Формирование отдела древней Передней Азии началось в XVIII в. с коллекций цилиндрических печатей У. Гамильтона и Ч. Таунли, позднее поступили собрания исследователей персид. и месопотамских памятников сэра Р. Керр Портера и К. Дж. Рича (определил местоположение Вавилона). В этот период Б. м. пополнили фрагменты рельефов из Персеполя и базальтовая стела с изображением нововавилонского царя Набонида (556-539 гг. до Р. Х.), десятки скульптур и тысячи глиняных клинописных табличек IX-VII вв. до Р. Х. передал О. Г. Лейард. В 1845-1847 гг. он раскопал на территории холма Куюнджик древнюю столицу Ассирии Ниневию, а затем открыл г. Кальху. Из этих раскопок в Б. м. поступили гигантские статуи духов-охранителей - крылатых быков и львов с человеческими головами, черный обелиск Салманасара III («стела Джеху»), настенные рельефы с охотничьими и военными сценами из дворца Синаххериба и Ашшурбанипала, часть знаменитой б-ки последнего. По заданию Б. м. сенсационные раскопки в Ниневии продолжил сотрудник Лейарда Х. Рассам, обнаруживший дворец Ашшурбанипала и остальную часть обширной б-ки. Многое дали и раскопки Нимруда - древнего Кальху, исследованного также Рассамом, Ю. Вебером, Дж. Смитом (дворцы Ашшурнасирапала II, Салманасара III, Асархаддона). У. К. Лофтус руководил археологическими исследованиями в Сузах, Уруке, Кальху, Ларсе и Ниневии. В сер. XIX в. благодаря работам Г. К. Роулинсона отдел становится главным центром дешифровки клинописи. Во 2-й пол. XIX в. в Ниневию отправляются Смит, затем Рассам, к-рый кроме письменных документов доставляет в Б. м. 4 бронзовые плиты - обшивку храмовых ворот с изображением военных походов Салманасара III («Балаватские ворота», сер. IX в. до Р. Х.), урартские и хеттские древности. В тот же период в отдел поступил дар сэра О. У. Фрэнкса - т. н. Амударьинский клад золотых и серебряных предметов ахеменидского Ирана («сокровища Окса»). Музей также располагает древностями Вост. Средиземноморья (древнеевр. надписи и каменные оссуарии, образцы пальмирской погребальной скульптуры) и Аравии (надписи на бронзе и камне).

http://pravenc.ru/text/153451.html

Главным персонажем ранней мифологической истории К. стала царица К. Элисса, или Дидона (под этим именем она появляется в «Энеиде» Вергилия). Согласно легенде, Элисса-Дидона была дочерью царя Тира Бела (Муттона) и сестрой его наследника Пигмалиона. Она вышла замуж за своего дядю Ахерба (Сихея у Вергилия), жреца бога Геракла-Мелькарта. Ахерб-Сихей был убит по приказу Пигмалиона, после чего Элисса-Дидона бежала со своими сторонниками из Тира. Пристав к берегу Африки, она получила от местного мавританского (гетульского у Вергилия) царя Гиарба право остановиться близ холма Бирса. Когда поселение превратилось в значительный город, Гиарб стал добиваться того, чтобы Элисса вышла за него замуж. Она же предпочла сохранить верность 1-му мужу и покончила с собой, взойдя на погребальный костер. У Вергилия история самоубийства Дидоны содержит также подробности ее любви к Энею и его бегства из К. Иосиф Флавий (кон. I в. по Р. Х.) ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 18), опираясь на Менандра Эфесского, определил, что бегство Элиссы из Тира произошло через 143 года после возведения Иерусалимского храма царем Соломоном, т. е. в 824/3 г. до Р. Х. В списке тирских царей Иосифа Флавия (по Менандру) дедом Пигмалиона значится Баласер; он может быть отождествлен с царем Тира Баал-Азаром, который упомянут в надписи ассир. царя Салманасара III (841 г. до Р. Х.) как данник Ассирии. Возможно, он и был прототипом легендарного Бела. К. вскоре вырос в значительный торговый центр. Первый известный царь К. Дамузи упомянут в надписи ассир. царя Асархаддона II (ок. 675 г. до Р. Х.). Об истории К. до морской битвы при Алалии (на Корсике; 535 г. до Р. Х.) есть лишь отрывочные сведения у античных авторов Геродота, Фукидида (V в. до Р. Х.), Ксенофонта, Аристотеля (IV в. до Р. Х.) и Тимея из Тавромения. Для следующего периода, до Пунических войн, единственным источником является эпитома Помпея Трога Юстина ( Just. Epit. hist. XVIII-XXIII). Для эпохи войн между К. и Римом (264-146 гг. до Р. Х.) мы имеем богатую традицию, восходящую к Полибию, на к-рого опираются Дион Кассий и Аппиан. Самостоятельный взгляд на историю 2-й Пунической войны представляют жизнеописания Гамилькара Барки и Ганнибала, составленные рим. историком Корнелием Непотом в I в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Как известно из многочисл. клинописных текстов, В. был в древности одним из самых могуществ. городов в Передней Азии. Его полит. влияние особенно окрепло во время правления Хаммурапи. Позже В. был завоеван хеттами, а затем касситами, которые основали т.наз. касситскую династию, правившую в Вавилонии на протяжении нескольких столетий. Закат В. начался ок. 1100 г. до Р.Х., когда в стране развернулась ожесточенная борьба за власть между вавилонянами-аккадцами и халдеями, арам. кочевыми племенами, обосновавшимися на юге Вавилонии. Смена аккад. и халдейских царей на троне в В. часто зависела от воли Ассирии. В 689 г. до Р.Х. город был полностью разрушен Синаххерибом, но вслед за тем восстановлен его сыном Асархаддоном. После смерти Ашшурбанипала на трон в 626 г. до Р.Х. взошел Набопаласар, основавший Нововавилонскую монархию. Во время правления его сына Навуходоносора II В., ставший главным городом могуществ. империи, заново обрел свое прежнее влияние. Роскошные строения огромного города заставили преисполненного гордыни царя воскликнуть: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» ( Дан. 4:27 ). (О глиняных табличках с именем предпоследнего царя Иудеи, найденных под сводами знаменитых «висячих садов» (⇒ Раскопки , IV,2) ⇒ Иехония .) В 539 г. до Р.Х. городом завладел перс. царь ⇒ Кир ( Дан. 5 ). Пир Валтасара происходил в юж. крепости, в тронном зале дл. 52 м, шир. 17 м и выс. 20 м. Во время пиршества на стене зала появилась таинственная надпись. Попав под власть Персии, В. дважды поднимал восстание против Дария I (сына Гистаспа), но оба раза терпел поражение и в результате лишился своих укреплений. В 312 г. до Р.Х. В. был захвачен Селевком Никатором, основателем сир. династии Селевкидов, который, разобрав гор. постройки, возвел из этого материала новый город Селевкию на берегу Тигра. Это было концом великого города, «красы царств, гордости Халдеев» ( Ис. 13:19 ). Тем самым сбылось пророчество Иеремии: «...и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов» ( Иер. 50:39 ). В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В первой половине VII века Ассирия находилась на вершине могущества. Египет был покорен, Лидия унижена, Элам разгромлен. Ванское царство лишено агрессивной политики и загнано в естественные границы. Параллельно с этим достигли небывалой высоты внутренний блеск и культурное развитие. Но напряжение, которое пришлось выдерживать сравнительно немногочисленному народу уже в продолжение пяти веков, надорвало его силы. Удерживать в повиновении множество разнообразных, не заинтересованных в поддержании общего государственного тела, культурных народностей, даже прибегая к ужасающим жестокостям, можно было лишь временно, и когда на горизонте появился новый свежий элемент, обветшавшее здание стало грозить падением. Мы видели, какое впечатление произвели арийские орды, заставившие Асархаддона прибегать к другим средствам обороны, кроме войск и походов. Ассурбанипал применял еще одно средство – интриги. Таким путем он лавировал в Египте, действовал в Лидии, облегчал разгром Элама, а следовательно и победу над своим самым опасным врагом – Шамашшумукином. Однако борьба с последним потребовала такого напряжения, что отныне всякая наступательная политика Ассирии становится невозможной, и Ассурбанипалу пришлось спокойно смотреть, как из-под его влияния вышел Гиг Лидийский и даже оказал содействие Псаметиху в изгнании из Нильской долины ассирийских гарнизонов. Оборонительные действия пока еще имели успех, и нашествие мидян было отражено, хотя и с помощью скифов. Однако, опустошения, произведенные ими, были серьезны, и древняя столица – укрепленный Калах погиб в пламени. Нашествие скифов 626 г., разлившееся по всей Азии, доказало, что Ниневия перестала играть роль твердыни культурного мира против северных варваров, что роль ее окончилась. Подчиненные народы, конечно, поняли это. В 625 г. умер Ассурбанипал, и с этого же года птолемеевский канон начинает царствование в Вавилоне Набупаласара, известного основателя халдейского вавилонского царства и одного из участников ассирийской катастрофы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

столице Ниневии (VII в. до Р.Х.), которым мы обязаны вавил. версии истории сотворения мира и эпосом о Гильгамеше, включающем рассказ о великом потопе. Значительно древнее находки из Нузы близ Киркука (XV в. до Р.Х.), которые по-новому осветили сообщения о жизни патриархов, а также док-ты архива из г. Мари, подтверждающие рост могущества аморреев и датировку законов вавил. царя Хаммурапи (прим. 1700 г. до Р.Х.). Законы Хаммурапи, однако, были обнаружены не в его столице, а в перс. г. Сузы, куда кто-то из позднейших завоевателей вывез каменный блок с высеченными на нем законами (⇒ Елам). Р. Ура, родного города Авраама, проводились в 1922–1934 гг. археологом Л.Вулли. Великолепно убранные цар. гробницы свидетельствуют об удивительно высоком уровне развития ремесел уже ок. 2500 г. до Р.Х. Найденные постройки и памятники письменности дополняют картину канувшего в Лету города мирового значения. кроме того, там был обнаружен слой отложений глины и ила толщиной в 2,5–3,5 м, свидетельствующий о сильном наводнении. Подобного рода отложения археологи встречали и в других местах, но их связь между собой пока не выяснена (⇒ Потоп). Храмы (зиккураты), кроме Ура, имелись также в Ашшуре, Борсиппе и Вавилоне (см. Быт. 11 ), где были обнаружены дворцы, укрепления (ворота богини Иштар), храмы и большая «дорога процессий». Вавил. «висящие сады» считались в древности одним из семи чудес света. Над сводом подвальных помещений внутри цар. дворца был создан искусств. уголок горной местности с деревьями и оросит. системой. Мы узнаем также об озеленении террас храмовых башен. В Хорсабаде, резиденции Саргона II, был найден док-т, на котором основывается хронология Месопотамии, – список ассир. царей с указанием времени их правления вплоть до Шамши-Адада I (1753–1721 гг. до Р.Х. ⇒ Ассирия ). Р. Кальху (совр. Нимруд) мы обязаны рельефами и анналами Тиглатпаласара III, черным обелиском Салманасара III, надписями Саргона II о разрушении Самарии и условиями договоров Асархаддона с покор. царями (⇒ Манассия, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

29:14. Верхний Египет. Верхний Египет (или земля Пафрос) включает всю территорию Египта к югу от Мемфиса. Согласно древним египетским преданиям, территория на юге Верхнего Египта считалась колыбелью его народа. Асархаддон Ассирийский объявил себя царем Мусура (Северного Египта) и Патуриси (Пафроса). 29:14,15. Слабые царства. Вероятно, здесь речь идет о том, что Египет будет ослаблен и станет зависимым, вассальным государством. Хотя не говорится, кому будет подчиняться этот народ, исторические данные на этот счет совершенно очевидны. Потерпев поражение от Камбиза в 525 г. до н. э., Египет стал вассалом Персии, что продолжалось в течение двух столетий. 29:17. Хронология. Эта дата – 26 апреля 571 г. до н. э., год или два спустя после осады Тира. 29:18. Осада Тира Навуходоносором. См. коммент. к 26:7. 29:18. Головы оплешивели, плечи стерты. Воины Навуходоносора трудились изо всех сил, перенося на голове и на плечах тяжелые ноши при проведении земляных работ во время осады Тира. Для сооружения откосов и насыпей перед стенами города требовались огромные объемы грунта и камней. Кроме того, предпринимались попытки построить дамбу, чтобы добраться до островной части города. Землю переносили в корзинах на головах и на плечах. 29:18. Без вознаграждения. Воины обычно получали в качестве вознафаждения часть добычи – рабов, скот и имущество. Однако Тир мог избежать разрушения, сдавшись на милость победителя – Вавилона. Поэтому город не был разфаблен. 29:19. Навуходоносор и Египет. Не возникало никаких сомнений, что Навуходоносор не оставит попытки завоевать Египет. Мидия захватила территорию к востоку от Тигра, отрезав Вавилон от торговли с Востоком, а египтяне с их финикийскими союзниками постоянно создавали проблемы в политике и торговле на Западе и вдоль арабских торговых маршрутов. Длительная, продолжавшаяся в течение тринадцати лет (по данным греческого историка IV в. Менандра), осада создала блокаду Тира и опустошила значительную часть Финикии (584–571 гг. до н. э.). Фрагментарные данные из летописи царя Навуходоносора в 37-й год его правления, свидетельства Геродота и Иезекииля (29:19–21) указывают на вторжение в Египет в 568 г. до н. э., но никаких сведений, кроме того, что была одержана победа над племенами пустыни, не приводится. Не исключено, что после этой кампании несколько военных гарнизонов были оставлены в крепости на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23:4. Крепость морская. Тир был основан ок. 2750 г. до н. э. на песчаном рифе, на расстоянии около 600 ярдов от побережья Южного Ливана. Занимаемая им площадь была расширена в X в. до н. э., когда Хирам I соединил древний город с соседним рифом. Для приближавшихся к городу моряков он, должно быть, выглядел как плавающий в море. Ни одной армии не удавалось захватить этот город до тех пор, пока Александр Македонский в 332 г. до н. э. не насыпал дамбу, которая соединила остров с сушей. Однако Тир не был полностью неуязвимым, что обнаружилось, когда его материковая часть – Ушу – была захвачена ассирийцами. В итоге был подписан вассальный договор с Асархадцоном, в котором Тир признал себя побежденным и был вынужден согласиться на присутствие ассирийского чиновника во время чтения царем дипломатической корреспонденции. 23:5. Весть из Тира. Событие, о котором здесь идет речь, точно неизвестно. Эта «весть» могла быть связана с любым событием, способным вызвать ужас у египтян и привести к прекращению торговых отношений и разрушению важного политического союза. Таковыми могли быть ассирийское нашествие на Финикию Сеннахирима в 701 г. до н. э. и разрушение Сидона в 677 г. до н. э. Асархаддоном. Ряд исследователей также высказывают предположение, что речь идет о гораздо более поздних событиях, например, о завоевании Сидона персидским царем Артаксерксом III (343 г. до н. э.) или о взятии Тира Александром Македонским в 332 г. до н. э. Столь поздняя дата, однако, требует либо профетического видения событий, которые произошли спустя много лет после жизни Исайи, либо удаления всего отрывка из контекста книги Исайи как более поздней редакторской вставки. 23:6. Фарсис. Неопределенность библейских и небиблейских данных позволяет судить о местоположении Фарсиса лишь предположительно – к западу от Израиля. Отсюда его можно отождествить с Карфагеном в Северной Африке и рядом мест на юго-восточном побережье Испании, включая Тартесс. Высказываются также предположения, что речь идет о Ецион-Гавере в заливе Акаба. После победы над египтянами в 677 г. до н. э. Асархаддон записывает в своих хрониках, что он обрел власть над Кипром, Грецией и Фарсисом, другими словами – над всей торговой империей Финикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

д. (в русском алфавите буква А – буквой Я, буква Б – буквой Ю и т. д.). Элам превращается в Zimki (на основе древнееврейского алфавита [ в русском переводе – «Елам " ]), а Вавилон (bbl) – в Сесах (shshk). Этот прием служил шифром, был призван скрыть истину от врага. В аккадском языке такой прием не используется, поскольку клинопись представляет собой не алфавитное, а слоговое письмо. 25:30. Воскликнет, как топчущие в точиле. Глас Божий будет подобен крикам тех, кто топчет виноград в точиле. Виноград в точиле указывает на конец сбора урожая, а его топтание в точиле – на возможность справить праздник до начала зимы. Это было бурное веселье, оргия, иногда вследствие злоупотребления молодым вином, которое там производилось. 25:34–38. Вожди-пастыри. Метафора вождя как пастыря своего народа была широко распространена в древности по всему Ближнему Востоку. Она изображала правителя, его ответственность перед народом и его власть, которой он был облечен. Как хозяин стада призывал пастырей отчитываться за своих овец, так и Бог требовал отчета от царя, который был призван отвечать за процветание народа. Здесь речь идет уже не об агнцах, которые должны быть закланы, а об их пастырях. 26:1–24 Смертный приговор Иеремии 26:1. Хронология. Здесь подразумевается так называемый «год начала царствования», т. е. время, прошедшее с момента воцарения нового царя до нового года, официально считающегося первым годом его царствования. У Иоакима «год начала царствования» продолжался с сентября 609 г. по апрель 608 г до н. э. 26:6. Силом. См. коммент. к 7:12. 26:8,9. Пророчество как измена. Во всем Древнем мире считалось, что пророки не только возвещают послания богов, но и дают ход божественным деяниям. Поэтому неудивительно, что власти всегда испытывали искушение контролировать деятельность негативно настроенных пророков. Например, ассирийский царь Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали обо всех недозволенных или негативных высказываниях, особенно со стороны пророков и толкователей снов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

46:13. Вторжение Навуходоносора в Египет. См. коммент. к 43:11,12. 46:14. География. См. коммент. к 44:1. 46:18. Гора Фавор и гора Кармил. В египетском искусстве фараон всегда изображался выше всех других людей, и здесь пророк, обыгрывая это, предрекает пришествие царя (Навуходоносора), чье величие сравнимо с горными вершинами (Фавор – 1800 футов; Кармил – 1700 футов). Это также может служить указанием на маршрут отступления египтян. Гора Фавор расположена на восточной окраине Изреельской долины, а гора Кармил входит в состав горной гряды, которая расположена к югу от палестинского побережья. 46:19. Разрушение Мемфиса ( в русском переводе – «Нов»). В VII-VI вв. до н. э. Мемфис (евр. Noph, в 15 милях к югу от совр. Каира) был культурной и политической столицей Египта. В ассирийскую эпоху (674 г. до н. э.) Асархаддону удалось захватить Мемфис (см. коммент. к 4Цар. 19:9 ), но это имело место до времени, в которое жил Иеремия. Навуходоносор выступил против Египта в 601 г. до н. э., но ему не удалось завоевать его территорию. Вавилонские войска были атакованы в районе крепости Магдол по дороге на Газу и вынуждены были отступить. Есть некоторые основания полагать, что Навуходоносор предпринял еще одну попытку вторжения в Египет в 568 г. до н. э., но каких-либо данных об успехе этого предприятия или об осаде Мемфиса нет. Мемфис был захвачен персидским царем Камбизом в 525 г. до н. э., а фараон Псамметих II пленен. 46:20. Погибель от севера. В оригинале здесь приводится название насекомого, нигде более в Библии не упоминающееся. Телица в данном контексте символизирует Египет, а жалящие насекомые – вавилонян. 46:22. Топоры, дровосеки. Победители часто вырубали деревья или сады (см. коммент. к 4Цар. 19:28 ). Помимо прочего, завоеватель получал доступ к национальным природным ресурсам (см. коммент. к Ис. 14:8 ), хотя, конечно, в Египте не могло быть лесов. 46:25. Аммон из Фив ( в русском переводе – «который в Но»). Греческое название «Фивы» относится к египетскому городу Уасет, расположенному в 325 милях к югу от Мемфиса. Большой храм в Карнаке был посвящен Амону-Ра, верховному богу Египта со времен фараонов 18-й династии (XVI-XV bb. до н. э.). Амон, который связывался с ветром, или дыханием жизни, в сочетании с богом солнца Ра, почитался во всем Египте. Значение этого божества возрастало по мере возрастания могущества и славы Египетского царства. В результате он стал считаться богом-творцом, а его город Фивы – местом творения. Фивы были завоеваны Ашшурбанипалом в 663 г. до н. э. и основательно разграблены. Как и Мемфис, он подвергся нападению царя Камбиза в 525 г. до н. э. 47:1–7 Пророчество о филистимлянах

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

38:13. Купцы фарсисские. В данном контексте купцами фарсисскими, по-видимому, названы торговцы, чьи караваны курсировали по Аравийской пустыне до Савы и Дедана и далее к Средиземному морю. 38:14. Гог. См. коммент. к 38:2. 38:19. Землетрясения в Израиле. Под «великим потрясением», по-видимому, подразумеваются космические катаклизмы, подобные тем, что описаны в Исх. 19 ; Суд. 5:4,5 ; Ис. 30:27,28 ; Авв. 3:3–7 и Пс. 67:9,10 и 113 (см. коммент. к 1Цар. 14:15 ). Сходные образы встречаются и в анналах ассирийского царя Асархаддона. Левант был сейсмической зоной, где землетрясения не были редкостью, но Израиль расположен на окраине зоны, центр которой находится в Малой Азии. Известно, что землетрясения имели место в 760-м и в 31 гг. до н. э., а в христианскую эпоху землетрясения происходили в этом регионе с частотой один раз в столетие. 38:22. Каменный град, огонь и сера. Град как инструмент божественного суда в победных реляциях не редкость. В послании своему богу (Ашшуру) ассирийский царь Саргон сообщает, что в военной кампании против Урарту (714 г. до н. э.) бог Адад сбросил на врагов «камни с неба», благодаря чему они были уничтожены. В этой битве участвовали войска союзников, которые бежали по горным ущельям и долинам, преследуемые Саргоном, пока, наконец, вражеский царь не спрятался в своих скалах. Сера – это желтое кристаллическое вещество, которое возгорается на воздухе и часто встречается в вулканических областях. Она непосредственно не связана с каменным градом, если не считать того, что оба явления представляют стихийные бедствия, которые должны обрушиться на эту область. 39:1. Гог. См. коммент. к 38:1. 39:4. На съедение хищным птицам и зверям. Худшим из проклятий была угроза лишения погребения и оставления тела под открытым небом на растерзание диким зверям. Поскольку в еврейском мышлении тело и душа составляли единое целое, смерть не рассматривалась как разделение этих двух сущностей. Таким образом, тот, кто оставался непогребенным, считался осознающим (в определенной мере) свою судьбу. На Ближнем Востоке в древности считалось, что те, кого не похоронили, не находили покоя до тех пор, пока этот обряд не совершался надлежащим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010