки даже абсолютно непреложным историческим фактам, Миролюбов создал собственную фантастическую картину этногенеза и истории славян. Выражаясь его собственными словами, скажем, что он решил «поворачивать всю историю». С циничной легкостью и самоуверенностью Миролюбов нарисовал новое полотно российского исторического процесса. Изобретенный Миролюбовым народ «славяно–росов» он делает «древнейшими людьми на Земле». Их прародину Миролюбов обнаруживает в районе между Шумером, Ираном и Северной Индией. Отсюда приблизительно за три тысячи лет до начала нашей эры «славяно–росы» начали свое продвижение, захватили территорию теперешнего Ирана, а затем «ринулись конницей на деспотии Двуречья, разгромили их, захватили Сирию и Палестину и ворвались в Египет». Приблизительно в VIII в. до н.э., по концепции Миролюбова, «славяно–росы» ворвались уже в Европу, идя в авангарде почему–то ассирийского войска, и захватили «земли, которые им нравились».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Бытия. Глава признается очень древнею. Ленорман склоняется к мнению, что она древнее Моисея. Ленорман полагает, что порядок перечисления народов в X главе географический, перечисляются народы по направлению с запада к востоку, причем расселение народов представлено в том виде, в каком оно существовало до Моисея и ко времени Моисея уже изменилось. Эллинов, полагают, должно разуметь под сыновьями Иавана, о котором говорится: «сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Деданим» ( Быт. Х, 4 ). Иаван есть имя греков (собственно Ионян) известных под этим именем на всем востоке до Индии (ассирийское Iavanu, древнеперсидское launa. В ветхом завете: Иоиль 9, 4, 6 ; Зах. 9, 13 . Иез. 27, 13 ; Исаия 66, 19, Дан. 8, 21 ). Елиса. В таргуме на Иезекииля и в глоссе у Синкелла под Елиса разумеются жители Сицилии и южной Италии. Ленорман отожествляет Елиса с ахейцами. Во всяком случае несомненно, что здесь разумеются европейские греки. Тарсис, поставляемый между племенами европейских греков и обитателями Кипра, едва ли может быть испанским. Ленорман отожествляет Тарсис с Touirscha гиероглифических надписей и с mursanes’aмu или тирренскими пеласгами. Он полагает, что это племя жило по западному берегу малой Азии и на некоторых островах Эгейского моря. Киттим – племя, жившее на Кипре, главный город которого назывался Кит или Китион. Древнейшее население этого острова (до финикийского) было пеласго-греческим. Иез. 27, 15 . Доданим. – Некоторые понимают, что здесь идет речь об обитателях гор. Додоны в Эпире или о дарданянах Трои, но вообще склоняются к мнению, что здесь первое д поставлено вместо р, и что здесь дело идет о родосцах. Так и стоит в тексте LXX. Это последнее мнение представляется наиболее вероятным. Оно имеет за собою наибольшее число текстов и имеет основания в контексте. Помещение Родоса рядом с Кипром весьма естественно, разуметь Додону эпирскую здесь невозможно; если бы нужно было разуметь Дарданян, тогда было бы Dardanim, порча текста была бы весьма большою, Rodanim же представляет порчу в одной букве, да и то в немногих текстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Начало развития Китая В то же самое время создавалось на дальнем Востоке обширное царство, которого долговечность изумляет историка и содержит великие уроки для государственной науки. Всё тёмно в Китае до конца III тысячелетия. История начинается, по собственному признанию его учёных (см. Шу-кинг), около XXXIII века до Р.Х. Прежде этого слышны только слабые отзвуки преданий, смешанных с мифами, и Гоанг-ти, так же как и Ти-ко, заслуживают столь же мало внимания, как и Фо-ги или его баснословная сестра. Ли открывает ряд исторических сказаний. Нет, конечно, достаточных причин для признания его за лицо, действительно жившее и царствовавшее; нет, вообще, ясных свидетельств о государях, предшествовавших Ву-вангу. Смешно было бы основывать какую-нибудь систему на мнимых астрономических наблюдениях, сделанных будто бы в конце III тысячелетия. Критика историческая не может признать отдельного показания об одном затмении, разочтённом Китайскими учёными, тогда как после него все наблюдения прекращаются и возобновляются с некоторой последовательностью только в VII веке до Р.Х., т. е. около астрономической эры ассирийского Набонассара. Но, отвергая Яо и его ближайших преемников, как лиц исторических, здравая критика должна в общем характере сказаний китайских принять существование самого государства. Имена Яо, Хун и Ю могут быть вымышленными, точно так же как и самые происшествия их царствований; но беспристрастный и просвещённый читатель чувствует в самом начале Шукинга атмосферу историческую и государственную почву. Общество очевидно уже сомкнулось и приняло определённый образ 56 . Кроткая и созерцательная религия отзывается в сказаниях о детстве китайской державы. Фо-ги, лицо совершенно мифологическое, воплощённый дух стройности мировой, владыка пятиструнной арфы и повелитель пяти стихий, представляет разительное сходство с финским богом Вейна-мейна. Трудно не признать тождества этих религиозных начал; но в то же время нельзя в борьбе благой и хранительной богини Ниу-ва с Конг-конгом истребителем не заметить отзвуков мифа Индостанского о войне между богами и Асурами. В смешении стихий ещё можно распознать основные и коренные их характеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Не менее существенно было и то, что идеал социальной справедливости получил перевес над стремлением к политической независимости. Обе идеи в значительной мере были подготовлены предшествующим пророческим движением; в Иудее уже давно и настойчиво проводилась мысль, что Яхве не остановится перед гибелью своего народа и храма, если этого потребуют интересы высшей справедливости. Но Иеремии суждено было конкретно пережить то, что его предшественникам рисовалось в более или менее отдаленном будущем. То, что он сохранил свои убеждения, несмотря на тяжкие испытания, которые ставила им жестокая действительность, не прошло бесследно для последующих поколений, для которых воспринятие пророческих идей существенно облегчено было тем, что гибель политической самостоятельности стала совершившимся фактом. Несмотря на затаенные национальные стремления, порой бравшие верх над подлинным содержанием пророческой религии, миросозерцание после-пленной эпохи сберегло плодотворный зародыш общечеловеческих идей. Объективным источником последних послужило экономическое и политическое объединение переднего Востока, которому в значительной мере способствовали ассирийские завоевания, перешедшие по наследству к мидянам и халдеям. Этот процесс, впервые создавший почву для возникновения идеи человечества в противовес национальным культурам и религиям, получил свое первое литературное отображение в Иудее благодаря пророческому движению, ярким и стойким представителем которого был Иеремия. К литературе вопроса: 1) М а х. W е b e r – «Religionssoziologie. III: Das antike Iudentum. 1921. 2) Giese brecht – «Das Buch Ieremia» (Hd-Kom. Novack’a). 1894. 3) Nowack – «Die sozialen Probleme in Israel. 1892. 4) F r. Walter – «Die Propheten in ihrem sozialen Beruf». 1900. 5) P. Kleiner –«Die Propheten in sozialer Beziehung». 1905. 6) C. C o r n i l l – «Der israelitische Prophetismusn (Русск. пер. под ред. Η.М. Никольского – «Пророки», Μ. 1915). 1 Библейская терминология затрудняет строгое разграничение отдельных категорий несвободных земледельцев; источники различают только «рабов» и «наемников»; М. Weber («Das antike Judentum», стр. 26) предполагает также наличие мелких арендаторов и крепостных. 6 Я имею в виду работу Holsclier‘a (ZAW, 1922 , стр. 161 и сл.), известную мне по реферату Grefsmann‘a (ZAW, 1924). 8 Из нового памятника о падении Ниневии, опубликованного в 1923 г. Gadd’oм, выяснилось, что фараон выступил на помощь Ассирии против действовавших сообща мидян и халдеев. Читать далее Источник: Религия и общество : Сборник статей по изучению соц. основ религиозных явлений древнего мира/Науч.-исслед. ин-т при Ленингр. ун-те. Секция древнего мира. – Ленинград : «Сеятель» Е.В. Высоцкого, 1926. - 186, с./Франк-Каменецкий И.Г. Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее. 60-82 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Развитие религии было художественное, т. е. строительное. Колыбель её есть колыбель зодчества пещерного, перенесённого из троглодитской Эфиопии в Египет и Индию, не видавшие его младенчества. Даже в отдалённой Америке все памятники зодчества напоминают или Африканскую колыбель по формам или Шиваизм по эмблемам. Начало духовное, служение мысли отвлечённой (не философской, но нравственной) шло из северо-восточного Ирана, которого центр Кавказско-Араратская твердыня. Путь этого учения обозначается на Восток рассказами Зендавесты, которых источник мы уже нашли на скатах Мазендеранской цепи, т. е. Арарата и Демавенда; на Юг – живым и определённым свидетельством Евреев, отношением нескольких Иверий к Финикии и имени бога Финикийского к Иверской Карталинии; на Юго-восток – торжествами Ассирийского меча, опустошившего берега Индуса; наконец, на Запад – путешествиями Геракла, которого имя вмешивается во все родословные царей Малой Азии. Эта религия была также одноначальной и не содержала в себе никакой примеси стихийности или полярности органической, которая позднее привилась к ней везде, куда она ни проникла, кроме центрального и западного Ирана, Палестины Еврейской и может быть, слишком мало известной Германии. Впрочем, в служении нравственно-духовному божеству лежал зародыш дуализма антагонистического, который проглядывает в Ветхом Завете, скрывается под разными сказками о гибели Иракла от измены и развивается богато в самобытном учении Зердушта или Зороастра. Представителями этой религии были Эле и Вел или Ваал, Геракл, Хронос или Тифон, и бог добра в Зендавесте, которого первоначальное имя едва ли не было Миг-гер. Все же эти имена суть не что иное, как прилагательные, выражающие одно и то же понятие. – Характер религии духовной есть строгое и гордое отчуждение от вещественности, легко переходящее в фанатизм, но возвышающее и очищающее душу от чувственных склонностей. Развитие её философское и поэтическое, но не художественное. Страны, где она процветала, не оставили нам ни одного древнего памятника, и зодчество процветало только при встрече стихий Иранской и Кушитской; но оно принимало характер новый и чуждый своему южному началу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Настоящая колыбель Семито-Яфетидов, Иранцев, была заключена между скатами Гималаев и Инду-кху и индусской системой с одной стороны и скатами арарато-таврских цепей и Евфратом с другой. Главнейшие точки прикосновения со страной Кушитов были на берегах Евфрата в стране ассирийской и на границе Кашмира и Бактрии; но в Ассирии встреча была бурная и воинственная по отсутствию всех естественных преград, а на границах Кашмира мирная и дружная. Иран был сильнее, а Куш слабее на востоке, и грозные скалы средне-азийской твердыни отделяли друг от друга оба враждебные начала. Итак, строй южной мысли и южного учения с двух сторон проникал в мир северный; но там, где он явился с оружием и насилием, где кипели враждебные страсти, отпор Ирана был сопровождаем ожесточением его собственного направления. Около Евфрата горел фанатизм религиозный, свирепели сердца человеческие, и верования искажались под влиянием быта воинственного, налагающего свою печать на обе борющиеся системы. Иран, презиравший мир вещественный, принимал характер кровожадности; Куш – поклонник вещества – погружался глубже и глубже в сладострастие. Когда наступил век смешения и синкретизма, составилась эта кровавая грязь сиро-финикийских религий, постыдных для человечества и оправдывающих вполне удары судьбы, разразившиеся впоследствии над юго-западом Азии. В то же время тихим соблазном разума вливалась в восточный Иран логическая форма необходимости, учение об органической полярности. Без боя и сопротивления была приветствована чуждая, строгая мысль добродушной доверенностью бактрийских семей. Религия принимала твёрдые очерки и определённые образы, но переходила в поэтическое сказание; полярность органическая облекалась в форму человекообразия; но в этой форме, выбранной невольным внутренним чувством, а не разумом, прибирающим символ к мысли с полным сознанием символизма, смешивались, – так же как в самом человеке, – свободная воля и логическая или вещественная необходимость. Наконец, вследствие человекообразия, мало-помалу весь быт человеческий с его семейным развитием перешёл в учение о божестве. Так родилась и составилась полная система антропоморфизма, светлого и кроткого, но бессмысленного, и через цепь поселений вано-славянских перешла в Европу, где при разных обстоятельствах и с разными смешениями она образовала все религии Эллады, Италии и Скандинавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Отсюда здесь сильно развитое религиозное чувство больше, чем где-либо, выражалось в покаянных молитвенных воплях и стонах, в гаданиях, заклинаниях и предсказаниях. Ассириология владеет в настоящее время целой литературой богослужебных гимнов, молитв и заклинаний, в которых всюду на первом месте – сознание человеческой греховности, необходимости смирения и покаяния пред Богом 420 . Всё это в свою очередь обусловливало собою то, что ассирийский жрец был прежде всего волхв, маг и прорицатель; астрология и звездочётство имело здесь решающее значение. Ещё во времена Моисея Валак, царь моавитский, отправлял послов к Валааму, сыну Веорову, из-за Евфрата, чтобы он пришёл и проклял Израиля; ибо говорил он, знаю, что кого ты благословишь, будет благословен, а кого проклянёшь, будет проклят, и Валаам на устроенных для него требищах произносил свои знаменитые притчи и предсказания, созерцая Мессию под образом звезды от Иакова ( Чис.24:17 ). Понятно, что и после, когда вместе со всем строем жизни осложнилась и религия, между Евфратом и Тигром она по своему отношению к исповедникам её осталась той же религией мантики и прорицания, что и прежде; и после, как и прежде, в прорицаниях и предсказаниях здесь слышали голос самого Бога, которому верили не народ только, а и жрецы, как бы ни были неопределённы эти гадания и прорицания. И эта вера в прорицания развита была так широко, что при этом терялась граница народного и чужеземного культа: Крез посылал спрашивать греческого оракула, Валак слушал Валаама, Фараон – Иосифа ( Быт.41 глава. Ср. 1Ездр. 1:1 и др.) 421 . Последней силой, бывшей в ниневитянах и способствовавшей к возбудимости в них покаянных чувств вследствие проповеди пр. Ионы, должно признать ту роскошь и разврат, в которых погрязали всё глубже и глубже жители пышной Ниневии; эти пороки, делая ниневитян, как всегда и везде, трусливыми и робкими суеверами, готовыми придавать веру самым мелочным и ничего не значащим приметам, должны были ещё больше усиливать веру их в грозную проповедь Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

123. Нильсен Д . Библейская религия в свете новейших археологических раскопок//ВДИ. — 1:с. 94–113. 124. Олесницкий А. А . Ветхозаветный храм в Иерусалиме. — СПб., 1889. 125. Его же . Судьба древних памятников св. Земли. — СПб., 1875. 126. Павский Г. П., прот . Библейские древности для разумения св. Писания. — СПб.. 1884. — 127 с. 127. Полянский Е. Я- Творения бл. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. — 71+583+V с. 128. Его же . Деньги древних евреев//ПС. — 3–4:с. 485–498. 129. Его же . Краткое историческое обозрение Палестины и библейских древностей//ПС. — 4–6:10. 130. П. Ф. Н . Ассиро-вавилонские памятники и Ветхий Завет//ВР. — 24. 131. Раулинсон Г . Библия и наука: Историческое разъяснение к Ветхому Завету/Пер, с англ. — СПб., 1899. — 134 с. 132. Рождественский А . Новые открытия в области библейской науки//ХЧ. — 449–452. 133. Рыбинский В. П . Вавилон и Библия//ткда. — 1903, 134. Его же . К вопросу об отношении Библии к Вавилону. — Киев, 1904. — 13 с. 135. Рыбинский В., Лопухин А. П.,Вебер, еп. Библия и Вавилон: Апологетический очерк. — СПб., 1904. — 136 с. 136. Смирнов А . Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи//ЧОЛДП. — 10:с. 341–375. 137. Его же. Исторические книги Библии и египетские памятники//ЧОЛДП. — 11:с. 619–633. 138. Сэйс (А. Г.) . Свидетельство древних памятников о достоверности св. Писания/Пер. с англ.//ПО. — 3:с. 535–562 (автор — ассириолог). 139. Терновский С . Топография Иерусалима библейских времен//ПС. — 12. 140. Тристрам Г . Восточные обычаи в библейских странах/Пер. с англ. — СПб., 1906. — 150 с. 141. Троицкий И. Г . Силоамская надпись//ХЧ. — 7–8:с. 161–176. 142. Его же . Вновь открытая Гезерская надпись//ХЧ. — 3:с. 566–572. 143. Его же . Библейская археология. — СПб., 1913. — Vl-j-477c.. 144. Троицкий С . Новейшие открытия в области библейской истории//Стрк., 2:с. 244–248. 145. Фартусов В. Д . Планы и фасады Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломона. — М., 1909. — 46 c.f 5 табл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Выражение ст. 35 «в ту ночь» отсутствует в параллельных местах Ис. 37, 36 и 2Пар. 32, 21–22 . 20, 1–11. Болезнь и исцеление Езекии. Исаия исцеляет смертельно больного Езекию, предсказывает ему еще пятнадцать лет жизни, избавление от руки ассирийского царя и " " дает знамение от Господа». 20, 12–19. Посольство вавилонского царя Меродах-Валадана. Ст. 13 показывает, что события, описанные в 20, 1–11, а также в этом отрывке, предшествовали антиассирийскому восстанию и нашествию 701 г, описанному выше, в 18, 13–16, когда все ценности были отданы Сеннахириму. Польщенный оказанной ему честью, Езекия показал вавилонским послам, прибывшим в Иерусалим, все богатства столицы, включая царские кладовые, арсенал и сокровищницу. Истинной целью посольства, разумеется, было не поздравление исцеленного Исаией иудейского царя, а тайные переговоры о заключении антиассирийского союза и согласование времени восстания. Пророк Исаия, провидевший будущее возвышение Вавилона, приходит во дворец и именем Господним возвещает царю о вавилонском пленении: в Вавилон будут взяты все сокровища дворца и уведены сыновья иудейского царя, чтобы сделать из них слуг вавилонского царя. Литературный цикл, посвященный пророку Исаие, 4Цар. 18, 13 – 20, 19 , включенный в описание царствования Езекии ( 4Цар. 18–20 ), имеется также в книге пророка Исаии (глл. 36–39) с небольшими вариантами. Нечестивые царствования Манассии (698/687 – 642) и Амона (641 – 640). Культ «воинства небесного» в Иерусалиме и Иудее. 21, 1–18, 19–26. Возрождение истинной религии в Иудее при Езекии сменилось долгим периодом торжества языческой реакции в продолжительное царствование его сына и преемника Манассии, который оставил о себе память как самый нечестивый из иудейских царей, восседавших на троне Давида. Языческие культы и обычаи, искорененные при Езекии, были восстановлены в Иерусалиме и во всем южном царстве. Манассия снова устроил высоты, жертвенники Ваалу (3), истукан Астарты (7); кроме того, впервые в Иерусалиме и Иудее при Манассии была введена ассиро-вавилонская религия «воинства небесного», то есть небесных светил (стт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Мыслителей древнего Ближнего Востока постоянно мучил вопрос, почему боги поступают именно так, а не иначе. В шумерском гимне Энлилю поэт говорит: «Твои непостижимо великие дела завораживают, а их смысл – запутанная нить, которую невозможно распутать» (ANET, 575). 8:2,3. Поведение царедворца. Рекомендации относительно поведения царедворца можно встретить в «литературе премудростей», поскольку ее основной целью было обучение будущих придворных. В египетских «Поучениях Птахотепа» несколько разделов адресовано людям, занимающим высокие государственные посты. «Наставления Анкшешонги» во многом напоминают советы, приведенные в данном разделе Книги Екклесиаста: «Не суди о том, чего не знаешь» (16:17); «Не спеши, когда говоришь перед своим господином» (17:10). Кроме того, нельзя не отметить сходство этих рекомендаций с «Поучениями» Ахикара, советника ассирийского царя в VII в. до н. э. 8:11,12. Наказание за уголовные преступления в Израиле. В том, что касалось уголовных преступлений, Израиль примыкал к общей правовой традиции древнего Ближнего Востока. Наиболее распространенными видами наказания были: побивание камнями, сожжение и нанесение увечья. В древних источниках Ближнего Востока (напр., в кодексе Хаммурапи, в законах Среднеассирийского царства) иногда упоминаются такие виды наказания, как утопление, нанесение увечья и сажание на кол. Заточение в темницу не считалось наказанием за преступление, хотя были долговые тюрьмы и политические узники. Кроме того, тюрьма использовалась, если говорить современным языком, как камера предварительного заключения. 9:5,10. Воздаяние. Здесь понятие «воздаяние», вероятно, относится к преимуществам жизни, которых лишены мертвые. Они не могут наслаждаться всем тем, что составляет прелесть этой жизни. Кроме того, это показывает, что религия израильтян не предусматривала небесной награды за праведность или добрые дела. Они верили в то, что справедливость Божья осуществляется в этой, а не в загробной жизни. 9:7–10. Ешь, пей и веселись. Греческий философ Эпикур не был первым, кто приветствовал такое отношение к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010