27:11. Арвад, собственные войска (helech), Гамадима. Город Арвад уже упоминался в ст. 8. Древнееврейское слово Helech («собственные войска») как топоним нигде больше в Библии не встречается. Он, однако, может быть отождествлен с Hilakku (Киликия в Южной Турции) в ассирийских анналах. Местоположение Гамадимы точно не установлено, но иногда этот топоним отождествляют с Qumidi в табличках из Амарны (вероятно, местность к северу от Тира, на побережье Средиземного моря). 27:12. Фарсис. Фарсис связывают с производством металлов. В анналах ассирийского царя Асархаддона место, названное Tarsisi, связано с Кипром и другими островами. В классических источниках упоминается Тартесс – финикийская колония в Западной Испании. 27:13. Иаван, Фувал и Мешех. Иаван (или Иония) – библейское обозначение греческого мира. Фувалом ассирийцы называли царство в Центральной Анатолии. Мешех (Муску), как и Фувал, в ассирийских анналах фигурирует как одно из царств в Центральной Анатолии. Оба анатолийских царства находились во враждебных отношениях с Ассирией. 27:14. Фогарма (Беф-Фогарма). Фогарма, по всей вероятности, была столицей Камману, государства в Центральной Анатолии. Она упоминается в хеттских источниках как Tegaramara, а в ассирийских источниках – как Til-Garimmu. 27:15. Острова (Родос). В разных рукописях здесь упоминаются разные географические пункты, в том числе остров Родос и Danuna, район к северу от Тира, судя по упоминаниям в письмах из Амарны. 27:16. Арамеяне. Сирийские племена, обитавшие в удаленных от моря районах от Верхней Месопотамии на севере до Дамаска на юге. 27:17. Минниф. Область обитания аммонитян в Трансиордании, упоминаемая в Суд. 11:33 . Живший в IV в. н. э. историк Церкви Евсевий отождествляет Минниф с городом Мааниф, в 4 милях от Есевона. 27:18. Хелбон, Дамаск. Хелбон (совр. Хелбун, в 10 милях к северу от Дамаска) отождествляют с ассирийским топонимом Hilbinu. 27:19. Дан и Иаван – греки из Узала. Узал, по-видимому, можно отождествить с Изаллой, расположенной у подножия Анатолийских гор Киликии. Греки (ионийцы), возможно, имели торговые связи с этим городом, однако это не имеет документальных подтверждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

38:4. Удила в челюсти. Ассирийцы обычно вставляли крючки в губы поверженных врагов либо с целью унижения, либо как способ их транспортировки в другие страны. Эта практика часто описывается в ассирийских источниках и пугает воображение своим реализмом. Асархаддон изображен на стеле из Зинджирли в Сирии ведущим тирского Этбаала и египетского царя Тахарку за веревку, привязанную к кольцам, продетым сквозь их губы. Ашшурбанипал, как утверждается, пронзил щеки Уата, царя набатеев, острым инструментом, чтобы вонзить кольцо в его челюсть. 38:4. Щиты. На вооружении воина были большие щиты, закрывающие тело, и ручные щиты. См. коммент. к 23:24. 38:4. Персия, Эфиопия, Ливия. См. коммент. к 27:10. 38:6. Гомер. Гомера отождествляют с Gimirrai в ассирийских анналах и с киммерийцами в греческих источниках. В гомеровской «Одиссее» говорится, что они жили на северном берегу Черного моря. Они нападали на государство Урарту с севера и создавали постоянные проблемы для ассирийцев в VIII в. до н. э. Саргон погиб в битве с ними в Фувале. По данным Геродота, киммерийцы прошли через Кавказ в Анатолию. В 676 г. до н. э. они захватили Фригию и разграбили ее столицу Гордион, резиденцию знаменитого царя Мидаса. В 644 г. до н. э. они захватили Сарды, столицу Лидии. Там нашел свою смерть Гиг. Во времена Иезекииля киммерийцы были вытеснены из Лидии царем Алиаттом. Позднее они попали под власть Мидии. 38:6. Дом Фогарма. Фогарма, по всей вероятности, была столицей Камману, государства в Центральной Анатолии. Она упоминается в хеттских источниках как Tegaramara, а в ассирийских источниках – как Til-Garimmu. 38:11. «Неогражденная земля». Этим термином (который встречается также в Зах. 2и Есф. 9:19 ) обычно обозначаются сельские поселения, не огороженные стенами, без ворот, в отличие от укрепленных городов. Такие селения были плохо защищены от врагов. 38:13. Сава и Дедан. Царство Сава было крупным торговым центром в Юго-Западной Аравии, откуда экспортировались драгоценные камни, золото и благовония. Это царство упоминается в местных источниках и в ассирийских анналах. В 1-м тыс. до н. э. это было цивилизованное государство с крупными городами. Дополнительную информацию см. во 2Пар. 9:1 . Дедан был оазисом в центральной Аравии, где Тир закупал снаряжение для верховой езды. Его отождествляют с современным селением аль-Ула, расположенным на «пути благовоний» из Йемена в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:2. Ранние смоквы. Ранние смоквы созревали на прошлогодних ветвях в конце мая – начале июня, даже раньше, чем появлялись новые листья. Новые ветви обычно приносили плоды на три месяца позднее. 25:1–38 Семьдесят лет Божьего гнева 25:1. Хронология. Четвертый год правления Иоакима и первый год правления Навуходоносора II приходятся на 604 г. до н. э. Вавилонский царь одержал победу над Египтом при Кархемише и готовился превратить Иудею в своего вассала. 25:9. Навуходоносор – раб Яхве. Цари народов, которые были врагами Израиля, часто изображаются как слуги Яхве, потому что способствовали исполнению Его воли. Вследствие непобедимости Яхве любой завоеватель служит оружием в руках Божьих, несет Его жезл наказания. Это не означает, что вавилонский царь почитал Яхве. Точно так же изображается Кир, хотя нет никаких сведений о том, что он почитал Яхве ( Ис. 44– 45:1 ). В соответствии с древними ближневосточными договорами, вассал становился слугой сюзерена, а его войско переходило под командование сюзерена. Армия вассала (раба) находилась в полном распоряжении господина и выполняла его волю. 25:10. Звук жерновов и свет светильника. О прекращении повседневной хозяйственной деятельности красноречиво свидетельствует зловещая тишина и пугающая тьма. 25:11. Семьдесят лет. Хотя выражение «семьдесят лет» может просто обозначать среднюю продолжительность человеческой жизни, как в заявлении ассирийского царя Асархаддона, оно также может указывать на конкретный период времени. Около семидесяти лет прошло со времени разрушения храма в 587 г. до н. э. до его нового посвящения ок. 515 г. до н. э. С другой стороны, – это время, истекшее с момента покорения Израиля Навуходоносором в 605 г. до н. э. до возвращения из плена по декрету Кира в 535 г. до н. э. 25:12. Семидесятилетний плен. Асархаддон, говоря о разрушении Вавилона своим отцом Сеннахиримом, рассматривает это событие как суд, который свершил Мардук над своим собственным городом. Гнев Мардука на народ Вавилона привел к тому, что даже статуя божества была захвачена в плен и покинула город на семьдесят лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Асархаддон перестроил Вавилон только через десять лет после его разрушения и объявил, что Мардук снизил время пребывания в плену до одиннадцати лет. О Палестине времени плена и частичной оккупации страны известно немного. После разрушения Иерусалима в 586 г. до н. э. часть людей была уведена в плен. В основном, это были представители знати и зажиточные горожане. Археологи находят признаки разрушения по всей Иудее, но уничтожено было не все. В сельской местности земледельцы не прекращали работы, а некоторые даже поклонялись Богу на развалинах храма (см.: 41:4,5). Иудея стала вавилонской провинцией с административным центром в Мицпе, к северу от Иерусалима. 25:15. Вино ярости. Образ вина, как чаши гнева и наказания, в Ветхом Завете встречается нередко ( Пс. 10:6; 74:9 ; Иер. 49:12; 51:17 ; Авв. 2:15,16 ). Это особенно ярко выражено в Ис. 51:17 , где «чаша ярости» ведет к опьянению, а не к смерти. Те, кого заставили выпить эту чашу, теряют контроль над собой и возможность защитить себя (ст. 27). Жизнь их становится бессмысленной. 25:19–26. География. Спектр географических названий охватывает весьма обширную территорию. Начиная с Египта на северо-востоке Африки, Иеремия перечисляет царей Уца (вероятно, Негева), филистимские города на побережье Средиземного моря, трансиорданские государства (Эдом, Моав, Аммон), снова возвращаясь в прибрежные районы на севере (Финикия). Кроме того, в перечень включаются Кипр и другие острова. Затем Иеремия перемещается на юг, через Аравию (Дедан, Фема и Буз). Он опускает Месопотамию (земли вавилонские) и следует на юго-запад Ирана (Элам и Мидия). Обзор завершается выражением «все царства земные». Все перечисленные здесь области были насильственно подчинены Навуходоносором. 25:26. «Сесах» и применение криптографии. «Сесах» – это зашифрованное обозначение Вавилона. Суть этой криптограммы в том, что буквы имени, идущие в алфавитном порядке в древнееврейском языке, заменяются буквами в обратном алфавитном порядке (см. также коммент. к 51:1). В английском варианте буква А может быть представлена буквой Z, буква В – буквой Y и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:15. Молоко и мед. Слово, переведенное как «молоко», в ассирийских и вавилонских текстах обозначает перетопленное жидкое масло, которое имеет более мягкий вкус и хранится лучше других молочных продуктов. Оно образуется в результате перетапливания, кипячения и процеживания коровьего масла. В сочетании с медом этот молочный продукт упоминается в ритуальных, медицинских и хозяйственных месопотамских текстах. Жидкое масло было одним из многочисленных ингредиентов приносимых богам возлияний. Медом обычно называли сироп из фиников или инжира. Дикий пчелиный мед тоже использовался, но пчеловодство еще не было развито. 7:16. Судьба обоих царей. Землей Факея было Северное израильское царство. В 733 г. до н. э. в результате ассирийского нашествия Израиль лишился большей части территории, сохранив за собой только столицу Самарию с окрестностями. Остальная территория была аннексирована и более 13 тыс. человек уведены в плен. Сам Факей был убит в результате заговора, который возглавил Осия, подстрекаемый ассирийцами (как явствует из надписей Тиглатпаласара) и ставший его преемником. Сторонник Ассирии, Осия платил дань Тиглатпаласару и принял статус его вассала. Он, вероятно, правил до окончательного падения Северного царства в 721 г. до н. э. – время, рассчитанное с учетом того, что различать добро и зло этот младенец начнет в возрасте лет тринадцати. Землей Рецина была Сирия со столицей в Дамаске. Арамейское царство было присоединено к Ассирии в 732 г., Дамаск пал, а Рецин был казнен. 7:17. Новоассирийское царство. Новоассирийское царство возникло вскоре после восшествия на престол Тиглатпаласара III в 745 г. до н. э.. Оно просуществовало до 612 г. до н. э., когда его столица, Ниневия, пала под натиском мидян и вавилонян. Несмотря на то что признаки упадка начали проявляться уже в 630 г., это означает, что господство Ассирии на Ближнем Востоке продолжалось более ста лет, причем какое-то время ей подчинялся даже Египет. Важнейшие ассирийские цари – Тиглатпаласар III, Салманасар V, Саргон II, Сеннахирим, Асархаддон и Ашшурбанипал – известны не только из библейского повествования, но и из многих других источников этого периода, в том числе из царских анналов, оставленных некоторыми из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:7. Земля Мадиамская. См. коммент. к Исх. 2и Чис. 22:4–7 . Аввакум предсказывает путь Небесного воителя, который сойдет со Своей святой горы, чтобы поразить вавилонян. Очевидно, это напугает, но не нанесет вреда жителям южных областей. 3:8. Борьба с реками и морем. В хананейской литературе из Угарита есть важный миф, посвященный борьбе Ваала с Йамму (морем) и его сподвижником Нахаром (рекой), которые представляют силы хаоса и разрушения. Аввакум ясно показывает, что гнев Яхве направлен не на этих мифологических противников, а на врагов Его народа (ст. 13). 3:9–11. Космические масштабы деятельности божественного воителя. Образ божественного воителя, который ведет свой народ к победе, ясно вырисовывается в библейском повествовании о завоевании Земли обетованной (см. коммент. к Нав. 2и 3:17). Он также появляется в надписи царя Меши на Моавитском камне и взят на вооружение пророками (см. коммент. к Иер. 32:21 ). Особенно ярко этот образ представлен в «Военной песни Господа» в Ис. 34 (см. коммент. к Ис. 34:4 ). Его можно сопоставить с образом божества в угаритском эпосе о Ваале, который «иссушает небеса» и голос которого в легенде об Акхате описывается как громоподобный и вызывающий излияние дождя. Кросс цитирует текст из Эль-Амарны, в котором зависимый от Египта правитель Тира Абимилки восхваляет Эхнатона, чей «воинственный клич на небе подобен гласу Адада, сотрясающему всю землю». В одном месопотамском плаче 1-го тыс. до н. э. используется язык, во многом напоминающий описание божественного суда у Аввакума, который говорит о грохочущих небесах, землетрясении, солнце, лежащем на горизонте, луне остановившей свое движение, и свирепых бурях, сметающих все на своем пути. Более подробная информация о движении небесных тел, связанных с войной, приводится в коммент. к Нав. 10:12,13 . Книга Пророка Софонии 1:1–13 Суд на Иудею 1:1. Хронология и родословие. Это надписание позволяет датировать книгу временем правления царя Иосии (640–609 гг. до н. э.). Поскольку Иосия вступил на престол маленьким мальчиком, управление государством осуществляли регенты из высшего священства и царедворцев вплоть до 622 г. до н. э. (см.: 4Цар. 22:1 ). Вследствие того, что в период, непосредственно предшествовавший плену и во время него, было несколько известных людей, носящих имя Софония, добавление краткой родословной позволяет уточнить, кому именно принадлежат данные пророчества (ср. аналогичную практику в текстах из Мари и в ассирийских анналах Асархаддона).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

614 В этом случае Рапсак не личное имя, а придворный титул, производное от вавилонских «рабу» — «великий, значительный, большой» и «саг» — «голова». Иосиф Флавий прочитал как собственные имена и два последующих титула, приведенные в Четвертой книге Царств (4Цар 18.17),— «Тартан» и «Рабсарис». Второе является производным от упомянутого выше «рабу» и «Шарри» — «царский», т.е.— «Великий царя». Первое, «тартан»,— библейская передача вавилонского придворного титула «тарденну» — главнокомандующий, второй после царя военный чин в государстве. 615 В славянском переводе Библии (4Цар 18.18) Иоах назван «дееписателем». 616 В библейском тексте — «трость». 617 В Четвертой книге Царств (4Цар 18.26) — не «по-сирийски», а «по-арамейски». 618 Это древнейший известный по письменным источникам пример пропаганды перед войсками противника. 619 Пелузий — город в Нижнем Египте, в восточной части дельты Нила, традиционные ворота в страну из Передней Азии. 620 Настоящее имя — Тахарка; его носили несколько эфиопских царей, но они жили на поколение позже. 621 Геродот. II, 141. 622 Имя этого бога у Геродота — Сетос, созвучно имени египетского бога Сета, бога пустыни, бури и войны. 623 В условиях Египта ассирийцы широко применяли подвластные им воинские контингенты из аравийских стран. 624 У Геродота Синахериб — «царь арабов и ассирийцев». 625 о Беросе см. выше I, 3, 6 с прим. Мышь у древних семитов была символом чумы. 626 В этом месте греческий текст испорчен и предложенный перевод ненадежен. (Перев.) 627 В 682 или 681 г. до н.э. Синахериб определил своим наследником Асархаддона, одного из своих младших сыновей. Немалую роль при этом сыграла царица Закуту, сирийка по происхождению, любимая жена царя, мать Асархаддона. 628 Это Адармелик (Адармелех) и Шарру-уцур (Шарецер); недовольные решением царя и отца лишить их прав на престол, они сначала мирно воздействовали на Синахериба, но, не без колебаний, тот им отказал, и пролилась кровь. 629 В Библии (4Цар 19.37, Ис 37.38), покушение свершилось в храме «Нисроха», т.е. Нинурты — бога успешной войны, отождествлявшегося с планетой Сатурн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Он приказал переписать великие произведения аккадской литературы, в которую входит и вавилонский эпос о сотворении мира; он распорядился составить словари и грамматики разных языков, на которых говорили в его огромной империи. Библиотека, которую он устроил в Ниневии, несомненно, была самой большой и самой значительной на Древнем Востоке. Без ее ценного собрания человечество лишилось бы очень многих знаний о мудрости и поэзии древних эпох стран «Плодородного Полумесяца». 404 Благодаря библиотеке Ашшурбанипала, мы познакомились не только с эпосом о Гильгамеше. 405 «Книги» Ашшурбанипала, то есть глиняные таблички из его собрания, раскрыли нам глубоко сокрытые тайны книги истории мира. И мы можем листать эту «книгу» и изучать страницу за страницей! Так «оказалось, что правители, города, войны и события, о которых раньше люди знали только из Ветхого Завета, действительно имели место в истории». 406 Все эти важные открытия дают нам информацию о странах, городах и народах Месопотамии, которые упоминаются в богодухновенных текстах Ветхого Завета. Если бы не было этих сведений Священного Писания, никто бы не стал проводить археологические раскопки на этой территории. Возможно, не было бы положено и начало этим раскопкам! Поэтому, как уже говорилось выше, имя Ашшурбанипала, пусть оно и не упоминается в Священном Писании, тем не менее связано с богодухновенным текстом. На другом холме Ниневии, Неби Юнус (то есть «пророк Иона»; это место так называется потому, что, по преданию, там находится могила пророка Ионы), был найден дворец Асардана (правил в 681–668 гг. до Р. X.), или Асархаддона. Но, так как на этом холме построен современный город, раскопки здесь не могут быть полномасштабными. Вместе с тем необходимы раскопки на всем пространстве развалин древней Ниневии, чтобы установить детали тех драматических событий, которые происходили, когда–то на этой территории. Во всяком случае, то, что до сего дня извлечено на свет, устраняет всякие сомнения относительно историчности и точности Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

34:12,13. Роль левитов. Все перечисленные здесь функции типичны для храмового персонала на древнем Ближнем Востоке. Более подробно о роли левитов см. в коммент. к 19:8–11. 34:14. Находка книги закона Господня. Находки древних документов во время ремонта или перестройки храма известны также в Египте и Месопотамии. В Египте древние свитки были найдены в каменной кладке стен, а в Месопотамии древние документы и стелы находили в фундаменте зданий. В древние времена надписи (напр., на кирпичах) использовались как посвящение здания богу. Они постепенно все больше входили в практику и обычно в специальной коробке помещались в фундамент строившегося храма или дворца. Это были надписи, описывающие военные успехи царя и его попечение о завершении строительства. Эти документы предназначались для предоставления информации царю, который в будущем мог предпринять попытку восстановления храма. Обычно эти послания надлежащим образом документировались. Известно, что Набонид, последний вавилонский царь (556–539 гг. до н. э.), был неутомим в поисках древних документов, спрятанных в домах. Шабака, египетский фараон, правивший с 700 г. до н. э., заявляет, что нашел забытый теологический текст о сотворении мира Птахом, который записан на плохо сохранившемся древнем папирусе. Он записал его на камне, и ныне текст известен под названием «Мемфисская теология». Книга Закона (или учение), вероятно, представляла собой документ, запечатанный как святыня в коробке, которую поместили в фундамент или в стену храма. С другой стороны, она могла быть обнаружена в архивах храма. Неясно, о каких именно книгах Ветхого Завета идет речь, но несомненно, что среди них, по крайней мере, была Книга Второзаконие. 34:22. Пророчицы. Известны, хотя и редко, пророчицы из Месопотамии. Тексты из Мари, Сирия, датируемые началом 2-го тыс. до н. э., предоставляют данные о пророках и пророчицах. Пророчицы, которые предсказывали будущее, известны во времена правления Асархаддона в Сирии. 34:22. Хранитель одежд. Один из служителей храма Ваала в Самарии носил такой же титул (см.: 4Цар. 10:22 ). В вавилонском тексте этого периода также упоминается должность хранителя одежд. Эти одежды представляли собой ритуальное облачение, предназначенное для богослужения (см.: Соф. 1:8 ). Но в указанных примерах одевать полагалось статую божества, стоявшую в храме, а в Иерусалимском храме этого делать не требовалось. Единственные одежды, которые могли там находиться, – это одежды священников. Они требовали постоянного ухода и заботы, чтобы не быть оскверненными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тиргак Тиргак (в егип. и в совр. литературе – Тахарка), сын Пианхи, был фараоном в 689–664 гг. до Р.Х. В 4Цар. 19:9 ; Ис. 37:9 сообщается, как ассир. царь Синаххериб ⇒ (Сеннахирим) получил известие о том, что Т. вышел сразиться с ним. При этом речь идет о воен. походе Синаххериба, предпринятом в 701 г. до Р.Х., в котором он разгромил объедин. войска египтян и эфиопов под Елтеке. В то время фараоном Египта был Шабака (714–700 гг. до Р.Х.), дядя Т. Возможно, Шабака доверил племяннику командование егип. войском, но не исключено также, что Т. до своего воцарения в Египте был царем Эфиопии. Когда Т. уже был фараоном, Египет подвергся нашествию ассирийцев. Вначале Т. удалось отразить нашествие ассир. царя ⇒ Асархаддона, но в 671 г. до Р.Х. Мемфис был взят ассир. войском, и Т. пришлось бежать в Нубию. Нижний Египет был присоединен к Ассирийскому царству, и туда были назначены 20 наместников. Но после того как Асархаддон вывел свои войска, Т. сумел вновь установить свою власть в Египте. В 669 г. до Р.Х. Асархаддон умер во время нового похода на Египет. Его сын Аснафар (Ашшурбанипал), победив Т., вновь назначил ассир. наместников. В 664 г. до Р.Х. Т. умер в Напате. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010