Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Асархаддон (Асардан) Асархаддон (Асардан) [ «(Бог) Ассур дал брата» ], любимый, но не старший, сын ассир. царя Сеннахирима, самый способный из его сыновей. Предпочтение, оказываемое А. отцом, так разозлило его братьев Адрамелеха и Шарецера, что они убили Сеннахирима, когда А. не было в Ниневии, т.к. он принимал участие в воен. походе. По возвращении из похода А. одержал победу над братьями, которые вынуждены были бежать в Армению (⇒ Арарат ; 4Цар 19 и след.; Ис 37:37 и след.). А. царствовал в 681–669 гг. до Р.Х. Он был выдающимся полководцем и политиком, могуществ. властителем Ассирии. В первый год своего царствования А. разбил в юж. Вавилонии сына халдея ⇒ Меродаха Валадана, врага Сеннахирима. Затем он отстроил Вавилон, разруш. его отцом, и восстановил в нем храм Мардука, восславив это деяние в сделанных по его приказу надписях. А. сражался с киммерийцами (⇒ Гомер ), вторгшимися в Ассирию с севера, совершил успешные походы в Киликию и Сирию. В 676 г. до Р.Х. он завоевал и разрушил Сидон. В результате успешных войн ему покорились 10 народов на Кипре и 12 – на материке; среди прочих побежденных царей был и Манассия ( 2Пар. 33:11 ), который упоминается в одной из надписей как «Манассия, царь иудейский». В условиях договоров с вассалами А. обязывал их признать верховного бога ассирийцев Ашшура. В период правления А. в Самарию были переселены чужеземные колонисты ( 1Езд. 4:2 ). Затем А. обратился против Египта. Фараону Тахарке (Тиргаку) удалось отбить первое нападение, но когда в 671 г. до Р.Х. А. вновь обрушился на эту страну, войско фараона было разбито, а столица Мемфис – осаждена, взята, разрушена и сожжена за полдня. Тахарка бежал в Эфиопию. А. присоединил к своему царству Нижний Египет, назначив над ним 20 сатрапов, и первым из ассирийцев принял титул «Царь царей Египта». После смерти А. власть унаследовал его сын ⇒ Ашшурбанапал (библ. Аснафар). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Возможно, это кажется невероятным, но это правда. Археология помогла узнать, каков был внешний вид Сеннахирима. По барельефам, найденным во дворце, удалось сделать заключение, что Сеннахирим был крепким человеком с большим носом, аккуратно подстриженными волосами и длинной бородой. Жители северного Ирака и сейчас выглядят примерно так же. 396 Ветхий Завет в книге пророка Исаии рассказывает о конце царствования Сеннахирима. После смерти 185 тысяч ассирийцев, которых убил ангел Господень у стен Иерусалима ( 4Цар. 19, 35 ), Сеннахирим прекратил осаду этого города, вернулся в Ниневию и остановился там. Но, когда он молился в храме бога Насараха (Нисроха), покровителя его отцовского дома, двое его сыновей, Адрамелех и Сарасар (Шарецер), убили его, а сами скрылись в Армении. Трон унаследовал его третий сын, Асардан ( Ис. 37, 38 ). Священное Писание говорит об этом кратко, объективно и беспристрастно. Клинописные таблички рассказывают об убийстве Сеннахирима также в общих чертах. Кэмпбел Томпсон нашел на холме Куюнджик (в Ниневии) «призму» Асардана, на которой есть надпись: «После того, как мои братья потеряли рассудок и совершили то, что было грехом перед богами и людьми» и т. д... Сообщение о событии дается очень сжато. 397 Кроме того, Асардан (или Асархаддон) пишет о тех неспокойных днях в Ниневии: «Коварная мысль руководила моими братьями (...). Они восстали. И, чтобы воспользоваться царской властью, убили Сенаххериба (Сеннахирима). Как лев, от ярости вознегодовала моя душа (...). Те, узурпаторы трона (...), скрылись в неизвестной стране». Я же пошел и «благополучно достиг Ниневии. Радостный, я воссел на престол отца моего (...). Я – Асархаддон (то есть Асардан), царь вселенной, царь Ассирии (...) сын Сеннахирима». 398 Развалины Ниневии полностью подтверждают тот факт, что после стремительного штурма она была уничтожена пожаром, об этом событии повествует и пророк Наум: «Где есть виталище львов и пажить сущая лъвичищем; камо иде лев, еже влезти тамо львичищу, и не бяше устрашающаго. Лев восхити довольная львичищем своим, и удави львицам своим, и наполни ловитвы гнездо свое и виталище свое похищения?» ( Наум 2, 11–12 ). В самом деле в Ниневии были собраны сказочные богатства. Главной темой надписей, найденных в ее развалинах, было количество золота, серебра и меди, которые привозили в Ниневию покоренные ею города. Се, Аз на тя, глаголет Господь Вседержитель, и пожгу дымом множество твое, и львы твоя пояст оружие, и потреблю от земли ловитву твою, и не услышатся ктому дела твоя ( Наум. 2, 13 ). Действительно, Бог Вседержитель был главным разрушителем Ниневии, великого города!.. Военная техника ее сгорела, превратилась в дым и пепел! И все, что связано с этим многошумным городом, было покрыто гробовым молчанием!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Рационалистам этот эпизод кажется невероятным. Но археология предоставила убедительные доказательства этого благодаря шестигранной глиняной призме (см. выше), которую нашел на месте древней Ниневии английский консул в Басре Тэйлор. Эта призма, которую называют «цилиндром Тэйлора», датируется 686 г. до Р. X. и содержит рассказ летописцев Сеннахирима о покорении сорока шести палестинских городов. Но когда они приступают к описанию похода Сеннахирима на Иерусалим, то избегают говорить о захвате Иерусалима и о пленении Езекии. Хотя этот текст полон хвастовства и само превозношения Сеннахирима, однако, когда речь заходит о Иерусалиме и Езекии, то это высокомерное повествование становится необыкновенно скудным и кратким! Там написано: «Что касается Езекии, то его я запер в Иерусалиме, в его царской резиденции, как птицу в клетке. Вокруг я сделал укрепления и окружил его, чтобы убивать тех, кто выходит из ворот города». 367 Поскольку Сеннахириму не удалось захватить Иерусалим (как сообщает Ветхий Завет), он замалчивает о своем неожиданном, сокрушительном поражении. Когда абсолютные монархи и самодержцы, к которым относился и Сеннахирим, вели несправедливые захватнические войны, то старались не сообщать о собственных потерях. Поэтому и Сеннахирим просто говорит о том, что запер Езекию, «как птицу в клетке». На самом деле Езекия находился в полной безопасности в своей «клетке»! Кроме того, ассирийские летописцы не сообщают, почему Сеннахирим вернулся обратно в Ассирию, 368 но Ветхий Завет позволяет нам понять, почему. Сеннахирим возвратился, потому что потерял под стенами Иерусалима сто восемьдесят пять тысяч воинов! Ветхий Завет также сообщает о смерти Сеннахирима. Когда этот ассирийский монарх, гордец и хулитель истинного Бога, поклонялся в храме своего бога Несераха (евр. текст и рус. перевод – «Нисроха». – Прим, ред.), двое его сыновей, Адрамелех и Сарасар (евр. текст и рус. перевод – «Шарецер». – Прим, ред.), убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. После Сеннахирима воцарился сын его Асардан ( 4Цар. 19, 37 . Ис. 37, 38 ). То же самое сообщают и ассирийские хроники. Асардан (Асархаддон) говорит об этих тревожных днях: «В благоприятный день месяца нисана я торжественно вошел в царский дворец – место, полное ужаса, в котором пребывает судьба царей. Твердое решение управляло моими братьями. Они отвергли богов и обратились к жестоким делам, составив заговор (...). Чтобы получить царскую власть, они убили Сеннахирима, своего отца (...). Эти узурпаторы трона убежали в неизвестную страну (...). Я радостно воссел на престол отца моего (...). Я – Ассархаддон (то есть Асардан), царь вселенной, царь Ассирии (...), сын Синаххериба (Сеннахирима)». 369 Об убийстве Сеннахирима говорится и в другом ассирийском тексте внука Сеннахирима. 370

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

37 Ангел Господень. Иерусалим был спасен вмешательством сверхъестественной силы. Ср. Исх. 12,12 . 37 в доме. Смерть Сеннахирима в доме Нисроха, по мысли Исаии, противостоит жизни, обретенной Езекией в Доме Божием (ст. 1). убили его мечом. Двадцать лет спустя после осады Иерусалима, в 681 г. до Р.Х., Сеннахирим принял смерть от рук собственных сыновей. в землю Араратскую. В горные области Урарту. Асардан. Исаия говорит об Асархаддоне, правившем Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х. Глава 38 38:1–22 Болезнь Езекии. 38 В те дни. Описываемые события могли происходить как во время осады Иерусалима (701 г. до Р.Х.), так и после нее. По мнению некоторых толкователей, Езекия скончался в 686 г. до Р.Х., а его болезнь, о которой рассказывает пророк, относится к началу самостоятельного правления царя, а именно к 711 г. до Р.Х. (см. ком. 36,1). сделай завещание... умрешь. Езекия готовит передачу царства преемнику (ср. 3Цар. 2,1–9 ). 38 молился. Во второй молитве (ср. 37,14–20) царь говорит о своей верности Всевышнему. 38 вспомни... делал угодное. См. 33,14–16. верно. См. 10,20. заплакал... сильно. Езекии суждено было прожить еще пятнадцать лет (ст. 5). Когда же он умер, его преемнику, Манассии, было всего двенадцать лет ( 2Цар. 20,21 21,1); таким образом, можно утверждать, что в момент описываемых событий у Езекии еще не было наследника. 38 знамение. См. ком. к 7,11.14. 38 возвращу назад. Эти слова говорят о чудесной отсрочке смерти Езекии. по ступеням Ахазовым. Ахаз отказался поверить знамению Божию (см. ком. к 7,11). 38 дней моих... лет моих. В этих словах отразились страдания, причиняемые болезнью, и страх смерти, терзающий царя. во врата преисподней. См. ком. к 5,14. 38 не увижу я Господа... человека. Смерть означает для Езекии его отторжение от «земли живущих», на которой обитают люди и Господь царит в Своем храме (ср. ст. 18,19.20 и ком.). 38 жилище мое снимается с места... Ты пошлешь мне кончину. Для того чтобы выразить мучительное чувство скоротечности жизни, Езекия прибегает ко множеству метафор, в которых Господь предстает как бы противником царя (ср. Пс. 22; 32,3.4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И встали поутру, и вот, все тела мёртвые. И отступил, и пошёл, и возвратился Сеннахерим, царь Ассирийский…» – Ис. 37:36–37 ). Внезапно начавшаяся в ассирийском войске эпидемия помешала Сеннахериму предпринять штурм города. Именно эти события упоминает Палея, воспроизводя библейский рассказ о поражении 185 тыс. ассирийских воинов Ангелом Господним (ср.: 4 Цар. 19:35–36 ). Несмотря на это, Езекия выплатил огромную дань – 150 кг. золота и 9 т. (по данным Библии) или даже 24 т. (по ассирийским источникам) серебра, не считая всякого другого добра. Сеннахерим всё-таки не смог до конца затушить тлеющие очаги сопротивления ни в Иудее, ни в Вавилоне. Конец жизни он провёл в Ниневии, благоустройству которой уделял много внимания. Здесь Сеннахерим провёл акведук, распорядился проложить прямые улицы, разбил необычайный сад, в котором наряду с различными необыкновенными растениями возделывали хлопчатник. На воротах дворца Сеннахерима, ныне хранящихся в Британском музее, были написаны истории его войн. Недовольство в придворных кругах и в среде оппозиционных группировок Вавилонии вызвало назначение Сеннахеримом своего сына от сириянки Асархаддона вавилонским правителем, в результате чего был составлен заговор при участии двух других сыновей Сеннахерима. Он был убит своими сыновьями Адрамелехом и Шарецером во время молитвы ( Ис. 37:38 ) в храме бога Нисроха в январе 680 г. до Р. Х.; ему наследовал сын Асардан (см.: ВИ. Т. I. С. 550–551). 426 Мотив превосходства язычников перед иудеями в деле вселенского распространения христианской веры. Этот мотив неоднократно повторяется на страницах Палеи, а также является отличительным идейным признаком таких произведений, как «Слово о законе и благодати» Илариона и апокрифическое «Сказание Афродитиана». 428 Основополагающее для толковых разделов Палеи противопоставление Закона и Благодати как образных символов Ветхого и Нового Заветов, иудейства и христианства. В том же полемическом ключе противопоставляются иудаизм и христианство в творчестве митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Лэйярд предложил заказчику произвести все земляные работы за свой счёт, но при условии, что всё найденное будет принадлежать ему. Через несколько дней рабочие наткнулись на стену какого-то помещения, расписанную алебастровыми плитами. Когда позже станет возможным читать клинопись, Лэйярд узнает, что обнаруженные им надписи в «Ионовом» холме были сделаны Синаххерибом и Асархаддоном (библ. Асардан). Однако враждебность местного населения вынудила прекратить дальнейшие раскопки. И до нашего времени ещё никому не удалось раскопать этот холм, который мусульмане считают священным. Основная часть руин древней Ниневии была раскопана Лэйярдом на глубине 6–10 метров. Наибольшая длина раскопок достигала 220 метров, а ширина – 180 метров. Им было найдено около 3 тыс. метров горизонтальных рельефных изображений, 27 порталов, украшенных колоссальными по размеру фигурами крылатых сфинксов. В 71 покое дворца Синаххериба, обследованном Лэйярдом при его второй экспедиции, было расчищено более двух тысяч плит с рельефами и 10 гигантских крылатых изваяний – хранителей врат. Несмотря на успех и обилие археологических находок в холме Куюнджик, Генри Лэйярд вынужден был прекратить раскопки, передав руководство ими Ормузду Рассаму. Он был серьёзно болен. Климат Ассирии подорвал его здоровье. Позже раскопки Ниневии помимо Рассама будут продолжены Смитом, Будге, Кингом, Томпсоном, Маллованом (в 1927–1932 гг.) и завершатся экспедицией под руководством М. Меллоуна (в 1949–1963 гг.). 27 апреля 1851 года Лэйярд в последний раз прогуливался среди своих любимых холмов и размышлял о том, какую пользу для потомков будут иметь его открытия. Он чувствовал, что никогда больше не вернётся в Месопотамию. Он прощался с Ассирией навсегда. В июле месяце открыватель Ниневии вернулся в Лондон. Времена, когда знания об Ассирии и Ниневии можно было найти только в книгах пророков, миновали теперь навсегда. Приложения Приложение 1. М е с о п о т а м и я Археология свидетельствует о том, что род человеческий ведёт своё происхождение из Месопотамии (ныне Ирак).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

266 Недалеко от Силоамской купели (см. сноску на стр. 1) близ Иерусалима, в долине Иосафатой, находится место, называемое гробом пророка Исаии. Там растет шелковичное дерево: пень коего до половины раздвоен: что как-бы напоминает мученическую смерть великого Пророка: ибо, как главит предане, он, по повелению царя Манассии, был перепилен на двое деревянное пилою. Место это обложено каменной оградой. 267 Имя Езекии означает “сила Иеговы”, “крепость Господня”. Он был известным благочестивым царем Иудейским, сыном и преемником Ахаза. Ему было 25 лет от роду при вступлении на престол, и первым делом его царствования было восстановление истинного богослужения и истребеление всех памятников и обрядов идолопоклонства. Он уничттожил даже медного змея, сделанного Моисеем и находившегося в то время в Иерусалиме и сделавшегося было предметом суеверного поклонения ( 4Цар. 18, 3–5 ). В первые годы его правления в соседнее с Иудеею царство Израильское вторглись Ассирияне и отвели в плен 10 колен оного. Несмотря на это Езекия не желал признавать над собою власть Ассирии, отказался платить дань, вследствии чего Ассирийское войско с Сеннахеримом вторгнулось в его владения и стояло уже у стен Иерусалима. Это событие последовало в 14 год царствования Езекии. Но грозный суд Божий не медлил чудесно поразить войско нечетивых. “Пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском 185 тысяч”. Сеннахерим бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьсями в капище Нисроха ( 4Цар. 19, 37 ) – по мнению некоторых, это слово означает “большой орел”, так как означенное Ассирийское божество изображалось с орлиной головой. 268 Имя Сеннахерим происходит от слова Син – “бог луны” или может быть от “син” в значении “умножу”, “много соделал братьев”. Он был царем Ассирийским, сыном и преемникоа Салманассара, разрушевшего царство Израильское. Он построил дворец в Куюнджуке против Мосула, где впоследствии находилась Ниневия. На стенах и вратах этого дворца, на быках, находившихся при вратах оного, части которых находятся в Британском музее, содержится повествование о его войнах. Он был умерщвлен двумя своими сыновьями в храме Нисроха и ему наследовал третий сын его, Асардан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Новое царство Ассирийское было разрушено Набопалассаром, царем Вавилонским, и Киаксаром, царем Мидийским, которые совершенно разрушили Ниневию, как было предсказано пророками: «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратят Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня... Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «Я, и нет иного кроме меня», как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет, и махнет рукою» ( Соф.2:13–14 ; см. также кн. пророка Наума). За разрушенной Вавилонской монархией следовала Мидо-Персидская, а за этой Греческая. Сузы , престольный город царей Персидских до Александра Великого. В этом городе и на реке Улае, протекающей чрез него, Даниил имел таинственное видение о монархиях Мидо-Персидской и Греческой ( Дан.8 ). В Сузах происходила известная история Есфири ( Есф.2, 3 и д.); здесь же Неемия получил дозволение восстановить Иерусалим ( Неем.1:1 ). Елимаис , город Персии, славившийся богатством. Антиох Епифан, узнав, что в храме этого города были золотые покровы, брони и оружия, которые там оставил Александр Великий, старался взять этот город, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям; они поднялись на него войною, и он обратился в бегство ( 1Мак.6:1–14 ). Агава , область в Ассирии и река того же имени ( 1Езд.8:15, 21, 30 ). Здесь священник Ездра собрал более 1700 Иудеев и отправился с ними в отечество. Во 2 кн. Ездры река Агава названа Феран ( 2Езд.8:41, 60 ). Кроме того, Ездра упоминает о местности, находившейся в Ассирии и носившей название: Касифья , куда он посылал за левитами, которых он отвел в Иудею ( 1Езд.8:18 ). Кута и Сепарваим . Жителей Ассирийской области Куты и города Сепарваима Асардан, царь Ассирийский, перевел в землю Израильскую; они слились с остатками Израильского населения и образовали одно племя Самарян ( 1Езд.4:2 ; 4Цар.17:24–30 ). Кир. В эту Ассирийскую область Феглаффеллассар переселил жителей Дамаска ( 4Цар.16:9–10 ). § 42. Идумея и другие страны на юг от Палестины

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ибо прейдет в другую жизнь Церковь , то есть мы, чрез веру во Христа обогатившиеся даруемым чрез Духа единением с Богом. И не удивляйся, если смерть освободила Рахиль от вещей мира сего; потому что она страшит иногда некоторых, обращающихся к созерцанию давно минувшего. Кто-либо пожалуй скажет: прекратит во времени свое существование Церковь и со смертию своею некоторым образом угаснет: это ли есть перемена к лучшему? На это мы ответим следующее: когда услышишь название Церкви, то знай, что речь идет о святом обществе верующих, коего смерть по отношению к жизни в мире и плотской есть путь к приращению жительства и жизни во Христе и вид перемены к лучшему и превосходнейшему”. – Творения святаго отца нашего Кирилла Александрийскаго . Ч. 4. М., 1886. – Сс. 238–240. 6 В Септуагинте, а также в церковно-славянском и русском переводах, имя царя – Асардан. В тексте преподобного Максима некоторые разночтения в названии мест по сравнению с Септуагинтой встречаются и чуть ниже. 7 Это выражение (συγκεχυμνη φσις – ‘смешанная природа’, или ‘приведенное в смятение естество’) связано с иносказательным толкованием названия Вавилон, понимаемого как ‘смешение’; данное толкование, начиная с Оригена , стало весьма распространенным в церковной письменности. Ориген , например, в “Проповедях на Книгу пророка Иеремии” рассуждает: “Часто мы в аллегорическом смысле (allegorizantes) говорим, что Вавилон есть земные хлопоты (negotia terrena), которые всегда смешаны с пороками (semper confusa sunt vitiis)”. – PG 13, 532. Сам преподобный Максим в этом же сочинении (см.: Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. II. М., 1994. – С. 155.) понимает Вавилон как “смешение страстей” (τν τν παθν σγχυσιν). Впрочем, следует отметить, что в древнехристианской литературе это не единственное толкование данного названия. Так, Дидим Слепец считает, что Вавилон следует мыслить как ‘порок’ в противоположность Сиону как ‘добродетели’. См. ΔΙΔΥΜΟΣ Ο ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΥΣ. ΜΕΡΟΣ Γ’//ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΚΑΙ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΩΝ ΣΥΓΓΡΑΦΩΝ.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

269 Имя Асардан означает “победоносный”, “повелитель”. Асардан был сыном Сеннахирима и одним из могущественных царей Ассирийских. Он покорил Вавилонию и присоединил ее к Ассирии, победил Манассию, царя Иудейского и, заковав его в цепи, отвел в Вавилон. По Ассирийским памятникам он называется Ессаргаддон. Ессаргаддон выстроил много великолепных дворцов и не менее 30 капищ. 270 Имя Манассия означает “заставляющий забыть”. Он был преемником Езекии, вступивший на престол, будучи только двенадцати лет. Первое время его царствования было ознаменовано делами крайнего нечестия и жестокости. За грехи и беззакония Манассии Иудея подверглась грозному наказанию Божию: “вот Я наведу такое зло на Иерусалим и Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах от того. И протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, – вытрут и опрокинут ее” ( 4Цар. 21, 12–13 ). Впрочем после покаяния и искренней молитвы к Господу он был освобожден и возвратился в свою столицу, где и умер, сделавши перед смертию много добра. 272 Название Мидия в переводе с санскритского означает “средина земли” ( Быт. 10, 2 ; Ис. 21, 2 ). Эта страна заимствовала свое название, по всей вероятности, от Мадая, сына Иафета. В древности она занимала известную часть царства Персидского и граничила к северу с Каспийским морем и Арменией, к югу с собственно Персиею, а к западу с Ассириею. Нин, царь Ассирийский, присоединил Мидию к своему царству, и Ассирия владела ею до времен Сеннахерима. За 700 лет до Р.Х. один из потомков Нина снова сделался царем Мидийским. В 556 г. она была завоевана Киром Великим, который присоединив Мидию к Персии, образовал Мидо-Персидское царство. Язык Мидийский несколько отличался от персидского, но религиозное учение и обряды были совершенно тождественны с Персидскими. Народонаселение в настоящее время состоит большею цастию из магометян, но есть и христиане (Несторианская секта), существующие здесь более чем 1200 лет. Они говорят по сирийски, и их нередко называют протестантами Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004