6:9–10 Служение Исаии парадоксально, поскольку именно таково возвещаемое им слово Божие ( Мф. 13,13–15 ; Рим. 11,7–10,25 ). Пророческое слово скрывает путь Господень от религиозных и светских вождей (29,9–12) и открывает его смиренным и кротким (29,18;35,5; 42,7.16.18.19; 43,8). 6 десятая часть. Опустошение, вызванное ассирийским и вавилонским нашествиями, приведет к очищению остатка Израиля («десятой части»). святое семя будет корнем. Те из остатка народа, которые укоренены в вере, переживут все невзгоды и дадут новую поросль. Глава 7 711,16 Исаия изрекает ряд пророчеств о суде и надежде, относящихся к войне Иудеи с Израилем и Сирией (734–732 гг. до Р.Х.). 7 во дни Ахаза. Союз Сирии и Израиля против Иудеи существовал в период 734–732 гг. до Р.Х. Еще при жизни царя Иоафама, Факей, царь Израиля, и Расой (Рецин), царь Сирии, предпринимали совместные враждебные акции против Иудеи. К 734 г. до Р.Х. угроза со стороны сирийско-израильского союза стала еще более актуальной. 7 дому Давидову. Такое обращение к Ахазу служит напоминанием о завете, который Господь заключил с Давидом, пообещав даровать ему вечное потомство, престол и царство ( 2Цар. 7,12–16 ). Попытки свергнуть этот род и заменить его другим (родом «сына Тевеилова», ст. 6) не могут увенчаться успехом, поскольку обещания Господа неизменно верны. всколебалось... колеблются. Надменный царь Ахаз оказался неспособным успокоить свой народ. Реакция правителя вызвала панику у всего народа (см. 22,3 и ком.). 7 Шеарясув. Имя означает «остаток возвратится» (10,20–22). 7 не страшись. Цель этого ободрения состоит в том, чтобы обратить взор Ахаза от безнадежной политической ситуации к Божиему видению. от двух... дымящихся головней. Оба царства в скором времени были разрушены: Дамаск Феглаффелласаром III (Тиглатпаласаром) в 732 г. до Р.Х., а Самария Саргоном II в 722 г. до Р.Х. 7 Господь Бог... говорит. Сбудется только то, что говорит Господь; совет земных царей не может устоять перед Господом. 7 шестьдесят пять лет. Имеется в виду не разрушение Самарии, которое последовало через 13 лет после изречения этого пророчества (в 722 г. до Р.Х.), а депортация остатка израильского народа в Ассирию и заселение опустошенной территории Израильского царства переселенцами из Месопотамии при ассирийском царе Асархаддоне (см. ком. к 37,38; 4Цар. 17,24 ; Езд. 4,2 ). Таким образом, пророчество включает в эти 65 лет 14 лет правления Ахаза, 29 лет правления Езекии и 22 года правления Манассии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В последние годы существования израильского царства в Фисве Неффалимовой жил благочестивый израильтянин Товит, рано лишившийся отца и воспитанный своей матерью Девворою в традиционной вере и благочестии. Несмотря на господствовавшее в то время служение тельцам и Ваалу в северном царстве, Товит оставался верным Богу Завета и Его Закону, совершал паломничества в Иерусалим на праздники и неукоснительно вносил предписанные Законом десятины для священников и левитов, а также для вдов, сирот, пришельцев и бедных. Вместе со своей женой Анной и сыном Товией Товит был взят в плен и переселен в Ниневию ассирийским царем Енемессаром (Салманассаром). В Ниневии Товит старался строго соблюдать предписания Закона и, в противоположность своим братьям и соотечественникам, воздерживался от вкушения пищи, запрещенной Законом. Товит постепенно приобрел в Ниневии большое состояние в результате успешной торговли, сам Салманассар обратил внимание на его деловитость и сделал его поставщиком царского двора. Занимая высокое положение, Товит использовал богатство не только для себя, но усердно оказывал благодеяния своим соотечественникам, жестоко угнетаемым ассирийцами: раздавал хлеб и одежды нуждающимся и погребал умерших. Сначала он делал это беспрепятственно, но, когда царем стал Сеннахирим, для ассирийских пленников настало еще более тяжелое время. По возвращении из неудачного похода в Иудею этот царь предавал смерти многих пленных израильтян, трупы которых Товит тайно предавал погребению, согласно ритуалу по Закону Моисея. Когда об этом донесли царю, Товит вынужден был бежать из Ниневии, но после того как престол наследовал Сахердан (Асархаддон), он получил возможность возвратиться при содействии своего племянника Ахиахара, главного министра царя, и продолжать добрые дела. Однажды ночью, после погребения, которое сделало его «нечистым» по Закону, он заснул во дворе дома, где «воробьи испустили теплое» на глаза его, и у него образовались бельма. Оказавшийся в тяжелом моральном и материальном положении, Товит обратился к Богу с усердной молитвой, в которой исповедал правосудие Божие в наказании пленом заблудившихся израильтян, не соблюдавших предписания Закона, a себе просил смерти (1, 3 – 3, 6). В это же время в Екбатане, столице Мидии, Сарра, дочь Рагуила и Едны, усердно молилась Богу об избавлении ее от несчастья, ибо ее семь женихов были умерщвлены злым и завистливым демонов Асмодеем «прежде, нежели они были с нею, как с женою». Молитвы, обоих были услышаны (3, 7–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Скала. ( .) Этот божественный титул обозначается в древнееврейском языке двумя понятиями, между которыми нет существенного различия. У народов, окружавших Израиль, этот титул как таковой не встречается, но мы знаем, что он использовался, так как является элементом в теофорных личных именах арамеев и аморреев. Скала может лежать в основании здания, служить защитой (за нею можно спрятаться) или благодатной сенью (где можно найти отдохновение), быть неприступной и неколебимой. Все эти качества сделали скалу метафорой, используемой для описания Бога. Пастырь. В древности на Ближнем Востоке боги и цари часто изображались как пастыри своего народа. Подобно овцам, которые полностью зависят от заботы своего пастыря, люди зависели от царя и богов. Шамаш, месопотамский бог солнца и правосудия, восхвалялся как пастырь всех, кто находится внизу. Египетский бог солнца Амон изображается как пастырь, который приводит свои стада на пастбища, питая тем самым свой страждущий народ. Щит. ( .) Накануне битвы следует выбрать щит, который соответствует характеру предстоящего сражения. Если речь идет об осаде города, то воину следует выбрать щит во весь рост, чтобы защититься от стрел и пущенных из пращи камней, которые градом сыплются со стен. В рукопашном бою, напротив, требуется небольшой щит, которым легко управлять и который позволяет отражать удары меча или копья. Почти во всех примерах в Псалтири (кроме 5:13) подразумевается небольшой щит. Метафора божества как щита широко использовалась на древнем Ближнем Востоке. Например, в пророческих оракулах, данных ассирийскому царю Асархаддону, богиня Иштар обещает, что будет для него щитом. Как богиня войны, Иштар известна также под именем «госпожа щита», а одним из названий ее планеты, Венеры, является в аккадском языке слово «щит», aritu. Твердыня. ( .) Эта метафора передается тремя древнееврейскими словами. Диапазон значений этих слов варьирует от таких природных убежищ, как скала или пещера, до фортификационных сооружений – крепости, укрепленного города и даже цитадели внутри города. В одном ассирийском тексте царь уподобляется крепости для своего народа. В египетской и аккадской литературе подобного рода метафоры для божества не встречаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

108:7–16. Проклятия и заклинания. Этот псалом называют «проклинающим», поскольку в нем призываются прюклятия на врагов. В древности на Ближнем Востоке такие проклятия усиливались или воплощались в жизнь при помощи магических ритуалов и заклинаний, однако такая практика считалась в библейской религии неприемлемой. Псалмы проклятия лучше раскрываются в свете принципа воздаяния (см. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири). Поскольку считается, что справедливость Бога требует наказания соразмерно совершенному греху, псалмопевец призывает проклятия, которые надлежащим образом поддержали бы справедливость. Эти проклятия того же порядка, которые Бог произносит в адрес Своих врагов (см.: Ис. 13:15,16 ). Выразительный язык этого отрывка включает в себя элементы восточно-семитской формулы проклятия, которая препоручает отмщение вражеским народам божеству. Примеры подобных косвенных проклятий встречаются в вассальных договорах ассирийского царя Асархаддона, где он обращается к сонму богов с просьбой покарать нарушителей договора. Вербальная формула нередко подкреплялась ритуальными действиями. Так, в одной арамейской надписи говорится: «Точно так же, как преломлены этот лук и стрелы, так Инурта и Адад сломают лук Матиэла (Matíel) и луки его князей». Псалмопевец высказывает косвенное проклятие, призывая Бога осмеять тщетные попытки врагов угрожать Израилю. Он не прибегает к магическим заклинаниям или ритуалам проклятия, но полагается на Бога, прося лишить их силы и сокрушить их оружие (см.: Иер. 49:35; 51:56 ; Иез. 39:3 ). 108:7. Молитва осужденного. Контекст позволяет заключить, что речь идет о молитве, произносимой во время суда. Такие молитвы могли сопровождаться клятвами о невиновности (как в Иов. 31 ). Если же на самом деле человек был виновен, эта клятва служила основанием для божественного наказания. 108:24. Пост. В небиблейских источниках древнего Ближнего Востока о посте говорится мало. Обычно пост соблюдали в связи с трауром. В Ветхом Завете пост имеет религиозное значение и, как правило, сопровождает просьбу перед Богом. Принцип заключается в том, что важность просьбы требует от человека сосредоточения всех духовных сил, так что физические потребности отходят на второй план. В этом свете пост можно рассматривать как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом ( Пс. 68:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

57:7–12. Проклятия и заклинания. Этот псалом называют «проклинающим», поскольку в нем призываются проклятия на врагов. В древности на Ближнем Востоке такие проклятия усиливались или воплощались в жизнь при помощи магических ритуалов и заклинаний, однако такая практика считалась в библейской религии неприемлемой. Псалмы проклятия лучше раскрываются в свете принципа воздаяния (см. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири). Поскольку считается, что справедливость Бога требует наказания соразмерно совершенному греху, псалмопевец призывает проклятия, которые надлежащим образом поддержали бы справедливость. Это проклятия того же порядка, которые Бог произносит в адрес Своих врагов (см.: Ис. 13:15,16 ). Выразительный язык этого отрывка включает в себя элементы восточно-семитской формулы проклятия, которая препоручает отмщение вражеским народам божеству. Примеры подобных косвенных проклятий встречаются в вассальных договорах ассирийского царя Асархаддона, где он обращается к сонму богов с просьбой покарать нарушителей договора. Вербальная формула нередко подкреплялась ритуальными действиями. Так, в одной арамейской надписи говорится: «Точно так же, как преломлены этот лук и стрелы, так Инурта и Адад сломают лук Матиэла (Matíel) и луки его князей». Псалмопевец высказывает косвенное проклятие, призывая Бога осмеять ( в русском переводе – «возрадуется праведник») тщетные попытки врагов угрожать Израилю. Он не прибегает к магическим заклинаниям или ритуалам проклятия, но полагается на Бога, прося лишить их силы и сокрушить их оружие (см.: Иер. 49:35; 51:56 ; Иез. 39:3 ). 58:1. Заголовок. Скорее всего, упоминаемое в надписи событие относится ко времени, предшествующему вступлению Давида на престол, когда он был вне закона и его не оставляли в покое постоянные преследования приближенных Саула. Примеры такого рода слежки и преследований см. в 1Цар. 19и в повествовании в 1Цар. 24 . 59:1,2. Заголовок. Редакторы Псалтири иногда пытаются связать исторические события из жизни Давида с темой того или иного псалма. В данном случае речь идет о военной кампании Давида против арамеев (сирийцев) и идумеев (см. коммент. ко 2Цар. 8:3–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:19. Об одежде бросают жребий. Хотя римские воины имели право взять одежду казненного преступника (как воины, которые бросали жребий об одежде Иисуса), данных о том, что такое дозволялось воинам, совершавшим казнь в ветхозаветное время, не имеется. Тем не менее в этот период, насколько нам известно, военные трофеи распределялись по жребию, поэтому и одежды казненного могли делиться по жребию. Следует заметить, однако, что данный псалом не говорит о том, что жребий бросали сами палачи. В случае разделения наследства по завещанию допускалось использование жребия наследниками. В одном месопотамском плаче человек, находящийся на смертном одре, оплакивает тот факт, что его имущество уже поделено, хотя он еще не умер. 22:2. Забота о стаде. Овцы в Леванте паслись на плодородных пастбищах, а зимой содержались в загоне. Подобно верблюду, овца долгое время обходится без воды, но потом может выпить до девяти литров воды за один раз. В отличие от коз, отличающихся известной самостоятельностью, овцы нуждаются в пастухе, который находит для них пастбище и воду. Кроме того, пастырь дает им убежище, лечит и помогает ягнятам появиться на свет. Овцы полностью зависят от своего пастыря. В одном старовавилонском тексте царь Аммидитана заявляет, что бог Эа даровал ему мудрость быть пастырем своего народа. Он продолжает эту метафору, говоря, что находит им прекрасные пастбища и обеспечивает водой, охраняя их покой. 22:4. Жезл и посох. Жезл, которым погоняли скот, носили у пояса, а на посох опирались при ходьбе. И жезл, и посох при необходимости использовались как оружие ( 1Цар. 17:35 ). О том, что эти предметы с древнейших времен были атрибутами пастуха, свидетельствует надпись на цилиндрической печати 3-го тыс. до н. э. 22:5. Умастил елеем. Помазание маслом было одним из проявлений обычая гостеприимства: радушный и щедрый хозяин помазывал лоб гостя елеем. Это не только придавало сияние лицу, но и приносило благоухание в помещение. Так, ассирийский текст времен правления Асархаддона сообщает, что «царь смачивал лбы» своих гостей на царском пиру «отборным елеем». Масло смягчало и увлажняло кожу в жарком сухом климате Среднего Востока. В египетской «Песне арфиста» и в месопотамском эпосе о Гильгамеше изображены люди, облаченные в льняные одежды и с помазанными миром головами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:36. Носил бы запись на плечах. На плечах носили то, чем можно было гордиться (см.: Ис. 9:6; 22:22 ). Кроме того, надписи на повязках, носимых на голове, запястьях или на шее, служили постоянным напоминанием и свидетельством для окружающих ( Прит. 6:21 ; Исх. 8:16 ; Втор. 6:6; 11:18 ). 32:1–37:24 Речи Елиуя 32:2. Вузитянин. Вуз был племянником Авраама ( Быт. 22:20,21 ) и, возможно, родоначальником этого арамейского (Рамова) племени. Иеремия упоминает Вуза наряду с Савой и Деданом ( Иер. 9:25; 49:32 ; в русском переводе это упоминание отсутствует). В хрониках ассирийского царя Асархаддона встречается географическое название Вазу, которое может быть отождествлено с селением на острове Бахрейн в Персидском заливе. 32:19. Вино неоткрытое/новые мехи. Новые мехи могут выдержать забродившее вино, поскольку они растягиваются по мере увеличения объема вина, но если не давать выход парам, мехи может разорвать. 33:15,16. Бог говорит в ночном видении. См. коммент. к Иов. 4:13–15 . 35:10. Песни в ночи. Ночь обычно связывалась с опасностями и страхами, поэтому «песни в ночи» могут отражать перемену в настроении человека, когда к нему возвращается присутствие духа или он выражает твердую веру в Бога. С другой стороны, некоторые семитские термины, родственные слову, переведенному как «песнь», имеют значение силы или защиты, что находит параллели и в древнееврейском языке (напр., в песни Моисея в Исх. 15:2 ). 36:14. Блудники. Упоминаемые здесь «блудники», вероятно, связаны с хананейским культом плодородия. В целом о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в женском, так и в мужском роде и служит эвфемизмом для обозначения лиц, выполняющих определенные функции. В аккадской литературе этим понятием обозначаются мужчины и женщины, посвященные на служение в святилище или храм и входившие в число храмового персонала наряду с кормилицами и акушерками. См. также коммент. к 4Цар. 23:7 . 36:27. Круговорот воды в природе. Хотя некоторые комментаторы пытаются истолковывать этот стих как научное описание круговорота воды в природе, из контекста ясно, что речь идет о другом (см.: ст. 32, где Бог повелевает молнии, «кого разить»). На Ближнем Востоке в древности считали, что дождь изливается из небесного океана – огромного водного резервуара, который в виде мантии окаймляет землю, а также из подземного источника. Таким образом, существовали воды «нижние» и воды «верхние». Считалось, что именно из этих вод Бог изливает на землю капли дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

125:4. Потоки на полдень. В сезон дождей в Палестине вади напоминают переполненные водой реки. Однако в летнее время, когда вода особенно нужна, они пересыхают. В засушливом пустынном регионе к югу от Иерусалима периодическое наполнение водой этих вади приносило облегчение и жизнь. 128:6. Трава на кровлях. Верхняя кровля жилых домов в Израиле состояла из положенных поперек стен балок, между которыми укладывались тростник и трава. Вся крыша затем покрывалась глиной, чтобы заделать щели и защитить дом от проникновения воды. Иногда семена, сохранившиеся в траве, прорастали, но быстро увядали, не имея корней. 131:6. Ефрафа, Иарим. Ефрафа в ряде фрагментов отождествляется с родиной Давида ( Руф. 4:11 ; Мих. 5:2 ). «Поля Иарима»: обычно считают, что это Кириафиарим, где в течение двадцати лет хранился ковчег Завета. См. коммент. к 1Цар. 6:21 . 131:7. Поклонимся подножию. Во-первых, следует отметить, что ковчег Завета считался подножием невидимого престола Божьего (см. коммент. к Исх. 25:10–22 ). Во-вторых, подножие должно рассматриваться как неотъемлемая часть царского престола. В-третьих, подножие престола символизирует покорение царем своих врагов (см. коммент. к Пс. 109:1 ). И, наконец, поклонение подножию является таким же способом выражения почтения, как и обычай простираться ниц перед Богом или царем. На «Черном обелиске» Салманасара III израильский царь Ииуй изображен целующим землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» боги целуют ноги Мардука, подавившего мятеж и ставшего верховным богом пантеона. «Обхватить ноги» означало выразить самоуничижение и мольбу. Эта поза описывается в самых разнообразных литературных аккадских источниках, когда речь идет о беженцах или просителях, выражающих таким образом свою покорность. 131:17. Рог Давиду. См. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 131:17. Светильник помазаннику. См. коммент. к Пс. 17:29 . 132:2. Елей на голове. Гостям на пирах в Древнем мире щедрые хозяева часто умащали лбы елеем. Так, например, в ассирийском тексте времен правления Асархаддона сообщается, что царь «смочил головы» своих гостей на пиру «отборными маслами» (елеем). Елей предохранял кожу лица от высыхания в жарком климате Среднего Востока. В египетской «Песне арфиста» и в месопотамском эпосе о Гильгамеше изображены люди, облаченные в тонкие льняные одежды и с помазанными миром головами. При помазании священников использовалось самое лучшее масло, и это символизировало дары Бога Своему народу и ту ответственность, которая возлагалась на его вождей с помощью этого ритуала. В практике израильтян помазание было знаком избрания и часто связывалось с наделением Духом. См. коммент. к Лев. 8:1–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В Ниневии Ашшурбанипал собрал колоссальную библиотеку, из которой при раскопках были обнаружены около 22 тыс. глиняных табличек с текстами исторического, религиозного и магического, а также астрономического и математического содержания, оказавшими неоценимую помощь в понимании Ветхого Завета. В то время как царь оставался в своей столице, его полководцы вели сражения, чтобы предотвратить распад огромного царства, унаследованного Ашшурбанипалом от отца. Ассирийская держава В Египте был разбит фараон Тахарка (Тиргак), захвативший власть над страной после смерти Асархаддона, и ассирийское господство было восстановлено. Во время второго похода в 663 г. до Р.Х. ассирийцы взяли штурмом считавшиеся неприступными Фивы (Но-Амон; ср. Наум 3:8-10). Новым фараоном под верховным владычеством ассирийцев был поставлен Псаммитах, сумевший позднее добиться независимости с помощью лидийского царя Гигеса, которого за это постигла месть Ашшурбанипала. Внутренние трудности Ассирийского царства и борьба с Вавилоном и Эламом не позволяли Ашшурбанипалу предпринять новый военный поход. С братом Шамаш-Шум-Укином, которого их отец назначил наместником в Вавилоне, у Ашшурбанипала возникли продолжительные трения, окончившиеся открытой борьбой. Ашшурбанипал в конечном итоге одержал победу над братом и его союзниками и подчинил себе Вавилон и Элам (648 г. до Р.Х.). В Библии Ашшурбанипал достаточно определенно упоминается только в книге Ездры (Езд 4:9 и след.) как " Аснафар, великий и славный " , поселивший в Самарии переселенцев из разных частей своего царства] . «От имени Ашшурбанипала и при непосредственном участии ассирийских солдат было завершено строительство стен Вавилона. Не жалея средств на строительные работы и щедрые дары вавилонским храмам, Ашшурбанипал не только подчеркивал свою власть над Вавилонам, но и стремился завоевать симпатии вавилонского гражданства, примирить его с ассирийским господством». На восстановление государственности и царские щедрые дары Вавилон ответил восстанием. С большим трудом и жертвами Ашшурбанипалу удалось подавить его. Жестоко подавить. А что же вы хотели?!

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

В лучшем виде дошел договор царя Ассурнирари с Матиилу арпадским, в нем, между прочим, описываются церемонии, которыми сопровождалось заключение договора. Сюда примыкают и многие другие подлинные документы, частью международного, частью внутреннего характера, напр., донесения ассирийских чиновников и губернаторов, как по различным текущим делам, так и по таким крупным вопросам, как, напр., царю Ассурбанипалу – о состоянии Элама и других восточных стран, вероятно, Асархаддону – о Вавилонии, о том же – Саргону II и т. п. Документов этого рода имеют высокую ценность уже потому, что их авторы не старались прикрашивать своих сведений, а, напротив, в их интересах было сообщать одну правду. Стиль – строго деловой без литературных претензий. К сожалению, у них не было привычки выставлять даты, а иногда недостает у документов и адреса. Кроме того их стиль очень труден для понимания. У нас есть и письма царей, напр., переписка Хаммурапи, царя вавилонского, с Синиддиннамом, управителем Ларсы (касаются внутреннего управления); письма других древне-вавилонских царей из династии Хаммурапи; письмо Умманалдаша эламского к Ассурбанипалу и др. Сюда же можно отнести и такие памятники, как манифест Ассурбанипала к вавилонянам и его же воззвание к обитателям Приморской области; утвержденная грамота брату его Шамашшумукину, его же; знаменитый манифест Кира после покорения Вавилона и т. п. – Из Египта мы имеем также несколько царских писем и большое количество действительных и фиктивных (служивших школьными образцами) деловых бумаг и писем чиновников и частных лиц. Сюда же следует отнести отчет о путешествии египетского посла Унуамона, отправленного во время раздвоения Египта в конце XX династии в Финикию, уже тогда вышедшую из-под египетского владычества, покупать лес для потребностей Карнакского храма. Он рассказывает о своих приключениях у филистимлян, финикиян, на Кипре, при дворах местных князей. Папирус приобретен В. С. Голенищевым, им переведен и издан; в настоящее время хранится в Москве. Другой египетский памятник, повествующий о пребывании в Южной Палестине около XX в. египетского вельможи Синухета, не имеет официального характера и примыкает к категории беллетристических произведений, дошедших до нас в значительном количестве из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010