На материке его стеснила до крайности новая ассирийская провинция, возникшая на месте Сидона, на Кипре греки сделались теперь господами и даже вытеснили финикиян из Кития, где водворилась греческая династия. Между тем энергичный Тахарка опять пробудил надежды на Египет. И вот, в 671 г. Асархаддон повествует: «в моем десятом походе пошел я против Ваала тирского, который положился на своего друга Тарку, царя Куша, сверг иго Ассура и стал вести себя дерзко. Укрепления воздвиг я против него и преградил ему пищу и воду». Но и теперь осада была безуспешна, и Тир взят не был. Пришлось опять заключить мир, причем царь Тира обязался заплатить дань в том же размере, что и раньше. Были урегулированы его отношения к ассирийскому наместнику и составлен договорный акт, который, к сожалению, дошел до нас в крайне испорченном виде. Зато немецкая экспедиция в 1886 г. открыла в Зендширли прекрасно сохранившуюся громадную победную стелу с изображением Асархаддона, держащего на веревке у ног своих Тахарку и Ваала. Этим памятником ассирийский царь утешил себя и, вместе с тем, наводил страх на северные племена. Ассирийская надпись внизу и сзади барельефа претенциозно именует Асархаддона царем «Мусура (Нижн. Египет), Патроса (Верхи. Египет) и Куша (Нубия)». Изображение Тахарки на этом памятнике, как и голова его статуи, находящаяся в Каирском музее, дает ему негрские черты – очевидно династия за несколько поколений переродилась в антропологическом отношении. Едва ушло из Египта ассирийское войско, как Тахарка, собравшись с силами, вновь появился на сцене и уже овладел Мемфисом. Асархаддон немедленно лично отправился против него, но на дороге умер (кон. 669). Поход продолжался. На границе, у Карбаниты войско Тахарки было разбито, сам он бежал в Фивы. Усилившись войсками и флотом мелких владетелей, ассирияне преследовали его, и через месяц и 10 дней настигли. Тахарка покинул Фивы и укрепился на противоположном берегу Нила. Все мелкие владетели восстановлены были в своих правах; ассирияне ушли с богатой добычей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Среди находок, сделанных в 1975–1995 гг. при раскопках Кетеф Еном, холма у Енномовой долины к юго-западу от Иерусалима, наибольший интерес представляют пещерные склепы, относящиеся к эпохе первого Храма (VII b. до Р.Х.), содержавшие разнообразный погребальный инвентарь. Один из больших склепов, принадлежавший, по-видимому, какой-то зажиточной семье, в котором были захоронены представители нескольких поколений, оказался почти не тронутым. В нем найдено более тысячи предметов: посуда, наконечники стрел, булавки, стеклянные флаконы, украшения, в том числе золотые и серебряные серьги. Среди находок – два небольших серебряных свитка. Первый, 9,7 на 2,7 см, содержит 18 строк надписи на древнееврейском, цитату из книги Чисел, 6:24–26, благославление произносившееся в Храме во время богослужения. Второй свиток содержит тот же текст в несколько сокращенном варианте. Эти находки примерно на 500 лет старше самых древних сохранившихся ветхозаветных текстов из Кумрана. Иудея в VII Столетии до Рождества Христова Манассия, сын и преемник Езекии (около 687–642 гг. до Р.Х.), попытался превратить религию Яхве в политеистическую религию. Восприняв религиозное почитание планет и звезд, принесенное в Палестину ассирийскими завоевателями, он стал сооружать алтари для языческих богов прямо во дворах «дома» Яхве. Тем самым он пытался представить языческих богов своеобразным небесным воинством Яхве, связанным с ним посредством небесных и земных храмов. Ассирийскими императорами в правление Манассии были Асархаддон (681–669 гг. до Р.Х.) и Ашшурбанипал (669–633 гг. до Р.Х.). Они завершили завоевание Египта в70–60-е гг. того же столетия, и падение Фив, одного из главных городов Верхнего Египта в 663 г. до Р.Х., вспоминалось еврейским пророком Наумом много лет спустя (в Наум. 3город назван «Но-Аммоном»). В документах обоих этих царей поминается Манассия. Асархаддон оставил список двенадцати царей, которые правили средиземноморскими землями, поставлявшими дерево и камень для строительства его дворца в Ниневии. О Манассии здесь говорится как о Манаси (Manasi), царе Яуди (Yaudi). Ашшурбанипал приводит подобный же список царей, назвав их «принадлежащими мне слугами» и добавив, что он заставил их сопровождать его армию в путешествии по их землям и помогать ему войсками и кораблями. И в том и в другом случае Манассия занимает в списке второе место среди царей Сирии и Палестины, следуя за царем Тира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:37. Нисрох. О существовании в Месопотамии божества с таким именем ничего неизвестно. Возможно, это сознательное искажение имени какого-либо бога, например, Мардука, Нуску или Нинурты. Это событие имело место в двадцатый день десятого месяца 681 г. до н. э., через двадцать лет после осады Иерусалима. 19:37. Земля Араратская. Земля Араратская (Урарту) была могущественным царством на территории современной Армении в районе озер Ван, Урмия и Севан. Асархаддон упоминает своих братьев, которые оспаривали его право на престол, однако не говорит, где они нашли убежище. Тем не менее Асархаддон требовал от царя Шурпии, расположенной в южной части «земли Араратской», экстрадиции бежавших ассирийцев, среди которых, возможно, были его братья. «Араратские царства» в течение трех столетий постоянно представляли угрозу северным границам Ассирии (900–600 гг. до н. э.). Археологические раскопки обнаружили здесь процветающую цивилизацию, располагающую весьма изощренной иконографией и литературой. 20:3. Молитва Езекии. Сохранилась молитва ассирийского царя Ашшурнасирпала I (середина XI в. до н. э.), в которой он просит об исцелении на основании своей веры в богиню Иштар. Он не только называет себя смиренным, почтительным и угодным богине, но и говорит о множестве ревностно совершенных им ритуалов. Царь упоминает о своих слезах и страхе и молит о милостивом исцелении. Текст молитвы Езекии приводится в Ис. 38:9–20 ; см. соответствующий коммент. 20:7. Пласт смокв. Возможно, фиговые лепешки использовались как приправа и медицинское средство в Угарите. И позднейшие раввинские источники, и классические авторы (напр., Плиний Старший) разделяли убеждение, что высушенные фиги обладают лечебными свойствами. Иногда пласты, или компрессы из смокв, использовались не столько для лечения, сколько для установления диагноза. Через день или два после прикладывания компресса лекарь проверял либо реакцию кожи на компресс, либо реакцию компресса на кожу. Один медицинский текст из Эмара предписывает использование фиг и изюма для подобной процедуры. Эти средства помогали определить, как следует лечить больного и выздоровеет ли он.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ниневия Ниневия [ассир. Нинуа]. I 1) главный город и столица ⇒ Ассирии . Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма – Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) (см. ил. на стр. 859; 890 и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса – дворец Асархаддона; 2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца Саргона II, а южнее – развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена ( Быт. 10:12 ); юж. Нимруда лежал древний Калах ( Быт. 10:11–21 ) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманасара III, Саргона II, Ададнерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III. II. Название «Н.» предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховоф-ир, который, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы «великим городом» ( Быт. 10:11–21 ). III. При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.;). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (⇒ Ассур , 2). Ашшурбанипал II (884–858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705–681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681– 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум ( Наум. 2:1–13 ) и Софония ( Соф. 2:13–15 ) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум. 2:6 ). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. ⇒ Книга пророка Ионы . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иерусалим уцелел во многом благодаря системе водоснабжения, усовершенствованной Езекией (см. рис. 82). Источник Тихон находился за пределами городских стен. Понятно, что враг мог быстро сломить сопротивление осажденных, преградив доступ к источнику. Еще во времена ханаанеев из города к источнику провели не очень удобную – местами почти вертикальную – шахту, но вряд ли ее можно было использовать в условиях осады. Рабочие Езекии пробили горизонтальный туннель, по которому вода отводилась в подземный резервуар, расположенный в 500 м от источника, на противоположном склоне холма. Туннель нигде не выходил на поверхность, и воздух поступал в него через специально пробитые вентиляционные колодцы. Высота потолка по всей длине подземного хода превышала человеческий рост. Туннель очень извилистый, – может быть, древние строители обходили находившиеся здесь царские гробницы. Надпись, оставленная на скале, гласит: «Постройка туннеля завершена. Вот ее история: каменщики еще взмахивали своими кирками с противоположных сторон, и, когда они были еще на расстоянии пяти локтей, – они уже услышали друг друга. Наконец они встретились, ударяя киркой о кирку, и немедленно потекла вода из источника в купель». Со временем потолок резервуара обвалился. В новозаветный период оставшийся без крыши резервуар обнесли аркадой и превратили в бассейн, ныне известный как Силоамская купель. Гробница начальника дворца Езекии – царедворца Севны – была высечена в скале около Иерусалима (надпись из гробницы показана на рис. 83). Для библейской археологии важен следующий момент: сын Синаххериба, Асархаддон, назначенный наместником Вавилонии, уже стал отстраивать город, когда в 681 г. Синаххериб был убит, по Библии, своими сыновьями Адрамелехом и Шарецером во время молитвы в доме своего бога Нисроха (ср.: 4Цар. 19, 37 ). По данным клинописи, убийцей был действительно сын, по-ви-димому старший, обиженный предпочтением, оказанным его брату Асархаддону. Убийцы царя бежали в Ван-ское царство, где нашли поддержку, и с войском появились в Мелитене. Здесь их и разбил Асархаддон. Это сообщение полностью подтверждает библейское повествование (см.: 4Цар. 19, 36–37 ), в истинности которого было ранее высказано множество сомнений. Среди прочих сведений об Асархаддоне особый интерес вызывает следующее его сообщение: «Я повелел двадцати двум царям западных земель приготовить для меня строительный материал для моего дворца». Так как среди перечисляемых вассалов встречается имя царя иудейского, то справедливо будет предположить, что после похода Синаххериба Езекия уже не пытался восстановить самостоятельность, довольствуясь ролью подданного ассирийского царя (о походах же Асархаддона против непокорных говорит представленная на рис. 84 Стела, где он изображен держащим побежденных – сидонского царя Авдимилкута (стоит) и фараона Тахарку – за веревки, продетые через губы плененных владык).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Синаххериб выстроил несравнимый ни с чем по красоте сказочный дворец богато украшенный золотом, от которого «весь город светился, как от солнца». Своими размерами (длина 500 м.) и великолепием (75 залов, 27 ворот с изображением крылатых львов и тельцов колоссальных размеров) этот дворец превосходил все другие сооружения, построенные когда-либо ассирийскими царями. Только общая протяжённость стенных росписей, поражавших богатством узоров и тонкостью исполнения, составляла в нём три километра. Парадные покои ассирийских дворцов были сплошь покрыты раскрашенными рельефными изображениями и изваяниями на алебастровых плитах, которые представляют собой одну из ярчайших страниц истории мирового искусства. Изображают они пиры и битвы, охоты и торжественные процессии, жестокие расправы и принесение дани покорёнными народами. Кроме того, на фризах изображены горы, скалы, деревья, дороги, реки, озёра, притом с явным старанием передать отличительные черты конкретной местности настолько правдиво, насколько позволяло искусство художника и материал, с которым он работал. На орнаментации попадаются изображения диких животных: олени, антилопы, кабаны; птицы перелетают с дерева на дерево или стоят над гнёздами и кормят птенцов; рыбы резвятся в воде; рыбаки занимаются своим промыслом; поселяне – полевыми работами... Можно сказать, что рельефы эти с протокольной точностью передают все мельчайшие черты их контуров. Но всё же основная часть стенных изображений ассирийских дворцов посвящена военным сценам: парадам, переправы через реки, осада и защита городов, тараны и метательные машины, лагерные сцены. Часто встречаются изображения многочисленных побед ассирийской армии над поверженным врагом: побеждённые, умоляя о пощаде, в отчаянии ломают руки, головы убитых приносят полководцу, который помечает их число и т.п. О том, с какой пышностью и расточительством совершали ассирийские цари освящение своих новых дворцов, свидетельствует надпись, найденная на одном из цилиндров Асархаддона (681–669): «Ашура, Иштар Ниневийскую и богов Ассирии я чествовал во дворце пирами; жертвы заклал я для них, прекрасных и ценных, и принёс им дары. Великое собрание со всей моей державы, царей и народ, разделив их по городам и племенам, я усадил на высоких сидениях и веселил души их. Виноградным вином я снабдил столы их, и, по моему приказанию, военная музыка тешила души их». Дворец Асархаддона, построенный из чёрного дерева, кедра и кипариса – чудо великолепия и художественной отделки, до сих пор ещё скрывается в неисследованных недрах холма Неби-Юнус.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Чтобы всем была ясна фиктивность этого рассказа, автор изображает дело так, будто главный персонаж, отец Товит за 112 лет своей жизни присутствует при важных событиях истории народов, совершавшихся на протяжении более чем трех веков. Когда он был еще мал, после смерти Соломона, его колено (Неффалимово) отпало от дома отца его Давида и избранного града Иерусалима. Такие выражения делают для читателя достаточно ясным, что перспектива повествования иудейская, а не израильская (колено Неффалимово!) или, скажем, самаритянская. В Тов.11:17 благополучному исходу радуются все иудеи Ниневии. В гимне Товита (13:1–18) речь идет об Иерусалиме и профетических чаяниях его будущего, а не будущего Самарии; эта последняя упоминается лишь в 14:4 в связи с землей Израиля как разрушенная, подобно Иерусалиму и Храму. Ставший взрослым Товит депортируется ассирийцами в Ниневию при Энемессаре, чье имя здесь, очевидно, заменяет имена Салманасара V и Саргона II одновременно; лишь в плену он женится, и у него рождается сын, которого он называет Товией. Товит представлен как двоюродный брат знаменитого Ахикара (который при помощи такого литературного приема также превращается в иудея), свидетелем чьего карьерного взлета, падения и реабилитации становится Товит. Согласно зафиксированному в эпоху Селевкидов преданию, «во времена царя Ассур-ах-иддина (=Асархаддон) жил Аба-Энлиль-дари, которого ахламу (=арамеяне) называют Ахукар, и был он умману (=ученый, придворный советник)». Этому преданию соответствуют данные, приведенные в начале романа об Ахикаре, содержащемся в элефантинских папирусах, о том, что Ахикар, «мудрец и опытный писец, советник всей Ассирии», исполнял обязанности «хранителя печати Синаххериба, царя Ассура» (704–681 гг.), а позднее и при его сыне Асархаддоне (680–669 гг.). В рукописи 4Q196 ( Тов.1:22 ) обнаруживается знание этой традиции: «Ахикар был старшим виночерпием, господином государственных печатей, казны и хозяйства уже при Синаххерибе, царе Ассура. Асархаддон же сделал его при себе вторым (человеком)» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Так как ассирийская армия пополнялась в основном за счёт воинов из захваченных народов, это не могло не отразиться на её боеспособности. Жители Ассирии были обременены тяжёлыми поборами, необходимыми для военных походов, поэтому не удивительно, что со временем отношение населения к армии стало враждебным и подрывало её боеспособность. Не оправдала себя и практика переселения в организационном порядке покорённых народов. Это привело к тому, что коренных ассирийцев в стране становилось всё меньше, а иноплеменные чужеземцы часто становились очагами недовольства, ненависти и измены. С другой стороны, за время длительных хищнических войн, у противников Ассирии накопился немалый военно-технический опыт. Её военную технику и тактику осадного дела хорошо усвоили вавилоняне, мидяне и эламиты. В создавшихся условиях для уничтожения Ассирии требовался только мощный союз её противников. Первую попытку создания коалиции ряда государств и племён против Ассирии предпринял в 653–652 гг. брат Ашшурбанипала, вавилонский царь Шамаш-шум-укин. Желая добиться полной самостоятельности, он создал против Ашшурбанипала мощный союз, в который вошли Мидия и Элам – на востоке, арабские кочевые племена – в Сирийской степи, Тир и Акко – на Средиземном море и, возможно, Египет. Следует отметить, что, выполняя волю и завещание царя Асархаддона, Ашшурбанипал утвердил в 668 году своего старшего брата царём Вавилона. В летописи Ашшурбанипала (Цилиндр Рассама; III, 72–77) можно прочесть: «Я назначил Шамаш-шум-укина на царствование в Вавилоне, изготовил и дал ему всё положенное для украшения царского сана, собрал и вручил ему солдат, коней, колесницы, умножил города, поля, сады, людей, обитавших в них, и более чем повелел отец, мой родитель, дал ему». Ашшурбанипал отдал своему брату также города Ниппур и Урук с их округами, т.е. почти всю Среднюю Вавилонию, что не было предусмотренно завещанием Асархаддона. Но Шамаш-шум-укин не мог простить Ашшурбанипалу потерю ассирийского трона и поднял против младшего брата мятеж.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

38:4. Удила в челюсти. Ассирийцы обычно вставляли крючки в губы поверженных врагов либо с целью унижения, либо как способ их транспортировки в другие страны. Эта практика часто описывается в ассирийских источниках и пугает воображение своим реализмом. Асархаддон изображен на стеле из Зинджирли в Сирии ведущим тирского Этбаала и египетского царя Тахарку за веревку, привязанную к кольцам, продетым сквозь их губы. Ашшурбанипал, как утверждается, пронзил щеки Уата, царя набатеев, острым инструментом, чтобы вонзить кольцо в его челюсть. 38:4. Щиты. На вооружении воина были большие щиты, закрывающие тело, и ручные щиты. См. коммент. к 23:24. 38:4. Персия, Эфиопия, Ливия. См. коммент. к 27:10. 38:6. Гомер. Гомера отождествляют с Gimirrai в ассирийских анналах и с киммерийцами в греческих источниках. В гомеровской «Одиссее» говорится, что они жили на северном берегу Черного моря. Они нападали на государство Урарту с севера и создавали постоянные проблемы для ассирийцев в VIII в. до н. э. Саргон погиб в битве с ними в Фувале. По данным Геродота, киммерийцы прошли через Кавказ в Анатолию. В 676 г. до н. э. они захватили Фригию и разграбили ее столицу Гордион, резиденцию знаменитого царя Мидаса. В 644 г. до н. э. они захватили Сарды, столицу Лидии. Там нашел свою смерть Гиг. Во времена Иезекииля киммерийцы были вытеснены из Лидии царем Алиаттом. Позднее они попали под власть Мидии. 38:6. Дом Фогарма. Фогарма, по всей вероятности, была столицей Камману, государства в Центральной Анатолии. Она упоминается в хеттских источниках как Tegaramara, а в ассирийских источниках – как Til-Garimmu. 38:11. «Неогражденная земля». Этим термином (который встречается также в Зах. 2и Есф. 9:19 ) обычно обозначаются сельские поселения, не огороженные стенами, без ворот, в отличие от укрепленных городов. Такие селения были плохо защищены от врагов. 38:13. Сава и Дедан. Царство Сава было крупным торговым центром в Юго-Западной Аравии, откуда экспортировались драгоценные камни, золото и благовония. Это царство упоминается в местных источниках и в ассирийских анналах. В 1-м тыс. до н. э. это было цивилизованное государство с крупными городами. Дополнительную информацию см. во 2Пар. 9:1 . Дедан был оазисом в центральной Аравии, где Тир закупал снаряжение для верховой езды. Его отождествляют с современным селением аль-Ула, расположенным на «пути благовоний» из Йемена в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

29:14. Верхний Египет. Верхний Египет (или земля Пафрос) включает всю территорию Египта к югу от Мемфиса. Согласно древним египетским преданиям, территория на юге Верхнего Египта считалась колыбелью его народа. Асархаддон Ассирийский объявил себя царем Мусура (Северного Египта) и Патуриси (Пафроса). 29:14,15. Слабые царства. Вероятно, здесь речь идет о том, что Египет будет ослаблен и станет зависимым, вассальным государством. Хотя не говорится, кому будет подчиняться этот народ, исторические данные на этот счет совершенно очевидны. Потерпев поражение от Камбиза в 525 г. до н. э., Египет стал вассалом Персии, что продолжалось в течение двух столетий. 29:17. Хронология. Эта дата – 26 апреля 571 г. до н. э., год или два спустя после осады Тира. 29:18. Осада Тира Навуходоносором. См. коммент. к 26:7. 29:18. Головы оплешивели, плечи стерты. Воины Навуходоносора трудились изо всех сил, перенося на голове и на плечах тяжелые ноши при проведении земляных работ во время осады Тира. Для сооружения откосов и насыпей перед стенами города требовались огромные объемы грунта и камней. Кроме того, предпринимались попытки построить дамбу, чтобы добраться до островной части города. Землю переносили в корзинах на головах и на плечах. 29:18. Без вознаграждения. Воины обычно получали в качестве вознафаждения часть добычи – рабов, скот и имущество. Однако Тир мог избежать разрушения, сдавшись на милость победителя – Вавилона. Поэтому город не был разфаблен. 29:19. Навуходоносор и Египет. Не возникало никаких сомнений, что Навуходоносор не оставит попытки завоевать Египет. Мидия захватила территорию к востоку от Тигра, отрезав Вавилон от торговли с Востоком, а египтяне с их финикийскими союзниками постоянно создавали проблемы в политике и торговле на Западе и вдоль арабских торговых маршрутов. Длительная, продолжавшаяся в течение тринадцати лет (по данным греческого историка IV в. Менандра), осада создала блокаду Тира и опустошила значительную часть Финикии (584–571 гг. до н. э.). Фрагментарные данные из летописи царя Навуходоносора в 37-й год его правления, свидетельства Геродота и Иезекииля (29:19–21) указывают на вторжение в Египет в 568 г. до н. э., но никаких сведений, кроме того, что была одержана победа над племенами пустыни, не приводится. Не исключено, что после этой кампании несколько военных гарнизонов были оставлены в крепости на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010