Этот прецедент нашел продолжение в следующем столетии, когда каждая из основных династий Северного царства (Иеровоам, Вааса, Амврий, Ииуй) возвышалась и терпела крах в соответствии с пророческими предсказаниями. Иногда назначенный царь соглашался ждать удобного момента (как, напр., Иеровоам), тогда как для других (напр., для Ииуя) пророческое предсказание было сигналом к государственному перевороту. На древнем Ближнем Востоке жрецы часто играли важную политическую роль, но нам неизвестно, чтобы какие-нибудь пророки на древнем Ближнем Востоке играли роль «создателя царя», как это было в Древнем Израиле. Тем не менее во всем Древнем мире считалось, что пророки не только возвещают послания богов, но и дают ход божественным деяниям. Например, ассирийский царь Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали обо всех недозволенных или негативных высказываниях, особенно со стороны пророков и толкователей снов. Поэтому неудивительно, что эта акция Ахии незамедлительно поставила Иеровоама под угрозу (ст. 40). 11:30. Раздирание пророческой одежды. Одежда, разодранная Ахией, очевидно, была обычным платьем, а не облачением должностного лица. Если учесть, что одежда стоила недешево, и у большинства населения имелось не более двух комплектов, эта акция выглядит тем более поразительно. Символические акции стали распространенным методом, используемым пророками для провозглашения вести. Некоторые из этих акций не выходили за пределы нормы, хотя обычно они принимали эксцентрический оборот (см.: коммент. к Иез. 4:1 ). Сопровождение пророческого высказывания акцией внушало убеждение, что пророчество приводится в действие и становится реальностью. Нечто подобное наблюдалось в отношении остального Древнего мира к магической сфере. В магической практике ритуальные действия почти всегда сопровождались заклинаниями, считавшимися необходимыми для достижения желаемого результата. Дополнительную информацию о связи поведения пророков с магическими процедурами см. в коммент. к 4Цар. 4:34; 5:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:15. Трубы. Труба, о которой здесь идет речь, – это бараний рог (shofar). Shofar издает звуки различной высоты, но не годится для исполнения мелодии, поэтому его используют в основном для подачи сигналов в военной или ритуальной обстановке. Бараний рог размягчали в кипятке, после чего сгибали, придавая ему характерную форму. 6:17. Скиния. Для обозначения шатра, в котором поставили ковчег, в оригинале используется не то же самое слово, которым обозначалась скиния – святилище, учрежденное на Синае. В хананейских религиозных текстах также сообщается о шатрах, предназначенных для пребывания богов. Археологи нашли в Фимне остатки мадиамского шатра-святилища, датируемого XII в. до н. э. Этот шатер состоял из покрывал, наброшенных на каркас из брусьев, но не был переносным. Переносные сооружения подобного типа (с завесами, висящими на золоченых столбах), предназначенные как для религиозных, так и для мирских целей, встречаются в Египте уже в середине 3-го тыс. до н. э. 6:17. Всесожжения и жертвы мирные. Жертва всесожжения полностью сжигалась на жертвеннике и была связана с прошением (см. коммент. к Лев. 1:3,4 ). Мирные жертвы давали основание для проведения совместной трапезы и почти всегда сопровождали заключение договоров. Дополнительную информацию см. в коммент. к 1Цар. 10:8 ; Исх. 24:5 ; Лев. 3:1–5 . Мирные жертвы имели место при венчании на царство ( 1Цар. 11 ) и при освящении храма ( 3Цар. 8 ). Возможно, установка ковчега в «скинии» была связана с празднованием вступления на престол. 6:17. Коронационные торжества. В ассирийских коронационных торжествах времен Тукультининурты I (XIII в. до н. э.) царь сбрасывал с себя царскую мантию и смиренно молился перед богом. Затем он повторно венчался и получал благословение. Торжества завершались шествием перед троном и принесением присяги на верность высокопоставленными сановниками. Сходство с праздником, устроенным Давидом, очевидно. Празднование посвящено Яхве, чей престол (ковчег) устанавливается в Иерусалиме. Давид сбрасывает царское облачение и возглавляет процессию, направляющуюся в тронный зал (скинию). Совершаются жертвоприношения. Ст. 21 позволяет предположить, что здесь происходит утверждение избрания Давида на царство. В анналах Ашшурбанипала, Саргона, Сеннахирима и Асархаддона сообщается также об основании новых царских городов. При этом в городе торжественно устанавливалась статуя божества, совершались жертвоприношения и устраивался пир, сопровождаемый музыкой и раздачей угощения народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:13. Астарты. Форма множественного числа имени Астарты, супруги Ваала в хананейском пантеоне, указывает на многообразие ее локальных проявлений. Эта богиня плодородия была в то же время богиней войны. В единственном числе это имя встречается только в 3Цар. 11и 4Цар. 23:13 , где оно относится к главной богине финикийского города Сидона. Фактически, в угаритских и финикийских текстах упоминается несколько богинь, считавшихся супругами Ваала (Анат, Ашерту, Ашера и др.). Возможно, популярность Астарты у хананеев объясняется соединением в ее образе привлекательных черт многих других богинь. Культ Астарты существовал также в Египте периода Нового царства (вероятно, благодаря расширению связей с Ханааном) и в Месопотамии. 2:11–19. Цикличность отношений с Богом. Представление о цикличности отношений с божеством было широко распространено на древнем Ближнем Востоке. Подъемы и падения объяснялись последовательностью определенных типов поведения, вызывающих то гнев божества и неисчислимые бедствия, то благосклонность божества и возрождение страны. Подобный ход мысли наблюдается, например, в рассказе ассирийского царя Асархаддона о разрушении Вавилона (совершенном его отцом, Сеннахиримом, в VII в. до н. э.). Отличие в том, что преступления в тексте Асархаддона носили ритуальный характер и что там не появляется спаситель, хотя Асархаддон дает понять, что эту роль он отводит себе. 2:16–19. Судьи. В английском языке понятие «судья» используется для обозначения лица, поддерживающего справедливость в рамках существующей судебной системы. Древнееврейское слово, используемое в контексте этой книги, обозначает лицо, поддерживающее справедливость в интересах колен Израилевых. Справедливость такого рода достигается защитой от иноземных угнетателей. Вопросы международных отношений обычно находились в ведении царей. Судьи отличаются от царей тем, что их власть не передавалась по наследству, а вступление в должность не сопровождалось официальной церемонией. Они не опирались на государственный аппарат, не располагали регулярной армией и не взимали налоги. Фактически, судья исполнял те же функции, что и царь, не пользуясь при этом никакими царскими привилегиями. Как и цари, судьи иногда разбирали гражданские дела (см.: 4:5), но это не было их главной обязанностью. Судья не считался «главой правительства», но имел право созывать ополчение. До установления монархии ни один представитель какого-нибудь колена не мог распоряжаться другими коленами. Единственным авторитетом для израильтян был Бог. Поэтому, если судье удавалось собрать ополчение из нескольких колен, считалось, что через этого судью действует Господь (см.: 6:34,35).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

е. «Золотой Карнак». Этот храм, воздвигнутый еще Пианхи, напоминает по расположению луксорский времен Аменхотепа III. К западу от него находилось пять других храмов, между прочим в честь Мут, перестроенный, Тахаркой из древнего меньших размеров, по образцу полуспеоса Рамсеса II в Себуа, и украшенный колоннадой с колоссальными фигурами Беса, храм Хонсу и другие меньшие. К западу от горы расположены две группы небольших пирамид, служивших. царскими усыпальницами. В различных провинциях царства продолжали почитаться боги, культ которых введен был еще во время египетских завоеваний или вошел впоследствии (напр., Бает в виде золотой кошки у 4-го порога). Подобно тому, как не туземный Дедун, а фиванский Амон сделался верховным богом нубийского царства, так и царь его долго выставлял себя не владыкой нубийцев и Эфиопии, а фараоном, «царем Верхнего и Нижнего Египта», даже более законным, чем сидящий в Бубасте или Саисе, и только временно, по необходимости, принужденным довольствоваться вторым и окраинным градом Амона, вместо древних священных Фив. Само собою разумеется, что попытки осуществить эти притязания делались при каждом удобном случае, и мы знаем о завоевании Египта при Пианхи и имеем серию эфиопских фараонов: Кашта (или Кшета, может быть, манефонов Зет), Пианхи, Шабака, Шабатака, Тахарка, Тануатамон. Уже некоторые из этих имен доказывают, что этнографически даже династия перестала быть египетской; изображения Шабаки и Тахаркй на египетских памятниках, особенно же последнего на зендширлийском барельефе царя Асархаддона, обнаруживают несомненно негрский тип. Таким образом, нескольких поколений было достаточно, чтобы онегрить царский дом. И войско было сплошь туземным; еще в древности нубийские солдаты служили в Египте. Только немногочисленные чиновники, художники, да некоторые жрецы напатского храма были, по возможности, египтянами или египетскими образованными нубийцами, необходимыми для поддержания связи с культурой и для придания двору, религии и управлению египетского облика.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

3 . Внимательное изучение Авд.20 может пролить свет на датировку книги. Можно предположить, что слово «переселение» ( – «галут»), «которое дважды повторяется в Авд. 20 , относится к иудейским пленникам, уведённым в Вавилон» 375 . В еврейском тексте выражение «переселённые из Иерусалима» из Авд. 20 «встречается также в Иер.40:1 , в контексте вавилонского переселения 587–586 гг. до Р.Х» 376 . В 4Цар.24:14 сообщается о переселении всего Иерусалима, кроме «бедных людей земли», произошедшего ещё до сожжения храма. Причём, согласно 4Цар.24:17 , « всё войско , числом семь тысяч, и художников, и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвёл царь Вавилонский на поселение в Вавилон». Это очень напоминает слова Авд.20 , где упоминаются именно «переселённые из войска сынов Израилевых». В этом же стихе упоминается Сефарад как некая неизвестная страна или место, где иудеи были в плену. Это слово нигде больше в Библии не встречается, и, будучи, вероятно, искажённым, может иметь различные значения: «например, Сардис в Лидии, или мидийский город Сапарда, или Сепарваим, упоминаемый в 4Цар.17:24 » 377 . Сапарда располагалась к югу от озера Урмия, в Северо-Западной Мидии 378 . Этот город упоминается ещё в текстах ассирийского царя Саргона II. В летописях царя Асархаддона упоминается sabarda. В 4Цар.17:6 и 4Цар.18:11 говорится о том, что пленники из Северного царства были перемещены в города мидийские. Можно предположить, что путь некоторых жителей Иерусалима во время вавилонского переселения также пролегал через эти области 379 . В различных переводах Ветхого Завета употреблены разные слова, обозначающие это место: так, «LXX и арабский толковник переводят Ефрата; халдейский, сирский и новейшие толковники – Испания; Vulgata – Босфор; блаженный Иероним в своём комментарии на это место говорит, что Босфор у иудеев называется Сефарад» 380 . Впрочем, блаженный Иероним, рассуждая об этом, ссылается на некоего иудея, утверждавшего, что Сефарадом евреи называли Босфор как место ссылки евреев при императоре Адриане. Блаженный Иероним приходит к выводу, что «здесь мы можем разуметь любое место царства вавилонского» 381 . Нельзя также не упомянуть тот факт, что в Авд.20 содержится, возможно, искажённое слово Халах – место плена, упоминаемое в 4Цар.17:6 382 . (Также есть упоминания в 1Пар.5:26 .) Это название может быть прочитано вместо слова «войска», достаточно лишь «переставить всего одну букву в древнееврейском слове. Это место в Ассирии стало местом пребывания в плену части северных пленников» 383 . (Впрочем, эти пленники были переселены намного раньше событий 586 г. до Р.Х., ещё во времена ассирийских завоеваний.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Персидский царь отвёл реку с помощью канала в озеро, которое, собственно, было болотом, а таким образом старое русло сделалось проходимым. После того как вода в реке спала, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу вошли в Вавилон. Если бы вавилоняне заранее узнали замысел Кира или вовремя заметили его действия, то, конечно, не только не позволили бы персам проникнуть в город, но даже совершенно уничтожили бы врага. Ведь они могли просто запереть все ведущие к реке ворота и, взойдя на стены по обеим берегам реки, поймать персов, как в ловушку. Однако теперь персы внезапно напали на вавилонян. Город же Вавилон столь огромный, что, по рассказам тамошних людей, горожане, жившие в центре, не знали, что враги уже заняли окраины. В это время они по случаю праздника плясали и веселились до тех пор, пока слишком хорошо не узнали [своё ужасное положение]. Так-то Вавилон был взят тогда в первый раз. [История. Книга первая. Клио.] Приложение 3. Мидия Родственные друг другу мидийские и персидские племена осели на Иранском нагорье ещё в глубокой древности. Мидяне – в Северном Иране, а персы южнее мидийцев, ближе к Персидскому заливу. Ассирийские надписи рассказывают о целом ряде походов против страны Мадай и соседней с ней Парсуаш, т.е. Мидии и Персии. Эти походы и воинские успехи приписывались очень многим государям – Салманассару II, Тиглатпаласару II, Саргону, Синаххерибу, Асархаддону, Ашшурбанипалу – и это свидетельствует только о том, что мидийцы нелегко покорялись иноземным завоевателям и умели среди своей горной страны, местами достигающей до 4,5 тысячи метров, отстаивать свою независимость даже тогда, когда этот народ не имел одного общего вождя. Мидяне были первым народом, сбросившим в 674–­672 гг. ассирийское иго. Романтическая природа мидийского плоскогорья, северный край которого опускался к Каспийскому морю лесистыми уступами и плодородными долинами, где зелень лугов прерывается скалистыми обрывами, соляными озёрами и нефтяными ключами, манила к себе похотливый глаз завоевателей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Например, окончание стиха Иов.7:20 первоначально выглядело так: «я стал Тебе в тягость» (такой вариант встречается в некоторых еврейских рукописях и в Септуагинте), тогда как в результате редакции появился следующий вариант: я стал самому себе в тягость. Вообще, чаще всего исправление ограничивалось заменой местоименных суффиксов и редакции подвергались эвфемизмы, а также те отрывки, в которых, как казалось, умалялось достоинство Бога по отношению к человеку. Однако ряд ученых полагают, что не все те места, которые иудейская традиция считает исправлениями книжников, в оригинальном прочтении имели такой вид, какой указывают еврейские источники. Например, одной из известных корректур книжников является фраза: Авраам еще стоял пред Господом (ср.: Быт.18:22 ). Иудейские комментаторы считали, что изначально данная фраза звучала так: «Господь еще стоял пред Авраамом», однако такое утверждение кажется сомнительным. На указанных примерах видно, что исправления соферов не были радикальным изменением священного текста и привнесением в него иного смысла, а имели характер редакторской правки. Хотя следует заметить, что в русской библеистике имеет место неоднозначное отношение к корректурам книжников и некоторые их исправления оцениваются весьма критически 10 . Наконец, как сообщает Талмуд, книжники занимались текстологической работой и стремились минимизировать количество разночтений в рукописях. Метод их работы был прост: сравнивали несколько рукописей и в тех местах, где были различия, выбирали чтение, которое поддерживалось большинством документов 11 . 2.2. Самарянское Пятикнижие Самарянский народ, сохранивший нам древнее Пятикнижие (IV в. до Р.Х.), произошел от смешения евреев, оставшихся в Палестине после падения Израильского царства в 722 году до Р.Х., с язычниками из различных областей Ассирии, которых Ассирийские цари Саргон и Асархаддон переселили в опустевшие места северной Палестины ( 4Цар.17:24 ). В первый век истории этого нового народа его религия представляла собой смесь языческих религий с богооткровенной религией еврейского народа, о чем говорится в 4Цар.17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АШШУРБАНИПАЛ [Ашшурбанапал; ассир. ššûr-b  ni-apli - Ашшур произвел потомство], последний ассир. царь (ок. 668-630 гг. до Р. Х.). После смерти своего отца Асархаддона А. стал царем Ассирии, а его брат Шамашшумукин - подначальным ему царем Вавилонского царства, выделенного из состава ассир. владений. 1-е десятилетие правление А. было весьма успешным: зависимость от Ассирии признали Манна, юж. часть М. Азии, включая Лидию, а также Мидия. Однако в 655-654 гг. до Р. Х. от Ассирии отпали Египет и Лидия, в 653-648 гг. А. должен был воевать одновременно с Эламом, мидянами и восставшим Шамашшумукином, к к-рому присоединились в надежде сбросить ассир. иго финик. правители и араб. племена. В заговор с ними вступил и иудейский царь Манассия , считавшийся вассалом Ассирии. Но А. справился с этой опасностью: союзники-скифы разгромили и подчинили себе мидян, в 648 г. до Р. Х. А. смог взять Вавилон. Он вызвал туда ряд правителей вост. средиземноморья для расследования их участия в восстании. Манассии удалось оправдаться, и он был возвращен на царство в Иудею (см. 2 Пар 33. 11-17). В сер. 40-х гг. VII в. до Р. Х. А. вновь смог подчинить себе Лидию и арабов и впервые за ассир. историю аннексировать Элам (639) и подчинить Урарту и Персию (643). Ассирия намного расширила свою территорию, но попала в фактическую зависимость от скифов. Ок. сер. 30-х гг. VII в. до Р. Х. они разорвали союз с А. и опустошили зап. часть Ассирийской державы, отторгнув от нее Сирию и Палестину. А. ок. 630 г. до Р. Х. был отстранен от ассир. престола, к-рый занял его сын Ашшурэтелилани. Признав его власть, А. остался правителем только Вавилонии, где и умер в 627 г. до Р. Х. Вскоре Ассирия пала под ударами мидян и вавилонян. Возможно, А. послужил прототипом для возникновения в античной традиции (Геродот, Страбон, Лукиан и др.) легендарного образа ассир. царя Сарданапала, прославившегося баснословным богатством, праздностью и самовластием. По приказу А. в Ниневии была собрана огромная б-ка памятников месопотамской письменной культуры, насчитывавшая более 20 тыс. клинописных глиняных табличек с текстами различного содержания, оказавшими неоценимую помощь в понимании ВЗ. Лит.: Масперо Г. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. М., 1916; Соловьева С. С. Из истории освободительной борьбы народов Передней Азии с ассирийским гнетом в сер. VII в. до Р. Х.//ВМУ: история. 1968. 5. С. 64-79; она же. Элам и завоевательная политика Ассирии при Ашшурбанипале//Древний Восток и античный мир: Сб. ст. М., 1972. С. 76-83; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77260.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сеннахирим Сеннахирим (в совр. литературе – Синаххериб), [аккад. «Син (Бог луны) заменил мне (умерших) братьев» ], сын и наследник престола Саргона II, царя ⇒ Ассирии . Несмотря на многочисл. трудности, которые выпали на период его правления (705–681 гг. до Р.Х.), С. удалось сохранить единым унаследов. от отца царство. Новых завоеваний он не совершил. После смерти Саргона его старый противник халдей ⇒ Меродах Валадан (Беродах Баладан), царь Вавилонии, по-видимому, опять стал искать союза с властителями Палестины, о чем говорит тот факт, что халдей направил посольство к Езекии ( 4Цар. 20:12 ). С. победил Меродаха Валадана и изгнал его из Вавилона, а затем, в 701 г. до Р.Х., предпринял поход на запад. Первыми пали финик. города на побережье, потом Ашкелон (библ. Аскалон) в Филистимской земле. Экрон, жители которого свергли своего царя Пади и выдали его Езекии, оказал ассирийцам ожесточ. сопротивление. В завоев. Лакише (библ. Лахисе), осада которого изображена на рельефе из Ниневии, С. принял посланную Езекией дань ( 4Цар. 18:14 ). Но отправл. на захват Иерусалима войска вынуждены были возвратиться. Не добившись успеха, они встретили царя уже под Ливной, куда он, видимо, отступил перед приближавшимся егип. войском ( 4Цар. 19:8 ). Под Елтеке произошло сражение, в котором союзные войска египтян и эфиопов были разбиты, но отошли без преследования. Экрон пал и был наказан. С. вновь назначил царем Пади, которого Езекии пришлось отпустить. Но занять Иерусалим С. так и не удалось, т.к. ангел Господень погубил в одну ночь 185 тыс. человек в стане ассирийцев, и войско С. отступило ( 4Цар. 19:35 ). (⇒ Езекия) С этих пор силы С. были направлены на подавление продолжавшегося восстания в Вавилонии, пока он наконец не разрушил Вавилон в 689 г. до Р.Х. С. покинул постр. ⇒ Саргоном г. Дур-Шаррукин, а свою столицу Ниневию укрепил новыми крепостными сооружениями, украсил дворцами, построил в ней водопровод, вероятно, первый в Месопотамии. В 681 г. до Р.Х. С. был убит двумя своими сыновьями ( 4Цар. 19:37 ). Его наследником стал ⇒ Асархаддон. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Арвадеи Хананейское племя, населявшее город Арад и др. и во времена прор. Иезекииля считавшееся искусным в мореплавании и воинственным на службе царей ассирийских. Арехьяне Один из восточных народов, область которых – Эрех –издревле входила в состав Вавилонского царства и лежала на Тигре между Сузианой и Вавилонией. Ассирийцы Жители могущественной империи в Азии, судьбы которой предсказаны прор. Иезекиилем. В общем значении слова Ассирия заключала в себе все страны и народы до Средиземного моря на западе и до реки Инда на востоке. Афарсафхеи Название народов, переселенцев во времена ассирийского царя Асардана (Асархаддона) приведенных в Самарию. Вавилоняне Население Южной Месопотамии (Вавилонии) II-I тыс. до Р. Х. говорившее на аккадском языке. Название образовано от названия одноименнойобласти, имя которой, в свою очередь, восходит к городу Вавилон — столице этих земель. Захват халдеями Вавилонии привел к постепенной арамеизации местного населения. Галаты Воинственные племена галльского или кельтского происхождения, переплывшие Геллеспонт и поселившиеся в Малой Азии, к востоку от Фригии, ок. 280 г. до Р. X. После непродолжительного сопротивления смирились перед Римом и сделалась римской провинцией в 26 г. по Р. X. Обращены в христианство св. ап. Павлом. Гергесеи Один из хананейских народов, происходят от Гергесея, пятого сына Ханаана. Жили на западной стороне Иордана, владения их были отданы Богом израильтянам. Под этим именем обыкновенно понимают дагов Геродота, пастушеское племя Персии, обитавшее к юго-востоку от Каспийского моря. Некоторые исследователи считают, что от них произошли современные дагестанцы и даже датчане. Одно из ассирийских племен, переселенных Аснафаром в Самарию, после того как израильтяне были отведены в плен Салманассаром. Старались воспрепятствовать восстановлению Иерусалимского храма при Зоровавеле, когда же по повелению Дария работы возобновились, динеи снова вмешались в дело строения, но Дарий приказал им помогать в работах строителям. Евеи (Хивеяне)

http://azbyka.ru/shemy/biblejskie-narody...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010