В Исх. 32глагол, образованный от того же корня, обозначает способ нанесения Десяти заповедей на каменные скрижали. 8:1,2. Официальный документ. Присутствие свидетелей указывает на составление официального документа. Некоторые исследователи полагают (на основании ст. 3), что здесь имеет место составление брачного соглашения, однако особое внимание, уделенное в этом разделе начертанию имени, позволяет думать, что речь идет о церемонии наречения. 8:3. Пророчица. Титул «пророчица» никогда не относится к жене пророка, но всегда к женщине-пророку. Хотя мы не должны сомневаться, что эта пророчица была женой Исайи, она, несомненно, была профессионалом в области пророчества. Пророчицы, хотя и редко, но встречались в Месопотамии. В текстах из Мари (Сирия), датируемых началом 2-го тыс. до н. э., упоминаются и мужчины и женщины, которые были пророками. Известны также женщины, которые выступали как пророчицы во времена правления ассирийского царя Асархаддона. Женщины-пророчицы выполняли те же функции, что и пророки-мужчины. 8:3. Значащие имена. См. коммент. к 7:14. 8:4. Разорение Дамаска и Самарии. Богатства Дамаска были разграблены при завоевании города в 732 г. до н. э. Гораздо труднее определить, когда произошло разфабление Самарии. В 4Цар. 17говорится, что Осия платил дань Салманасару, но это не рассматривается как разорение Самарии. Скорее всего, она была разграблена во время своего падения в 721 г. до н. э. 8:6. Воды Силоама. Тоннель Езекии в то время еще не был построен. Воды источника Гион (в Кедронской долине, к востоку от Иерусалима) доставлялись в водоем, расположенный в юго-западной оконечности города, по акведуку. Этот акведук известен как Силоамский канал, а в библейские времена его иногда называли Селах. 8:6. Рецин. См. коммент. к 7:1. 8:7. Воды бурные и большие. Эта метафора встречается уже в аккадской легенде о Нарам-Сине (начало 2-го тыс. до н. э.), в которой нашествие врага уподобляется наводнению, заставляющему реки выйти из берегов и разрушающему города. 8:8.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:9. Царь на молодом осле. В древности на Ближнем Востоке царь обычно ездил на муле (см. коммент. к 3Цар. 1:33 ), но здесь говорится об обыкновенном осле. Хотя в аккадских текстах упоминается царь, сидящий верхом на осле, это не означает, что осел был предназначен для царской верховой езды. Слово, переведенное как «молодой осел», то же, что и в Суд. 10:4 , где говорится об ослах для сыновей судей. Использование для верховой езды осла скорее связано с уничижением, чем с царским величием. 9:10. Бранный лук. В ассирийских текстах VII в. до н. э. (время царствования Асархаддона) победа описывается фразой, гласящей, что божество сокрушает лук врага. В данном отрывке это действие, по-видимому, предотвращает будущее сражение. В других библейских текстах то же понятие выражается в перековке мечей на орала (см. коммент. к Ис. 2:4 ). 9:10. От моря до моря. Судя по контексту, здесь речь идет не о конкретных морях, например Средиземном или Мертвом, а о мировом океане, который омывает все обитаемые земли. 9:10. От реки и до концов земли. Когда слово «река», как здесь, употребляется с определенным артиклем, то это обычно Евфрат. В аккадской литературе великая космическая река известна как apsu и может служить противопоставлением концам земли. «Концы земли» указывают здесь на наиболее отдаленные места. 9:13. Греция в начале V в. до н. э. Здесь Греция представлена Ионией, областью на западном побережье Турции и на островах Эгейского моря. Ионийские греки поселились в этом регионе перед началом 1-го тыс. до н. э. В VIII в. до н. э. между ними, как свидетельствуют имеющиеся данные, и ассирийцами существовали контакты. Во времена Захарии греки были вовлечены в войну с Персией (см. коммент. к Есф. 2:1 ). 9:14. Божественный воитель. Этот мотив связан с изображением божества, принимающего участие в сражении и побеждающего богов своих врагов. В Ассирии Нергал был царем сражения, а Иштар считалась богиней войны. Божественными воителями были хананейский Ваал и вавилонский Мардук. В представлении людей война рассматривалась как битва богов. Более сильный бог одерживал победу в битве, независимо от силы или слабости ее участников. Гром и молния неизменно сопровождали присутствие бога, особенно в сражении. И в шумерском мифе «Возвышение Инанны», и в хеттских мифах о боге бури, и в аккадской и угаритской мифологии – повсюду боги поражают своих врагов громом и молниями. Ваал изображается с пригоршней молний в руке. Метафора грома используется в риторике хеттских и ассирийских царей, которые изображают себя вершителями воли богов, поражающими тех, кто нарушает договор или стоит на пути имперских завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Раскопки Гезера (Gezer) в 1969 г. обнажили мощный слой пепла, который закрывал большую часть холма. При просеивании пепла попадались мелкие артефакты материальной культуры евреев, египтян и филистимлян. Очевидно, все три культуры смешались здесь в одно и то же время. По этому поводу археологи терялись в догадках, пока не осознали, что Библия в точности сообщает им, с чем они столкнулись. «Фараон, царь Египетский, пришёл и взял Газер, и сжёг его огнём, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой» ( 3Цар. 9:16 ). Ассирийское вторжение. Много сведений об ассирийцах было получено после находки 26 000 табличек во дворце Ашшурбанипала, сына Асархаддона, который взял в плен Северное, Израильское царство в 722 г. до Р. Х. Эти таблички рассказывают о многих завоеваниях Ассирийской империи и с благоговением описывают жестокие и страшные кары, грозящие тем, кто ей противостоит. Есть несколько записей, подтверждающих точность библейского рассказа. Каждое из упоминаний в Ветхом Завете ассирийских царей оказалось правильным. Даже в случае Саргона, который какое-то время не был известен историкам – после обнаружения и раскопок его дворца там оказалась стена с изображением битвы, упомянутой в главе Ис. 20 . Так называемый «Чёрный обелиск» Салманасара принёс нам новые данные о библейских исторических фигурах, поскольку имеет изображение того, как Ииуй (или его представитель) кланяется царю Ассирии. В числе самых интересных находок – запись Сеннахирима об осаде Иерусалима. Тысячи его людей погибли, а остальные были рассеяны, когда он попытался взять город, и, как и предсказывал Исаия, он не смог овладеть Иерусалимом ( Ис. 37 ). Не имея возможности в данном случае хвастать великой победой, Сеннахирим изыскал способ показать себя с выгодной стороны, не признавая своё поражение: Что касается Езекии, еврея, он не покорился моему ярму. Я осадил 46 его укреплённых городов, крепостей и без числа малых деревенек в их окрестностях [...] Я увёл из них 200 150 человек, старых и малых, мужчин и женщин, бессчётное множество лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупного и мелкого скота, считая [их] своей добычей. Его самого я сделал пленником в Иерусалиме, его царской резиденции, запер, как птицу в клетке (Pritchard, 288).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

слово . 1401 МТ: младенец родился нам, сын дан В LXX κα δθη μν дан Вследствие сходства и могло произойти выпадение союза «и» (). Между тем наличие этого союза выделяет слово «Сын» и создает сплетение двух фраз, которое мы попытались передать с помощью знаков тире. В развернутом виде эта композиция выглядит так: «Ибо Отрок родился нам и дался нам: Сын, которого власть легла на плечо его». Тем самым в явлении Отрока выделяются два аспекта: он и рожден, и дан – очевидно – свыше. 1402 Выделение слова «Сын» (см. предыдущее прим.) делает его первым в ряду определений того, кем является этот Отрок. В тексте не уточнено, чей это Сын; следовательно, это вообще наследник – Давида, Иакова и, может быть, еще выше по родословной. 1403 МТ: стала власть на раменах Текст LXX отличается начальным ο 1404 Сравнение этого статуса с образом кумранского Учителя праведности см.: Van der Kooji A. Wie heißt der Messias? Zu Jes 9,5 in den alten griechischen Versionen//Vergegenwärtigung des Alten Testaments. Beiträge zur biblischen Hermeneutik. Göttingen, 2002. S. 160–163. 1405 Слово (от глг. употребляется в таком значении, напр.: чистоте рук моих наградит ( Пс 17:21 ). Но в этом случае он читается как вор, а не как вар. Последним выражается прилагательное, напр.: ( Пс 24:4,71:3 ). Таким образом, при подобном понимании слова точным пер. будет: «Почтите чистого». 1406 Еще один вариант – у Лютера, уклонившегося в реконструкцию: küsst seine füsse ( ), которая не кажется убедительной, хотя она и была популярной в истории протестантских пер. Повторяется она и в пер. РБО («целуйте стопы Его»). Трудно было бы, защищая эту реконструкцию, объяснить причину замены такого количества букв. 1407 Комментаторы NET ссылаются на фразеологию вассальных клятв эпохи Асархаддона, включающих понятие «чистоты» в смысле «искренности», а также на употребление (целования) в метонимическом значении клятвы ( 1Цар 10:1 ; Ос 13:2 ) и наличие в некоторых текстах Библии ( Пс. 24:4; 73:1 ) прилагательного которое в данном случае используется в значении наречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

В Месопотамии арамейство уже давно было господствующим элементом, но и в собственной Ассирии оно успешно разлагало туземное население. Перевозка каменного колосса в Ассирии При Салманасаре V даже в Калахе официальные пометки делаются на двух языках, а потом оказалось достаточно и одного арамейского. Отсюда понятно быстрое исчезновение Ассирии, когда орды северных варваров смели ее государство, а обездоленный народ, уже давно потерявший от численного перевеса арамеев свой язык, не интересовался ниневийским чиновничеством. Видя недостаточность принимаемых мер, Асархаддон, а за ним Ассурбанипал начали осуществлять новый план сплочения государства, план более радикальный и как бы стремившийся превратить все завоеванные области в одну большую Ассирию. Они начинают переименовывать древние славные города, давая им ассирийские имена, даже в Финикии и Египте, давая и туземным царькам ассирийские наименования. Однако, и при этой радикальной мере не вполне была окончательно забыта старая, осужденная историей система оставления на местах вассальных туземных династий, при условии контроля со стороны ассирийского наместника и исправного платежа дани. Последнее было обременительно для обессиленной страны; при дворах царьков образовывались партии крайних патриотов, желавших избавиться от ига и искавших опоры в соседних великих державах: Египте, Эламе, Урарту, халдеях. Победа этих партий над голосами благоразумия, убеждавшими хранить покорность, была сигналом к восстанию и, при слабости Египта и Элама, окончательному порабощению страны Ассирией. Примеры можно видеть в библейской истории. Страна обращалась в провинцию, жители частью уводились в плен (главным образом партия, противная Ассирии, причем бывали жестокие казни), на место царя высылался наместник «шакну» или «бель-пихати», облеченный гражданской и военной властью и обязанный поставлять дань из доходов провинции, часть которых шла на его штат чиновников, войско и прочие потребности управления. Не забывал он, конечно, и себя, тем более, что, при условиях восточного деспотизма и при придворных интригах, его собственная участь не была обеспечена. Если вместе с Джонсом и Шифлером считать документы из Канну в Месопотамии принадлежащими переселенным 10-коленным израильтянам, то положение их было не худо – они составляли правильно организованную колонию, продолжали чтить своего бога, некоторые достигли даже придворных должностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В это время произошли новые осложнения на западе. Благодаря затруднениям Синахериба в Вавилоне, Езекия и северо-арабские царьки снова оказались под влиянием египетского фараона. Тахарка только что вступил на престол, и его энергия подавала надежды. К тому же и чувство самосохранения должно было проснуться: Синахериб несомненно лелеял планы покорения Египта. Во всяком случае, около 690 г. мы видим его, после покорения арабского племени Адуму, опять у стен Иерусалима. Приближение Тахарки и мор в собственном лагере заставили его уйти и, отказавшись от грандиозных предприятий, заняться более настоятельными делами – Вавилоном. Союзника Мушезиб-Мардука, Умманменану поразил удар; эламиты отказались помогать Вавилону. Предоставленный самому себе, Мушезиб-Мардук, конечно, не мог противостоять Синахерибу. Вавилон был взят и его постигла страшная кара. Ассирийский царь, чуждый уважения к традициям и равнодушный к религии, враг жрецов и ставивший выше всего государственные соображения настоящего, решился на неслыханную меру – совершенное уничтожение Вавилона. Храмы были разрушены, идолы частью разбиты, частью увезены в Ниневию, каналы засыпаны, чтобы местность превратилась в болото. Такой радикальной мерой Синахериб думал раз навсегда покончить с вопросом о Вавилонском царстве и халдейско-эламских притязаниях и вмешательствах. Все последующие 8 лет вавилонская хроника отмечает отсутствие царя. Однако, такая расправа оттолкнула от Синахериба даже многих из благочестивых ассириян и в его собственном семействе не нашла сочувствия. Сын его Асархаддон, назначенный наместником Вавилонии, уже стал отстраивать город, когда в 681 г. Синахериб был убит, по библии, своими сыновьями Адрамелехом и Шарезером во время молитвы в доме своего бога Ницроха. По данным клинописи и Беросу убийцей был действительно сын, повидимому старший, Арад-Белит, обиженный предпочтением, оказанным его брату Асархаддону. Думают, что Шарезер – вельможа и эпоним 681 г. Набу-шар-уссур, сообщник преступления, и что Ницрох – исковерканное евреями имя Мардука. Так погиб этот свирепый деспот, не остановившийся даже перед разгромом священного города и культурного центра Азии. Ему нельзя отказать ни в энергии, ни в широте замысла, ни в последовательности политики, но он переоценивал свои силы: история и действительность были сильнее его, его предприятия не имели успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ассирийские войны вызвали еще один ряд литературных произведений – оракулы и вопрошения солнечного божества. Первые влагались в уста богу для ободрения войска, отправлявшегося в поход, напр.: «Лук Элама я сокрушу, а твой укреплю; твоему оружию я дам крепость против всех врагов». До нас дошли вопрошения бога солнца от царей, особенно благочестивых и преданных жрецам – Асархаддона и Ассурбанипала, делавшиеся во всех выдающихся случаях, даже при определении на службу чиновников: жрецы таким образом получили влияние даже на выбор царем своих приближенных. Эти тексты имеют для историка большую важность. Напр.: «Царь Урарту или жители Гимирри двинутся к битве, войне и бою, чтобы убивать, чтобы грабить и брать добычу, к земле Шуприа, к г. Буму или к г. Куллимури или к другим укрепленным городам Шуприи, чтобы убивать, чтобы убить, чтобы грабить, что можно грабить, чтобы брать в добычу, что попадется, из укрепленных местностей Шуприи и уводить к себе много, или мало. Ты, великое божество, знаешь это. Повелено или определено это устами твоего великого божества, о Шамаш, великий бог? Узнаем ли мы и услышим ли об этом?» Вообще эти вопрошения имели стереотипную форму. Начинаясь с обычного: «О Шамаш, великий владыка, ответь мне надежным изречением на все, о чем я тебя вопрошаю», они содержали в себе ряд вопросов, на которые желательно получить ответ в определенный срок, затем ряд просьб, потом опять вопросы более кратко, потом предзнаменования и заключительную молитву. Кроме того, есть еще оракулы, обращенные к царю от лица Истар арбельской и других богов. Эти оракулы давались жрицами и стояли в связи с гаданиями по внутренностям животных. Они также касаются политики, войн и царского дома. Начинаются большею частью: «Я – Истар арбельская (или «воля Истар арбельской») к Асархаддону, царю Ассирии». Далее следует или простое обещание в одной фразе, или обращение. В одном вопрошении Истар арбельской Ассурбанипал подражает Гильгамешу, «искавшему жизни», и употребляет выражения, напоминающие его беседу с нимфой или с Утнапиштимом, напр: «Я жду от тебя подаяния жизни, посему я и бегу чрез пустыни, перехожу чрез реки и моря, чрез горы и высоты; меня сокрушают страдания и скорби; они поразили мой прекрасный образ»... Это свидетельствует о распространенности и влиянии эпоса в ассирийское время. За знакомство с ним говорит также существование omina (предзнаменований) для гадания по подвигам Гильгамеша.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Рамет эль-Амлех (Ramet el- " Amleh), у современного Хеврона, славится своими виноградниками и расположен близ вади. 1:26–46 Неповиновение народа 1:28. Сыны Енаковы. Потомки Енака удостаиваются особого упоминания в Чис. 13:23,29 . Судя по именам, это были хурриты (библейские «хорреи»; см. коммент. к Втор. 2 ). Потомки Енака отличались высоким ростом ( Чис. 13:33 ; Втор. 2:10,11 ; 2Цар. 21:18–22 ). В других источниках они не упоминаются, хотя в египетском письме на папирусе Анастаси I (XIII в. до н. э.) описаны могучие воины из Ханаана ростом от семи до девяти футов. В Tell es-Sáideyeh, в Трансиордании, найдены два женских скелета ростом около 7 футов, датируемые XII в. до н. э. 1:44. От Сеира до Хормы. Принято считать, что Сеиром называлась горная местность в центральном Эдоме (с вершинами, достигающими более 5 тыс. футов) между вади эл-Хувайр (al-Ghuwayr) на севере и Рас эн-Накб (en-Naqb) на юге. Селение Хорма, расположенное в 7,5 милях к востоку от Беэршивы, отождествляют с Телль-Масос (Tell Masos, Khirbet el-Meshash). Путь от Сеира до Хормы лежит в северо-западном направлении и составляет около 50 миль. 1:46. Кадес. Кадес обычно идентифицируют с оазисом Айн эль-Кудейрат ( " Ain el-Qudeirat), расположенным примерно в 50 милях к югу от Беэршивы и наиболее богатым водой в этом регионе. Археологических остатков, относящихся к этому периоду, здесь не сохранилось, но на протяжении долгого времени этот оазис служил перевалочным пунктом для кочевников и бедуинов, а большое количество «негевской» керамики, датируемой этим периодом, подтверждает вероятность пребывания здесь израильтян.   Завет и древние ближневосточные договоры Археологи нашли большое количество договоров 2-го и 1-го тыс. до н. э., заключенных между государствами и их вассалами. Основную массу документов 2-го тыс. до н. э. составляют хеттские договоры с различными народами, а образцы договоров 1-го тыс. до н. э. относятся ко времени правления ассирийских царей Асархаддона и Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Форма этих договоров обнаруживает удивительное сходство с формой целого ряда библейских материалов, посвященных завету Израиля с Богом, особенно в Книге Второзаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:42. Бог предков. Использованное Иаковом выражение «Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака» передает дух родства, основанного на поклонении членов этого племени божеству предков (см.: 28:12; Исх. 3:6; 4:5 ). Выражение «страх Исаака» встречается только в Книге Бытие и, возможно, представляет прозвище Бога-покровителя, равно как и скрытую угрозу против любых насильственных действий со стороны Лавана (см.: 31:29). Воззвание к божественному покровителю «Ашшур, бог твоих отцов» встречается также в староассирийских текстах (начало 2-го тыс. до н. э.). 31:45–53. Камень как свидетель. Сообщения об использовании груды камней в качестве пограничного знака, памятника или свидетельства завета неоднократно встречаются в библейском тексте (см.: 28:18; 35:20; Нав. 24:27 ). В хананейской религии столбы воздвигались в честь богов и считались местом их обитания (см.: Втор. 16:21,22 ; 3Цар. 14:23 ). Воздвижение и наименование двух подобных сооружений свидетельствует о том, что здесь был исполнен ритуал, в котором бог(и) каждой из сторон призывались свидетельствовать о заключении союза и обеспечивать соблюдение его условий. Возможная параллель – столбы Иахин и Воаз, установленные перед храмом Соломона в Иерусалиме ( 3Цар. 7:15–22 ). 31:48–53. Характер договора. Договор между Иаковом и Лаваном был заключен в полном соответствии с правилами, зафиксированными в древних ближневосточных документах о мирных соглашениях (напр., в ассирийских вассальных договорах Асархаддона VII в. до н. э. или в договоре Рамсеса II и Хаттусили III, XIII в. до н. э.): боги каждой из сторон были призваны в свидетели, затем были оглашены условия договора и в заключение было совершено жертвоприношение и устроена ритуальная трапеза. Хотя единственное требование, выдвинутое Лаваном, касалось того, чтобы Иаков не брал новых жен, воздвижение столбов ясно показывает, что это был еще и договор о границах и что отныне принадлежащая каждому из них территория была определена. Параллели запрету на заключение новых браков содержатся в правовых документах из Нузи (XV в. до н. э.). Смысл этого требования заключался в том, чтобы защитить права и статус существующей жены (жен), особенно в том случае, когда родственники жены проживали в отдалении и не могли обеспечить ей справедливое и достойное обращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Подобные столбы, обнаруженные в раскопках Газера и Асора, украшены резными изображениями воздетых рук или символами определенного божества. 26:1. Идолы. На древнем Ближнем Востоке идолы принимали самые разнообразные формы и размеры. Их вырезали из дерева или высекали из камня, а затем отливали в золоте, серебре или бронзе (см.: Ис. 40:19,20 ). Будучи в основном человекоподобными (за исключением Египта, где в статуях богов сочетались черты человека и животного), идолы имели характерные, даже стандартизованные позы, одежду и прически. Идол не был божеством, но считалось, что божество вселяется в идола и проявляет через него свое присутствие и волю. Археологи обнаружили очень мало статуй в натуральную величину, но многочисленные описания в тексте позволяют составить о них наглядное представление. 26:3–45. Благословения и наказания в формулировках договора. Типичная особенность древних ближневосточных кодексов и договоров – добавление раздела благословений и проклятий (см.: Втор. 28 ; кодекс Хаммурапи [XVIII в. до н.э.]; договор Асархаддона (680–669 гг. до н. э.]; договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III [XIII в. до н. э.)). Характерно, что проклятия значительно превосходят благословения, и, как и в данном случае, располагаются в порядке возрастающей суровости. В основе всех этих положений скрывается стремление обеспечить исполнение закона или условий договора божественным авторитетом. Благодаря этому стороны чувствовали большую ответственность, чем, если бы надеялись только на сознательность своего народа или соседей. 26:4,5. Значение плодородия. Выживание народа зависело только от неистощимой продуктивности земли. Поэтому плодородие почвы, дожди и виды на урожай полей и виноградников были предметом постоянной заботы. Многие боги древнего Ближнего Востока были связаны с дождями, плодородием и временами года. Включение плодородия в перечень благословений повторяет здесь обетование завета о даровании земли и потомства (т. е. собственной земли и плодородия, чтобы обеспечить существование всех последующих поколений).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010