Ассирийский царь и Манассия; Манассия возвращается в Иерусалим; Манассия в темнице. Миниатюра Лицевого списка «Хроники» Георгия Амартола. Кон. XIII — нач. XIV в. (МДА. 100 Ф. 173) Ассирийский царь и Манассия; Манассия возвращается в Иерусалим; Манассия в темнице. Миниатюра Лицевого списка «Хроники» Георгия Амартола. Кон. XIII — нач. XIV в. (МДА. 100 Ф. 173) Судя по данным ассир. источников, Иудея при М. (   или  ) находилась в вассальной зависимости от Ассирии. В анналах Асархаддона (680-669) М. фигурирует как «царь города Йехуда», предположительно Иудея в то время представляла собой по сути город-государство, т. е. Иерусалим и окрестности ( Ahlstr ö m. 1993. P. 715). Тяжелое экономическое положение страны в определенный период правления М. (ср., напр.: Horn. 1988. P. 137) характеризует ассир. документ, в котором говорится, что Аммон платит Ассирии дань в 2 мины золота, Моав - мину золота, а Иудея - лишь 10 мин серебра (ANET. P. 301). В одном из источников времен Асархаддона М. упомянут вместе с 22 царями Сиро-Палестинского региона и Кипра, в обязанности которых входило доставлять древесину и камни на строительство царского дворца в Ниневии (ANET. P. 291). Согласно т. н. цилиндру Рассама, большинство этих царей, включая М., участвовали в 1-й егип. кампании (667 г. до Р. Х.) ассир. царя Ашшурбанипала (668-627) против фараона Тахарки (ANET. P. 294). Вероятно, М. восстал против зависимости от ассирийцев: согласно 2 Пар 33. 11, 13, он был взят ими в плен и отправлен в цепях в Вавилон, хотя впосл. и возвращен на царство в Иерусалим. В этой связи полагают, что М., напр., мог примкнуть к восстанию вавилонского царя Шамашшумукина против своего брата Ашшурбанипала в 652-648 гг. (см.: Ehrlich. 1965. S. 281-286). Ассирийцев могла насторожить фортификационная активность М., к-рый «построил внешнюю стену города Давидова... и провел ее вокруг Офела и высоко поднял ее. И поставил военачальников по всем укрепленным городам в Иудее» (2 Пар 33. 14). Среди этих усиливаемых царем цитаделей, как полагают, могли быть Арад, Телль-эль-Хеси ( Ahlstr ö m. 1982. P. 79), Хорват-Узза ( Finkelstein, Silberman. 2006. P. 156) и др.

http://pravenc.ru/text/2561806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСАРХАДДОН [библ. Асардан; ассир. Ашшурахиддина - (бог) Ашшур дал брата;], сын Синаххериба , царь Ассирии в 680-669 гг. до Р. Х. Упоминается в 4-й Книге Царств (19. 37), где описываются обстоятельства его прихода к власти, подробно известные по ассир. и арм. источникам. Синаххериб назначил А. наследником престола в обход своих старших сыновей - Адармелика и Шарруцура (библ. Адрамелех и Шарецер), к-рые в возникшей смуте убили отца. А. сумел подавить выступление братьев, и отцеубийцы вместе со своими сторонниками бежали в сев. царство Шубрия на склонах Сасунского хребта - отрога «Араратских (т. е. Урартских) гор». Впосл. А. захватил Шубрию (673 до Р. Х.), в 675 г. до Р. Х. завоевал и разрушил финикийский г. Сидон. А. восстановил разрушенный Синаххерибом Вавилон, совершал дальние военные походы в Иран, заключил союз со скифами и завоевал Египет (671 до Р. Х.). Однако к концу его правления большая часть иран. владений вышла из-под власти А., образовав независимое царство Мидия (672 до Р. Х.), впосл. уничтожившее Ассирию. А. продолжал политику своего отца, взимая дань с гос-в Сирии и Палестины. В ассир. источниках среди подчиненных А. царей упоминается иудейский царь Манассия , к-рый присылал А. драгоценные строительные материалы для украшения Ниневии. По примеру своих предшественников А. депортировал мн. пленных с вост. окраины империи (гл. обр. из Зап. Ирана), часть из к-рых он поселил в Самарии, где они приобщились под влиянием самарян к почитанию Бога (1 Езд 4. 2). А. умер во время похода в Египет, назначив преемниками сыновей: Ашшурбанипала в Ассирию и Шамашшумукина в Вавилонию, что позднее привело к ожесточенной войне между братьями. Лит.: Hirschberg H. Studien zur Geschichte Esarhaddons. B., 1932; Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935. Т. 2. С. 51-52; Wiseman D. J. The vassal-treatises of Esarhaddon. L., 1958; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/76582.html

Хотя и верно, что подневольное служение для многих народов оказалось меньше чем 70 лет, пророчество не намекает явно на то, что эти 70 лет «для Вавилона» следует считать с 605 г. до н.э.. Следует помнить, что всем народам было предречено стать служителями Вавилона: «все народы должны служить ему и его сыну, и его внуку» ( Иер.27:7 , НМ, с англ.). Некоторым народам пришлось подчиниться Вавилону даже ещё перед битвой при Кархемише в 605 г. до н.э.. Если же 70 лет «для Вавилона» отсчитывать со времени, когда Вавилон сокрушил Ассирийскую империю, выступая, таким образом, в роли [новой] доминирующей политической силы, тогда становится возможным даже ещё более точное применение этим 70 годам. Краткий обзор последних лет Ассирии сделает это более наглядным: АССИРИЙСКО-ВАВИЛОНСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ, 680–609 ДО Н.Э. АССИРИЯ ДО Н.Э. ВАВИЛОНИЯ Асархаддон (12 лет) 680 669 680 668 Асархаддон (12+1 лет) Ашшурбанипал (42 года) 668 627 667 648 Шамаш-шум-укин (20 лет) 647 626 Кандалану (21 + 1 год) Ашшур-этил-илани (4 года?) 626 612 Син-шар-ишкун (11 лет?) 625 605 Набопаласар (21 год) Ашшур-убаллит (2 года) 611–610 Ассирия повержена До 627 г. до н.э. Ассирия удерживала господство над многими странами, включая Вавилонию и территорию Хатти. Но после смерти Ашшурбанипала в том году, власть Ассирии пошла на спад. Набопаласар, правитель южной Вавилонии, изгнал ассирийцев из Вавилона в 626 г. до н.э. и захватил трон. В последующие годы он успешно завоевал независимость для Вавилонии. Самым важным источником по истории последних лет Ассирийской империи является хроника B.M. 21901, которая описывает события с 10 года Набопаласара до начала его 18 года царствования, т.е. с 616 по 608 гг. до н.э. В 616 году до н.э. Набопаласар напал на ассирийцев и поразил их, но египетская армия под предводительством Псамметиха I пришла на помощь ассирийскому царю Син-шаришкуну и Набопаласар предпочёл удалиться в Вавилон. К этому времени мидяне тоже начали атаковать Ассирию и в 614 г. до н.э. они взяли Ашшур, древнюю столицу Ассирии. После того, как город пал, Набопаласар, войска которого слишком поздно пришли на помощь мидянам, заключили союз с мидийским правителем Киаксаром.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Место и время создания повести до конца неясны. Очевидно, она написана в период после правления Асархаддона и до кон. V в. до Р. Х. То, что действие происходит в Ассирии, а также наличие в тексте аутентичных ассир. имен собственных, аккад. заимствований в повествовательной части позволили нек-рым исследователям предположить, что арам. версия является переводом с аккад. оригинала (П. Грело), возможно через персид. (А. Каули). К кон. XX в. большинство исследователей признали оригинальность арам. версии, в пользу чего говорят прежде всего игра слов, возможная только в арам. языке (Дж. Линденберджер), и использование синонимических пар, характерных для западносемит. лит. традиции. Лингвистический анализ показал, что повествовательная рамка и афоризмы написаны на разных диалектах арам.: язык афоризмов древнее - это один из западноарам. диалектов, локализующийся в Сирии (Дж. Гринфилд, Линденберджер); сама повесть написана на «имперском арамейском» диалекте, на к-ром написаны большинство арам. папирусов из Элефантины. Следов., афоризмы были записаны раньше, чем повесть (по мнению Коттзипера, во 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. до Р. Х. в одном из арам. гос-в юж. Сирии неподалеку от Дамаска). Отсутствие заимствований из персид. дает основания датировать написание повести временем до сер. VI в. до Р. Х.; вполне вероятно, что она была написана в Месопотамии, где в VII-VI вв. арам. язык уже в значительной степени вытеснил аккад., а егип. папирус является одной из копий этой повести. Линденберджер и др. указывают на то, что образ вероломного племянника, ситуация ниспровержения и реабилитации знатного вельможи хорошо известны в лит-ре Месопотамии. Коллекции афоризмов, загадок и притч также весьма распространены в шумеро-аккад. лит-ре, но они в равной степени известны и др. лит-рам Др. Востока, напр. егип. и древнеевр. (см. Премудрости литература ). Такие коллекции мудрых изречений, видимо, создавались везде, где имелась гильдия придворных писцов, в частности в арам. гос-вах 1-й пол. I тыс. до Р. Х. А. принадлежал к сословию царских писцов, в арам. повести он назван «мудрым и умелым писцом». В найденном в Уруке аккад. списке царей, правивших до и после потопа, указан ученый чиновник (  ) Асархаддона - «Аба-энлиль-дари, к-рого арамеи называют Ахукари». Т. о., коллекция мудрых изречений, созданная в одном из арам. гос-в, была впосл. соединена с легендарной историей о знаменитом царском писце и ему же было приписано их авторство.

http://pravenc.ru/text/77180.html

Самым активным и влиятельным борцом за независимость был вождь халдейского племени Бит-Якин Мардук-апла-иддин, упоминаемый в Библии под именем Меродах Валадан (Ис 39. 1). В 721 г. до Р. Х., воспользовавшись тем, что новый ассир. царь Саргон II был занят улаживанием внутренних проблем гос-ва, Мардук-апла-иддин короновался в Вавилоне и правил здесь ок. 10 лет. В 710 г. до Р. Х. армия Саргона II нанесла сокрушительное поражение халдеям и Мардук-апла-иддин бежал на юг В., где нашел убежище на территории своего племени. После смерти Саргона в 704 г. до Р. Х. Мардук-апла-иддин снова захватил власть в В. и попытался заключить союз против Ассирии с царем Иудеи Езекией (4 Цар 20. 12-21). Однако не прошло и года, как сын и преемник Саргона Синаххериб изгнал Мардук-апла-иддина из Вавилона. В В. росли антиассир. настроения, Синаххериб предпринял ряд мер, направленных на поддержание порядка, но они не принесли никакого результата. В конце концов он провозгласил царем В. своего сына, но в политическую игру включился Элам: в то время как армия Синаххериба сражалась на юге В., эламитяне обошли ассир. армию с севера и, заняв Вавилон, захватили в плен и казнили сына и наследника Синаххериба. Разгневанный царь Ассирии жестоко отомстил и вавилонянам, и эламитянам. Сначала ассир. армия опустошила Элам, а затем двинулась на В. В 689 г. до Р. Х. г. Вавилон был захвачен ассирийцами, разграблен и полностью разрушен. Немногие уцелевшие жители разбежались. Статую бога Мардука отправили в Ассирию. Преемник Синаххериба Асархаддон (680-669 гг. до Р. Х.) одной из важнейших задач своего царствования считал примирение с В. Эта политика обеспечила ему мир на юж. границах Ассирии. Часть огромных материальных ресурсов, к-рые приносили Ассирии ее завоевания, были направлены на восстановление Вавилона и строительство храмового комплекса Эсагилу, хотя статуя бога Мардука была возвращена в Вавилон уже после смерти Асархаддона. В своем завещании Асархаддон распорядился разделить после его смерти управление страной между 2 сыновьями. Старшему, Ашшурбанипалу , он оставил Ассирию, а младшему, Шамашшумукину , В., что вскоре привело к войне между братьями.

http://pravenc.ru/text/153803.html

28:2–11. Проклятия и благословения в древних ближневосточных договорах. Проклятия и благословения – неотъемлемые составляющие международных договоров 3–1-го тыс. до н. э., хотя их конкретное содержание и количественное соотношение в различные исторические периоды меняются. Поскольку договоры скреплялись клятвой именем богов, считалось, что проклятия и благословения будут посланы этими богами, а не участвующими в договоре сторонами. В данном случае это не имело принципиального значения, так как Бог был участником завета, а не просто сторонним наблюдателем. Многие из приведенных здесь проклятий встречаются в ассирийских договорах VII в. до н. э. Сходство можно обнаружить и в эпосе об Атрахасисе, где боги, прежде чем устроить потоп, насылают на землю различные бедствия, в том числе болезни, засуху, голод, порабощение и людоедство. 28:15–68 Проклятия завета 28:22. Патология на древнем Ближнем Востоке. Среди проклятий, встречающихся в текстах ассирийских договоров, имеются и различные заболевания. Патология всегда рассматривалась на древнем Ближнем Востоке как проявление сверхъестественных причин и следствий, поэтому виновниками болезней считались либо демоны, либо боги, разгневанные нарушением каких-то запретов. Под «чахлостью», очевидно, следует понимать туберкулез (редко встречавшийся в Древнем Израиле); кроме того, ст. 22 включает заболевания, характеризующиеся высокой температурой и воспалением. В ст. 27 перечислены различные кожные заболевания, а симптомы, описанные в ст. 28, характерны для сифилиса (обычно встречавшегося на древнем Ближнем Востоке в невенерической форме). Отсюда следует, что виды патологии определялись по совокупности симптомов. 28:23. Медные небеса, железная земля. В ассирийском договоре VII в. до н. э. (Асархаддона) содержится очень близкое по смыслу проклятие, не только использующее сравнения с медью и железом, но и развивающее эту тему угрозой бесплодия железной земли и прекращения выпадения дождей с медного неба. 28:25–29. Поражение от врагов, болезни, безумие, беззащитность. Точно такие же несчастья перечисляются в договорах Асархаддона, причем почти в таком же порядке. Следовательно, это был типичный элемент раздела проклятий в документах подобного типа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:17. Изменение имени. Как и в случае с Иоакимом, вавилоняне потребовали, чтобы Матфания изменил имя. В вавилонских хрониках сообщается только о том, что Навуходоносор II посадил в Иудее царя по своему выбору и что этот новый царь был ему «по душе», имея в виду, что он был «приручен» вавилонянами. Как и прежде, вавилоняне считали, что в их интересах дать царю другое еврейское имя, чтобы не побудить народ к восстанию. 24:18–25:26 Седекия Иудейский и падение Иерусалима 24:18. Хронология. Седекия, последний царь Иудеи, правил с 597-го по 586 г. до н. э. Нехао II (610–595 гг. до н. э.), Псамметих (595–589 гг. до н. э.) и Априй (589–570 гг. до н. э.) были правителями Египта, а Навуходоносор II (604–562 гг. до н. э.) – правителем Халдейского царства. 25:1. Осада Иерусалима. Очевидно, при нападении на Иерусалим в 587–586 гг. до н. э. вавилоняне использовали в качестве средства против защитного ската осадную «стену». В ассирийских источниках сообщается, что Асархаддон использовал подобное техническое изобретение при завоевании Шурпии, Урартского царства к югу от озера Ван, в 672 г. до н. э. Асархаддон утверждает, что его «воины вскарабкались на осадную стену и выиграли сражение». Вероятно, осадная стена делалась выше городских стен, чтобы воины нападающей стороны могли оказаться над защитной стеной. Как и ассирийцы во время осады Сеннахирима в 701 г. до н. э., вавилоняне систематически разрушали иудейские крепости в сельской местности, втом числе Лахис (см.: Иер. 34:7 ). Другой причиной устранения любой военной угрозы в окрестностях Иерусалима было предотвращение египетского вмешательства. 25:4. Бегство войска. Контекст этого трудного для истолкования стиха позволяет предположить, что царь и его телохранители пытались бежать из города в восточном направлении. Слово «военные», вероятно, относится к вавилонским солдатам, которые проделали брешь в городской стене, вынудив Седекию бежать. 25:5. Равнины Иерихонские. Царь выбрал «дорогу Аравы» ( в русском переводе – «ушел дорогою к равнине»), которая вела из Иерусалима в Иерихон и пролегала в степных местах рифтовой долины Иордана. Равнины Иерихонские – это открытые плоские пространства сухой земли к востоку от Иерихона, где вавилоняне могли легко настичь беглецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:9. Тиргак. Тиргак (Тахарка) был египетским царем 25-й эфиопской династии (690–664 гг. до н. э.). О географическом положении «Ефиопии» (Куша) см. в коммент. к Чис. 12:1 . Библейский титул «царь Ефиопский» мог быть пожалован ему в то время, когда он был наследным принцем, хотя в других источниках эта информация не подтверждается. Он энергично занимался строительной деятельностью в Египте, обновив храмы и городские стены в Мемфисе (царской резиденции), Фивах и Напате. Он оставил многочисленные надписи по всему Египту. До 61А г. до н. э. Тахарка вел активные военные действия в Леванте. В этом году на Египет напал Асархаддон Ассирийский, но был решительно оттеснен войсками Тахарки. Однако три года спустя Асархаддон захватил Мемфис, вынудив египетского царя бежать на юг. Следующее вторжение ассирийцев в 666 г. до н. э. привело к тому, что Тахарка бежал в Нубию. И все же его признавали царем Египта до самой смерти в 664 г. до н. э. 19:12,13. Перечень. Гозан находился в Сирии, куда были переселены изгнанники из Израиля (см. коммент. к 18:11). Харан лежал западнее Гозана на реке Балих в современной Турции. Рецев (Rasappa) – это, по всей вероятности, город, ставший столицей ассирийской провинции в Сирии, к востоку от Эмара и к западу от Мари, в верховьях Евфрата. Арамейское племя Bit-Adini (сыны Едена) в Северо-Западной Сирии было покорено Салманасаром III (858–824 гг. до н. э.) и переселено в Фалассар (Til-Ashshuri, «курган ассирийцев») – селение в горах Загрос на реке Даяле в Ираке. Емаф и Арпад были крупными арамейскими городами-государствами, завоеванными Тиглатпаласаром III (745–727 гг. до н. э.). Сепарваим предположительно определяют как Sipirani, к югу от Ниппура, хотя такой вариант, как Shabarain в Сирии тоже не исключается. Ена и Ивва неизвестны. 19:15. Сидящий на херувимах. Херувимы – это крылатые существа, ассоциирующиеся с ковчегом Завета и присутствием Яхве. Они же сопровождают Яхве в Его полетах (см.: Пс. 17:11 ). В ассирийских мифологических текстах они упоминаются как Karibu, божественные заступники. В ассирийском искусстве они изображаются в виде фантастических существ с одним или несколькими лицами (человеческими, бычьими, орлиными, львиными), с парой или двумя парами ног. Дополнительную информацию см. в коммент. к Исх. 25:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:9,19. Жертвоприношения. По всей вероятности, речь идет о жертвах всесожжения и мирных жертвах – двух основных видах жертвоприношений. Жертвы всесожжения обычно сопровождают прошение, тогда как мирные жертвы дают возможность для совместной трапезы перед Господом. Очевидно, эти жертвоприношения были связаны с воцарением Адонии. Жертвоприношение имело целью получение благословения от Бога и послужило основой пира, на котором Адония, следуя примеру Авессалома, заключил союз с присутствующими. Подобные совместные трапезы были неотъемлемым элементом союзных соглашений, о чем свидетельствуют тексты из Мари и амарнские письма. 1:9. Источник Рогель. Этот источник находится всего в 650 ярдах к югу от источника Гион в Кедронской долине (см. коммент. к 1:33) и в полумиле от дворца Давида. Очевидно, избрание этого места для совершения церемонии обусловлено тем обстоятельством, что источник находился на границе территорий Иуды и Вениамина, и его водами пользовались оба колена. Адония хочет показать, что опирается на те же силы, которые привели к власти Давида. Поддержка Иоава и Авиафара служила еще одним подтверждением верности этой традиции. Камень Зохелет, или Змеиный камень, – вероятно, некий валун, служивший ориентиром и связанный с ритуальными традициями. 1:21. Положение претендентов на престол. Месопотамские тексты изобилуют примерами уничтожения новым царем всех остальных претендентов на престол. Подобные «чистки», принимавшие форму мести политическим противникам, совершались и в последующие годы. Чтобы понять опасения Вирсавии относительно собственного будущего и участи Соломона, достаточно вспомнить убийство ассирийского царя Сеннахирима его сыновьями (681 г. до н. э.). Несмотря на то что царь назначил своим преемником Асархаддона, вспыхнула гражданская война, в которой каждого из соперников поддерживала определенная часть военных. В конечном счете Асархаддон отстоял право на престол и казнил убийц своего отца. Подобные интриги вокруг престолонаследия были обычным явлением на древнем Ближнем Востоке. Однажды между сыновьями Давида уже произошла кровавая схватка (см.: 2Цар. 13–15 ), а после его смерти вероятность полного истребления остальных претендентов на престол возросла. Асархаддон решил проблему престолонаследия, заставив своих союзников подписать соглашение, обязывающее их поддержать назначение двух его сыновей царями Ассирии и Вавилона, соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Эта история показывает, как внимательно относились к претензиям вавилонских аристократов Асархаддон и его сын Шамаш – шум – укин. И все же полностью реставрировать старый аристократический Вавилон они не смогли. В 689 г. он погиб навсегда. Восстановленный в 678 г. Вавилон был Новым Вавилоном, потому что рождалось новое вавилонское общество. В Вавилонии начинался аграрный переворот. Возрождались мелкое землевладение и полнокровное вавилонское гражданство, пришедшие в полный упадок перед 689 г. А теперь прервем на время рассказ о рождении Нового Вавилона и зададим себе вопрос: зачем Асархаддону и поддерживавшей его ассирийской аристократии понадобилось восстанавливать Вавилон и вавилонское гражданство, враждебное Ассирии? Ведь конечным результатом этой политики явилась гибель Ассирии при самом активном участии возрожденного Вавилона. Неужели Асархаддон и его окружение были настолько недальновидными, что собственными руками создали могильщиков своей родины? Ответ на эти вопросы дает анализ состояния ассирийского общества в VII в. до н. э. Выше уже говорилось о реформах Тиглатпаласара III и об их непосредственных результатах. Ассирийский народ погиб. Он растворился в массе арамееязычного населения империи, которое не было заинтересовано в сохранении Ассирийской державы. Это население, хотя и звалось ассирийским, ненавидело Ассирию, но не имело сил и возможности сопротивляться ее гнету. От народа страны Ашшур осталась кучка аристократов старых ассирийских городов Ашшура, Ниневии, Кальху, Арбелы, Харрана, а вокруг нее – море раскаленной добела ненависти. Эта кучка, жившая за счет пота и крови населения империи, не имела никакой другой опоры, кроме ассирийской армии, которая по своему составу все более и более переставала быть ассирийской. Вот во что превратилась Ассирия в VII в. до н. э. Наиболее проницательные представители ассирийской правящей верхушки понимали, что так долго продолжаться не может. И вот их взоры обратились на вавилонян. В этом братском народе они видели единственное спасение. Ассирия сможет избегнуть катастрофы только в том случае, если она объединится с Вавилонией. Дуальная ассиро – вавилонская держава – вот к чему пришла правящая верхушка Ассирии в поисках спасения от надвигавшегося краха. Этим и объясняется восстановление Вавилона Асархаддоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010