5. Пророчество Подобно другим народам еврейский народ на известной ступени своего исторического развития образовал царство, которое при Давиде и Соломоне достигло высокого могущества и твердого внутреннего строя. Подобно другим народам и царствам еврейский народ имел священство и жертвенный культ, которые в дни Соломона, построившего великолепный храм в Иерусалиме, достигли необычайного блеска и стройности 304 . Кроме царства и священства Израиль имел пророков, придавших его религии совершенно своеобразный характер. Еврейская религия есть религия пророков. Пророчество выражает самую сущность религии Иеговы, как религии теистической – не стихийно-языческой, а разумно-человеческой, богочеловеческой. «Ибо Владыка Иегова ничего не делает, не открыв Своего определения рабам Своим, пророкам» 305 . Пророком был Авраам 306 , пророчески благословляли своих детей Исаак и Иаков 307 , пророком по преимуществу был Моисей, с которым Иегова говорил лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим 308 . Со времени выхода евреев из Египта Господь посылал к ним рабов Своих непрерывно, «всякий день с раннего утра» 309 , хотя в дни от Иисуса Навина до Самуила «слово Иеговы было редко и видения не часты» 310 . Со времени Самуила, который удостоился быть пророком Божиим, равным Моисею 311 , не только прозорливцы стали называться пророками 312 и начинается ряд «всех пророков Божиих» 313 , но, вероятно, при нем начались пророческие школы, особенно процветавшие в израильском царстве при Илии и Елисее. Это было время, когда пророки принимали самое живое участие в гражданской жизни народа 314 и его культе 315 . С одной стороны, за то время известны царские прозорливцы 316 , с другой стороны, пророчество не отделялось от священства. И даже школы пророческие, по-видимому, группировались около святилищ и имели тесную связь с священством. С Ассирийского периода, с половины VIII cm. до Р. Хр., начинается третий период в пророческой истории евреев, когда пророки, так называемые канонические, оставившие свои писания, выступали на служение по особому личному призванию, как напр. Амос, бывший пастух и собиратель сикомор, Осия, вдохновившийся обстоятельствами своей семейной жизни. В это время пророки 317 являются преимущественно учителями нравственности, направляют свое грозное слово к народу с его священниками и царями, хотя со времени Иеремии и Иезекииля, пророков из священников, уже начинается наклон к номизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90956.html 05 декабря 2011 Юлия Зайцева Христиане как самое гонимое сообщество в мире: свидетельства и анализ На международной конференции в Москве обсуждалось положение христиан в разных странах мира Источник:  Благовест-инфо Положение христиан в различных регионах мира, общие действия по защите прав христиан – эти проблемы определили тематику выступлений на двухдневной международной конференции " Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан " , которая состоялась в гостинице " Даниловская " в Москве. Утреннее пленарное заседание 1 декабря прошло под председательством апостольского нунция в Российской Федерации архиепископа Ивана Юрковича, вторую его половину вел председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Христиане в наши дни являются самым гонимым религиозным сообществом на планете – это известие стало доминантой форума. О том, какие преследования и испытания выпадают на долю христианского меньшинства в мусульманских странах, подробно рассказали участники и очевидцы событий. [Фото Службы коммуникации ОВЦС] Митрополит Багдадский Мар Гиваргис (Георгий) (Ассирийская Церковь Востока, Ирак) подчеркнул, что " страдания христиан в Ираке отличаются от страданий в других странах Ближнего Востока " , и призвал международное сообщество безотлагательно принять меры по спасению христианского меньшинства Ирака, остановить поток беженцев, которые покидают эту страну из-за религиозных преследований. По свидетельству митрополита, христиане в Ираке с трудом сохраняют надежду, т.к. не видят реальной помощи от структур ООН и Евросоюза. " Сейчас происходит много конференций, международных встреч, но никаких практических дел не предпринимается. Если все осуждают насилие, то почему оно продолжается в отношении христиан почти ежедневно? Неужели преступники сильнее всего международного сообщества? " – с горечью вопрошал иерарх Ассирийской Церкви. Он предложил собрать масштабную международную конференцию, посвященную преследованию христиан за веру, с участием руководителей всех церквей мира.

http://religare.ru/2_90956_1_21.html

Скачать epub pdf Религия Ассирии и Вавилонии Если все религии семитических народов сходны между собой и имеют один общий характер, то религии Ассирии и Вавилонии в своих позднейших формах – почти тождественны. Можно уследить лишь некоторые оттенки верований, объясняющиеся из особенностей характера того и другого, народа. Ассирияне, эти «римляне древней Азии», как их называют, были воинственнее и жестче, чем вавилоняне, у которых, сравнительно, более развита была интеллектуальная сторона жизни, хотя те и другие не раз соединялись под одним владычеством. Первоначально преобладала Халдея, страна, лежавшая на южной долине Тира и Евфрата; едва ли она не была и первым государством на берегах этих рек. Возникшее затем ассирийское царство поглотило в себя Халдею, как и другие, близ лежащие, страны, почти до Средиземного моря на западе, но только затем, чтобы снова возобладал над ним Вавилон, пока, наконец, оба эти государства не подпали владычеству персов, сменившемуся, в свою очередь, господством Греции, а затем Рима. Кажется, впрочем, что Вавилон навсегда удерживал за собой интеллектуальное, а может быть, и религиозное влияние на Ассирию. Ассирияне были учениками Вавилонян. Во всяком случае, ассиро-вавилонская религия, принадлежащая, хотя и смешанному, но в массе одноплеменному населению, которое в последнее время было объединено политически, представляет совершенно тождественный тип. Весьма близка к ней и религия других семитических племен, окружавших Вавилон и Ниневию, т. е. собственно Сирии или сирского племени, к северу и западу от Ассирии и Вавилонии 1378 . Общее имя божества в Ассирии и Вавилонии было: Илу Jlou, – имя, очевидно, одного корня с библейским El-Eliun. Но оно было не нарицательным только именем божества, а, вместе с тем, и преимущественным названием Бога или именем Верховного Бога, – источника всякой жизни, возвышенного над всеми другими богами. Именем этого верховного божества в Халдее называлась и столица царства – Вавилон, собственно Bab – Ilou, т. е. «врата Илу,» или «замок, город Илу» (porte Jlou).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Скачать epub pdf Содержание Правда ли, что Бог любит всех людей, независимо от религии? Мы все ввергли себя в страшную беду Важна ли для Бога ваша религия? Богу не всё равно     Когда я готовил статью об околосмертном опыте, то столкнулся с тезисом, который люди выдвигали со ссылкой на этот опыт – «Богу всё равно, какая у тебя религия». Бывает, что за определённой фразой стоит облако смыслов – некоторые из этих смыслов отчасти верны, некоторые – совершенно ошибочны. За этой фразой стоит, по крайней мере, три различных смысла: 1) Бог любит всех людей, независимо от их религии, и хочет, чтобы они обрели вечную радость. 2) Блаженство человека после смерти не обусловлено тем, к какой именно религии он принадлежал во время земной жизни. 3) Для Бога не важно, какую веру исповедует человек. Их стоит рассмотреть отдельно. Первое из этих утверждений верно; второе и третье – нет, о чем мы поговорим подробно. Правда ли, что Бог любит всех людей, независимо от религии? Да, это правда. Ложная религия, неблагочестивый или даже откровенно преступный образ жизни не уничтожают любовь Божью к человеку. Эта поразительная истина настойчиво провозглашается Писанием. Уже в Ветхом Завете есть история про пророка Иону – её чаще всего вспоминают из-за «кита», или, вернее, «большой рыбы», во чреве которой Иона провел три дня. Но как Иона оказался в этом неудобном месте? Из-за того, что он поначалу отказался проповедовать в Ниневии. Столица Ассирии Ниневия вызывала у народа Божьего примерно такие же чувства, что и Берлин 1942 года у наших недавних предков. Это был абсолютный, ненавистный враг, которому не желали ничего, кроме гибели. Ассирийцы были не просто язычниками, которые не знали истинного Бога и служили идолам, – они были страшными, жестокими захватчиками – как свидетельствуют ассирийские барельефы, где они похвалялись лютыми казнями, которым предавали своих пленников. Поэтому Иона не хотел идти к этим людям – не столько потому, что (как мы можем предположить) боялся, сколько потому, что не хотел, чтобы в результате его проповеди они были прощены ( Ион.4:2 ). Он – как и его сограждане – желал Ниневии поскорее провалиться в тартарары.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

II. Религия самарян Религия самарян в первые два столетия жизни ассирийских колонистов в средней Палестине имела смешанный характер: на ряду с почитанием Бога израилева самарянские племена удерживали и культы отечественных богов. Постепенно, однако, среди ассирийских переселенцев утвердился чистый монотеизм. Когда именно исчезли у самарян языческие культы, с определенностью сказать трудно. В период Вавилонского плена (Цар. 17:40) и, по-видимому, при Зоровавеле ( 1Ездр. 4:5 ), самаряне еще не отрешились вполне от языческих верований. Но во время Ездры и Неемии уже ничем не дается понять, чтобы самаряне продолжали служить языческим богам, хотя писатели кн. Ездры и Неемии и имели поводы указать на такое служение, если бы оно существовало. В виду этого можно допустить, что во время Ездры и Неемии, точнее – после построения храма на Гаризиме, во второй половине V-ro в., у самарян совершенно упразднены были языческие культы и окончательно утвердился иудейский монотеизм. Постепенно у самарян сложилась целая система вероучения и обрядов. Прежде чем перейти к частнейшему изложению религиозных воззрений самарян, отметим следующее. Вероучение и религиозные обряды самарян сложились под непосредственным влиянием послепленного иудейства. В Самарии сохранялись, конечно, остатки богопочитания, существовавшего в израильском царстве. Но собственно организаторами самарянской религиозной общины были те эмигранты из Иерусалима, которые вследствие недовольства реформами Ездры и Неемии покинули священный город и нашли себе новое отечество в Сихеме. Дальнейшее развитие самарянского вероучения, как и первоначальное установление его, также происходило под воздействием иудейства, отражая на себе в большей или меньшей степени все процессы, переживавшиеся последним. Между самарянами и иудеями, почти на протяжении всей истории, существовали отношения враждебные. Несмотря на это, самарянская теология, можно сказать, почти все свое содержание почерпнула из теологии иудейской, так что самаританизм в религиозном отношении всегда представлял собою только иудейскую секту. Правда, самаританизм не остался чуждым и другим влияниям, напр., христианства и магометанства; но эти влияния отразились только на форме раскрытия некоторых пунктов самарянского вероучения, не внеся ничего в самое его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Начавшееся со времени дешифрования клинописи изучение ассировавилонской письменности привело к открытию цело ряда документов, представляющих в своем содержании черты сходства с произведениями ветхозаветной литературы. Как таковые, они дали, вместе с памятниками Египта, древнего Ханаана и других стран переднего Востока, обширный материал для сравнительного изучения почти всех сторон жизни библейского Израиля. Сопоставлению с внебиблейскими данными подвергаются в настоящее время его история, религия, формы быта, права и даже произведения субъективного религиозно-нравственного творчества. Так в параллель библейским псалмам ставятся вавилонские покаянные гимны, книга Иова сопоставляется с вавилонскою песнью страждущего праведника. И если некоторые внебиблейские параллели оказываются неудачными, то этого нельзя сказать о последнем памятнике. Наблюдаемое между ним и книгой Иова сходство является действительным, а не мнимым, и правильно понятое со стороны вызвавших его причины дает бесспорный ответ на некоторые возбуждаемые данной книгой вопросы. Их решение переносится из области предположений, в каковой до сих пор находилось, в сферу точных, положительных данных. В виду подобного значения, вавилонская песнь страждущего праведника заслуживает полного внимания. Сохранившаяся до настоящего времени в двух списках, – ассирийском и вавилонском, песнь делается известною с 1875 г. В этом году был издан Раулинсоном 2 незначительный отрывок ее ассирийского текста, найденный в библиотеке Ассурбанипала (668–626 г.). В 1888году Ewetts опубликовал два новых отрывка песни 3 , составивших с фрагментом Раулинсона ее вторую часть. В 1894 году в архиве храма бога Самаса в Сиппаре был найден Шейлем вавилонский текст песни 4 . Он несколько обширнее ассирийского, – дает для ее второй части пять новых строк, но, подобно ему, также не воспроизводит всего состава нашего памятника. Восстановление этого последнего, хотя и не во всей полноте, сделалось возможным, благодаря найденному в той же библиотеке Ассурбанипала комментарию к песне 5 и изданному Томпсоном в 1910 году ее новому фрагменту 6 . На основании комментария устанавливается текст первой и четвертой части песни, на основании фрагмента Томпсона – третьей. Значительные пропуски в том и другом памятнике лишают однако возможности восстановить содержание песни во всем его объеме. По подсчету Ястрова, основанному на изучении ее отдельных редакций, она заключила не менее 480 строк, в настоящее время известно не более 200 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Библеистика: пределы научного знания и личной веры РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100123.html 07 марта 2013 Десницкий Андрей Библеистика: пределы научного знания и личной веры Источник:  http://www.bogoslov.ru/text/3190854.html Богослов. ру Библеисты, как ученые, призваны быть объективными. Но возможно ли это в условиях того, что предмет изучения непосредственно связан с религиозными взглядами исследователя? Можно ли быть непредвзятым и проводить объективный научный анализ библейских текстов? На эти вопросы отвечает Андрей Десницкий в публикуемом материале. Библеистика считает себя научной дисциплиной и в этом отношении подобна любым другим гуманитарным дисциплинам, которые ограничены неким особым материалом – например, ассирологии или египтологии. Но фундаментальное отличие от них библеистики заключается в том, что для значительного числа библеистов текст Библии есть Священное Писание, тогда как ассирийская или древнеегипетская культура и религия интересны сегодня только ученым или туристам, но трудно представить себе нашего современника, который считал бы себя последователем этих религий. " Трудно представить " не значит, что таких людей не существует, ведь в нашей стране есть даже граждане эльфийской национальности: по итогам переписи 2002 года таковых оказалось 44 человека, а в 2010 г. их число возросло до 263. Но такая экзотическая самоидентификация еще не делает эльфов частью нашей социальной реальности, не служит основой для включения эльфов в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Например, в перечень входит народность сету, проживающая в Печерском районе Псковской области, хотя она еще малочисленнее (214 человек по данным той же переписи), но, в отличие от эльфов, проживание данной народности на этой территории есть признанный обществом факт и даже, если угодно, геополитический фактор: для эстонских националистов родство сету и эстонцев есть несомненное доказательство того, что земля сету, Setumaa, должна входить в состав Эстонии. А вот земля эльфов существует только в головах самих эльфов и более нигде.

http://religare.ru/2_100123_1_21.html

Данные, на которых Креднер основывает свой взгляд, следующие: 1) Иоиль, перечисляя врагов иудейского народа, не упоминает ни об Ассирии, ни даже о Дамасской Сирии; в перечень его входят только Египет, Идумея, филистимские округи и финикийские Тир и Сидон 19 . Отсюда Креднер заключает, что Иоиль пророчествовал не только ранее ассирийской эпохи, но и ранее похода Азаила на Иудею и Иерусалим в последние годы царствования Иоаса 20 . 2) Иоиль ожидает отмщения египтянам и идумеянам за то, что они пролили невинную кровь иудеев в своей земле 21 , филистимлянам и финикиянам за то, что они ограбили Иерусалимский храм и продавали иудеев в рабство 22 . Имея в виду предыдущее заключение, Креднер находит в этих выражениях указание на поход Шишака египетского при царе Ровоаме 23 , на отложение идумеян из под власти иудеев при царе Иораме 24 и на последовавшее вскоре затем взятие Иерусалима филистимлянами и арабами 25 . Следовательно, заключает он, Иоиль не мог пророчествовать ранее царствования Иорама. 3) Во времена Иоиля, как видно из всей его книги, в иудейском царстве процветала религия Иеговы, совершалось постоянное служение при храме, и священники пользовались большим уважением у народа. На этом основании Креднер из найденного периода исключает время царствования Иорама, Охозии, Гофолии и последнюю половину царствования Иоаса. Таким образом для деятельности Иоиля остается только первая половина царствования Иоаса, когда регентом царства был благоразумный первосвященник Иодай. Наконец 4) Амос начинает и оканчивает свою книгу выражениями, напоминающими Иоиля 26 , и в своей первой речи, предсказывая суд Божий на окрестные народы, говорит, между прочим, о филистимлянах, финикиянах и идумеянах очень сходно с Иолем 27 . Такое отношение Амоса к Иоилю, по мнению Креднера, может быть объяснено только тем, что одною из сторон деятельности Амоса было – поддержать падавший авторитет своего предшественника. Креднер рассуждает так: предсказание Иоиля, что Бог в скором времени истребит врагов иудейского народа, не исполнилось. Вследствие этого народная вера в предсказания пророков должна была ослабеть. И вот Амос, выступая на свою деятельность, прежде всего старается восстановить эту веру, и с этою целью начинает свою речь грозным выражением из Иоиля, и затем неоднократно уверяет, что Бог не отменит Своего определения ( ). Сопоставляя таким образом книги Иоиля и Амоса, Креднер находит в этом подтверждение добытого выше результата. Подобное отношение к Иоилю Креднер указывает и в книгах Исаии, Михея и проч.; но это уже мало относится к нашему вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vremja...

Настоящая колыбель Семито-Яфетидов, Иранцев, была заключена между скатами Гималаев и Инду-кху и индусской системой с одной стороны и скатами арарато-таврских цепей и Евфратом с другой. Главнейшие точки прикосновения со страной Кушитов были на берегах Евфрата в стране ассирийской и на границе Кашмира и Бактрии; но в Ассирии встреча была бурная и воинственная по отсутствию всех естественных преград, а на границах Кашмира мирная и дружная. Иран был сильнее, а Куш слабее на востоке, и грозные скалы средне-азийской твердыни отделяли друг от друга оба враждебные начала. Итак, строй южной мысли и южного учения с двух сторон проникал в мир северный; но там, где он явился с оружием и насилием, где кипели враждебные страсти, отпор Ирана был сопровождаем ожесточением его собственного направления. Около Евфрата горел фанатизм религиозный, свирепели сердца человеческие, и верования искажались под влиянием быта воинственного, налагающего свою печать на обе борющиеся системы. Иран, презиравший мир вещественный, принимал характер кровожадности; Куш – поклонник вещества – погружался глубже и глубже в сладострастие. Когда наступил век смешения и синкретизма, составилась эта кровавая грязь сиро-финикийских религий, постыдных для человечества и оправдывающих вполне удары судьбы, разразившиеся впоследствии над юго-западом Азии. В то же время тихим соблазном разума вливалась в восточный Иран логическая форма необходимости, учение об органической полярности. Без боя и сопротивления была приветствована чуждая, строгая мысль добродушной доверенностью бактрийских семей. Религия принимала твёрдые очерки и определённые образы, но переходила в поэтическое сказание; полярность органическая облекалась в форму человекообразия; но в этой форме, выбранной невольным внутренним чувством, а не разумом, прибирающим символ к мысли с полным сознанием символизма, смешивались, – так же как в самом человеке, – свободная воля и логическая или вещественная необходимость. Наконец, вследствие человекообразия, мало-помалу весь быт человеческий с его семейным развитием перешёл в учение о божестве. Так родилась и составилась полная система антропоморфизма, светлого и кроткого, но бессмысленного, и через цепь поселений вано-славянских перешла в Европу, где при разных обстоятельствах и с разными смешениями она образовала все религии Эллады, Италии и Скандинавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Начало развития Китая В то же самое время создавалось на дальнем Востоке обширное царство, которого долговечность изумляет историка и содержит великие уроки для государственной науки. Всё тёмно в Китае до конца III тысячелетия. История начинается, по собственному признанию его учёных (см. Шу-кинг), около XXXIII века до Р.Х. Прежде этого слышны только слабые отзвуки преданий, смешанных с мифами, и Гоанг-ти, так же как и Ти-ко, заслуживают столь же мало внимания, как и Фо-ги или его баснословная сестра. Ли открывает ряд исторических сказаний. Нет, конечно, достаточных причин для признания его за лицо, действительно жившее и царствовавшее; нет, вообще, ясных свидетельств о государях, предшествовавших Ву-вангу. Смешно было бы основывать какую-нибудь систему на мнимых астрономических наблюдениях, сделанных будто бы в конце III тысячелетия. Критика историческая не может признать отдельного показания об одном затмении, разочтённом Китайскими учёными, тогда как после него все наблюдения прекращаются и возобновляются с некоторой последовательностью только в VII веке до Р.Х., т. е. около астрономической эры ассирийского Набонассара. Но, отвергая Яо и его ближайших преемников, как лиц исторических, здравая критика должна в общем характере сказаний китайских принять существование самого государства. Имена Яо, Хун и Ю могут быть вымышленными, точно так же как и самые происшествия их царствований; но беспристрастный и просвещённый читатель чувствует в самом начале Шукинга атмосферу историческую и государственную почву. Общество очевидно уже сомкнулось и приняло определённый образ 56 . Кроткая и созерцательная религия отзывается в сказаниях о детстве китайской державы. Фо-ги, лицо совершенно мифологическое, воплощённый дух стройности мировой, владыка пятиструнной арфы и повелитель пяти стихий, представляет разительное сходство с финским богом Вейна-мейна. Трудно не признать тождества этих религиозных начал; но в то же время нельзя в борьбе благой и хранительной богини Ниу-ва с Конг-конгом истребителем не заметить отзвуков мифа Индостанского о войне между богами и Асурами. В смешении стихий ещё можно распознать основные и коренные их характеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010