25:6. Привел к братьям. Возможно, неназванный израильтянин привел мадианитян-ку в свою семью как жену. Однако многие считают, что причиной негодования окружающих были ритуальные половые сношения. Приведя мадианитянку в свою семью, этот человек подталкивал своих родственников-мужчин к участию в запрещенном ритуале, несмотря на то, что израильтяне, возможно, каялись в своем давешнем идолопоклонстве. «Спальня» (ст. 8), в которую вошли израильтянин и женщина, по-видимому, находилась в священных пределах, что подтверждает ритуальный характер их отношений. Даже если этот ритуал имел целью плодородие, израильтяне не занимались в то время земледелием, поэтому трудно представить, какая здесь могла быть связь. С другой стороны, в Пс. 105культ Ваал-Фегора связывается с жертвами умершим («бездушным»). 25:8. Поражение. Ввиду отсутствия симптомов определить заболевание, поразившее израильтян, затруднительно. В медицинских текстах из Месопотамии делаются попытки обнаружить связь между определенными заболеваниями и вызвавшими их грехами. Израильтяне не разработали подобной иерархии заболеваний, но истолковывали любую эпидемию как наказание Бога. Эпидемическими и эндемическими заболеваниями Древнего мира были тиф, малярия, холера, туберкулез, сибирская язва, бубонная чума, дифтерия и многие другие. Вызванное Яхве «поражение» сходно с бедствиями, ассоциирующимися с «богами болезней» древнего Ближнего Востока. В Месопотамской мифологии Нергал (Эрра) – бог чумы и царь подземного мира. Соответствующее хананейское божество – Решеф, хеттское – Ишраппа. Мурсили, хеттский царь, правивший в этот период, жаловался в одной из своих молитв на чуму, продолжающуюся двадцать лет. Он рассматривает эпидемию как наказание за грехи своего отца. 25:13. Завет священства. Подобно завету, заключенному с Давидом ( 2Цар. 7:8–16 ; Пс. 88:29 ), этот завет относится к категории «вечных». Однако форма и содержание «вечного» завета не представляют собой ничего особенного. Такова характерная особенность текстов месопотамских договоров (см. ассирийские вассальные договоры Асархаддона). В данном случае благочестивый поступок Финееса является основанием для наделения членов этой ветви Ааронова рода исключительным правом на служение в храме (см. родословие в 1Пар. 6:3–14 , где прослеживается только линия Финееса, но не его братьев). 26:1–65 Второе исчисление

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

32:18. Кричали на иудейском языке. Иудейские книжники просили Рабсака (см. коммент, к 4Цар. 18:26 ) перестать говорить по-иудейски, потому что не хотели, чтобы народ на стене понял его речь. Его просили говорить по-арамейски – на языке, на котором жители Иудеи стали говорить лишь после возвращения из плена. Он удивил их своим знанием языка иудеев, библейского иврита. Грубый ответ Рабсака показал, что в его задачу входило уговорить Езекию и заставить его действовать. Рабсак (как провинциальный губернатор) мог быть даже израильтянином на службе у Сеннахирима, как Неемия и Ахикар (Ахиахар, «мудрец Сахердана», по Книге Товита). Арамейский язык родствен древнееврейскому. В этот период он уже стал дипломатическим языком межнационального общения на Ближнем Востоке. 32:27–29. Процветание Езекии. Это процветание изображено как возрастание царских доходов. Золото, драгоценные камни и благовония указывают на успешную торговлю и, возможно, сбор дани. Сельскохозяйственная продукция и обильные стада указывают на богатые урожаи и на хозяйственную сметку рачительного хозяина, который умеет собирать и хранить добытое добро. Такое благоденствие царя вызывает удивление, поскольку он был вассалом, и может служить свидетельством Божественного благословения. 33:1–20 Царствование Манассии 33:1. Хронология. Долгое царствование Манассии Тиль помещает во временном диапазоне с 690-го по 640 г. до н. э. Он мог быть соправителем своего отца. Его современниками были ассирийские цари Сеннахирим, Асархаддон и Ашшурбанипал. Среди известных египетских фараонов можно упомянуть его современников Тахарку и Псамметиха I. На протяжении большей части этого периода влияние Ассирии на Западе оставалось сильным. 33:4,5. Жертвенники в храме. Местоположение этих двух дворов остается загадкой для ученых. План храма в 3Цар. 6 дает представление лишь о внутреннем дворе. Точное местоположение этих жертвенников на большой территории внутреннего двора остается неизвестным. 33:5. Идолопоклонство Манассии. Поклонение небесному воинству (солнцу, луне и созвездиям) совершалось на жертвенниках во дворах храма и на крыше дворца (см.: 4Цар. 23:12 ). В древних текстах из Сирии-Палестины, которые датируются 2-м тыс. до н. э., описываются астральные культы. Эта практика была также широко распространена по всей Месопотамии в ту эпоху, а штамповые печати из Израиля показывают, что она была популярна и в Израиле. Звезды считались посредниками между богами и людьми, могущими управлять земными событиями. Ассирийские цари обычно изображались с эмблемами планет, которые, конечно, были тесно связаны с конкретными божествами (более подробно об этом говорится в коммент. к 4Цар. 23:4 ). Ассирийская политика того времени заключалась в том, чтобы не запрещать и не ограничивать местную религиозную практику, поэтому нет основания полагать, что Манассию принудили установить эти культы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:8. Амаликитянин. См. коммент. к Втор. 25:17–19 . Поскольку на амаликитянах лежала ответственность за недавнее нападение на Секелаг, город Давида (см. коммент. к 1Цар. 30:1 ), этот человек подвергал себя опасности, а его сообщению здесь могли не поверить. 1:9. Просьба Саула. Смерть была предпочтительнее жизни в плену (см. коммент. к 1Цар. 31:3–5 ). Просьба Саула говорит о его желании как можно быстрее и безболезненнее покончить с жизнью. 1:10. Венец и запястье. Очевидно, речь идет не о самом венце, а о так называемой «диадеме святыни», носимой на лбу или прикрепленной к венцу. Уже в шумерский период диадема была одним из знаков царской власти, вручаемых царю богом Ану. Пожалуй, наиболее известным примером является змей (урей) на короне фараонов, обладавший, согласно поверьям, защитными свойствами. В описаниях облачения первосвященника диадема обычно связана с «золотой дощечкой» (см. коммент. к Лев. 8:9 ). Запястье в Ветхом Завете нигде больше не упоминается, но в 1-м тыс. до н. э. браслет для ношения выше локтя был распространенным украшением. Древнейшие из найденных в Израиле образцов датируются XI в. до н. э. Запястья и диадема упоминаются в перечне драгоценностей, который ассирийский царь Сеннахирим вручил своему сыну и преемнику Асархаддону. 1:11. Раздирание одежд в знак скорби. Наряду с посыпанием головы пеплом раздирание одежд было обычной формой выражения скорби на древнем Ближнем Востоке. Один из примеров встречается в угаритском эпосе об Акхате (1600 г. до н. э.), в котором сестра героя, предсказывая приближающуюся засуху, раздирает одежды своего отца. Обычно таким способом проявляли горе по поводу смерти родственника, друга или выдающегося человека. 1:12. Траурные ритуалы. Многие траурные ритуалы ведут свое происхождение из отождествления живых с умершими, а также из стремления умилостивить или защититься от них. Однако проследить пути воплощения этих смыслов в те или иные ритуалы удается далеко не всегда. Оплакивание мертвых составляло важный элемент погребальных обрядов многих народов древнего Ближнего Востока. Не менее распространенной формой проявления скорби был отказ от пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:2. Ковчег, помещенный в храм в качестве военного трофея. Помещение ковчега в храм указывало на то, что Яхве, Бог Израиля, был пленником Дагона. Предполагалось, что превосходство Дагона доказано на поле сражения, а подчиненность Яхве проявляется в смиренном служении Дагону. Не исключено, что впоследствии победители намеревались подвергнуть Яхве еще большему унижению. Это весьма напоминает обращение победителей с захваченными в плен царями (см. коммент к Суд. 1:6,7 ). В древности известны случаи, когда в качестве военных трофеев захватывали статуи богов. В XVII в. до н. э. статую Мардука вывезли из Вавилона Hanaeans, в XIII в. – эламиты, в VII в. – ассирийцы, но всякий раз ее возвращали и снова устанавливали в храме. Статуя Шамаша была похищена из Сиппара сутеями (XI в.). В VIII-VII вв. до н. э. похищение статуй широко практиковали ассирийцы, и Исайя пророчествует, что эта судьба ожидает богов Вавилона ( Ис. 46:1,2 ). О захвате вражеских богов в качестве трофеев сообщает в своих анналах ассирийский царь Асархаддон. 5:3,4. Значение падения, рук и головы. Повторяющееся падение Дагона ясно указывало на то, что Яхве не побежден и отнюдь не намерен терпеть унижение. Если ковчег был помещен в храм Дагона с целью унижения Яхве, то отсеченные руки и голова Дагона означали его уничтожение. Обычно голову поверженного врага выставляли напоказ в доказательство его смерти (см.: 17:51–54), а отсеченные кисти рук служили для подсчета убитых в сражении (см. коммент. к Суд. 8:6 ). В одном угаритском тексте Анат, богиня войны, уносит с поля битвы головы и руки своих убитых врагов. Кроме того, учитывая способ изготовления подобных статуй, следует признать, что голова и руки не могли не отвалиться. В хеттской молитве этого периода содержится обещание изготовить статую царя в натуральную величину, голова, кисти рук и ступни которой будут из золота, а все остальное из серебра. Поскольку статуи, как правило, наряжали в одежды, наиболее тщательно отделанными и ценными были те части, которые оставались открытыми. Статуи почти никогда не отливались целиком, а состояли из частей, соединенных шипами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:23. Срубил кедры Ливана. Исайя пересказывает хвастливые речи ассирийского царя Сеннахирима. В ассирийских царских анналах IX-VIII вв. до н. э. постоянно используется образ царя, шествующего по непроходимым горным перевалам и срубающего на своем пути могучие деревья. Сеннахирим утверждает, что срубил кедры Ливана и использовал их для строительства своего дворца и общественных зданий в Ниневии. 19:28. Кольцо в ноздри. Этот образ имеет параллели в ассирийской литературе и иконографии. Асархаддон изображен на стеле из Зинджирли в Сирии ведущим тирского Этбаала и египетского царя Тахарку за веревку, привязанную к кольцам, продетым сквозь их губы. Ашшурбанипал сообщает, что пронзил щеки Уата (царя набатеев) острым инструментом и вставил кольцо в его челюсть. Таким образом, Исайя снова высмеивает обычаи ассирийцев. 19:29. Возрожденное сельское хозяйство. Этот стих указывает на то, что сельская местность была опустошена ассирийской армией. О том, что ассирийцы сознательно уничтожали сельские угодья противника, красноречиво свидетельствуют царские анналы. Тиглатпаласар III опустошил окрестности Дамаска, срубив его сады. Анналы этого царя сообщают, что таким же разрушениям подвергалась во время его кампаний Вавилония. Несмотря на все это, Исайя говорит Езекии, что «самородного» зерна будет достаточно на два года, прежде чем возобновятся обычные полевые работы. 19:32. Не бросит стрелы, не насыплет вала. В анналах Сеннахирима имеются подробные описания осады сорока шести городов и селений Иудеи. Более того, ассирийский царь заявляет, что «затворил» Езекию в Иерусалиме, «словно птицу в клетке», и воздвиг вокруг города «земляные валы». Тем не менее Сеннахирим нигде не говорит в своих анналах о том, что приступил к осаде Иерусалима, как он обычно делал при осаде других городов. Далее он описывает дань, посланную ему Езекией, а не захват самого города. Дополнительную информацию см. в статьях «Надписи Сеннахирима» и «Лахис» в коммент. ко 2Пар. 32 . 19:35. Божество, поражающее врага. Ашшурбанипал утверждает в одной из своих надписей, что Эрра (божество, символизирующее чуму) поразил Уата (царя набатеев) и его войско за нарушение условий договора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как бы там ни было, но многие учёные убеждают в том, что числительное „семьдесят” в Библии часто используется [в символическом смысле] как „приблизительное число”. Оно встречается 52 раза в Ветхом Завете и имеет множество различных значений: мера веса и длины, количество людей, временные периоды и т.п. Д-р Ф. Феншам (F. C. Fensham), обсуждая использование числительного „70” как в Библии, так и вне Библии, приходит к такому выводу: Вполне вероятно, что оно используется в качестве символического числа, подобно семёрке. Используя семь и семьдесят, древние семиты пытались делать различие между малым и большим символизмом. Когда „70” применялось к временным периодам, оно, должно быть, использовалось как уместный период наказания. В одной из строительных надписей ассирийского царя Асархаддона (680–667 гг. до н.э.), заявляется, что запустение Вавилона, после того как Сеннахерим разрушил его в 689 г. до н.э., должно было продлиться 70 лет, но бог Мардук в своей милости изменил этот период на 11 лет. Двумя десятилетиями ранее, Исаия предрёк, что «забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя». ( Ис.23:15 ) Пояснение Исаии о том, что 70 лет следует считать «в мере дней одного царя» часто понимают как нормальную продолжительность жизни царя, или, согласно Пс.89:10 , как среднюю продолжительность жизни человека, где число 70 точно не используется как точное число. Так что вполне возможно и, наверное, вероятно, что Иеремия использовал 70 лет подневольного служения как примерное число. Такое понимание поддерживается и тем фактом, что, кажется, не все окружающие Иуду народы (которые как раз и находятся в списке Иер.25:19–26 ) стали вассалами вавилонского царя в одно и то же время, в 605 г. до н.э. Некоторые из них, похоже, были подчинены несколько позже. Таким образом, период подневольного служения не был одинаковой продолжительности для всех этих народов, хотя пророк и сказал, что все они должны были служить царю вавилонскому «семьдесят лет». Ж-2:70 лет «для Вавилона»: 609–539 гг. до н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Тот же пророк Наум предсказал конец Ниневии, конец кровавой вековой тирании в следующих словах: «О, граде кровей (Ниневия была знаменита своей жестокостью и своими убийствами), весь лживый, полн неправды; не осяжется ловитва... и конника едуща, и блистающа меча и блистающих оружий, и множества язвенных и тяжкаго падения, и не бяша конца языком ея; и изнемогут в телесех своих от множества блужения» ( Наум 3, 1, 3 ). Это и произошло. В 612 г. до Р. X. Союзники–мидийцы, вавилоняне и скифы после ужасного боя захватили Ниневию. Пророк Софония предсказал: «И прострет руку свою на север (Ассирия находилась к северу от Израиля) и погубит ассириянина, и положит Ниневию во исчезновение безводно, яко пустыню» и т. д. ( Соф. 2,13 и далее). От Ниневии, которая в течение многих веков топила в крови и слезах древний мир, осталась теперь только груда золы и пепла!.. Клинописная «Вавилонская хроника», которую издал ассириолог С. И. Гэдд, сообщает о победах Набопалассара, основателя Нововавилонского царства, и утверждает следующее: решающую роль в захвате Ниневии сыграли союзники–мидийцы, которые «учинили великую резню князей... Они награбили огромное количество добра из города и храма, и превратили город в земляной холм и руины...». 399 Другое значительное и поразительное открытие, которое было сделано во время раскопок холма Куюнджик (в древней Ниневии), – это дворец Ашшурбанипала (правил в 668–626 гг. до Р. X.) и его богатая царская библиотека, которую составляют более 22 тысяч клинописных глиняных табличек. Эти письменные памятники находятся сейчас в Британском музее. 400 Имя Ашшурбанипала, которого древние греки называли Сарданапалом, 401 не упоминается в Священном Писании. Многие отождествляют его с великим и преславным Ассенафаром, о котором говорит Ездра ( 1Езд. 4, 10 ), 402 другие же отождествляют его с Асарданом (или Асархаддоном), сыном Сеннахирима. 403 Но, несмотря на то что Ашшурбанипал не упоминается в Священном Писании, во всяком случае, он имеет косвенное отношение к Библии, поскольку среди длинного ряда кровавых тиранов это единственный ассириец, оказавший миру бесценную услугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тир Тир [греч. ф-ма евр. названия Цор, «скала» ], укрепл. город финикийцев (⇒ Финикия, финикийцы) на острове, располож. вблизи ливанского побережья ( Нав. 19:29 ; 2Цар. 24:7 ), совр. Сур, находящийся в 40 км сев. Акко. Т. имел две гавани – сидонскую на севере и егип. на юге; вблизи последней находился знаменитый храм Мелькарта, тирского Ваала. Недалеко от острова на материке лежало связ. с городом селение Старый Тир. С течением времени Т. стал более значим, чем ⇒ Сидон, вместе с которым он часто упоминается в Библии ( 1Езд. 3:7 ; Иоил. 3:4 ; Мф. 11:21 ; Мк. 3:8 ). В 27 главе Книги пр. Иезекииля замечательно изображен этот торг. город, богатый и красивый, влияние которого распространялось и на финик. колонии в Сев. Африке (Карфаген). Т. упоминается в док-тах из архива ⇒ Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.). Т. был расположен на границе с уделом Асира ( Нав. 19:29 ), на севере тер., которую Бог определил для Израиля (ср. 2Цар. 24:7 ), но никогда не принадлежал израильтянам. Помощь, которую ⇒ Хирам I оказывал Давиду и Соломону, скорее означала расширение влияния Т. То же самое относится и к женитьбе израил. царя Ахава на Иезавели, дочери ⇒ Ефваала ( 3Цар. 16:31 ). Иосиф Флавий воспроизводит восходящий к тирским летописям список царей – от Абиваала, отца Хирама I, жившего ок. 1000 г. до Р.Х, до Ефваала, царствовавшего во времена Амврия и Ахава, и далее до Пигмалиона, жившего ок. 800 г. до Р.Х., – с точными годами их жизни и царствования, а также список царей, относящийся к VI в. до Р.Х. кроме того, Т. многокр. упоминается в ассир. и вавил. текстах: Т. входил в союз с Сирией и Палестиной, войска союзников в 853 г. до Р.Х. сразились с ассирийцами при Каркаре, но в 841 г. до Р.Х. тирский царь Балеазар был вынужден выплачивать дань Салманасару III. Хирам II в 743 г. покорился власти ассир. царя Тиглатпаласара III. Тирский царь Лули сначала успешно сопротивлялся ассирийцам, но затем был изгнан Синаххерибом (⇒ Сеннахирим). Асархаддону также удалось вновь покорить Т. Навуходоносор безуспешно осаждал город в 585–573 гг. до Р.Х. (см. Иез. 29:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Среди др. семит. языков, в частности среди языков сев.-зап. группы, арам. выделяется следующими чертами: по составу согласных фонем т. н. классический арам. отличается от древнеевр. отсутствием  () и иным происхождением нек-рых согласных; редуцирование безударного краткого гласного в открытом слоге:         - он написал; определенное состояние имени выражается артиклем, присоединяемым к концу слова:   - царь;   - этот царь; имена муж. рода во мн. ч. имеют окончание    , а жен.- -  ; притяжательный, глагольный и местоименный суффикс 1-го лица мн. ч.  ; отсутствие n -породы (   ) и наличие породы  , сочетающей в себе аффиксы   (   ) и   в системе глагольных пород. Классификация Существует неск. вариантов классификации А. я., различия между к-рыми в основном сводятся к тому, что понимать под «средним арамейским» и как делить на диалекты иудейско-палестинский арам. (в широком смысле) на рубеже эр. Т. о., выделяются следующие периоды в истории А. я.: раннеарам. (IX-VI вв. до Р. Х.), имперский (офиц.) арам. (VI в.- ок. 200 до Р. Х.), средний арам. (до ок. 250 по Р. Х.), поздний арам. (до ок. 1200 по Р. Х.), совр. арам. (до наст. времени). Понятие «староарамейский» включает раннеарам., имперский арам., библейский арам. (как правило, его относят к имперскому), кумранский арам. и язык арам. эпиграфики эллинистического периода (оба являются частью среднего арам.). Раннеарам. (или древний а. я.) Представлен исключительно эпиграфическими документами, свидетельствующими о бытовании арам. как офиц. языка первых арам. гос-в (Арпада, Гузаны, Дамаска, Самаля, Халеба, Хамата). Это договоры, царские надписи (посвятительные, строительные и др.), печати. Интерес представляют договоры из г. Сафира между царем Арпада и царем города КТК (   ( Donner H. , R ö llig W. N 222-224), к-рые наряду с вассальными договорами Асархаддона и хеттскими договорами можно рассматривать как сравнительный материал для исследования Второзакония : принимаемые обязательства имеют значение не только для договаривающихся сторон, но и для их потомков (Ibid. N 222 А 1-5; ср.: Втор 29. 14); употребление при обращении к сторонам то ед., то мн. ч. (Втор 6. 7-9 и 11. 18-20; 12. 1-12 и 12. 13-25) находит параллель и в договорах из г. Сафира ( Donner H. , R ö llig W. N 224. 4, 16, 23 и N 224. 9, 14, 20, 27); договоры снабжены пространными проклятиями тем, кто нарушит их (Ibid. N 222. A 14-42; ср.: Втор 28.16-46).

http://pravenc.ru/text/75828.html

Некий Каштарит с толпами киммериян, маннеев и мидян, и со скифами под водительством Спаки угрожал центру области Парсуа, крепости Кишашу. С ним в союзе были: Дусанна, вождь скифского племени Сапарда (Сефарод у пр. Авдия, 20), и Мумитарши, князь мидян. Асархаддон одно время был не прочь даже вступить в мирные переговоры и отправлял к нему посольство. Вероятно Каштарит был слишком уверен в себе и отклонил переговоры, но время еще не пришло, и в 672 г. он был разбит. Союз распался, так как Асархаддону удалось разъединить врагов, привлекши на свою сторону скифов, образовавших государство в Атропатене. Он согласился выдать за скифского вождя Бартатую (Прототий у Геродота) свою дочь. Поступив так подобно византийским императорам, он сделал из скифов оплот Ниневии и с их помощью отразил киммериян, которые, потерпев несколько поражений, должны были уйти в Малую Азию. Таким образом, в первой половине VII в. в северовосточной части культурного мира обозначились государственные образования арийского племени: скифское и индийское, первоначально действовавшие солидарно, но разъединенные ловкой политикой ассирийского царя, который таким образом отсрочил на некоторое время гибель своей державы. Из всех государств Древнего мира, игравших в истории более или менее крупную роль, Мидия представляет для исследователей наибольшие затруднения. До сих пор приходится довольствоваться данными из Геродота, писавшего на основании преданий малоазиатских гарпагидов, и даже черпать из недоброкачественных писаний Ктесия, приводить их в согласие со скудными и случайными упоминаниями в военной литературе ассириян и в Бехистунской надписи Дария. Эту неблагодарную задачу исполняли Оппер, Винклер и Прашек. Последний с большим трудолюбием, остроумием и настойчивостью пытается привести к единству эти разнородные сведения и реконструировать историю мидян от первого их появления до катастрофы при Кире. В этом направлении он сделал все возможное при современном состоянии науки, но стремление его создать цельную картину не могло не увлечь его иногда на путь рискованных сближений.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010