Что касается Самарии, столицы Израильского царства, она была захвачена в 722 г. до P. X. ассирийскими войсками. Большая часть народа была переселена царем Саргоном II на территорию Ассирии, где, по мнению еврейских историков, «теряются следы десяти пропавших колен». И наоборот. Царь ассирийский Ассаргаддон в 677 г. «перевел людей из Вавилона и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и поселил их в городах самарийских вместо сынов Израилевых. При том сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, – каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккот-Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамлех, богам Сепарваимским. Между тем, чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. И дети их, и дети детей их до сегодня поступают так же, как поступали отцы их» (4 Цар. 17:24.29–34.41). Так возникла своеобразная этнокультурная общность и странная синкретическая религия, соответствующая смешанному составу населения. Иудеи считали самарян «иноплеменниками» (Мф. 10:5). Когда те выразили желание принять участие в строительстве Второго Храма, их помощь была отвергнута. С того времени повелась вражда между иудеями и самарянами. В 129 г. до P. X. самарянский храм на горе Гаризим был разрушен Иоанном Гирканом. Но и после этого гора Гаризим оставалась для самарян преимущественным местом молитвы. Сегодня в Наблусе и ближних селениях живет всего лишь около 400 человек самарян. Вопреки укорам они очень ревностно заботились о «чистоте крови», в результате чего, из-за близкородственных браков, многие из них страдают душевными болезнями; община интенсивно вырождается, практически исчезает. Но и теперь каждый год на Пасху самаряне собираются на горе Гаризим, вкушают праздничного агнца, совершают моления. Из Библии они признают только Пятикнижие, причем владеют его очень древним пергаменным списком. По самарянскому преданию, эта рукопись – древнейшая в мире, ее написал будто бы Аарон, брат Моисея, 3.500 лет назад. (Ученые датируют книгу XII в. н. э.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Что касается Самарии, столицы Израильского царства, она была захвачена в 722 г. до Р.Х. ассирийскими войсками. Большая часть народа была переселена царем Саргоном II на территорию Ассирии, где, по мнению еврейских историков, «теряются следы десяти пропавших колен». И наоборот. Царь ассирийский Ассаргаддон в 677 г. перевел людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа... и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых... При том сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, – каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккот-беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамлех, богам Сепарваимским. Между тем, чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их... Да и дети их, и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их ( 4Цар. 17, 24, 29–34, 41 ). Таким образом, возникла своеобразная этно¬культурная общность и странная синкретическая религия, соответствующая смешанному составу населения. Иудеи считали самарян «иноплеменниками» (см. Мф. 10, 5 ). Когда они выразили желание принять участие в строительстве Второго Храма, их помощь была отвергнута. С того времени повелась вражда между иудеями и самарянами. В 129 г. до Р.Х. самарянский храм на горе Гаризим был разрушен Иоанном Гирканом. Но и после этого гора Гаризим оставалась для самарян преимущественным местом молитвы. Сегодня в Наблусе и ближних селениях живет всего лишь около 600 человек самарян – остаток самой древней в мире религиозной секты. Вопреки укорам они очень ревностно заботились о «чистоте крови», в результате чего из-за близкородственных браков многие из них страдают душевными болезнями, община интенсивно вырождается, практически исчезает. Но и теперь каждый год на Пасху самаряне собираются на горе Гаризим, вкушают праздничного агнца, совершают моления. Из Библии они признают только Пятикнижие, причем владеют его очень древним пергаменным списком. По самарянскому преданию, эта рукопись – древнейшая в мире, ее написал будто бы Аарон, брат Моисея, 3500 лет назад. (Ученые датируют книгу XII в. н.э.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Б. Титов: Действительно, на карте Китая сегодня много точек, где еще помнят и Россию, и Православие. Наша задача — продолжать развивать эту память, создавая новые традиции, в том числе и в области духовного обмена между двумя странами. Должен сказать, что в Китае своя духовная жизнь. В этом смысле Китай — очень необычная страна. Там есть три основные религии, на которые ориентируется абсолютное большинство китайцев. Прежде всего это конфуцианство, затем даосизм и буддизм. Конфуцианство — это вообще такая теория поведения, теория развития общества. Китайцы говорят, что конфуцианство — религия тех, кто посвящает себя служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Если мы говорим о даосизме, то это религия для людей образованных и высокопоставленных. Если мы говорим о буддизме, то это религия для людей более простых. Видите, у них все очень четко и прагматично. Религия также помогает им жить духовными ценностями, служить своему обществу. И поэтому мы должны развивать эти направления в совместной работе. Митрополит Иларион: Если говорить о христианстве, то это тоже традиционная для Китая религия. Не только потому, что еще в первом тысячелетии в Китае миссионерствовали монахи и епископы из Ассирийской Церкви Востока, а также там были и католические миссионеры, но еще и потому, что уже 330 лет на территории Китая развивается Православие. Причем Православие — это не только русская вера для китайцев, что очень важно. Да, действительно, Православие появилось в Китае благодаря русским, причем военнопленным, а не миссионерам. Правда, уже при Петре I для их пастырского окормления в Китай была отправлена Русская духовная миссия, просуществовавшая вплоть до начала «культурной революции». В книге, которую я держу в руках — «Православие в Китае» — описывается история православного духовного присутствия на китайской земле. И мы показываем, что Православие, пришедшее в Китай вместе с пленными казаками-албазинцами, приобрело истинно национальный китайских характер, став частью культурной традиции этой страны. Богослужение было переведено на китайский язык. Священники были китайцами. До сих пор там живут уже престарелые священники-китайцы (им за 90 лет), которые были рукоположены еще до «культурной революции». А сейчас появляются новые священнослужители-китайцы…

http://patriarchia.ru/db/text/4116536.ht...

Таким образом, религия Йемена, под влиянием которой выработалась меккская религия, оказывала огромное влияние на религиозный быть всех арабов. В свою очередь религия Йемена стоит в тесном родстве с религией Вавилона и вообще с религиозными представлениями жителей бассейна Евфрата. Для доказательства этого достаточно сравнить только имена богов в тех и других религиях. Йеменские боги: Ил, Бил, Шамс, Аттор, Син, Самдан, Наср очень ясно напоминают халдейско-ассирийских богов Илу, Бел, Самос, Истар, Сим, Самдан, Нисрох, особенно, если принять во внимание свидетельства мусульманских писателей, что Наср изображался с головою орла, что составляет обычное изображение Нисроха на памятниках Вавилона и Ниневии. 655 Впрочем, религия Йемена, находясь под сильным влиянием халдейско-ассирийской религии, сохранила и свои отличительные черты, так что ее нельзя считать тождественной с религией халдйско-ассирииской. 656 Мы не будем изображать в отдельности религию Йемена и религию Хиджаза и других областей Аравии; с одной стороны, подобное рассмотрение религий завлекло бы нас слишком далеко, с другой стороны, по недостатку данных во многих случаях трудно, да и нельзя, провести резкой черты между этими религиями и отнести к одной именно то, чего нельзя отнести к другой. При том для нашей цели, это совершенно излишне, наша задача представить картину религиозного быта Аравии в эпоху Мухаммеда; чтобы этим способствовать пониманию самого ислама, а при такой задаче нет никакой надобности проводить, и при том еще на основании крайне скудных данных, различие между этими религиями Аравийского полуострова. Впрочем, говоря о сильном влиянии других религий на религию арабов, всегда нужно помнить, что как ни сильно было это влияние, арабская национальная религия всегда сохраняла свой отличительный характер от всех других семитских религий, что объясняется упорством национального характера арабов, не могших никогда поддаться окончательному влиянию чуждого для них духа. Заимствуя нередко религиозные представления у окружающих народов, араб всегда сохранял свое национальное религиозное мировоззрение, как и в политическом отношении не мог перенести безусловного подчинения иностранному правлению и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Скачать epub pdf Содержание Правда ли, что Бог любит всех людей, независимо от религии? Мы все ввергли себя в страшную беду Важна ли для Бога ваша религия? Богу не всё равно     Когда я готовил статью об околосмертном опыте, то столкнулся с тезисом, который люди выдвигали со ссылкой на этот опыт – «Богу всё равно, какая у тебя религия». Бывает, что за определённой фразой стоит облако смыслов – некоторые из этих смыслов отчасти верны, некоторые – совершенно ошибочны. За этой фразой стоит, по крайней мере, три различных смысла: 1) Бог любит всех людей, независимо от их религии, и хочет, чтобы они обрели вечную радость. 2) Блаженство человека после смерти не обусловлено тем, к какой именно религии он принадлежал во время земной жизни. 3) Для Бога не важно, какую веру исповедует человек. Их стоит рассмотреть отдельно. Первое из этих утверждений верно; второе и третье – нет, о чем мы поговорим подробно. Правда ли, что Бог любит всех людей, независимо от религии? Да, это правда. Ложная религия, неблагочестивый или даже откровенно преступный образ жизни не уничтожают любовь Божью к человеку. Эта поразительная истина настойчиво провозглашается Писанием. Уже в Ветхом Завете есть история про пророка Иону – её чаще всего вспоминают из-за «кита», или, вернее, «большой рыбы», во чреве которой Иона провел три дня. Но как Иона оказался в этом неудобном месте? Из-за того, что он поначалу отказался проповедовать в Ниневии. Столица Ассирии Ниневия вызывала у народа Божьего примерно такие же чувства, что и Берлин 1942 года у наших недавних предков. Это был абсолютный, ненавистный враг, которому не желали ничего, кроме гибели. Ассирийцы были не просто язычниками, которые не знали истинного Бога и служили идолам, – они были страшными, жестокими захватчиками – как свидетельствуют ассирийские барельефы, где они похвалялись лютыми казнями, которым предавали своих пленников. Поэтому Иона не хотел идти к этим людям – не столько потому, что (как мы можем предположить) боялся, сколько потому, что не хотел, чтобы в результате его проповеди они были прощены ( Ион.4:2 ). Он – как и его сограждане – желал Ниневии поскорее провалиться в тартарары.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Но, повторяем, религия израильская, принятая самарянами, не была заглушена языческими культами, и влияние ее постепенно усиливалось. Как единая, общая всем племенам, эта религия естественно, с одной стороны, должна была способствовать слитию ассирийских колонистов в один народ с прежним населением средней Палестины, а с другой -должна была вытеснять постепенно прежние языческие верования. Успехам израильской религии среди ассирийских колонистов, конечно, могли содействовать те из прежних жителей разрушенного царства, которые не преклонили колен пред Валалом и оставались верными Иегове. Но в общем, у нас нет данных, указывающих на духовную силу уцелевшего в стране остатка. „Мы не можем утверждать», справедливо говорит Монтгомери, „чтобы на севере возникло духовное и монотеистическое учреждение, подобное иудейской церкви, которое шло своим параллельным, но независимым путем и которое в конечном результате привело к духовной религии самаританизма. Мы не можем также доказать, что первоначальный самаританизм представлял синкретизм язычества и иеговизма и что последний элемент из этого синкретизма в конце концов вышел с торжеством в форме чистого монотеизма северной секты. Это значило бы признать в самаританизме большее чудо, нежели в развитии иудейской религии. Менаду тем никто, кто хорошо знает самарян, не может приписать им какой-либо особенный религиозный гений“. По мнению Монтгомери, сохранение среди поселений северной Палестины верности иеговизму и способности противостоять искушениям со стороны язычества должно приписать, главным образом, той поддержке, которую могли находить „слабые братья», в более устойчивой общине иудейской 385 . Выше были отмечены факты, показывающее, что от разрушения Самарии до вавилонского плена не прекращалось религиозное общение между населением разрушенного царства и Иерусалимом 386 . Особенное значение в деле распространения среди самарян иудейских религиозных воззрений, при этом, конечно, могла иметь религиозная реформа Иосии, простиравшаяся и на северную Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

II. Религия самарян Религия самарян в первые два столетия жизни ассирийских колонистов в средней Палестине имела смешанный характер: на ряду с почитанием Бога израилева самарянские племена удерживали и культы отечественных богов. Постепенно, однако, среди ассирийских переселенцев утвердился чистый монотеизм. Когда именно исчезли у самарян языческие культы, с определенностью сказать трудно. В период Вавилонского плена (Цар. 17:40) и, по-видимому, при Зоровавеле ( 1Ездр. 4:5 ), самаряне еще не отрешились вполне от языческих верований. Но во время Ездры и Неемии уже ничем не дается понять, чтобы самаряне продолжали служить языческим богам, хотя писатели кн. Ездры и Неемии и имели поводы указать на такое служение, если бы оно существовало. В виду этого можно допустить, что во время Ездры и Неемии, точнее – после построения храма на Гаризиме, во второй половине V-ro в., у самарян совершенно упразднены были языческие культы и окончательно утвердился иудейский монотеизм. Постепенно у самарян сложилась целая система вероучения и обрядов. Прежде чем перейти к частнейшему изложению религиозных воззрений самарян, отметим следующее. Вероучение и религиозные обряды самарян сложились под непосредственным влиянием послепленного иудейства. В Самарии сохранялись, конечно, остатки богопочитания, существовавшего в израильском царстве. Но собственно организаторами самарянской религиозной общины были те эмигранты из Иерусалима, которые вследствие недовольства реформами Ездры и Неемии покинули священный город и нашли себе новое отечество в Сихеме. Дальнейшее развитие самарянского вероучения, как и первоначальное установление его, также происходило под воздействием иудейства, отражая на себе в большей или меньшей степени все процессы, переживавшиеся последним. Между самарянами и иудеями, почти на протяжении всей истории, существовали отношения враждебные. Несмотря на это, самарянская теология, можно сказать, почти все свое содержание почерпнула из теологии иудейской, так что самаританизм в религиозном отношении всегда представлял собою только иудейскую секту. Правда, самаританизм не остался чуждым и другим влияниям, напр., христианства и магометанства; но эти влияния отразились только на форме раскрытия некоторых пунктов самарянского вероучения, не внеся ничего в самое его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Скачать epub pdf Религия Ассирии и Вавилонии Если все религии семитических народов сходны между собой и имеют один общий характер, то религии Ассирии и Вавилонии в своих позднейших формах – почти тождественны. Можно уследить лишь некоторые оттенки верований, объясняющиеся из особенностей характера того и другого, народа. Ассирияне, эти «римляне древней Азии», как их называют, были воинственнее и жестче, чем вавилоняне, у которых, сравнительно, более развита была интеллектуальная сторона жизни, хотя те и другие не раз соединялись под одним владычеством. Первоначально преобладала Халдея, страна, лежавшая на южной долине Тира и Евфрата; едва ли она не была и первым государством на берегах этих рек. Возникшее затем ассирийское царство поглотило в себя Халдею, как и другие, близ лежащие, страны, почти до Средиземного моря на западе, но только затем, чтобы снова возобладал над ним Вавилон, пока, наконец, оба эти государства не подпали владычеству персов, сменившемуся, в свою очередь, господством Греции, а затем Рима. Кажется, впрочем, что Вавилон навсегда удерживал за собой интеллектуальное, а может быть, и религиозное влияние на Ассирию. Ассирияне были учениками Вавилонян. Во всяком случае, ассиро-вавилонская религия, принадлежащая, хотя и смешанному, но в массе одноплеменному населению, которое в последнее время было объединено политически, представляет совершенно тождественный тип. Весьма близка к ней и религия других семитических племен, окружавших Вавилон и Ниневию, т. е. собственно Сирии или сирского племени, к северу и западу от Ассирии и Вавилонии 1378 . Общее имя божества в Ассирии и Вавилонии было: Илу Jlou, – имя, очевидно, одного корня с библейским El-Eliun. Но оно было не нарицательным только именем божества, а, вместе с тем, и преимущественным названием Бога или именем Верховного Бога, – источника всякой жизни, возвышенного над всеми другими богами. Именем этого верховного божества в Халдее называлась и столица царства – Вавилон, собственно Bab – Ilou, т. е. «врата Илу,» или «замок, город Илу» (porte Jlou).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Начавшееся со времени дешифрования клинописи изучение ассировавилонской письменности привело к открытию цело ряда документов, представляющих в своем содержании черты сходства с произведениями ветхозаветной литературы. Как таковые, они дали, вместе с памятниками Египта, древнего Ханаана и других стран переднего Востока, обширный материал для сравнительного изучения почти всех сторон жизни библейского Израиля. Сопоставлению с внебиблейскими данными подвергаются в настоящее время его история, религия, формы быта, права и даже произведения субъективного религиозно-нравственного творчества. Так в параллель библейским псалмам ставятся вавилонские покаянные гимны, книга Иова сопоставляется с вавилонскою песнью страждущего праведника. И если некоторые внебиблейские параллели оказываются неудачными, то этого нельзя сказать о последнем памятнике. Наблюдаемое между ним и книгой Иова сходство является действительным, а не мнимым, и правильно понятое со стороны вызвавших его причины дает бесспорный ответ на некоторые возбуждаемые данной книгой вопросы. Их решение переносится из области предположений, в каковой до сих пор находилось, в сферу точных, положительных данных. В виду подобного значения, вавилонская песнь страждущего праведника заслуживает полного внимания. Сохранившаяся до настоящего времени в двух списках, – ассирийском и вавилонском, песнь делается известною с 1875 г. В этом году был издан Раулинсоном 2 незначительный отрывок ее ассирийского текста, найденный в библиотеке Ассурбанипала (668–626 г.). В 1888году Ewetts опубликовал два новых отрывка песни 3 , составивших с фрагментом Раулинсона ее вторую часть. В 1894 году в архиве храма бога Самаса в Сиппаре был найден Шейлем вавилонский текст песни 4 . Он несколько обширнее ассирийского, – дает для ее второй части пять новых строк, но, подобно ему, также не воспроизводит всего состава нашего памятника. Восстановление этого последнего, хотя и не во всей полноте, сделалось возможным, благодаря найденному в той же библиотеке Ассурбанипала комментарию к песне 5 и изданному Томпсоном в 1910 году ее новому фрагменту 6 . На основании комментария устанавливается текст первой и четвертой части песни, на основании фрагмента Томпсона – третьей. Значительные пропуски в том и другом памятнике лишают однако возможности восстановить содержание песни во всем его объеме. По подсчету Ястрова, основанному на изучении ее отдельных редакций, она заключила не менее 480 строк, в настоящее время известно не более 200 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Небо почитался в Борсиппе, но жрецы, заботясь о своем возвышении, стремились распространить его культ и вместе ограничить и даже совсем уничтожить другие культы. Они задались смелой мыслью сделать Небо единым богом Ассирии. Это произошло около 807 г. до P. X. в правление Рамманирари III, когда направление делам при дворе давала (по-видимому, его мать, по рождению вавилонская принцесса) царица Саммурамат. В Калахе был построен роскошный храм Неба, и штадтгальтер Калаха поставил вместе с другими в честь царя и царицы, патроном которых был Небо, восемь статуй этого бога с надписью, что нужно надеяться только на Небо и не нужно надеяться ни на какого другого бога (буквально надпись приведена нами выше). Цель, намеченная ассирийскими жрецами, не была достигнута, как не была достигнута цель совершенно подобной религиозной реформы, предпринятой только не жрецами, а против жрецов, в Египте. Цели ассирийских жрецов сумели достигнуть жрецы Индии (брамины). Богиня Истар представлялась в Ассирии как дочь Асура. Богиня Ниневии Нина в надписях Гудеи (Ниневия очень древний город) представляется тождественной с Истар. Впоследствии Истар особенно почиталась в Кидмуру, Ниневии и Арбеле. В ниневийских и арбельских представлениях её были, по-видимому, различия. Но вообще в Ассирии Истар, не переставая быть богиней утренней звезды, является богиней войны и охоты. Одна ассирийская молитва представляет ее облеченной в одежду из пламени. Она давала ассирийским царям и войскам драгоценные указания относительно сражений, и цари воздвигали ей памятники и надписи, в которых называли ее перворожденной неба и земли, богиней совершенного мужества, женой, которая любит царя и его священство и т. д. Системы богов, по-видимому, не знала ассирийская религия. Ассирийские цари признавали всех богов вавилонского пантеона и все их культы, но при определении взаимоотношения этих богов обнаруживается нечто странное. Истар на одной из надписей Асурбанипала называется дочерью Асура и затем дочерью каждого из богов первой вавилонской триады.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010